Задача обеспечения условий для систематизации и широкого использования типовых программных средств, разрабатываемых в различных научных и научно-технических организациях, впервые была сформулирована более 40 лет назад. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 5 июня 1975 г. [1] были созданы межотраслевые специализированные, отраслевые (ведомственные) и республиканские (территориальные) фонды алгоритмов и программ, образующие в совокупности Государственный фонд алгоритмов и программ (ГосФАП).
Государственный комитет СССР по науке и технике постановил в целях повышения эффективности функционирования и использования ГосФАПа возложил ведение центрального информационного фонда ГосФАП на Всесоюзный научно-технический информационный центр. В состав ГосФАП включались программы, библиотеки и пакеты программ, системы программирования, программные комплексы и другие программные средства, предназначенные для решения широкого круга экономических задач.
SOFT&PATENT 2019 – как патентуют программное обеспечение — Вячеслав Трофимов и Евгений Пак
И сейчас в Интернете можно найти информацию о разработках, зарегистрированных в свое время в ГосФАП СССР, например: Пакет прикладных программ измерения поля давления, 1985 г., разработчики: Васенин В.А., Григорьев С.А., Зенкин А.Н., Плотников С.А. Организация, ведущая Центральный информационный фонд ГосФАП, издавала информационный бюллетень «Алгоритмы и программы», вела централизованный учет программных средств и организаций, передавала в установленном порядке предприятиям и организациям копии материалов фонда, осуществляла методическое руководство.
В конце 80-х годов ГосФАП объединял 80 фондов, в том числе 8 межотраслевых специализированных ФАП, 10 республиканских, 62 отраслевых. В журнале «Программные продукты и системы» за 1988 г. Макаревич В. П. пишет [2]: «Давая оценку деятельности ГосФАП, нельзя сказать, что все вопросы, поставленные перед ним, были успешно решены.
Причины здесь не только в том, что программы, сдаваемые в ГосФАП, часто были недостаточно высокого качества, имели очень маленькую тиражируемость и не соответствовали требованиям «рыночного» программного продукта. Главный недостаток в деятельности ГосФАП — устаревшие организационно-экономические механизмы функционирования, не соответствующие современным тенденциям перестройки экономического механизма страны».
Деятельность ГосФАП была прекращена в начале 90-х годов, была разрушена государственная система разработок, накопления и использования программного обеспечения. На рынок России вышли крупные западные компании, которые в масштабах одной фирмы делали большие программные пакеты. Следует отметить, что, хотя главной целью создания ГосФАП СССР являлась каталогизация разработанных в стране программных продуктов, позже при создании различных фондов преследовалась и другая цель – получение авторских прав на разработки [3]. В последние годы регистрацией таких авторских прав занимается Роспатент.
Фонд алгоритмов и программ СО РАН
- экспертиза программных продуктов, разработанных в организациях СО РАН и подаваемых в ФАП СО РАН;
- регистрация и каталогизация таких алгоритмов, программных средств и информационных ресурсов; обеспечение доступа к ним;
- организационная и информационная поддержка распространения зарегистрированных в Фонде программных продуктов.
На основе действующих законодательных и нормативных актов РФ была проработана общая схема регистрации авторских прав на ПО/БД, разработанных в институтах СО РАН, которая представлена на рис. 1.
Что такое НКО, как они зарабатывают и какие возможности у них есть?

Рис. 1. Общая схема регистрации авторских прав и распространения лицензий ПО/БД, разработанных в институтах СО РАН
В рамках проекта был создан серверный кластер ФАП СО РАН на территории ИВМиМГ СО РАН (ССКЦ), включающий 3 сервера, с качественным высокоскоростным подключением к сетевому узлу компьютерной сети СО РАН (ИВТ СО РАН). На серверах ФАП СО РАН функционирует Web-ориентированная информационная система, которая состоит из взаимодействующих интернет-портала «Фонд алгоритмов и программ СО РАН» (http://fap.sbras.ru) и корпоративного репозитория ПО СО РАН (http://mirror.sscc.ru).
В настоящее время процесс интеграции разработки в Каталог Фонда включает: регистрацию продукта, проверку продукта, непосредственную интеграцию продукта в дистрибутив, обновление соответствующего раздела портала.
Основной процесс деятельности ФАП описывает сценарий информационной регистрации ПО/БД, который основан на заполнении заявки на регистрацию (форма заявки содержит информацию разработанного паспорта ПО/БД, см. http://fap.sbras.ru/node/181), процедур просмотра уполномоченным лицом ФАП поступивших заявок, рецензирование заявок, размещение паспортов зарегистрированного ПО и БД в Каталоге Фонда.
Необходимо отметить, что форма заявки на включение разработки в ФАП СО РАН составлена таким образом, что многие поля сходны с полями аналогичной заявки в Роспатент. Поэтому для тех разработчиков, которые не регистрировали в Роспатенте свои продукты, регистрацию в ФАП СО РАН можно считать первым шагом к получению авторского свидетельства.

Рис. 2. Образец свидетельства регистрации в ФАП СО РАН
Для обеспечения информационной поддержки деятельности ФАП СО РАН в рамках проекта разработан и успешно функционирует информационный Интернет-портал (http://fap.sbras.ru). В целом о структуре, содержании и технологиях, реализованных в данном портале, излагается в [4]. В составе портала реализована Web-ориентированная информационная подсистема, которая обеспечивает режим интерактивной информационной регистрации и каталогизации программ и баз данных, разработанных в институтах и организациях Сибирского отделения РАН, информационной поддержки при их популяризации и продвижении. На рис.3. приведена копия главной страницы портала.

Рис. 3. Главная страница портала ФАП СО РАН
Подсистема поддержки выполнения основных функций ФАП СО РАН реализуется через разделы портала и включает следующее:
- Регистрация ПО и БД производится в диалоговом режиме на странице http://fap.sbras.ru/node/add/program, доступ к которой обеспечивается через информационную службу (http://fap.sbras.ru/add-program) портала.
- В разделе «Каталог ФАП» реализован процесс актуализации и доступа к Каталогу, поиск и выборка по регламентированным запросам пользователей информации о ПО/БД, прошедших регистрацию в ФАП СО РАН. К разделу «Каталог ФАП» обеспечен публичный режим доступа всех посетителей портала.
В Фонде принимаются базы данных и программы, имеющие научно-техническое, образовательное или организационное назначение. В настоящее время все разработки принимаются на условиях предоставления информационной поддержки – т. е. включение в каталог Фонда информации о продукте (паспорт продукта) с указанием контактных данных разработчиков.
В Каталоге Фонда зарегистрировано много разработок, интересных своим применением, например:
- «Компьютерная модель движения финансовых потоков на фондовом рынке» (разработчик – Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Ивановский филиал) предназначена для прогнозирования финансовых потоков;
- «Геоинформационная система «Банк данных природных катастроф Земли» (ИВМиМГ, ИНГГ СО РАН) разработана для исследования природных катастроф (землетрясений и космических ударов) и выявления структур сейсмичности;
- Программа «Задачи маршрутизации транспортных средств с распределенными поставками» (ИМ СО РАН) решает актуальные задачи транспортной логистики.
- «SMITH – лабораторная информационная система с конвейерной обработкой данных высокопроизводительного секвенирования» (ИВМиМГ СО РАН) поддерживает деятельность биологической лаборатории, начиная с процесса заказа на обработку биологического образца и заканчивая предоставлением готовых к интерпретации данных.
В информационных паспортах каталога можно найти подробную информацию о назначении программ и БД, функциональных возможностях, инструментальных средствах создания и т.д. Таким образом, каталог Фонда кроме инвентаризации программных средств выполняет еще одну функцию – предоставляет информацию о разработках потенциальным пользователям.
«Демонстрационная площадка» Фонда алгоритмов и программ СО РАН
На портале ФАП СО РАН опытная эксплуатация «виртуальной демонстрационной площадки» началась в 2010 г., со второго полугодия 2011 г. площадка функционирует в рабочем режиме, аналогичная подсистема от разработчиков ОС Ubuntu начала действовать с весны 2011 г.
«Виртуальная демонстрационная площадка» (http://fap.sbras.ru/spo/demo) с доступом через портал ФАП СО РАН создана с целью организации демонстрации функциональности наиболее значимых пакетов/программ из рекомендуемого репозитория СПО или разработанных в институтах СО РАН. «Площадка» создана и функционирует как инструмент продвижения в учреждениях СО РАН свободного ПО и обеспечения информационной поддержки ПО/БД, разработанных в учреждениях СО РАН.
«Демонстрационная площадка» интегрирована в портал ФАП СО РАН (http://fap.sbras.ru) в виде специализированной подсистемы (сервиса) и представляет собой систематизированный набор тематических разделов данной подсистемы портала (по выделенным группам пакетов/программ) с соответствующими информационными страницами отдельных программ с доступом через них на демонстрационный сервер с предустановленной корпоративной сборкой на основе ОС Ubuntu и выбранного для демонстрации ПО.
Зарегистрированные на портале ФАП СО РАН пользователи получают доступ на демонстрационный сервер и могут оценить ПО в режиме реальной работы без необходимости в его предварительной установке на собственных компьютерах.
Централизованное использование в СО РАН демонстрационной площадки, а также иных смежных сервисов информационного кластера ФАП СО РАН в процессе разработки и продвижения свободного ПО позволит избежать дополнительных затрат на программное и аппаратное обеспечение в каждой отдельно взятой организации Отделения.
Литература
Материалы международной конференции Sorucom 2017
Помещена в музей с разрешения авторов 4 июня 2018
Источник: computer-museum.ru
Постановление Правительства РФ от 30.01.2013 N 62 (ред. от 23.12.2021) «О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин» (вместе с «Положением о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин»)
1. Создать федеральную государственную информационную систему по сбору, обработке и хранению алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к программам для электронных вычислительных машин, созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, с целью их предоставления государственным органам, государственным внебюджетным фондам и органам местного самоуправления для повторного использования при внедрении информационных технологий в их деятельность — национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (далее — фонд).
2. Определить Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственным заказчиком создания, эксплуатации и развития фонда, а также его оператором.
3. Утвердить прилагаемое Положение о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин.
4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) утвердить до 1 мая 2013 г. методические указания о порядке формирования и использования информационного ресурса фонда, предусмотрев процедуры проведения автоматизированной оценки размещаемых в фонде программ, условий и критериев проведения указанной оценки;
б) обеспечить с 1 июля 2013 г. функционирование фонда.
5. Федеральным органам исполнительной власти и органам управления государственными внебюджетными фондами:
а) обеспечивать приоритетное использование размещенных в фонде программ для электронных вычислительных машин и алгоритмов, технической и методической документации, а также иных объектов фонда, в том числе:
для реализации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в своей деятельности (далее — мероприятия по информатизации), в том числе планирования использования таких программ для электронных вычислительных машин и алгоритмов, технической и методической документации для реализации указанных мероприятий по информатизации;
в качестве выбранных проектных решений при разработке документации на государственные информационные системы, содержащей описание проектных решений (в том числе по защите информации) для выполнения работ по созданию (развитию) указанных информационных систем;
б) обеспечивать при проведении работ по созданию (развитию, доработке) программ для электронных вычислительных машин, входящих в состав информационных систем, реализующих предоставление государственных услуг и (или) исполнение государственных функций:
разработку отдельных программ для электронных вычислительных машин или формирование (выделение) в ходе разработки программ для электронных вычислительных машин функционально завершенных фрагментов (частей) указанных программ, реализующих автоматизацию типовых функций и процедур при предоставлении государственных услуг и (или) исполнении государственных функций в электронной форме;
принятие проектных решений, позволяющих выделять программы для электронных вычислительных машин и (или) их элементы, обеспечивающие реализацию функций по оказанию указанных государственных услуг и (или) исполнению государственных функций в целях обеспечения возможности передачи при необходимости соответствующих полномочий по оказанию государственных услуг и (или) исполнению государственных функций иным государственным органам.
6. Рекомендовать иным государственным органам и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления при планировании мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры обеспечивать использование размещенных в фонде программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к этим программам, а также размещать в фонде созданные указанными органами алгоритмы, программы и (или) документацию.
6(1). Рекомендовать государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям, иным организациям, созданным в соответствии с решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, размещать в фонде программы для электронных вычислительных машин в соответствии с Положением о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденным настоящим постановлением.
7. Положение о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3753), дополнить пунктом 17 следующего содержания:
«17. После размещения в системе учета информационных систем сведений в соответствии с наступлением события, предусмотренного подпунктом «в» пункта 15 настоящего Положения, полученные в ходе исполнения контрактов алгоритмы и программы для электронных вычислительных машин, подготовительная (проектная), техническая, сопроводительная и (или) методическая документация к таким программам подлежат размещению в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин в соответствии с Положением о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62.».
8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2013 г., за исключением пунктов 1 — 4, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 января 2013 г. N 62
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАЦИОНАЛЬНОМ ФОНДЕ АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН
1. Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (далее — фонд) является федеральной государственной информационной системой, предназначенной для сбора, обработки и хранения созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета либо бюджета государственных внебюджетных фондов программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к таким программам, а также для обеспечения доступа государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления к этим программам и (или) документам.
2. Целью создания фонда является обеспечение государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления (далее — потребители фонда) программами для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документацией к программам для электронных вычислительных машин с целью их повторного использования при внедрении информационных технологий в деятельность потребителей фонда.
3. Фонд содержит разделы, в которых размещаются:
а) программы для электронных вычислительных машин (исходный текст, а также сама программа для электронных вычислительных машин, представленная в форме объектного кода и содержащая в том числе алгоритмы) вместе с подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документацией к таким программам (далее — объект фонда), исключительные права на которые и (или) права на использование которых, включая воспроизведение, распространение и модификацию, принадлежат Российской Федерации;
б) объект фонда, исключительные права на которые и (или) права на использование которых, включая воспроизведение, распространение и модификацию, принадлежат субъекту Российской Федерации.
4. Размещению в фонде не подлежат программы для электронных вычислительных машин, подготовительная (проектная), техническая, сопроводительная и (или) методическая документация к программам для электронных вычислительных машин, содержащие сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.
5. Объекты фонда, подлежащие размещению в фонде, должны соответствовать следующим требованиям:
а) объект фонда является результатом интеллектуальной деятельности, подлежащим правовой охране в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) обладателем исключительных прав на объект фонда либо прав на использование объекта фонда, включая воспроизведение, распространение и модификацию объекта фонда, являются соответственно Российская Федерация или субъект Российской Федерации;
в) размещение объекта фонда не нарушает прав и законных интересов третьих лиц;
г) объект фонда не содержит вредоносные или потенциально опасные коды;
д) объект фонда соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (в случае, если объект фонда создается для технических средств, предназначенных для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технических средствах и средствах защиты информации);
е) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1082.
6. Поставщиками фонда являются следующие органы и организации, размещающие сведения об информационных системах и о компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее — компоненты) в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее — система учета информационных систем):
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) государственные внебюджетные фонды;
в) иные государственные органы и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в установленном порядке приняли решение о размещении объектов учета в системе учета информационных систем.
7. Размещение объектов фонда осуществляется поставщиками фонда при актуализации (дополнении) сведений об информационной системе или о компонентах в системе учета информационных систем в соответствии с требованиями Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644.
8. Размещение объектов фонда осуществляется в течение 30 дней после подписания актов сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг во исполнение государственных контрактов, предметом которых были в том числе программы для электронных вычислительных машин, подготовительная (проектная), техническая, сопроводительная и (или) методическая документация, подлежащие размещению в фонде в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения.
8(1). Объект фонда (в случае, если обладателем исключительных прав на объект фонда является Российская Федерация), не прошедший процедуру государственной регистрации на день размещения в фонде, подлежит государственной регистрации в течение 90 календарных дней со дня размещения такого объекта в фонде.
9. Процедуры размещения объектов фонда осуществляются в соответствии с методическими указаниями о порядке формирования и использования информационного ресурса фонда, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации (далее — методические указания).
10. Объект фонда подлежит размещению в фонде в случае его соответствия требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения.
11. Размещение объектов фонда осуществляется в электронной форме с использованием программно-технических средств фонда и подписывается уполномоченным лицом поставщика фонда, ответственного за размещение объектов фонда, усиленной квалифицированной электронной подписью.
12. Оператор фонда осуществляет проверку размещенного поставщиком фонда объекта фонда на наличие необходимой подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к программе для электронных вычислительных машин.
13. При соответствии объекта фонда требованиям комплектности, предусмотренным пунктом 12 настоящего Положения, оператор фонда регистрирует объект фонда.
14. Объекту фонда при его регистрации присваивается идентификационный номер, соотносимый с идентификационным номером объекта учета в системе учета информационных систем, к которому относится объект фонда. После регистрации объект фонда становится доступным потребителям фонда для его использования в государственных (муниципальных) информационных системах.
Идентификационный номер объекта фонда формируется и присваивается оператором фонда в соответствии с методическими указаниями.
15. В случае несоответствия объекта фонда требованиям, предусмотренным пунктом 12 настоящего Положения, оператор фонда с использованием программно-технических средств фонда формирует и направляет поставщику фонда уведомление в форме электронного документа о недостатках объекта фонда. Указанное уведомление подписывается уполномоченным должностным лицом оператора фонда усиленной квалифицированной электронной подписью. Регистрация объекта фонда не осуществляется.
16. Поставщик фонда обязан разместить в фонде недостающую информацию в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения.
17. В случае если объект фонда был доработан в результате его развития, размещение таких объектов фонда осуществляется в сроки и в порядке, которые установлены пунктами 7 — 11 настоящего Положения.
18. Право на размещение объектов фонда и доступ к объектам фонда предоставляются поставщикам фонда и потребителям фонда по их заявкам.
19. Форма заявки устанавливается в методических указаниях.
20. Доступ к фонду поставщиков и потребителей фонда осуществляется на безвозмездной основе.
Источник: bazanpa.ru
Актуализировано Положение о национальном фонде алгоритмов и программ для ЭВМ
Обновленным положением закреплены назначение, цели и задачи создания и развития фонда, поставщики и потребители фонда и их полномочия, структура, требования к объектам фонда, а также порядок размещения и публикации указанных объектов.
Доступ к фонду осуществляется на безвозмездной основе.
В качестве участников управления процессом создания, развития и эксплуатации фонда определены президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, Минцифры России и уполномоченное им и подведомственное ему госучреждение — Центр проверки объектов фонда.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.
Для заказа демонстрации КонсультантПлюс, выберете ближайший к вам населенный пункт.
Демонстрация КонсультантПлюс
Имя Имя должно быть не менее 2 сиволов
Телефон Телефон должен содержать не менее 10 символов
Email Некорректный Email Заказать
*Должны быть заполнены поля либо телефон, либо email.
*Отправляя заявку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Вы можете позвонить нам по телефону
Источник: prime.ru