Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: ««Методика развития речи детей дошкольного возраста: история становления и современные образовательные технологии». Составила: учитель-логопед МДОУ «Детский.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 «Методика развития речи детей дошкольного возраста: история становления и современные образовательные технологии». Составила: учитель-логопед МДОУ «Детский сад 14 общеразвивающего вида» Касаткина Елена Владимировна 2013 г.
3 Ключевые понятия методики развития речи дошкольников Язык – это система словесных знаков, выработанных человечеством и предназначенных для общения. Язык – социальное явление, в котором отражается и сохраняется исторический опыт предшествующих поколений.
4 Ключевые понятия методики развития речи дошкольников Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций.
5 этапов запуска речи. Как облегчить процесс развития речи ребенка.
5 Ключевые понятия методики развития речи дошкольников Методика развития речи детей дошкольного возраста предполагает полноценное, своевременное освоение родного языка каждым ребенком с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
6 История становления методики развития речи детей дошкольного возраста Эпоха Античности — в философских трактатах Сократа, Платона, Аристотеля даются практические советы по подготовке детей к освоению риторического искусства. В Средние века особое внимание уделялось обучению детей чтению религиозных источников с целью постижения божественной мудрости. В эпоху Возрождения возвращается идея Античности и первичности устной речи и необходимости развития красноречия как умения выражать свои мысли логично, внятно, в привлекательных для слушателя формах.
7 Ян Амос Коменский ( ) В книге «Материнская школа» он предлагает программы развития речи детей, которая базируется на изучении особенностей ребенка. Эффективными средствами развития речи Я.А.Коменский считает подражание речи взрослого, ритмические прибаутки, стихи, басни, художественные рассказы, сказки о животных. Особое значение придается ознакомлению с литературой, что позволяет ребенку приобщиться к красоте родного языка, а позже (в школьном обучении) освоить ораторское мастерство или умение «хорошо говорить». Наиболее ценным в идеях Коменского явилось обоснование принципа единства познавательного и речевого развития.
8 Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) В своей теории элементарного образования утверждал, что все знания проистекают из трех основных человеческих способностей, связанных со звуком, линией и единицей, которые и составляют элементы каждого сложного знания. Наиболее важна способность произносить звуки, на которых базируется правильное употребление слов, что является основой обучения речи. И.Г. Песталоцци определил три этапа педагогической работы по развитию речи детей: обучение звуку, обучение слову, обучение речи. Он разработал систему упражнений для развития познавательных и речевых способностей.
Как начать выступление? 3 приема начала публичной речи как в TED | Даниил Осипов
9 Фридрих Вильгельм Август Фребель ( ) Он рассматривал развитие речи как часть умственного и социального развития и предполагал организацию свободного общения ребенка с разными людьми в процессе таких видов совместной деятельности, как наблюдения, игра и сообщение знаний по ходу дидактических игр с «дарами».
10 «Дары Фребеля» «Дары Фребеля» — это дидактический материал из шести составляющих. Первый «дар» — цветные мячики (цвета радуги и белый) – помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» — шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы), – знакомит с геометрическими телами. Остальные 4 «дара» — куб, деленный на мелкие части (кубики, 4- и 3- гранные призмы), — дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования.
11 Константин Дмитриевич Ушинский ( ) По праву считается основоположником российской методики развития речи как науки. В основе всей педагогической системы Ушинского были положены два фундаментальных принципа: народности и развивающего обучения. В родном языке К.Д.Ушинский видел средства развития умственных, нравственных и художественных особенностей ребенка.
Развитие речи трактуется им как процесс освоения родного языка и полагается центральной задачей образования и воспитания детей. Ушинский также определяет цели первоначального обучения родному языку. Для решения каждой цели К.Д.Ушинский предлагает методику работы, которая включает систему упражнений по развитию дара слова, чтение и обсуждение литературных текстов – лучших образцов языка, обучение правилам грамматики на основе анализа речевой практики.
12 Периоды истории отечественной науки о развитии речи детей г.г г.г г.г г.г. современный период.
13 годы — это период научного обоснования, идеологической оценки, пересмотра наследия дореволюционной России и создания методики развития речи как науки, учебной дисциплины и практического руководства для деятельности воспитателей детских садов. Характерной его особенностью явилась идея о ведущей роли литературы в развитии речи дошкольников. Литература рассматривалась в качестве основного и единственного эффективного средства речевого развития детей. В этот период к созданию произведений детской литературы были привлечены многие лучшие писатели и поэты того времени: С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, В.В.Бианки и др.
14 Елизавета Ивановна Тихеева ( ) Опираясь на идеи русских прогрессивных и западных педагогов, Е.И.Тихеева обосновала необходимость рассматривать развитие речи как ведущую задачу в воспитании и развитии дошкольника, сформулировала цель работы детского сада по этому разделу, определила теоретические основы методики, разработала основные ее разделы: развитие речи в первые годы жизни ребенка, словарь детей, занятия по живому слову.
15 Евгения Александрвна Флерина ( ) Прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, члена корреспондента АПН РСФСР. Ею разработана методика использования художественного слова в развитии речи детей, предложены методы беседы, разговора, чтения и рассказывания литературных текстов. В ее учебном пособии «Живое слово в дошкольном учреждении» нашли отражение результаты исследований Л.А.Пеньевской, О.И Соловьевой, М.М.Кониной, Н.С.Карпинской.
16 годы — этот период характеризуется явлением психологизации теоретических подходов, появление нового исследовательского метода психолого-педагогического обучающего эксперимента и усилением роли активных средств обучения в практике развития речи дошкольников.
17 Анна Михайловна Леушина ( ) Ею была пересмотрена цель работы по развитию речи детей в детском саду и установлена новая система речевых задач. Исходя из ведущей в дошкольном возрасте коммуникативной функции речи, главной целью стало развитие речи как универсального средства общения ребенка с окружающими людьми. А.М.Леушиной принадлежит разработка принципиально новой теории пересказа, что заставило коренным образом пересмотреть отношение к этому виду речевого задания. Подобного рода методические находки были сделаны и в отношении бесед с детьми. Это явилось теоретической предпосылкой для последующей разработки метода эвристической беседы в работе с дошкольниками.
18 Предвоенные годы В предвоенные годы оказала влияние на дальнейшее совершенствование методики развития речи работа Р.И.Жуковской, в которой изучались вопросы восприятия детьми юмора, методы формирования выразительной речи. Более детальной и глубокой разработке раздела «Словарная работа» способствовали результаты исследования Е.А.Гребенщиковой, в которых подчеркивалась особая роль сенсорного воспитания для освоения лексики дошкольниками.
19 годы — этот период начинается с официального утверждения идеи о ведущей роли обучения в развитии и воспитании ребенка. В решении методических вопросов развития речи все большее место начинают занимать методы обучения, а в формах работы с детьми – доминировать занятия.
20 Период 1953 – 1989 годов характеризуется: провозглашением идеи ведущей роли обучения в развитии речи детей дошкольного возраста; разработкой нового содержания теории и методики словарной работы на основе формирования системных знаний об окружающем мире; разработкой новых психолого-педагогических подходов и методических рекомендаций по решению задач развития речи детей в работе с художественными произведениями разных жанров; разработкой и внедрением в практику методики занятий по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста; появлением программы современного курса методики развития речи для студентов педагогических ВУЗов.
23 годы — этот период характеризуется появлением: — новой Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) — большого количества исследований по проблемам развития речи. По классификации Ф.А.Сохина их можно разделить на три направления.
24 Три направления исследований по развитию речи: структурное – исследования проблем освоения дошкольниками структурных уровней системы языка: фонетики, лексики, грамматики (А.Г.Арушанова, А.Н.Богатырева, В.В.Гербова, М.С.Лаврик, В.И.Логинова, Г.М.Лямина, А.И.Максаков, А.А.Смага, Ф.А.Сохин, Е.М.Струнина, В.И.Яшина и др.); функциональное – исследование проблем коммуникативной функции речи (Н.Ф.Виноградова, О.С.Ушакова и др.); когнитивное – исследование возможностей и условий элементарного осознания ребенком явлений языка и речи (М.М.Алексеева, Г.П.Беликова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Е.Журова, С.Н.Карпова, Л.Н.Невская, Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, Д.Б.Эльконин и др.).
25 Исследования по развитию речи дошкольников. В этот период изучались проблемы развития индивидуальных творческих проявлений ребенка в речевой деятельности (О.В.Акулова, В.Н.Андросова, Л.В.Ворошнина, Л.М.Гурович, Н.А.Орланова, А.И.Полозова, О.Н.Сомкова, Л.А.Талер, С.Н.Цейтлин и др.). В вариативных комплексных программах воспитания и развития дошкольников («Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки»), появившихся в это время, обязательным был раздел, определяющий задач развития всех сторон речи ребенка.
27 Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает проявление субъектных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативности и активности при организации общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника.
29 Технологии организации работы по развитию общения и речи: технология проектной деятельности; технология развития детского речевого творчества; технология группового взаимодействия детей; технология поисково-исследовательской деятельности; технология создания детского портфолио; технология коллекционирования; информационно-коммуникационные технологии.
30 Этапы конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей 1. Мотивационный этап. Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи. 2. Этап накопления содержания для общения и речи. Цель этапа – обогащение представлений детей по теме. 3. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.
Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета. 4. Творческий этап. Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками. 5. Оценочно-результативный этап. Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.
31 Благодарю за внимание!
Источник: www.myshared.ru
Научные основы методики развития речи
Методика развития речи- педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической д-ти, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в семье и детском саду.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Работа содержит 1 файл
1. Научные основы методики развития речи
Методика развития речи- педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической д-ти, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в семье и детском саду.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.
Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.
Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:
• чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);
• как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);
• почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).
«Чему учить» – означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» – разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических рекомендаций на практике
Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:
. методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу;
. использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.
Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.
Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.
С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.
Методика развития речи как учебная дисциплина стоит в кругу тех дисциплин, которые составляют основу профессионально- образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности.
Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Такой подход отражается в понимании процесса освоения языка как сложной человеческой деятельности, в ходе которой приобретаются знания, формируются умения, развивается личность.
Знание методологических основ необходимо для понимания сущности онтогенеза речи и отсюда – для определения общей направленности педагогического воздействия на детей и, наконец, для понимания более частных методических вопросов.
Важнейшим, значимым для методики положением является то, что язык – это продукт общественно- исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.
Этим определяется важнейший принцип методики – овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.
Источник: www.stud24.ru
Научно-теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста
1. Научно-теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста
Научнотеоретические
основы методики
развития речи
детей
дошкольного
возраста
Венкова Зоя Львовна,
кандидат педагогических наук
2.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие
существования человеческого общества.
• Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил
говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное
для данного периода времени.
• Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она
единична для каждого носителя языка.
Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому
человеку, а речь — конкретному человеку.
Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он
посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырём основным видам
речевой деятельности (речевым навыкам).
2
3.
слово
текст
Единицы речи в динамике
звук
предложение
4.
Методика развития речи входит в состав
педагогических наук в сфере дошкольного
образования.
Прикладная наука дошкольной педагогики
• Объект – ребенок дошкольного возраста
• Предмет — процесс овладения детьми родной
речью и навыками речевого общения в
условиях
целенаправленного
педагогического воздействия и свободной
деятельности.
5. Задачи МРР
Фундаментальные
задачи
1) исследование процессов
овладения детьми родным
языком, речью, речевым
общением;
2) изучение закономерностей
обучения родной речи;
3) определение принципов и
методов обучения.
Прикладные задачи
Поиск ответов на вопросы:
1) чему учить: какие речевые
умения и языковые формы
должны усвоить дети в процессе
обучения (создание и реализация
программ);
2) как учить: какие условия,
формы, средства, методы и
приемы использовать для
развития речи (разработка
методических рекомендаций);
3) почему так, а не иначе
(обоснование технологий
развития речи).
6. Научные основы методики
• Методологическая
основа
–
положения
материалистической философии о языке: как продукте
общественно-исторического развития, как важнейшем
средстве общения и социального взаимодействия людей,
о его связи с мышлением.
•Естественнонаучная основа (физиологическая) — учение
о двух сигнальных системах высшей нервной
деятельности человека, объясняющее механизмы
формирования речи (И. П. Павлов ).
•Психологическая основа — теория речи и речевой
деятельности. Речевая деятельность представляет собой
активный, целеустремленный процесс, опосредованный
языковой системой и обусловливаемый ситуацией
процесс принятия и передачи сообщений (А.Н. Леонтьев,
Л.С. Выготский).
•Лингвистическая основа — учение о языке как целостной
системе.
•Педагогическая основа – положения дошкольной
дидактики.
7. Историография МРР
• М.В. Ломоносов (1711 — 1765) – обучение детей на
русском языке;
• Л.Н. Толстой (1824 — 1910) – значимость дошкольного
детства, акцентирование семейного воспитания,
актуализация беседового чтения;
• К. Д. Ушинский (1824 — 1870) — система обучения
родному языку в начальной школе, принцип
народности;
• Е. Н. Водовозова (1844 – 1923) – программа развития
у детей родной речи и методика использования
русского фольклора;
• А. С. Симонович (1840–1933) – словарь детской речи.
8. 1920 – 1930 г.г. – становление методики развития речи
• Е. А. Аркин (1873–1948) – психофизиологические
механизмы речи;
• Е. И. Тихеева (1867–1944) – педагогическая система
развития речи детей дошкольного возраста;
• Е. А. Флерина (1889–1952) – использование
художественного слова и активной диалогической
речи;
• А. П. Усова (1898 — 1965) — дошкольная дидактика;
• Ф. А. Сохин (1929 – 1992) -, лингвистические основы
детской речи;
• В.И. Логинова (1932 — 1992) – процессы обогащения
детского словаря
9. 60 – 70 годы
• В.И. Ядешко
• Н.Ф. Виноградова
• М.М. Алексеева
• О.С. Ушакова
• Л.В. Ворошнина
• Л.Е. Журова
• М.И. Лисина
• А.Г. Арушанова
10.
Языковые сферы
Лингвистическая
сфера
Коммуникативная
сфера
Осознание явлений языка и речи
11. Основные термины
• Речь — форма существования человеческого языка. Т.е. исторически сложившаяся
форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на
основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны,
формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с
другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
• Коммуникация происходит от латинского communicate, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь».
Процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности, включающий в себя обмен информацией, опытом, способностями,
результатами деятельности, обладающий взаимным восприятием и попытками
влияния друг на друга.
• Речевая культура – степень соответствия речи нормам орфоэпии,
словоупотребления, грамматики и т.д., установленным для данного языка,
способность следовать в своей индивидуальной речи лучшим образцам.
• Языковая (речевая) среда – речь окружающих человека людей и тексты читаемых
книг. Выделяют естественную речевую среду, в которой усвоение речи
происходит спонтанно, и искусственную, т.е. специально организованную,
максимально пригодную для обучения.
11
12.
• Коммуникативная компетентность — совокупность мотиваций, знаний, и
речевого поведения в области вербальных и невербальных средств для
адекватного восприятия и отражения действительности в различных
ситуациях общения. Т. е.: «овладение языком и применение языка».
• Языковая компетентность – владение языком в такой мере, что он
становиться действительно родным, основным средством мышления,
общения, саморегуляции. Т.е. формируется свобода речевого поведения.
• Коммуникативная культура — система внутренних ресурсов, необходимых
для построения эффективной коммуникации в определённом круге
ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет
несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже
время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
13. Структурные компоненты коммуникативной культуры
Мотивационно-Когнитивный Деятельностный
личностный
14.
Речевая
среда
окружения
Ассоциативный
принцип
(личный опыт)
Интегрированный
образовательный
процесс
Нормативно-лингвистический
принцип
(нормативный опыт)
14
15.
Сигнификативная
( номинативная)
функция
Коммуникативная
функция
Функции
речи
Воздействующая
функция
Экспрессивная
функция
16. Назначение речи
• Средство удовлетворения личных потребностей
человека;
• Средство познания (приобретение, усвоение,
трансляция знаний);
• Средство воздействия (выработка норм
поведения, склонение к действиям);
• Средство согласования (обсуждение,
планирование, оценка совместности действий);
16
17. Формы речи
Речь
Внутренняя
(эгоцентрическая)
речь лишенная звукового оформления
и протекающая с использованием
языковых значений, но посредством
внутреннего использования. Это речь
не выполняющая функций общения, а
лишь
обслуживающая
процесс
мышления конкретного человека.
Внешняя
(социализированная)
речь с использованием звуковых
сигналов, письменных знаков и
символов
для
передачи
информации,
процесс
материализации мысли.
Устная речь: монологическая и
диалогическая
Письменная речь
17
18. Этапы становления речи (А.Н. Леонтьев)
19. Этапы коммуникативного развития (М.И. Лисина)
Внеситуативноличностное общение
Старший возраст
Деловое общение
Средний возраст
Ранний возраст
Младенчество
Познавательное общение
Предметно-действенное общение
Эмоционально-личностное общение
19
20. Практика предвосхищения, ожидания возможного поведенческого репертуара
Индивидуальные
психофизиологические
особенности развития
Практика предвосхищения, ожидания
возможного поведенческого репертуара
21.
Тип нервной системы
1
Тип темперамента
2
Тип функциональной асимметрии ПГМ
3
4
5
Предпочитаемый канал восприятия
Половая принадлежность
22.
Тип нервной
системы
Сильный
уравновешенный
Равнодействие
процессов
возбуждения и
торможения
Сильный
неуравновешенный
Преобладание
процесса
возбуждения
Слабый
Преобладание
процесса
торможения
23.
Тип темперамента
Сангвиник
Речь живая,
плавная.
Быстро
ориентируется в
окружающей
ситуации.
Эмоционально
стабилен.
Компромиссен.
Увлекаем и
непостоянен.
Жизнерадостный
Д/А достаточная.
Отношение к
критике
спокойное.
Холерик
Речь громкая,
резкая.
Подвижен и
возбудим.
Любознателен,
активен.
Эмоционально
нестабилен.
Агрессивен и
конфликтен.
Быстро
переключается в
деятельности.
Отношение к
критике
возбужденное.
Флегматик
Речь монотонная,
медленная.
Спокоен,
медлителен.
Пунктуален.
Эмоционально
стабилен, но
эмоцию
переживает долго.
Оптимистичен,
общителен. ДА
незначительно
снижена.
Отношение к
критике
безразличное.
Меланхолик
Речь тихая, с
придыханием.
Замкнут,
малообщителен.
Стеснителен и
неуверен в
своих силах,
медлителен.
Старателен.
Доброжелателен
и отзывчив.
Быстро устает.
Д/А низкая.
Отношение к
критике
обидчивое.
24.
Тип функциональной
асимметрии полушарий
головного мозга
Левополушарный
тип
Правополушарный
тип
Равнополушарный
тип
Логический склад мышления.
Эволюционный характер
освоения деятельности.
Эмоциональная
уравновешенность.
Пунктуальность, высокая
потребность в
упорядочивании. Способность
к монотомии.
Творческий
склад
мышления. Ассоциативное
освоение
деятельности.
Повышенная
эмоциональность.
Потребность в творческом
поиске.
Поверхностность.
Высокий
темп
жизнедеятельности.
Синтез
творчества
и
логики. Более полное и
качественное выполнение
деятельности.
Организаторские
и
управленческие
способности. Возможность
параллельно
выполнять
несколько дел.
25.
Предпочитаемый
канал восприятия
Слушатель
Аудиальный тип
Использует слова «слушать»,
«звуки» и т.д. Рано начинает
говорить. Демонстрирует
чувствительность к тону и
громкости звуков.
Разговорчивый. Развита
слуховая память. Легко
отвлекается на шум. При
коммуникации рекомендуется
выделять интонацией важные
слова. Реагирует на
словесное поощрение.
Зритель
Визуальный тип
Ведущие слова «смотреть»,
«видеть»
и
т.д.
Наблюдателен. Запоминает
образы,
цвета,
расположение предметов.
Развита зрительная память.
Реагирует на мимику. При
разговоре
рекомендуется
оставлять
свободное
пространство,
что
бы
оставалось место для их
наблюдений. Реагирует на
материальные стимулы.
Деятель
Кинестетический тип
Ведущие слова «трогать»,
«делать» и т.д. Хорошо
развита крупная моторика.
Много
жестикулирует.
Раннее
физическое
развитие. Развита телесная
и тактильная память. При
общении использует жести и
прикосновения.
Реагирует
на тактильное поощрение.
26.
Половая
принадлежность
Мужской пол
Главное
в
жизнедеятельности
–
количество и скорость.
Революционный характер
развития и творческий
(изобретательский) склад
ума.
Освоение
максимального
пространства. Развитость
крупной
моторики
и
двигательных
способностей.
.
Средний пол
?
Женский пол
Жизненная
характеристика
качество. Эволюционный
характер
развития
и
ассоциативный
склад
ума.
Высокая
работоспособность
и
эмоциональность.
Развитость
мелкой
моторики.
27.
Знание особенностей развития
обеспечит правильную
организацию индивидуальнодифференцированного
подхода к ребенку и поможет
выстроить индивидуальную
стратегию сопровождения!
28. Показатели речи
Содержательность (сюжетность)
Логичность
Структурированность (композиция)
Действенность
Способы связи
речи
Понятность речи (правильность)
Лексическое разнообразие (образность)
Выразительность речи (звуковое оформление)
Действенность речи
Языковая способность
Речевая уникальность
28
29. Основные направления (Е.И. Тихеева, 1938)
Развитие аппарата речи у детей,
его гибкости, четкости;
развитие речевого слуха
Накопление содержания речи,
освоение основ речевого этикета
Работа над формой речи, ее структурой
Формирование интереса к
художественному слову
Речевое
развитие
детей
дошкольного
возраста
Развитие коммуникативных способностей
Подготовка к освоению грамоты
29
30. ФГОС дошкольного образования
Образовательная область «Речевое развитие» включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы;
формирование звуковой аналитикосинтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
31. Типичные проблемы развития речи дошкольника
1) Плохая дикция.
2) Односложная, состоящая лишь из простых предложений
речь.
3) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
4) Неспособность грамотно и доступно сформулировать
вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5) Неспособность построить сюжетный или описательный
рассказ, пересказать текст своими словами.
6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
7) Употребление нелитературных слов и выражений.
«Чему Ваня не научился,
того Иван не выучит»
31
32.
Современные психолого-педагогические принципы
организации речевого образовательного процесса
Принцип деятельности
Принцип вариативности
Принцип
непрерывности
Принцип
инверсии
Принцип целостного
представления о мире
Принцип минимакса
Принцип
психологической
комфортности
Принцип творчества
Система дидактических принципов позволяет организовать единый
воспитательно-образовательный
и
здоровьесберегающий
процесс, адекватный особенностям дошкольного возраста и ФГТ.
33.
Принцип
психологической комфортности
Снятие всех стрессообразующих факторов
образовательного
процесса,
создание
доброжелательной атмосферы, основанной на
реализации идей педагогики сотрудничества.
Обеспечение ситуации успеха.
34.
Принцип деятельности
Заключается
в
такой
организации
образовательного процесса, когда ребенок
получает не готовое знание, а добывает его
сам в процессе собственной деятельности.
35. Виды детской деятельности
Коммуникативная
Игровая
Двигательная
Познавательноисследовательская
Трудовая
Title
Художественная
Восприятие
художественной
литературы
Музыкальнохудожественная
Конструирование
35
36.
Принцип вариативности и творчества
Образовательный процесс ориентирован на
приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности.
37.
Принцип непрерывности
Обеспечивает преемственность
возрастами и темами.
между
38.
Принцип минимакса
Заключается в том, что обеспечивается
возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом.
Даем больше, требуем стандарт, возьми
сколько можешь.
39.
Принцип
целостного представления о мире
Реализуется через включение детей в
коллективную
предметную
деятельность,
основанную на их жизненном опыте.
40.
Принцип инверсии (реализм
воображения)
Возможность формирования способности к образносмысловому постижению общих принципов строения
и развития вещей.
Необычность и парадоксальность – ключ к познанию,
практическому освоению и оценке обычного и
знакомого.
Инверсия – форма обобщения нормативного знания.
Источник: ppt-online.org