Презентация на тему: » Национальная программа поддержки и развития чтения Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ.» — Транскрипт:
1 Национальная программа поддержки и развития чтения Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ
2 Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений.
3 Чтение обеспечивает: — в экономической области – углублённое понимание экономических тенденций и их социальных последствий — в политической области – профессиональными знаниями и навыками выработки и контроля над социально приемлемыми решениями
4 — в правовой области – накопление и организацию правового опыта, порождаемого в обществе — на уровне мировоззрения – накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих ( философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего; — на уровне трансляции социально значимого опыта – получение общеобязательных социально-значимых знаний, возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности
Зададим вопрос: «Чтение чего, для кого, зачем и как мы продвигаем?» Кузьмин Евгений Иванович
5 Сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения: — увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Доля систематически читающей молодёжи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году. — утрачиваются традиции семейного чтения, в 1970 –е годы регулярно читали детям в 80 % семей, сегодня – только 7%. — снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2005 году – только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. — растёт невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения – выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.
6 Всё это неизбежно ведёт к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения, к неспособности понять и принять не только другие культуры, но и незнакомые области собственной культуры.
7 Предпосылки к созданию программы: системный кризис читательской культуры; критический предел пренебрежения чтением.
8 Чтение это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений.
9 Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка, а также основой в формировании культурной компетентности граждан.
10 Культурная компетентность Экономика Политика Национальная безопасность Конкуренто- способность Национальное самосознание
11 Сроки и этапы реализации Программы ( годы): 1 этап гг. 2 этап гг. 3 этап гг.
12 Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества.
Круглый стол «Актуальные проблемы поддержки и развития чтения в регионах»
13 Культурная компетентность Читательская компетентность Читательская активность
14 Читательская компетентность — совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
15 Повышение уровня читательской компетентности граждан обусловлено: возрастанием степени доступности, количества, качества и разнообразия прочитываемой литературы (текстов); развитием среды для обсуждения прочитанного; увеличением возможностей для повышения уровня читательской компетентности.
16 Институты, участвующие в реализации Программы: Институты, участвующие в реализации Программы: библиотеки; школы и ВУЗы; научные институты; книжная индустрия.
17 Рост читательской активности граждан достигается за счет повышения: доступности, качества и разнообразия выпускаемой литературы; интереса граждан к регулярному чтению; доступности и качества возможностей повышения уровня читательской компетентности.
18 Цель 1 этапа (2010): вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению; вернуть в ранг активных читателей группы образованных работающих россиян.
19 Задачи в области образования: разработка и внедрение высококачественных современных учебных программ, методик, подходов и технологий, направленных на повышение читательской и культурной компетентности граждан; Андреев О.А., Хромов Н.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение. 1991; Андрееве О.А., Хромов Н.Н.
Учитесь быть внимательным: Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1996.
20 Развитие читательских интересов, продвижение книги и чтения во всех типах образовательных и воспитательных учреждений всех уровней системы образования.
21 Разработка системы критериев оценки достижений обучающихся с точки зрения их читательской и культурной компетентности; Исследование проблем чтения в образовательных и воспитательных учреждениях.
22 Развитие системы мониторинга состояния системы образования с точки зрения обеспечения условий для развития читательской и культурной компетентности обучающихся.
23 Кадровое, информационное и научно- методическое обеспечение деятельности образовательных и воспитательных учреждений в области продвижения чтения, развития читательской и культурной компетентности обучающихся.
24 Развитие системы мониторинга школьных библиотек, создание системы отбора и рекомендаций литературы для комплектования фондов и формирования репертуара чтения в библиотеках воспитательных и образовательных учреждений.
25 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ЦЕЛОМ (НА 2020 г.) Повышение читательской компетентности населения до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами: рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа. увеличение доли населения, вовлеченного в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенного результатами обучения. увеличение доли населения, вовлеченного в эффективные мероприятия популяризации чтения.
Источник: www.myshared.ru
Документы в поддержку чтения
ИФЛА: Доступ и возможности для всех. Вклад библиотек в реализацию повестки дня ООН до 2030 года
Опубликованы Повестка дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года и Международная программа ИФЛА по защите интересов библиотек (IAP):
- Справка о Международной программе ИФЛА по защите интересов библиотек (IAP).
- Текст документа ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
- Буклет ИФЛА «Доступ и возможности для всех. Вклад библиотек в реализацию повестки дня ООН до 2030 года» (на русском языке).
- Документ ИФЛА: Примеры реализации библиотеками ЦУР (на русском языке).
- Документ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Цели устойчивого развития ООН и Россия».
- Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию детей в возрасте 0-18 лет (2018): перевод РГДБ (на сайте РГДБ). Опубликовано: Информационный бюллетень РБА № 88 (2019)
Адрес:
г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 18
Центр чтения
Источник: nlr.ru
Национальная программа поддержки и развития чтения
21 ноября в Москве,в Российском университете Дружбы народов, по инициативе администрации президента прошло первое Российское Литературное Собрание. Основным вопросом встречи стало создание единого литературного Союза, который поддерживал бы литературу, не выживающую в условиях рынка, и создание единого литературного пространства вокруг России.
Выступлению президента на пленарном заседании предшествовал своего рода «мозговой штурм». В течение двух часов на восьми секциях собравшиеся обсуждали проблемы прозы, поэзии и критики, драматургии и сценарного дела, преподавания литературы в школе, библиотечного дела, книгоиздания и книгораспространения, продвижения русской литературы за рубежом и перевода зарубежной литературы (в том числе литератур СНГ и Балтии) на русский язык.
По результатам работы секции «Проблемы книгоиздания, книготорговли, библиотек как инструмента доставки книги читателю» Российского Литературного Собрания предлагаем:
Предложения
о возможных направлениях и мерах господдержки
с целью повышения уровня культуры и информированности россиян,
увеличения количества читающих жителей страны,
развития инфраструктуры чтения
1) Разработать и принять государственную программу «Поддержка и развитие чтения в Российской Федерации», предусмотрев в ней дополнительные механизмы реализации социальной рекламы и продвижения чтения;
2) Включить в Перечень оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199, критерий развития социокультурной среды в субъекте Российской Федерации необходимой инфраструктуры доступа к чтению: необходимого количества организаций розничной торговли книжной продукцией (на тысячу жителей), обновления фондов библиотек, а также проведения мероприятий в рамках информирования, пропаганды и продвижения чтения;
3) С учетом положительного опыта применения Федерального закона от 02.07.2013
№ 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» распространить аналогичный механизм защиты интеллектуальных прав в отношении литературных произведений;
4) Увеличить государственное (муниципальное) финансирование комплектования федеральных государственных библиотек, государственных библиотек субъектов Российской Федерации, библиотек министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также муниципальных библиотек;
5) Рассмотреть возможность включить организации торговли книжной продукцией в перечни социально значимых объектов с предоставлением льгот и преференций, а деятельность по организации книжных магазинов отнести к социальному предпринимательству;
6) Проработать, совместно с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, вопрос размещения на территории государственных (муниципальных) библиотек, музеев и других объектов культуры пунктов розничной торговли книжной продукцией с использованием формы государственно-частного партнерства, с учетом включения организаций торговли книжной продукцией в перечни социально значимых объектов;
7) Внести изменения в статью 7 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в части дополнения перечня обязательных бесплатных услуг, оказываемых государственными и муниципальными библиотеками, услугой по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предусмотреть вопрос о дополнительном финансировании;
8) Рассмотреть вопрос об увеличении государственного финансирования (выделения дополнительных грантов) создания и выпуска социально значимой детской и подростковой литературы, переводов на русский язык лучших произведений авторов, пишущих на языках нардов Российской Федерации, а также переводов российских авторов на иностранные языки.
9) В рамках проведения Года Культуры в 2014 году провести общероссийское мероприятие, посвященное 450-летию выхода первой печатной книги в России, с участием ведущих издательств, книготорговых организаций, библиотек, Московского государственного университета печати и с привлечением широкой общественности с целью популяризации книги и чтения среди россиян.
10) В рамках популяризации книги и чтения в Российской Федерации объявить 2015 год в Российской Федерации – Годом Литературы. Инициировать предложения по плану мероприятий и составу Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года литературы с учетом представителей литературного, издательского, книготоргового и библиотечного сообществ.