Намедни что это за программа

Новаторство информационно-аналитической программы «Намедни»

Главные задачи, которые ставили перед собой создатели программы: панорама главных новостей недели, их экспресс-анализ, обсуждение, выявление причинно-следственных связей и тенденций. Этим, по сути, «Намедни» не отличались от других информационно-аналитических программ. Ведь согласно классификатору программ (10) информационно-аналитическая программа — еженедельное или ежемесячное (а иногда и ежедневное) комментирование событий, имеющих значение для аудитории и откровенно субъективная их трактовка (в отличие от чисто новостных программ, стремящихся к объективности), функция информационно-аналитической программы — формирование общественного мнения.

Однако тематика в «Намедни» ничем не ограничивалась — достойным упоминания в программе считалось все, имеющее внятный и четко подразумеваемый общественный резонанс. Новая редакция отказалась от традиционной для новостей иерархии тем (политика — экономика — культура — спорт — погода).

Парфенов о том, как появился цикл программ «Намедни»

По словам шеф-редактора программы Николая Картозии, «все, о чем рассказывает программа должно быть одинаково важно и интересно, иначе зачем об этом рассказывать? Поэтому для выпуска так важно жанровое разнообразие материалов, а внутри отдельного жанра — богатство приемов» (5). До появления программы «Намедни» информационно-аналитические программы на разных каналах были очень похожи друг на друга и несколько скучны для широкой аудитории. Ведущий и сами журналисты стремились наставительно учить зрителя, поскольку «теленовости у нас всегда были проповедью, ритуалом, начиная с программы «Время». Оттуда и корни мессианства наших телеведущих и репортеров средней руки… Только вместо мнения партии они часто несут свое собственное, основанное лишь на амбициях и комплексах» (10).

Для более четкого понимания разницы подходов в подаче информации сравним «Намедни» с программой «Итоги» Евгения Киселева, выходившей ранее на том же НТВ. Основными элементами верстки программы «Итоги» были: так называемый большой политический сюжет и «селекторные совещания» с лидерами думских фракций.

Пространный комментарий корреспондента зачастую перекрывался (иллюстрировался) более ранним видеоархивом НТВ. Видеоряд был простой формальностью. Например, если речь шла о Генеральной прокуратуре, зритель видел черные «Волги», которые въезжали и выезжали из ворот. Планы повторялись из выпуска в выпуск. Для инфотейнмента «картинка» и «живые» звуковые сцены важнее текста.

В одном из репортажей программы «Намедни» об отключении электричества в одной из областей, посетители городского кафе в верхней одежде танцуют под песню рок-певицы Земфиры: «замороженными пальцами в отсутствии горячей воды…», что избавляет от необходимости автора материала долго рассуждать — ведь говорят сами кадры. В одном из интервью газете «Известия» Леонид Парфенов (руководитель программы) отметил необходимость нетрадиционного подхода к подаче информации: «ведь все учились по советским учебникам… очень скучно, неинтересно».

Кардинально изменилась и студия, которая в «Итогах» была всего лишь ширмой за спиной ведущего, максимум, что мог увидеть зритель в студии — это диалог ведущего и приглашенного лица. «Намедни» назвали свой метод «infortainment в кадре». «Если на неделе выяснилось, что «вашингтонский снайпер» ездит на белом микроавтобусе, то в воскресенье точно такой же микроавтобус появляется в студии «Намедни»… Путин пригласил французского журналиста в Москву на радикальное обрезание — в студии появляется набор специальных хирургических инструментов… Любое событие можно «овеществить»…». «По дороге к Пушкину в Михайловское Пущин покупает в уездном городе Острове три бутылки «Вдовы Клико»… Хотелось объяснить, что это за шампанское, кто его пил? По документам оказалось, что 80% урожая 1824 года ушло в Россию. Главный потребитель — государь. После него — друзья Пушкина», — так Л.Парфенов комментирует прием использования предмета как «вещественного доказательства», впервые показанный им в фильме «Живой Пушкин» (6).

Источник: vuzlit.com

Намедни

Намедни.jpg

с ноября 1990 по 1991 год и канала НТВ в период с осени 1993 года по 30 мая 2004 года. За своё существование программа сменила три жанра: как информационная программа неполитических новостей за неделю выходила с 1990 по 1991 год и с 1993 по 1996 год, как документальный проект (см.Намедни 1961—2003: Наша эра) — с 1 марта 1997 года по 28 декабря 2003 (с 9 сентября 2001 года выходил только в конце декабря), как информационно-аналитическая программа — с 9 сентября 2001 по 30 мая 2004.

  • 1 История программы
  • 1.1 Намедни. Неполитические новости
  • 1.2 Намедни 1961 — 2003. Наша эра
  • 1.3 Намедни. Информационно-аналитическая программа

История программы

Намедни. Неполитические новости

Самый первый выпуск программы «Намедни» вышел в эфир Второй программы Центрального телевидения в ноябре 1990 года (производитель программы — АТВ). Первоначально, программа носила жанр «информационной программы неполитических новостей за неделю». [1] Программа не смогла продержаться долго: в начале 1991 года Парфёнов был отстранён от эфира за неправильные высказывания по поводу отставки Шеварднадзе [2] .

Читайте также:
Команды bash что это за программа

В октябре 1993 года Парфёнов переходит в только что созданную телекомпанию НТВ, где начинает снова выпускать программу «Намедни» в первоначальном варианте. В 1995 году программа была номинирована на премию ТЭФИ в номинации «Лучшая передача об искусстве». Среди прочих известных людей и журналистов в ней вёл 3 сюжета и Сергей Бодров [3] .

Намедни 1961 — 2003. Наша эра

Основная статья: Намедни 1961—2003: Наша эраВ 1996 году Парфёнов принимает решение поменять программе «Намедни» жанр — из «информационной программы неполитических новостей» в «документальный цикл». 1 марта 1997 года, в 22:40, в эфир канала НТВ выходит первый выпуск документального цикла «Намедни 1961-91. Наша эра».

Проект оказался настолько успешным, что Парфёнов принял решение продлить проект до 1999. Новые серии проекта вышли в эфир в последние дни 1999 года. В конце 2000 года вышла серия проекта про 2000 год.

В конце 90-х Парфёновым была создана студия «Намедни», на базе которой Парфёнов, до настоящего времени, выпустил больше 120 серий разных документальных фильмов, первый из которых — «Живой Пушкин».

В 2007 году Парфёнов начал работу над книгой-альбомом «Намедни. Наша эра», разделённый на четыре тома — по десятилетиям. Материалы для издания Леонид Парфёнов собирал с помощью друзей, знакомых и многочисленных читателей дневника в «Живом журнале». Часть фотографий извлечена из личного архива Парфёнова.

По его словам: В книге собрано намного больше информации, чем было в телепроекте. Объём текста раз в пять больше. Телевидение сильно ограничивала вялая, старая кинохроника. Кроме того, в издании есть ряд тем, которых не было в телепроекте вообще: от диафильмов — до побега Нуреева.

Первый том вышел 11 ноября 2008 года [4] . Четырёхтомник оказался настолько успешным, что в конце 2010 года Парфёнов начал работу над пятым томом, рассказывающий про 2000-е годы. 14 декабря 2011 года в «Буквоеде» на Невском, 46 Леонид Парфёнов представил 5-й том своей книги «Намедни». Он посвящен нашей эре, 2001-2005 гг. «281 феномен пятилетия» – подзаголовок книги. Краткое описание самых важных событий, которые прямо или косвенно повлияли на ход современной истории.

10 марта 2013 года вышел шестой том «Намедни. Наша эра. 2006-2010 гг.», в планах также выпустить тома «Намедни. Наша эра. 1951-1960 гг.» и «Намедни.

Наша эра. 2011-2015 гг.» [5] .

Намедни. Информационно-аналитическая программа

В 2001 году, в связи со скандалом, произошедшим 14 апреля вокруг НТВ, программа снова поменяла жанр — из «документального проекта» в «информационно-аналитическую программу». 9 сентября того же года обновлённые «Намедни» вышли в эфир канала [6] . Программа выходила по воскресеньям в 20:00 [7] [8] (с 14 октября 2001 года программа стала выходить в 21:00) и имела хронометраж в час. Повтор программы демонстрировался в понедельник утром после 10-часового выпуска передачи «Сегодня».

Однако Парфёнов не оставил в стороне предыдущий жанр: в конце каждого года (вплоть до 2003) выходил специальный выпуск программы, в котором подводились итоги года. В те годы постоянными авторами репортажей в программе были репортёры из команды старого НТВ (Борис Кольцов, Алексей Пивоваров, Илья Зимин, Владимир Чернышев, Павел Лобков), и такие новички, как Борис Корчевников, Андрей Лошак, Юлия Панкратова, Вадим Такменёв, Василий Арканов, Юлия Варенцова и другие [9] [10] .

Одноимённая информационная программа отличалась от других, в своё время, новым, нестандартным для российского телевидения подходом к подаче информации. [11] [12] [13] «Намедни» отказывалась от принципа «политика-экономика-культура-спорт-погода», принятого в отечественной журналистике [14] . Другой особенностью программы стало наличие иронических мини-заставок к каждому репортажу передачи — например, «ТВ-6-Минус» (парафраз от НТВ-Плюс), «Тополиный пух и прах» и др. [15]

В сентябре 2002 года программа претерпела изменения: продолжительность увеличилась до полутора часов, выпуск начал состоять из трёх постоянных блоков (информационного, исследовательского и лирического) и, конечно же, в рамках программы начал выходить мультсериал о приключениях Масяни, который пришёл в программу из Интернета [16] . Благодаря этому, Масяня приобрела популярность вне интернетовских кругов, а любительский мультсериал Олега Куваева постепенно перерос в масштабный проект профессиональной студии «Мульт. Ру».

31 января 2003 года программа «Намедни» удостоилась премии ТЭФИ в номинации «Информационно-аналитическая программа».

9 февраля этого же года Парфёнов заявил в конце очередного выпуска программы, что программа больше не будет выходить. Причиной его шага стала «невозможность работать» в ситуации, сложившаяся в последнее время вокруг телеканала НТВ. Решение о роспуске программы было коллективным. [17] Однако, потом выяснилось, что программа просто ушла в творческий отпуск, и в мае «Намедни» снова вышла в эфир [18] .

Читайте также:
None что это за программа

18 мая того же года, после небольшого перерыва с февраля 2003 года, программа вернулась в вещательную сетку НТВ [19] . Но мало кто знал, что происходило за кадром программы. После прихода Николая Сенкевича на пост генерального директора НТВ цензура на канале стала жестче.

16 ноября 2003 года Сенкевич ввёл строгий запрет на упоминание в очередном выпуске программы книги журналистки Елены Трегубовой «Байки кремлевского диггера» [20] .

23 мая 2004 года в эфир вышел выпуск программы, признанный её авторами «выпуском не для слабонервных», в котором также вышел сюжет из рубрики «Журналист не меняет профессию» с участием спортсменки и телеведущей Иоланды Чен, которая решила сделать себе липосакцию. Весь процесс процедуры снимался на камеру и был показан в эфире. [21] 28 мая 2004 года Ирина Петровская обрушилась с критикой на программу в газете «Известия». [22]

30 мая 2004 года заместитель генерального директора по информационному вещанию Александр Герасимов ввёл запрет на показ на европейскую часть России сюжета «Выйти замуж за Зелимхана», содержащее интервью со вдовой Зелимхана Яндарбиева (ранее сюжет вышел в эфир на азиатскую часть страны). Чтобы снять с себя всякую ответственность за попытку цензуры, Парфёнов потребовал издать письменное распоряжение о снятии интервью с эфира, которое, в свою очередь, Парфёнов опубликовал в газете «Коммерсантъ» [23] . В результате этого генеральный директор канала Николай Сенкевич закрыл программу «Намедни», а Парфёнова уволил с НТВ. Согласно официальному приказу — по сокращению штата, согласно разъяснениям официальных лиц телекомпании — за нарушение корпоративной этики. Сайт программы был также закрыт, из «общих» же форумов методически удалялись все сообщения, посвященные данной проблеме [24] .

Примечания

  1. ↑Яндекс. Видео: Намедни — 20 лет (первая часть)
  2. ↑Первый канал. Поздравления с юбилеем принимает один из самых ярких российских журналистов — Леонид Парфенов
  3. ↑Леонид Парфенов: Мы показываем фильм «20 лет “Намедни”» – Блог – Леонид Парфенов – Снобщество – Сноб
  4. ↑NEWSru.com:Леонид Парфенов представил первый том книги «Намедни. Наша эра. 1961—1970»
  5. ↑Фан-сайт Леонида Парфёнова: Намедни-XXI. Новые контуры истории 2000-х
  6. ↑NEWSRU.com: Парфенов: программа «Намедни» будет про то, меняется ли жизнь, «к лучшему ли, к худшему ли»
  7. ↑ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ОСТАВАИТЕСЬ С НАМИ — Общество — Новая Газета
  8. ↑Осеннее обострение. МК-Бульвар (1 октября 2001).
  9. ↑ТРИНАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ НАБУТОВА — Общество — Новая Газета
  10. ↑Владимир СОЛОВЬЕВ: «Здесь особо напрягаться не придется» — Известия. Проверено 29 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  11. ↑В ОДИН КАНАЛ НЕ ВОЙТИ ДВАЖДЫ. Новая газета (13 февраля 2003).
  12. ↑Стиль дороже сути?Новая газета (13 сентября 2001)
  13. ↑НАМЕДНИ ОДНО ЛЕТО. — Общество — Новая Газета
  14. ↑WWW.NTV-TV.RU. Новости и аналитика. Программа «Намедни». О программе
  15. ↑Воскресенье начинается намедниМосковский комсомолец (31 января 2002)
  16. ↑NEWSRU.com: Масяня начинает телекарьеру
  17. ↑Яндекс. Видео: Прощание Парфёнова с НТВ
  18. ↑NEWSru.com: Программа «Намедни» Леонида Парфенова покинула эфир НТВ
  19. ↑Программа Леонида Парфенова «Намедни» возвращается в эфир НТВ| LOZINSKI10.NAROD.RU
  20. ↑На НТВ сняли с эфира материал о Путине
  21. ↑Шок и два литра жираНезависимая газета, 28 мая 2004
  22. ↑Шок — это по-нашему!Известия, 28 мая 2004
  23. ↑NEWSRU.com:С эфира НТВ сняли интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева (ТЕКСТ сюжета)
  24. ↑NEWSru.com: Леонида Парфенова уволили с НТВ. Программа и сайт «Намедни» закрыты, помещения опечатаны

Ссылки

  • Видеоархив «Намедни 1961—2003: Наша эра»
  • СНОБ: Леонид Парфенов: Мы показываем фильм «20 лет „Намедни“»

Источник: telepedia.fandom.com

«Журналистика не бывает про будущее, она всегда про прошлое и настоящее»: как создается YouTube-версия «Намедни» Леонида Парфенова (репортаж Правила жизни)

15 марта на YouTube-канале «Парфенон» стартует новый сезон культового проекта Леонида Парфенова «Намедни». На этот раз журналист расскажет о ключевых событиях последней пятилетки. О том, как Парфенов будет снимать сложный и крайне насыщенный 2020-й год, ходило немало шуток. Правила жизни побывал на съемочной площадке и все узнал от самих создателей шоу.

Юлия Ахмедова

«Журналистика не бывает про будущее, она всегда про прошлое и настоящее»: как создается YouTube-версия «Намедни» Леонида Парфенова (репортаж Правила жизни)

«Тишина на площадке»

В огромный темный павильон, где сегодня снимают новый сезон «Намедни 2016–2020», нужно заходить на цыпочках. Съемочный процесс в разгаре. Группа «Каста» в полном составе репетирует на камеру слоган программы «События, люди, явления». Начало сезона обещает быть динамичным.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Никита Бережной

После нескольких дублей к музыкантам подходит автор передачи — Леонид Парфенов, они делают селфи, и «Каста» уезжают, оставив всех остальных многочисленных желающих без совместных фотографий.

Леонид Парфенов, в строгом черном кардигане и черных брюках, выглядит максимально собранным. Непривычно жестким голосом раздает последние указания перед мотором. Коллеги советуют его в такой момент не отвлекать.

Читайте также:
Ipod что это за программа

«Тишина на площадке, — командует режиссер. — Приготовились. Начали!»

Затем на экране за спиной ведущего начнется ретроспектива ключевых событий, явлений и героев, которые творят сегодняшнюю историю. Парфенов будет читать на камеру подводки к каждому из событий, а команда редакторов, режиссеров и операторов — тщательно следить за каждым дублем.

И так в течение нескольких недель — вплоть до съмок 2020-го. О том, как Леонид Парфенов будет снимать «Намедни» за этот непростой для всего мира год, в сети ходит большое количество мемов, о многих из которых знает и сам журналист.

«Очевидно, будет две серии, — делится планами Парфенов. — Первая половина примерно по 1 июля, включительно голосование об обнулении [общероссийское голосование по поправкам к Конституции. — Правила жизни]. И потом вторая серия, в которую попадут протесты в Беларуси, война в Нагорном Карабахе, вторая волна коронавируса и другие».

Источник: www.pravilamag.ru

НТВ возрождает «Намедни», но без Леонида Парфенова

НТВ готовит документальный сериал «Намедни», каждый выпуск которого будет посвящен одной неделе и ключевым событиям, которые происходили в эти дни в разные годы, начиная с 10 октября 1993 года, когда телеканал вышел в эфир. Однако в новом проекте не примет участия Леонид Парфенов, один из создателей и бессменный ведущий оригинальной программы. Какими станут новые «Намедни»? И что думают об этом авторы старого проекта? Выяснял Александр Рассохин.

«События, люди, явления, определившие образ жизни. То, без чего нас невозможно представить. Еще труднее понять», — знаменитый слоган «Намедни», программы, которая стала одним символом новой России. Передача выходила с 1990-го по 2004-й, сначала на Центральном телевидении, а после на НТВ.

Неоднократно меняла формат, повествуя то о событиях минувшей недели, то о главных моментах того или иного года. Но всегда программа отличалась особым журналистским языком, харизмой автора и ведущего Леонида Парфенова, и, как итог, привлекала к экранам миллионы зрителей, удостаивалась похвалы коллег по цеху и телевизионных премий.

Именно поэтому невозможно представить и еще труднее понять, какие это «Намедни» — без Парфенова, поделился с «Коммерсантъ FM» журналист Владимир Познер: «Меня несколько удивляет, что они используют это название. Все-таки оно, видимо, придумано Леонидом Парфеновым, но не запатентовано им.

На мой взгляд, это не очень прилично, так как выглядит спекуляцией.

Это очень популярная программа, которую многие помнят. Сейчас на этом, очевидно, решили сыграть».

В прошлом месяце Леонид Парфенов презентовал новые «Намедни», но уже на YouTube: каждый проект посвящен одному году из истории СССР, с 1946-го по 1951-й. На канале журналиста уже вышло три ролика, суммарно они набрали свыше 2 млн просмотров. К слову, новые «Намедни» НТВ также будут выходить онлайн. Посмотреть их можно будет на сайте компании, в мобильном приложении и на YouTube.

Тележурналист Павел Лобков, который работал в команде еще старых «Намедни», предполагает, что именно успех интернет-проекта Леонида Парфенова заставил канал задуматься о возрождении программы: «Где они были раньше? Они увидели историю популярности на YouTube, поняли, что все неплохо идет. Но кто это будет делать? Андрюша Норкин?

Можно, конечно, выпустить программу «Итоги» без Евгения Киселева и «Намедни» без Леонида Парфенова. Рецепт-то известен. Я даже посмотрю, наверное, на это, мне было бы любопытно, что у них получилось. Вместе с тем, это говорит о скудоумии и узости идей творческого спектра».

Компания НТВ не откликнулась на запрос «Коммерсантъ FM». В сложившейся ситуации конфликта интересов не избежать, предполагает завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский. Впрочем, по его словам, без Леонида Парфенова НТВ будет тяжело завоевать симпатии зрителей: «Хорошо, что это будет делать телеканал как студия.

Но важно ведь и то, кто станет режиссером, сценаристом, автором. Вот в чем вопрос. Но посмотрим. Это же творческое соревнование, и, в общем-то, борьба хорошего с лучшим. И кто в итоге победит, я не знаю.

Но мне кажется, что достичь рейтинга программ, которые делал Леонид Парфенов, будет очень сложно».

Что касается авторских прав, то еще до 2011 года название «Намедни» принадлежало «Коммерсанту». Сейчас и до 2025-го им владеет НТВ. Сам Леонид Парфенов говорил, что не знал об этом, а в начале месяца стало известно, что он обратился в Роспатент с просьбой зарегистрировать бренд «Намедни с Леонидом Парфеновым».

Впрочем, это нюансы. Неформально «Намедни» и Леонид Парфенов уже давно понятия неразрывные.

  • Александр Рассохин подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru