Наличие программы и устава это политическая партия

Политическая партия – это добровольное объединение граждан, которое выражает мнение определенных социальных групп и слоев и стремится к влиянию на политическую жизнь общества посредством участия в выборах и представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

↑ Признаки политической партии

  • долговременность действия;
  • наличие мировоззрения, своей идеологии, выраженной в политической программе;
  • организационная структура с определенной должностной иерархией;
  • стремление к завоеванию и осуществлению власти в интересах поддерживающей ее группы населения;
  • легитимность.

↑ Функции партий

  • Согласовывать, обобщать, формулировать в программах партий интересы, доводить их до властных структур;
  • Представлять интересы граждан;
  • Обеспечивать взаимосвязь власти и общества;
  • Передавать политический опыт последующим поколениям (функция политической социализации);
  • Разрабатывать, применять и внедрять правила взаимодействия политических институтов;
  • Влиять на формирование общественного мнения

Так, в России функционируют более 70 партий, однако лишь 4 составляют фракции в Государственной думе (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия).

Политические партии. Видеоурок по обществознанию 9 класс

Фракция – объединение депутатов одной партии в парламенте.

Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»
Статья 3. Понятие политической партии и ее структура
1. Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц.
2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

saiasi bilim kids | Что такое политическая партия?


4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
– формирование общественного мнения;
– политическое образование и воспитание граждан;
– выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
– выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий
1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
3. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.
5. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях.
Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Читайте также:
1с краткое описание программы

↑ Классификации политических партий

  • Кадровые партии

Кадровые партии выражают политические интересы господствующих классов, состоят из группы видных политиков, которые и осуществляют финансирование деятельности своей партии. Основным структурным элементом кадровой партии являются комитеты, которые создаются по территориальному принципу и сравнительно невелики по численности.

Основной деятельность комитетов является проведение и организация предвыборных кампаний. Комитеты автономны друг от друга, а вся их деятельность сконцентрирована вокруг кандидата на выборный пост. В кадровых партиях отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Примерами кадровых партий являются европейские либеральные и консервативные партии.

Массовые партии ориентированы на политическое воспитание масс и формирование элит, вышедших из народа. Такие партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, являются открытыми и заинтересованы в пополнении своей численности. В структуре массовых партий присутствуют органы, занимающиеся финансовыми вопросами. Источниками финансирования деятельности массовых партий являются партийные взносы Массовые партии отличаются сложной иерархичной структурой подчинения и громоздкой системой управления.

  • Правящие партии (партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство)
  • Оппозиционные (партии, противостоящие правящей). Оппозиционные партии, в свою очередь, делятся на легальные (действуют законно) и нелегальные (запрещены государством).
  • Консервативные (выступают за сохранение существующего порядка).
  • Реформистские (выступают за постепенные и частичные изменения).
  • Радикальные (выступают за коренные изменения в обществе).
  • Революционные (придерживаются насильственного метода преобразования общества).
  • Реакционные (стремятся к возвращению предшествующего строя).
  • Экстремистские (используют крайние меры для достижения своих целей).
  • Открытые (вхождение в состав партии не предполагает каких-либо особых требований, свободно для представителей различных слоев).
  • Закрытые (характеризуются большим количеством формальных требований к кандидатам и сложным процессом приема).
  • левые (представляют интересы низших слоев общества),
  • правые (защищают интересы высшего класса),
  • центристские (поддерживают преимущественно средний класс).
  • либеральные,
  • коммунистические,
  • социал-демократические,
  • фашистские и т. д.

↑ Политическая социализация. Лоббизм.

Политическая социализация – это процесс вхождения человека в политическую жизнь общества, формирование политического мировоззрения и приобретение навыков политического участия.

В странах, где допускается свободное участие граждан в политической жизни общества, за человеком признается право влиять на деятельность органов государственной власти. Данное явление получило название лоббизм.

Лоббизм – специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия со стороны частных и общественных организаций (политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п.) на процесс принятия решений парламентом.

Лоббистские организации добиваются закрепления в законодательстве интересов различных организаций, социальных групп, слоев населения.

В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента, выборные должностные лица РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти РФ.

Методы лоббистской деятельности:

1) Представлять в органы государственной власти информации, документов и проектов решений проблем и вопросов;

2) Участвовать в работе государственных комитетов, комиссий, фракций, депутатских групп, политических партий;

3) Обращаться к должностным лицам государственных органов власти;

4) Посредством СМИ выступать в поддержку конкретных законопроектов или решений государственных органов.

Главное достоинство лоббизма заключено в создании легитимных возможностей участия в выработке и принятии политических решений различных общественных групп.

Источник: socialtutors.ru

Политические партии

Политология

Роль политической партии в жизни общества:

  • связующее звено народных масс и государства;
  • регулятор социально-политической жизни общества;
  • руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии — захват и участие во власти.

Функции политической партии

1. Теоретическая функция:

  • анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;
  • выявление интересов разных социальных групп общества;
  • разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

2. Идеологическая функция:

  • распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;
  • пропаганда своих целей и политики;
  • привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

3. Политическая функция:

  • борьба за власть;
  • участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);
  • выполнение предвыборных программ

4. Организаторская функция:

  • реализация программных установок и решений;
  • проведение избирательных кампаний;
  • подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

Функция социального представительства. Как уже отмечалось выше, всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп (экономических, этнических, религиозных и т.д.) выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере. В теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения.

Читайте также:
Где выучиться на программу 1с

Функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.

Функция социальной интеграции — в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения.

Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько, прежде всего, с ее отправлением и удержанием. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах.

Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во властные «кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной.

Виды политических партий

Классификация политических партий:

по социальному признаку различают партии классовые, интерклассовые (межклассовые), партии «хватай всех» и т.д.;

по организационной структуре и характеру членства:

с четкими и формально определенными принципами членства и со свободным членством, с членством индивидуальным и коллективным и т.д.;

по отношению к месту в политической системе — легальные, полулегальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и пр.;

по целевым и идейным установкам, способам и формам действия — радикальные, либеральные, консервативные; коммунистические, социалистические и социал-демократические; христианские и т.д.

по числу депутатских мест в парламенте — мажоритарные партии (от фр. majorite — большинство), партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные (от фр. minorite — меньшинство) и т.д.

Внепарламентские партии считают активность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты второстепенными. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса.

В зависимости от положения в политической системе партии делят на правительственные и оппозиционные. Правительственные партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства. Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике.

6 свою очередь, оппозиция подразделяется на системную и внесистемную. Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности, политические нормы и процедуры. Она расходится во взглядах с правительственной партией но вопросам тактики (размер налогов, характер социальных нро1рамм, степень государственного регулирования экономики и т. п.). Внесистемная оппозиция отрицает существующий политический порядок, характер приоритетов общественного развития в целом. Ее целью, как правило, является смена существующей политической системы.

С точки зрения характера организации выделяют кадровые и массовые партии. Кадровая партия — это группа известных людей, созданная для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями.

6 нес входят, во- первых, популярные и влиятельные лица, чьи престиж и связи способны оказать кандидату поддержку и привлечь на его сторону избирателей; во-вторых, эксперты, специалисты в области проведения избирательных кампаний и политической рекламы; в-третьих, липа, обеспечивающие финансирование партии. Массовая партия — это хорошо организованное объединение, основными признаками которого являются: широкое, активное членство; определенная идеология; существование на основе членских взносов. Партия данного типа предполагает ответственность своих парламентских представителей перед избирателями за принимаемые решения и проводимую политику. Для нее характерны строгая дисциплина, соблюдение устава и программы ее приверженцами.

В соответствии с идеологическими ориентациями выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и другие партии.

В последние два-три десятилетия сформировался тип политической силы, который необоснованно называют партией. Это так называемые универсальные партии (партии всех избирателей). В отличие от традиционных партий, ориентирующихся на определенные электоральные группы, они стремятся привлечь на свою сторону различные группы избирателей. Для них характерны следующие черты: необязательное фиксирование членства; особый тин лидера-интеллектуала, играющего роль мировоззренческою символа; отсутствие четко фиксированных социальных интересов.

Читайте также:
Маркетинговые информационные системы примеры программ

Возникновению этого типа партий способствуют размывание жестких границ между социальными фунпами и вытекающее отсюда ослабление партийной идентичности избирателей; рост благосостояния общества; развитие средств массовой информации, позволяющее партийным лидерам обращаться не к отдельным группам, а ко всем избирателям сразу. Партии такого типа в большей степени связаны с государством, чем с гражданским обществом, а их главная функция — не артикуляция и агрегация интересов общества, а защита политического курса данного правительства.

Источник: www.grandars.ru

Понятие, общие условия создания и деятельности политических партий

При рассмотрении всех вопросов статуса, организации и деятельности политических партий мы будем опираться на Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», но сразу же отметим, что за время своего существования он претерпел множество трансформаций.

Согласно Федеральному закону «О политических партиях» политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 1 ст. 3).

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

1) соответствующая общественная организация должна себя обозначить именно как политическая партия, провозгласить это при создании или преобразовании, зафиксировать в уставе партии; таким образом, партия в этом плане организационно и по политическим целям должна отличаться от иных общественных объединений, в том числе и не отрицающих отдельные политизированные цели;

2) партия обязательно должна иметь региональные отделения — по редакции от 2 апреля 2012 г. не менее чем в половине субъектов РФ (до этого — более чем в половине); при этом в одном субъекте может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии — п. «а» ч. 2 ст. 3 Закона);

3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ;

4) в ней должно состоять определенное, указанное в названном Законе количество членов.

Первое, второе и третье из названных требований остались почти неизменными с момента принятия рассматриваемого Закона.

Что касается четвертого требования — о численности партии, — оно было и остается предметом политических дискуссий, наблюдается довольно «чувствительная» динамика в его законодательном регулировании.

Далее на основе изменений, внесенных в Закон 2 апреля 2012 г., была проведена самая радикальная реформа:

1) в политической партии должно состоять не менее 500 членов (таким образом, минимальная численность политической партии понижена в 80 раз);

2) уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях (таким образом, отменены жесткие требования к минимальной численности отделения политической партии в субъекте РФ, которые ранее провозглашались данным Законом, и партия вправе определить в своем уставе какую угодно планку).

Новшества относительно общей минимальной численности политической партии быстро сказались на практике. Количество зарегистрированных Минюстом России политических партий стремительно растет, приближаясь к сотне. Было подано около двухсот заявок на регистрацию.

Как относиться к данному нововведению?

Снижение общей минимальной численности политической партии порой находит положительную оценку — это, мол, способствует росту многопартийности (ст. 13 Конституции РФ), демократизации общества. Но гораздо чаще новшество вызывает критические оценки: вместо консолидации оно может повести к раздроблению и расслоению общества; создает проблемы для рядового гражданина-избирателя, поскольку ему трудно различать партии, их программы выглядят сходными. Высказываются и более резкие оценки: новым партиям будет трудно завоевать авторитет у населения, к тому же многие новые партии своими «оригинальными» названиями и задачами вызывают отторжение у граждан; в итоге население в своем большинстве отдаст предпочтение уже известным партиям, к ним, возможно, добавятся 2-3 новые. Есть и еще одно соображение, которое нельзя оставить без внимания: реформа способствует обесценению роли политических партий как составляющей гражданского общества, не случайно набирает силу Общероссийский народный фронт — внепартийное (пока) общественное движение.

В Законе одно из ключевых положений состоит в том, что в России не могут создаваться межрегиональные, региональные и местные политические партии. Партии могут быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всей территории РФ.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru