Научно популярные программы это

Одной из новых форм популяризации являются научно-популярные телеканалы. Еще несколько десятилетий назад о телеканале, полностью посвященном научно-популярной тематике, могли рассуждать разве что фантасты и футурологи.

Однако в наши дни эти фантазии стали реальностью. При этом правомерно утверждать, что научно-популярный телеканал представляет собой качественно новое явление.

В отличие от научнопопулярных программ, научно-популярные телеканалы предполагают не «точечное» воздействие на зрителя, который (возможно, случайно) оказался в этот момент у экрана телевизора, — они представляют собой постоянные источники научно-популярной информации. Научно-популярные каналы демонстрируют закономерный шаг в развитии научно-популярного телевещания.

Исходной формой научнопопулярного телевещания, бесспорно, является научно-популярная программа. Технические изменения (возросшая доступность вещательной техники, а впоследствии и появление цифрового формата) привели к увеличению количества телеканалов; в свою очередь, закономерным следствием этого процесса стало появление специализированных телеканалов, направленных на довольно узкие группы зрителей с отчетливой выраженностью интересов.

19 Вещей, Которые Вы Увидите Впервые в Жизни

Аудитория научно-популярных телеканалов достаточно многочисленна. Так, аудитория телеканала «Наука 2.0» составляет 35 миллиона зрителей (со ссылкой на результаты исследования агентства TNS Russia за август-октябрь 2013 года)80, канала «24 Техно» — 11,5 миллиона абонентов81 82, канала «Ocean TV» — 2 миллиона человек (на 2010 год со ссылкой на агентство «Видео Интернейшнл») . Разумеется, эти данные, будучи предоставленными самими телеканалами, не являются абсолютно объективными. Тем не менее, они свидетельствуют о том, что аудитория телеканалов достаточно велика. В то же время необходимо отметить, что в России нет ни одного эфирного телеканала, который можно было бы рассматривать как научнопопулярный или, например, образовательный с элементами научной популяризации (хотя существуют эфирные каналы, которые уделяют большое внимание научно-популярной тематике, ср.: канал «Россия-2»).

Научнопопулярные телеканалы в России распространяются посредством спутникового и кабельного телевидения. В настоящее время в России представлены как отечественные, так и зарубежные научно-популярные телеканалы.

Среди зарубежных каналов следует назвать серии каналов «Discovery» («Discovery Channel», «Discovery Science», «Animal Planet», «Discovery World»), «Viasat» («Viasat Explore», «Viasat History», «Viasat Nature», а также канал «DaVinci Learning», который транслируется в России при поддержке компании «Viasat»), «National Geographic» («National Geographic Channel», «National Geographic Wild»). Российские СМИ представлены каналами «Наука 2.0», «Моя планета», «24 Техно», «24 DOC», «Нано ТВ», «Galaxy TV», «Ocean TV», «История», «365 дней ТВ», «RTG TV».

В некоторых случаях имеется один канал, который объединяет в себе лучшие программы и фильмы, транслируемые по другим каналам серии («Discovery Channel» в серии каналов «Discovery»). Разумеется, такое положение не является обязательным, тем более что российские научнопопулярные каналы, как правило, не входят в аналогичные серии научнопопулярных каналов.

1000 НЕВЕРОЯТНЫХ ФАКТОВ, КОТОРЫЕ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

Относительным исключением из этого правила является канал «Наука 2.0», который входит в перечень неэфирных каналов ВГТРК, однако представляет собой единственный научно-популярный канал в составе пакета. Некоторые из программ данного канала транслируются на эфирных каналах ВГТРК («Россия-2», «Россия-24», «Россия-Культура»). При этом зарубежное вещание все-таки преобладает.

Происходит это главным образом за счет того, что многие российские научно-популярные телеканалы транслируют зарубежные фильмы, программы и шоу, переведенные на русский язык. Например, в сетке вещания телеканала «24 Техно» с отечественными проектами присутствует целый ряд программ и документальных сериалов зарубежного производства («В будущее», «Мир завтрашнего дня», «Топ Гир» и т. д.). Это приводит к тому, что каналы транслируют одни и те же программы, купленные у сторонних производителей. Заметное количество пересечений обнаруживается между программами каналов «24 Техно» и «Galaxy TV» («Мир в 2057 году», «Джеймс Мэй на пороге космоса», «Как это устроено» и т.

д.) Научно-популярные каналы создают условия для содержательной дифференциации научно-популярного телевидения. При этом можно выделить два основных направления такой дифференциации. Во-первых, в настоящее время существует немало специализированных научно-популярных телеканалов.

В частности, в исследованном материале были обнаружены четыре канала на историческую тематику («Viasat History», «История», «24 DOC», «365 дней ТВ»), четыре канала, специализирующиеся на рассказе о живой природе («Animal Planet», «Viasat Nature», «National Geographic Wild», «Моя планета»), один канал, акцентирующий внимание на астрономической и космической тематике («Galaxy TV»), один канал, посвященный морской тематике («Ocean TV»). Представляется, что именно изобретение и широкое распространение цифровой передачи информации сформировали условия для появления таких специализированных каналов, ориентированных на четко очерченную группу зрителей и/или обслуживающих специфические интересы.

Читайте также:
Какие интерфейсные программы электронной почты вы знаете

При этом также является очевидным, что в условиях активного развития научно-популярного телевещания именно специализация оказывается для телеканала способом выжить, поскольку позволяет предложить более оригинальный, уникальный продукт. Во-вторых, в условиях, когда объемы телевещания увеличиваются, гораздо более востребованными оказываются специализированные программы, посвященные отдельным аспектам жизни науки.

Это касается не только дисциплинарной дифференциации (программы об астрономии, биологии, физике, истории и т. д.), но и освещения сфер или аспектов научной деятельности (новейшие открытия, инновации, история науки, развенчание мифов). В условиях конкуренции чрезвычайно важно привлечение внимания аудитории к программе. И в этом отношении продуктивными оказываются, например, попытки найти специфические или необычные аспекты проблематики, затрагивающей интересы науки и ее воздействия на общество, а также нестандартные формы подачи научно-популярной информации. То же можно сказать и о жанровой дифференциации.

Основной жанровой формой в современном научно-популярном вещании остаются документальные фильмы (а точнее, документальные сериалы). Выбор этого формата, по всей видимости, обусловлен многими причинами.

С одной стороны, формат теледокументалистики позволяет представить те или иные аспекты жизни науки наиболее ярко и многосторонне и при этом является наиболее разработанным научно-популярным жанром. С другой стороны, научно-популярная теледокументалистика являет собой привычный для зрителей, а потому востребованный жанр.

Наконец, в производстве научнопопулярных фильмов и сериалов активно сотрудничают независимые участники, которые затем предлагают свою продукцию различным тематическим каналам. Тем не менее, документальными фильмами научно-популярное вещание не ограничивается.

Заметно возросшие его объемы создают благоприятные условия как для использования традиционных телевизионных жанров (интервью, круглый стол), так и для поиска новых форм вещания. Новости науки традиционно были частью научно-популярных программ; легко представить себе рубрику в научно-популярном журнале, целиком посвященную новостям науки.

Однако в условиях, когда существует определенное количество научно-популярных телеканалов, закономерным оказывается выделение новостей науки в самостоятельную жанровую разновидность. С одной стороны, в этом находит отражение влияние моделей, типичных для массового общественно-политического телевидения, которое предполагает выпуск новостной программы. Другими словами, вещание научно-популярного телеканала строится по той же модели, что и вещание общественно-политического телевидения. С другой стороны, в оформлении новостей науки как особого жанра правомерно видеть внутреннюю дифференциацию научно-популярного вещания: элемент, который ранее был частью целого (рубрикой в рамках программы), обретает самостоятельность и становится частью программы телеканала. Среди других разновидностей можно назвать телевизионные шоу («Мозголомы» и «Разрушители легенд» на канале «Discovery»; «Не пытайтесь повторить это дома» и «Реальный эффект» на «24 Техно»); программы- интервью («Перспективы» на «24 Техно»); авторские программы («Колмановский.

Блог» на «24 Техно»); программы в формате круглого стола («Русский космос» на «Galaxy TV») и т. п. Наконец, в сетке вещания некоторых научно-популярных каналов определенное место занимают научнофантастические фильмы. Так, канал «24 Техно» транслирует всемирно известный сериал «Стар Трек», телеканал «Galaxy TV» — сериалы «Притяжению вопреки» и «Охотники за чужими».

Художественные фильмы и сериалы, связанные с морской тематикой, транслирует канал «Ocean TV». Бесспорно, такое положение не отменяет необходимости телепрограмм, которые охватывают широкий круг научных проблем.

Однако в сложившихся условиях такого рода программы более уместны в вещании общественнополитических или развлекательных каналов, а их доля в вещании научнопопулярных каналов неизбежно остается незначительной. Необходимо обратить внимание на отсутствие четких границ между научно-популярными каналами и смежными типами телеканалов.

Это проявляется и в том, что не всегда возможно провести границу между разными типами каналов (телевизионные сети нередко объединяют их под общей категорией «познавательного телевидения»), и в контентной политике самих каналов. Рассмотрим этот момент подробнее. С одной стороны, научно-популярные телеканалы соседствуют с образовательными («Первый образовательный», «Просвещение»). С другой, научно-популярные телеканалы довольно трудно отделить от так называемого познавательного телевидения, которое направлено не на передачу научного знания в популярной форме, а на передачу полезной и/или занимательной информации об истории, человеческих достижениях, отношениях между людьми, особенностях культур, технических новшествах и т. д. Это проявляется не только в соседстве каналов, которые можно назвать научно-популярными в строгом смысле слова, с каналами практической или развлекательной направленности, но и в наличии каналов, одним из направлений деятельности которых является популяризация науки. В частности, телеканал «Ocean TV» транслирует не только фильмы по биологии, истории, археологии Мирового океана, но и программы о рыбалке, дайвинге, кораблях, яхтах, а также художественные и анимационные фильмы о морских приключениях.

Читайте также:
Запуск программы невозможен так как xlive dll

Еще более широкий тематический разброс демонстрирует телеканал «HD Life». В сетке вещания телеканала представлены программы, рассказывающие о науке и природе, путешествиях, туризме и приключениях, оружии и военной технике, аукционах и светских мероприятиях. Многими операторами цифрового телевидения этот канал причисляется к категории познавательных.

Наконец, размытость научно-популярного начала проявляется в том, что современным научно-популярным каналам в довольно высокой степени свойственна развлекательность. Это ведет к тому, что для современного научно-популярного вещания характерен уклон в сторону красочного, зрелищного шоу.

Ярчайшим примером этого является всемирно известное шоу «Мозголомы» («Brairnac») на канале «Science Channel» («Discovery Science»), в котором наблюдается активное эксплуатирование юмористического начала. Еще одно проявление развлекательности — включение в сетку вещания научно-фантастических фильмов. Развлекательность, несомненно, представляет собой результат воздействия рыночных отношений.

Любой из перечисленных ранее научнопопулярных каналов является коммерческим, а, следовательно, должен зарабатывать деньги либо за счет абонентской платы, либо за счет привлечения максимально большой аудитории или устойчивой группы зрителей, что сделает его привлекательным для рекламодателей. Это подталкивает производителей медиа-продукции искать «зацепки», способные привлечь и удержать аудиторию.

Таким образом, научно-популярные телеканалы правомерно рассматривать как новую форму популяризации науки, которая не имеет прототипов среди традиционных форм. При этом научно-популярный телеканал как особая форма популяризации оказал заметное воздействие на само научно-популярное вещание. В частности, появление научнопопулярных каналов создало предпосылки для чрезвычайно высокой тематической и жанровой специализации научно-популярных программ, которая крайне важна в условиях конкуренции. Несмотря на доступность для довольно большого количества зрителей, научно-популярные телеканалы все же остаются на периферии телевещания, поскольку все имеющиеся каналы распространяются посредством спутниковой и кабельной связи. А потому одним из возможных направлений в развитии научно-популярного телевещания могло бы стать создание общедоступного эфирного научно-популярного телеканала (а точнее, образовательного телеканала с научно-популярным уклоном).

Источник: uchebnikfree.com

Жанры научно-познавательных фильмов и телепередач

Минаева, О. О. Жанры научно-познавательных фильмов и телепередач / О. О. Минаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 339-340. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58860/ (дата обращения: 26.06.2023).

Ключевые слова: научно-познавательный фильм, жанры.

Сегодня жанровое разнообразие фильмов и программ, популяризирующих науку, необычайно велико. Однако все они отвечают главной цели научно-познавательного кинематографа — «формированию у зрителей научной картины мира, научного мировоззрения» [1].

Один из наиболее традиционных жанров — фильм-лекция. Лекция в данном случае определяет форму изложения подаваемого материала.

На отечественном телевидении фильм-лекцию сегодня можно встретить крайне редко. Зарубежные телеканалы довольно часто обращаются к такому виду научно-популярных программ, создавая интересный познавательный текст, сопровождающий «картинку».

Еще один жанр научно-популярного телевидения — беседа. Беседа может происходить в телестудии или научной лаборатории как между двумя или тремя учеными, заинтересованными в решении какой-либо проблемы, так и в наиболее актуальной и востребованной форме — беседа между ученым (учеными) и журналистом.

В отличие от фильмов-лекций передачи, построенные в форме беседы, имеют более свободную композиционную структуру и менее насыщены чисто научной информацией. Помимо этого, в беседе может не быть четкой логики рассуждений, и доминирует имитация живого разговора. Примером такого жанра служит передача «Истории из будущего» с Михаилом Ковальчуком.

Фильм-эссе структурно похож на фильм-беседу, однако отличие состоит в большей композиционной свободе [2]. Отличительной жанрообразующей чертой эссе как для текстовых, так и для телевизионных произведений, является выбор любой, даже самой незначительной темы для повествования. Однако предмет разговора как правило знаком и понятен для широкой аудитории зрителей. Таков цикл передач «Эволюция вещей» (канал «Москва-24»), «Красота скрытого» (канал «Культура») и др.

Еще одна популярная разновидность научно-познавательных программ — фильм-исследование. На основе этого жанра возникли такие передачи, как «Хочу верить» с Борисом Корчевниковым, проект Первого канала «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом». Главный жанрообразующий признак — исследование какого-либо вопроса. Зритель вместе с журналистом–популяризатором проводит расследование в той или иной научной сфере прямо по ходу программы.

Этот жанр породил фильмы-гипотезы, которые пользуются большой популярностью, поскольку все хочется участвовать в разгадке какой-нибудь тайны. К фильмам-гипотезам можно отнести такие телевизионные фильмы как «Великая тайна воды», «Плесень», «Мясо», «История всероссийского обмана», «Обвиняется Чарльз Дарвин» и другие. Проблема всех этих фильмов в том, что в них, наряду с проверенными фактами и научными заключениями под видом гипотез выдвигаются зачастую откровенно псевдонаучные знания.

Читайте также:
Программа сап обучение самостоятельно для бухгалтера

К развлекательному жанру научно-популярной передачи можно отнести викторину — ответы на вопросы в форме игры. Однако создание такой передачи совсем не простое дело: она имеет сложную композиционную структуру, большую роль играет импровизация и игровые элементы, использование кинофрагментов, театральных и музыкальных номеров, а также иногда задания от зрителей.

Несмотря на то, что данный жанр имеет игровую форму, он открывает широкие возможности для пропаганды научных знаний и расширения кругозора зрителей. Преимуществом такой программы является то, что такая вопросно-ответная форма проведения передачи пробуждает у зрителей некую азартность проверить свои знания или активность, любознательность. Пожалуй, центральной передачей на отечественном телевидении этого жанра является передача «Что? Где? Когда?», которая возникла еще в 1975 году.

Фильм-размышление— один из наиболее трудных жанров научно-познавательных фильмов. Его отличительной чертой является передача или имитирование процесса мышления. Этот жанр близок к фильму-исследованию, потому что без мыслей нет исследования и наоборот. Но разница все же существенна.

В фильме-размышлении авторы рассматривают какое-либо явление с разных сторон, выискивают и сопоставляют различные факты, высказывают свое мнение в результате чего получается практически полная картина с различными точками зрения на проблему. Такими были фильмы Сергея Образцова «Удивительное рядом» и «Кому нужен этот Васька». В этих картинах автор размышляет о моральных и нравственных проблемах, о истинных и мнимых ценностях, поднимает вопросы этики и эстетики, заставляя зрителя задуматься.

Еще один жанр — фильм-наблюдение. Его использование чаще всего можно встретить в фильмах о животных, когда авторы пытаются запечатлеть поведенческие особенности в условиях естественной среды обитания. С появлением новой техники для съемки сегодня сделать это намного проще, чем раньше: размеры камеры намного уменьшились и маскировать их стало значительно проще, появилась возможность дистанционного управления.

В отдельный жанр можно выделить фильм-прогноз. В этих фильмах и передачах можно видеть представления о возможном будущем: о последствиях действий человека и явлений природы, о последствиях развитии науки и техники. Однако такие картины снимают преимущественно в США.

Например, в фильме «Жизнь после людей», снятого для показа на канале History Channel, различные исследователи рассуждают о том, что будет после исчезновения человеческой цивилизации, а точнее то, что станет с инфраструктурой, если все люди исчезнут. В фильме выступают представители различных профессий и представляют свое видение ситуации. Тем не менее такие фильмы относятся к научной фантастике, так как это лишь догадка о том, как может случиться, а не научные факты.

К отдельному жанру научно-познавательного фильма/телепрограммы можно отнести фильм-эксперимент, если основное место экранного повествования занимает процесс постановки научный опыта, доказывающего ту или иную выдвигаемую гипотезу. Зритель вместе с автором проходит все этапы проводимого эксперимента: процесс подготовки, осуществления и завершения, в результате чего зритель делает для себя выводы, исходя из сказанного и увиденного на экране, которые в конце программы подтверждаются ученым. Сегодня эксперимент чаще используется как дополнительный элемент в сложносоставной программе, состоящей из различных жанров.

Содержание и создание научно-популярных передач на современном телевидении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо — это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле «Дополнительная информация» следует указать «Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей»
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.

Для получения полной версии работы нажмите на кнопку «Узнать цену»

  • Репортаж на современном телевидении
  • Значения зубчатых передач, используемых в технике
  • Тяговый расчет автомобиля с конструктивной разработкой коробки перемены передач

Источник: vip-study.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru