Направленность программы бакалавриата что это

Содержание

Бакалавриат, специалитет и магистратура: в чем особенности и различия

Есть ли разница между учеными степенями бакалавра, специалиста и магистра? Если да, то какая? Сколько нужно учиться, чтобы получить ту или иную степень? Вопросов много, поэтому я решил сделать для вас материал, в котором расскажу обо всех тонкостях и особенностях ступеней высшего образования на территории РФ.

Особенности высшего образования

Все нововведения и перемены в высшем образовании связаны с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в 2003 году. Далее последовал ряд изменений, продолжающихся до сих пор.

До вступления в Болонский процесс школьники, окончившие 11 классов и получившие общее среднее образование, поступали в вуз и учились в нем 5 лет. После вуза они получали диплом специалиста. После специалитета шли в аспирантуру, а затем — в докторантуру.

С вступлением в Болонский процесс выпускники школ могут поступать в вуз, учиться в нем 4 года и получать степень бакалавра. По окончании бакалавриата они поступают в магистратуру, и после 2 лет учебы становятся магистрами. Далее — аспирантура и докторантура.

Что такое IBPYP? | IBPYP — bu nima?

Бакалавриат+магистратура — двухуровневая система образования. Сейчас она действует практически во всех ведущих вузах страны. Но сохраняется и предыдущая система, так как процесс перехода на болонскую двухуровневую систему не такой простой и быстрый.

Уровни высшего профессионального образования и сроки обучения

Выделяют 3 ступени:

  • высшая профессиональная — присваивается квалификация «бакалавр». Студенты учатся минимум 4 года;
  • высшая профессиональная — присваивается квалификация «дипломированный специалист». Срок обучения составляет от 5 до 5,5 лет в зависимости от вуза и специальности;
  • высшая профессиональная — присваивается квалификация «магистр». После бакалавриата нужно отучиться еще 2 года.

Особенности ступеней образования

Бакалавриат

По окончании бакалавриата выпускнику присваивается степень бакалавра. Соответствующий диплом — подтверждение преодоления 2-й ступени высшего проф-го образования.

1-я ступень — половина срока обучения в бакалавриате (2 года).

Наличие диплома бакалавра открывает перед выпускником возможности устройства на работу, где требуется специалист, имеющий высшее проф-ое образование. Бакалавр может рассчитывать на хорошую должность, потому что:

  • изучил общеобразовательные и общепрофессиональные предметы;
  • изучил ряд специальных дисциплин и прошел практику;
  • успешно аттестован и получил соответствующую степень.

Специалитет

Специалитет — основная профессиональная образовательная программа, состоящая из гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов. Студенты проходят теоретическую и практическую подготовку в рамках выбранной специализации и специальности.

Такой типа образования в Западных странах нет, а в России, как и в других постсоветских государствах, она все еще практикуется. Так учатся военные, медики, инженеры.

Что такое бакалавриат? Разница между бакалавриатом и магистратурой | Университет Синергия

Среднее время обучения — 5 лет, но бывает и дольше. Завершение обучение — аттестация и защита дипломного проекта.

Магистратура

Магистерская программа строится на бакалаврской и содержит теорию и практику в рамках выбранной специализации.

Магистратура — не только учеба: это еще и научно-исследовательская и педагогическая деятельность, так как многие студенты в процессе могут брать небольшие курсы. На протяжении 2 лет магистратуры студент пишет магистерскую работу, а после ее защиты получает соответствующий диплом и степень.

Степень магистра высоко ценится работодателями и дает преимущество на рынке вакансий.

Различия между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой

В чем разница между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой? Разница очевидна из описанных выше особенностей.

Бакалавриат и специалитет

Это две отдельных программы образования.

В бакалавриате образование получают ускоренно — за 4 года. За это время студент получает необходимую базу по выбранной специальности.

В большинстве случаев студенты продолжают обучение и идут в магистратуру, где изучают дисциплины выбранной специализации более глубоко. Преимущество бакалавриата — в возможности поступления в магистратуру на ту же специальность или на совершенно другую.

Поступившие на специалитет изучают предметы на базовом и углубленном уровнях без четкого разделения на временные периоды. Все обучение занимает от 5 до 6 лет. По окончании специалитета можно подавать документы в аспирантуру: для бакалавров такая опция доступна только после магистратуры.

