Наименование образовательной программы это что

Содержание

Что значит наименование образовательной организации класса

Что значит наименование образовательной организации класса

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

«Как измерить эффективность образовательной программы»

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Структура образовательной программы

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 23 . Типы образовательных организаций

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Наименования школ — в соответствие с Законом об образовании до 1 июля 2016 года

С 1 июля 2016 года вступают в законную силу требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ (далее – Закон об образовании) в части приведения наименований и уставов образовательных учреждений в соответствие с Законом об образовании. Процедура переименования требует не только значительного времени, но и определенных затрат.

Поэтому тем, кто этого ещё не сделал, следует поторопиться, так как изменение наименований образовательных учреждений потребует:

  • внесения изменений в устав;
  • переоформления лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации;
  • переоформления многочисленных хозяйственных и иных договоров и юридически значимых документов;
  • предоставления новых уставов во все инстанции: налоговые, регистрационные, банковские и пр.;
  • внесения изменений в школьный сайт и другие материалы в сети Интернет;
  • изготовления новых печатей, бланков и пр.;
  • смены вывески.

Нормативные документы и материалы

При проведении данной работы следует руководствоваться:

  • Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 31.01.2016);
  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ с последующими изменениями;
  • письмом Минобрнауки России от 10 июня 2013 года № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений»;
  • письмом Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. № ДЛ-187/17 “В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений”.

Кому необходимо вносить изменения в наименование?

Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Закона об образовании не требуется.

Вносить изменения в наименование необходимо:

  • образовательным учреждениям, в отношении которых тип, в соответствии с Законом об образовании, меняется;
  • образовательным учреждениям, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится.

Также согласно Закону об образовании:

  • муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;
  • специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы вобщеобразовательные казенные учреждения;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным)поведением, реализующие общеобразовательные программы – в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным)поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования – в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования.
Читайте также:
Что за программа repair tool

Что должно быть в наименовании школы?

Обратим внимание, что согласно Закону об образовании и разъяснениям:

1.Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Тип организаций указывается с учетом их организационно-правовой формы. Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Закона об образовании.

2.В наименовании образовательных организаций слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

3.При переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их наименование должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».

4.По желанию школы и (или) желанию ее учредителя в наименовании могут быть указаны следующие необязательные сведения:

— указание для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное, автономное;

— указание на форму собственности: «государственная», «муниципальная» или «частная»;

-включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.

Например, название общеобразовательной организации может выглядеть так:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления»,

где «муниципальное» — указание на учредителя (собственника имущества) учреждения;

«учреждение» — указание на организационно-правовую форму;

«бюджетное» — указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно);

«общеобразовательное» — указание на тип образовательной организации;

«Лицей современных технологий управления» — специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности (в кавычках).

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях»

  • Свежие записи
  • Ящерица украшение что значит
  • Ятп что это значит
  • Ястыки икры что это значит
  • Ясность что это значит
  • Ясноглазый человек что значит

Источник: oboidomkursk.ru

Образовательная программа

Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

Образовательная программа определяет теоретические основы, направления деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Современные дополнительные образовательные программы нового поколения разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.

Отличительные признаки программы нового поколения:

  1. Новые личностно-профессиональные установки педагога по отношению к обучающемуся как субъекту образовательного процесса и к самому себе как участнику диалога – одновременно и ведущему и равноправному.
  2. Использование развивающих технологий и методов образовательной деятельности.
  3. Ориентация на широкое гуманитарное образование, позволяющая гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности.
  4. Результатом образования являются ключевые компетентности воспитанника, выражающиеся в формуле: «хочу, могу, действую».

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

Образовательная программа определяет теоретические основы, направления деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Современные дополнительные образовательные программы нового поколения разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.

Отличительные признаки программы нового поколения:

  1. Новые личностно-профессиональные установки педагога по отношению к обучающемуся как субъекту образовательного процесса и к самому себе как участнику диалога – одновременно и ведущему и равноправному.
  2. Использование развивающих технологий и методов образовательной деятельности.
  3. Ориентация на широкое гуманитарное образование, позволяющая гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности.
  4. Результатом образования являются ключевые компетентности воспитанника, выражающиеся в формуле: «хочу, могу, действую».

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  1. обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  2. формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  3. интеграция личности в национальную и мировую культуру;
  4. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  5. воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей .

  1. достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  2. соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  3. направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
  4. современным образовательным технологиям, отраженным:
  1. в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
  2. формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
  3. методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
  4. средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Основные качественные характеристики образовательных программ :

  1. актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем;
  2. прогностичность – свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние потребности к образованию, но и будущие;
  3. рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат;
  4. реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения;
  5. целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обусловливающие согласованность и последовательность действий по достижению целей;
  6. контролируемость – в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов;
  7. корректируемость – свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы :

  1. титульный лист.
  2. пояснительную записку.
  3. учебно-тематический план.
  4. Титульный лист включает:
  1. полное наименование образовательного учреждения согласно Уставу ОУДОД;
  2. реквизиты по согласованию программы на заседании коллегиального органа (педагогического совета или методического совета с правами экспертного), а также реквизиты учреждения программы как действующего нормативного документа (Программа считается принятой к работе, утвержденной с момента ее подписи директором, подтвержденной печатью);
  3. название дополнительной образовательной программы;
  4. возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  5. срок реализации дополнительной образовательной программы;
  6. Ф.И.О. автора (авторов) дополнительной образовательной программы, занимаемую должность в ОУДОД;
  7. название города, населенного пункта;
  8. год разработки дополнительной образовательной программы.

Нумерация страниц текста начинается со 2 (или 3-4), но только с той, на которой начинается собственно текст работы. Цифра страницы текста ставится без точек или тире.

Раздел программы «Оглавление» или «Содержание» может отсутствовать в программе небольшого объема как годичной, так и рассчитанной на несколько лет. Потребность в таком разделе возникает лишь при большом числе разделов или частей. Например, если программа рассчитана на 3-5 лет, для удобства пользования необходимо ввести оглавление , снабженное ссылками на номера страниц.

Пояснительная записка ( первый раздел программы ).

Этот раздел программы может называться Пояснительной запиской или Объяснительной запиской, по усмотрению автора. Принципиального значения это не имеет. Однако, различие зависит от времени прохождения программы.

Программа одного года более конкретна, чем программа двух и т.д. лет. В продолжительной программе Пояснительная записка становится более объемной. Для более четкого размещения информации этот раздел можно разделить на два раздела: Введение и Пояснительную записку .

Во Введении необходимо представить те основные концептуальные подходы педагога к работе с детьми, которые будут подробно изложены в следующих разделах программы:

(Концепция: 1 . система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов; 2 . единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.).

Программа должна начинаться с небольшого педагогического обоснования :

  1. направленности дополнительной образовательной программы;
  2. определения данного вида деятельности в культуре общества, его значения для развития личности ребенка;
  3. существующей ситуации, выходов на социальную действительность и потребности ребенка;
  4. новизны, актуальности (для страны, конкретного региона или учреждения), педагогической целесообразности;
  5. отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы от других аналогичных ей либо смежных с ней по профилю деятельности;
  6. основных ведущих педагогических идей (научных – по предмету знаний, общепедагогических, социальных и прочие, раскрывающие научную и методологическую позицию автора).

Введение (концепция) и пояснительная записка не должны дублировать друг друга. Текст концепции пишется в свободной форме и, большей частью, содержит основные педагогические и технологические идеи программы.

В самой Пояснительной записке размещается информация, относящаяся к конкретной программе:

  1. цели и задачи программы на все годы ее реализации (если она долгосрочная), а также цели, определяемые для каждого года деятельности в отдельности;
  2. краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей группы детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  3. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  4. краткое описание методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой деятельности, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений и исследований;
  5. краткое описание разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.), которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобразительность, а также развивают их эмоциональное восприятие;
  6. ожидаемые (прогнозируемые) результаты и способы их проверки (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется).
Читайте также:
Dfu программа что это

Учебно-тематический план (второй раздел программы) включает:

  1. перечень разделов, тем;
  2. количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу:

Источник: nsportal.ru

Основные подходы и требования к разработке образовательных программ

Российская система общего и профессионального образования построена по рамочному принципу. Если говорить проще, основу и фундамент процесса составляет образовательный стандарт. Его готовят профильные структуры на самом высоком уровне. Но стандарты задают только общие рамки, канву процесса обучения школьников, студентов. Определять конкретные подходы к учебе, готовить пошаговые планы с разъяснением каждого этапа образовательного процесса, должны специалисты на местах.

Основные подходы и требования к разработке образовательных программ

Российская система общего и профессионального образования построена по рамочному принципу. Если говорить проще, основу и фундамент процесса составляет образовательный стандарт. Его готовят профильные структуры на самом высоком уровне. Но стандарты задают только общие рамки, канву процесса обучения школьников, студентов. Определять конкретные подходы к учебе, готовить пошаговые планы с разъяснением каждого этапа образовательного процесса, должны специалисты на местах.

Образовательная программа — это уточненный базис процесса обучения. Он включает в себя поурочные планы, компетенции, которые должны освоить ученики, а также методы, которыми будут прививаться знания, навыки. Составление образовательных программ любого уровня — задача довольно сложная.

Она требует достаточного опыта, знаний методических основ, а также профильного отраслевого законодательства. Если речь идет о серьезной программе, например, ВУЗовского уровня, работой занимается не один человек, а целый коллектив специалистов. Каждые берет на себя определенный пласт образовательной программы.

Какие же требования предъявляют к образовательным программам, и в каком порядке их разрабатывают.

Виды образовательных программ

Виды образовательных программ

Составление образовательных программ — универсальная деятельность, которая требуется для разных учреждений и организаций. Разделить ОП можно на несколько подтипов:

  • Для школ, учреждений общего образования. В том числе частных.
  • Для учреждений начального профессионального образования.
  • Для учреждений среднего профессионального образования: колледжей.
  • Для учреждений высшего профессионального образования, то есть университетов, ВУЗов.
  • Для организаций дополнительного образования. Речь идет как о музыкальных, художественных школах, так и о курсах, частных центрах для детей и взрослых людей. Организаций, ориентированных на повышение квалификации и переподготовку кадров.

Принципы, как и правила, порядок разработка образовательной документации будут идентичны во всех случаях.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Кто составляет образовательную программу

Составлять образовательную программу, теоретически, может любой сотрудник педагогической организации. учебного заведения. Таким правом обладают педагоги, учителя, преподавательский состав ВУЗов, также узкоспециализированные методисты. Однако на деле все оказывается сложнее. Причин этому несколько:

  • Потребность в высоком уровне знаний. Чтобы составить эффективную программу на базе образовательного стандарта, нужно точно знать чему и как предстоит учить школьников, студентов, иных подопечных. А значит нужно или обладать самостоятельным педагогическим опытом, или быть в контакте с теми, кто досконально знает предстоящую модель обучения и предмет.
  • Потребность в знании отраслевого законодательства. Образовательные программы составляют на базе стандартов, но это не единственный источник. При разработке приходится учитывать законодательные акты в области образования, в том числе соответствующий закон и подзаконные нормативно-правовые акты.
  • Необходимость знания приемов методической деятельности. Мало знать законодательство и иметь соответствующий педагогический опыт, чтобы составить качественную образовательную программу, нужно знать особенности составления документов, владеть техникой их создания. Это отдельная группа умений, которые придется нарабатывать.

Кроме того, нужно учитывать, что грамотно составленная программа — это огромное количество затраченного времени. Даже если речь идет о программе дополнительного образования. О ВУЗовских документах и говорить не приходится. В некоторых случаях над разработкой образовательной документации работает целый коллектив специалистов. Поэтому составление программ должны заниматься опытные и наиболее квалифицированные педагоги или методисты.

В случае, если за дело берется недостаточно опытный специалист, программу могут забраковать на этапе утверждения. А это значит, что составлять документы придется с самого начала.

Основные требования к образовательным программам

Основные требования к образовательным программам

Все требования к образовательным программам можно разделить на несколько категорий. Первая категория — это требования к соответствую документации действующему законодательству. Речь идет о системе нормативно-правовых актов. Сюда входят:

  • Закон об образовании в РФ. Наиболее важный, основополагающий нормативно-правовой акт, который регламентирует базовые положения образовательного процесса.
  • Подзаконные нормативно-правовые акты. Постановления Правительства, приказы соответствующего образовательного министерства. Их учитывают в той части, в какой они не противоречат закону об образовании, который обладает большей юридической силой.
  • Региональные нормативно-правовые акты. Также в части, не противоречащей вышестоящим юридическим документам.
  • Локальные акты университетов, школ, прочих образовательных учреждений. Их задача — регламентировать конкретные вопросы на месте.

Знание законодательства — обязательное условие при составлении образовательной программы. Без соблюдения требования документацию не утвердят.

Вторая категория — требования к структуре образовательной программы. При составлении документа, важно, чтобы он был построен по определенному принципу. Определить, как именно составлять программу, можно лишь оценив нормы в системе.

Обязательная структура

Структура образовательной программы включает в себя все сведения, которые позволяют сделать выводы о ее трудозатратности, составителях, учебном плане и прочих характеристиках.

Титульный лист и сведения о составителях

На титульном листе отражают базовые сведения, которые позволяют быстро сориентироваться в характере программы, ее особенностях. В шапке указывают наименования соответствующего ведомства, ответственного за регулирование деятельности образовательной организации. Это может быть Минобразования. Минпросвещения или Министерство Здравоохранения, если речь идет о медицинских учреждениях.

  • Наименование самого образовательного учреждения. С указанием полного названия.
  • Наименование самой образовательной программы. Данные специалиста, который утвердил образовательную программу. Обычно речь идет о ректоре ВУЗа, директоре школы или иного учреждения.
  • Название специальности вместе с соответствующим кодом.
  • Год создания образовательной программы.

Титульный лист визируется подписью ответственного лица, а также печатью образовательного учреждения.

Общий положения

В разделе общих положений специалисты-составители указывают задачи и цели реализации образовательной программы, а также называют нормативно-правовую базу, на которую опирались при создании документации. Сюда же входит перечень сокращений, чтобы читателю было проще ориентироваться в тексте документа.

Это формальная, но очень важная часть, которая демонстрирует уровень проработки образовательной программы и подтверждает ее качество, достоверность с точки зрения закона и практики.

Характеристика деятельности выпускников

Если речь о ВУЗе, то речь идет о профессиональной деятельности. Как правило, в этом разделе указывают места, куда могут трудоустроиться выпускники. Направления и конкретные должности. Формы деятельности (творческая, административная и пр.). Раздел сравнительно небольшой, но дает общие представления о том, что могут делать выпускники школ, высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования после окончания образовательного процесса.

Общая характеристика образовательного процесса и результаты освоения программы

Речь идет о профиле образования, а также формах реализации образовательной программы: очно, заочно, в ускоренном формате. Зависит от конкретного направления подготовки. Под результатами понимают, что именно будут знать и уметь выпускники. Какими знаниями, навыками они будут обладать после завершения освоения образовательной программы. Сюда же входят т.н. компетенции.

Раздел сравнительно большой и полностью посвящен описанию знаний, навыков, умений, которые приобретают выпускники.

Учебный план

Один из самых важных разделов образовательной программы. Включает в себя перечень дисциплин, которые будут осваивать учащиеся с указанием сложности и продолжительности обучения в академических часах. Задача учебного плана — дать четкое представление о реализации образовательной программы на практике.

Часто в рамках плана указывают еще и порядок освоение образовательной программы. То есть не только количество часов, но и в какое именно время предстоит осваивать дисциплину, какова форма промежуточного и итогового контроля знаний (зачет, экзамен, контрольная работа и пр.).

Условия реализации программы

Материально-техническое, кадровое, финансовое и иное обеспечение. Это в большей мере формальная часть, которая подтверждает и аргументирует возможность образовательного учреждения реализовать программы начального, среднего, высшего и дополнительного образования на базе имеющихся ресурсов.

На финальной странице проставляется дата, подпись декана факультета, ректора, директора школы или организации дополнительного образования.

Примечательно, что программы составляются не только для государственных, но и для частных организаций. По тем же самым принципам, на базе тех же самых норм.

Читайте также:
Что за программа десктоп мания

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Порядок подготовка программы

Порядок подготовка программы

На начальном этапе определяют, кто именно будет составлять образовательную программу. Это может быть как один человек, преподаватель, так и группа специалистов. В последнем случае образовательное учреждение создает соответствующую комиссию из методистов, педагогов. Назначают председателя, руководителя проекта, который будет координировать деятельность специалистов.

Далее порядок составления документации такой:

  • Определение целей и направления. По какой именно специальности, для чего составляют образовательную программу.
  • Создание плана. Разработкой и общим планированием занимается председатель, руководитель проекта. Он же делегирует отдельные части работы специалистам, их рабочим группам. Контролирует промежуточные результаты.
  • Непосредственное составление отдельных частей проекта на базе созданного плана.
  • Контроль промежуточных результатов. Комиссия изучает составленную документацию, ее отдельные части. Проверяет, как они соотносятся друг с другом, соответствуют ли формальным требования законодательства.

Если обнаружены ошибки, недочеты или иные проблемы, их оперативно исправляют.

  • После исправления можно говорить, что программа в целом готова. Верстается первый черновой вариант образовательной документации. Его представляют на суд независимой комиссии. Она может работать при конкретном учреждении или же за его пределами.
  • При наличии положительного решения независимой комиссии, программа считается готовой. В действие ее вводит руководитель образовательного учреждения. Школы, ВУЗа или колледжа.
  • Если комиссия обратила внимание на недочеты, их предстоит устранить. Затем программу представляют на утверждение, повторно проходя тот же самый процесс.

В среднем, на разработку качественной образовательной программы уходит несколько месяцев плотной работы. Если за дело берется один человек — больше.

Реализация готовой образовательной программы

Реализация образовательной программы проходит только после ее утверждения. На базе документации преподаватели создают индивидуальные программы обучения, готовят учебно-методические материалы, которые позволят студентам, школьникам или иным подопечным освоить образовательную программу эффективно и без потери качества знаний. Это вопрос индивидуальной квалификации педагогических кадров.

Разработка образовательной программы, независимо от уровня, это серьезный труд. Требования касаются как нормативной базы, так и структурных особенностей документации. Порядок строго не регламентирован. Это вопрос индивидуально принятых в конкретном учреждении правил и подходов. Но он плюс-минус идентичен в любых условиях.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник: disshelp.ru

Образовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность: структура и требования к порядку формирования

ной услуги. Кроме того, примерных программ может быть много, соответственно, и расчеты могут быть самыми разными.

2. Образовательная программа, в отличие от примерной программы, содержит блок, связанный с комплексом форм аттестации и соответствующих оценочных и методических материалов. В данном случае эти материалы образовательная организация должна разрабатывать самостоятельно. С одной стороны, Закон об образовании четко определил состав образовательной программы образовательной организации, а с другой — устанавливает, что ФГОС должен определить требования к «структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему». Соответственно, в ходе разработки образовательной программы требования ФГОС также будут учитываться напрямую.

В отношении структуры образовательной программы можно констатировать, что это сложный документ, включающий в себя множество элементов, наличие которых обусловлено различными источниками.

В первую очередь структура образовательной программы задается самим Законом об образовании в ст. 2, согласно которой образовательная программа должна включать в себя:

  • • учебный план;
  • • календарный учебный график;
  • • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • • оценочные и методические материалы;
  • • иные компоненты.

Помимо этого, образовательная программа получает ту или иную структуру с учетом требований ФГОС, в первую очередь появляется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Например, для общего образования из ФГОС вытекает, что образовательная программа должна содержать такие элементы, как программа развития универсальных учебных действий, программа воспитания и социализации обучающихся, программа коррекционной работы и т.д. Таким образом, стандарт может существенно уточнять требования к структуре образовательной программы.

Закон об образовании гарантирует образовательным организациям широкие права и высокий уровень самостоятельности в вопросе разработки образовательной программы.

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.

Принципиально важным моментом является то, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Вместе с тем эта свобода реализуется с учетом ряда ограничений, предусмотренных законом, в частности, это и права обучающихся, и требования ФГОС, и ограничения по выбору учебников и учебных пособий.

Представляется важным понять меру самостоятельности образовательной организации при формировании образовательной программы. В связи с этим ключевым является вопрос, что стоит за словами «в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом» и «с учетом примерной основной образовательной программы». Представляется, что требования ФГОС являются обязательными для выполнения — необходимо, чтобы образовательная программа соответствовала им. Мера же учета примерной программы не определена, от такой программы, фактически, можно отклоняться сколь угодно сильно.

Образовательные программы могут обладать различного рода спецификой.

При этом правом обучающегося является обучение по индивидуальному учебному плану, который предполагает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (см. п. 23 ст. 2 Закона).

Исходя из ч. 12 ст. 12 Закона, примерные основные общеобразовательные программы могут иметь региональные, национальные и этнокультурные особенности, следовательно, и общеобразовательные программы образовательных организаций могут иметь их также.

Таким образом, организация образовательной деятельности по образовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение), образовательная программа образовательной организации может содержать региональные, национальные и этнокультурные особенности, она может быть ориентирована на конкретные области знания, а также содержать различные виды учебной деятельности. Далее уже на основе этой программы образовательная организация может провести работу по индивидуализации образовательной программы для конкретного обучающегося или группы обучающихся.

Возникает вопрос кадрового обеспечения разработки образовательных программ. Он может решаться на уровне образовательной организации различным образом — соответствующие обязанности могут возлагаться на педагогических работников, кроме того, как по трудовому, так и по гражданско- правовому договору организация может привлечь методистов, специалистов в какой-либо конкретной сфере деятельности и иных лиц для использования их знаний, навыков и опыта при разработке образовательной программы.

  • [1] Если сопоставить определения, данные для образовательной программыобразовательной организации и примерной основной образовательной программы, можно выявить несколько отличий.
  • [2] Примерная программа должна определять условия образовательнойдеятельности, а образовательные программы — только организационно-педагогические условия. Условия образовательной деятельности должнывключать примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, однако эти расчетыне требуются в образовательной программе. Можно предположить, чтопримерная образовательная программа будет использоваться не толькодля создания образовательных программ, но и для иных целей, например,органами государственной власти субъектов РФ для определения нормативов финансирования, учредителями образовательных учреждений дляопределения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Вместе с тем определение нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общего образованияи нормативных затрат на оказание государственной или муниципальнойуслуги в сфере образования в муниципальных общеобразовательных организациях проводится в соответствии с ФГОС. Факт включения в примерную программу тех или иных расчетов не создает для субъектов РФи учредителей никаких обязательств по финансированию образователь-

Источник: studme.org

Наименование образовательной программы Вид образовательной программы Нормативный срок освоения 1

. формированию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность—это проектная . освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательным областям размещены в таблице: Наименование .

Программы Нормативный срок освоения программы

Документ

. профессиональной образовательной программы 1.2.Нормативный срок освоения программы 2.Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. 2.1.Область .

Нормативный срок освоения программы Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

Документ

. профессиональной образовательной программы 1.2. Нормативный срок освоения программы 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы 2.1. Область .

Нормативный срок освоения программы 3 года. Форма обучения очная. Cодержание Стр. Общие положения 3 Характеристика уиоп по направлению подготовки 020400 «биология» (магистр биологии) 5

Документ

. ) выпускника магистр Нормативный срок освоения программы 3 года. . Срок освоения УИОП Уникальная инновационная образовательная программа ( . деятельностью. Конкретные виды профессиональной деятельности, . университета № п/п Наименование циклов, дисциплин .

Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения 4 года (1)

Документ

. выпускника Бакалавр Нормативный срок освоения программы по очной форме . овладеет следующими видами профессиональной . СИСТЕМ» № п/п Наименование дисциплин (в том . трудоемкость основной образовательной программы 240 5.Аннотации программ учебных дисциплин .

  • Правообладателям
  • Написать нам

Источник: gigabaza.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru