ГЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt-образ, форма)- направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (дивштальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Г. выступила против выдвинутого структурной психологией (В.
Вундт, Э. Б. Титченер и др.) принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).
Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона») и др. При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций.
Философия Гештальта
Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле (см. Инсайт). Эти положения Г. противопоставила бихевиоризму, к-рый объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению.
При исследовании процессов человеческого мышления основной упор был сделан на преобразование («реорганизацию», новую «центрировку») познавательных структур, благодаря к-рому эти процессы приобретают продуктивный характер, отличающий их от формальнологических операций, алгоритмов и т. п. Хотя идеи Г. и полученные ею факты способствовали развитию знания о психических процессах (прежде всего разработке категории психического образа, а также утверждению системного подхода), ее идеалистическая методология (восходящая к феноменологии) препятствовала детерминистскому анализу этих процессов. Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость к-рого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по. типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма.
Главные представители — немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции занимали К.. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения, К. Гольдштейн — сторонник «холизма» (целостности) в патопсихологии, Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в социальную психологию с целью объяснения межличностного восприятия, и др.
Другие записи
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ-ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью»…
ГРАФОЛОГИЯ (от греч. grap-ho — пишу, logos — учение) — учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка…
Когнитивная психология #1. Введение в курс и предмет когнитивной психологии.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ-направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, к-рая представляет собой не нечто…
ДЖЕЙМСА-ЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ — выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и немецким психологом Г. Ланге (80-90-е гг. XIX в.). Согласно Д.- Л. т. э., возникновение…
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. dynamikos — сильный, подвижный) — 1) один из разделов психологии, имеющий своим предметом мотивацию человеческого поведения, влечения, эмоции, конфликты личности, т. е.…
к задачам из плаката
«Выбери свой университет»
в школах Москвы
Источник: www.examen.ru
Введение
Целостные структуры сознания, гештальты (нем. Gestalt — образ, форма, структура), как предмет психологии вплотную начали изучаться в Германии в первой трети ХХ века. Гештальтпсихология — направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы и появилась как реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.
Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.
Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (мы видим мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется положение в пространстве, освещенность и т. д.).
Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.
Основателями гештальтпсихологии считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941).
Этими учеными были установлены следующие идеи гештальтпсихологии:
- 1. Предмет изучения психологии — сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.
- 2. Сознание есть динамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.
- 3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт — целостная образная структура.
- 4. Метод исследования гештальтов — объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.
- 5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.
- 6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности.
- 7. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.
гештальтпсихология восприятие дети упражнение
Источник: studwood.net
Тест по истории психологии, 42 вопроса с ответами
1. Бихевиористы показали, как в результате научения могут развиваться:
а) фобии;
б) антисоциальные формы поведения;
в) чувство поражения и бессилия;
г) все ответы верны.
2. Первая лаборатория психологии была основана в Вундте в …
а) 1879 году
б) 1914 году
в) 1889 году
г) 1867 году
3. Принцип отечественной психологии, согласно которому всё в природе, в том числе и психические явления объясняется действием материальных причин и законов – это принцип:
а) единство сознания и деятельности;
б) детерминизма;
в) развития;
г) активности;
д) преформизма.
4. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны ….
а) люди
б) боги
в) жрецы
5. Кто считал ведущими силами развития личности стремление к превосходству (успеху, совершенству), порождаемое врождённым ощущением недостаточности, и социальный интерес как готовность к сотрудничеству с другими людьми:
а) А. Адлер;
б) З. Фрейд;
в) К. Хорни.
6. Эдипов комплекс, который имел в виду З. Фрейд, развивается:
а) на оральной стадии;
б) на анальной стадии;
в) на фаллической стадии;
г) на генитальной стадии.
7. Термин «Педагогическая психология» был предложен:
а) К.Д. Ушинским;
б) П.Ф. Каптеревым;
в) П.П. .лонским;
г) Дж. Дьюи.
8. Научное исследование взаимосвязи между психическими и физическими процессами называется:
а) психофизикой;
б) психометрией;
в) эмпиризмом;
г) механицизмом.
9. Какой метод не относится к методам истории психологии:
а) Историко-генетический метод;
б) Историко-функциональный метод;
в) Метод категориального анализа;
г) Тестирование.
10. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана:
а) с самоуважением;
б) с переоценкой собственного «Я»;
в) с комплексом превосходства;
г) со способностью любить.
11. Кого нельзя отнести к течению, получившему название необихевиоризм:
а) Д. Уотсон;
б) Э. Толмен;
в) Б. Скиннер;
г) А. Бандура.
12. Верными являются утверждения о том, что:
а) по мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано;
б) гипотезы, выдвинутые в теории З. Фрейда, давали истолкование важнейшей сфере человеческой жизни — сексуальной;
в) когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к целостным структурам.
13. Автор учения о высшей нервной деятельности:
а) И.П. Павлов;
б) А.Р. Лурия;
в) И.М. Сеченов;
г) М.Бехтерев.
14. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) К.П. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.
15. Базовые психологические потребности концепции А.Маслоу — это потребности:
а) в любви;
б) в уважении;
в) в безопасности;
г) в получении удовольствия;
д) физиологические.
16. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:
а) Дж. Брунер;
б) Б.Г. Ананьев;
в) Л.С.Выготский;
г) С.Л . Рубинштейн.
17. Согласно теории З. Фрейда, такие черты личности, как чрезмерная чистоплотность, аккуратность, скупость или упрямство формируются в результате фиксации человека:
а) на оральной стадии;
б) на анальной стадии;
в) на фаллической стадии;
г) на генитальной стадии.
18. Бихевиоризм – направление в психологии:
а) считающее движущими силами развития личности инстиктивные влечения (сексуальные, агрессивные);
б) отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций;
в) изучающее проблемы личности, ее активности, самоактуализации;
г) объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.
19. Направление в Западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – это:
а) бихевиоризм;
б) фрейдизм;
в) гештальтпсихология;
г) гуманистическая психология;
д) когнитивная психология.
20. Гуманистическая психология – направление в психологии:
а) признающее решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания;
б) рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности;
в) исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие;
г) исходящее из того, что основной мотив каждого человека – стремление к самоактуализации;
д) считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними.
21. Направление в психологии, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистичными сознанию психическими факторами — это:
а) бихевиоризм;
б) ассоционизм;
в) интеракционизм;
г) персонализм;
д) фрейдизм.
22. Кому из отечественных психологов принадлежит следующее определение личности: «Личность – субъект деятельности»:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) К.К. Платонову;
в) А.Н. Леонтьеву;
г) П… Петровскому;
д) А.Г. Ковалеву.
23. Кто ввел в психологию понятия «экстраверсия», «интроверсия», которые были использованы для характеристики свойств темперамента:
а) Э. Кречмер;
б) К. Юнг;
в) Н. Теплов;
г) Д. Небылицин;
д) С. Мерлин.
24. Основателем культурно-исторической теории развития поведения и психики человека является:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Н. Леонтьев;
в) П.Я. Гальперин;
г) Л.С. Выготский.
25. Основными представителями гештальтпсихологии являются:
а) К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни;
б) Дж. Уотсон, К. Лешли, У. Хантер;
в) Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс;
г) М. Вертгеймер, В. Келлер.
26. Основоположником «рефлексологии» как естественно-научного направления в отечественной психологии является:
а) В.М.Бехтерев;
б) И.П. Павлов;
в) И.М. Сеченов;
г) К.Н. Корнилов;
д) Г.И. Челпанов.
27. Автором общепризнанной в нашей стране концепции периодизации психического развития ребенка является:
а) А.Н. Леонтьев;
б) Д.Б. Эльконин;
в) П.Я. Гальперин;
г) П.П. .лонский.
28. Какой детерминизм возник под влиянием теории Ч.Дарвина:
а) гилозоизм;
б) механицизм;
в) биодетерминизм;
г) психодерминизм.
29. Когнитивный подход настаивает на том, что:
а) индивидуум реагирует подобно машине;
б) разум человека обладает больше информацией, чем та, которую он полагает извне;
в) нашим поведением управляют подавленные влечения;
г) мозг функционирует путём ассоциаций идей.
30. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:
а) постижения им последствий своего поведения;
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;
в) взаимодействий между людьми.
31. Архетипы по К.Юнгу, представляют собой первообразы, присутствующие в каждом человеке и принадлежащие:
а) к индивидуальному бессознательному
б) к коллективному бессознательному;
в) к идеальному «Я»;
г) ни один из ответов не верен.
32. Основными представителями когнитивной психологии являются:
а) Дж. Уотсон, К. Халл;
б) З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг;
в) Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу;
г) У. Найссер, Г. Саймон.
33. «Не делай другим того, чего не пожелаете себе» — это высказывание принадлежит:
а) Аристотелю;
б) Сократу;
в) Платону;
г) Конфуцию.
34. По мнению Б. Зейгарник, мы дольше помним о ..
а) незавершенной работе;
б) упущенной выгоде;
в) радостном событии;
г) оскорблении
35. По А. Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:
а) чувством неполноценности;
б) комплекса неполноценности;
в) комплекса превосходства;
г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.
36. «Человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию; люди сознательные, разумные создания, без доминирующих бессознательных потребностей, конфликтов; люди являются активными творцами своей жизни». Указанных выше принципов придерживаются представители:
а) психоанализа;
б) бихевиоризма;
в) гуманистической психологии.
37. Как называется психологическая система К. Левина (гештальтпсихолога):
а) индивидуальная психология;
б) теория рекапитуляции психологического развития;
в) персонология;
г) теория поля.
38. Кто из представителей гуманистической психологии ввел термин «самоактуализация»:
а) Г. Олпорт;
б) К. Роджерс;
в) А. Маслоу;
г) Р. Мэй.
39. Иерархия потребностей по А. Маслоу состоит из:
а) 3 потребностей;
б) 4 потребностей;
в) 5 потребностей;
г) 6 потребностей.
40. Когнитивная психология это:
а) психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостности характера природы и поведения человека;
б) психологическая концепция, уделяющая основное внимание процессу познания и активности сознания;
в) психологическая система, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.
41. В период методологического кризиса (10 — середина 30-х годов) .. века возникли новые психологические направления, это:
а) естественнонаучное направление, эмпирическая психология;
б) психофизика, психометрия;
в) генетическая психология, концепция психического развития, межкультурные исследования, гуманистическая психология, когнитивная психология;
г) бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.
42. Задачи истории психологии:
а) анализ возникновения и динамического развития научных знаний о психике;
б) изучить психологические вопросы управления процессом обучения, исследовать формирование познавательных процессов, отыскать надежные критерии умственного развития;
в) исследование профессиональных особенностей человека, закономерности развития трудовых навыков, выяснение влияния
Источник: all4learning.ru