Назовите основные положения программы футуристов выскажите свое отношение к этим положениям

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Активнее всего они развивались и появлялись в начале XX века, в Серебряный век русской поэзии. Одним из направлений, родившихся в то время, стал футуризм.

Определение 2

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Футуризм как часть авангардистского движения зародился в 1909 году в Италии с публикацией главного документа этого движения — «Манифеста футуризма» (автор — Филиппо Томмазо Маринетти). В данном манифесте утверждалось, что искусство в его традиционной форме изжило себя и более не способно к обновлению, поэтому необходимо создать новую концепцию красоты.

Серебряный век, как различать поэзию модернизма | Символизм, Акмеизм, Футуризм

Замечание 1

В российской поэзии футуризм просуществовал приблизительно с 1910 по 1920 год.

Черты русского футуризма

Русский футуризм, как и футуризм в целом, обладал следующими характеристиками:

  • Самой главной отличительной чертой футуризма был протест против привычных норм стихосложения. Поэты-футуристы экспериментировали с рифмой и ритмом;
  • Ярко выражены бунтарство и анархичность;
  • Отрицание давно сформировавшихся культурных традиций, направленность на «искусство будущего»;
  • Попытки создания «заумного языка».

Определение 3

Заумный язык (заумь) — литературный приём; замещение элементов естественного языка на аналогичные звуковые комплексы или словосочетания. Это язык неопределённых значений.

«Футуризм в русской литературе»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Футуристы отрицали необходимость логических и синтаксических связей в текстах своих произведений. Ими часто использовался язык афиш и объявлений, вульгарные обороты речи и профессиональный жаргон. Многие футуристы изобретали авторские неологизмы.

Определение 4

Неологизм — слово, недавно появившееся в языке. Авторские неологизмы создаются писателями и поэтами на страницах их произведений.

Футуристы полностью отрицали полезность всего накопленного человечеством культурного и литературного опыта, считая, что он является бесполезным багажом условностей.

Для футуризма было характерно возвышение личности поэта и презрение к личностям более слабым. Появился культ силы и бесстрашия, даже агрессии. Футуристы старались привлечь к себе и своему творчеству как можно больше внимания, прибегая к приёмам эпатажа и всевозможным крайним мерам и литературным скандалам.

Главным героем футуристических произведений становился, как правило, житель большого города, который погружён в его динамичную, активную жизнь. Выбор города как основного фона был обоснован тем, что в городской среде темпы развития гораздо быстрее, чем, скажем, в деревенской. Для героя было характерно выражение своих мыслей и чувств нетрадиционными способами.

В. Маяковский и футуризм

Футуристические группировки

Замечание 2

Первым русским футуристом считается поэт Игорь Северянин, в 1911 году выпустивший сборник под названием «Пролог. Эгофутуризм».

Самым влиятельным футуристским кружком и одновременно создателем русского футуризма считается литературно-художественное объединение «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.

Внутри себя футуризм разделялся на несколько группировок:

  1. Петербургские эгофутуристы — Игорь Северянин, Иван Игнатьев и другие;
  2. Кубофутуризм, к которому и относились члены «Гилеи» — Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и другие;
  3. Московское поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное эгофутуристами, в которое входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие;
  4. Футуристическая группа «Центрифуга», в которую входили Сергей Бобров, Николай Асеев и Борис Пастернак.
Читайте также:
Программа для настройки 3d на компьютер

Эти четыре группировки находились в весьма странных и напряженных отношениях друг с другом. Они враждовали, не сходясь во мнениях о том, кто из них является оплотом истинного футуризма, однако порой участники одной группировки переходили в другую без каких-либо проблем.

Помимо четырёх крупнейших существовало также несколько других объединений футуристов: «41 градус», «Творчество», «Лирень», «Бескровное убийство».

Замечание 3

В манифесте «Пощёчина общественному вкусу» футуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности».

Угасание футуризма

Многие русские футуристы, например, Владимир Маяковский, Осип Брик, Велимир Хлебников и Василий Кандинский приветствовали Октябрьскую революцию и отражали революционные идеи в своих произведениях. Но вместе с этим футуристическим произведениям была свойственная антивоенная идея, нашедшая отражение в поэмах «Война в мышеловке» Хлебникова и «Война и мир» Маяковского.

Несмотря на то, что футуристы приветствовали русскую революцию, темпы развития этого движения стали заметно уменьшаться сразу после победы большевиков в 1917 году. Судьба многих футуристов сложилась печально и даже трагически: кто-то был расстрелян, кто-то отправился в ссылку или в эмиграцию, кто-то покончил жизнь самоубийством. Немногие оставшиеся в России футуристы сменили свои литературные взгляды и выработали новый, отличный от футуристического стиль.

Футуризм — это отдельная и очень важная глава в истории русской поэзии. Его идеалы и идеи оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Нестандартное мышление футуристов, отрицавших все сложившиеся каноны и бесстрашно пытавшихся создать нечто абсолютно новое, «разрушающих музеи, библиотеки и сражающихся с морализмом», привнесло в литературу множество новаторских идей, которые были в дальнейшем подхвачены последующими поколениями поэтов.

Источник: spravochnick.ru

Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910 годов

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта в его объем произвольными и производными словами (Слово — новшество).

2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900–1910-х и впервые

тублично заявил о себе в 1910 году, когда вышел в свет первый футуристический сборник

«Садок судей» (авторами сборника были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский).

Именно эти поэты, вместе с В. Маяковским и А. Крученых, вскоре составили наиболее

крупную и влиятельную футуристическую группировку — кубофутуристов, или поэтов

«Гилеи» (Гилея — древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец

Д. Бурлюка был управляющим имения и куда в 1911 году приезжала группа кубофуту-

ристов). Помимо «Гилеи» футуризм был представлен тремя другими группировками —

эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой

«Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.), объединением «Центри-

фуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). Подобно другим модер-

нистским течениям футуризм был неоднороден. Наибольшей последовательностью и бес-

компромиссностью в футуристическом движении отличались кубофутуристы. Социально-

психологическую опору нового течения составили настроения новых для России социаль-

ных слоев — радикального студенчества, люмпен-пролетариата, вообще людей городской

улицы. Из всех течений модернизма футуризм выделяется именно определенностью сво-

его социального лица.

Литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными

художественными группировками 1910-х годов — прежде всего с художниками групп

«Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В той или иной мере поэты-

Читайте также:
Какой программой открыть файлы raw

футуристы совмещали свою литературную практику с занятиями живописью: живопис-

цами были и братья Бурлюки, и Е. Гуро, и А. Крученых, и В. Маяковский. И наоборот,

добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах

участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». Теснейшая связь

поэтической стилистики футуристов с технологическими навыками живописи проявилась

с первых шагов литературного футуризма: вслед за авангардистами-живописцами поэты

«Гилеи» обращаются к формам художественного примитива, стремятся к утилитарной

«полезности» своего искусства.

Футуризм претендует никак не меньше чем на вселенскую миссию; по глобализму

притязаний он несопоставим ни с одним из художественных течений прошлого и будуще-

го. Характерный штрих: после Февральской революции 1917 года футуристы и близкие

к ним художники авангарда образуют воображаемое «Правительство Земного Шара»;

от имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылaeт письма и телеграммы

Временному правительству с требованиями отставки. И это вовсе не проявление склон-

ности к юмору, как, впрочем, и не психопатологическая мания величия: это следствие

убежденности в том, что весь мир пронизан искусством. Из этого же убеждения — тяга

футуристов к массовым театрализованным акциям, раскраска лба и ладоней, культивиро-

вание эстетического «безумства». Футуризм как явление выходил за рамки собственно

литературы: он воплощался с максимальной силой в самом поведении участников тече-

Программой жизненного поведения футуристов становится сознательный эпатаж

обывателя. Футуризм, как любое авангардное художественное явление, более всего стра-

шится равнодушия. Поэтому необходимым условием его существования становится атмо-

сфера литературного скандала. Подобно тому, как роль короля разыгрывается в жизни

и на сцене его окружением, футуризм не может состояться вне своеобразного социального

обряда освистывания и осмеяния. Важнейшая для футуристов реакция на их искусство —

даже не осмысление литературного текста, а подчеркнуто агрессивное неприятие, протест

в как можно более резких формах. Такая реакция со стороны публики и провоцируется

нарочитым юродством в поведении футуристов. Складывается своего рода репертуар

эпатирования: хлесткие названия («Чукурюк» — для картины; «Дохлая луна» — для

сборника произведений; «Идите к черту!» — для литературного манифеста); уничижи-

тельные отзывы о предшествующей культурной традиции и о современном искусстве.

В литературных текстах широко практикуются лексические, синтаксические и смыс-

ловые смещения. Лексическое обновление связано с депоэтизацией поэтического языка,

введением грубых образов, вульгаризмов. Причем дело не просто в преодолении лекси-

ческих запретов и использовании табуированной лексики: ощущение сознательного

смещения возникает потому, что снижающие образы или вульгаризмы используются там,

где традиция диктует возвышенно-романтическую стилистику. Читательское ожидание

резко нарушается, исчезает граница между «низким» и «высоким». Поток снижающих

образов — обычная примета стихотворения Д. Бурлюка, для которого «звезды — черви,

пьяные туманом», «поэзия — истрепанная девка, а красота — кощунственная дрянь».

