Методическая работа — это планируемая познавательная деятельность администрации и педагогических работников колледже, направленная на освоение и совершенствование существующих, а также освоение и внедрение новых принципов форм и методов эффективной организации учебного процесса.
Можно выделить следующие основные виды методической работы: научно-методическую, учебно-методическую, организационно-методическую.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (НМР) включает:
— изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования;
— разработка плановой учебной документации на основе действующих федеральных государственных стандартов;
III Международный научно-методический онлайн-семинар «Учебный процесс и наука проблемы и перспективы
— освоение методов контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения, формирование фондов оценочных средств образовательных программ;
— совершенствование форм и методов организации и контроля самостоятельной работы студентов, включая ее методическое обеспечение;
— публикацию результатов работы по проблемам среднего профессионального образования в периодической печати, в материалах научно-методических конференций, в учебно-методических сборниках и пособиях.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (УМР) включает:
— подготовку к учебным занятиям, включая разработку и обновление содержания практических и лабораторных занятий, курсовых работ и выпускных квалификационных работ;
— методическое обеспечение всех видов учебных занятий, учебной и производственной практик, курсовых работ и выпускных квалификационных работ, самостоятельной работы студентов;
— разработку частных методик преподавания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и отдельных разделов и тем УД и МДК;
— разработку наглядных пособий по дисциплинам, междисциплинарным курсам и внедрение информационных технологий обучения в учебный процесс;
— руководство научно-исследовательской работой студентов во внеучебное время.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (ОМР) включает:
— участие в разработке и внесение предложений в нормативные документы, регламентирующие деятельность ссуза;
— координацию учебной деятельности предметных цикловых комиссий;
— планирование учебной работы педагогических работников и студентов, организации практики, курсовых и выпускных квалификационных работ, научно-исследовательской работы студентов;
— составление графика учебного процесса, разработка рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, междисциплинарных модулей и практик;
— участие в подготовке и работе методических семинаров и конференций;
Организация методической работы в образовательной организации
— участие в работе творческих рабочих групп;
— организацию студенческих конкурсов и олимпиад;
— анализ результатов методической работы преподавателей;
— организацию взаимодействия с профильными предприятиями;
— организацию повышения квалификации администрации и педагогических работников, стажировок и обмена опытом с педагогическими работниками других образовательных организаций.
Методическая тема колледжа «Повышение качества образования в колледже на основе компетентностного подхода»
Основной организационной формой методической работы в колледже является цикловая комиссия (ЦК) – объединение преподавателей и мастеров п/о родственных учебных дисциплин.
Научно-методическая работа преподавателей находит отражение в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях, педагогических и методических советах, заседаниях предметных ЦК, в публикации статей в специальных сборниках.
Одним из важных направлений научно-методической работы колледжа явилось участие педагогов и студентов учебного заведения в разнообразных конкурсах, чтениях, смотрах.
Положения по организации научно-методической работы в колледже
- Положение о методической работе
- Положение о порядке аттестации педагогических работников ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» на соответствие занимаемой должности (см. здесь).
- Положение о порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности (см. здесь).
- Положение о методическом и информационном Центре по организации применения и изучения технологий энергосбережения и повышения энергоэффективности (см. здесь).
Методическое сопровождение дуального обучения .
Научное студенческое общество
- Сведения об образовательной организации:
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Образовательные стандарты и требования
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Национальный проект
- Государственные услуги
- Эффективный контракт
- Инклюзивное образование
- Учебно-производственная работа
- Научно-методическая работа
- Воспитательная работа
- Студенческий спортивный клуб «Заряд»
- Планирование
- Проекты
- Статистическая информация
- Публичный доклад
- Центры
- Промышленный кластер
- Библиотека
- Профессиональная ориентация
- РЧ по компетенции «Сварочные технологии»
- Демонстрационный экзамен
- Публикации
- Информационная безопасность
- Олимпиада УГС 13.00.00
- Стажерская площадка
- Бесплатная юридическая помощь
Источник: psk68.ru
Шаблон программы научно-методического и (или) методического обеспечения образовательной деятельности
Приказ Министерства просвещения РФ от 25 октября 2021 г. № 732 “Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования” (документ не вступил в силу)
26 ноября 2021
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 15, ст. 2452) и пунктом 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
В связи с дополнением статьи 19 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» частью 5, регулирующей вопросы научно-методического и методического обеспечения образовательной деятельности, издан приказ Минпросвещения России от 25.10.2021 №732 «Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования».
Шаблон программы «Программа научно-методического и (или) методического обеспечения образовательной деятельности»
Скачать Шаблон программы «Программа научно-методического и (или) методического обеспечения образовательной деятельности»Шаблон-Программы
Источник: pedagogru.ru
Основные направления научно – методической работы
Организация методического процесса: свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов; интерактивные формы методического обучения; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности; управленческое консультирование.
Содержание методического образования педагогов: научно-методические, практические, дидактические материалы в помощь педагогам; программа развития ОУ.
Взаимодействие педагога и администрации школы: совместные тренинги; делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам; гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.
При планировании научно-методической работы школы педагогический коллектив должен отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы научно-методической работы:
1. Тематические педагогические советы.
2. Научно-методические советы.
3. Методическая работа на кафедрах.
4. Работа учителей над темами самообразования.
5. Открытые уроки, их анализ и самоанализ учителя.
6. Взаимоотношение и анализ уроков.
7. Работа психолого-педагогического семинара.
8. Диагностическая лаборатория кафедр.
9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
12. Внеклассная работа на кафедрах.
Методические формы повышения квалификации
Таблица 3. Методические формы повышения квалификации
Индивидуальные | Групповые | Фронтальные |
– Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации методиста, психолога – Самообразование (самовоспитание) – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога | – Проблемные консультации – Творческие микрогруппы – Тематические семинары –Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно- деятельностные, ролевые игры – Коллоквиумы –Психолого-педагогический практикум – Школа молодого специалиста – АКС (анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение уроков – Творческие мастерские | – Педсовет –НМС, КЭС –Психолого-педагогические семинары – «Круглый стол» – Теоретические, методические и практические конференции |
С несколько иных позиций можно рассматривать научно-методическую работу в школе, если определять её как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ методической работы представляют собой три группы:
— единые методические темы;
— научно-практические конференции и педагогические чтения;
— читательские и зрительские конференции;
— творческие микрогруппы учителей;
— школы передового опыта;
— взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.
— работа над личной творческой темой;
РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ выступает фактором сплочения коллектива. Актуальность ее зависит от уровня деятельности коллектива, интересов учителей. Тема охватывает учебную и внеурочную воспитательную работу. Работа над темой требует подведения промежуточных итогов, корректировки.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ проводятся раз в четверть. Требуют высокой квалификации организаторов и прямых связей с учеными. Положительная тенденция — взаимосвязь теории
и практики. Результатом деятельности семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей. Примером нетрадиционного проведения конференции являются короткие выступления с последующей дискуссией.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ нацелены на освоение каждым учителем содержания, основных требований и идей новых учебных программ. Виды деятельности: открытые уроки, педагогические консилиумы, творческие отчеты и т.д.
МИКРОГРУППЫ формируются для освоения нового опыта, методики по принципу психологической совместимости, состоят из 3-6 человек. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает теорию, затем обсуждает ее с коллегами и реализует изучаемую идею
в своей практике.
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ имеют следующее назначение:
а) распространение прогрессивного опыта имеющего высокий конечный результат;
б) экспериментальное подтверждение теории, экспертная оценка ее
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ методработы осуществляется с помощью:
-оборудования методкабинетов (монографии, методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы, методические разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий и т.д.)
Общешкольный план методической работы входит составной частью в план учебно-воспитательной работы школы в раздел «Работа с кадрами». Работу планирует и организует методический совет, основываясь на диагностировании уровня ЗУН и компетенций учащихся и учете затруднений учителей.
Планируется тема работы коллектива, проблематика педагогических советов, тема учительской конференции и т.д.
Практика работы показала, что существует и иной взгляд на методическую работу. Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги традиционно считают школьные методические объединения (кафедры) учителей. В то же время, работа методических объединений не может (по содержанию
и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать
и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.
К индивидуальным формам относятся:
• изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
• рефлексия и анализ собственной деятельности;
• накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;
• создание собственной папки достижений (портфолио);
• создание методической копилки;
• разработка собственных средств наглядности;
• работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;
• разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;
• подготовка выступления на педсовете по проблеме;
• посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
• собеседование у администрации;
• индивидуальная работа с наставником (наставничество);
• разработка авторского курса или учебного пособия;
• выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.
Формы коллективной методической работы:
• работа над единой методической темой;
• теоретические семинары (доклады, сообщения)
• конкурсы педагогического мастерства;
• деловые игры, ролевые игры;
• обсуждение передового педагогического опыта
• выставки передового педагогического опыта;
• обсуждение авторских программ;
Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, — вот одна из целей управления методической работой. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру инновационно-методической работы в школе.
Интернет-сайт: http://old.iro.yar.ru/conferences/metod/kuricina.html
Вопросы и задания
1. Заполните таблицу «Основные направления научно – методической работы»:
№ п/п | Направления | Содержание |
2. Подготовьте сообщение на тему: «Формы повышения квалификации».
3.Подготовьте сообщение по вопросам содержания и форм организации методической работы в школе
Источник: megaobuchalka.ru