Научные программы античности это

Презентация на тему: » Научные программы Античности Исполнитель: Студентка группы 8 АМ 71 Преподаватель: к.ф.н., доцент Байтурсынова А. У. Брылина И. В.» — Транскрипт:

1 Научные программы Античности Исполнитель: Студентка группы 8АМ71 Преподаватель: к.ф.н., доцент Байтурсынова А. У. Брылина И. В.

2 Античность Античность термин, означающий греко- римскую древность цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. В основе античных научных программ лежит представление о мире – «Космосе».

3 Основные научные программы античности 1. Математическая программа Пифагора – Платона 2. Атомистическая программа Демокрита 3. Программа Аристотеля

4 Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. Пифагор считал, что первоначальные сущности Космоса – это числа, т.е. числа, есть первооснова мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи.

Философия на пальцах «Античность как исток философской мысли»

Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. По Платону истинный мир – это мир идей, представляющий собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог — демиург (творец, создатель). При этом созидание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику. 3

5 Вторая научная программа античности — атомизм. Основателями его стали Левкипп и Демокрит. Согласно учению атомизма начала всего сущего — это неделимые частицы — атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение — распадение на части, в пределе — на атомы.

Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Атомизм является физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. 3

6 Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. 3

7 Спасибо за внимание!

Источник: www.myshared.ru

Три научные программы Античности [1]

Научные программы Античности во многом представляют собой различные варианты попыток решения проблемы бытия, поставленные Парменидом. Парменид ввел жесткое различение «бытие – не бытие», в котором «бытие» связал с мышлением, порядком, неизменностью, неделимостью, а «не бытие» – с изменчивой человеческой жизнью.

Лекция 04 по истории и философии науки. Три программы античной натурфилософии (Храмов О.С.)

Его ученик Зенон сформулировал известные апории [2] , которые должны были иллюстрировать главные положения его учителя – движение и множественность нельзя непротиворечиво помыслить. Наиболее известный из них «Ахиллес и черепаха» утверждает, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса. Рассуждение строится так: допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади нее на расстоянии в тысячу шагов, но за то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползет сто шагов, и т.д. до бесконечности. Отметим, что эта апория утверждает не отсутствие движения, а невозможность его помыслить.

«В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три принципиально важных момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Эти принципы по-разному были интерпретированы в античной философии Платоном, Демокритом и Аристотелем» [6].

В основе натурфилософии Платона (427–347 до н.э.) лежат числа и фигуры, которые являются идеальными сущностями (образованиями), они недоступны чувствам, их можно только мыслить. Из них он строит Космос. «До создания космоса демиургом все четыре природные стихии находились в хаотическом, неупорядоченном состоянии, в котором свойственно находиться всему, до чего еще не коснулся бог.

Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел». «Если нам удастся попасть в точку, – говорит Платон, – у нас в руках будет истина о рождении земли и огня, а равно и тех стихий, что стоят между ними как средние члены пропорции». Платон выделяет именно геометрически-пространственные образования как исходные при изучении физических объектов.

Выделив их, он затем устанавливает количественное соотношение между тремя космическими элементами, образованными из одинаковых треугольников, а именно между огнем, воздухом и водой (земля образована из других треугольников, поэтому о ней речь в связи с этим не идет). И в самом деле, легко сосчитать, сколько «треугольников» составляют одну «пирамиду» огня: в каждой грани их 6 – значит, в четырех гранях будет 24. Соответственно в восьмиграннике воздуха их будет 6 × 8 = 48, а в двадцатиграннике воды – 6 × 20 = 120. Тем самым установлено количественное соответствие между стихиями; это соответствие может быть применительно к физическому миру выражено в следующей форме: будучи составленными из одних и тех же элементов в определенном числе, три стихии – огонь, воздух и вода – могут превращаться друг в друга: «. вода, дробимая огнем или воздухом, позволяет образоваться одному телу огня и двум воздушным телам, равно как и осколки одной рассеченной части воздуха могут породить из себя два тела огня» [5]. Таким образом, в программе Платона появляется мыслимость множественности.

Читайте также:
Что такое программа бонус ростелеком

Демокрит (ок. 470/60 – 360-е гг. до н.э.) в сферу мыслимого наряду с множественностью – неделимых атомов, которые он наделял свойствами бытия, было бесконечно много, – вводил движение. Для этого атрибутами существования наделялось небытие-пустота. «Все физические процессы в мире атомисты стремятся объяснить, исходя из свойств атомов.

