От школьников до пенсионеров. Как государство даёт всем россиянам шанс стать айтишником и улучшить жизнь
В России огромный дефицит квалифицированных IT-специалистов. В том числе в ключевых отраслях. Поэтому государство запустило целый ряд программ, которые позволяют освоить востребованные специальности в любом возрасте вне зависимости от степени подготовки и региона проживания. По национальному проекту «Цифровая экономика» сделать это можно со скидкой или даже бесплатно. Рассказываем как.
Какие специалисты нужны России
Нехватка кадров в IT-индустрии в РФ составляет от 500 000 до 1 млн человек ежегодно, а к 2027 году эта цифра может увеличиться до 2 млн. Почти 40 цифровых направлений испытывают кадровый голод. Однако, по заявлениям «Ростеха», спрос на айтишников в крупных компаниях почти всех регионов страны растёт с каждым годом.
Преодолеть кадровый дефицит призван комплекс мер национального проекта «Цифровая экономика». Причем растить кадры внутри страны начинают со школьной скамьи. Обучающие проекты доступны для школьников, студентов, специалистов с профильным образованием в IT или желающих попробовать себя в новой профессии.
Презентация национальной программы «Цифровая экономика»
Код будущего для старшеклассников
Школьники 8–11-х классов по всей стране могут поучаствовать в проекте «Код будущего» и бесплатно обучиться на двухлетних курсах современных языков программирования. Такая возможность появилась благодаря национальному проекту «Цифровая экономика». Курсы в рамках «Кода будущего» длятся 144 академических часа, которые делятся на 4 учебных модуля. По результатам обучения школьники освоят JavaScript, Python, C#, C++, C, Java, 1С, PHP, HTML, Lua, SQL, XML, Scratch и получат специальный сертификат. Проект подготовит учащихся к выпускным экзаменам, олимпиадам и хакатонам, а также поможет сориентироваться в выборе будущей профессии.
Мнение эксперта
Дмитрий Чернышенко
заместитель председателя правительства России
Курсы по программированию для старшеклассников — стимул для ребят связать дальнейшую профессиональную деятельность с IТ-сферой. В этом году начать бесплатное обучение смогут 100 000 школьников. А к 2030 году благодаря федпроекту «Развитие кадрового потенциала IТ-отрасли» освоят языки программирования около 1,2 млн молодых людей.
Чтобы записаться на курс и получить ссылку на вступительное испытание, школьнику, его родителю или законному представителю необходимо подать заявление на «Госуслугах».Для подачи заявления потребуется подтвержденная учетная запись на портале.
Пройти обучение можно как в онлайн, так и очном формате — на базе региональных площадок, которые доступны на интерактивной карте. Участник проекта «Код будущего» выбирает курс по уровню своей подготовки: начальный, базовый или продвинутый.
«Навигатор по искусственному интеллекту» — ещё одна возможность для школьников
Ученики 7–11-х классов могут прокачать свои знания в области искусственного интеллекта (ИИ), в математике и программировании в новом проекте по ИИ на базе образовательного центра «Сириус». Принять участие в проекте может ученик любой российской школы вне зависимости от региона.
Тема №1. «Цифровая экономика. Что это?»
Бесплатное обучение производится благодаря федеральному проекту «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика» и включает в себя 18 онлайн-курсов по ИИ и смежным дисциплинам, а также проектные программы для школьников.
«Каждый курс — это набор учебных модулей, формирующих «карту знаний». Ученики передвигаются по «карте» по мере получения зачётов по модулям. На всём протяжении обучения предусмотрена поддержка ребят специалистами по сопровождению, которые помогают ребятам с освоением материалов. В качестве специалистов выступают как опытные преподаватели, так и студенты — магистры и аспиранты ведущих вузов страны», — рассказал Антон Гусев, генеральный директор АНО «Сириус.Технологии», координатор проекта по обучению школьников ИИ.
По его словам, в каждом модуле школьники найдут видеолекции с краткими конспектами, упражнения с автоматической проверкой и продвинутые задачи для самостоятельного решения, которые сопровождаются видеоразбором от преподавателей. После успешного завершения курса ученики получают электронный сертификат.
Также ребятам предлагается создать собственный проект на основе задач, которые будут поступать от кураторов — профильных российских компаний. Авторы лучших проектов получат возможность поучаствовать в очной смене по ИИ в «Сириусе».
Кроме этой поддержки, по федеральному проекту «Искусственный интеллект» продолжается серия хакатонов, чемпионатов и образовательных мероприятий для школьников. Только в 2022 году в России пройдёт более 50 таких мероприятий.
Цифровые кафедры в вузах
В 2022 году более ста российских вузов запустили образовательные программы дополнительной профессиональной переподготовки в сфере цифровых технологий. В этом году на «цифровые кафедры» зачислили 110 000 студентов. Причём освоить дополнительную IT-специальность смогут даже учащиеся гуманитарных направлений.
Предполагается, что в течение ближайших 3 лет обучение на «цифровых кафедрах» пройдут свыше 385 000 человек. Всего для студентов разработали 505 образовательных программ, в том числе — разработка цифровых продуктов, веб-приложений, аналитика данных и многие другие. Их вузы подготовили для своих студентов совместно с индустриальными партнёрами и отраслевыми экспертами.
Мнение эксперта
Николай Яцеленко
замглавы Минцифры
Мы совместно с Минобрнауки России предусмотрели механизм подготовки программ в вузах, которые прошли согласование на рабочих группах, и они качественно стали лучше, более ориентированы на отрасль и готовы для реализации на «цифровых кафедрах».
Цифровые навыки нужны всем современным специалистам. Внедрение передовых технологий значительно изменило бизнес-модель компаний даже консервативных индустрий. Студенты гуманитарных направлений, задумывающиеся об IT-кругозоре и наращивающие новые междисциплинарные навыки, приобретают неоспоримые преимущества на рынке труда.
Поэтому, например, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) предлагает студентам вне IT-профиля пройти курс «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)». В Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) студенты подали уже более 1000 заявлений на участие в проекте «Цифровые кафедры». Среди студентов IT-направлений наибольшей популярностью пользуется программа «Системы искусственного интеллекта», остальные выбирают в основном «Технологии программирования и системы управления базами данных». Студенты-айтишники благодаря дополнительным профессиональным программам воплотят в жизнь IT-проекты в команде единомышленников. И те, и другие после успешной сдачи экзамена получат диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.
Цифровые профессии для всех
Получить дополнительное образование в IT для желающих сменить профессию или повысить квалификацию предлагает проект «Цифровые профессии». До 2024 года принять участие смогут более 113 000 человек. Стоимость обучения частично или полностью компенсируется государством в зависимости от льготной категории гражданина. Обучение по цифровым специальностям можно пройти со скидкой от 50% до 100%.
Условиями для участия в проекте является наличие высшего (таких среди уже участвующих около 70%) или среднего профессионального образования, возраст от 16 лет и до пенсии, а также наличие льготной категории. Также запись на курсы доступна студентам колледжей, техникумов или вузов. Впрочем, статистика показывает, что в «Цифровые профессии» идут и люди в возрасте 30–45 лет, желающие кардинально поменять сферу профессиональной деятельности или нарастить компетенции. Более старшая аудитория составляет почти 9% от общего числа обучающихся. К слову, исследования показывают, что найти работу в цифровой профессии без технического образования можно и после 40 лет.
- мобильная и веб-разработка;
- информационная безопасность;
- веб-дизайн;
- веб-аналитика;
- data science;
- управление проектами;
- интернет-маркетинг.
В каталоге проекта есть программы для людей с начальным, базовым и продвинутым уровнем подготовки. Больше всего курсов именно базового и начального уровней, так что людям без специального образования доступен большой выбор.
Источник: secretmag.ru
Национальная программа цифровая экономика что это
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации на базе программы «Цифровая экономика Российской Федерации» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.
Федеральные проекты Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»:
В состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят следующие федеральные проекты, утвержденные протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. № 9:
Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» предусматривает поэтапную разработку и реализацию законодательных инициатив, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, и созданию благоприятного правового поля для реализации в российской юрисдикции проектов цифровизации.
Одновременно с этим будет проводиться работа над концептуальными актами, призванными создать возможности для появления новой, более эффективной системы управления изменениями, в том числе с помощью развития регуляторных песочниц, площадок для технологического и организационного пилотирования новых цифровых технологий.
