Эффективность работы по предупреждению и ликвидации ЧС в полной мере зависит от деятельности должностных лиц и органов управления РС ЧС, организации повседневного управления. В связи с этим в условиях сложной социально-политической и экономической обстановке в стране требуется не допустить снижения готовности органов управления РС ЧС и ГО, обеспечить их тесное взаимодействие при решении возложенных на них задач. Рациональная структура организационной системы РС ЧС в целом и системы управления, в частности, является необходимым условием для эффективного управления ею.
Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий направлена на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды. Она включает организационные меры, предпринимаемые административно-управленческими, хозяйственными и общественными структурами для разработки долгосрочных целевых программ, планов мероприятий и их осуществления.
Структура РСЧС. Видеоурок по ОБЖ 9 класс
Ее основные положения зафиксированы в Концепции государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Эта концепция представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм и определяет конкретные задачи органов управления по предупреждению и ликвидации ЧС на всей территории России, меры по организации и подготовке сил и средств для защиты населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС.
Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. было введено в действие новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым его основными задачами являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям при ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
предупреждение и тушение пожаров;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
международное сотрудничество в области защиты от ЧС.
Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, уже назрела необходимость ее совершенствования. Так сложилось, что МЧС России руководит двумя смежными системами — РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.
Поэтому в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время.
Так же назрела необходимость более активного влияния государства на управление рисками. Для этого разрабатываются принципиально новые положения, соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения. Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать.
Недостатки в структуре и организации управления приводят к снижению эффективности не только самой системе управления, но и всей организационной системе в целом.
Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно экономии государственные средства.
Источник: studbooks.net
Назначение и основные задачи РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения – для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основными задачами РСЧС являются:
1. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
5. Подготовка населения к действиям при ЧС;
6. Прогнозирование и оценка социально – экономических последствий ЧС;
7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
9. Ликвидация чрезвычайных ситуаций;
10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам:
1. Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно – промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;
2. Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
3. Режим чрезвычайных ситуаций – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Источник: asbestadm.ru
Вопрос 2. Задачи, основные принципы и организация Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чс
РСЧС ‒ это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Основные задачи РСЧС:
1. Подготовка населения к действиям при ЧС;
2. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
3. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
4. Ликвидация ЧС;
5. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
6. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
7. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
8. Осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;
9. Осуществление целевых и научно- технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости и функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
10. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;
11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том, числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Эти задачи решаются в трех режимах:
- режиме повседневной деятельности;
- режиме повышенной готовности;
- режиме чрезвычайной ситуации.
- защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а так же территория. Объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их организационно- правовых форм и форм собственности;
- реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- заблаговременности дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности и их объемов реализации;
- согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
- соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.
- служба медицины катастроф (создает Минздрав России);
- служба охраны общественного порядка (МВД России);
- противопожарная служба (МВД России);
- служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);
- государственная спасательная служба (МЧС России);
- служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);
- служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
- служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
- противопаводковая служба (Минприроды России);
- служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
- транспортная служба (Минтранс России);
- служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз)
- служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
- постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС);
- органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
- силы и средства для ликвидации ЧС;
- резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
- на федеральном уровне — МЧС России;
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;
- на местном уровне, (в организациях) — отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
- оперативно- дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры правления в кризисных ситуациях, оперативно- дежурные смены, оперативные дежурные);
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно- спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- формирования и учреждения ВСМК;
- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- формирования ГО РФ территориального, местного и объектового уровней;
- специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
- аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергетике;
- службы поискового и аварийно- спасательного обеспечения полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;
- восстановительные пожарные поезда МПС Росси;
- аварийно- спасательные службы и формирования Федеральной службы речного флота России, федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Источник: studfile.net
Научно технические программы для предупреждения чс что это
Заказать звонок
Продукты и услуги
-
Программные продукты
- ПО СМИС
- ПО СМИК
- OPC Tuneller Xpert
-
Системы
- СМИС (система мониторинга инженерных систем)
- СМИК (система мониторинга несущих конструкций)
- СКПБ (Система контроля пожарной безопасности)
- МФСБ (Многофункциональная система безопасности)
- АСПБ (Автоматизированная система промышленной безопасности)
-
Цифровые инструменты
- Контроль вибрации и безударной работы оборудования
- Контроль состояния горного массива
- Мониторинг оборудования ЦОД
- Контроль загазованности
- Удаленный мониторинг и управление оборудованием (IIoT)
- Мониторинг производственных показателей станков
- Мониторинг оборудования и межсистемная интеграция SCADA, IIoT, MES, ERP, EAM
-
Услуги
- Проектирование
- Обследование
- Разработка ПО
- Поставка оборудования
- Монтажные работы
- Пусконаладочные работы
- Техническое обслуживание
-
Гражданское строительство
- Мониторинг высотных зданий
- Мониторинг спортивных сооружений
- Система мониторинга состояния конструкций канатных дорог
- Мониторинг конструкций подпорных стен (IIoT)
-
Автодорожная инфраструктура
- Мониторинг автодорожных мостов
- Система контроля состояния обвалоопасных участков автомобильных дорог
-
Железнодорожная инфраструктура
- Мониторинг железнодорожных мостов
-
Промышленное строительство
- Мониторинг конструкций высотных сооружений
- Мониторинг состояния фундаментов машин с динамическими нагрузками
-
Гидротехнические сооружения
- Мониторинг морских портов
- Мониторинг причалов и набережных
- Мониторинг сухих доков
- Мониторинг дамб и плотин
- Динамический мониторинг ГТС
-
Нефтегазовая промышленность
- СОУ (система обнаружения утечек)
-
Угольная промышленность
- МФСБ угольных обогатительных фабрик
- Многофункциональная система безопасности (МФСБ) угольного разреза
Главная Блог Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Поделиться
Одна из приоритетных государственных задач – защита населения от опасности катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера, наносящих разрушения и приводящих к смерти людей. Чтобы предотвратить их, необходимы исследования и познание порождающих причин, механизмов развития и характера проявлений.
Система мониторинга чрезвычайных ситуаций предназначена для прогнозирования и предупреждения рисков возникновения природных и техногенных катастроф:
— использует способы наблюдения за опасными явлениями и их контроля;
— позволяет предвидеть наступление кризисных процессов в природе и техногенной среде, предсказывать динамику их развития и масштаб катастрофичности последствий;
— помогает вовремя и эффективно организовать мероприятия по обеспечению безопасности людей и ликвидации последствий произошедших катаклизмов.
Участники системы мониторинга ЧС
Система мониторинга ЧС включает в себя группу компетентных учреждений и органов власти, в чьи функции входит слежение за состоянием окружающей природной среды и техногенной сферы. В их числе: Росгидромет, МЧС, Госстрой, Минобороны, РАН, Минприроды, надзорные службы, отделы технического контроля и промышленной безопасности на предприятиях. Они осуществляют свою деятельность на федеральном и местном уровнях. Благодаря этому обеспечивается уменьшение рисков возникновения любых катастроф и защита от них населения страны.
Задачи и функции системы мониторинга и прогнозирования ЧС:
— Экологическое наблюдение. Оценка состояния окружающей природной среды (атмосферы, водоемов, почвы).
— Мониторинг техногенных систем, надзор за состоянием потенциально опасных объектов (атомных станций и турбин, магистральных трубопроводов и т.д.), протеканием техногенных процессов на них и прогнозирование аварийности.
— Сбор и анализ информации о потенциальных источниках опасности (землетрясений, извержений вулканов, ураганов, пожаров, наводнений, аномальных изменений в природе, эпидемий, аварий и взрывов на технических объектах, вредных и ядовитых выбросов на производствах, обрушений зданий, транспортных катастроф, терактов и войн).
— Вывод на основе изучения этой информации научных заключений, описание закономерностей и причин возникновения ЧС.
— Формирование информационного банка сведений об источниках угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.
— Проведение точных лабораторных микробиологических, химических, радиологических исследований.
— Обнаружение потенциальных источников катастроф, оценка степени вероятности их возникновения. Прогнозирование создания чрезвычайных ситуаций, их характера и размера, сценариев развития.
— Создание алгоритмов действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
— Принятие и координация мер (в том числе, экстренных) по их предотвращению и сдерживанию, по оповещению, эвакуации и обеспечению безопасности гражданского населения, снижению разрушительной силы, минимизации и устранению последствий (краткосрочных и длительных), восстановлению нормальной жизнедеятельности людей.
— Прогнозирование последствий и ущерба от воздействия опасных факторов на окружающую среду, жизнедеятельность населения, возможные материальные потери.
— Создание информационных и обменно-коммуникационных систем для обеспечения деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
— Составление планов и целевых программ, на основе которых действует система мониторинга и прогнозирования ЧС.
— Создание и актуализация законодательно-нормативной базы своей деятельности.
Действенная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций – залог надежной охраны и безопасности жизни людей, сохранения экологии природы, экономической стабильности и мирной обстановки среди населения.
Предотвращение чрезвычайных ситуаций
Компания «СМИС Эксперт» разрабатывает системы мониторинга инженерных конструкций (СМИК), которые способны служить одним из средств предотвращения чрезвычайных ситуаций. Это оборудование при помощи специальных датчиков позволяет осуществлять постоянный и длительный контроль состояния любых строительных конструкций (высотных зданий, мостов, канатных дорог, автодорожных туннелей и других).
В случае возникновения в несущих конструкциях напряженно-деформационных состояний, которые могут привести к обрушению, система своевременно сигнализирует об этом на диспетчерский пульт. Это позволяет оперативно и вовремя предотвратить опасность и избежать любых критических ситуаций.
Источник: smis-expert.com