Для того чтобы из атомов и пустоты объяснить все многообразие эмпирического мира, Демокрит вводит дополнительную характеристику атомов: они различаются сами по себе формой и величиной, а их соединения – положением и порядком атомов, из которых они состоят. Именно положение и порядок атомов должны, по убеждению Демокрита, объяснять различные чувственные качества тел эмпирического мира. Все изменения в качестве своей причины имеют в конечном счете движение атомов, их соединение и разъединение, причем чувственно воспринимаемые качества эмпирических предметов (теплота и холод, гладкость и шероховатость, цвет, запах и т.д.) объясняются только формой, порядком и положением атомов» При этом «атомы – это то, что невозможно видеть, их можно только мыслить», но «специфической чертой атомизма является наглядность объясняющей модели» [5].

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) понятие движения связывает с учением о природе, которое называет физикой и дает ему следующее определение: «учение о природе должно быть. умозрительным знанием лишь о таком сущем, которое способно двигаться, и о выраженной в определении сущности, которая по большей части не существует отдельно [от материи]» [Аристотель, Метафизика, кн.

6, гл. 1]. Это перекликается с тем представлением физики, которое представлено в гл. 9. Кроме того, физика Аристотеля, как и физика Нового времени, в центр внимания помещала отдельные явления (типа брошенного тела), а не Космос в целом.

Поскольку физика Аристотеля царствовала два тысячелетия, и именно в споре с ней возникает естественная наука Нового времени, поэтому мы остановимся на ней несколько подробнее.

Само понятие движения, являющееся центральным понятием его физики – умозрения о вещах изменчивых и движущихся, – он вводит на основе понятий возможности и действительности. Движение – это «энтелехия существующего в потенции», т.е. реализация возможного. Аристотель вводит четыре вида движения (изменения) – качественное изменение, рост и убыль, возникновение и уничтожение и, наконец, перемещение. В принципе ни один из этих видов движения не может быть сведен к другому или выведен из другого, однако перемещение оказывается «первым среди движений, а перемещение неба – первым среди всех перемещений» [6]. При этом аргументация Аристотеля логическая, а не эмпирическая.

Теория движения-перемещения Аристотеля использует понятия времени и места и утверждает два типа движения: бесконечное по кругу, характерное для небесных сфер, и стремление в «свое место» для «подлунного мира».

«Место, – говорит Аристотель, – есть не только нечто, но оно имеет и какую-то силу». «Именно благодаря “силе” места существует так называемое естественное движение, т.е. движение тел на свое исконное место: легких – вверх, тяжелых – вниз. Место нельзя отождествить ни с материей, ни с формой, ибо и та и другая неотделимы от тела, а место отделимо: место не пропадает, когда находящиеся в нем вещи гибнут». В результате этих размышлений Аристотель останавливается на аналогии между местом и сосудом. Время для Аристотеля есть «мера движения или покоя вещи».

Источником кругового движения в «надлунном» мире является «вечный перводвигатель», «который, сам, будучи неподвижен, движет первое движимое круговым движением. для этого первый двигатель должен быть неделимым, т.е. не имеющим никаких частей, а стало быть, и никакой величины. Оно движет так, говорит Аристотель, как “предмет желания и предмет мысли: они движут, (сами) не находясь в движении”. Вечный двигатель, стало быть, движет как причина целевая, т.е. как цель. Аналогия с мышлением здесь весьма существенна: Аристотель подчеркивает, что мыслящий ум приводится в движение действием того, что им постигается».

Читайте также:
Программа для танков World of Tanks куда стрелять чтобы пробить

Всякое движение предполагает движение и движущее. При движении брошенных тел, по Аристотелю, имеет место последовательная передача движения через ближайшую к ним среду. Бросающий приводит в движение не только бросаемое тело, но и воздух (или другую среду, способную двигаться), и последний некоторое время сохраняет способность приводить в движение тело, непосредственно соприкасающееся с ним. Среда, таким образом, является промежуточным двигателем (ибо первым двигателем здесь был бросающий).

Наличие насильственного движения, с одной стороны, служит Аристотелю основанием для отрицания наличия пустоты: если вместо среды оно движется в пустоте, то «никто не сможет сказать, почему тело, приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или бесконечно двигаться, если только не помешает что-нибудь более сильное» (через полторы тысячи лет аналогичный ход мысли приведет к формулировке принципа инерции). Аристотелевская концепция насильственного движения оказывается ахиллесовой пятой всей концепции, особенно когда от полета стрелы переходят к полету камня или ядра. Это место является ключевым в критике Галилея, который создает альтернативную физику. Но до этого два тысячелетия царствовала физика Аристотеля.

Наследников этих программ можно найти в современной физике: платоно-пифагорейская программа популярна среди физиков-теоретиков, занимающихся общей теорией относительности и теориями «великого объединения», демокритовская программа лежит в основе теории элементарных частиц, аристотелевская программа, как будет показано в гл. 9, реализуется в теоретической физике.

  • [1] В основе написанного А. И. Липкиным параграфа лежит книга [6].
  • [2] Трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом.

Источник: studme.org

Научные программы античности

Наука в современном понимании этого слова зародилась в поздней античности. Ее колыбелью стала Древняя Греция. Уже в Y — I в. до н.э. у греков достаточно хорошо была развиты математика, механика, астрономия.

Сложившаяся социокультурная ситуация способствовала становлению нового мировоззрения — античной натурфилософии и создала условия для возникновения системы доказательных знаний, в основе которой лежит рациональное обоснование. Сформированный в античности аппарат логического рационального мышления представлял собой определенный алгоритм производства доказательных знаний. Являясь принципиально новым по сравнению с мифологией подходом к постижению мира, натурфилософия подводила к пониманию, что истина — не продукт догматической веры, а логически обоснованный результат созерцания и осмысления окружающей действительности. В ее недрах зародились традиции современного «европейского» научного мышления.
В отличие от мифологии и религии натурфилософия пыталась решать мировоззренческие вопросы средствами разума, опирающегося на чувственное наблюдение, интуицию, эмпирическое знание, систему понятий и суждений, связанных друг с другом по определенным логическим законам. Античные философы создали логику и диалектику, которые в Древней Греции стали важнейшими методами познания действительности.

В те времена считалось, что именно созерцание и размышление, отвлечение от мирской суеты, обращение к самому себе и своей интуиции позволяет приобщиться к вечному и глубже познать законы Мироздания. Ее вниманием пользуются преимущественно вопросы отношения человека к превосходящим силам природы, понимание мира, строения материи, живых организмов и самого человека. Глубина их представлений поражает. И современная нам наука, вооруженная тончайшей измерительной техникой и накопившая огромное число экспериментальных данных, не намного продвинулась по сравнению с античностью в понимании мира как единого органичного целого, бесконечного в пространстве и времени.
Главный вопрос натурфилософии: из чего все произошло. Мыслители древности выдвигали в качестве первоосновы мира четыре стихии: воду (Фалес), воздух (Анаксимен), землю и огонь (Гераклит). Одним из крупнейших в раннегреческой натурфилософии являлось учение Гераклита. По его представлениям все предметы рождаются из огня и разрушаясь, вновь превращаются в огонь.

На основе представлений о превращении огня он строил свою космологию. Все в мире изменчиво, утверждал он, «в один и тот же поток нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии». Все изменения в мире подчинены всеобщему закону — Логосу, благодаря которому первичный Хаос превращается в упорядоченный Космос.
Исследователи выделяют три научные программы античности:
1. Математическая программа Пифагора (VI в. до н.э.) и Платона (427- 348 г. до н.э.).
Пифагорейской школе удалось сформулировать два важнейших тезиса, которые легли в основу всей последующей науки:
— явления природы и ее законы наиболее четко и лаконично выражаются языком математики;
— количественные (числовые) отношения отражают гармонию и порядок мира, симметрию его частей, правильность их объединения и ритмичность движения.
2. В основе корпускулярной (лат. corpusculum — частица) атомистической программы лежат представления эпикурейской школы (Левкипп, Демокрит, Эпикур), которые позднее были изложены древнеримским поэтом и философом-материалистом Лукрецием Каром (I в. до н.э.) в его поэме «О природе вещей». По их мнению окружающий мир состоит из некой субстанции, которая существует вечно и независимо от человека. Сегодня ее называют — «материя».
Ядро этой программы составляет учение Демокрита (470-405 г. до н.э.) об атомах. Вселенная состоит из пустоты и невидимых глазу телец — атомов, которые являются первокирпичиками Мироздания. Атомы бесчисленны по количеству, разнообразию, формам и величинам. Мир дискретен (прерывен).

Читайте также:
Подключение Андроид к ПК программа

Находясь в вечном движении, атомы сталкиваются, образуют единый вихрь, соединяются и разъединяются. При этом они образуют самые разнородные по свойствам тела и порождают все сложное — огонь, воду, воздух, землю. В вихре движения тяжелые тельца собираются в центре и образуют шарообразное тело.

От него отделяется оболочка, которая простирается над всем миром и образует бесконечную Вселенную, в центре которой находится Земля. В своих философских построениях Демокрит опирался на непосредственное исследование природы. Им было выдвинуто предположение об атомистическом происхождении чувственных ощущений человека за счет взаимодействия атомов, истекающих от тел, и атомов в теле человека, что и вызывает, по его мнению, ощущения цвета, вкуса, запаха, звука.
Эпикур (341- 270 г. до н.э.) развил идеи Демокрита и дал им философское обоснование. Первоосновой любого учения он признавал логические умозаключения, считая, что таким путем можно получить новое знание о вещах даже при отсутствии данных непосредственного опыта.

Отвергнув концепции Платона, он стремился вывести законы природы из самой же природы, представляя окружающий его мир зримым, ощущаемым, движущимся, вечно меняющимся, и в то же время непреходящим, остающимся единственной реальностью. Он признавал что материя — это бесконечное множество движущихся атомов, но при этом пытался выяснить, что за сила движет ими, и какова конечная цель этого движения. Он считал, что мир — это нагромождение случайностей, и совершенно лишен какой-либо внутренней логики и внутреннего смысла. Размышляя над природой случайного, он создал учение об отклонениях атомов от прямолинейных путей, в результате которых происходят столкновения, и возникает вихревое движение, приводящее к образованию вещей. Случайность, по его мнению, лежит в природе самих вещей и носит объективный характер.
Эта программа стала истоком корпускулярной традиции современной науки.
3. Завершающим этапом развития античной науки можно считать создание континуальной (лат. continuum — непрерывное)программы, объединившей в себе все достижения античности. Ее основоположником был Аристотель (384-322 г. до н.э.).

Его сочинения охватывают многие области знания: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика». Он разработал первую систематику животных, сделал попытку создать единую картину мира.

В трактате «О душе» он утверждал, что всему материальному миру присуща некоторая внутренняя сущность — душа, которая имеет несколько уровней бытия. Самый низкий уровень души свойствен неживым объектам — камням, воде, воздуху. На следующем уровне находятся растения — травы, цветы и деревья; на следующем — насекомые, рыбы, животные. И на самом высоком уровне находится человек, душа которого бессмертна. В его представлениях находится место и Богу, который вращает небесную сферу, в центре которой находится Земля.
Свои воззрения на устройство природы он представил в книге «Физика», в которой изложил учение о четырех причинах существования мира — материи, форме, действии и цели, а также свои взгляды на взаимосвязь пространства, времени и движения. Занимая промежуточную позицию между Демокритом и Платоном, он считал, что материя существует вечно и образует в разных соединениях различные предметы.

Все явления протекают во времени. Вместилищем предметов является пространство. Пространство неразрывно связано с телами. Пустоты или чистого места без тел не существует. Только тогда тело находится в пространстве, когда соприкасается с другими телами.

Мир непрерывен. Порядок и гармония мира по Аристотелю обусловлены целевой причиной движения и формой.Когда-то давно, под действием первотолчка материя пришла в вихревое движение, упорядочив ранее существовавший Хаос. Движение — это изменение вообще. Оно осуществляется борьбой противоположных качеств — тепла и холода, сухости и влажности.

В мире нет ничего неизменного и случайного, развитие его во времени строго детерминировано. Его учение о событийности движения почти два тысячелетия господствовало в представлениях человечества. Этот взгляд стал истоком континуальной традиции современной науки.
C тех самых пор на протяжении многих столетий в науке преобладали попеременно то континуальная (Гюйгенс, Френель, Максвелл и др.), то корпускулярная (Ньютон, Планк и др.) традиции. И лишь наука XX века осознала дуалистичность мира, дуалистичность (лат. dualis — двойственный) материи, которой присущи как полевые (волновые), так и корпускулярные свойства (корпускулярно-волновой дуализм)

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 31.181.100.21 (0.005 с.)

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru