Информационный портал «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого выступает информационное агентство России ТАСС, 6 апреля начал работу.
Вопрос: Национальные проекты являются без преувеличения самой масштабной государственной программой за последние 30 лет. Государство и до этого неоднократно предпринимало попытки упаковать решение госзадач в какие-то понятные оболочки с чётким финансированием и KPI, однако они не всегда приводили к успеху. В чём принципиальное отличие нынешнего механизма национальных проектов от существовавших до этого механизмов реализации государственных задач: приоритетные проекты, национальные программы, ФЦП?
Д.Медведев: Нацпроекты – действительно беспрецедентный шаг вперёд. Шаг в наше с вами будущее. В истории новой России никто и никогда не решал такой объём задач.
Если сравнивать государственные программы, федеральные целевые программы и национальные проекты, то последние представляют собой более гибкие управленческие инструменты, которые сфокусированы на достижении конкретных целей развития страны.
Национальные проекты Российской Федерации
В чём их особенность?
Во-первых, это в чистом виде проектный подход.
Во-вторых, мы ввели персональную ответственность за достижение целевых показателей. Спрашивать будем с конкретных чиновников.
В-третьих, упростили порядок разработки и согласования актов Правительства. Почти полностью перешли на электронный формат взаимодействия между участниками нацпроектов. Как на федеральном, так и на региональном уровне. Проектные документы и отчёты создаются и передаются по интернету. Может быть, в канун третьего десятилетия XXI века это звучит как само собой разумеющееся.
Но для нашего госаппарата это действительно серьёзный прогресс.
Важно, что проектное управление мы используем не взамен чего-то, а в дополнение к существующим механизмам. То есть и ФЦП, и госпрограммы продолжают работать наравне с нацпроектами. И тем самым усиливают общий социально-экономический эффект.
Вопрос: Правительство уже несколько лет внедряет принципы проектного управления. Как показал себя этот опыт? Видите ли вы в нём недостатки, какие пути есть для решения этих проблем?
Д.Медведев: Да, принципы проектного управления мы начали внедрять в Правительстве в 2016 году. И они прекрасно себя зарекомендовали. Было разработано и запущено в реализацию 28 приоритетных проектов и программ. Значительная их часть выполнена, есть вполне конкретные результаты.
К примеру, мы снизили младенческую смертность, создали десятки тысяч новых школьных мест, благоустроили тысячи городских пространств. Отремонтировали более 26 тыс. км дорог, которые теперь отвечают стандартам качества и безопасности.
Весь этот позитивный опыт приоритетных проектов и программ лёг в основу национальных проектов. То есть они не были забыты, а получили логическое продолжение.
При этом, конечно, есть существенные отличия. Масштаб целей и задач сегодня несоизмеримо больший в сравнении с 2016 годом. В разы увеличилось финансирование. Как и ответственность.
Проектное управление. Часть 2. Национальные проекты РФ как инструмент стратегического развития
Вопрос: Оценивали ли вы эффективность работы проектных офисов? Считаете ли вы их работу удовлетворительной? Учтён ли опыт этих проектных офисов в реализации национальных проектов?
Д.Медведев: Проектные офисы, как и проектные комитеты под руководством вице-премьеров, доказали свою эффективность. И потому мы их усилили.
Существенную часть полномочий президиума Совета при Президенте по стратегическому планированию и нацпроектам, который я возглавляю, мы делегировали проектным комитетам. К примеру, теперь они курируют федеральные проекты, из которых состоят нацпроекты.
Также мы наделили дополнительными полномочиями и ведомственные проектные офисы – они стали анализировать отчёты по национальным проектам на предмет их достоверности, актуальности и полноты. А всю информацию аккумулирует Федеральный проектный офис, который располагается в Доме Правительства.
Вопрос: Национальные проекты являются беспрецедентным для России механизмом, когда все действия власти «закручиваются» вокруг одинаковых для всех, прозрачных и понятных целей, что должно многократно повысить эффективность государственной машины. Вы как Председатель Правительства уже почувствовали это, оценивая работу ваших подчинённых над нацпроектами? Как будет действовать механизм оценки министров и глав регионов в контексте реализации нацпроектов?
Контекст
Д.Медведев: Прошлый год ушёл в основном на подготовку. Чтобы вы понимали, сколько сделано – для широкой аудитории это работа зачастую невидимая и непонятная, – скажу, что в течение второй половины 2018 года мы разработали и утвердили паспорта 12 национальных проектов, а также Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Это сложнейшая работа по созданию стройной, логичной, взаимоувязанной структуры задач, мер по их решению и показателей. Это труд сотен людей из десятков министерств и ведомств, регионов, а также экспертного сообщества.
Презентация на тему Особенности государственных программ и национальных проектов в России
ЧТО ТАКОЕ ГОСПРОГРАММА?Это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов
- Главная
- Разное
- Особенности государственных программ и национальных проектов в России
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Особенности государственных программ и национальных проектов в России
Выполнил
Студент
группы 237334/0001
Никульшин Виктор
![]()
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ ГОСПРОГРАММА?
Это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий,
взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов
государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
![]()
Слайд 3КТО И ЗАЧЕМ РАЗРАБАТЫВАЕТ ГОСПРОГРАММЫ?
Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными
органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития
и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.
![]()
Слайд 4НА КАКОЙ СРОК РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ГОСПРОГРАММА?
Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на
период, определяемый Правительством Российской Федерации.
![]()
Слайд 5ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ГОСПРОГРАММЫ?
Государственные программы Российской Федерации включают в себя
подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные
мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.
![]()
Слайд 6УТВЕРЖДЕНИЕ ГОСПРОГРАММ
Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в
соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Перечень государственных программ Российской Федерации
утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, ответственными исполнителями должны быть разработаны 43 государственные программы Российской Федерации.
![]()
Слайд 7Новое качество жизни
качественное развитие отраслей, ориентированных на человека, включающее
развитие здравоохранения, образования, поддержка семьи и улучшение качества жизни социально-
незащищенных групп
Инновационное развитие и модернизация экономики
вопросы развития отраслей промышленности, науки, внешнеэкономической деятельности
Сбалансированное региональное развитие
региональная политика и развитие макрорегионов, межбюджетные отношения
Обеспечение национальной безопасности
обороноспособность, госбезопасность, высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации
Эффективное государство
управление федеральным имуществом, управление госфинансами, развитие финансовых и страховых рынков, внешнеполитическая деятельность, юстиция
ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ГОСПРОГРАММ
Указанный Перечень государственных программ Российской Федерации сформирован по отраслевому признаку, исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, отраженных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации:
Источник: theslide.ru
Чем отличаются нацпроекты от государственных программ: основные различия
В России существует много программ и проектов, созданных правительством для модернизации страны и улучшения жизни граждан. Нацпроекты и государственные программы — две разновидности таких инициатив. Хоть их цели и задачи могут быть сходными, но у них есть и некоторые отличия, которые следует разобрать.
Первым и самым заметным отличием является тот факт, что нацпроекты, как правило, имеют масштабные задачи, касающиеся нескольких важных сфер жизни страны, в то время как государственные программы сконцентрированы на улучшении определённой области. Например, нацпроект «Цифровая экономика» включает в себя меры по созданию инновационных центров и обеспечению качественной цифровой инфраструктуры, тогда как государственная программа «Формирование комфортной городской среды» нацелена на улучшение жилого фонда и благоустройство городов.
Также нацпроекты имеют краткосрочный характер, и их реализация подразумевает достижение конкретных результатов за определённый период времени. Государственные программы же, как правило, распространяются на более длительный период, и позволяют осуществлять пошаговое развитие области в соответствии с представленными показателями. Таким образом, нацпроекты и государственные программы представляют собой инструменты государственной политики, которые имеют свои характерные особенности. Они используются в разных сферах жизни нашей страны с целью улучшения качества жизни граждан и модернизации экономики.
Разный уровень проработки в нацпроекте и государственной программе
Одним из главных различий между государственными программами и нацпроектами является уровень проработки. Государственные программы обычно разрабатываются более детально и включают в себя конкретные планы, действия и меры, необходимые для достижения поставленных целей.
В то же время, нацпроекты по своей природе являются более общими и рассчитаны на достижение долгосрочных целей. Они могут включать в себя широкий спектр мероприятий и проектов, но планы и действия на более детальном уровне часто должны разрабатываться впоследствии. Кроме того, государственные программы обычно имеют более жесткие сроки и ограничения по бюджету, что требует более детальной проработки планов и мероприятий. Нацпроекты же, как правило, не имеют строгих сроков и ограничений и могут быть реализованы в течение длительного времени, поэтому уровень проработки планов и мероприятий может быть менее детальным. Таким образом, разный уровень проработки является одним из ключевых факторов, отличающих нацпроекты от государственных программ.
Разная направленность
Одним из основных отличий национальных проектов и государственных программ является их направленность. Национальные проекты ориентированы на решение конкретных задач и проблем в определенных областях, таких как здравоохранение, образование, культура и т.д. В то время как государственные программы часто имеют более широкую направленность и включают в себя множество мероприятий и задач в различных сферах, таких как социальная политика, экономика, наука, культура и т.д. Кроме того, национальные проекты часто имеют более короткий период реализации и фокусируются на достижении конкретных результатов в недалеком будущем, тогда как государственные программы могут иметь перспективный характер и затрагивают более длительный период времени. Таким образом, различная направленность национальных проектов и государственных программ обусловливает отличия в их целях и задачах, а также в определении методов и средств их реализации.
Разные уровни финансирования в нацпроектах и государственных программах
Одним из главных различий между нацпроектами и государственными программами является уровень финансирования. Нацпроекты, как правило, получают большие бюджетные средства, чем другие государственные программы.
Национальные проекты – это целенаправленные государственные программы, которые объединяют несколько важных отраслей экономики, таких как здравоохранение, образование, науку, транспорт и другие. Главный акцент в нацпроектах делается на улучшение качества жизни граждан и устранение неравенства между регионами. В государственные программы, направленные на развитие различных сфер, государство также вкладывает средства, но уровень финансирования может быть значительно ниже, чем в нацпроектах. Обычно объемы финансирования государственных программ ограничены и их основная цель – это поддержание стабильности и эффективности функционирования отдельных отраслей экономики. Таким образом, нацпроекты и государственные программы имеют разный уровень финансирования в зависимости от поставленных целей и задач, что определяет их различия и особенности.
Разные сроки реализации
Одним из ключевых отличий между нацпроектами и государственными программами являются разные сроки реализации. Государственные программы обычно рассчитаны на более длительный период — от 3 до 5 лет, часто с возможностью продления срока. В то время как нацпроекты имеют гораздо более сжатые сроки реализации — от 3 до 7 лет.
Это связано с тем, что нацпроекты фокусируются на решении конкретных задач и достижении определенных показателей в кратчайшие сроки. Кроме того, нацпроекты часто имеют четкий график выполнения работ и строгое распределение финансовых ресурсов между различными этапами реализации. Это позволяет эффективно использовать бюджетные средства и обеспечить своевременное выполнение поставленных задач. В свою очередь, государственные программы обычно предполагают более длительный период реализации задач и более гибкий подход к распределению бюджетных средств.
Разный уровень контроля и ответственности
Существенным отличием между нацпроектами и государственными программами является уровень контроля и ответственности за их выполнение. Государственные программы имеют меньший уровень контроля со стороны федеральных и региональных органов власти. В свою очередь, нацпроекты имеют высокий уровень контроля и мониторинга за их выполнением.
В рамках нацпроекта назначается ответственный руководитель с ясно определенными задачами и сроками их выполнения. Также устанавливается жесткий мониторинг результатов и качества выполнения задач. Государственные программы, в свою очередь, часто имеют расплывчатые цели и неопределенный срок выполнения, что ведет к снижению эффективности и отсутствию четкой ответственности за их выполнение.
Источник: obzortelefonov.ru