Программа предназначена для тех, кто хочет узнать, что представляет собой ученическое научное исследование, какие виды ученических исследований бывают, что необходимо знать и уметь, чтобы написать и успешно защитить исследовательскую работу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,
Директор МБОУ «СОШ № 2»
г. Тарко- Сале Пуровского района
___________ Бархатова И.В.
Приказ № ______от «_____» _________2020 г
по учебному предмету основы научно-исследовательской деятельности
для учащихся _8 а,б,в,г_ классов
Учитель: Беркутова Элиза Мансуровна
«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения
Зам. директора по учителей истории и обществознания____________
Как оформлять ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ работу
образовательному процессу руководитель МО /__________
__________ /________________./ Протокол №___ от «_____» ____________ 2020г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету основы научно-исследовательской деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района, учебным планом МБОУ «СОШ №2» г. Тарко — Сале на 2020-2021 учебный год, примерной программы для общеобразовательных учреждений «Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 класс» – М.: ВАКО, 2014. Рабочая программа реализуется на основе книги «Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 класс»: книга для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Леонтовича. Количество часов: всего 35 часов, в неделю – 1 час .
Программа предназначена для тех, кто хочет узнать, что представляет собой ученическое научное исследование, какие виды ученических исследований бывают, что необходимо знать и уметь, чтобы написать и успешно защитить исследовательскую работу.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения обществознания «научится» и «получит возможность научиться»:
Учащиеся должны знать и понимать:
— причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой (собственное отношение к окружающему миру);
— составные части научно-исследовательской деятельности.
— о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;
— о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
— о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
— об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;
— об эффективных способах презентации результатов исследования.
— формулировать проблему исследования;
— самостоятельно подбирать источники научной информации;
Как написать научную работу: Инструкция + лайфхаки
— правильно и творчески конспектировать научные работы;
— разрабатывать научный аппарат;
— составлять план описания исследования;
— правильно цитировать и оформлять сноски;
— правильно оформлять список литературы;
— грамотно излагать материал в письменной и устной форме;
— использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся приобретет опыт:
• работы с различными информационными ресурсами
• анализа и конспектирования литературы
• постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
• определения целей и задач исследования
• самостоятельной организации исследовательской деятельности
• рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
• публичной защиты результатов собственного исследования
Личностные и метапредметные результаты.
— формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.
— развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
— учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом;
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
— добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
— учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
— умение координировать свои усилия с усилиями других.
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Требования к результатам обучения. Нормы оценки знаний учащихся.
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.
Цель — сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР).
- Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области.
- Развить умение выделять в проблеме «объект исследования».
- Обучить находить отличительные признаки «предмета исследования».
- Привить навыки правильного формулирования темы исследования.
- Научить постановке цели исследования и формулировке задач.
- Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР.
- Развить навык формирования исходной гипотезы.
- Научить в общих чертах методике постановки эксперимента.
- Сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации.
- Сформировать умение анализировать данные и делать выводы.
- Научить правильно оформлять отчетность по НИР (написать доклад, реферат, отчет).
1.Исследовательская: сопоставление данных первоисточников, их творческий анализ и произведенных на его основании новых выводов.
2. Реферативная: подбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.
3. Научно-исследовательская: деятельность направлена на получение объективно новых знаний.
4. Информационно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
5. Проблемно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких литературных источников, предполагающих сопоставление данных разных источников и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.
6. Экспериментальные: работы, в основе которых лежит выполнение эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, самостоятельной трактовкой особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
7. Натуралистические и описательные: работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
Виды контроля : контроль по результату; контроль по процессу. Учащиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в районной научно-практической конференции «Я намечаю путь к открытию».
Результат : полученные знания способствуют самореализации, учащихся в постоянно меняющихся социокультурных условиях.
Этот курс может служить основой для творческого развития начинающих исследователей.
Изучение курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» поможет в грамотном выполнении научно-исследовательских работ и творческих проектов.
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа
Рабочая программа научно-исследовательской работы по направлению подготовки 030300.62 Психология / Составитель: Н.Л. Максимова. — Чебоксары: Филиал РГСУ в г. Чебоксары – 20 с.
Велиева С.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики РГСУ Филиал в г. Чебоксары
Баранова Э.А., доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики (Протокол № _1_ от «_2_» _сентября_ 2013 г.).
социального университета в г. Чебоксары
1. Общие положения
Научно-исследовательская работа (далее – НИР) является обязательным разделом основной образовательной программы (далее – ООП) бакалавриата и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы:
— планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;
— проведение научно-исследовательской работы;
— обсуждение хода работы на сопровождающем научно-исследовательскую работу семинаре, корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
— составление отчета о научно-исследовательской работе;
— публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы являются обоснование темы, а также обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения и защиты НИР должно проводиться широкое обсуждение ее результатов учебными структурами вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также оценивать компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры студента.
2. Цели и задачи научно-исследовательской работы
В соответствии с ФГОС ВПО научно-исследовательская работа является обязательным видом учебных занятий основной образовательной программы б по направлению 030300.62 Психология. Она непосредственно ориентирована на овладение бакалаврами научно-исследовательской деятельностью.
Целями научно-исследовательской работы являются:
— овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в психологии;
— овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы;
— формирование умений и компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу.
Поставленные цели конкретизируются в реализации следующих задач:
— формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования;
— формирование навыков определения целей и задач исследования, разработка его концептуальных моделей;
— формирование умений осуществлять подбор методик, планирование и организацию проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов;
— совершенствование навыков по подготовки научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;
— формирование умений предоставлять результаты своей работы для специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;
— развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений;
— совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня.
— развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов и т.д.
В ходе проведения научно-исследовательской работы бакалавр закрепляет знания по базовым и профессиональным дисциплинам, изучаемым в соответствии с учебными планами по специальности 030300.62 Психология. Также осуществляется проверка научно-исследовательских умений и навыков, полученных при освоении образовательной программы.
Источник: studfile.net
Научно-исследовательская работа
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511)
составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 28.06.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.
Заведующий кафедрой
Васильев А.А.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 28.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Васильев А.А.
1. Цели освоения дисциплины
В соответствии с ФГОС научно-исследовательская работа является обязательным видом учебных занятий основной образовательной программы по направлению 400301 Юриспруденция. Она непосредственно ориентирована на овладение бакалаврами научно-исследовательской деятельностью. Целями научно-исследовательской работы являются: — овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в юриспруденции; — овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы; — формирование умений и компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу. Поставленные цели конкретизируются в реализации следующих задач: — формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования; — формирование навыков определения целей и задач исследования; — формирование умений осуществлять подбор материала, анализовать и интерпретировать эмпирически полученные данные; — формирование навыков по подготовке курсовых работов и публикаций по результатам выполненных исследований; — формирование умений предоставлять результаты своей работы специалистам, отстаивать свои позиции в профессиональной среде; — развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений; — совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня; — развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов и т.д. |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной деятельности | ||||||
1.1. | Наука и научное исследование | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Наука и научное исследование | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Методология научных исследований | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.4. | Методология научных исследований | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.5. | Подготовительный этап научно-исследовательской работы | Лекции | 2 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 | |
1.6. | Подготовительный этап научно-исследовательской работы | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.7. | Сбор научной информации | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.8. | Написание и оформление научных работ студентов | Лекции | 2 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 | |
1.9. | Написание и оформление научных работ студентов | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Научные исследования в сфере юриспруденции | ||||||
2.1. | Государственно-правовая реальность как исследовательский объект | Лекции | 4 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Государственно-правовая реальность как исследовательский объект | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.3. | Назначение юридических исследований | Лекции | 4 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.4. | Назначение юридических исследований | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.5. | Исследовательская этика и ее нарушения | Лекции | 4 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 | |
2.6. | Исследовательская этика и ее нарушения | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Процесс продвижения обучающегося по траетории исследовательской деятельности | ||||||
3.1. | Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы | Лекции | 6 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы | Сам. работа | 6 | 16 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
3.3. | Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы | Лекции | 6 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 | |
3.4. | Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы | Сам. работа | 6 | 18 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 4. Публичное представление результатов исследовательской деятельности | ||||||
4.1. | Методические основы подготогвки и оформления основных результатов научного исследования | Лекции | 6 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
4.2. | Методические основы подготовки и оформления основных результатов научного исследования | Сам. работа | 6 | 18 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
4.3. | Правила публичной защиты результатов юридических исследований | Лекции | 6 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 | |
4.4. | Правила публичной защиты результатов юридических исследований | Сам. работа | 6 | 18 | ОК-7, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Неумоева-Колчеданцева Е. В. | Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2018 | https://biblio-online.ru/book/osnovy-nauchnoy-deyatelnosti-studenta-kursovaya-rabota-427934 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Оганян, К. М. | Философия и методология социальных наук: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 | https://biblio-online.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-socialnyh-nauk-428314 |
Л2.2 | Дрещинский, В. А. | Методология научных исследований : учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | https://urait.ru/bcode/514505 |
Л2.3 | Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская | История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 // ЭБС «Юрайт» | https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-metodologiya-nauki-412991 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | |||
Э2 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | |||
Э3 | Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com | |||
Э4 | Научно-исследовательская работа: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2410 | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2410 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru). |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
202С | библиотека (читальный зал) — помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Научно-исследовательская работа бакалавров организована в виде занятий, проводимых научным руководителем НИР, и самостоятельной работы. Руководитель должен ознакомить студентов с методологией проведения научно-исследовательской работы, сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении правового исследования, дать представления об особенностях и методах научного познания в юриспруденции. Затем студенты знакомятся с актуальными темами исследований в рамках кафедральной проблематики и основными направлениями работы той или иной кафедры. Далее им предоставляется перечень тем для исследований, а также обсуждаются возможные научные руководители. |
Источник: www.asu.ru