Направленность образовательной программы это что

Словарь абитуриента: направление, профиль подготовки, специальность

Специальность или специализация, направление или факультет — часто кажется, будто это одно и то же. А вот и нет. Чтобы не оказаться в ситуации, когда поступал на экономику, а изучаешь право, нужно заранее знать, чем один термин отличается от другого. Рассказываем о ключевых терминах при поступлении.

Словарь абитуриента

Укрупнённое направление — это область знаний, где обучаются студенты. Например, «естественные науки» или «науки об обществе».
Направление или специальность — это отдельная отрасль укрупненного направления, в которую входят теоретические и практические знаний о выбранной профессии.

Профиль подготовки или специализация — это самая узкая отрасль направления, которая точно определяет предмет обучения. Например, алгебра и дискретная математика.

Факультет — это комплекс кафедр с одним направлением. Например, филологический факультет.

Кафедра — это часть факультета, которая готовит кадры в конкретной отрасли знаний. Например, кафедра физвоспитания.

Особенности образовательных программ естественнонаучной направленности

Взаимосвязь ФГОС и специальностей

Чтобы не возникала путаница, Министерство образования РФ утвердило ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС для бакалавриата состоит из 54 укрупненных направления и 151 специальности. Делятся они на три уровня. В таблице ниже — пример деления на укрупнённые направления, направление и специальность и профиль.

Уровень Что входит
Укрупненные направления 02.00.00 Компьютерные и информационные науки
Направления или специальности 02.03.01 Математика и компьютерные науки
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
Профиль Определяется вузом. Например:
Математический анализ и приложения
Алгебра и дискретная математика
Математические основы компьютерных наук
Математическое и компьютерное моделирование
Информационные системы и компьютерные технологии

Уровни вложенности ФГОС

Проблема выбора профиля обучения

Каждая специальность включает в себя ряд профилей. Эти профили и определяют будущую специализацию студента. Чтобы понять, кем вы станете после окончания обучения, нужно просмотреть профессиональный и специальный блок дисциплин учебного плана.

Так, обучаясь на профилях, описанных выше, можно освоить следующие профессии:

  • IT-специалист,
  • web-программист,
  • разработчик интеллектуальных систем.
  • BI-разработчик,
  • администратор баз данных,
  • аналитик больших данных,
  • аналитик рыночного риска.

Как правильно выбрать профиль

Иногда, чтобы определиться с карьерой, стоит идти от частного к общему. То есть сначала выбрать профиль и профессию, а уже потом думать между направлениями подготовки. Например, чтобы стать BI-разработчиком можно отучиться на следующих профилях и направлениях:

Особенности образовательных программ художественной направленности

01.03.02 Прикладная математика и информатика

  • Анализ данных и интеллектуальные системы,
  • Большие и открытые данные.

09.03.02 Информационные системы и технологии:

  • Анализ данных и цифровые технологии,
  • Цифровизация экономической деятельности,
  • Цифровые системы управления в промышленности и социально-экономической сфере,
  • Искусственный интеллект и математическое моделирование в информационных системах,
  • Системное и прикладное программирование информационных систем.

38.03.05 Бизнес-информатика

  • Архитектура предприятия,
  • Информационные технологии в управлении предприятием,
  • Аналитика данных и эффективное управление.

Почему сложно найти информацию о профилях образования

Часто информация о профиле образования надёжно спрятана на сайте вузов и найти её крайне сложно. Это происходит потому, что Министерство обязывает учебные заведения публиковать квоты только по специальностям, без профилей. Информацию о профиле можно найти на сайте в следующих разделах:

  • «Контрольные цифры приёма» в разделе «Приёмной комиссии»,
  • «Структура вуза»,
  • «Информация о факультетах и кафедрах»,
  • «О вузе».
Читайте также:
Программа сириус что это такое

Иногда вузы скрывают информацию о профилях, так как бюджетные места открываются только для непопулярных профилей образования. А вот специальность чаще привлекает абитуриентов. Так, больше студентов поступают на непопулярные профили образования, из-за того, что их заинтересовала специальность. Также вузы могут указывать только специальности, чтобы абитуриентам было проще сделать выбор. Так или иначе, стоит несколько раз перепроверить информацию о профилях образования.

Признаки того, что направление не соответствует профилю вуза

Самые популярные направления образования — это «Образование и педагогика» , «Информатика и вычислительная техника», а также «СМИ и реклама». Эти направления часто открываются в непрофильных вузах для привлечения абитуриентов. Чтобы не ошибиться, стоит обратить внимания на два аспекта:

  • отсутствие бюджетных мест на профиль,
  • название профиля, которое не встречается в других вузах.

Поступление в вуз — это настоящая формула, где каждая переменная играет большую роль. От знания значений этих переменных может зависеть весь успех обучения.

Источник: propostuplenie.ru

Направленности дополнительного образования детей

Понятие направленности является ключевым для сферы дополнительного образования детей: через него определяется предмет ее деятельности. Некоторые практики смешивают, а иногда и употребляют как синонимы понятия «направленность» и «направление». Различие между этими понятиями можно увидеть в следующих определениях.

Направление развития — вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, «шагами», способами, приемами, условиями движения к определенной цели на основе главных ценностей, общих устремлений и приоритетов. Направленность — общие устремления, ориентиры, ценностно-смысловое «выстраивание» процесса и линии развития к заданной цели. » [1] .

Министерством образования и науки Российской Федерации определены следующие направленности образовательной деятельности в дополнительном образовании: техническая; художественная; спортивная; туристско-краеведческая; естественнонаучная; социальнопедагогическая .

Охарактеризуем содержательную сторону каждой из них.

  • [1] Л. Г. Логинова. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: Владос, 1999, с. 101.
  • [2] Л. Н. Буйлова С. В. Кочиева. Организация методической службы учрежденийдополнительного образования детей. М.: Владос, 2001, с. 146.
  • [3] Л. Г. Логинова. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. С. 95.
  • [4] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Источник: studme.org

3. Практические рекомендации по организации дополнительного образования школьников

Основными направлениями системы дополнительного образования являются:

– базироваться на достижениях общемировой культуры и на культурных российских традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;

– учитывать уровень развития детей;

– иметь методы оценки результатов освоения программы;

– включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;

– раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Направления дополнительного образования детей делятся на 6 основных профилей: социально-педагогический; художественный; естественно-научный; технический; туристско-краеведческий; физкультурно-спортивный. В каждый из них входят более узкие сегменты. Например, программы дополнительного образования художественной направленности могут ориентироваться на музыкальную или хореографическую подготовку, обучение изобразительному или актерскому искусству. Конкретные направленности программ дополнительного образования для реализации выбирают сами общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) или специализированные организации ДО, право которых на ведение учебной деятельности подкреплено соответствующей государственной лицензией.

Содержание дополнительного образования реализуется в следующих направлениях:

· Техническое направление. Начало положило открытие в 1926 г. в Москве Станции юных техников.

Впоследствии техническое направление во внешкольном, а затем и в дополнительном образовании развивается через организацию специализированных детских образовательных учреждений – центров технического творчества, отделов техники в многопрофильных учреждениях внешкольного (дополнительного) образования. Техническая направленность в настоящее время признана приоритетной и стратегически важной на высшем правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области соответствует стратегическим интересам страны. Техническое дополнительное образование реализуется по многим направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и интеллектуальные системы, рационализаторство и изобретательство, технические виды спорта, авиа- и авто и судомоделирование, медиа-творчество и электронные СМИ, компьютерная техника и программирование плюс масса других интересных профилей.

Читайте также:
Интерактивная установка программ что это

· Эколого-биологическое направление. Программы отражают богатейший опыт юннатского движения, поиск методов повышения экологической культуры учащихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы, чрезвычайно многообразны по тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытническо — исследовательский характер. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объединений исследователей природы. Программы естественно-научной направленности дополнительного образования нацелены на решение следующих задач: сформировать у учеников научную картину окружающего мира; развить познавательную активность в сфере естественных наук; вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей среды; на практике продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану; экологическое воспитание.

· Туристско-краеведческое направление. Сложившееся в практике работы внешкольного, а затем и дополнительного образования туристско-краеведческое направление достаточно условно разделяет сходные по содержанию формы вовлечения детей в практическое познание окружающего мира.

Туризм и краеведение – два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны). В основе туризма как направления дополнительного образования лежит организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования. Краеведение как направление предусматривает, как правило, теоретическую познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края. Спектр программ, относящихся к туристско-краеведческому направлению, тяжело поддается перечислению. К ним относятся туризм (пеший, водный, горный и др.), краеведение, музееведение, альпинизм и прочие профили, основу которых составляют исторические исследования.

· Художественное направление. Программы проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства.

Все программы носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Самая масштабная направленность – «изо и декоративно-прикладной профиль». Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика, флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках.

· Социально-педагогическое направление представлено программами социально-педагогической адаптации и профессиональной ориентации. Эти программы получают в практике дополнительного образования все большее распространение. Они охватывают широкий возрастной диапазон, многофункциональны по целевому назначению. Сложный комплекс программ, помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится к направлению социальной педагогики. Задачи этого профиля ДО:

– Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия его роста как личности.

– Привить нормы морали, общечеловеческие ценности.

– Дать ученику понятие о его правах и обязанностях как члена общества.

– Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения.

– Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество).

Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социально-педагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные, гражданско-правовые, профориентационные, финансово-экономические, социокультурные.

· Спортивно-физическое направление Программы спорт-направленности ставят своей главной целью физическое совершенствование учащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Из самых перспективных и одаренных детей в будущем формируется национальный резерв спорта больших достижений.

Читайте также:
Fltk org что это за программа

Физкультурная направленность включает комплексы программ спортподготовки (по всем существующим видам спорта), ЛФК (лечебной физкультуры, йоги) и общего физического профиля. Отдельную группу в направлениях и направленностях дополнительного образования составляют программы цикла «Интеллектуальные игры». Они предназначены для того, чтобы в интересной детям форме развить мышление, внимание, эрудицию и логику. В занятия легко вовлекаются участники любых возрастов, а правильно организованное взаимодействие между игроками помогает им совершенствовать коммуникативные навыки.

В целом направления программ дополнительного образования полностью учитывают потребности и интересы подрастающего поколения. Занятия по выбранному профилю нередко помогают определиться с будущим призванием ребенка (что особенно актуально для спортивной и художественной направленности).

Источник: studopedia.ru

Центр детского творчества Московского района

В дополнительном образовании под уровнем понимают степень сложности и объема содержательного компонента программы. Определяются: ознакомительный, базовый и углубленный уровень программы. Дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы, реализуемые в МБУ ДО «ЦДТ Московского района» представлены тремя уровнями освоения программ, каждый из уровней может быть представлен как одной программой, так и комплексно (модульно). Срок обучения зависит от уровня образовательной программы.

1-3 год-базовый уровень;

3-4 год-базовый уровень;

5-6 год-углублённый уровень;

1 год – начальный уровень;

2 год -базовый уровень;

1 год – онакомительный

2-4 год – базовый;

1 год – онакомительный уровень;

2-5 год – базовый;

1 год – онакомительный уровень;

2-4 год – базовый;

1-3 начальный уровень;

1 год-ознакомительный уровень;

1 год-ознакомительный уровень;

2-4 год-базовый уровень;

1 год-ознакомительный уровень.

1-4 начальный уровень;

1-4 начальный уровень;

1-3 начальный уровень;

1-3 начальный уровень;

1-4 начальный уровень;

1-3 начальный уровень;

1 год – начальный уровень;

Характеристика уровней образования

Общекультурный (ознакомительный) уровень: включает образовательно-познавательные программы, или модули программ, рассчитанные на возраст детей от 6-10 лет. Программы реализуются в доступных формах организационно-массовой деятельности и работе объединений по интересам, обеспечивая широкий охват детей. Уровень освоения данных программ предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение информированности в данной образовательной области, формирование интереса, а также приобретение первоначальных умений и навыков, что готовит деятельностно — практическую базу для творческих способностей, склонностей и дарования детей. Это первое знакомство ребенка с Центром детского творчества. Задача педагогов – создать мотивацию выбора конкретного вида деятельности, организовать проявление интереса к занятиям.

Общекультурный (базовый) включает комплексные образовательные программы или модули, направленные на освоение определенного вида творческой деятельности. Этот уровень предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, сформированности навыков на уровне практического применения.

На втором уровне реализуется образовательно-развивающая деятельность с детьми, у которых уже сформировался интерес к определенному виду деятельности и приобретены первоначальные знания, умения и навыки. На этом уровне у детей присутствует более глубокая внутренняя мотивация к изучению выбранного вида творческой деятельности. Это способствует успешности обучения, развитие устойчивой мотивации к познанию и творчеству детей в других жизненных сферах, целостному, личностному и социальному развитию ребенка. Педагогами создаются условия для самостоятельного поиска дополнительных знаний в интересующей воспитанников области, отработки приобретенных умений и навыков.

Продвинутый (углубленный ) уровень: включает в себя образовательные программы или модули программ углубленного изучения специализированной направленности, предполагающих выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения каждого участника образовательного процесса. Воспитанники должны пройти все уровни обучения от первого до третьего, так как без базы основных знаний невозможен результат, а именно разработка собственных проектов на основе приобретенных знаний, умений и навыков.

Источник: ddt20a.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru