Все мы воспринимаем способность двигаться как нечто данное нам от природы еще до рождения и сохраняющееся на протяжении всей нашей жизни. С помощью движений человек удовлетворяет свои базовые потребности, реализует общение и обучение. Весь внешний облик человека — это прежде всего двигательный образ: жестикуляция, типичные позы, мимика. Индивидуальные различия в координированности и разнообразии движений связаны как с наследственными характеристиками и с особенностями мозговой организации, так и с более или менее успешным воспитанием и физическим обучением ребенка, формированием у него двигательных автоматизмов.
Правильное развитие двигательной сферы оказывает положительное воздействие на развитие интеллекта и личности ребенка. Ребенок, который хорошо координирует свои движения, как правило, и мыслит более структурированно. Хотя, конечно, нет обязательного соответствия уровня моторного и интеллектуального развития, опыт показывает, что несформированность двигательных функций, как правило, сочетается у ребенка с когнитивными и коммуникативными проблемами.
Лекция «Системные механизмы регуляции тонуса мышц и движений»
В основе формирования двигательных навыков лежит автоматизи- рованность движений. «Выработанный автоматизм — всегда наиболее оптимальный вариант совместимости конкретного индивида с конкретными условиями его развития и существования» 1 .
Автоматизм отличается от неавтоматизированных навыков отсутствием поэтапного контроля — движение контролируется по его результату.
Каждое движение определяется последовательностью, силой и длительностью сокращения мышц. На первом этапе формирования двигательного навыка движение выполняется с избыточным вовлечением дополнительной мускулатуры, с избыточной силой и длительностью [1]
сокращения мышц. Второй этап обучения — выбор из избыточного множества усиленно работающих мышц минимума необходимых, но обеспечивающих оптимальный эффект, отвечающих принципу экономичности и эффективности. «Если первый этап практически одинаков у всех обучающихся, то второй почти всегда индивидуален, поскольку “отбирается” тот вариант движения, который наиболее подходит данному конкретному организму и более всего соответствует тем условиям, в которых ему приходится развиваться» 1 . Миновать первый этап обучения — этап избыточного напряжения и внимания — нельзя, так как «автоматизм — продукт личного творчества, он должен созреть, его нельзя объяснить на словах или заставить выполнить силой. Двигательное развитие — это путь от одного автоматизма ходьбы к множеству автоматизированных вариантов ходьбы, “отработанных на все случаи жизни”. Это касается всех форм движения человека» [2] [3] . То есть происходит «эстафетная» смена одних автоматизмов другими в развитии двигательной системы.
Задержка моторного развития
Задержка моторного развития – это запаздывание становления или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головки, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Отставание обнаруживается при физикальном обследовании (календарный метод).
Универсальные учебные действия — Ольга Карабанова
Из инструментальных исследований показана НСГ, церебральная КТ/МРТ, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательной дисфункции рекомендуется раннее начало кинезитерапии, массажа, физиотерапии. Проводятся медикаментозные курсы.
МКБ-10
F82 Специфические расстройства развития моторной функции
- Причины
- Факторы риска
Общие сведения
Задержка моторного развития (ЗМР) ‒ формирование физиологических двигательных реакций c отставанием на 2 и более месяцев. Состояние психических и двигательных функций является основным критерием оценки здоровья ребенка. Своевременное освоение детьми раннего возраста новых статических и локомоторных навыков свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. Задержка моторного и психомоторного развития, напротив, указывает на двигательную недостаточность и мозговую дисфункцию. Распространенность ЗМР в детской популяции неизвестна, однако отмечается ее тесная корреляция с перинатальным поражением ЦНС.
Задержка моторного развития
Причины
Статико-моторная недостаточность чаще всего является следствием перинатальной церебральной патологии, но также может быть связана с наследственными синдромами, сопутствующими заболеваниями. Основные причины задержки психомоторного развития:
- Перинатальные поражения мозга. Ведущее место в этиологии ЗМР занимают внутриутробная гипоксия, интранатальная асфиксия и родовые травмы. Также значимую роль в структуре перинатальных этиофакторов играют врожденные нейроинфекции, алкогольный синдром плода, диабетическая фетопатия. Тяжелые задержки ПМР отмечаются у детей с пороками развития головного мозга (голопрозэнцефалия, агенезия мозолистого тела, арахноидальные кисты).
- Генетическая патология. Задержкой моторного развития сопровождаются наследственные дефекты метаболизма (фенилкетонурия, гомоцистинурия), болезни накопления (болезни Помпе, Ниманна-Пика, Краббе), хромосомные синдромы (болезнь Дауна), митохондриальные заболевания (синдром Лея).
- Постнатальные факторы. Задержка становления моторных навыков наблюдается у детей с соматическими заболеваниями: рахитом, врожденными пороками сердца, гипотрофией, хроническими легочными болезнями, гипотиреозом. При отсутствии признаков повреждения ЦНС такая задержка компенсируется после достижения ремиссии заболевания. Неблагоприятные последствия могут повлечь за собой ЧМТ в раннем возрасте.
Иногда встречается темповая ЗМР – она возникает при неудовлетворительном уходе за детьми, но быстро компенсируется при создании благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:
- несоблюдение режима сна и активного бодрствования;
- несоблюдение режима питания (перекармливание, недокармливание);
- госпитализм;
- педагогическая запущенность.
Факторы риска
Группу риска по задержкам развития составляют следующие категории детей:
- недоношенные с гестационным возрастом менее 35 недель или переношенные новорожденные;
- младенцы с макросомией (крупный плод);
- новорожденные с оценкой по шкале АПГАР
- дети с синдромом дыхательных расстройств;
- дети с неонатальными судорогами в анамнезе.
Вероятность последующего запаздывающего развития ребенка выше, если у матери наблюдалась хроническая экстрагенитальная патология (пиелонефрит, дисфункция ЩЖ, хронический бронхит), гестационные осложнения (поздний гестоз, фетоплацентарная недостаточность), неблагоприятное течение родов (преждевременные, быстрые, с применением щипцов или вакуум-экстрактора).
Патогенез
Основными мозговыми центрами, отвечающими за формирование двигательных функций, являются моторная и премоторная кора, задняя теменная кора, мозжечок, базальные ядра, красное ядро и др. Двигательная кора проходит сложное развитие в онтогенезе: борозды и слои образуются на 25-30-й неделе антенатального периода, извилины – к 39-40 неделям гестации. Формирование дополнительных безымянных извилин продолжается в течение 1-го года жизни.
Повреждение головного мозга, особенно его моторных зон, в период до 30-32 недель внутриутробного развития вызывает нарушение моторных функций в постнатальном периоде. Тяжесть двигательной дисфункции зависит от сроков, длительности и интенсивности действия повреждающего фактора. Наиболее часто двигательные расстройства представлены гипотоническим синдромом, спастическим парезом, мышечной дистонией, гиперкинезами, мышечной ригидностью, атаксией.
Известно, что ЦНС плода наиболее чувствительна к кислородной недостаточности, основными факторами которой выступают антенатальная гипоксия и интранатальная асфиксия. Кислородное голодание тканей сопровождается рядом микроциркуляторных (увеличение проницаемости капилляров) и метаболических (ацидоз) расстройств, приводящих в итоге к кровоизлиянию или ишемическому инфаркту мозга. У недоношенных младенцев эти явления усугубляются незрелостью НС и приспособительных реакций к моменту рождения.
Механизм церебрального повреждения может выражаться в мгновенной гибели нейронов (нейрональный некроз) или отсроченной клеточной смерти (апоптоз). В последнем случае при раннем начале лечения и реабилитации патологические процессы могут быть обратимы, а задержка моторного развития – преодолима.
Классификация
Степень задержки моторного развития оценивают по количеству возрастных интервалов, на которые оно запаздывает. На этом основании различают 3 степени:
- легкая – хронологический возраст отклоняется от календарного не более чем на 3 месяца (темповая ЗМР). Чаще встречается у детей с сопутствующими хроническими патологиями и недостатками в уходе;
- средняя – запаздывание в моторном развитии составляет 3-6 месяцев. Характерно для детей с гипоксически-ишемической энцефалопатией;
- тяжелая – реальное психомоторное развитие ребенка отстает от возрастных норм больше чем на 6 месяцев. Наблюдается при аномалиях развития мозга, хромосомных и генных синдромах, внутриутробных поражениях ЦНС (энцефалит, гипотиреоз).
Кроме этого, задержка моторного развития может быть общей (запаздывает приобретение ребенком всех двигательных навыков) или парциальной (одна конечность работает хуже другой – например, при акушерском парезе руки, параплегии).
Симптомы ЗМР
О задержке моторного развития принято говорить, если двигательные навыки ребенка не формируются в нормативные сроки. Предикторами нарушенного онтогенеза в период новорожденности могут являться вялость, отсутствие хаотичной двигательной активности, сниженная реакция на раздражители (свет, звук), неактивное сосание или отказ от груди. Основные ориентиры, позволяющие заподозрить ЗМР у ребенка:
- в 2 месяца – не поднимает и не удерживает головку в положении на животе; не пытается удерживать голову в вертикальном положении.
- в 3 месяца – отсутствует «комплекс оживления»; ребенок не тянется к игрушкам; лежа на животе, не опирается на предплечья;
- в 4-5 месяцев – не подтягивается при тракции за руки из положения лежа на спине; не переворачивается на бок или на живот.
- в 6 месяцев – не может сидеть, не переворачивается со спины на живот.
- в 7-8 месяцев – не сидит без опоры, не переворачивается с живота на спину, не пытается ползать, не стоит с поддержкой.
- в 9 месяцев – самостоятельно не встает, не делает шаги у опоры.
- в 10-11 месяцев – сам не стоит; не переступает, держась за ручку.
- в 12 месяцев – не ходит без поддержки, не приседает.
Сопутствующими неврологическими синдромами при ЗМР выступают диффузная мышечная гипотония или гипертонус конечностей, внутричерепная гипертензия, вегетативная дисфункция, гипервозбудимость. Исходом тяжелых перинатальных патологий может быть ДЦП.
Осложнения
Задержка моторного развития вторично влечет за собой торможение психического развития, поскольку двигательная активность и манипулятивная деятельность являются основой познания окружающего мира. Кроме ЗПР, у детей с моторной недостаточностью часто отмечается задержка развития речи, дизартрия, моторная алалия. Нарушение статических и моторных функций ограничивает сенсомоторное развитие, формирование более сложных и дифференцированных двигательных навыков, мелкой моторики.
В дошкольном детстве дети с ЗМР плохо координируют движения рук и ног, с трудом спускаются по лестнице, не могут устоять на одно ноге, самостоятельно одеться и раздеться. У них запаздывает формирование навыков опрятности и гигиены. Ребенок растет инфантильным, ощущает свою беспомощность в отсутствии родителей и других взрослых, испытывает сложности адаптации к новым условиям, саморегуляции поведения.
Диагностика
Задача выявить наличие задержки моторного развития и ее причины ложится на участковых педиатров и детских неврологов, наблюдающих малыша в динамике. При первом осмотре внимательно изучается перинатальный анамнез, исследуются росто-весовые характеристики, рефлексы, состояние мышечного тонуса, физиологические моторные реакции. У грудничков с ЗМР отмечается более позднее появление цепных симметричных рефлексов, запаздывание редукции безусловных рефлексов. Для определения тяжести и последствий перинатальных поражений ЦНС проводится:
- Оценка психомоторного развития. Осуществляется с помощью календарного метода в критические сроки развития: 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев. Заключается в определении соответствия хронологического возраста возрастным нормам развития моторных навыков. На основании результатов делается вывод о степени ЗМР. Возможно проведение наблюдения за ребенком по методу Прехтла.
- Нейровизуализация. Включает использование ультразвуковых (нейросонография) и томографических методов (КТ и МРТ головного мозга). Исследования помогают выявить очаги ишемии, перивентрикулярной лейкомаляции, субкортикального некроза, церебральные аномалии.
- Методы ЭФИ. Дают возможность оценить функциональное состояние головного мозга и периферического нейромоторного аппарата. ЭЭГ помогает проследить этапность формирования возрастных ритмов, обнаружить патологические феномены. Регистрация слуховых и зрительных ВП направлена на изучение функции соответствующих анализаторов от периферии до коры. Электронейромиография способствует оценке скорости проведения импульсов по нервам конечностей.
- Лабораторная диагностика. При подозрении на соответствующие наследственные патологии осуществляется генодиагностика, скрининговые тесты («Пяточка», анализ мочи на органические аминокислоты). По показаниям выполняются анализы на внутриутробные инфекции, определяется уровень тиреоидных гормонов.
Лечение задержки моторного развития
ЗМР требует своевременного выявления и начала терапии. Мозг детей обладает высокой нейропластичностью, поэтому компенсаторные возможности на первом году жизни чрезвычайно велики. В лечении применяется комплексный подход с проведением медикаментозных курсов, физиопроцедур, массажа, лечебной гимнастики:
- Лекарственная терапия. Для активизации метаболических процессов, смягчения последствий гипоксически-ишемических поражений назначаются нейротропные, цереброваскулярные средства, ангиопротекторы, витамины группы В. При спастических парезах может быть показано использование миорелаксантов.
- Физиотерапия. Для регуляции мышечного тонуса и стимуляции двигательной активности используется ПеМП, СМТ-терапия, накожный электрофорез на конечности, лазеропунктура. При спастичности и ригидности мышц эффективна парафинотерапия, озокеритолечение. Также рекомендован гидромассаж, солевые и фитованны, сухая иммерсия.
- Кинезитерапия. Включает широкий спектр методик, направленных на формирование правильных двигательных стереотипов: Бобат-терапия, Войта-терапия. Младенцам с задержкой моторного развития полезны занятия на фитболе, грудничковое плавание, курсы массажа с ЛФК, остеопатическая коррекция.
- Коррекционная терапия. Детям с ЗПР и ЗРР рекомендованы занятия с нейропсихологом, коррекционным педагогом, логопедом-дефектологом. Из методов психолого-педагогической коррекции используется сенсорная интеграция, нейрогимнастика, логопедический массаж, мозжечковая стимуляция и др.
Прогноз и профилактика
Дальнейшее моторное развитие ребенка зависит от причин задержки, сроков начала терапии, регулярности реабилитационных курсов. Темповые задержки успешно компенсируются после устранения неблагоприятного фактора. При ЗМР наиболее заметные результаты достигаются при активном лечении с первых месяцев жизни. В случае критического церебрального повреждения или нерегулярной терапии возможны тяжелые двигательные расстройства, инвалидность.
Профилактика задержек моторного развития предполагает антенатальную охрану плода, бережное родоразрешение. Необходимо проведение планового патронажа ребенка 1-го жизни с целью выявления неблагополучия в психомоторном развитии.
Литература
1. Основы диагностики и лечения патологии нервной системы у детей первого года жизни. Методические рекомендации. – 2012.
2. Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста// Зыков В.П., Ахмадов Т.З., Нестерова С.И., Сафонов Д.Л.// Лекции для врачей. Спецвыпуск «Болезни нервной системы».
3. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр/ Кустова Т.В., Таранушенко Т.Е., Демьянова И.М.// Медицинский совет. – 2008.
4. Клинико-функциональная характеристика неврологических нарушений у детей первого года жизни с синдромами нарушения и задержки моторного развития/ Шкаренкова Е.И., Самсонова Т.В.// Вестник новых медицинских технологий. – 2009.
Источник: www.krasotaimedicina.ru
Задержка психомоторного развития
Диагноз можно найти во многих историях развития детей дошкольного возраста. Специалисты подтверждают, проблема ЗПМР действительно является частой и актуальной, ведь она включает в себя нарушения сразу двух важнейших уровней: психического и моторного.
Среди причин задержки психомоторного развития выделяют различные заболевания и состояния, которые могут приводить к расстройству функций или органическим поражениям головного мозга. Они могут возникать в различное время: в период беременности, сразу после рождения или в первые месяцы жизни ребенка. Такие случаи являются наиболее тяжелыми и, как правило, дополнительно сопровождаются специфической неврологической симптоматикой. Также выделяют и «доброкачественный» механизм формирования ЗПМР, который связан с индивидуальными и генетическими особенностями конкретного ребенка.
1 час дневной видео-ЭЭГ мониторинг в стационаре или на дому
7 рабочиx дней
Видео-ЭЭГ мониторинг — исследование, которое используется для диагностики и дифференциального поиска причин эпилепсий и задержки развития.
Причины ЗПР
Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга
Депрессия, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания.
Неправильные стили воспитания, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.
Функциональная незрелость ЦНС
Слабость процессов торможения и возбуждения
Как распознать задержку психомоторного развития (ЗПМР)?
Задержка психомоторного развития занимает промежуточное положение между вариантом нормы и патологией и легко может перейти из одного в другое. Родители должны уметь выявлять ЗПМР максимально рано и своевременно обращаться за специализированной помощью. Признаки, которые могут указывать на задержку психомоторного развития:
- ребенок до 4-месячного возраста не обращает внимания на речь родителей, не фокусирует взгляд на жестах, не улыбается;
- в возрасте 9 месяцев не умеет гулить;
- в 1 год не произносит звуков, вяло играет с игрушками, ведет себя очень тихо;
- до полутора лет не умеет произносить простые слова, не воспринимает обращение к нему;
- в два года имеет маленький словарный запас, не пытается разучить новые слова.
Довольно часто при ЗПМР наблюдаются такие симптомы, как обильное слюнотечение, гиперактивность, неусидчивость, плохая память, агрессивность, повышенная утомляемость. Эти признаки наблюдаются не только при задержке психомоторного развития, но при других заболеваниях, в том числе и генетических. Поэтому ставить диагноз «ЗПМР» может только врач, при необходимости проведя комплексное исследование, в которое могут быть включены:
- электроэнцефалография;
- анализ крови на генетические заболевания;
- нейросонография (УЗИ головного мозга);
- нейропсихологическое тестирование.
Для выявления задержки психомоторного развития могут быть назначены консультация невролога, логопеда, психолога и других узких специалистов. Только после сбора всей необходимой информации и ее анализа специалисты смогут поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение ЗПМР.
Консультация врача-невролога
1 рабочиx дней
Невролог — врач, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний нервной системы. Такие болезни занимают значительную долю в структуре наследственной патологии. Около 75 % наследственных заболеваний имеют неврологические проявления.
Методы лечения задержки психомоторного развития
Лечение ЗПМР — симптоматическое при сопутствующих клинических проявлениях (например, эпилепсии). В мировой практике при изолированных формах ЗПМР преимущественно используют психокоррекционные занятия, занятия с нейропсихологами и дефектологами без медикаментозного лечения. Обычно при ЗПМР составляется комплексная программа, которая корректируется и дополняется исходя из динамики изменений. Лечение задержки психомоторного развития проводится курсами, а общая продолжительность может доходить до нескольких месяцев. Специалисты отмечают, что чем раньше родители выявляют проблему ЗПМР и обращаются за квалифицированной медицинской помощью, тем быстрее проходит лечение и тем меньше задержка психомоторного развития отражается на дальнейшем формировании детского организма.
Источник: genomed.ru