Научно исследовательская программа это

Научно-исследовательская программа (по Лакатосу) — единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.

Проблема роста научного знания всегда занимала умы учёных и мыслителей, независимо от их взглядов и пристрастий или принадлежности к различным направлениям науки или религии. В некоторых случаях данная проблема является ключевой для всей системы тех или иных научных изысканий.

Иногда эта проблема, являясь узловым пунктом размышлений, не осознаётся в качестве таковой, и исследователь обращается к изучению более частных и прикладных вопросов, не отдавая себе отчёта в том, что они всего лишь начальные ступеньки на пути восхождения к центральной для всей философии науки и современной гносеологии проблемы роста знания.

Разработал методологию научно-исследовательских программ Имре Лакатос.

В своих ранних работах И. Лакатос анализировал рост научного знания на примере математики ХVII-ХIХ вв. В более поздних работах учёный обосновал идею конкуренции научно-исследовательских программ, которая, по его мнению, лежала в основе развития науки. «Мой подход, — писал учёный, — предполагает новый критерий демаркации между „зрелой наукой“, состоящей из исследовательских программ, и „незрелой наукой“, которая состоит из затасканного образца проб и ошибок».

Научно — исследовательская деятельность

Концепция Лакатоса во многом выросла из спора К. Поппера и Т. Куна о развитии науки. Соратник К. Поппера, Лакатос немало почерпнул из его трудов, в частности, рациональное объяснение роста науки и научного знания.

Согласно Лакатосу, научная программа — основная единица развития научного знания. Развитие науки заключается в смене совокупности и последовательности теорий, связанных общими основными принципами и идеями — в смене исследовательских программ. Исходная теория тянет за собой вереницу последующих. Каждая из последующих теорий развивается на основе добавления дополнительной гипотезы к предыдущей.

В разработанную Лакатосом методологию научно-исследовательских программ входят следующие структурные элементы: «жёсткое ядро», «защитный пояс» гипотез, «положительная эвристика» и «отрицательная эвристика».

«Жёсткое ядро» и «защитный пояс» научно-исследовательской программы

У всех исследовательских программ есть «жёсткое ядро». Это совокупность утверждений (гипотез), которые составляют сущность научно-исследовательской программы. «Жёсткое („твёрдое“) ядро» называется так потому, что составляет основу научно-исследовательской программы и не может быть изменено.

По соглашению участников исследований, гипотезы «жёсткого ядра» признаются неопровержимыми. Напротив, это «ядро» должно быть защищено от возможных контраргументов, для чего вводится такой элемент, как «защитный пояс» — набор вспомогательных гипотез. «Защитный пояс» должен выдержать главный удар со стороны любых проверок, приспосабливаясь к новым контраргументам. В процессе он может переделываться или даже полностью заменяться, если это требуется для обеспечения защиты «жёсткого ядра». В противном случае, при «падении» «жёсткого ядра» вся научно-исследовательская программа признается неудачной. Говоря о деятельности «защитного пояса», Лакатос вводит понятия положительной и отрицательной эвристики.

Читайте также:
Кого открыли в программе маска

Искусство написания научно-исследовательской работы.

«Отрицательная эвристика» – это ограничение в форме правил, позволяющих избегать ложных путей познания. «Отрицательная эвристика» определяет «твердое ядро» программы, считается «неопровержимым».

«Позитивная эвристика» – это набор правил, позволяющих модифицировать программу так, чтобы сохранить её или улучшить. «Позитивная эвристика» складывается из доводов более или менее ясных, и предположений более или менее вероятных, направленных на изменение и развитие исследовательской программы.

По мнению Лакатоса, любая научно-исследовательская программа проходит две стадии: прогрессивную и вырожденную (регрессивную). В прогрессивной стадии главную роль играет положительная эвристика. Теория динамично развивается, и каждый следующий шаг способствует её улучшению, она объясняет всё больше фактов и позволяет предсказывать ранее неизвестные. Прогрессивный сдвиг характеризуется увеличением эмпирического содержания защитного пояса вспомогательных гипотез.

Главный критерий научности программы – это прирост знания. Пока программа даёт прирост знания (прогрессирующая программа), работа учёного в её рамках «рациональна». Когда программа теряет предсказательную силу и работает только на вспомогательные гипотезы, Лакатос предписывает отказаться от неё (регрессирующая программа).

Источник: studfile.net

Научно-исследовательская программа

«Научно-исследовательская программа» — является основой термина концепции науки, которую продвигал Лакатос. Эта программа, как он считает, является одной из основных единиц процесса эволюции научного знания. Научно-исследовательская программа включает в себя теории, которые постепенно сменяются друг другом, они объединяются в систему фундаментальных положений и методологических идей. Научную теорию необходимо оцениваться вместе с ее дополнительными гипотезами, исходными условиями, а главное, вместе с предшествующими ей теориями. Грубо говоря, предметом методологического анализа является не одна гипотеза или теория, а группа теорий, т. е. некий вид развития.

Ядро, которое выделяется в этой программе, основывается на принципе либо законе и «защищено поясом», которым ядро окружается, если возникает эмпирические затруднения (если обнаруживаются противоречащие данные, закон Ньютона не опровергается, а создаются дополнительные теории, которые развивают этот закон). Теория никогда не будет фальсифицирована, она может только заменяться другой, более рациональной. Исследовательская программа должна быть либо прогрессирующая (в случае если ее теоретический рост превосходит эмпирический рост, выполняя прогностические функции), либо регрессирующая (в случае если развитие теории отстает от эмпирического роста; если первая программа замещается второй). По теории Лакатоса через деятельность ученого выступает некий глобальный надличностный процесс, в котором не выявляется его природа. Лакатос задумывался как осуществляется выбор программ в истории развитии науки, если мы сами не способны сделать этот выбор?

Используя свой метод, главной целью философа было показать то, что любая методологическая концепция действует как историографическая (или метаисторическая) теория (или исследовательская программа) и может быть представлена критике при помощи критического анализа той рациональной исторической реконструкции, которую она представляет.

При осуществлении настоящей задачи реализовалась главная идея теории Лакатоса. Она, как говорил он, «заключается в том, что его «методология» отличается от прежних значений тем, что лишь оценивает уже совсем сформированные теории (или исследовательские программы) и не будет выдвигать средства ни для того чтобы вырабатывать хорошие теории, и даже не для того чтобы выбирать между нескольких конкурирующих программ.

Читайте также:
Назовите формат файлов для которых предназначена программа adobe reader

Мои «методологические правила» подтверждают целесообразное признание эйнштейновской теории, хотя они не убеждают ученых работать с исследовательской программой Эйнштейна, а не Ньютона». Этим идея Лакатоса только лишь может оценить ряд теорий (исследовательские программы) в их сложившимся «готовом» виде, но, к сожалению, не сам процесс их формирования и совершенства. Понимание этого механизма «остается в тени», оно не представляется предметом определенного анализа. Прежде всего критерии оценки влияют на результат, а не на рост развития научного знания. Лакатос обращает внимание на то, что история науки без философии науки «слепа» и она должна следовать эвристической проработки.

Согласно Лакатосу, основа программы включает в себя то, что каждая научно-исследовательская программа, как ряд определенных теорий, состоит из:

1. «жесткое ядро» — система, которая состоит из ряда фундаментальных, частнонаучных и онтологических допущений, и которая сохраняет все теории данной программы;

2. «защитный пояс», состоит из гипотез, которые обеспечивают сохранность «жесткого ядра» от оспаривания; он может быть преобразованный, полностью либо частично или замещен при противоречии с контрпримерами;

3. нормативные, методологические правила-регулятивы, предписывают наиболее высокоперспективные пути, которые в будущем помогут исследовать («положительную эвристику»).

Описывая научную-исследовательскую программу, Лакатос указывает на особенности:

2. уникальность — они могут использоваться как и в этике, так и в эстетике;

3. прогностическая функция: определяет каждый шаг программы, который ведет к повышению значения, к «теоретическому сдвигу проблем»;

4. главными этапами в развитии программы является прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения».

Научная революция является замена старой программы на новую. Новая программа объясняет то что не смогла объяснить старая.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Понятие научно-исследовательской программы

Научно-исследовательская программа — это последовательность сменяющих друг друга теорий, объединенных некоторой совокупностью идей, которые являются для них базисными. Согласно И. Лакатосу, программа содержит следующие компоненты (рис. 3.3).

Условная структура научно-исследовательской программы

Рис. 3.3. Условная структура научно-исследовательской программы

  • 1. «Жесткое ядро» — множество исходных положений философского и частнонаучного характера. «Ядро» называется жестким, так как оно сохраняется без изменения во всей последовательности теорий.
  • 2. Эвристики — это связанные с утверждениями ядра методологические принципы, предписывающие ученому, что следует делать, и наоборот, чего не следует делать. И. Лакатос делит их на два подкласса: положительная и отрицательная эвристики.

Положительная эвристика задает ученому сам выбор проблем для решения и ориентиры метода. Отрицательная же предупреждает о тех путях, которых следует избегать. Наиболее общий смысл отрицательной эвристики сводится к запрету на то, чтобы ученый сразу же отвергал основные положения ядра, если полученные данные эмпирических исследований с ними не согласовываются.

Читайте также:
Что делать если все программы одинаковые

3. «Защитный пояс» — комплекс различных вспомогательных гипотез, выстраиваемых исследователями вокруг ядра и нацеленных на устранение разногласий с фактами.

Такая конструкция понадобилась И. Лакатосу для того, чтобы отразить сложные процессы изменений научного познания. Продвижение науки мало похоже на простую замену ложных научных утверждений истинными по результатам эмпирических проверок. История науки демонстрирует немало примеров острой борьбы конкурирующих концепций, ни одна из которых долго не могла взять верх над другой, а также примеров того, как теория даже в окружении противоречащих ей фактов может длительное время «защищаться» от опровержения и позже все-таки доказать свою правоту и утвердиться.

Кроме того, в научном познании обнаруживаются устойчивые системы представлений, выражающиеся в неких глубинных исследовательских интуициях, которые удерживаются на фоне сменяющих друг друга теорий. Эти системы представлений — достаточно стабильные, имеющие важное стратегическое значение комплексы научных идей. Они могут сохранять влияние длительное время, направляя конкретные исследовательские проекты.

Порой привлекательность и убедительность этих идейных комплексов столь велика, что ученые, принимающие данные теоретические позиции, могут долго работать «без подкрепления», т.е. в ситуациях более или менее серьезных конфликтов их теорий с эмпирическими свидетельствами.

Но тогда процесс столкновения конкурирующих концепций может выглядеть как вообще не поддающийся единому рациональному истолкованию.

Действительно, если оказывается, что теорию не отвергают, когда она противоречит фактам, и если она, напротив, может длительное время идти наперекор тому, что показывают данные эмпирических проверок, то каковы же реальные критерии принятия или отвержения теории? Такая ситуация может показаться вообще рационально неразрешимой.

Для того чтобы разобраться в ней, И. Лакатос предлагает выйти за рамки измерения процесса научного познания в единицах теорий и мыслить в терминах более крупных концептуальных образований. Он утверждает, что «фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а “исследовательская программа”» [1] .

Одна из самых успешных программ в истории науки — теория тяготения Ньютона. Она первоначально разрабатывалась в окружении противоречивших ей свидетельств, в «океане аномалий». Но ее последователи, критикуя оппозиционные теории, в рамках которых поставлялись эмпирические данные, постепенно переработали контрпримеры в подкрепляющие факты.

Еще одним примером действенной программы может служить микробиологическая программа Л. Пастера. Ее базисное утверждение состояло в том, что для всякого заболевания, если оно необъяснимо в терминах явных повреждений, надо искать бактериальную причину. Пастер и его последователи активно развивали эту программу; в целом она принесла огромную пользу медицине, хотя некоторые се направления и потерпели поражение.

  • [1] Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитиенауки. С. 217.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru