Разработка программ на Паскале включает в себя следующие действия (этапы разработки программы): ввод и редактирование текста программы на языке программирования Паскаль, ее трансляцию, отладку.
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль версий 6.0 и 7.0 имеет следующие возможности:
• множество накладывающихся окон;
• поддержка мыши, меню, диалоговых окон;
• многофайловый редактор, который может редактировать файлы до 1 Мбайта;
• расширенные возможности отладки;
• полное сохранение и восстановление среды разработки.
Основные файлы пакета Турбо Паскаль
Если допустим, что система программирования Турбо Паскаль установлена на диске D: в каталоге D: BORLAND ВР, то в каталоге..BP находятся следующие основные файлы Турбо Паскаля:
TURBO.ЕХЕ — интегрированная среда программирования;
TURBO.HLP — файл, содержащий данные для оперативной подсказки;
TURBO.TP — файл конфигурации системы;
TURBO.TPL — библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.
Программирование на языке Паскаль
В каталоге D: BORLAND ВРBGI находятся файлы, необходимые для работы в графическом режиме: GRAPH.TPU — модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением.ВGI — драйверы различных типов видеосистем компьютеров, несколько файлов с расширением.СНR, содержащих векторные шрифты.
Запуск интегрированной среды программирования Турбо Паскаль
Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем и (или) ввести команду: turbo.ехе. После запуска программы экран компьютера будет иметь вид, показанный на рис. 2.1.
![]() |
На экране отображаются три видимых компонента интегрированной среды программирования: полоса меню в верхней части, область окна в центре и строка статуса внизу.
Быстрые способы выбора команд меню
Турбо Паскаль предлагает несколько быстрых способов для выбора команд меню. Например, пользователи мыши могут преобразовать двухшаговый процесс в одношаговый, проведя мышью от заголовка меню вниз к командам меню с освобождением кнопки мыши при выборе требуемой команды.
Для клавиатуры можно использовать несколько быстрых методов (или » горячих клавиш» ) для доступа к полосе меню и выбора команд. Быстрые методы для диалоговых окон работают так, как они сделаны в меню. (При перемещении от окна ввода к группе кнопок или окон вам нужно держать нажатой клавишу Аlt при нажатии высвеченной буквы). Многие элементы меню имеют соответствующие » горячие клавиши»; одно — или двухключевые сокращения, которые немедленно активизируют эту команду или диалоговое окно. Можно также отметить мышью сокращения в строке статуса.
В табл. 2.1 перечислены наиболее используемые Турбо Паскалем » горячие клавиши.
Общие » горячие клавиши»
ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке Паскаль
| Клавиша(и) | Элемент меню | Функция |
| F1 | Не1р | Выводит на экран окно подсказки |
| F2 | File/Save | Сохраняет файл, находящийся в активном окне редактора |
| FЗ | File/Open | Появляются диалоговое окно и возможность открыть файл |
| F4 | Run/Go to Cursor | Запускает программу до строки, на которой стоит курсор |
| F5 | Window/Zoom | Масштабирует активное окно |
| F6 | Window/Next | Переходит к следующему открытому окну |
| F7 | Run/Trace Into | Запускает вашу программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур |
| F8 | Run Step Over | Запускает вашу программу в режиме отладки, минуя вызовы процедур |
| F9 | Compile/Make | Запускает Мake текущего окна |
| F10 | (none) | Возвращает вас в полосу меню |
Быстрый выбор какого-либо пункта меню выполняется клавишами, показанными в табл. 2.2.
» Горячие клавиши» меню
| Клавиша(и) | Элемент меню | Функция |
| Alt+ПРОБЕЛ | — меню | Переносит вас в (System) меню |
| Alt+C | Compile меню | Переносит вас в Соmpile меню |
| Alt+D | Debug меню | Переносит вас в Degbug меню |
| Alt+E | Edit меню | Переносит вас в Edit меню |
| Alt+F | File меню | Переносит вас в File меню |
| Alt+H | Не1р меню | Переносит вас в Не1р меню |
| Alt+O | Ор1tions меню | Переносит вас в Орtions меню |
| Alt+R | Run меню | Переносит вас в Run меню |
| Alt+S | Search меню | Переносит вас в Searchменю |
| Alt+W | Window меню | Переносит вас в Window меню |
| Alt+X | File/Exit | Завершает Турбо Паскаль с выходом в DOS |
Активное окно можно различить по двойной рамочке. Оно всегда имеет закрывающую кнопку, кнопку масштабирования, кнопки перемещения и уголок изменения размеров. Если окна перекрываются, то активное окно всегда находится над остальными (на переднем плане).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Создадим нашу первую программу вычисления суммы двух целых чисел.
Сценарий взаимодействия человека и компьютера при решении данной задачи можно предложить следующий.
Компьютер запрашивает у человека значение первого целого числа, считывает его и записывает в память под именем А, затем запрашивает значение второго целого числа, считывает его и записывает в память под именем В. После этого компьютер выполняет сложение чисел А, В, записывает результат в память под именем Зитта, выводит на экран сообщение » Сумма чисел = » и печатает значение величины 8шпта.
![]() |
Запись данного алгоритма на Паскале может быть представлена в виде следующей программы:
Прочтите текст программы, обратите внимание на структуру программы.
Примечания. 1. В данной программе использованы следующие резервированные слова языка Паскаль (слова, за которыми закреплено строго определенное значение):
program — заголовок программы (определяет ее название и список параметров). Он полностью декоративный и не оказывает влияния на саму программу;
Vаr — начало объявления переменных (связывает идентификатор — имя переменной и ее тип с расположением в памяти, где хранится значение);
integer — указание, что переменные А, В, Summa — целые числа, т. е. они могут принимать целочисленные значения, такие, как 2, 3, 0, 287, 21, 0, 32, 287 и другие, на интервале [—32768; 32767];
begin — начало тела программы;
end. — конец тела программы;
Write (‘ Текст’ ) — инструкция компьютеру о выводе на экран сообщения Текст (обратите внимание на то, что текст справа и слева ограничен символом ‘ — апостроф);
Readln (А) — инструкция компьютеру о считывании значения переменной А с клавиатуры.
2.Для вычисления суммы чисел А и В в программе использована запись инструкции
выполнения вычислений присваивания суммы чисел А и В переменной Summa (присваивание записывается как «: = » ): Summa: = А + В.
3.Каждая строка программы завершается знаком «; «, в конце программы ставится «. «.
Пояснения к программе, не влияющие на исполнения, записываются в фигурных скобках комментарий > или в круглых скобках со звездочкой (* пояснение *).
Компиляция программы
Выполните компиляцию программы, для чего нажмите А1t+F9 (см. табл. 2.7). Если вы ввели текст правильно, то на экран будет выведено сообщение об успешности компиляции, как показано на рис. 2.3.

Создание.ехе-файла
В ответ на сообщение Compile successful (компиляция успешна) нажмите любую клавишу.
Если вам требуется записать программу как исполняемый файл (с расширением.ехе) на магнитный диск, то выберите в главном меню пункт Соmpile, в котором выберите опцию Distination (назначение), и если справа от нее стоит слово Меmory (память), указывающее, что выполняемый код будет храниться в памяти, нажмите клавишу Еп1ег или щелкните левую кнопку мыши (при этом установка назначения изменится и станет Disk (диск), как показано на рис. 2.4).
Если опция Distination установлена в Disk, что указывает на запись выполняемого кода на магнитный диск в виде файла с расширением.ехе, то перейдите к опции Маkе этого пункта меню.
После установки назначения для создания.ехе-файла на магнитном диске выберите в меню Соmpile опцию Маke (сборка) или нажмите клавишу F9. При этом выполняется создание.ехе-файла на диске.

Рис.2.4. Окно с установкой Distination в положение Disk
Исполнение программы
В ответ на сообщение Compile successful (компиляция успешна) нажмите любую клавишу. Запустите программу на исполнение клавишами Сtrl+F9 (см. табл. 2.7). После этого раскроется экран пользователя, и на нем появится сообщение: Введите значение целого числа А >
На этот запрос введите целое число (например: 3) и нажмите Еnter.
Появится следующее сообщение: Введите значение целого числа В >
На этот запрос введите целое число (например: 4) и нажмите Еnter.
После этого будет выполнен расчет суммы, результат выведен на экран и среда программирования активизирует окно редактирования так быстро, что вы не успеете увидеть результат.
Рис.2.6.
После этого на экран выводится диалоговое окно Save file as, как показано на рис. 2.7.
После того как вы задали имя файла и выбрали папку, в которую он будет записан, нажатием ТаЬ выберите кнопку [ ОК ]. Если вы передумали, то выберите кнопку [ Саncel ] или нажмите Еsс.
Примечание. Выбрать кнопку означает активизировать ее и затем нажать клавишу Return или левую кнопку мыши.

Практическая работа № 17
Реализация линейного алгоритма на языке Паскаль
Цель занятия: научиться работать с оболочкой TurboPascal
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Источник: lektsia.com
Язык программирования Pascal Линейные алгоритмы А. Жидков. — презентация
Презентация на тему: » Язык программирования Pascal Линейные алгоритмы А. Жидков.» — Транскрипт:
1 Язык программирования Pascal Линейные алгоритмы А. Жидков
2 Выражение Выражение – совокупность операндов и операций. Операнды – константы, переменные, функции. Арифметические операции – –бинарные операции + — * /, (* — умножение / — деление) –унарные операции + и -. –бинарные операции div и mod определены только для целых чисел, переменных типа integer. –div – деление нацело 5 div 2 = 2 –mod – остаток от деления 43 mod 10 = 3
3 Приоритет операций Приоритет — порядок выполнения операций в выражении. Операции, имеющие одинаковый приоритет, выполняются слева направо. Для изменения порядка операций используют скобки (), скобки обладают наивысшим приоритетом. Таблица приоритетов операций вычисление функций 0 not 1 (высший) *, /, div, mod, and, 2 +, -, or, xor 3 =, <>,, =, in 4 (низший)
4 Правила записи выражений Все записи в одну строку. Знаки умножения опускать нельзя. Главный критерий правильности записи выражения — совпадение порядка выполнения операций с принятым в математике.
5 Арифметические выражения Какие из приведенных выражений правильно записаны на языке ПАСКАЛЬ? 1 (A+B+C)/2 2 A^ 2C 3 SIN(X+2)*2 4 2COS(A+2)-A 5 X^.Y+Z (X+Y*3.2-A)B 7 X+Y/(Z*Z) 8 X*X+Y*Y=R*R 9 SQRT(A*2+B*B)
6 Оператор присваивания := Выполняет изменение значения переменной Синтаксис := ; Семантика Вычисляется в правой части, Результат записывается в. Ограничение. Тип выражения должен быть совместим по присваиванию с переменной. Например: Одинаковые типы совместимы. Выражение типа integer можно присвоить переменной типа real. Обратное неверно. Пример использования оператора присваивания. a := (3 + 5) * 8; b := a + 2;
7 Оператор присваивания Среди приведенных выражений указать правильные операторы присваивания 1 X:=X+5 5 X+2:=Y 2 Y:=7 6 K+5:=X+Y 3 WRITE(C=,C:6:2) 7 WRITE(A+B) 4 Z:=SQR(Z)+5.3*X 8 X:=X*X+A*X+B
8 Оператор присваивания Какое значение получит переменная Y после выполнения следующей программы? Х:= 5; A:= 2; В:= -1; У:= A*X+B; 9
9 Оператор присваивания Какое значение получит переменная Y после выполнения следующей программы? А:=12; В:=14; А:=10; В:=В+5; У:=А+В; END. 29
10 Оператор присваивания Какое значение получит переменная X после выполнения следующей программы? A:= 3; B:= 4; A:=(A+B)/2+A*2; X:=SQRT(A+B*B-0.5); END. 5
11 Оператор присваивания Какое значение получит переменная S после выполнения программы? A:=5; B:=6; S:=A*B; A:=-1; B:=3; S:=S+A*B 27
12 Оператор ввода read, readln Синтаксис read( ); readln( ); Семантика –Происходит считывание данных с клавиатуры и запись их в переменные из по порядку. –Вводить данные нужно через пробел или по нажатию. –Программа продолжится, когда будут считаны все данные. –Readln – вызывает переход к следующей строке. С процедурой ввода связан ряд ошибок (например, если должно быть получено целое число, а вводится ‘ABC’). Пример: read (a,b) readln (x,y,z)
13 Вывод write, writeln. Вывод в окно вывода Синтаксис: Write ( ); writeln( ); Параметры в списке перечисляются через запятую. Семантика: 1. Вычисление значений выражений. 2. Вывод значений. Процедура writeln после вывода своих параметров осуществляет переход на следующую строку.
Пустой writeln вызывает пропуск строки.
14 Вывод write writeln. Форматы вывода. В процедурах вывода write и writeln можно указать формат вывода, в виде :m:n, где m и n — целые значения.. :m — ширина поля вывода. :n — количество знаков после десятичной точки Если длина выводимого значения меньше ширины поля вывода, то выводимый текст слева дополняется пробелами. Выравнивание по правому краю.
Если длина выводимого значения больше ширины поля вывода, то формат игнорируется. Значения с форматом вывода вида :m будут представлены в экспоненциальной форме. Например, если a, b — целые переменные, то при выполнении операторов a:=-2437; b:=13555; writeln(a:6,’Привет!’:9); writeln(b:1); в окно вывода будет выведен следующий текст: Привет! Например: writeln( :10:3); // ___ writeln( :10:5); // _ writeln( :10:2); // ____ writeln( :10:0); // _______-15 writeln( :10:7); // writeln((0,1):10:1); // _(0.0,1.0) (здесь символом _ изображены пробелы).
15 Оператор write, writeln 1 write (‘ A=’,A:5:2) 5 write(x:6:3,f:7:4) 2 write(a,b,c) 6 write(s,d) 3 writeln 7 write(s=, s:6:3,,w=,w:8:4) 4 write ( x=’, x: 10:5) 8 write(sqrt(25)+5) 1. Какие из операторов вывода, приведенные в таблице, выводят только значения переменных? 2. Какие из приведенных операторов вывода выводят имена переменных и их значения? 3. Какой оператор определяет пропуск строки?
16 Примеры использования := Program swap1; var x, y,v: integer; begin read(x,y); writeln(x=,x, ‘ y=’, y); v := x; x := y; y := v; writeln(x=,x, ‘ y=’, y); end. Program swap2; var x, y: integer; begin read(x, y); writeln(x=,x, ‘ y=’, y); x := x + y; y := x — y; x := x — y; writeln(x=,x, ‘ y=’, y); end. Пример 1. Перемена местами двух целых значений. Дано: x, y; 17 Задания на линейные алгоритмы Разработать математическую модель. Составить блок-схему алгоритма и тест.
Написать программу на языке Pascal. –Задача 1. Даны катеты прямоугольного треугольника a и b. Найти его гипотенузу c, периметр P и площадь S. (begin12) –Задача 2. Найти длину окружности L и площадь круга S заданного радиуса R.(L=2πR; S= πR 2 ; считать, что π=3,14). (begin 7) –Задача 3. Скорость первого автомобиля V1 км/ч, второго V2 км /ч, расстояние между ними S км. Определить расстояние между ними через T часов, если автомобили удаляются друг от друга. (begin 36) –Задача 4. (begin 20) Найти расстояние между двумя точками с заданными координатами (x 1, y 1 ) и (x 2, y 2 ) на плоскости.
Расстояние вычисляется по формуле –Задача 5. (begin 21) Даны координаты трех вершин треугольника: (x1, y1),(x2, y2), (x3, y3). Найти его периметр P и площадь S. Для нахождения площади треугольника со сторонами a, b, c использовать формулу Герона 73. Написать программу, которая преобразует введенное с клавиатуры дробное число в денежный формат. Например, число 12.5 должно быть преобразовано к виду 12 руб. 50 коп.
18 Операции div и mod modВНИМАНИЕ. Операции div и mod определены только для данных типа integer Целочисленное деление x div y = x / y, округленное до ближайшего целого по направлению к нулю. Остаток от целочисленного деления x mod y = x — (x div y) * y. Пример использования 1. Для определения четности числа: x mod 2 = 0 x четное x mod 2 <> 0 x нечетное 2. Для операций с цифрами числа Сумма цифр целого трехзначного числа А. s:=a div 100+a mod 100 div 10 +a mod 10;
Источник: www.myshared.ru
Презентация на тему: Составление линейного алгоритма на языке ABC Pascal

№ слайда 1
Описание слайда:
03.02.2015г. Составление линейного алгоритма на языке ABC Pascal.

№ слайда 2
Описание слайда:
Задание : составьте алгоритм посадки дерева. Выкопать в земле ямку; Опустить в ямку саженец; Засыпать ямку с саженцем землей; Полить саженец водой. начало конец Выкопать яму Опустить в ямку саженец Засыпать ямку с саженцем землей Полить саженец водой

№ слайда 3
Описание слайда:
Линейный Алгоритм Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется линейным алгоритмом (Пример: Алгоритм посадки дерева.)

№ слайда 4
Описание слайда:
Базовая структура линейного алгоритма начало конец Команда 1 Команда 2 Команда n

№ слайда 5
Описание слайда:
Этапы решения задач на компьютере: Постановка задачи . Построение математической модели. Алгоритмизация. Написание задачи на языке программирования. Отладка и тестирование программы. Анализ полученных результатов.

№ слайда 6
Описание слайда:
Задача Вычислить периметр произвольного треугольника по его трем сторонам. а b c

№ слайда 7
Описание слайда:
Решение 1.Постановка задачи Исходные данные Результат Переменная Смысловое значение Тип значения a Сторонытреугольника вещественный b вещественный c вещественный P Периметр треугольник вещественный

№ слайда 8
Описание слайда:
Решение 2.Построение математической модели: P=a+b+c 3.Алгоритм решения: начало Конец. P=a+b+c Вывод: P Ввод : a,b,c

№ слайда 9
Описание слайда:
Решение 4.Программа: Program zad_1; Uses crt; Var a,b,c:integer; Begin Clrscr; Write(‘Введите значение сторон треугольника’); Readln(a,b,c); P:=a+b+c; Write(‘Периметр треугольника P=‘, P); Readln; End.

№ слайда 10
Описание слайда:
5.Тест. Задаем значения a=3 b=5 c=8 P=3+5+8=16

№ слайда 11
Описание слайда:
Что происходит после запуска программы? Введите через запятую значение сторон треугольника 3,5,8 После этого в переменные заносятся введенные значения a = 3 b = 5 d = 8 Выполняется оператор присваивания P=a+b+c В переменную P заносится значение 16 (P=16) Выносится результат на экран Периметр треугольника P=16

№ слайда 12
Описание слайда:
Вопросы Что значит линейный алгоритм? Какие этапы решения алгоритмов на компьютере мы узнали?

№ слайда 13
Описание слайда:
Домашнее задание 1.Выучить записи в тетради. 2.Задача: Вычислить периметр произвольного прямоугольника по двум его сторонам.(Запись в тетради болк-схемы и алгоритм программы на языке ABC Pascal)

№ слайда 14
Описание слайда:
Спасибо за урок! До свидания, желаю вам успехов!
Источник: ppt4web.ru

