ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Мои поиски
I | Раздел I. Профессии среднего профессионального образования |
II | Раздел II. Специальности среднего профессионального образования |
III | Раздел III. Направления подготовки высшего образования — бакалавриата |
IV | Раздел IV. Направления подготовки высшего образования — магистратуры |
IX | Раздел IX. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки |
V | Раздел V. Специальности высшего образования — специалитета |
VI | Раздел VI. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре |
VII | Раздел VII. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре |
VIII | Раздел VIII. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры |
ОКСО – аббревиатура, образованная от Общероссийского классификатора специальностей по образованию, включающего в себя разработанные Министерством образования РФ перечни различных видов специальностей, получаемых по результатам окончания высших и средних профессиональных учебных заведений.
📌Диплом больше не нужен? Работодатели не смотрят на образование. СуперДжоб. ЕГЭ, Вуз.
Аббревиатура | ОКСО |
Обозначение | ОК 009-2016 |
Введение | 01.07.2017 (Приказ Росстандарта от 8 декабря 2016 г. №2007-ст) |
По-английски | Russian Classification of Professions by Education |
Сфера применения
Классификатор специальностей по образованию был разработан Министерством образования РФ в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании».
Назначение ОКСО состоит в упрощении и унификации обработки информации, так или иначе связанной:
- с определением степени востребованности тех или иных специальностей на рынке труда;
- с вопросами, относящимися к приему абитуриентов в учебные заведения и выпуску уже дипломированных специалистов;
- с лицензированием учебных заведений;
- с адаптацией Российской образовательной системы к международным нормам.
Структура ОКСО
По сути ОКСО – это сборник кодов, включающих в себя:
Презентация новых образовательных программ высшего образования ТГТУ
- объект классификации;
- наименование объекта классификации;
- иные признаки объекта.
Кодовое обозначение каждого объекта разделяется на ряд кодовых блоков, включающих в себя:
- идентификационное обозначение;
- наименование;
- иные признаки конкретного объекта.
В свою очередь идентификационные блоки делятся на общие группы специальностей и направлений и раздельные группы специальностей и направлений подготовки. Общие группы представляют собой широкую область образования, а специализированные – более узкое направление образования либо конкретную профессиональную отрасль.
Структура кода состоит из шести цифр ряда от 0 до 9, где:
- первая пара цифр – общая группа специальностей и направлений;
- вторая пара цифр – направление подготовки;
- третья пара цифр – специальности.
Блок дополнительных сведений включает в себя информацию, касающуюся квалификации, полученной по результатам обучения.
Графа один блока дополнительной информации включает в себя код, а графа вторая – квалификацию по двум разрядам. Сами разряды, в свою очередь, диверсифицируются по ряду признаков, с присвоением каждому признаку собственного цифрового обозначения квалификации специалиста.
Так, разряд 1 имеет следующие квалификации:
- 5 – среднее профессиональное образование;
- 6 – высшее профессиональное образование.
Разряд 2 конкретизирует квалификации разряда 1, то есть указывает уровни каждой квалификации.
Так, для среднего профессионального образования предусмотрены следующие уровни:
- 1 – базовый уровень подготовки;
- 2 – повышенный.
Для высшего образования предусмотрены следующие уровни:
- 2 – бакалавр;
- 5 – специалист с дипломом;
- 8 – магистр.
При необходимости дополнительного кодирования используется 8-значный код, который присоединяется к шестизначному коду.
В качестве примера приведены коды, относящиеся к специалистам, получившим высшее образование на факультете геодезии и землеустройства:
- общая группа – наименование «геодезия и землеустройство», код 120000;
- раздельная группа – направление подготовки «геодезия», код 120100;
- квалификация по направлению – «бакалавр техники» код 62, из которых цифра 6 – это высшее образование, а цифра 2 – бакалавр;
- квалификация по направлению 2 разряд «магистр техники», код 68, где 6 – высшее образование, а 8 – магистр.
Итак, специалист с кодом 12010062 – это бакалавр техники по направлению «Геодезия», а специалист с кодом 12010068 – магистр техники по направлению «геодезия».
Если развить пример с геодезией дальше, то в соответствии с ОКСО код 120101 – это специальность «Прикладная геодезия». Соответственно:
- специалист с кодом 12010165 – это инженер по специальности «прикладная геодезия», где 6 – это высшее образование, а 5 – специалист с дипломом;
- специалист с кодом 12010151 – это техник по специальности «прикладная геодезия», где 5 – это среднее профессиональное образование, а 1 – базовый уровень подготовки.
Источник: assistentus.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения имеют принципиальные отличия от предыдущих. В новом стандарте нет деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Весь ГОС – федеральный и состоит из базовой и вариативной частей.
Просмотров: 10721
Основа нового образования
Каким будет Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
![]() |
Очевидно, что к началу нового учебного года высшая школа России получит новые образовательные стандарты, и вузам предстоит напряженная работа по введению их в действие с 1 сентября 2010 года.
Во всяком случае, проекты этих основополагающих документов для обоих уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) готовы и находятся на рассмотрении в совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам. Нет сомнения, что членам совета придется проделать колоссальную работу: проанализировать проекты государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров по 141 направлению и подготовки магистров – по 151 направлению.
ГОСы третьего поколения во многом отличаются от предшествующих. Прежде всего, они имеют новое название – «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС). И это не формальное переименование. Новый стандарт имеет другую структуру. В нем нет деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты.
Весь ГОС федеральный, каждый цикл состоит из базовой и вариативной частей.
Имеется ряд других особенностей.
- ФГОС разрабатывается на направление подготовки для каждого уровня высшего профессионального образования отдельно. При этом направление подготовки рассматривается как совокупность основных образовательных программ и объединяет ряд ныне существующих специальностей на базе единства фундаментального для этой группы образования – математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. В образовательных стандартах подготовки бакалавров специальности трансформировались в профили, названия которых приводятся в приложении к стандарту.
- ФГОС содержит перечень основных пользователей (студентов, преподавателей, руководителей вузов, работодателей, органов управления, надзора в системе образования) и описание основных терминов (область, объект, вид профессиональной деятельности, направление подготовки, профиль, специальность, специализация, результаты обучения, компетенции, зачетные единицы и т.п.).
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) имеют форму компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных (по видам деятельности).
- Требования к структуре ООП (взамен требований к минимуму содержания) устанавливаются по трем циклам: гуманитарному, социальному и экономическому; математическому и естественнонаучному (название в зависимости от образовательной области может варьироваться); профессиональному (объединяет общепрофессиональные и специальные дисциплины) и по разделам: учебная и производственная практики; физическая культура; итоговая государственная аттестация. В каждом цикле перечисляется, какие знания, умения и навыки должен приобрести выпускник в результате изучения дисциплин (модулей) базовой и вариативной частей данного цикла. Трудоемкость задается в зачетных единицах по циклу в целом и базовой части, но не жестко, а с интервалом до 10 зачетных единиц. В необходимых случаях требования к структуре ООП магистра могут содержать базовую часть не ко всем циклам.
- В базовой части циклов не приводятся обязательные наименования дисциплин, за исключением истории, философии, иностранного языка и безопасности жизнедеятельности. Наименования других дисциплин даны как примерные (для разработки примерных программ учебных дисциплин, учебников и учебных пособий).
- В каждом учебном цикле и разделе указывается, на формирование каких компетенций должно быть направлено изучение дисциплин (модулей) данного цикла (раздела).
- Физическая культура выделена в отдельный раздел с трудоемкостью зачетные единицы (для очной формы обучения 400 часов).
- Общие требования к реализации основных образовательных программ содержат указание на необходимость их ежегодного обновления с учетом рекомендаций по обеспечению гарантии качества в вузе.
- Одним из требований к разработке основной образовательной программы является необходимость формирования в вузе социокультурной среды, создания условий для всестороннего развития личности обучающихся.
- ФГОС устанавливает, что основная образовательная программа вуза должна предусматривать цели образования как в области обучения, так и в области воспитания личности. В образовательных стандартах второго поколения такая установка имела отношение лишь к области обучения.
- Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза (хотя разработчики ФГОС могли установить обязательность государственного экзамена как части итоговой аттестации выпускников).
- Существенно расширены академические свободы высших учебных заведений при разработке своих основных образовательных программ. Рассмотрим это на примере бакалавриата. В соответствии с проектом ФГОС третьего поколения вуз имеет право:
- выбирать вид профессиональной деятельности, к которой будет готовиться выпускник;
- уточнять цели ВПО при подготовке бакалавров как в области воспитания, так и в области обучения;
- устанавливать с учетом заданных пределов (ФГОС задает общую трудоемкость учебного цикла с интервалом до 10 зачетных единиц) трудоемкость учебных циклов, разделов (кроме физической культуры), каникул (суммарная трудоемкость базовых составляющих по трем циклам дисциплин должна быть у бакалавра – не более 50 процентов, у магистра – не более 30 и у специалиста – не менее 90);устанавливать наименование дисциплин базовой части каждого цикла (кроме истории, философии, иностранного языка и
- безопасности жизнедеятельности);
- разрабатывать вариативную часть каждого цикла, а именно:
– дополнять знания, умения и навыки, которые должен приобрести обучающийся при изучении дисциплин вариативной части;
– определять наименование и трудоемкость дисциплин (в том числе дисциплин по выбору студентов);
– устанавливать максимальный объем учебных занятий обучающихся в неделю (предел по ФГОС – не более 54 академических часов);
– устанавливать объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной програмы в очной форме обучения (максимальный объем разработчики ФГОС определили); в очно-заочной (вечерней) форме обучения (в Типовом положении о вузе сказано, что максимальный объем аудиторных занятий в неделю составляет не более 16 академических часов); в заочной форме обучения (Типовое положение о вузе устанавливает максимальный объем – не более 200 академических часов в год);
- определять вид практик и их длительность;
- принимать решение о целесообразности введения государственного экзамена по направлению подготовки.
Из вышеизложенного следует, что образовательные стандарты нового поколения предоставляют вузам широкие возможности для самостоятельной разработки и реализации образовательных программ с учетом требований рынка труда данного региона и особенностей своей научной школы, что, несомненно, является значительным шагом вперед на пути к либеральной модели управления высшим профессиональным образованием в нашей стране.
Для успешного введения в действие ФГОС необходимо разрешить комплекс проблем, принять в срочном порядке ряд управленческих решений с тем, чтобы высшие учебные заведения успели своевременно к 1 сентября 2010 года разработать свои образовательные программы, оформить все документально.
Федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» установил, что Министерство образования и науки обеспечивает разработку примерных основных образовательных программ (ПрООП). Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических служб (УМО и НМС) подготовил проект методических рекомендаций по разработке ПрООП и направил его в министерство.
Структура примерной основной образовательной программы обсуждалась на XIX Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования. Проектирование образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе», состоявшейся в Уфе 21-27 мая 2009 года, и была одобрена ее участниками.
Сейчас перед научно-методическими советами в полный рост встала задача организовать разработку примерных программ учебных дисциплин (истории, философии, культурологии, социологии, иностранного языка, математики, физики, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности и т.п.). Координационный совет УМО и НМС совместно с Исследовательским центром по управлению качеством подготовки специалистов Московского института стали и сплавов (технологического университета) организовали специализированную подготовку актива базовых вузов учебно-методических объединений в области проектирования основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО. В весеннем семестре минувшего учебного года ее прошли около 400 человек (около 300 человек на базе Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина, остальные – на базе СанктПетербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики).
Для введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов необходимо разрабатывать так называемый «переходник» – документ, устанавливающий соответствие Перечня направлений подготовки и специальностей, действующего в настоящее время, и нового, который мы получаем в результате разработки ФГОС ВПО. Образно говоря, с 1 сентября 2010 года вся высшая школа «переезжает» по новым адресам, и адреса эти должны быть всем известны: работодателям, абитуриентам, вузам, органам управления.
Следует отметить, что пока не решен вопрос с Перечнем специальностей, по основным образовательным программам которых будут готовить специалистов, минуя первый уровень образования.
Кроме того, требуется оперативная разработка перечня направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается в заочной форме и в форме экстерната.
Особый вопрос – порядок лицензирования основных образовательных программ, разрабатываемый на основе ФГОС ВПО. Что будет лицензироваться: направление подготовки в целом или отдельно каждый профиль? Следует иметь в виду, что новые образовательные стандарты могут содержать перечень профилей в трех вариантах, а именно:
- наименование профиля в точности совпадает с наименованием специальности, действующей сегодня;
- наименование профиля несколько отличается от наименования соответствующей специальности;
- профиль является новым для системы высшего профессионального образования.
Скорее всего, не должно вызвать затруднений лицензирование ООП в первом случае. Во втором и третьем вариантах должны быть оговорены соответствующие условия, но необходимость в этом отпадет, если лицензия будет выдаваться на направление. Несколько осложнит решение вопроса тот факт, что в перечне профилей в некоторых направлениях, наряду с открытыми, могут оказаться закрытые профили.
Здесь уместно сказать и о необходимости разработки процедуры введения новых профилей дополнительно к установленным федеральным государственным образовательным стандартом.
Следующий вопрос, требующий решения, – это процедура аккредитации основных образовательных программ после введения ФГОС ВПО. Что будет аккредитовываться: направление подготовки или профиль? Вероятнее, второй вариант. Допустим, что вуз имеет свидетельство об аккредитации образовательной программы по специальности, преобразованной в новой структуре в профиль.
Тогда по какому профилю студенты будут обучаться с 1 сентября 2010 года: аккредитованному или неаккредитованному (со всеми вытекающими отсюда последствиями)? В связи с этим было бы целесообразно распространить действие свидетельства об аккредитации специальности на соответствующий профиль.
Есть еще одна проблема – требования к обучающимся (что студенты должны знать, уметь, какими навыками владеть в результате изучения дисциплин данного цикла), которые, как показал анализ разработанных образовательных стандартов нового поколения, даже по родственным направлениям подготовки могут существенно отличаться. А это уменьшает возможности Интернет-экзамена в таком виде, в каком он в настоящее время проводится. Ведь даже в действующих образовательных стандартах, разработанных в 2000 году, когда была сильна организующая роль министерства, в ряде случаев наблюдаются существенные различия в составе дидактических единиц по близким специальностям. В нынешних условиях жесткие требования по данному вопросу к разработчикам стандартов не предъявлялись, поэтому и различий оказалось больше. В то же время работа Национального аккредитационного агентства по созданию аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) заслуживает положительной оценки, и нельзя допустить, чтобы эти материалы оказались ненужными в новых условиях.
Участники конференции поддержали предложение об организации совместной работы учебно-методических объединений вузов и Национального аккредитационного агентства в сфере образования по адаптации существующих АПИМ к требованиям ФГОС ВПО, их дополнению, сертификации и созданию на их основе вузовских систем оценки качества реализации ООП по соответствующим направлениям. Сертифицированные системы оценки качества в дальнейшем могут передаваться во все высшие учебные заведения, реализующие основные образовательные программы по данному направлению.
Итак, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования к началу нового учебного года в большинстве своем будут утверждены. Они в полной мере соответствуют духу Болонской декларации и учитывают традиции отечественной системы образования. Учебно-методические объединения вузов понимают, что нужно сделать для введения ФГОС в действие и как много придется работать, чтобы высшая школа России была в полной мере готова к переходу на новую систему образования.
Источник: akvobr.ru
ОКСО
Общероссийский классификатор специальностей по образованию OK 009-2016
Классификатор ОКСО OK 009-2016 введен в действие с 1 июля 2017 г. взамен ОКСО (ОК 009-2003) и ОКНПО (ОК 023-95).
ОКСО
Общероссийский классификатор специальностей по образованию OK 009-2016
Принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст
Дата введения в действие 1 июля 2017 г.
ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
Х.XX.XX.XX, где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.
ОКСО сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 (Издано в 2013 г. Институт Статистики ЮНЕСКО. P.O. Box 6128, Succursale Centre-Ville Montreal, Quebec H3C 3J7 Canada) и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013 (Опубликовано в 2014 г. Институтом Статистики ЮНЕСКО P.O. Box 6128, Succursale Centre-Ville Montreal, Quebec H3C 3J7 Canada).
Каждой профессии, специальности и направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:
код образовательной программы;
код области образования.
Источник: classinform.ru
Что такое неполное высшее образование?
Какой документ можно получить, освоив лишь часть программы ВУЗа? Будет ли он иметь значение при трудоустройстве по специальности? Ответим на эти вопросы в статье о неполном высшем образовании.
Что такое неоконченное высшее образование
Сначала договоримся о терминах. До 2007 года российское высшее образование по специальности могло быть полным, неполным и незаконченным:
- Успешное завершение курса (как и сейчас) подтверждалось дипломом о высшем образовании.
- Уход из ВУЗа после двух, трех или четырех лет обучения при условии успешно сданных сессий – дипломом о неполном высшем образовании. Такой документ давал право на восстановление в ВУЗе по прежней специальности или поступление на другую без сдачи дополнительных экзаменов.
- Отчисление из ВУЗа за пропуски, неуспеваемость или после несданного экзамена – справкой о незаконченном высшем образовании.
Работодатель, заинтересованный в сотруднике, имел право взять его на должность, не требующую диплома ВУЗа, и занести в трудовую книжку сведения о незаконченном высшем образовании по специальности.
С 2013 года академическая справка заменена справкой об обучении, форму которой каждый ВУЗ утверждает самостоятельно.
С 2021 года сведения о незаконченном образовании по специальности в трудовую книжку не заносятся. При оформлении документов в графе «Образование» указывают предыдущий завершенный уровень – «Среднее» или «Среднее специальное».
Неофициально сейчас употребляют два понятия:
- «Неполное высшее образование» применимо к студентам, завершившим процесс обучения по специальности раньше срока, не освоив образовательную программу в полном объеме.
- «Неоконченное высшее образование» – к тем, кто еще учится или планирует завершить образование по специальности после академического отпуска. Это понятие набирает популярность, так как из-за нехватки кадров многие организации заключают договор со студентами уже после первого курса.
Источник: sredaobuchenia.ru