Не успели мы разобраться с изменениями, внесёнными во ФГОС, как были утверждены федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), причём школы должны привести свои программы в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года. В нашем материале разбираемся, как работать с федеральными образовательными программами и на что обращать внимание.
Ключевые документы
В нормативном поле, важном для современного учителя, помимо закона «Об образовании в Российской Федерации» и действующих ФГОС, появились новые документы — федеральные образовательные программы:
- начального общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 992 от 16.11.2022);
- основного общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 993 от 16.11.2022);
- среднего общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 1014 от 23.11.2022).
Если выявлены противоречия между ФГОС и 273-ФЗ, нужно руководствоваться законом «Об образовании в РФ», если есть противоречия в формулировках ФГОС и федеральных образовательных программ, то приоритетными будут требования ФГОС.
Целевое назначение образовательной программы
Что такое федеральные образовательные программы
Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФООП и разработаны в соответствии с ФГОС.
Для каждой ступени предусмотрен перечень предметов, по которым предполагается непосредственное применение федеральных рабочих программ учебных предметов (то есть не разрабатываются свои рабочие, а используются готовые федеральные программы):
- для начального общего образования при реализации обязательной части образовательной программы используются федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир»;
- для основного общего и среднего общего образования — по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Важно обратить внимание!
- В системе общего образования термин «примерная рабочая программа» больше не действует (осталось только для организаций СПО), вместо него — «федеральные рабочие программы».
- По предметам, указанным выше, при реализации обязательной части образовательных программ используются федеральные рабочие программы в утверждённом виде. По другим предметам — федеральные рабочие программы с возможностью внесения изменений.
- В ФООП включены только программы предметов, обязательные к реализации. Ранее в аналогичную примерную основную образовательную программу были включены программы всех предметов.
Ниже мы рассмотрим составляющие федеральной основной общеобразовательной программы.
Федеральный учебный план
Федеральный учебный план — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности. Он фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию, а также распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Краткая характеристика образовательных программ начальной школы
Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов и модулей по выбору, в том числе углублённое, а также учитывает этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Федеральные образовательные программы предусматривают несколько вариантов:
- в ФООП НОО представлено 5 вариантов федерального учебного плана (п. 25.16 приказа № 992);
- в ФООП ООО представлено 6 вариантов федерального учебного плана (п. 27.11 приказа № 993);
- в ФООП СОО представлено 19 вариантов федерального учебного плана, в 11 из которых предусмотрено изучение предметов на углублённом уровне.
В образовательной организации выбирается учебный план с учётом условий своей работы и имеющихся ресурсов.
Федеральная рабочая программа воспитания
На основе федеральной рабочей программы воспитания разрабатывается рабочая программа воспитания основной образовательной программы организации.
Программа воспитания:
- основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования,
- соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Федеральный календарный план воспитательной работы
Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для образовательных организаций и может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Федеральный календарный учебный график
В федеральном календарном учебном графике прописан ряд организационных моментов: организация учебной деятельности по четвертям или триместрам, режим работы, продолжительность учебного года и так далее.
Календарный учебный график образовательной организации составляется с учётом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности и каникул по календарным периодам учебного года.
Профильная подготовка на ступени СОО
Федеральный учебный план СОО предусматривает изучение предметов на базовом и углублённом уровне.
Два уровня предусмотрены практически для всех предметов, кроме русского языка, родного языка, родной литературы, второго иностранного языка, физкультуры и ОБЖ. Школьники могут выбирать дисциплины для углублённого изучения, и в зависимости от этого реализуются разные планы профильной подготовки.
Учебный план образовательной организации должен содержать все 13 предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура, ОБЖ) в соответствии с ФГОС СОО и предусматривать изучение двух из них на углублённом уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней.
Федеральным учебным планом СОО предусмотрены следующие профили:
- технологический,
- естественно-научный,
- гуманитарный,
- социально-экономический,
- универсальный.
Источник: www.yaklass.ru
Виды программ образования: разбираемся в деталях
О чем речь? Различные виды программ образования содержат в себе описание того, чему будет посвящен процесс обучения и какие методы будут применяться. В государственных учебных заведениях этот документ регламентируется законом «Об образовании».
На что обратить внимание? Классификация программ зависит от типа учебного заведения, автора разработки и ряда иных факторов. При этом любая из них должна обладать определенной структурой и отвечать поставленным задачам.
- Понятие образовательной программы
- Виды программ образования
- Структура программы образования
- Создание образовательной программы
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains
Понятие образовательной программы
Когда говорят об образовательной программе, имеют в виду непосредственно сам учебный материал, а также документы, регламентирующие объем, формы, конечный результат и критерии контроля обучения (уровень знаний, умений, навыков).
На законодательном уровне при разработке учебных программ для образовательных учреждений всех уровней и типов (детские сады, средние школы, средние специальные и высшие учебные заведения, организации дополнительного образования) опираются на Федеральный закон «Об образовании в РФ». Согласно ему, в образовательной программе должны быть прописаны все ее компоненты: учебные материалы, объем информации для усвоения, календарно-тематическое планирование, критерии оценки, формы и виды контроля и т.д.
Таким образом, правильно составленная учебная программа содержит сведения о длительности полного курса обучения, а также по каждому конкретному предметному циклу (в академических часах); список применяемых учебно-методических комплексов; форму проведения аттестации и т.д. Документация может состоять из нескольких отдельных документов.
Значение термина «образовательная программа» можно найти в Международной стандартной классификации образования (МСКО). В этом источнике он определяется как «… единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определенного периода времени».
Для вас подарок! В свободном доступе до 28.05 —>
61 проверенный канал
из закрытой подборки
по поиску работы в IT
Гарантированно найдете работу за 1-2 дня
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Любая образовательная программа подразумевает получение документа, свидетельствующего об успешном окончании курса или полном его прохождении.
Виды программ образования
Типология программ образования по различным критериям
Типовая (примерная) программа:
- Проходит утверждение государственного органом управления образованием, предлагается в качестве образца или примерного шаблона.
- Служит учителям опорой при разработке собственной программы.
- Служит ориентиром для отбора минимального количества обязательного материала для изучения. Учитель на свое усмотрение может создавать собственный учебный курс, включая свои разработки и предложения касательно формы подачи материала, его уровня сложности, глубины и т.д.;
- Удобна в применении. Сопроводительные записки и методические указания дают возможность пошагово реализовывать программу без каких-либо изменений и адаптаций.
Педагог обязан взять официальное разрешение у директора образовательного учреждения на работу по данному виду программы образования.
Модифицированная (адаптированная) программа. Учитель берет за основу готовую примерную или авторскую программу. Но не следует ей строго, а вносит коррективы, продиктованные конкретными условиями и особенностями образовательного процесса в том или ином учебном заведении. На изменение содержания программы влияют показатели обучаемости и обученности детей, их возраст, форма организации учебного процесса, длительность занятий, специфика изучаемого предмета.
Например, если это творческая дисциплина, итоговый или промежуточный контроль, сдача отчетности может проходить в форме концертов, выставок, соревнований, научных конференций и т.д. Балльная система оценивания может применяться параллельно. Корректировать базовые компоненты программы-основы педагоги не должны (принципы построения учебного процесса, его ход и т.д.)
Этот вид учебной программы также должен быть одобрен руководством учебного заведения после вынесения на обсуждение методсовету.
Экспериментальная программа. Создается преподавателем как ответ на необходимость реформирования имеющейся программы или потребность в решении конкретной педагогической проблемы. То есть возникает в результате поиска выхода из нестандартной ситуации, осложненной какими-либо условиями.
Авторская программа. Всегда отвечает на запросы современного общества, не повторяет какие-либо другие, уникальна в своем роде. Авторской считается программа, разработанная от начала до конца одним человеком или несколькими совместно. Они считаются ее правообладателями (интеллектуальная собственность). Авторская образовательная программа может писаться специально под новую учебную дисциплину или возникает как результат пересмотра автором старых методов и форм в конкретном учебном курсе.
Если авторская программа создавалась как экспериментальная (например, обновленная и переработанная типовая), перед ее разработчиком стоит задача доказать оригинальность внесенных им изменений и существенность их отличий от образца. Кроме того, важно, чтобы данная программа была первой в своем роде и не копировала идеи предшественников.
Авторская программа должна быть утверждена методическим советом во главе с директором учебного заведения. Но документ о том, что программа признана авторской, может выдать только вышестоящий орган управления образованием. В зависимости от региона, в России можно встретить практику, когда после специальной экспертизы разработчик программы, признанной авторской, получает документ с подтверждением ее статуса и принадлежности ему лично как интеллектуальной собственности.
Узнай, какие
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Александр Сагун
Эксперт GeekBrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Скачать подборку бесплатно
Уже скачали 20939
Чтобы иметь основание причислить учебную программу к экспериментальной или авторской, экспертам необходимо выявить доказательства того, что автором были внедрены собственные разработки, не имеющие отношения к опыту предыдущих педагогов. Методическую работу, в которой лишь немного скорректированы те или иные компоненты типовой работы, не правомерно причислять к авторской.
Типология программ по форме подачи материала и организации процесса педагогической деятельности
Комплексные. Создаются как результат комбинирования различных подходов, методик, форм организации в единый цельный процесс. Площадками для их реализации являются:
- Учебные заведения системы дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные и т.д.), группы длительного пребывания для школьников. Этот вид программ дополнительного образования включает преподавание разнообразных предметов, распределенное на несколько этапов обучения. Используются различные методы и технологии преподавания и формы организации деятельности.
- Кружки и студии с преподаванием дисциплин, связанных с конкретной профессией или направлением деятельности (театральная студия, детское телевидение и т.д.).
- Специализированные группы обучения различных направлений, нацеленные на решение одной задачи. Единая программа обучения подразумевает в данном случае применение общих образовательных принципов, критериев выбора учебного материала, формата проведения занятий и т.д. Как пример, логопедические группы в дошкольных учебных заведениях.
Интегрированная программа может объединять, например, экологию и эстетику. Таким образом, преподавание предмета «Эстетическая экология» построено на информации об интересных и живописных уголках родного города, области, о важности защиты природы и роли человека в ее сохранении.
Модульные программы. Представляют собой комплекс самостоятельных модулей, которые могут быть использованы автономно. В зависимости от поставленных учебных целей, педагог может выбрать один или несколько модулей и собрать из них на свое усмотрение собственный вариант программы. Также отдельные модули можно включать в другие готовые составные учебные курсы.
Только до 25.05
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне
Сквозные программы. Позволяют объединить несколько программ, подвести их под один знаменатель с учетом общих образовательных целей, на которые влияют такие факторы, как психолого-физиологические особенности детей, состав групп и т.д.
Структура программы образования
Согласно государственным стандартам общего образования основная образовательная программа (ООП) обязательно должна включать следующие компоненты:
- пояснительная записка;
- учебный план;
- программа для каждой дисциплины;
- ожидаемые результаты;
- специальные программы;
- обязательные условия для применения программы;
- план внеклассной работы;
- диагностические инструменты (дидактические, психологические, социально-педагогические);
- критерии и методы оценки полученных результатов прохождения программы (с точки зрения личностного развития, освоения предметов и т.д.);
- воспитательные и образовательные технологии, методы и методики.
Внутри общей образовательной программы выделяют следующие узконаправленные программы:
- выработки у учеников навыков общих учебных действий;
- формирования духовно-нравственных ценностей;
- формирования представлений об экологической культуре, а также привычек здорового образа жизни и правил безопасности жизнедеятельности;
- устранения дефектов развития;
- учебных программ и циклов, входящих в ООП.
Вне зависимости от вида, программа высшего профессионального образования составляется отдельно по каждой специализации, исходя из ступени образования.
- учебного плана по каждой дисциплине;
- календарно-тематического планирования;
- рабочих программ отдельных учебных курсов, предметов и модулей;
- программ всех видов учебной и производственной практики;
- методических инструкций, содержащих критерии определения уровня обучения студентов;
- методическую информацию по внедрению упомянутых технологий.
Создание образовательной программы
Образовательный вектор каждого учащегося зависит от программы обучения, которой он следует. Она, в свою очередь, формируется на нескольких уровнях, начиная от государственной политики Министерства образования, заканчивая региональными директивами и направленностью той или иной школы. Решающую роль играет педагог, вносящий изменения и дополнения в учебную программу в зависимости от учебного контекста, особенностей класса и т.д.
- подразумевали многообразие образовательных программ;
- учитывали разный подход в формировании целей обучения со стороны преподавателей и со стороны учеников;
- допускали разные пути реализации поставленных целей, а также их замену другими;
- поддерживали равновесие в компонентах между жестко директивными указаниями и компонентами, которые определялись бы ученикам самостоятельно.
Создание любого вида программы среднего, среднего специального или профессионального образования происходит динамично и безостановочно. Главным ориентиром всегда остается годовая программа обучения. По ней разрабатываются отдельные программы преподавания дисциплин, тем на месяц, четверть, полугодие. Здесь важно, чтобы преподаватель вносил коррективы, исходя из меняющейся ситуации, актуальных данных по усвоению материала, уровня подготовки класса в общем и отдельных учеников.
Выделяются три главных метода создания программ образования: спиральный, линейный и концентрический.
- При спиральном способе построения учебного материала учащимся обозначается проблема, которую они продолжают изучать на протяжении всего учебного курса, расширяя и углубляя свои знания по ней.
- Линейный алгоритм преподнесения материала подразумевает, что отдельные темы следуют друг за другом без повторений и взаимодополнений.
- Концентрический метод составления учебной программы выстраивает образовательный материал таким образом, что ученики могут возвращаться к ранее изученной теме и рассматривать ее под новым углом, с высоты приобретенного опыта и накопленных знаний.
Источник: gb.ru