16.05.2016 Текст данной статьи является перепечаткой статьи Имре Лакатос Википедия. Кроме данной статьи биография Лакатоса есть в словарной статье Лакатос Имре.
Имре Лакатос (или Имре Лакатош — венг. Lakatos Imre, настоящие имя и фамилия Аврум Липшиц; 9 ноября 1922, Дебрецен — 2 февраля 1974, Лондон) — английский философ венгерского происхождения, один из представителей постпозитивизма.
- Биография
- Методология исследовательских программ
- Метод рациональных реконструкций
- Литература
- Сочинения
- О Лакатосе
- Ссылки
- См. также
Дата рождения: 9 ноября 1922
Место рождения: Дебрецен
Дата смерти: 2 февраля 1974 (51 год)
Место смерти: Лондон Страна: Великобритания
Альма-матер: Московский государственный университет
Оказавшие влияние: Карл Поппер, Дьёрдь Лукач, Софья Яновская, Дьёрдь Пойа
Имре Лакатос
венг. Imre Lakatos
6.4.4. Философия науки Имре Лакатоса и Томаса Куна: два направления в постпозитивизме
Imre Lakatos
Книги Имре Лакатоса
Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. Пер. И. Н. Веселовского.— М.: Наука, 1967.
Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Прил. к кн.: Кун Т. Структура научных революций.— М.: АСТ, 2001.
Лакатос И. Читать и скачать Наука и псевдонаука в форматах DOXC и PDF. (Выступление в радиопрограмме Открытого университета 30 июня 1973 г.)
Биография Имре Лакатоса
Родился (Лакатос) в Дебрецене в еврейской семье, ученик Дьёрдя Лукача. Во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления и стал коммунистом. В это же время из-за начавшихся преследований евреев (его мать и бабушка погибли в Освенциме) был вынужден сменить фамилию на Молнар (по-венгерски — Мельник), затем на Лакатош (эту же фамилию носил премьер-министр Геза Лакатош, выступивший против уничтожения венгерских евреев). Существует и другая точка зрения, по которой «пролетарскую» фамилию Лакатош (в переводе «слесарь») он принял, устроившись на работу в правительство Венгерской народной республики. В русскоязычной традиции принято передавать его псевдоним как Лакатос.
После войны учился в аспирантуре Московского университета под руководством С. А. Яновской. Короткое время был функционером Министерства образования коммунистической Венгрии. В это время он находился под сильным влиянием идей своих соотечественников: Дьёрдя Лукача, Дьёрдя Пойа (Лакатош перевёл на венгерский его книгу «Как решать задачу») и Шандора Карачоня (венг.русск.).
Во времена культа личности М. Ракоши в 1950—1953 годов был незаконно репрессирован как «ревизионист» и находился в заключении. Во время Венгерской революции 25 ноября 1956 года Лакатос cбежал на Запад через Австрию. С 1958 года постоянно жил в Великобритании. В 1961 году защитил диссертацию в Кембриджском университете. С 1969 — профессор Лондонской школы экономики и политических наук.
А 1.6 Концепции И. Лакатоса и П. Фейерабенда — Философия науки для аспирантов
Умер Имре Лакатос в 1974 году в возрасте 51 года от кровоизлияния в мозг.
Методология исследовательских программ Имре Лакатоса
Лакатос — автор теории и методологии научно-исследовательских программ, в рамках которых, вслед за Карлом Поппером, развил принцип фальсификации до степени, названной им — утончённый фальсификационизм. Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию Поппера, полемизирует с (ставшей модной) теорией Томаса Куна (наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, когда происходит смена парадигм) .
Лакатос описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ», состоящих из «жёсткого ядра» априорно принятых в системе фундаментальных допущений, не могущих быть опровергнутыми внутри программы, и (защитного) «предохранительного пояса» вспомогательных гипотез ad hoc (к отдельным случаям) , видоизменяющихся и приспосабливающихся к (опровергающим) контрпримерам программы. Эволюция конкретной программы происходит за счёт видоизменения и уточнения «предохранительного пояса», разрушение же «жёсткого ядра» теоретически означает отмену программы и замену её другой, конкурирующей.
