Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образовательные же — с указанием уровня овладения техникой движения.
Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения.
В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.
При обучении двигательным действиям задачи урока формулируются следующим образом:
1) при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомление с техникой. » (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, которое осваивается);
2) при разучивании двигательного действия: «Разучивание техники выполнения. »;
3) при совершенствовании двигательного действия: «Совершенствование техники выполнения. ».
Лекция 4 — Основные понятия физической культуры
Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй — разучивания, третьей — совершенствования.
Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.
Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходьбы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.
При решении задач воспитания физических качеств рекомендуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Воспитание скоростно-силовых качеств при выполнении прыжка в длину с разбега» и т.д. Как видно из примеров, первое слово формулировки задачи — это «воспитание», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.
Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.
При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.
По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач различают четыре разновидности урока.
1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый – развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.
Физическая культура (основные понятия)
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, контрольные (зачетные) уроки.
Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с основными двигательными действиями и их первоначальное освоение.
Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала.
Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.
Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определения уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.
Длительность частей урока и их соотношение зависит от возраста занимающихся, типа урока, места урока в расписании [9].
19. Планирование учебной работы по физической культуре в образовательных организациях. Документы планирования. Методика написания плана-конспекта урока физической культуры.
Требования к планированию в физическом воспитании:
1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели.
Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).
Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения).
Цель конкретизируют целой системой педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).
2.Всесторонность планирования задач педагогического процесса.
Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.
4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).
Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).
Методическая последовательность планирования. При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций.
1.Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование.
Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.
2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.
4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.
5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.
6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.
Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.
Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании. Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию.
Главное назначение плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год. Составляя план-график, необходимо руководствоваться учебным планом и программой школьного курса физического воспитания, разработанной учителем ФК.
Планом-графиком учебного процесса по физическому воспитанию образовательной школы устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий в каждую школьную четверть. Учитывается также наличие материально-спортивной базы школы.
Различные условия сезонов года для занятий обусловливают необходимость при планировании выделять следующие этапы учебного процесса: 1) осенний (I четверть), 2) осенне-зимний (II четверть), 3) зимний (III четверть), 4) весенне-летний (IV четверть)
Для каждого этапа предусматриваются решение определенных задач общей физической подготовки и использование соответствующих средств.
План учебной работы на четверть. Отражается все многообразие учебно-воспитательных задач, средств и методов их решения на каждом этапе обучения в течение учебной четверти.
План составляется на основе годового плана-графика учебного процесса для классов на каждую четверть. В графике учебного процесса представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.
Конспект урока. Конечный документ планирования. Отличается детализацией задач, средств, методических приемов.
Эффективность любого занятия связана, прежде всего, с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.
При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.
Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и могут быть указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.
Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.
При разработке содержания урока физической культуры необходимо:
1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;
2) уточнить необходимый инвентарь для урока;
3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;
4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.
Источник: lektsia.com
Физическая культура как учебный предмет [заведениях]
Физическая культура как учебный предмет в учебных заведениях (школах, ПТУ, ВУЗах и т. п.) — это важнейший компонент формирования личности взрослого человека и будущего профессионала. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многостороннего проявления творческой активности. Будучи обязательным элементом образования, физическая культура способствует воспитанию таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.
Специальное отделение
В результате обучения физической культуре учащийся специального отделения должен:
- уметь определять уровень собственного здоровья по тестам;
- уметь составлять и проводить с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики;
- овладеть элементами техники движений: релаксационных, беговых, прыжковых, при ходьбе на лыжах, плавании;
- уметь составлять комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления;
- уметь применять на практике приёмы массажа и самомассажа;
- овладеть техникой одного из видов спортивных игр;
- повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (терренкур, кроссовая и лыжная подготовка);
- овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений;
- знать состояние своего здоровья, уметь составлять и проводить индивидуальные занятия двигательной активности;
- уметь определять индивидуальную оптимальную нагрузку в процессе занятий физическими упражнениями; знать основные принципы, методы и факторы её регуляции;
- уметь выполнять упражнения:
- сгибание и выпрямление рук в упоре лёжа (для девушек — с руками на опоре высотой до 50 см);
- подтягивание на перекладине (юноши);
- поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);
- прыжки в длину с места;
- бег на дистанцию 100 м;
- бег на дистанцию 3000 м (юноши) / 2000 м (девушки) (без учёта времени);
- тест Купера — 12-минутное передвижение;
- плавание на дистанцию 50 м (без учёта времени);
- бег на лыжах на дистанцию 3 000 м (юноши) / 2 000 м (девушки) (без учёта времени).
На этой странице материал по темам:
Физическая культура как обязательный предмет в учебных заведениях
Причины неадекватного отношения молодежи к предмету «физическая культура»
Задачи тестирования в физической культуре
Физическая подготовленность что это и как её оценивают
В россии физическая культура как основной учебный предмет была введена
Вопросы к этой статье:
Источник: wikiwhat.ru
Назовите основные разделы учебной программы и охарактеризуйте их физическая культура
Средства и методы мышечной релаксации в спорте
Методический раздел направлен на формирование готовности к активному, инициативному, самостоятельному использованию средств физического воспитания для личного физического самосовершенствования, а также для проведения рекреативной, спортивной и воспитательной работы в вузе, на производстве, по месту жительства и в семье. Необходимые для этого умения, навыки, мотивационно-ценностное отношение формируются в процессе учебных занятий, закрепляются и совершенствуются во вне учебной деятельности на самодеятельной основе.
Деятельность студентов должна быть направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое занятие с методической направленностью согласуется с соответствующей теоретической темой
В процессе занятий студенты овладевают приемами самопознания и самоуправления состоянием организма, которые обеспечивают повышение их психических и физических возможностей при выполнении интеллектуальной и физкультурно-спортивной деятельности, активизируют процессы восстановления, повышают устойчивость психоэмоционального состояния в разнообразных условиях жизни и деятельности.
Кафедры физического воспитания должны располагать большим методическим материалом для проведения таких занятий: дневниками самоконтроля студентов, стендами по оценке уровня физического состояния студентов.
Методы самоконтроля предполагают формирование у студентов навыков по оценке физического развития, функционального состояния организма по индексам, стандартам, функциональным пробам и физической подготовленности с помощью тестов. Все пробы и тесты должны быть доступны и понятны студентам.
Формирование умений и навыков по самоконтролю целесообразно осуществлять на занятиях с использованием различных средств (оздоровительная ходьба, беговые программы, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика).
В процессе учебных занятий необходимо формировать у студентов с ослабленным здоровьем навыки по составлению и проведению утренней гигиенической гимнастики, комплексов упражнений, направленных на коррекцию имеющегося заболевания и развития физических качеств, индивидуальных оздоровительных программ с учетом личных интересов табл 2.
Таблица 2. Примерная тематика методических занятий
Темы методических занятий
Оценка физического развития
Составление комплексов упражнений, направленных на коррекцию заболевания
Показания и противопоказания к видам физических упражнений при конкретном заболевании
Правила составления комплексов утренней гигиенической гимнастики
Техника безопасности на занятиях физической культурой
Самоконтроль за состоянием организма в процессе занятий физической культурой
Физическая активность в период экзаменационной сессии
Профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к конкретной специальности
Индивидуальная программа оздоровления организма
Организация активного досуга
Методический семинар по правилам судейства в избранном виде спорта
Практический раздел программы направлен на формирование у студентов единства знаний и практических умений по физической культуре, обучение двигательным действиям, развитие физических качеств, профессионально значимых психофизических качеств. Активное использование перечисленных факторов необходимо для организации здорового образа жизни, решения задач, возникающих в учебной, профессиональной, общественной, бытовой сфере жизнедеятельности, включения в процесс физического самообразования и самосовершенствования.
Практический учебный материал для специального учебного отделения необходимо разрабатывать с учетом показаний и противопоказаний. Он должен иметь оздоровительную и профилактическую направленность использования средств физического воспитания. В процессе учебных занятий необходимо применять индивидуальный и дифференцированный подход к студентам в зависимости от уровня физической подготовленности, а также от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных патологическим процессом, включать специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма.
Обучение двигательным действиям и их совершенствование занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической чертой физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки в изучаемых видах упражнений и спорта, способности организма к эффективному выполнению двигательных действий, повышается устойчивость к утомлению, эмоциональным проявлениям, другим сбивающим факторам.
Для студентов специального учебного отделения имеет большое значение овладение техникой прикладных упражнений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье и перелезании, поднимание и переноска грузов, переползание, простые прыжки. Их прикладной характер заключается в том, что многие из них применяются в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Ходьба — сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса, рук. В процессе занятий применяются следующие виды ходьбы: обычным (походным) и строевым шагом; на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; перекатом с пятки на носок; приставными, скрестными шагами; в приседе, в полуприседе, высоко поднимая колени, выпады.
Бег— более динамичное упражнение. Его влияние на сердечнососудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. Различают следующие виды бега: обычный, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в стороны и назад, бег скрестными шагами вперед и в стороны.
Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. К упражнениям на месте относят все виды стоек, от обычной на двух ногах до самой необычной на одном колене, повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми и закрытыми глазами.
К упражнениям в движении относятся все разновидности ходьбы, бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой, туловищем, с остановками и поворотами.
Упражнения в лазанье представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упорах. Для лазанья можно использовать любые гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, деревянная лестница.
Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся объекту, подбрасывание и ловлю, перебрасывание, жонглирование. Метание предмета значительно легче по координации, чем ловля, при которой в короткий момент времени необходимо определить направление и скорость летящего объекта, его объем, вес, особенности полета.
Упражнения в поднимании и переноске грузов выполняются с различными предметами: передача набивных мячей в шеренге, в колонне; переноска набивных мячей и гимнастических снарядов.
Основными упражнениями в переползании являются следующие: переползание на четвереньках, на полу четвереньках, на боку, по-пластунски.
К простым прыжкам относятся прыжки на месте, в длину, в глубину и в »окно». Каждый из них состоит из разбега, толчка одной или двумя ногами, полета и приземления.
Большое значение для студентов специального учебного отделения имеют умения точно и правильно выполнять общеразвивающие упражнения. К данным упражнениям относят любые, технически несложные упражнения, составленные из одиночных или совместных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполняемые индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов. Они могут выполняться в различных направлениях, с различной быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно.
Количество обще развивающих упражнений огромно. Любое из упражнений многофункционально и располагает многообразными возможностями воздействия на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические возможности.
Как показала практика, особую популярность среди студентов имеют спортивные игры. Это обусловлено тем, что спортивные игры характеризуются разнообразной двигательной деятельностью и способствуют проявлению положительных эмоций, эффективно снижают чувство усталости, повышают умственную и физическую работоспособность студентов. Учитывая большую популярность спортивных игр среди студентов, необходимо с первого курса начинать обучать их технике движений спортивных игр по выбору: бадминтон, волейбол, настольный теннис. Перечисленные виды спортивных игр являются доступными для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. На последующих курсах студенты продолжают совершенствование двигательных действий в избранном виде спорта.
Целесообразно в процессе занятий физической культурой со студентами специального учебного отделения широко применять материалы основной гимнастики, лыжного спорта, плавания и других видов спорта, учитывая материально-технические возможности конкретного высшего учебного заведения.
Развитие физических качеств на занятиях физической культурой осуществляется на протяжении всего периода обучения студентов в академии. Наибольшее количество часов по данному разделу программы приходится на первый курс, так как в это время закладывается фундамент общей физической подготовки студентов. На втором — третьем курсах количество часов, отводимое на развитие физических качеств меньше, чем на первом курсе. Это обусловлено тем, что на старших курсах значительно увеличено количество часов для развития профессионально-значимых физических качеств.
В процессе развития физических качеств решаются задачи по дальнейшему улучшению физического развития, повышению общей тренированности и функционального состояния систем организма. Широко используются упражнения основной гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр. При этом все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма студентов. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений, гибкости предусматривается на каждом занятии, к более интенсивным нагрузкам следует переходить после первого года обучения.
В рабочих планах в течение каждого семестра необходимо предусматривать поэтапные занятия с уклоном на развитие физических качеств. Рабочие планы следует разрабатывать на основе раздельного, поэтапного развития физических качеств. Они должны составляться и »чередоваться» с позиции требования доступности. Методические условия содержательной части занятий, во многом, должны быть облегчены. Они обеспечивают, главным образом, преемственность в усвоении ряда обще развивающих и специальных упражнений и эффективны в развитии физических качеств.
Для развития силы и скоростно-силовых качеств целесообразно использовать следующие упражнения: с отягощением собственным весом и отдельных его частей; с противодействием партнера; с весом внешних предметов (разборные гантели, набивные мячи); с сопротивлением упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты); с использованием тренажеров; прыжки в длину, в высоту; метание теннисных мячей; броски набивного мяча различного веса.
При выборе средств для развития физических качеств необходимо строго учитывать показания и противопоказания к выполнению физических упражнений с учетом конкретных заболеваний студентов.
Для развития быстроты движений эффективны следующие задания: упражнения для развития быстроты двигательной реакции по зрительному и звуковому сигналам; специальные беговые упражнения;
эстафеты умеренной интенсивности; подвижные и спортивные игры.
При развитии выносливости у студентов специального учебного отделения целесообразно применять следующие упражнения: дозированная ходьба (терренкур); бег трусцой (джоггинг); ходьба на лыжах; плавание; ритмическая гимнастика; подвижные и спортивные игры; задания, направленные на совершенствование аэробных возможностей организма.
Для развития ловкости и координации движений целесообразно систематически разучивать и осваивать новые упражнения, в которых нет стереотипных движений, увеличивать запас двигательных умений и навыков. Результаты научных экспериментов свидетельствуют, что отдельные компоненты ловкости независимы друг от друга. Поэтому при их развитии следует применять специальные физические упражнения: задания на развитие точности согласования движений различными звеньями тела; задания для повышения точности соразмерения движений в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий; задания для развития статического и динамического равновесия; выполнение различных упражнений в необычных сочетаниях; комбинирование нескольких двигательных действий одновременно; задания с быстрой перестройкой двигательной деятельности в связи с изменяющимися внешними условиями (ритмическая гимнастика, подвижные и спортивные игры).
Для развития гибкости эффективны следующие задания: упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличением амплитуды движений; активные свободные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой; упражнения с увеличенной амплитудой движений за счет собственных усилий; с помощью партнера или с отягощением; простые пружинистые и маховые дозированные движения; пружинистые повторные движения; удержание статических положений с возможно большей степенью растяжения без снарядов и с использованием гимнастических снарядов.
Профессионально-прикладная физическая подготовка, как составная часть процесса физического воспитания, должна осуществляться с целью подготовки студентов к особенностям будущей профессиональной деятельности. В рабочую программу по физической культуре для каждого факультета обязательно включается система занятий и специальных упражнений по профессионально-прикладной подготовке, направленной на формирование профессионально значимых физических качеств, двигательных умений и навыков и совершенствование психофизических возможностей организма.
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки:
овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, которые способствуют освоению избранной профессии;
ускорение профессионального обучения;
акцентированное развитие и совершенствование профессионально значимых психических и физических качеств средствами физической культуры;
совершенствование психофизических возможностей организма;
овладение научной организацией труда через средства физической культуры;
предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечение профессионального долголетия;
воспитание средствами физической культуры и спорта волевых и организаторских качеств, необходимых будущим руководителям производства;
овладение навыками организатора физкультурно-оздоровительной работы в трудовом коллективе.
Основными средствами профессионально-прикладной физической подготовки являются прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. К числу полноправных средств профессионально-прикладной физической подготовки относятся, так называемые, «вспомогательные дополнительные средства», обеспечивающие образовательный аспект, рационализацию и качество подготовки (аутогенная тренировка, специальное питание, витаминизация, баня, массаж и гидропроцедуры). Работа представителей целого ряда профессий связана с большими не только физическими, но и нервно-эмоциональными нагрузками. Для них зачастую требуются срочные и эффективные средства поддерживания и восстановления профессиональной работоспособности.
Помимо плановых учебных занятий большое значение имеет самостоятельная работа студентов. Регулярное выполнение заданий для самостоятельного изучения способствует более быстрому овладению специальными знаниями, умениями и навыками в области физической культуры
Самостоятельная работа студентов
Первый год обучения
Тема 1. “Знакомство с популярной литературой по здоровому образу жизни”.
Тема 2. Освоение комплексов утренней гигиенической гимнастики (УГГ). Самостоятельный подбор и демонстрации комплексов УГГ.
Второй год обучения
Тема 1. Знакомство с популярной литературой по вопросам самоконтроля.
Тема 2. Освоение знаний и приобретение навыков по использованию средств аэробной направленности в развитии выносливости.
Третий год обучения
Тема 1. Изучение литературы по избранному виду спорта.
Тема 2. Выполнение домашних заданий по развитию отстающих физических качеств.
Четвертый год обучения
Тема 1. Изучение литературы по профессионально-прикладной психофизической подготовке.
Тема 2. Овладение приемами мышечной релаксации.
Источник: vuzlit.com