Слово лишается ореола сакраментальности, опредмечивается, его можно дробить, пере-

иначивать, создавать новые комбинации лексических элементов. Отсюда широко распро-

страненные в футуризме эксперименты по созданию «заумного языка», состоящего из

звуков, каждый из которых обладает собственной семантикой: например, самый ради-

кальный «заумник» Крученых предлагает взамен якобы затасканного слова «лилия» слово

«еуы», сияющее, как ему кажется, первоначальной чистотой. Новое отношение к слову

как к конструктивному материалу приводит к активному созданию неологизмов и непри-

вычных словосочетаний (это свойственно Хлебникову, Маяковскому).

Синтаксические смещения проявляются в отказе от знаков препинания, введения

«телеграфного» синтаксиса (без предлогов), использования математических и музыкаль-

ных знаков. Гораздо большее, чем прежде, значение придается визуальному воздействию

текста. Отсюда разнообразные эксперименты с тем или иным расположением слов, стихо-

творных строчек, использование разноцветных шрифтов (частные проявления «визуали-

зации» стиха — «лесенка» Маяковского, использование Бурлюком особых шрифтов для

выделения отдельных эпитетов, внутренних рифм, важнейших слов).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:
Ps vita полезные программы

Источник: studopedia.ru

Что такое футуризм в литературе?

Что такое футуризм в литературе?

Футуризм (будущее) – одно из самых популярных литературных направлений в России начала XX века. Это движение в прямом смысле ознаменовало революцию в мировом искусстве: футуристы не признавали классические традиции и старые нормы, в противовес проповедуя нигилистическое отрицание.

Основная черта футуристов – урбанизм и направленность к будущему

Из статьи вы подробнее узнаете об этом явлении в литературе.

История футуризма

страница из книги

Вопреки многим заблуждениям, футуризм зародился не в России, а в Италии. Датой основания направления считается 20 февраля 1909 года, когда итальянский литератор Томмазо Маринетти опубликовал в парижской газете «Фигаро» произведение «Манифест футуризма». В своей работе Маринетти призывал разрушать библиотеки и музеи, бороться против морализма.

Причем публицист, будучи последователем идей Бенито Муссолини, видел много общего в фашизме и футуризме. В России это направление зародилось немногим позже, сразу после публикации в 1910 году сборника Гумилева «Садок судей», и очень быстро получило развитие. В немалой степени это направление повлияло на развитие русского языка и принесло много изменений: менялся строй предложения, появлялись новые речевые обороты, корнесловия и многое другое. Несмотря на антибуржуазную направленность футуризма, советская власть негативно восприняла его представителей, и движение постепенно начало распадаться.

Окончательно футуризм как движение исчез в СССР в конце 1920 годов

Многие писатели эмигрировали из страны – в их числе Илья Зданевич, Игорь Северянин, Давид Бурлюк и другие. Владимир Маяковский застрелился в 1930 году.

Задача и суть этого направления

значение понятия футуризм

Как и было сказано, футуризм – полное отрицание рамок, норм и условностей. Футуристы стремились выразить свое мировосприятие и понимание всего происходящего любыми удобными для себя способами, наплевав на опыт предшествующих поколений: «теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

Вы скажете, что любое авангардистское течение было против классицизма? Да, так и есть. Но футуристы делали это крайне радикальным образом, выступая против любых литературных рамок и стремясь к искусству будущего. Сам Маринетти толковал задачу футуризма следующим образом: «ежегодно плевать на алтарь искусства».

Герой в работах футуриста – это житель большого современного города, наполненного различной техникой и постоянным движением. Здесь жизнь постоянно улучшается и достигает все новых этапов развития. Вечный прогресс.

Течения русского футуризма

какие бывают направления в литературе

Каждое из этих течений называло себя представителем истинного футуризма и считало свою роль главенствующей – все это приводило к постоянной вражде между группировками. Но даже так порой они сближались, а некоторые и вовсе переходили из одной группы в другую.

Русский и итальянский футуризм: сравнение

Русский футуризм больше литературный, чем итальянский. Нет, это не означает, что в художестве он не получил распространения, ведь было много популярных работ, чего стоит Михаил Ларионов. Но именно в литературе футуризм нашел наиболее широкое распространение.

В идеологии между русскими и итальянскими авангардистами тоже были большие отличия. Так, в Италии воспевали милитаризм, а основателя направления Маринетти часто обвиняли в шовинизме и называли женоненавистником. К тому же, позже он примкнул к числу последователей фашизма.

В России же футуризм носил антибуржуазную направленность, а его представители (например, Маяковский, Хлебников и Кандинский) поддерживали Октябрьскую революцию.

Они стремились развивать литературу в революционном духе

Представителям русского футуризма не нравилось, когда их сравнивали с итальянским направлением и называли это направление детищем Маринетти. Напротив, они считали, что во многом превосходят итальянских авторов и самого основателя футуризма.

Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной, и теперь вы больше знаете о футуризме. Это движение оказало огромное влияние на развитие мирового искусства начала XX века, а работами популярных художников и поэтов-футуристов мы наслаждаемся до сих пор.

Дополнительная информация о русском футуризме в литературе в видео:

Источник: sunmag.me

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru