НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ:
1. Художественно-эстетическая — направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. (Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
2. Военно-патриотическая — направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Особенности образовательных программ художественной направленности
3. Научно-техническая — направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).
4. Физкультурно-спортивная — направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
5. Эколого-биологическая — направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).
6. Естественнонаучная — направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
7. Социально-педагогическая — направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.
Представление лучших практик в системе дополнительного образования технической направленности
8. Культурологическая — направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское.
9. Спортивно-техническая — направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.
10. Туристско-краеведческая — направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
Источник: allrefrs.ru
Направленности программ дополнительного образования детей
1. Социально-гуманитарная. Включает в себя программы, помогающие детям социализироваться и самореализоваться в обществе, способствующие освоению гуманитарных знаний, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, организаторских способностей и лидерских качеств на основе формирования нового уровня социальной компетентности.
Программы социально-гуманитарной направленности представлены следующими направлениями: «малышковые академии» (школы раннего развития), сказковедение, страноведение, риторика, занимательные цифры, профессиональное самоопределение, добровольчество, волонтерство, вожатство, дипломатия, регионоведение, предпринимательство, лидерство, искусство управления, журналистика, блогерство, экономика и финансы, практико-ориентированные курсы по развитию навыков в области академических дисциплин и т.д.
2. Художественная. Включает в себя программы, ориентированные на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению мира искусства, самореализацию в творческой деятельности.
Программы художественной направленности представлены следующими направлениями: хореография, музыка, театральное искусство, вокал, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, ранее эстетическое развитие и т.д.
3. Естественнонаучная. Включает в себя программы, способствующие формированию целостной научной картины мира и удовлетворению познавательных интересов обучающихся в области естественных наук (биология, химия, физика, математика, география, экология и т.д.), развитию интереса к изучению и исследованию окружающей среды и объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, а также приобретению практических умений в области охраны природы и рационального природопользования.
Программы естественнонаучной направленности представлены направлениями:
- эколого-биологического цикла (биология, био и агротехнологии, экология, здравоохранение и медицина),
- физико-химического цикла (химия, астрономия, астрофизика, и т.д.),
- физико-географического цикла (география, метеорология; климатология; геология и т.д.);
4. Техническая. Включает в себя программы, направленные на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы, нацеленные на создание условий для разнообразной индивидуальной практической, проектной и исследовательской деятельности, формирование и развитие у детей способностей к восприятию технической информации и овладению техническими профессиями.
Программы технической направленности представлены следующими направлениями: моделирование (судомоделирование, автомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование), мобильная и промышленная робототехника, электроника и радиотехника, программирование и информационные технологии, администрирование сетей и систем, технический (графический) дизайн, электроэнергетика, виртуальная и дополненная реальность, умный дом и т.д.
5. Туристско-краеведческая. Включает в себя программы, нацеленные на постижение обучающимся природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны), познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных средствами экскурсионной, экспедиционной, музейной, архивной деятельности, освоение основ безопасного образа жизни, навыков ориентирования, преодоления препятствий на местности, выживания в экстремальных условиях.
Программы туристско-краеведческой направленности представлены следующими направлениями: образовательный туризм (пеший, горный, водный, велотуризм), краеведение, альпинизм, музееведение, экскурсоведение, ориентирование и т.д.
6. Физкультурно-спортивная. Включает в себя программы, направленные на физическое совершенствование детей, укрепление здоровья, приобщение к ЗОЖ и спорту, формирование морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Программы физкультурно-спортивной направленности представлены такими направлениями как: общая физическая подготовка, массовые игровые вида спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, флорбол, гандбол), фитнес, гимнастика, акробатика, единоборства и т.д.
Благодаря такому разнообразию, дети могут выбрать именно то, что им нравится и действительно интересно, что помогает им наиболее полно развить свои таланты, способности и дарования.
Конкретные направленности и направления программ для реализации выбирают сами образовательные организации (организации дополнительного образования, общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, реализующие дополнительное образование) с учетом социального заказа общества и потребностей обучающихся.
Список всех программ по направленностям и направлениям вы можете найти на сайте «Навигатор дополнительного образования Ульяновской области»
Источник: rmc73.ru
Уровни и направленность образования (общее, профессиональное, дополнительное)
В соответствии с ФЗ «Об образовании» общеобразовательные программы направлены на решение задач по становлению общей культуры личности человека и его успешной адаптации к общественной жизнедеятельности, формированию фундамента, необходимого для осознанного выбора и получения профессиональных навыков путем профильного обучения.
Направленность образования
Определение 1
Итоговое усвоение учащимися содержания образовательной программы определяется уровнем обучения. В общем, это представляется как унифицированный и конкретизированный объем знаний по учебным предметам, а также умений применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Основной аспект, определяющий направленность образования – это комбинация, которая коротко может быть представлена как «цель-результат», оказывающая влияние на оценку деятельности образовательной организации.
Замечание 1
Качество реализации образовательной программы в учебном учреждении – это соотношение утвержденной программы обучения и реализованных учебных занятий в соответствии с учебным расписанием, а также уровень подготовки выпускников.
Таким образом, оценка образовательной программы конкретного учреждения представляет собой сопоставление поставленных образовательных задач и степень их реализации.
Все цели образовательной программы должны быть обоснованы, максимально точно сформулированы. Это необходимо для более точной формулировки задач, определения направления педагогического процесса, его содержания, подбора методов и средств, а также установления сроков выполнения. Однако процесс формулировки ведущей образовательной цели не совершенен, так как основной частью данного процесса является человек со своими особенностями и индивидуальными личностными качествами.
«Уровни и направленность образования (общее, профессиональное, дополнительное)»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Кроме того, в педагогической практике можно встретить немало примеров того как точно сформулированная цель не только не приводила к ожидаемому результату, но и давала совершенно непредсказуемые последствия обучения. Это было связано в первую очередь с тем, что результативность образования зависит не только от поставленной цели, но и от активности и заинтересованности учащихся в образовательном процессе, их стремлении достичь указанной цели.
Довольно часто образовательный результат не заметен сразу, так как эффект педагогического воздействия на учащегося может актуализироваться лишь по истечению нескольких лет. Исходя из этого цепочка «цель-результат» не должна трактоваться слишком упрощенно, так как образовательному процессу присуща причинно-следственная неопределенность.
Задача каждого образовательного учреждения и реализуемой им программы, должна быть четко сформулирована и пониматься однозначно.
Уровни образования в РФ
Замечание 2
Уровень образования в России – это определенный цикл образования, который характеризуется единой совокупностью конкретных требований.
В настоящее время в России, в соответствии с ФЗ «Об образовании» установлено несколько уровней образования.
На основании данного закона выделяют следующие уровни образования:
- общее образование (дошкольные и школьные учебные заведения)
- профессиональное образование (вузы, ПТУ и т.п.)
- дополнительное образование
Общее образование: в соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение общего бесплатного образования в муниципальном образовательном учреждении.
В систему общего образования входят дошкольные и школьные учебные заведения (детские сады, школы).
Группа школьных образовательных учреждений предусматривает наличие трех ступеней:
Образование в детском дошкольном учреждении направлено на формирование у детей фундаментальных знаний, которые в последующем являются основой для обучения в школе. Кроме того, в дошкольных учреждениях осуществляется общее формирование и становление личности детей, их воспитание и всестороннее развитие.
В России существует сеть муниципальных (государственных) и частных учреждений дошкольного образования, реализующих государственные программы.
Начальное школьное образование ориентировано на формирование учебной мотивации, навыков чтения и письма, расширении кругозора учащихся, усвоение базовых теоретических знаний.
Среднее общее образование направлено на формирование у учащихся мышления, способности самостоятельно размышлять, делать выводы. На этом этапе образования осуществляется углубленное изучение научных дисциплин, формируется четкое представление о мире и роли человека в нем.
Профессиональное образование нацелено на получение определенных профессиональных умений и навыков.
Структура профессионального образования:
- Начальное профессиональное образование – осуществляется на базе профессиональных училищ или техникумов. По итогу обучения выпускники получают рабочие профессии.
- Среднее профессиональное образование – представлено колледжами и техникумами, по итогу окончания которых выпускникам присваивается специальность.
- Высшее профессиональное образование – направлено на подготовку профессионалов высшего звена, в различных направлениях квалификации.
Учреждения высшего образования в свою очередь подразделяются на три ступени:
- бакалавриат – является базой для получения высшего образования;
- специалитет – более узко-специализированное направление обучения высшего звена;
- магистратура – повышение профессиональной квалификации и получение более глубоких знаний.
Дополнительное образование – направлено на развитие и совершенствование склонностей и природных задатков, осуществляется параллельно с основным образованием.
Дополнительное образование может быть получено человеком на любом этапе обучения. Например, в дошкольном и школьном возрасте дополнительное образование представлено разнообразными кружками, секциями, образовательными учреждениями (музыкальные, художественные, танцевальные и т.д. школы). Дополнительное образование представлено системой государственных и частных учреждений, реализующих государственные программы дополнительного образования различной направленности.
Источник: spravochnick.ru
Допобразование. Для чего оно нужно и как выбрать его направление?
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.
Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?
Для чего нужно дополнительное образование?
Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.
Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.
Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:
- В небольшом коллективе собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.
- Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.
- Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:
- художественные;
- физкультурно-спортивные;
- военно-патриотические;
- социально-педагогические;
- культурологические;
- технические.
Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.
Как выбрать направление дополнительного образования?
Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.
Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.
Помните стишок про Лиду Агнии Барто?
«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».
И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку поиск себя, главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.
Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.
Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.
Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:
- Что делает ваш ребенок, когда находится один?
- Какие действия он повторяет за взрослыми?
- Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.
Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.
Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.
Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования — занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное.
Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.
Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.
Должно ли быть у ребенка свободное время?
Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.
Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.
Теперь важно определить рамки свободного времени.
- Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.
- Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.
- Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.
Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.
И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.
Светлана Садова
Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.
Источник: www.ya-roditel.ru