Научно популярная программа что это
Для более четкого понимания особенностей научно-популярного телевидения, необходимо видеть разницу между учебной, образовательной и научно-популярной передачами.
Учебная телепередача, фильм — это изготовленная средствами телевидения часть наглядных пособий для изучающих ту или иную научную дисциплину в рамках существующих учебных программ школы, вуза, системы повышения квалификации.
Учебные передачи и телефильмы создаются в помощь лицам, систематически изучающим ту или иную научную дисциплину в объеме существующих учебных программ. Эти фильмы, в отличие от научно-популярных и хроникально-документальных, рассчитаны не на универсальную, а на специальную аудиторию с обязательным использованием методических указаний при подготовке сценариев.
Образовательная телепередача — это телепрограмма, обновляющая и углубляющая знания телезрителя, имеющая самостоятельное значение в системе конкретных знаний в той или иной области науки, культуры, производства, искусства, социальной жизни. Образовательная телепередача ведет зрителя от одной темы к другой в определенной последовательности, основанной на логике и истории научного познания.
✪ Очень ценный фильм про нашу землю. BBC документальный фильм. [BBC на русском]
Научно-популярные передачи, телефильмы, в отличие от учебных и образовательных, имеют своей задачей пропаганду классических и новых достижений и открытий науки и техники, строятся на основе оригинального сценария с привлечением в качестве участников (консультантов) специалистов определенной отрасли знаний.
Задачи научно-популярного телевидения широки и разнообразны. Оно призвано информировать о наиболее важных событиях в мире науки и техники; пропагандировать новые методы организации производства, новейшие научные достижения; организовывать борьбу за новые научные идеи, направления, изобретения; просвещать и обучать (учебное телевидение); воспитывать эстетические вкусы (программы о музыке, литературе, театре, живописи и т. д.); развлекать (занимательная информация, викторины, передачи о путешествиях, научных сенсациях.); формировать личность комплексно.
Главная цель научно-популярного телевидения — формирование у зрителей научной картины мира, научного мировоззрения.
В современной науке идет активный процесс интеграции научных дисциплин. Возникают междисциплинарные науки (кибернетика), пограничные дисциплины (нейрокибернетика, психолингвистика, физиологическая психология, математическая логика и т. д.). Происходит сближение естественных и гуманитарных наук. Научно-техническая революция выдвигает на первый план целый ряд проблем и среди них — проблему личности, управляющей процессами производства, экономики и т. д. Личностный подход в телепередачах на научные темы должен проявляться ярко и активно.
Телевидение принимает активное участие в пропаганде научно-технических достижений. Все, что может принести пользу производству — новинки отечественной и зарубежной науки и техники, научные труды, расширяющие кругозор, поднимающие культуру и квалификацию кадров, — находит отражение в передачах научно-популярного телевидения.
Что такое научпоп и научно-популярная литература?
Содержанием научно-популярных телевизионных передач становится раскрытие сущности таких составных частей современного научно-технического прогресса, как внедрение в решающие области производства новых технических принципов, материалов и технологических процессов; создание новых отраслей промышленности: электронной, атомной, синтетических материалов; дифференциация и интеграция наук.
«Но при всем значении массовой пропаганды науки нельзя отождествлять науку с рассказом о ней… — говорит известный популяризатор науки, ведущий телепередачи «Очевидное — невероятное» профессор С.П. Капица. — Нельзя заменить изучение науки чтением журнала «Наука и жизнь», и не надо думать, что, просматривая передачи о науке, можно чему-нибудь конкретно научиться. Учить людей все-таки надо по-старому — по книгам, лекциям, в лабораториях, путем личного контакта людей, используя ТВ в лучшем случае как вспомогательное средство». «Прикладные» вспомогательные функции научно-популярных передач сводятся к следующему:
1. Функция распространения технической информации.
2. Функция формирования общественного мнения в связи с решением актуальной научной проблемы. Такова, например, проблема защиты окружающей среды от вредных выбросов промышленности. Академик И.В. Петрянов-Соколов, неоднократно выступавший в передаче «Наука сегодня», придерживается мнения, что никакие экстренные защитные мероприятия, никакие самые совершенные очистные сооружения и устройства недостаточны для решения этой проблемы. Для этого нужно, чтобы в сознании всех, от кого зависит принципиальное изменение технологии промышленного производства, произошел перелом, чтобы ученые, специалисты, рабочие, администраторы прониклись идеей о необходимости создания новой технологии.
3. Функция просветительская, заключающаяся в том, что научно-популярные передачи типа «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная», «Здоровье» и другие расширяют кругозор той части зрителей, которые специально не занимаются этими проблемами.
В пропаганде актуальных научных проблем особое значение имеют передачи, связанные с освоением космоса. Опыт работы отечественного телевидения по освещению совместных полетов космонавтов разных стран обогатил научно-популярное телевидение новыми формами распространения научных знаний.
Научно-популярная пропаганда средствами телевидения во многом связана с особенностями восприятия человеком научной информации. Так, для освоения знаний, особенно естественно-научных, человек должен научиться мыслить понятиями, в то время как телевидение имеет свойство распространять информацию образами. Поиск и создание оптимального сочетания понятийного и образного способов пропаганды науки и есть, по существу, творческий процесс создания научно-популярной телепередачи. Поиск сочетания обоих способов научной информации по телевидению ведет и к особому виду монтажа передачи, который подчиняется логическим законам последовательного изложения научных данных с присутствием элементов эстетического и эмоционального начал. Эти особенности концептуального характера лежат в основе определения жанров научно-популярных передач.
На ранней стадии развития научно-популярное телевидение имело дело только с материалом научных и художественных произведений. По мере своего развития оно получило возможность освещать ход научных экспериментов, причем не только в земных лабораториях, но и в космосе. Каждый комментарий, сопровождающий такую телепередачу, становится первым этапом в осмыслении того или иного события, открытия в науке. Телевидение позволяет ученому-комментатору широко использовать диаграммы, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы, слайды, фотографии, плакаты, причем с укрупнением деталей, имеющих порой решающее значение для понимания проблемы в целом.
К специфическим изобразительным средствам научно-популярного телевидения относятся исследовательская съемка, нередко с помощью микроскопа, динамичные и статичные диаграммы, реконструкция факта, инсценировка.
Одним из наиболее распространенных жанров научно-популярного телевидения является беседа. Беседа в телестудии, в лаборатории научно-исследовательского института может происходить как между двумя-тремя учеными, заинтересованными в решении общих проблем, так и между ученым (учеными) и научным комментатором, журналистом, который свою главную задачу должен видеть в том, чтобы добиться максимума популярности в изложении материала. Если из самого существа ответов ученых вытекает потребность разъяснить сложную проблему, то такую беседу можно иллюстрировать кинокадрами, схемами, мульткадрами.
Научно-популярное телевидение использует различные жанры: репортаж из лаборатории, цеха, интервью с учеными и др. Широко применяется жанр телевизионной экскурсии с участием специалиста. Телеэкскурсии по залам музеев, выставочным залам, памятным местам дают возможность миллионам людей увидеть сокровища русского зодчества, духовной и материальной культуры.
Показ того или иного исторического факта, воссоздание образов героев художественных произведений могут быть осуществлены с помощью научно-популярной инсценировки, которая должна быть решена так, чтобы не нарушалась достоверность и документальность самой передачи, а ведущий (ученый или другие участники — специалисты по исследуемой проблеме) не должен общаться с актерами. Ведущие могут комментировать инсценировку, излагать данные, отталкиваясь от нее, но не «соучаствовать» в ней. Литературный сценарий такой передачи должен предусматривать не только драматургию инсценировок, но и образно-осмысленное, достоверное сочетание художественных элементов передачи с выступлениями подлинных ее участников — ученых, специалистов народного хозяйства.