Если вы планируете продолжить обучение за границей, то лучше поступать на бакалавриат, так как этот диплом там признают, в отличие от диплома специалиста.

  • в дипломе специалиста есть указание точной специальности;
  • глубина охвата предметов у студентов специалитета больше;
  • на отечественном рынке труда у специалистов больше возможностей сделать карьеру.

Специалитет и магистратура

Различия между ними тоже есть, хотя и не такие очевидные. Выпускник специалитета — по сути, специалист-магистр (хотя слово магистр нигде не фигурирует). С таким дипломом можно идти в аспирантуру и быть состоятельным и конкурентоспособным на рынке труда. С дипломом магистра — аналогично.

Учеба бакалавриат+магистратура занимает не меньше 6 лет, а специалитет — 5-5,5 лет.

После специалитета можно также поступить в магистратуру, чтобы официально получить степень магистра.

В общем, пока Россия окончательно не перешла на Болонскую систему, у нас будет бакалавриат+магистратура и специалитет как два разных пути получения высшего профессионального образования.

Источник: studently.ru

Направленность программы бакалавриата что это

  • Вы здесь:
  • Защита Прав
  • Право на образование
  • Право на Профессиональное Образование
  • Право на высшее образование
  • Чем отличаются уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет и магистратура

Чем отличаются уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет и магистратура

  • право на образование
  • образование
  • профессиональное образование
  • высшее образование
  • бакалавриат
  • специалитет
  • магистратура
  • система высшего образования
  • уровни высшего образования
  • бакалавр
  • магистр

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями новой формируемой системы высшего профессионального образования:Уровни высшего профессионального образования

С 2013 года в рамках реализации Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ отстраивается многоуровневая система высшего профессионального образования.

Соответственно бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями новой формируемой системы высшего профессионального образования.

Каждый из этих уровней отличается:

  • образовательными программами, утвержденными Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;
  • образовательным цензом для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования;
  • сроком обучения на очной форме обучения;
  • получаемым документом о высшем профессиональном образовании;
  • приобретаемой квалификацией (степенью);
  • формой итоговой государственной аттестации и
  • возможностью дальнейшего обучения.

Статья 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Читайте также:
Программа ребут что это

Для удобства сравнения в таблице приведена обобщенная характеристика бакалавриата, специалитета и магистратуры:

Уровень высшего профессионального образования

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавриата

ФГОС ВПО по направлениям подготовки специалитета

ФГОС ВПО по направлениям подготовки магистров

Образовательный ценз при поступлении

Среднее общее образование или его эквивалент

Среднее общее образование или его эквивалент

Бакалавриат или специалитет

Сроки обучения на очной форме

Получаемый документ о высшем образовании

Приобретаемая квалификация (степень)

Академический бакалавр, прикладной бакалавр

Характер получаемого образования

Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации

Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению

Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность

Форма итоговой государственной аттестации

Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной

Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)

Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации

Возможность дальнейшего обучения

Магистратура или аспирантура

Из данной сравнительной таблицы видно, что:

  • для освоения программ бакалавриата или специалитета:
  • необходимо иметь — среднее общее образование,
  • а для программ магистратуры — высшее образование любого уровня;

ч. 2, 3 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • в отличие от программ бакалавриата и специалитета обучать по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации;
  • при этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования, утвержденной Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;
  • прием на обучение в образовательное учреждение высшего профессионального образования осуществляется отдельно по каждой из этих программ.

пп. «б» п. 2 ч. 3 Статьи 12 «Образовательные программы», ч. 5 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Специалитет — это привычная для РФ система образования:

  • специалистов готовят для практической деятельности в отдельной отрасли;
  • срок получения этого уровня высшего профессионального образования составляет, как правило, 5 лет.

Однако многие вузы в последние годы перешли на болонскую (двухуровневую) систему высшего профессионального образования:

  • что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров;

разд. IX Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р

  • желающий получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему высшего профессионального образования, поступает на бакалавриат;
  • при условии успешного прохождения итоговой аттестации по этому уровню образования ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования;

п. 2 ч. 5 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Бакалавры — могут продолжить обучение и получить степень магистра:

  • при этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний;
  • условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра — как дальнейшую специализацию.

ч. 3, 5, 6 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Магистратура — в отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры:

  • могут не только вузы, но и научные организации.

п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

Существенное отличие между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой заключается также:

  • в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);
  • как правило:
  • для получения диплома специалиста обучаются — 5 лет,
  • диплома бакалавра — 4 года,
  • диплома магистра — 2 года.

ч. 4 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 № 1173 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 01.05.01 Фундаментальные математика и механика (уровень специалитета)»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 943 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата)»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 № 827 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.04.01 Математика (уровень магистратуры)»

В следующем материале рассмотрим особенности следующих уровней высшего профессионального образования — аспирантура, ординатура, ассистентура – стажировка.

Источник: moiprava.info

Что такое бакалавриат?

С 2011 года в России действует Болонская система образования: 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры.

Бакалавриат — первая ступень фундаментального высшего образования, позволяющая перейти на следующий уровень — поступить в магистратуру.

Если коротко, то бакалавриат — это:

  • 4 года обучения — и самый короткий путь в профессию, где требуется высшее образование;
  • полноценный диплом о высшем образовании с присуждением степени бакалавра;
  • фундаментальные знания в выбранной области;
  • базовые навыки самостоятельной исследовательской работы;
  • обучение по очной или заочной форме.

В чём преимущество обучения?

Сейчас технологии и знания обновляются очень быстро, поэтому готовить «узких» специалистов 5-6 лет не всегда целесообразно. Есть мнение, что бакалаврская программа с последующей специализацией в магистратуре или на производстве больше соответствует быстро меняющемуся рынку труда.

Как учат бакалавров?

В течение трёх лет студенты проходят подготовку для специалистов широкого профиля в рамках избранного направления, а на четвёртом курсе получают углублённые знания.

Различия в обучении бакалавров и магистров нет. Разница только в организации учебного процесса и продолжительности обучения. Магистры более глубоко осваивают теорию и более системно готовятся к исследовательской и профессиональной деятельности. На это необходимо больше времени.

Что нужно для поступления?

  • результаты ЕГЭ;
  • аттестат о среднем общем образовании или о среднем профессиональном образовании.

Когда начинаются вступительные экзамены?

Вступительные экзамены начинают проводиться сразу после завершения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Как только оканчивается этап сдачи ЕГЭ, университеты открывают внутренние испытания и конкурсы. Но далеко не каждый вуз проводит такой отбор.

Источник: rosnou.ru

Бакалавриат или специалитет?

Рано или поздно перед каждым выпускником 11 класса, планирующим поступить в вуз в нашей стране, встаёт непростой вопрос, какую форму высшего образования выбрать: бакалавриат или специалитет? Наш блогер Мария Кучерова рассказывает, как устроено высшее образование в России и что лучше выбрать.

Я мама двух сыновей-близнецов. Егор готовился поступить на журфак, Ваня — на прикладную информатику или информационную безопасность. Денег на подготовку к ЕГЭ, как вы понимаете, было потрачено немало, поэтому в вопросе, что лучше, мы выбирали вообще третье — бюджет, то есть бесплатное обучение. Это была наша финансовая стратегия.

Читайте также:
Программа Самсунг free что это

Понимаю, что сейчас ещё больше вас запутала, но когда все подробно объясню, станет понятно, что я имею в виду. На семейном совете мы постановили, что в первую очередь стремимся именно к получению бюджетных мест, поэтому выбор в пользу формы образования ставился нами на второе место.

По-русски, совсем уж просто, логика была такая: неважно — бакалавриат или специалитет — лишь бы попасть на бюджетные места. Оплачивать учёбу сразу двух студентов — это затратно для любой семьи, с любым достатком. Поступиться следующей после школы образовательной ступенью и вообще отказываться от учебы в вузе мы тоже не хотели.

В итоге выяснилось, что журналистов в Москве уже всех готовят по Болонской системе «бакалавриат и магистратура», на специалитете по этой специальности больше учиться нельзя. Егор поступил на бакалавриат в РАНХиГС. С ваниным факультетом «информационная безопасность» было сложнее: где-то были программы, готовящие специалистов (5 или 5,5 лет), где-то двухуровневая система — бакалавриат (4 года) плюс магистратура (2 года). Но для нас при выборе вуза этот факт не был основным.

Ваши приоритеты могут быть расставлены иначе, поэтому объективно постараюсь изложить все тонкости этой ситуации. Зная все различия, легче принимать решение, а оно должно быть взвешенным, поскольку эти две формы высшего образования, принятые сегодня в российских вузах, в некоторых ситуациях взаимоисключающие.

Например, если вы захотите перевестись с одной формы обучения на другую, у вас могут быть проблемы. За примерами далеко ходить не надо. Наша родственница недавно хотела перевестись со специалитета на бакалавриат, и в родном вузе получила решительный отказ. Не предусмотрено Уставом.

Болонская система высшего образования

Итак, с 2003 года российские вузы начали участвовать в масштабном реформировании высшего образования, а именно, стали плавно переходить от обучения на специалитете к другой, более современной и, главное, принятой в европейском мире системе. Называется эта система Болонской, по названию известного города Болонья в северной Италии. Бакалавров выпускали и раньше, но именно в 2003 году это приобрело, если можно так сказать, массовый характер.

История возникновения, все преимущества и недостатки этой системы подробно описаны в интернете. Я не буду всё это пересказывать, скажу коротко:

  • В 1999 году, накануне начала нового тысячелетия, участники Болонского процесса, а именно 29 европейских стран, подписали декларацию о том, что высшее образование Евросоюза должно быть единым и двухуровневым: бакалавриат и магистратура.
  • Почти сразу список стран, желающих вступить в Болонский процесс, стал быстро расти, и в том числе это были страны за пределами ЕС.
  • В 2003 году к этому процессу присоединилась и Россия. В 2009 году система «бакалавриат + магистратура» начала действовать в России официально. Сроки обучения во всех странах разные, но у нас это обычно 4 + 2 года, соответственно. Кстати, именно в 2009 году и ЕГЭ стало обязательным для всех. До этого был экспериментальный период.
  • Сегодня большинство российских вузов перешло на новую систему образования, но при этом осталась и классическая российская одноуровневая система, которая называется «специалитет».

Таким образом, старое и новое высшее образование существуют у нас в стране параллельно, не отменяя одно другое. Как всегда, у нас все приживается с поправкой на российскую оригинальность, так что мы пошли свои путём. Поэтому сегодняшние выпускники, а также их родители (па-па-ра-ра-рам) имеют ещё одну дополнительную дилемму: что же выбрать?

Специалитет

Начнём с конца — так будет проще. Специалитет — это всем привычная система пяти или шестилетнего непрерывного обучения в вузе, которая была принята в СССР и сохранялась вплоть до начала нулевых как основная и единственно возможная. Человек учился и в итоге получал диплом специалиста. В нём, если вы помните, было написано: «специальность такая-то». Понятие «дипломированный специалист» — это как раз об этом.

Бакалавриат и магистратура

Кто такие бакалавр и магистр? Сразу Гарри Поттер почему-то на ум приходит и магистр Йода.

Тут все довольно просто: вуз просто предлагает двухуровневую образовательную систему. Сначала вы поступаете на базовую ступень и учитесь на бакалавра. Условия поступления абсолютно идентичные со специалитетом: приносите баллы ЕГЭ вместе со всеми документами, если нужно, то дополнительно сдаёте творческие экзамены. Через четыре года вы получаете диплом о высшем образовании, в котором написано «бакалавр».

Если вы захотите продолжить своё обучение, вы обязательно должны сдать вступительные экзамены в магистратуру. Кстати, на второй ступени вы можете выбрать любой вуз, не обязательно тот же самый, где учились до этого! По окончании магистратуры у вас будет диплом магистра.

Распространённое заблуждение, что степень бакалавра — это недоделанное высшее образование (ведь учеба длится всего 4 года), что на работу не возьмут и так далее

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии высшего образования, и точка! (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Разница между двумя студентами, которые параллельно вышли из пункта А, но идут разными путями, будет, конечно, в знаниях. Бакалаврское образование длится 4 четыре года, а у специалиста оно будет длиться 5 лет, а иногда 5,5 или вообще 6. Конечно, программа у них будет отличаться.

Принято считать, что бакалаврское образование даёт более широкие знания с размытой специализацией, а магистратура — более узконаправленное образование. Также существует стереотип, что специалитет — это более качественное образование, поскольку все пять или шесть лет обучения в вузе готовят узких специалистов-практиков. Все это спорно, на мой взгляд.

Прошло слишком мало времени, чтобы вести предметный разговор на эту тему. Процесс формирования учебных программ бакалавриата в каждом вузе пока ещё в стадии становления. Эпоха перемен в высшем образовании в России только началась.

9 отличительных черт российского бакалавриата

  1. После получения диплома бакалавра выпускнику вуза можно сразу идти работать. После завершения учебы у вас в кармане полноценное высшее образование. И точка.
  2. Некоторые специальности не предусматривают в России двухступенчатого обучения. В этот список попали медицинские специальности, таможенное дело, военные специальности и другие. В медицинском вузе, например, период обучения длится 5-6 лет. Невозможно стать хорошим врачом за четыре года, это и ежу понятно.
  3. Будучи бакалавром вы сможете претендовать на бюджетное место в магистратуре, а будучи специалистом — нет. Правда, не совсем понятно, зачем специалисту получать еще и дипломы магистров. В любом случае, если «приспичит» продолжить учебу, то это будет считаться вторым высшим образованием, а, значит, оно будет 100% платным (таков закон). Исключение составляют только «дипломированные специалисты» (поступившие на обучение до 2008 года включительно). Отсрочки от армии тоже не будет.
  4. На весь период обучения «бакалавриат + магистратура» на очном отделении вы получаете отсрочку от армии. Специалитет тоже гарантирует отсрочку на весь период учёбы на очном. Тут разницы нет особой.
  5. Что с аспирантурой? С дипломом специалиста можно смело идти, после бакалаврского образования — нет, нужно окончить магистратуру. Из магистратуры — пожалуйста.
  6. Профессиональную квалификацию специалиста в большинстве случаев не удастся подтвердить за границей, а дипломы бакалавра и магистра — можно.
  7. Бакалавриат можно окончить по одной профессии, а магистратуру — по другой. Например, в течение четырех лет учёбы стало понятно, что вам интересны не только технические предметы, но и гуманитарные. Магистратура по гуманитарному направлению — это вполне реально. Вариативность — это преимущество, конечно. Фактически вы получаете два диплома о высшем образовании: «бакалавр» + «магистр». Ещё раз: «бакалавриат + магистратура» — это два диплома о высшем образовании, только они разного уровня.
  8. Учёба в магистратуре возможна в зарубежных вузах и университетах. Здесь, конечно, потребуется знание иностранного языка, но сегодня это не проблема.
  9. Если вы поступили на специалитет на бюджетное место, то все годы обучения вы не будете ничего платить. Если после бакалавриата вы надумаете пойти в магистратуру, то знайте, что шансы поступить на бюджет минимальные (слишком высокая конкуренция). Вполне возможно, что в течение этих двух лет вам придётся платить за обучение. Процент бюджетный мест почти везде меньше, чем на бакалавриате. В каждом вузе статистика индивидуальная.
Читайте также:
ProtecTor что это за программа

Недостатки двухступенчатой системы в России

1. Опять эксперимент над нашими студентами и преподавателями. Пока все «устаканится», пройдёт немало времени.

2. Конечно, можно догадаться, что есть «свистопляска» с учебными программами бакалавриата и магистратуры, ведь вузам дали свободу сформировать их самостоятельно, опираясь на государственные стандарты. Практика получения высшего образования по Болонской системе у нас фактически началась с 2009 года, то есть не прошло даже десяти лет с момента старта эксперимента. Конечно, все это требует ручной настройки ещё продолжительное время, поэтому идеал пока только маячит на горизонте.

Чтобы за четыре года сделать из абитуриента полноценного бакалавра, то есть фактически готового выйти на работу профессионала, надо очень грамотно и четко выстроить систему обучения. Согласитесь, что четыре года — срок не очень большой.

В случае со специалитетом, как вы понимаете, проблем с учебными программами нет, поскольку они достались в наследство, как говорится, от прошлых времен. Здесь все стабильнее и построено на классическом преподавании. Насколько классическое образование актуально в современных реалиях — не мне судить, конечно. Только время покажет.

Я рада, что, существуя параллельно, обе системы невольно конкурируют друг с дургом. Так становятся очевиднее все плюсы и минусы.

3. Не все вузы при переходе на Болонскую систему поняли, что конкретно надо менять. Например, мало где в России в полную силу используется болонская 100-балльная система оценки знаний. Номинально она есть, но действует как-то странно, на мой взгляд.

Так называемая кредитно-модульная система оценивания European Credit Transfer System (ECTS), о которой мало кто слышал вообще, — это довольно сложная балльно-рейтинговая система, в которой оцениваются не только контрольные работы, но и посещение лекций и семинаров, практика, самостоятельное обучение и ещё что-то. Баллы потом переводятся в буквы. Короче, европейцы намудрили.

Но система, справедливости ради надо сказать, оправдывает свою сложность двумя огромными преимуществами. Первое — объективность. Второе — мобильность студенческого и преподавательского состава. Любой участник учебного процесса может в любой момент поменять не только университет, но и страну обучения.

Можно сложить рюкзачок и переехать жить в другую европейскую страну, чтобы продолжить обучение или работу в другом вузе. При этом заработанные студентом кредиты (оценки) «перезжают» вместе с ним и продолжают накапливаться. В случае с преподавателями — система, как вы понимаете, снимает большинство проблем адаптации к новым условия, поскольку требования и стандарты универсальные.

Спросила у своих мальчишек, они подтвердили, что «болонские» баллы вроде бы им начисляют в вузах. Оба учатся на бакалавриате, один — в РАНХиГС, другой — в РГГУ. На мои вопросы о 100-балльной системе отвечают как-то невнятно. Видно, что им подробно никто этого не объяснил до сих пор. В зачётной книжке система оценки по-прежнему старая: зачет-незачет и пятибалльная на экзаменах.

В ыбирать особенно и не придётся, поскольку специалитет активно вытесняется новой системой. При этом надо понимать, что вытесняется именно искусственно. Такова сегодняшняя стратегия развития высшего образования России. Специалитету остаются только избранные специальности, где необходима тщательная и долгая профессиональная подготовка. Поэтому разницу, разумеется, надо понимать всем.

Правильный ли путь выбрало российское высшее образование? Вопрос пока трудноразрешимый.

Первые бакалавры массово появились в нашей стране только летом 2013 года, а выпускники с квалификациями магистра — 2015, так что вообще рано о чём-либо говорить

Есть мнение, что после окончания вузов бакалавров неохотно берут на работу. Мне не совсем понятно, откуда взялся этот стереотип. Большинство сайтов транслируют его как под копирку. Ни о какой статистике пока речи быть не может. Я бы не стала доверять голословным утверждениям.

Три с лишним года (с 2013 года), когда на рынке труда в России появились люди с дипломами бакалавров, — это капля в море. Так что никого не слушайте. Хотите устроиться на работу после четырех лет обучения — пробуйте. Хотите пойти в магистратуру — пожалуйста. Жалко только, что шансы поступить на бюджет будут невелики. Все равно надо не бояться пробовать.

Очень интересно услышать истории и о том, как кто-то поступал с нашим дипломом бакалавра в европейскую магистратуру и как учатся за рубежом выпускники российских программ. Если найду такого человека, обязательно об этом напишу.

Мне лично и как маме, и как педагогу история с Болонской системой симпатична, однако апробирование её в России представляется не совсем прозрачным и понятным. Как из этого мог на нашей земле появиться монстр под названием ЕГЭ? Очевидно, что суть Болонской системы высшего образования в Европе нашими чиновниками от образования так до конца и не «переварена», хотя именно она, по сути, была отправной точкой их отечественных экспериментальных идей. А в эпоху импортозамещения иногда мне становится немного страшно, не дадут ли вообще неожиданный задний ход все эти начинания.

Первые звоночки уже есть. В начале 2017 года Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий уже сказал это: «Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырёхлетнее образование в высшей школе. Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты».

Фото: iStockphoto (Ancika)

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией в соцсетях, добавляйтесь в друзья.

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru