«Наша новая школа» — это национальная образовательная инициатива, направленная на обеспечение преемственности основных направлений концепции среднего образования.
Замечание 1
Инициатива «Наша новая школа» была утверждена Президентом РФ 21 января 2010г. в г. Санкт-Петербурга. Инициатива рассчитана до 2020 года, на ее реализацию выделено из государственного бюджета 15 млрд. руб.
Ключевые направления развития общего образования
Ключевыми направлениями развития общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» являются:
- Максимально полное обновление образовательных стандартов – направлено на предоставление учащимся возможности раскрыть собственные таланты и способности еще в процессе обучения в школе. Решение данной задачи предусматривает соблюдение требований к:
- Условиям по реализации образовательных программ
- Структуре и содержанию образовательных программ
- Результативности освоение образовательных программ
- Организация эффективной системы по поддержке талантливых и одаренных детей – достигается посредством создания специальной поддержки одаренных и талантливых учащихся, оказание им всесторонней помощи в проявлении и развитии своих способностей, мотивация на достижение высоких результатов.
- Осуществление работы по развития педагогических кадров – достигается посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов, направленных на удержание в образовательных учреждениях лучших кадров, а также с целью пополнения новыми кадрами, умеющих плодотворно работать с детьми. Качество педагогического труда осуществляет через периодическое прохождение каждого педагога аттестации.
- Организация и развитие современной школьной инфраструктуры – предусматривает изменение облика школы, как по форме, так и по своему содержанию.
- Повышение заботы о здоровье учащихся — осуществляется посредством организации сбалансированного горячего питания, качественного медицинского обслуживания и реализации эффективных спортивных занятий учащихся. Важным является ежегодное проведение диспансеризации среди учащихся школ, разработка и реализация профилактических программ здоровья, организация внеурочной спортивной деятельности.
Чат педагогов
Наша новая школа
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Инструменты и механизмы обновления школьного образования
Одним из основных инструментов обновления школьного образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», является поддержка талантливой молодежи и молодых педагогических кадров. Данная работа предусматривает:
- Развитие инструментария по финансированию педагогической деятельности, путем введения более совершенной системы оплаты труда.
- Оказание всесторонней поддержки в использовании педагогами инновационных и информационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания.
- Стимулирование и поддержка инициативы регионов по развитию системы дошкольного образования, которая способна обеспечить всем учащимся равные условия при поступлении в школу.
- Обеспечение доступа к получению общего образования всем детям, вне зависимости от их развития, физических и психических особенностей.
- Разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных физкультурно-оздоровительных технологий, основанных на индивидуальных особенностях учащихся.
- Обновление и совершенствование существующей школьной инфраструктуры.
««Наша новая школа» – национальная образовательная инициатива»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Реализация национальной образовательной инициативы
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», осуществляется в следующих направлениях:
«Новая школа»
- Обновление образовательных стандартов:
- Новые требования к уровню освоения, условиям и структуре основных образовательных программ
- Совершенствование существующей системы оценивания качества образования
- Поддержка талантливых учащихся:
- Организация специализированных учреждений, для обучения и развития одаренных детей, которые оказались в сложной жизненной ситуации
- Организация системы мероприятий, направленных на поддержку взаимодействия, общения и дальнейшего развития одаренных детей в различных областях деятельности
- Совершенствование деятельности сезонных (летних) профильных школ для саморазвития и самореализации учащихся
- Реализация расширенной системы соревнований, олимпиад и иных творческих испытаний для учащихся
- Внедрение инновационных моделей дистанционного, заочного м очно-заочного обучения
- Организация системы по оказанию необходимой консультативной помощи и поддержки учащимся в выборе профильного обучения.
- Развитие педагогического потенциала:
- Привлечение в школы молодых специалистов, как имеющих необходимое базовое образование, так и тех, кто имеет базовое непедагогическое образование
- Внедрение инновационной, более совершенной системы оплаты труда педагогических кадров
- Организация инновационной системы по подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров
- Внедрение новой модели аттестации педагогических кадров.
- Развитие школьной инфраструктуры — введение в практику работу школьных советов, которые обеспечат возможность принимать участие в образовательном процессе родителям учащихся.
- Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся:
- Внедрение в образовательный процесс инновационных здоровьесберегающих технологий
- Консультативная помощь родителям по вопросам ЗОЖ
- Разработка механизмов и регламентов по отслеживанию и поддержанию здоровья учащихся
- Возрождение пришкольного хозяйства
- Соблюдение норм и правил организации образовательного пространства
- Разработка эффективных механизмов взаимодействия образовательной организации и учреждений культуры и спорта.
Замечание 2
Основные направления работы в рамках инициативы «Наша новая школа» также находят отражение в новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании».
Источник: spravochnick.ru
Основные положения инициативы «Наша новая школа»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» должна обеспечить преемственность основных направлений концепции развития среднего образования. На ее реализацию выделяется 15 миллиардов рублей из госбюджета. Утвержденная концепция развития национальной школы была утверждена Президентом Российской Федерации 21 января в г. Санкт-Петербурге. Каковы основные положения инициативы «Наша новая школа»?
Ключевые направления развития общего образования
1. Обновление образовательных стандартов
- требования к структуре образовательных программ,
- требования к условиям реализации образовательных программ и
- требования к результатам их освоения.
2. Система поддержки талантливых детей.
Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
3. Развитие учительского потенциала
Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми. В соответствии с изменениями школьной практики должны произойти изменения и в системе педагогического образования.
Отдельная задача — привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий. Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Направления работы по совершенствованию потенциала отечественного учительства и повышению престижа профессии учителя должны лечь в основу плана мероприятий по проведению в 2010 году в России Года учителя.
4. Современная школьная инфраструктура
Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться.
5. Здоровье школьников
Большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников.
Инструменты и механизмы обновления школьного образования
- развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
- поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
- стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу;
- обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам;
- разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
- продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ.
1. В направлении обновления образовательных стандартов:
- новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;
- систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.
2. В направлении поддержки талантливых детей:
- практику деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;
- обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся;
- расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;
- модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся;
- систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
3. В направлении развития учительского потенциала:
- практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование;
- новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне;
- модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;
- новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.
4. В направлении развития школьной инфраструктуры:
- модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
- практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями; модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников;
- модели деятельности автономных учреждений общего образования.
5. В направлении обеспечения здоровья школьников:
- новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
- рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.
- в рамках межведомственного взаимодействия в ближайшее время также предстоит обновить действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к системе общего образования;
- механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья школьников;
- требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений; строительные нормы и правила; типовые проекты школьных зданий, адекватные современным требованиям к организации образовательной среды;
- практики организации обслуживания школьного хозяйства, организации подвоза школьников к месту учебы;
- механизмы взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.
Источник: informatio.ru
Утопия или реальность? Обсуждаем президентскую программу «Наша новая школа»
Школьное образование, по мнению Президента РФ Дмитрия Медведева, «является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны». Очередной шаг на пути реформирования школы – президентская программа-инициатива «Наша новая школа». Насколько реально в сегодняшних экономических условиях начинать реализацию новой программы?
Всероссийское педагогическое собрание инициировало дискуссию на эту тему. Базу для обсуждения предоставил Уральский государственный горный университет. В Царском зале екатеринбургского вуза состоялся серьезный, содержательный разговор с участием представителей педагогической общественности, родителей, руководителей образования области, депутатов разных уровней власти, представителей общественных организаций.
За проект, против спешки
Все выступавшие согласились, что разработка программы «Наша новая школа» – инициатива своевременная и крайне необходимая, учитывая сегодняшнее состояние российской школы. Спор возник из-за реальных сроков и масштабов программы.
«Оптимисты» – начальник Управления образования города Качканара Свердловской области Людмила Бугуева, директор гимназии №5 города Березовского Свердловской области, депутат Березовской городской Думы Маргарита Дорохина, специалист Управления образования Качканара Светлана Копылова – говорили о том, что национальная стратегия-инициатива «Наша новая школа» в единстве всех пяти составляющих уже сегодня становится основой комплексного модернизационного проекта и будет выполнена в намеченные сроки. Выступавшие опирались на успех ПНП «Образование», региональных программ Свердловской области.
«Оппоненты» возражали: столь масштабная и дорогостоящая программа не может быть реализована в полном объеме в намеченные сроки, тем более в условиях кризиса. Все предыдущие годы затянувшегося реформирования показывают, что комплексная школьная реформа находится на ранней стадии разработки, а отдельные нововведения буксуют и дают неоднозначные результаты.
В подтверждение своей позиции Людмила Косолапова, директор средней школы №14 города Североуральска Свердловской области, напомнила, что сейчас происходит с введением новой системы оплаты труда: одни муниципалитеты вынуждены отказаться от перехода до сентября 2009 года, в других в который раз меняются штатные расписания, конечно, в сторону сокращения. Поощрительный фонд ничтожен, не позволяет стимулировать деятельность учителя. По сути дела, дискредитируется сама идея НСОТ. О какой новой программе можно говорить в таких условиях?
Кто за школу в ответе?
Оппонирующая сторона отметила, что система образования – очень мощная и жизнеустойчивая социальная система, обладающая свойствами самоорганизации и саморазвития, в связи с чем имеет значительные резервы и способна адекватно реагировать на любые условия внешней среды. Другое свойство системы образования – ее управляемость.
Отсюда можно зафиксировать два противоположных вектора ее развития: с одной стороны, способность самой системы преодолевать трудности внешнего воздействия и стремиться к прогрессу, с другой – торможение вследствие неспособности управляющей системы запустить механизмы развития на полную мощность. Поэтому и реализация президентской инициативы «Наша новая школа» вплотную будет зависеть от того, сумеем мы ли мы преодолеть основные проблемы современной системы образования. Причем ключевой вопрос, как верно заметил директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобразования и науки РФ Игорь Реморенко, «состоит не в том, КАК мы это будем делать, а в том, КТО это делает. Будут за это отвечать государственные институты, или муниципальные институты, или мы будем опираться на конкретные инициативы учреждений, учителей».
Если это будет государственный уровень, то и проблемы подушевого финансирования, введения новой системы оплаты труда, реализации принципа государственно-общественного управления, открытости школы, самостоятельности, автономности образовательных учреждений, развития системы оценки качества образования будут решены в достаточно короткие сроки, считают участники дебатов. В выступлениях не только «оппонентов», но и «оптимистов» неоднократно прозвучало предложение: «школы должны быть государственными!» Что происходит на региональном и муниципальном уровнях власти? Данные статистики, анализ ситуации и результаты социологических исследований 2005-2008 годов, предоставленные членом регионального совета Свердловского отделения ВПС кандидатом педагогических наук Ниной Хридиной, говорят сами за себя.
Большинство опрошенных видят истоки проблем школы в социально-экономическом положении России и региона. Однако одна треть респондентов считают, что на состояние образовательных учреждений прежде всего оказывает влияние политика территориальных властей. И этой политикой далеко не всегда довольны, о чем говорит средняя оценка их поддержки руководителями образовательных учреждений – 2,8 балла по пятибалльной шкале.
К тому же на уровне субъектов Российской Федерации мероприятия по реализации образовательных реформ носят несистемный характер. Нет комплекса нормативно-правовых условий, нет заявленной автономности и самостоятельности образовательных учреждений общего образования. Не созданы эффективные механизмы экономических отношений между участниками образования.
Отсюда напрашивается вывод – необходимо запустить механизмы модернизации: создать финансовую и правовую базы, привести программы развития образования в соответствие с экономической ситуацией в стране и регионе, обеспечить сферу образования необходимыми ресурсами и четко контролировать результаты.
Региональное законодательство об образовании представлено большим числом нормативно-правовых актов, при этом ряд вопросов по-прежнему остается неурегулированным.
Системы образования регионов непрозрачны, информационные пространства закрыты, отсутствует система мониторинга образовательных результатов, и это зачастую приводит к непродуманным управленческим решениям, порождает научно необоснованные эксперименты, усиливает деструктивные тенденции.
С 1992 года муниципалитеты командуют школами, и в большинстве своем именно командуют, а не управляют, считают участники дискуссии. Если бы три года назад государство не вмешалось в ситуацию, то сегодня уже и реанимировать было бы нечего. Российское образование – лоскутное одеяло, нет единства образовательного пространства, не реализуется повсеместно государственная политика в сфере образования.
«Муниципальная власть ближе к народу», – утверждают сторонники существующего положения вещей. Ближе не значит эффективнее. Нельзя не учитывать российские реалии: недостаточный профессиональный уровень муниципальных управленческих кадров, как правило, далеких от проблем образования, недостаток финансирования, порой вольное отношение к законодательству в сфере образования. Именно на муниципальном уровне чаще всего идет противодействие реформе или демонстративно не создаются необходимые условия для реформирования российской школы.
Программа «Наша новая школа», конечно, будет разработана и принята образовательным сообществом к реализации. Это необходимый шаг. Но сегодня очень важно определить меру централизации и децентрализации управления образованием. Нужны педагогические и социологические исследования по проблемам в сфере образования. Нужна поддержка ученых, занимающихся такими исследованиями.
Такой главный вывод прозвучал в финале обсуждения президентской инициативы.
Источник: ug.ru