Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
гештальтпсихолог
Синонимы к слову гештальтпсихолог
сущ., кол-во синонимов: 1
Полезные сервисы
гештальтпсихология
Толковый словарь
Одно из направлений психологии XX в., использующее для объяснения сложных психических явлений принцип целостности, основой которого является гештальт.
Энциклопедический словарь
Гештальтпсихоло́гия (нем. Gestalt — форма, образ, структура), одна из основных школ европейской (преимущественно немецкой) психологии первой половины XX в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введённое Г. фон Эренфельсом понятие гештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений.
ПСИХОЛОГИЯ. Основные направления и школы психологии. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Гуманист….
Исходила из учения Ф. Брентано и Э. Гуссерля об интенциональности (см Интенция) сознания. Главные представители (М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка) провели исследования в области восприятия, принципы которых были перенесены на изучение мышления, а также личности (К. Левин). Центральный орган — журнал «Психологические исследования» (основан в 1921).
Школа распалась в конце 1930-х гг.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — ГЕШТАЛЬТПСИХОЛО́ГИЯ (нем. Gestalt — форма, образ, структура), одна из основных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии 1-й пол. 20 в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии (см.
АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) выдвинула принцип целостности (введенное Г. фон Эренфельсом понятие гештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Исходила из учения Ф. Брентано и Э. Гуссерля об интенциональности (см. Интенция (см. ИНТЕНЦИЯ)) сознания.
Главные представители — М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка провели исследования в области восприятия, принципы которых были перенесены на изучение мышления, а также личности (К. Левин). Центральный орган — журнал «Психологические исследования» (основан в 1921). Школа распалась в кон. 1930-х гг.
Большой энциклопедический словарь
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (нем. Gestalt — форма — образ, структура), одна из основных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии 1-й пол. 20 в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введенное Г. фон Эренфельсом понятие гештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Гештальт-терапия. Гештальт. Принципы гештальта. Вергеймер. Келлер. Коффка. Перлз
Исходила из учения Ф. Брентано и Э. Гуссерля об интенциональности (см. Интенция) сознания. Главные представители — М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка провели исследования в области восприятия, принципы которых были перенесены на изучение мышления, а также личности (К. Левин). Центральный орган — журнал «Психологические исследования» (основан в 1921).
Школа распалась в кон. 1930-х гг.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от немецкого Gestalt — форма, образ, структура), одна из основных школ (преимущественно немецкой) психологии 1-й половины 20 в. Подчеркивала целостный и структурный характер психических образований, опираясь на представление о «гештальткачестве» как свойстве целого, которое сохраняется и при изменении отдельных его частей (например, мелодия, проигрываемая в разных тональностях, и т.п.). Основные представители: немецкие психологи М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Сложившись первоначально на основе исследования зрительного восприятия, гештальтпсихология распространила свои принципы на изучение мышления, памяти, личности и социальной группы.
Словарь народов и культуры
(Gestalt psychology, нем. Gestalt — форма, образ), одна из осн. школ психологии первой половины 20 в. Гештальтпсихологи уделяли значит, внимание проблемам восприятия и когнитивизма. Гл. представители Г.: Макс Вертхеймер (1880-1943), Курт Коффка (1886-1941) и Вольфганг Кёлер (1887-1967), эмигрировавшие из Европы в США. Их осн. тезис сводился к тому, что структурные законы целого определяют его части, но не наоборот.
В кач-ве иллюстрации приводились, напр., прямоугольники и мелодии, в к-рых мы способны распознать тот же самый образ независимо от различия его отд. составляющих (размеров или тональности). Экспериментальные исследования зрительных образов и способов решения конкретных задач показали, что разум, интерпретируя окружающие явления, постоянно стремится к упрощению — вывод прямо противоположный предлагаемым бихевиоризмом и редукционизмом. Представители Г. предвосхитили совр. когнитивную психологию и оказали решающее влияние на развитие социальной психологии после 2-й мировой войны.
Источник: sanstv.ru
Ответы на тест по психологии и педагогике
1. Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию соответствующих изменений в поведении объекта — это:
— Социометрия — ВЕРНО!
— Метод семантического дифференциала
— Анализ результатов деятельности
2. Гуманистическая психология — это направление в психологии, ВЕРНО!
— Исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие
— Придающее решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания
— Исходящее из того, что основной мотив каждого человека — это стремление к самоактуализации
— Рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности
— Считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними
3. Определите тип темперамента:
— проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний — флегматик
— характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные события — меланхолик
— обнаруживающийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности — холерик
— отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью — сангвиник
ВЕРНО!!
4. Психологические приемы, предназначенные для исследования и качественной оценки уровней умственного развития — это:
5. Бихевиоризм — это направление в психологии: ВЕРНО!
— Придающее решающую роль знаниям в протекании психических процессов и поведения человека, в котором исследуются вопросы организации знаний в памяти, соотношения вербальных и образных компонент в процессе запоминания и мышления
— Считающее движущими силами развития личности инстинктивные влечения (сексуальные и агрессивные)
— Отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций
— Изучающее проблемы личности, ее развития, активности, самоактуализации и самосовершенствования
— Объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации
6. В отечественной психологии личность — это:
— Человек как единичное природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного
— Человек, характеризующийся своими отличиями от других людей, индивидуальной и личностной неповторимостью
— Человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка
— Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, для которого характерно прямохождение, высокоразвитый мозг и особое строение тела
— Субъект деятельности, активный преобразователь окружающего мира
— Все перечисленное верно — ВЕРНО!
7. Укажите, каким методам исследования в психологии соответствуют следующие
особенности: ВЕРНО!
— Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт — эксперимент
— Метод психологии, применяемый для опосредованного изучения психологической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов, которые, согласно гипотезе исследователя. выявляют психические процессы — наблюдение
— Получение данных наблюдений субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним — самонаблюдение
— Краткое, стандартизированное психологическое испытание. в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом — тестирование
8. Дидактика-это.
— Теория и практика обучения — ВЕРНО!
9. Человек как источник познания и преобразования действительности, носитель активности — это: ВЕРНО!
— Человек
— Индивид
— Индивидуальность
10. Определите тип памяти: ВЕРНО!
— Тип зрительной памяти, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого — эйдетический
— характеризующийся исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей — феноменальная память
— при котором лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и др. — словесно-логический типы
— при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства — эмоциональный
— при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, звуки, лица и т. д. — наглядно-образный типы
11. Принципы обучения — это:
— Совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса
— Общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения — ВЕРНО!
12. Направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур — это: ВЕРНО!
— Бихевиоризм
— Гуманистическая психология
— Фрейдизм
13. Экстрасенсорное восприятие
— многими рассматривается как обычная способность — ВЕРНО!
— все ответы верны
— в настоящее время является предметом изучения в психологии
— интересует в равной степени физиков и психологов
14. Основной источник активности индивида, внутреннее состояние нужды, выражающее его зависимость от условий существования — это:
— Все перечисленное верно — ВЕРНО!
15. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, — это: ВЕРНО!!
— Историографическая психология
— Возрастная психология (если один то нет)
— Дифференциальная психология
16. В качестве субъекта воспитания могут выступать: ВЕРНО!
— Сам человек как развивающаяся индивидуальность
— Руководитель воспитательного процесса
— Все перечисленное верно
17. Центральные категории проблемного обучения — это: ВЕРНО!!
— Проблема
— Социальный контекст проблемы
— Проблемная ситуация
— Проблемная задача
18. Отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с дефектами формирования и функционирования нервной системы — это:
— Патопсихология — ВЕРНО
19. На основе анатомического расположения рецепторов и выполняемой ими функции проведите классификацию ощущений на виды. Ощущения, сигнализирующие о: ВЕРНО!
— внутреннем состоянии организма — интероцептивные
— разных характеристиках внешнего мира — экстероцептивные
— положении различных частей тела и их движении — проприоцептивные
20. Согласно Кольбергу, личность, сообразующая свои поступки с одобрением другими людьми находится на
постконвенциональном уровне развития
конвенциональном уровне развития — ВЕРНО!
преднравственном уровне развития
21. Общая психология — это раздел психологии, изучающий — ВЕРНО!
— Закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных новообразований в ходе обучения и воспитания
— Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включенности в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп
— Процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики
— Вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому
— Закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда
— Все перечисленное верно
22. Каким сторонам структуры общения соответствуют нижеприведенные определения? Стороны общения: ВЕРНО!
— заключающаяся в восприятии друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания — перцептивная
— заключающаяся в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями — интерактивная стороны общения
— состоящая в обмене информацией между общающимися людьми — коммуникативная
23. Учебный процесс включает следующие уровни — ВЕРНО!
Социальный
Педагогический
Индивидуальный
24. Самосовершенствование включает: ВЕРНО!
— Самостоятельную работу вне учебного времени
— Активное самостоятельное использование личностью всех возможностей всестороннего развития своего творческого потенциала
25. Какое из ниже перечисленных определений относятся к понятиям:
человек, индивид, личность, индивидуальность?
Человек: ВЕРНО!
— Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, для которого характерно прямохождение, приспособленность к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг — человек
— как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens продукт филогенетического и онтогенетического развития. единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.) — индивид
— характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей специфичностью психики и личности, ее неповторимостью. Проявляется в чертах — темперамента, характера. специфике интересов, качеств перцептивных процессов — индивидуальность
— вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми при помощи языка — личность
26. Воспитание — это:
— Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта
— Процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта на объект с целью привития определенных качеств — ВЕРНО!
— Процесс усвоения человеком социального опыта, накопленного цивилизацией, обусловленный потребностью общества в подготовке людей к трудовой деятельности
27. Выберите правильный ответ, характеризующий МЕТОД ОПРОСОВ в психологии: Этот метод
— позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции
— верны все ответы — ВЕРНО!
нет — должен применяться на репрезентативных выборках
— использует специально разработанные анкеты
28. Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая — ВЕРНО!
— Психологические особенности творческой деятельности людей
— Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включенности в социальные группы
— Психологические закономерности управленческой деятельности
— Закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни
— Психологические проблемы обучения и воспитания
29. Каким психологическим понятиям соответствуют данные определения. характеризующие положение личности в группе? ВЕРНО!
— Совокупность мнений об ожидаемом поведении данной личности в данной группе — система групповых ожиданий
— Понятие, обозначающее положение личности в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на их членов — статус
— Член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных — лидер
— Нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от личности, занимающего конкретную позицию в системе межличностных отношений — роль
— Сочетание психологических особенностей каждого члена группы, которое обеспечивает удовлетворенность совместной деятельностью и ее эффективность — групповая норма
31. Направление в психологии, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистичными сознанию психическими факторами — это:
32. По Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызывать восхищение, бывают
следствием ВЕРНО!
— неадекватно разрешившегося эдипова комплекса
— комплекса превосходства
33. Метод психологии, применяемый для изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, которые, согласно гипотезе исследования, выявляют психические процессы — это:
34. Каким индивидуальным особенностям личности соответствуют нижеприведенные определения? ВЕРНО!
— Целостные устойчивые образования личности, определяющие особенности деятельности и поведения человека и характеризующиеся устойчивым отношением к различным сторонам действительности — характер
— Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения — темперамент
— Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения — способности
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Размер: 12.81K
Скачано: 222
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Источник: studrb.ru
Направление в западной психологии выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных


Заказать звонок
/psy_dir/geshtaltpsihologiya/
- Синтон
- Направления психологии
- Гештальтпсихология
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Предмет гештальтпсихологии: Феноменальное поле
Представители гештальтпсихологии: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин
Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.
Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.
Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.
Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.
Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.) Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.
Гештальтпсихология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.
Основные теоретические положения гештальтпсихологии:
Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).
Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы.
Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёллеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов.
Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению великих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
Принципы гештальта
Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — в гештальтпсихологии вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:
Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.
При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).
Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).
Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, или в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
В качестве основного закона группировки отдельных элементов в гештальтпсихологии был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. рrаegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
Константы восприятия в гештальтпсихологии
Константность размера в гештальтпсихологии: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.
Константность формы в гештальтпсихологии: заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие ее формы остается неизменным.
Константность яркости в гештальтпсихологии: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.
Фигура и фон в гештальтпсихологии
Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.
Источник: syntone.ru