Интересным жанром научно-популярной передачи является викторина — ответы на вопросы в форме игры. Структура этого жанра открывает широкие возможности для пропаганды научных знаний. Викторина состоит из вопросов и ответов, т. е. представляет собой развлечение, участвуя в котором зритель расширяет свой кругозор. Немаловажным достоинством ее является то, что она пробуждает активность аудитории, способствует развитию любознательности, стимулирует самостоятельные поиски в той или иной области знания. Все это создает благоприятную почву для научной популяризации.
Телевикторина или телеконкурс — художественно-публицистическая, сложнокомпозиционная и многожанровая передача, основанная на импровизации и игровых элементах, с использованием кинофрагментов, театральных и музыкальных номеров, иногда с домашними заданиями зрителям. Основой создания телевикторины являются литературный сценарий (сценарный план) и режиссерская разработка как передачи в целом, так и отдельных ее компонентов.
В связи со сложностью современной науки популярное изложение ее достижений в различных областях весьма затруднительно, поэтому здесь особую роль начинает играть форма, жанр передачи или фильма.
По мере развития журналистики в печати, радиовещании, а затем и на телевидении возникло новое осмысление понятия жанра научной популяризации. Но какие бы коррективы не вносила жизнь в определение этого понятия, всегда действует одна закономерность: единство содержания и формы при ведущей роли содержания.
Например, если в научно-популярной передаче используются элементы теле драмы, привлекаются актеры, фрагменты художественных фильмов, то от этого передача не перестает быть научно-популярной. В чем же принцип деления на жанры? Главный принцип — характер изображения жизненного процесса, уровень его сложности, степень проникновения во внутренний мир человека.
Жанровое разнообразие научно-популярной телевизионной программы основывается на тематическом, научном разнообразии: прежде всего оно вытекает из содержания передач, которое единственное и может подсказать оригинальную форму подачи материала о новостях науки с целью достижения максимальной эффективности той или иной передачи, фильма, научно-популярного вещания в целом.
В годы перестройки научно-популярное телевидение пробрело новые черты: больше внимания стало уделяться не только фундаментальным, но и прикладным наукам, проблемам внедрения научных достижений, открытий и изобретений в жизнь. Среди таких передач интерес зрителей завоевал цикл «Новаторы и консерваторы», включающий содержательные дискуссии, иллюстрированные богатым изобразительным рядом. Этим же целям служит передача «Это вы можете», отмеченная за свою массовость и высокую результативность, за жизненную силу соревновательности и постоянный поиск нового премией, а также передачи цикла «Ярмарка идей», которые готовятся в жанре телеконкурса и состязания зрителей.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что политические, социальные и экономические интересы нашего общества, подготовка и переподготовка кадров для всех областей жизни требуют интенсификации процесса воспитания и образования населения, пропаганды науки. В условиях современной научно-технической революции интенсификация образования немыслима без широкого, многогранного и органичного участия средств массовой информации в системе распространения научных знаний.
Источник: studbooks.net
Увлекательно о сложном: в Уфимском университете создают научно-популярный телепроект
Тех, кто считает, что современные научные открытия неподвластны пониманию обычного человека, в Уфимском университете готовы убедить в обратном. Сотрудники управления стратегических коммуникаций крупнейшего вуза республики создали просветительский спецпроект «Синопсис действительных явлений», недавно ставший призером международного конкурса корпоративных СМИ «Медиалидер-2022». А несколько месяцев назад, все начиналось в лучших традициях научного поиска – команда создавала сценарий самой первой программы и придумывала ее название.
Сегодня проект «Синопсис действительных явлений», приуроченный к Десятилетию науки и технологий, обрел свое место в региональной сетке вещания одного из федеральных телеканалов. Вышло всего три выпуска, монтируется четвертый, однако у программы уже сложилась своя зрительская аудитория, ее перспективы – многообещающи, ведь 15-минутный ролик готов развеять скуку и мифы, он показывает, что мир вокруг куда интереснее, чем кажется.
Команда проекта поставила себе непростую задачу – просто и доступно рассказать о научных явлениях, разобраться в которых под силу далеко не всякому взрослому человеку. Можно, конечно, часами сидеть в библиотеке, листая увесистые тома, или попытаться найти истину в противоречивых сведениях из интернета, но куда проще посмотреть интересную программу по телевизору или с мобильного устройства. Собственно само название – «синопсис» предполагает изложение каких-либо знаний в краткой и доступной форме.
Учитывая, что проект стартовал в сентябре 2022 года, а уже в начале декабря занял 3 место в международном конкурсе, в номинации «Лучшее digital-издание для клиентов», его создатели выбрали правильный путь.
Научно-популярная программа не ставит целью поучать кого-либо, но каждый выпуск дает понять, что наука – это интересно и просто, а открытия делают обычные люди. А научная база, исследования и открытия – рядом: в научной копилке Уфимского университета науки и технологий найдется немало уникальных достижений, идей, разработок.
«Мы являемся участниками уникальнейших научных открытий, которые делаются не вдали, за толстыми стенами научных лабораторий и исследовательских центров, а воплощаются в жизнь обычными людьми: соседом по парте, однокурсником с факультета. Я рад, что прошедший под эгидой науки и технологий 2021 год гармонично преобразовался в Десятилетие науки и технологий и создал тренды, которым следует наше молодое поколение, создавая такие научно-популярные проекты. В съёмках в составе команды принимают участие студенты самых разных направлений: стоят за камерами, разрабатывают дизайн, помогают с монтажом. Мне, как руководителю вуза, важно видеть, что в продвижении науки заинтересованы не только мы, старшее поколение, но и молодёжь — отметил и. о. ректора Уфимского университета Вадим Захаров.
Каждый выпуск программы посвящен отдельной области знаний. В первом, например, занимательно рассказывали о генетике. Проводниками в мир науки выступили научные сотрудники биологического факультета Уфимского университета, развеявшие некоторые околонаучные мифы, в частности, о происхождении человека от обезьяны. В следующем выпуске к ним подключились специалисты республиканского онкодиспансера, которые провели экскурсию по патологоанатомическому отделению.
Второй выпуск программы был посвящен онкологии. Вместе со специалистами из лаборатории популяционной генетики Уфимского университета и специалистами Республиканского клинического онкодиспансера команда проекта и зрители узнали, что представляет из себя рак, как проводится его диагностика, возможно ли избежать болезни.
Третий выпуск «Синопсиса» посвятили химии. Ведущая вместе с доктором химических наук из Уфимского университета выяснили, насколько вредны генно-модифицированные продукты и дают ли обещанный эффект «омолаживающие» кремы. На очереди — программа, специальным гостем которой станет и.о. ректора Уфимского университета Вадим Захаров, кроме того, зрители смогут изнутри увидеть работу нефтеперерабатывающего завода.
Команда проекта «Синопсис действительных явлений» продолжает интересно рассказывать о большой науке. Следите за новыми выпусками!
Источник: www.bashinform.ru
Документальное ТВ
Расширяем горизонты знаний на документальных каналах. Вас ждет виртуальное путешествие в самые красивые уголки Земли и в далекое прошлое, погружение в мир науки и дикой природы, встреча с великими и знаменитыми людьми разных эпох. Документальные фильмы и передачи, которые вы можете смотреть онлайн на Иви, расскажут о знаковых событиях и загадках мировой истории, представят новый неожиданный взгляд на известные факты и актуальные новости. Научно-популярные познавательные программы в доступной форме исследуют чудеса физики и химии, тайны Вселенной и человеческого тела, а также проливают свет на такие современные области знаний, как нанотехнологии и медицинские инновации. Радость открытий, дух путешествий и азарт свежих сенсаций доступны каждому.
Знаковые события мировой истории
Михаил Зорин. Жизнь продолжается!
Нюрнберг. Казнь
На подвиг Отчизна зовет
Нюрнберг. Свидетели
Нюрнберг. Процесс, которого могло не быть
Возмездие. После Нюрнберга
Источник: www.ivi.ru
Только факты: как читать, смотреть и слушать научпоп
Будьте осторожны и относитесь к материалу со здоровой долей скептицизма, если в нем присутствует:
Научно-популярные материалы не должны походить на академические труды — их задача как раз в том, чтобы передать суть таких трудов максимально доступно. Если автор широко использует многозначные, неоднозначные, сложные слова и термины, не стремясь их пояснить, это может быть признаком того, что ему нечего сказать по существу. Отдельно обратите внимание на чрезмерное использование терминов из нейробиологии, особенно если автор не является нейробиологом . Технически мозг участвует во всем, что мы воспринимаем как реальность, так что красивые слова из нейробиологии — простой способ приукрасить текст и придать ему научный вид. Наконец, если человек действительно в разбирается, он должен уметь описать это простыми словами. За сложностью легко скрыть недостаток знаний.
История — главный драйвер материала
Люди учатся через рассказы, поэтому использование сторителлинга в научной литературе — хорошая идея. Тем не менее история должна представлять науку, а не наоборот. Двое лучших и пользующихся наибольшим спросом авторов научно-популярной литературы в мире — это мастера-рассказчики Малкольм Гладуэлл и Майкл Льюис . Их книги завораживают, но их следует читать как своего рода развлечение и способ бросить вызов мышлению , самостоятельно выдвинуть новые идеи. И их не следует воспринимать как готовые уроки, которые пригодятся многим во многих ситуациях, — об этом говорит сам Гладуэлл.
Нет цитируемых работ
Самый непосредственный повод для беспокойства! Если автор приводит аргумент с утверждениями, которые подтверждены исследованиями, ему необходимо предоставить источники и открыть себя для критики . Особенно если аргумент получает авторитет за счет своей научности и наличия доказательств.
Если автору не хватает смирения, он никогда не говорит о том, в чем он может ошибаться, и часто выходит далеко за рамки своего опыта , предоставляя ответы на все вопросы, вероятно, лучше всего перестать читать его работы.
Да, ученые должны выполнять свою работу качественно, а журналисты должны сообщать о ней ответственно, но и сами читатели должны быть разборчивыми и вдумчивыми потребителями информации . Чтобы получить максимальную отдачу от научных текстов, нужно потрудиться и стать вдумчивым потребителем научпопа, в привычках которого задавать себе множество вопросов!
Список научно-популярных СМИ, которым мы доверяем
- N+1 — научно-популярное развлекательное издание о том, что происходит в науке, технике и технологиях прямо сейчас;
- Naked Science — научно-популярный портал, который с 2013 года публикует последние новости науки и техники;
- ПостНаука — проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают;
- Наука и жизнь — статьи о недавних научных открытиях и об истории науки;
- Популярная механика — журнал, который вопреки названию повествует не только о механике;
- National Geographic Россия — самое известное научно-популярное географическое издание в мире;
- Discover Magazine — англоязычный журнал о захватывающих достижениях в области науки, медицины и технологий;
- Popular Science — американский научно-популярный журнал, выпускаемый с мая 1872 года;
- The Scientist — издание, посвященное широкому кругу тем, имеющих важное значение для изучения клеточной и молекулярной биологии и генетики;
- Science News — вот уже на протяжении почти столетия журналисты издания освещают достижения в области науки, медицины и технологий;
- Nature — в журнале публикуются первичные исследования, а также обзоры, критические комментарии, новости и аналитика.
Источник: theoryandpractice.ru
Научно-популярное
Научно-популярные передачи и литература рассказывают о научных открытиях доступным языком. Научно-популярные произведения о природе — один из самых востребованных типов таких произведений: существуют отдельные каналы и циклы книг, посвященные природе.
Литература [ править ]
Российское издание «Краснокожей хищницы».
Бывает следующая научно-популярная литература:
- Популярные энциклопедии — обычно иллюстрированные нехудожественные книги, рассказывающие популярным языком о некоторой научной теме.
- Детские энциклопедии — ярко оформленные энциклопедии для детей и подростков.
- Тематическая научно-популярная литература, отличающаяся от энциклопедии более специализированной темой. Например, книга «Пернатые динозавры» посвящена реконструкциямдинозавров согласно последним данным об их оперённости.
- Образовательная детская художественная литература — художественное произведение для детей, подающее научные открытия в форме рассказа или хотя бы с участием персонажей. Например, «What’s Smaller Than a Pygmy Shrew?» — книга о микромире с участием землеройки.
- Научно-точная художественная литература, например, запечатляющая исторический период или жизнь животного согласно научным фактам. Редкий жанр, поскольку требует одновременно глубоких знаний и художественного таланта. Например, исторический роман «Невеста Нила», написанная египтологом Георгом Эберсом, и книга «Краснокожая хищница» о ютарапторе, написанная палеонтологом Робертом Бэккером.
Зачастую к научно-популярной литературе можно отнести биографический роман — изложение реальных событий языком художественного произведения, если автор — работник науки и поясняет происходящее с точки зрения специалиста. Например, таковы многие книги Джеральда Даррела и цикл «Рождённая свободной» Джой Адамсон о том, как она взрастила осиротевшую львицу.
Видео [ править ]
На этот раздел есть перенаправление: Научно-популярные передачи .
Существуют следующие научно-популярные видеоматериалы:
- Документальный фильм — видео, основанное на реальных, не инсценированных съёмках.
- Псевдодокументальный фильм, или «мокументари» — фильм на основе имитации реальных съёмок. Например, научно-популярная передача о динозаврах, воссозданных с помощью 3D, но в стиле обычных документальных передач о животных.
- Детский научно-популярный фильм — как правило, более наглядный, с художественными элементами — от персонажа-маскота вплоть до полноценного художественного произведения. Например, мультсериал «Dinosaur Train», миниатюры «I’m an Animal».
- Драма о природе, или природная мыльная опера — научно-популярные фильмы, отслеживающие жизнь определённых особей. Особям обычно даются имена, отслеживаются их отношения, события, угадываются мысли и мотивы. Первопроходцем этого жанра считается «Дневник большой кошки», появившаяся в 1996 году. Фактически подобное очеловечивание делает передачу антропоморфным произведением.
Есть много не имеющих названий направлений передач о животных. Например, распространены авторские передачи, завязанные на харизме ведущего, вступающего в контакт с животными непосредственно.
Как источник информации [ править ]
Образ животного складывается не только из зоологических данных, но и из мифологии, народного представления, художественных произведений, однако у каждого есть свои предпочтения о том, который аспект важнее. Для тех, кто интересуется животными в природе, научно-популярные произведения часто являются главным источником реальных фактов. Альтернативой могут быть академические источники, которые сложно как достать, так и интерпретировать, или рассказы других, прошедшие через призму восприятия.
Однако научно-популярные источники не всегда достоверны. Как правило, они создаются не учёными, которые заняты исследованиями, а другими людьми, целью которых не всегда является донести точные данные.
Ей может быть создание драматичного произведения, влияние на мнения читателей или зрителей (особенно это касается произведений с призывами), формальное выполнение заказа телеканала ради денег. Некоторые научно-популярные источники могут приводить неточную информацию из-за ненамеренных ошибок создателей или когда создатели думают, что достоверная информация не подходит читателям или зрителям — например, детские энциклопедии зачастую приводят неполные факты или приукрашивают их. Также научно-популярные передачи могут устаревать по сравнению с последними открытиями. Чтобы отсеять возможные ошибки научно-популярного источника, следует посмотреть на его дату создания, оценить с помощью интернета репутацию исследователей и проверить, встречаются ли факты из него ещё где-либо.
Охрана природы и научные исследования [ править ]
Научно-популярные произведения часто служат для привлечения общественного внимания к охране природы, для сбора денег на охрану природы и научные исследования. Зачастую съёмка передач финансируется телеканалом, который собирается их показывать и зарабатывать деньги на рекламе, либо сам канал может существовать на общественные пожертвования. Книги могут заказываться музеями или непосредственно общественными организациями, занимающимися сбором денег на просвещение. Деньги, добытые телепередачей или продажами книг, могут идти на поддержку различных исследований и программ по охране природы — или на следующие выпуски передач, целью которых является привлечение внимания к пожертвованиям.
Источник: ru.wikifur.com