Ответственный исполнитель – Минэкономразвития России (курирующий заместитель Министра Шипов С.В.)
Новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечении массовой цифровой грамотности и персонализации образования. В этих целях будет реализовано направление «Кадры для цифровой экономики».
В результате к 2024 году будут выстроена преемственная на всех уровнях система образования, включающая выявление и поддержку талантов в областях математики и информатики, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики, реализацию программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, а также перспективных образовательных проектов.
Среди ключевых показателей, которые планируется достигнуть к 2024 году:
- 10 млн. человек пройдут обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности;
Ответственный исполнитель – Минэкономразвития России (курирующий заместитель Министра Торосов И.Э.)
Для удовлетворения потребностей экономики по сбору, хранению, обработке и передаче данных отечественными сетями связи
и инфраструктурой разработано направление «Информационная инфраструктура».
Одним из столпов данного проекта является обеспечение широкополосного доступа к сети «Интернет». Основной задачей является обеспечение населения и социально значимых организаций качественным доступом в «Интернет» с возможностью подключения на всей территории Российской Федерации. Кроме того, инфраструктурными преимуществами Российской Федерации станут федеральные автомобильные дороги, покрытые сотовыми сетями связи на всей протяженности; цифровые платформы работы с данными, а распределенная на территории страны система центров обработки данных будет обеспечивать как внутренний спрос на услуги по обработке и хранению данных, так и способствовать росту экспорта российских ИТ-услуг.
Среди ключевых показателей, которые планируется достигнуть к 2024 году:
- 97% домохозяйств будут иметь широкополосный доступ к сети «Интернет»;
- более 5 ключевых отраслей экономики будут использовать сети связи 5G;
- 5% мирового объема услуг по хранению и обработке данных будет предоставляться российскими ЦОД;
- 75% российских данных дистанционного зондирования земли будут использоваться в российских геоинформационных системах.
Курирующий заместитель Министра: Иванов Олег Анатольевич.
Вызовами и угрозами для реализации целей развития цифровой экономики в сфере информационной безопасности являются рост масштабов компьютерной преступности, в том числе международной, отставание Российской Федерации в разработке и использовании отечественного программного обеспечения, недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности.
В результате реализации направления «Информационная безопасность» будут обеспечены устойчивость и безопасность информационной инфраструктуры, конкурентоспособность отечественных разработок и технологий информационной безопасности и выстроена эффективная система защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности.
Среди ключевых показателей, которые планируется достигнуть к 2024 году:
- 100 экспортно-ориентированных компаний-разработчиков получат поддержку;
- 90% сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет» будет маршрутизироваться на территории России;
- 97% населения будут использовать средства защиты информации;
- менее 10% будет составлять стоимостная доля закупаемого или арендуемого органами государственной власти иностранного программного обеспечения.
Курирующий заместитель Министра: Соколов Алексей Валерьевич.
Ключевая цель проекта – обеспечение технологической независимости государства, возможности коммерциализации отечественных исследований
и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке.
Задачи проекта можно назвать системообразующими, в связи с тем, что сегодня скорость технологического развития государств и их перехода на цифровую экономику становится определяющим фактором лидерства на международном рынке, как в сфере информационных технологий, так и в классических отраслях экономики.
В рамках проекта планируется сформировать и реализовать 9 дорожных карт по направлениям сквозных цифровых технологий, которые будут содержать в себе анализ, как существующих технологических заделов, так и сильных и слабых сторон каждой из технологий и субтехнологий, а также определять траекторию развития.
Параллельно с формированием дорожных карт будут определены лидирующие исследовательские центры, которые смогут создавать консорциумы с компаниями-лидерами по направлениям сквозных цифровых технологий, что позволит реализовывать актуальные для рынка и необходимые бизнесу исследования и разработки.
Одновременно будет сформирована система мер поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе сквозных цифровых технологий.
В процессе формирования данной системы мер поддержки, большое внимание будет уделяться фокусировке институтов развития на сфере цифровых технологий.
Также, федеральный проект подразумевает стимулирование внутреннего спроса на цифровые технологии, в том числе путем цифровой трансформации крупного бизнеса.
Перечень сквозных цифровых технологий: большие данные; новые производственные технологии; промышленный интернет; искусственный интеллект; технологии беспроводной связи; компоненты робототехники и сенсорика; квантовые технологии; системы распределенного реестра; технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Курирующий заместитель Министра: Кисляков Евгений Юрьевич.
Направление реализации направления «Цифровое государственное управление» нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Среди ключевых показателей, которые планируется достигнуть к 2024 году:
- государственные (муниципальные) услуги предоставляются проактивно и онлайн, действуют 25 цифровых «супер-сервисов» по жизненным ситуациям;
- 90% внутри — и межведомственного юридически значимого электронного документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений автоматизировано;
- 60% граждан имеют цифровое удостоверение личности с квалифицированной электронной подписью;
- Доля электронного документооборота между органами государственной власти России и государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в общем объеме документооборота составляет 90 %.
Курирующий заместитель Министра: Паршин Максим Викторович.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1612
о внесении изменений в положение о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (PDF, 552 Kb)
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 года № 1598
Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, с применением льготного кредитования
О государственной поддержке цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы (PDF, 552 Kb)
Источник: www.digital-energy.ru
Простые данные о больших числах или как реализуется нацпрограмма «Цифровая экономика РФ»: успехи, провалы и бюджеты

Продолжая разговор про развитие отечественной цифровизации с учетом Указа Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который вышел 21 июля 2020 года, сегодня мы рассмотрим, насколько хорошо реализуются проекты национальной программы «Цифровая экономика РФ», и какие факторы этому препятствуют.
Темпы реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ»
Напомним, национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», паспорт которой утвержден 24 декабря 2018 года, включает 6 федеральных проектов [1]:
- Нормативное регулирование цифровой среды;
- Информационная инфраструктура;
- Кадры для цифровой экономики;
- Информационная безопасность;
- Цифровые технологии;
- Цифровое государственное управление.
Все эти проекты реализуются с разной степенью успешности. Например, в мае 2020 года стало известно, что мероприятия по развитию сетей связи 5G, созданию единой государственной облачной платформы, типового автоматизированного рабочего места госслужащего, венчурного фонда поддержки образовательных проектов не укладываются в заданные сроки. В частности, в первом квартале 2020 года полностью было достигнуто лишь 6 показателей из 231 запланированных. Примерно 150 отклонились от заданных сроков в процессе реализации, а почти 30% (66) — признаны невыполненными, распределившись по ключевым направлениям следующим образом [2]:
- Нормативное регулирование цифровой среды – не выполнено 9 проектов;
- Информационная инфраструктура – не выполнено 11 проектов;
- Кадры для цифровой экономики – не выполнено 10 проектов;
- Информационная безопасность – не выполнено 13 проектов;
- Цифровое государственное управление – не выполнено 20 проектов из 74.
Кто виноват и что делать: как изменится национальная программа
Чтобы улучшить темпы реализации нацпрограммы, эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ предлагают упростить сложную структуру управления, которая включает органы власти, государственные корпорации, АНО и институты развития. Также рекомендуется провести аудит мероприятий и пересмотреть приоритеты с учетом накопленного опыта и изменившейся экономической ситуации [2].
В частности, предлагается отложить реализацию некоторых проектов из-за пандемии коронавируса COVID-19. На заседании правительственной комиссии 15 мая 2020 года специалисты Аналитического центра предложили исключить из федерального проекта «Информационная безопасность» ряд мероприятий и перераспределить предусмотренный на них бюджет в размере 1,6 миллиардов рублей на другие задачи этого проекта [3].
В свою очередь, такие предложения Аналитического центра вызваны письмом Минкомсвязи, которое является одним из главных ответственных исполнителей нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». В конце мая 2020 года Минкомсвязь направило в Аналитический центр при Правительстве РФ новые формулировки и показатели пунктов программы.
В них предлагается внести изменения в направления цифрового государственного управления, импортозамещения программного обеспечения, поддержки сквозных технологий, информационной безопасности, развития ЦОДов, подготовки кадров, сетей 5G, а также некоторых других целей и задач. Например, федеральный проект «Цифровые технологии» предлагается расширить направлением «Искусственный интеллект», отразив это в названии – «Искусственный интеллект и цифровые технологии». Это влечет добавление новой цели: «Создание регуляторных, финансовых и технологических условий для развития и ускоренного внедрения отечественных продуктов, сервисов, решений на базе цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, в экономике и социальной сфере». Также предложен ряд других изменений, подробный перечень которых доступен в источнике [4].