Главным критерием научности программы Лакатос называет прирост фактического знания за счёт её предсказательной силы. Пока программа даёт прирост знания, работа учёного в её рамках «рациональна». Когда программа теряет предсказательную силу и начинает работать только на «пояс» вспомогательных гипотез, Лакатос предписывает отказаться от её дальнейшего развития. Однако при этом указывается, что в отдельных случаях исследовательская программа переживает свой внутренний кризис и снова даёт научные результаты; таким образом, «верность» учёного избранной программе даже во время кризиса признаётся Лакатосом «рациональной».
Метод рациональных реконструкций
Метод рациональных реконструкций истории науки применён Лакатосом в книге Доказательства и опровержения (Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы) — к истории доказательств теоремы Декарта-Эйлера-Коши о соотношении между числом вершин, рёбер и граней произвольного многогранника. При этом в подстрочных примечаниях Лакатос даёт более широкую картину истории математики, особенно — истории математического анализа и программ обоснования математики в XIX и начале XX века. Лакатос обсуждает историю математики как цепочку, в которой «проверка обычного доказательства часто представляет очень деликатное предприятие, и, чтобы напасть на «ошибку2», требуется столько же интуиции и счастья, сколько и для того, чтобы натолкнуться на доказательство; открытие «ошибок» в неформальных доказательствах иногда может потребовать десятилетий, если не столетий. Неформальная квазиэмпирическая математика не развивается как монотонное возрастание количества несомненно доказанных теорем, но только через непрерывное улучшение догадок при помощи размышления и критики, при помощи логики доказательств и опровержений».
Сама книга написана не в форме исторического исследования, а в форме школьного диалога. Используя диалогический метод, Лакатос искусственно конструирует проблемную ситуацию, в которой происходит формирование понятия «эйлерового многогранника». Рациональная реконструкция у Лакатоса не воспроизводит все детали реальной истории, но создается специально в целях рационального объяснения развития научного знания.
Труды Лакатоса
Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. Пер. И. Н. Веселовского.— М.: Наука, 1967.
Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Приложение к книге.: Кун Т. Структура научных революций. — М.: АСТ, 2001.
Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки (через friGate и торрент c rutracker.org или скачать) — М.: Академический проект, 2008.
Лакатос И. Наука и псевдонаука. (Выступление в радиопрограмме Открытого университета 30 июня 1973 г.)
О Лакатосе
Bandy A. Chocolate and chess. Unlocking Lakatos. Budapest: Akadémiai Kiadó, 2010.
Kadvany J. Imre Lakatos and the guises of reason. Durham and London: Duke University Press, 2001.
Koetsier T. Lakatos’ philosophy of mathematics: a historical approach. Amsterdam e.o.: North Holland, 1991.
Larvor B. Lakatos: an introduction. London: Routledge, 1998.
Long J. Lakatos in Hungary. Philosophy of the social sciences, 28, 1998, pp. 244–311.
Лакатос, Имре (Библиотека учебной и научной литературы)
Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции
Лакатос И Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы
Лакатос И. Фаллибизм против фальсификационизма
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ
См. также[править | править вики-текст]
Научно-исследовательская программа (по Лакатосу)
Поппер Лакатос
Концепция науки Лакатоса — является развитием идей Карла Поппера, который сказал, что научное не то, что обосновано, а то, что — не поддается фальсификации. Лакатос был учеником Поппера, он же выделил три стадии в развитии взглядов Поппера: (1) догматический фальсификационизм, (2) наивный фальсификационизм, (3) методологический фальсификационизм.
- Догматический фальсификационист видит науку как процесс, размеченный прочными конструкциями и непогрешимыми фальсификациями. Все же Карл Поппер понял ошибочность такой позиции, ибо эмпирическая база науки неустойчива и неопределенна, а потому и речи не может быть о фиксированных протокольных предложениях и не пересматриваемых в принципе опровержениях.
- Наивный фальсификационист — Поппер Карл Раймунд под ударами критики не оставил свои идеи и защищал критерий фальсифицуруемости. Развитием стали идеи о том. что опровержения также могут быть ошибочными, что подтверждают как логика, так и история науки.
- Методологический фальсификационист исправляет ошибку догматиков, показывая зыбкость эмпирической базы науки и предлагаемых ею средств контроля гипотез (это философ Поппер показал в «Логике научного открытия»).
Источник: design-for.net
Лакатос И. — Избранные произведения по философии и методологии науки
Перевод с английского И.Н. Веселовского, А.Л. Никифорова, В.Н. Поруса
М.: Академический Проект; Трикста, 2008. — 475 с.
Серия Философские технологии: философия
ISBN 978-5-8291-1049-9, ISBN 978-5-902358-48-0
Формат: DjVu 4,2 Мб
Язык: русский
В «Доказательствах и опровержениях» Имре Лакатос (1922 — 1974), мыслитель, оказавший значительное влияние на философию и историю науки XX века, разбирает доказательства знаменитой теоремы Эйлера о многогранниках и получающихся при этом парадоксах. В работе «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1970) он выступает одним из наиболее глубоких и последовательных критиков концепции смены парадигм Т. Куна и противопоставляет этому свою методологию научно-исследовательских программ, ставшую одной из лучших моделей философии науки.
Содержание
Порус В.H. Между философией и историей науки: на пути к «гибкой » теории научной рациональности 9
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ (КАК ДОКАЗЫВАЮТСЯ ТЕОРЕМЫ) (перевод И. Н. Веселовского)
Введение 27
1. Задача и догадка 35
2. Доказательство 37
3. Критика доказательства при помощи контрпримеров, являющихся локальными, но не глобальными 41
4. Критика догадки при помощи глобальных контрпримеров 46
а) Отбрасывание догадки. Метод сдачи 47
б) Отбрасывание контрпримера. Метод устранения монстров 48
в) Улучшение догадки методами устранения исключений. Частичные исключения. Стратегическое отступление или безопасная игра 63
г) Метод исправления монстров 73
д) Улучшение догадки методом включения лемм. Рожденная доказательством теорема против наивной догадки 78
5. Критика анализа доказательства контрпримерами, являющимися глобальными, но не локальными. Проблема строгости 92
а) Устранение монстров в защиту теоремы 92
б) Скрытые леммы 93
в) Метод доказательств и опровержений 99
г) Доказательство против анализа доказательства. Релятивизация понятий теоремы и строгости в анализе доказательства 105
Замечание 112
6. Возвращение к критике доказательства при помощи контрпримеров, которые являются локальными, но не глобальными. Проблема содержания 116
а) Возрастание содержания при более глубоких доказательствах 116
б) Стремление к окончательным доказательствам и соответствующим необходимым и достаточным условиям 125
в) Различные доказательства дают различные теоремы 128
7. Проблема пересмотра содержания 131
а) «Наивность» наивной догадки 131
б) Индукция как основа метода доказательств и опровержений 133
в) Дедуктивная догадка против наивной догадки 135
г) Увеличение содержания путем дедуктивного угадывания 145
д) Логические контрпримеры против эвристических 154
8. Образование понятий 157
а) Опровержение при помощи расширения понятий. Переоценка устранения монстров и пересмотр понятий ошибки и опровержения 157
б) Рожденное доказательством понятие против наивного. Теоретическая классификация против наивной 164
в) Пересмотр логических и эвристических опровержений 171
г) Противоположность между теоретическим и наивным расширением понятий, между непрерывным и критическим ростом 173
д) Пределы увеличения содержания. Теоретические и наивные опровержения 176
9. Как критика может математическую истину превратить в логическую 182
а) Бесконечное расширение понятий уничтожает смысл и истину 182
б) Смягченное расширение понятий может превратить математическую истину в логическую 186
Литература 191
ИСТОРИЯ НАУКИ И ЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕКОНСТРУКЦИИ (перевод А. Л. Никифорова)
Введение 201
1. Конкурирующие методологические концепции: рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории 203
A. Индуктивизм 204
B. Конвенционализм 208
C. Методологический фальсификационизм 212
D. Методология научно-исследовательских программ 217
E. Внутренняя и внешняя история 231
2. Критическое сравнение методологических концепций: реальная история как пробный камень ее рациональных реконструкций 239
A. Фальсификационизм как метакритерий: история «фальсифицирует» фальсификационизм (и любую другую методологическую концепцию) 243
B. Методология историографических исследовательских программ. Реальная история в различной степени подтверждает свои рациональные реконструкции 260
C. Против априористского и антитеоретического подходов к методологии науки 269
Заключение 273
Литература 274
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ (перевод В. Н. Поруса)
1. Наука: разум или вера? 281
2. Фаллибилизм против фальсификационизма 286
а) Доматический (натуралистический) фальсификационизм. Эмпирический базис 286
б) Методологический фальсификационизм. «Эмпирический базис» 304
в) Утонченный фальсификационизм против наивного методологического фальсификационизма. Прогрессивный и регрессивный сдвиг проблемы 329
3. Методология научных исследовательских программ 359
а) Отрицательная эвристика: «твердое ядро» программы 361
б) Положительная эвристика: конструкция «защитного пояса» и относительная автономия теоретической науки 364
в) Две иллюстрации: Проут и Бор 369
(ßj) Проут: исследовательская программа, прогрессирующая в океане аномалий 370
(в2) Бор: исследовательская программа, прогрессирующая на противоречивых основаниях 375
г) Новый взгляд на решающие эксперименты: конец скороспелой рациональности 339
(гг) Эксперимент Майкельсона-Морли 408
(г2) Эксперименты Луммера-Прингсгейма 419
(г3) ß-pacnad против законов сохранения 423
(г4) Заключение. Требование непрерывного роста 432
4. Исследовательская программа Поппера против исследовательской программы Куна 441
Приложение: Поппер, фальсификационизм и «Тезис Дюгема-Куайна» 447
Литература 463
Источник: platona.net
Презентация, доклад Методология «Научно-исследовательских программ» Имре Лакатоса (1922-1974)
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Методология «Научно-исследовательских программ» Имре Лакатоса (1922-1974). Презентация на заданную тему содержит 6 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Образование » Методология «Научно-исследовательских программ» Имре Лакатоса (1922-1974)
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Методология «Научно-исследовательских программ» Имре Лакатоса (1922-1974) Выполнила студентка группы ФК-142 Антонова Александра
Слайд 2
Описание слайда:
Как уже отмечалось, философия науки К. Р. Поппера, поставившая в центр внимания проблематику развития научного знания, должна была соотнести свои выводы с реальной практикой научного исследования в ее историческом развитии. Вскоре обнаружилось, что предложенная им методологическая концепция, требующая немедленного отбрасывания теорий, если эти теории сталкиваются с опытными опровержениями, не соответствует тому, что происходит и происходило в науке. Это и привело ученика и критика Поппе-ра Имре Лакатоса (1922-1974) к разработке «утонченного фальсификационизма» или, как чаще называют его концепцию, методологии научно-исследовательских программ.
Слайд 3
Описание слайда:
В основе этой методологии лежит представление о развитии науки как истории возникновения, функционирования и чередования научно-исследовательских программ, представляющих собой связанную последовательность научных теорий. Эта последовательность, как правило, выстраивается вокруг некоторой фундаментальной теории, основные идеи, методы и предпосылки которой «усваиваются» интеллектуальной элитой, работающей в данной области научного знания.
Такую теорию Лакатос называет «жестким ядром» научно-исследовательской программы. В основе этой методологии лежит представление о развитии науки как истории возникновения, функционирования и чередования научно-исследовательских программ, представляющих собой связанную последовательность научных теорий. Эта последовательность, как правило, выстраивается вокруг некоторой фундаментальной теории, основные идеи, методы и предпосылки которой «усваиваются» интеллектуальной элитой, работающей в данной области научного знания. Такую теорию Лакатос называет «жестким ядром» научно-исследовательской программы.
Слайд 4
Описание слайда:
Если программа обладает хорошо развитой «положительной эвристикой», то ее развитие зависит не столько от обнаружения опровергающих фактов, сколько от внутренней логики самой программы. Если программа обладает хорошо развитой «положительной эвристикой», то ее развитие зависит не столько от обнаружения опровергающих фактов, сколько от внутренней логики самой программы. Например, научно-исследовательская программа И. Ньютона развивалась от простых моделей планетарной системы (система с фиксированным точечным центром — Солнцем — и единственной точечной планетой, система, состоящая из большего числа планет, но без учета межпланетных сил притяжения и др.) к более сложным (система, в которой Солнце и планеты рассматривались не как точечные массы, а как массивные и вращающиеся сферы, с учетом межпланетных сил и пр.). И это развитие происходило не как реакция на «контрпримеры», а как решение внутренних (формулируемых строго математически) проблем, например устранение конфликтов с третьим законом динамики или с запрещением бесконечных значений плотности тяготеющих масс.
Слайд 5
Описание слайда:
Маневрируя эвристиками («отрицательной» и «положительной»), исследователи реализуют творческий потенциал программы: то защищают ее плодотворное «жесткое ядро» от разрушительных эффектов различных эмпирических опровержений с помощью «защитного пояса» вспомогательных теорий и гипотез, то стремительно идут вперед, оставляя неразрешенные эмпирические проблемы, зато объясняя все более широкие области явлений, по пути исправляя ошибки и недочеты экспериментаторов, поспешно объявляющих о найденных «контрпримерах». До тех пор, пока это удается, научно-исследовательская программа находится в прогрессирующей стадии.
Однако программа все-таки не «бессмертна». Рано или поздно наступает момент, когда ее творческий потенциал оказывается исчерпанным: развитие программы резко замедляется, количество и ценность новых моделей, создаваемых с помощью «положительной эвристики», падают, «аномалии» громоздятся одна на другую, нарастает число ситуаций, когда ученые тратят больше сил на то, чтобы сохранить в неприкосновенности «жесткое ядро» своей программы, нежели на выполнение той задачи, ради которой эта программа существует.
Маневрируя эвристиками («отрицательной» и «положительной»), исследователи реализуют творческий потенциал программы: то защищают ее плодотворное «жесткое ядро» от разрушительных эффектов различных эмпирических опровержений с помощью «защитного пояса» вспомогательных теорий и гипотез, то стремительно идут вперед, оставляя неразрешенные эмпирические проблемы, зато объясняя все более широкие области явлений, по пути исправляя ошибки и недочеты экспериментаторов, поспешно объявляющих о найденных «контрпримерах». До тех пор, пока это удается, научно-исследовательская программа находится в прогрессирующей стадии. Однако программа все-таки не «бессмертна». Рано или поздно наступает момент, когда ее творческий потенциал оказывается исчерпанным: развитие программы резко замедляется, количество и ценность новых моделей, создаваемых с помощью «положительной эвристики», падают, «аномалии» громоздятся одна на другую, нарастает число ситуаций, когда ученые тратят больше сил на то, чтобы сохранить в неприкосновенности «жесткое ядро» своей программы, нежели на выполнение той задачи, ради которой эта программа существует.
Слайд 6
Источник: myslide.ru