Примечательно, что еще в апреле 2020 года Минкомсвязь предложила секвестрировать общий бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» на 19 миллиардов рублей, направив в Правительство РФ соответствующие предложения. Эта сумма распределяется между федеральными проектами следующим образом [5]:
- Нормативное регулирование цифровой среды – 125 миллионов рублей;
- Информационная инфраструктура – 1,6 миллиардов рублей;
- Кадры для цифровой экономики – 3,4 миллиарда рублей;
- Информационная безопасность – 6,9 миллиарда рублей;
- Цифровые технологии – 5,3 миллиарда рублей;
- Цифровое государственное управление – 2 миллиарда рублей.
Напомним, изначальный бюджет нацпрограммы на 2020 год составлял 151 миллиард рублей [3] при общем бюджете 1634,9 миллиардов рублей на 2018-224 годы [1]. Тем не менее, несмотря на сокращение финансирование, работа над проектами национальной программы продолжается. В частности, активно реализуется проект «Кадры для цифровой экономики», когда частные компании совместно государственными организациями запускают программы обучения цифровым технологиям. В рамках этого направления Школа Больших Данных обновила свой практический курс «Аналитика больших данных для руководителей», подготовив серию прикладных тренингов специально для государственных и муниципальных организаций, с учетом содержания национальной программы «Цифровая экономика РФ», вызовов современного рынка и текущего развития технологий больших данных (Big Data), машинного обучения (Machine Learning) и промышленного интернета вещей (IIoT).
Источники
Источник: www.bigdataschool.ru
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р, утверждающее программу «Цифровая экономика Российской Федерации» – об этом премьер объявил на совещании со своими заместителями, состоявшемся в понедельник.
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, говорится на сайте правительства.
Программа «Цифровая экономика» рассчитана до 2024 года. Документ со ссылкой на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы».
Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Основные сквозные технологии
Основными сквозными цифровыми технологиями, которые входят в рамки настоящей Программы, являются:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- системы распределенного реестра;
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Перечень сквозных технологий может корректироваться в ходе исполнения программы.
Направления программы
Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:
- нормативное регулирование;
- кадры и образование;
- формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
- информационная инфраструктура;
- информационная безопасность.
Нормативное регулирование
Целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).
По этому направлению предполагается:
- создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
- снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
- формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
- принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
- формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза;
- создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.
Кадры и образование
Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются:
- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Исследовательские компетенции и технологические заделы
Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.
По этому направлению предполагается:
- формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики;
- формирование технологических заделов в области цифровой экономики;
- формирование компетенций в области цифровой экономики.
Информационная инфраструктура
Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются:
- развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
- развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
- внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
- создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.
Информационная безопасность
Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:
- обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства;
- обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;
- создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.
Цели программы
В программе определены следующие показатели её реализации к 2024 году.
Экосистема цифровой экономики
В отношении экосистемы цифровой экономики:
- успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
- успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и “умного города”);
- успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.
Кадры и образование
В отношении кадров и образования:
- количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тысяч человек в год;
- количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тысяч человек в год;
- доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40%.
Исследовательские компетенции и технологические заделы
В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:
- количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей) – 30 единиц;
- количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 миллиона долларов) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10.
Информационная инфраструктура
В отношении информационной инфраструктуры:
- доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ Интернету (100 Мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97%;
- во всех крупных городах (1 миллион человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.
Информационная безопасность
В отношении информационной безопасности:
- доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов – 75%;
- доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети “Интернет”, маршрутизируемая через иностранные серверы – 5%.
Ключевые решения
06.03.2017
Поручение Председателя Правительства Дмитрия Медведева по вопросу о возможности применения технологии блокчейн в системе государственного управления и экономике Российской Федерации
31.07.2017 Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
09.01.2018
Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Утверждён план мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Утверждён план мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
21.02.2018
Утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Про образование — стр. 34, п.2
Про Гиперграф и Классификаторы — стр. 60, п.4.13
Про Информационную безопасность — cтр. 65, п.5
Источник: deei.ru