1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы
Нормативную правовую базу разработки данной магистерской программы составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 030900 высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2010г. № 1763.
Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Устав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»;
Приказ об открытии программы и назначении (замене) руководителя программы;
Нормативно-правовые акты Университета.
1.3. Общая характеристика магистерской программы
1.3.1. Цель магистерской программы:
Цель магистерской программы «Методика и методология научных исследований и преподавания юриспруденции высшей школе» состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих углублёнными знаниями в области актуальных проблем теории государства и права; современных проблем и реализации права; современных проблем правотворчества и юридической ответственности; построении системы права России и тенденциях её развития; методике правового обучения и воспитания; методике преподавания юриспруденции в высшей школе; методологии научных исследований; герменевтике и её значения в профессиональной подготовке исследователя и преподавателя юриспруденции; социологии права; педагогике и психологии высшей школы; методике написания научных работ; интерактивных методах обучения; юридической лингвистике.
Онлайн консультация магистерской программы
Практическая деятельность преподавателя и исследователя в сфере юриспруденции требует знаний в теории государства и права, в том числе основных закономерностей возникновения государства и права, современных тенденций развития, структуры системы права современной России, форм реализации права, проблем и путей формирования в России институтов правового государства, юридической ответственности, соотношения международного и внутригосударственного права. Практическая деятельность преподавателя и исследователя юриспруденции в высшей школе с неизбежностью предполагает необходимость знаний по методике правового обучения и воспитания, методологии научных исследований в юриспруденции, а также для успешной работы требуется знания по психологии и педагогике высшей школы.
Профессиональная деятельность предполагает работу с текстами нормативных правовых актов, а для этого необходимы знания по юридической лингвистике и герменевтике, как науки понимания и толкования текстов нормативно-правовых и иных официальных актов, содержащих юридическую информацию.
Овладение указанными знаниями и навыками обеспечивается путем овладения специальными профессиональными компетенциями.
Магистерская диссертация: с чего и как начать
Магистерская программа имеет своей целью подготовить специалистов, способных:
— квалифицированно толковать и применять нормативные правовые акты в сфере регулирования учебного процесса и проведения научных исследований в высшей школе;
— выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка; безопасности личности, общества, государства, охране прав и свобод человека и гражданина;
— осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; вести профилактическую работу и правовое воспитание; проводить социологические исследования, систематизировать и анализировать их результаты;
— разрабатывать меры по выявлению, оценке и содействию по пресечению коррупционного поведения;
— принимать в ходе профессиональной деятельности оптимальные управленческие решения в области высшей школы, воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в организации и осуществлении учебного процесса в высшей школе и проведении научных исследований в сфере юриспруденции;
— квалифицированно проводить научные исследования в области юридической науки; на высоком методическом и методологическом уровне преподавать юридические дисциплины;
— владеть современными педагогическими приемами управления самостоятельной работой учащихся, методикой и методологией организации и проведения педагогических исследований и эффективного осуществления правового воспитания среди молодежи;
— владеть навыками использования современных информационных технологий в педагогической и научно-исследовательской деятельности в сфере юриспруденции в высшей школе.
Программа также нацелена на развитие у магистрантов таких качеств личности как: ответственность, чувство долга, гражданственность, патриотизм, стремление руководствоваться принципами значимости и уважения прав человека и гражданина, следование гуманистическим идеалам. А также: стремление к саморазвитию, раскрытию своего творческого потенциала, владение культурой мышления, осознание социальной значимости профессии в сфере организации преподавания и проведения научных исследований в высшей школе, способность принимать законные, обоснованные и справедливые решения в различных ситуациях, умение анализировать и практически оценивать свои решения и действия, способность нести за них ответственность.
Магистр должен обладать широким кругозором и профессиональной подготовкой для возможности и готовности принятия самостоятельного решения, образовательных, воспитательных и исследовательских задач в профессиональной сфере в условиях реформирования высшей школы, совершенствования системы права России и обновления методологической основы отечественной юридической науки.
Сложность российского законодательства, становление новой системы ценностей и отражение ее в российском праве, проявления правового нигилизма как на государственном, так и на личностном уровне, появление новых сложных практических и теоретических проблем в сфере государственно-правового строительства, необходимость осуществления судебной реформы в России и т.д. привели к появлению системы юридических проблем, решение которых может быть обеспечено за счет повышения профессионализма и укрепления нравственно-правовых начал в деятельности участников разнообразных правоотношений. Начало решения этой задачи находится в сфере подготовки будущих специалистов в системе внешнего профессионального образования, способных квалифицированно и на современном методическом и методологическом уровне преподавать юридические дисциплины и вести научные исследования в области юридической науки.
Источник: studfile.net
Основные требования к разработке магистерской программ
1.1 Настоящее Положение определяет общие принципы подготовки магистров, порядок открытия и реализации магистерских программ, руководства ими, правила приема и проведения государственной итоговой аттестации в магистратуре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» (далее – Университет, ДГТУ).
1.2 Положение разработано в соответствии с:
— действующим законодательством Российской Федерации в области образования;
— нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующими образовательную деятельность по программам магистратуры;
— Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО);
— Уставом, локальными нормативными и организационными актами ДГТУ.
1.3 Магистерские программы являются основными образовательными программами второго уровня в системе высшего образования, предполагающие получение углубленных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций в соответствии с профильной направленностью для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Магистерские программы могут иметь авторский характер, являясь компонентами деятельности существующих в университете научных школ.
1.4 Цели магистерской подготовки:
— подготовка высококвалифицированных кадров, ориентированных на все виды профессиональной деятельности, предусмотренные соответствующими ФГОС ВО;
— повышение конкурентоспособности выпускников ДГТУ;
— подготовка кандидатов для обучения в аспирантуре ДГТУ;
— обеспечение воспроизводства научно-педагогических кадров, в том числе для ДГТУ.
1.5 Форма обучения в магистратуре определяется ФГОС ВО по соответствующему направлению (очная, очно-заочная или заочная).
1.6 Нормативный срок обучения в магистратуре по очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Трудоемкость магистерской программы (далее — МП) за учебный год по очной форме составляет 60 зачетных единиц (далее з.е.).
В очно-заочной и заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий срок обучения должен быть увеличен на основании решения Ученого совета Университета и в соответствии с ФГОС ВО по направлению не менее, чем на 3 месяца и не более, чем на полгода, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. В этом случае объем программы магистратуры, реализуемой за один учебный год, определяется разработчиком программы и утверждается Ученым советом Университета.
При обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения срок обучения определяет выпускающая кафедра, согласовывает отдел магистратуры УПКВК и утверждает проректор по УР и НО. Он не должен составлять более срока получения образования, установленного ФГОС по направлению для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
1.7 Сокращенные программы подготовки в магистратуре не реализуются.
1.8 При реализации программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.9 Реализация программы магистратуры возможна с использованием сетевой формы обучения.
1.10 Образовательная деятельность по программе магистратуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Университета.
1.11 Порядок приема, восстановления, перевода в магистратуру Университета и отчисления из нее определяется законодательством Российской Федерации и локальными нормативными документами Университета.
1.12 Процедура внесения дополнений и изменений в Положение осуществляется в установленном порядке на основании решения Ученого совета Университета
1.13 Лица, обучающиеся по программам магистратуры, являются студентами университета и имеют права и несут обязанности в соответствии с Уставом ДГТУ и локальными документами вуза.
Основные требования к разработке магистерской программ
2.1 Структура программы подготовки магистров определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Содержание программы определяется задачами магистратуры, особенностями научных школ Университета, потребностями рынка труда.
2.2 Университет самостоятельно разрабатывает и утверждает магистерскую программу (МП) на основе ФГОС ВО по соответствующему направлению.
2.3 Магистерские программы могут реализовываться кафедрой самостоятельно или совместно с другими кафедрами Университета, его филиалов или ВУЗов – партнеров, включая зарубежных партнеров.
2.4 При разработке магистерской программы должно уделяться внимание формированию у выпускников таких общекультурных компетенций как компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. В рамках разрабатываемой МП необходимо сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
2.5 При открытии новых магистерских программ в рамках лицензированных в ДГТУ направлений подготовки разработка магистерской программы включает следующие этапы:
Номер этапа | Название этапа | Содержание этапа |
Этап 1 | Согласование названия МП | Получение разрешения на начало разработки МП |
Этап 2 | Подготовка документации по МП | Разработка, рецензирование и утверждение документации МП |
Этап 3 | Представление МП на Ученый совет Университета | Одобрение и утверждение со стороны научного сообщества и законодательного органа Университета |
2.6 При открытии и необходимости прохождения этапа лицензирования для вновь открываемых направлений подготовки процедура лицензирования описана в постановлении Правительства РФ № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» от 28 октября 2013 г. После прохождения этапов 2.5-2.9 программа должна пройти процедуру лицензирования в установленном порядке.
2.7 Содержание этапов разработки магистерской программы.
2.7.1 Этап 1: согласование название МП.
2.7.1.1 Разработка магистерской программы начинается с подачи служебной записки разработчика ректору ДГТУ с указанием направления подготовки, названия профиля магистерской программы, вида программы (академическая, прикладная), формы обучения, предполагаемой даты начала набора на программу, обоснованием ее открытия, включающим описание целей и задач магистерской программы, а также краткой аннотации программы.
2.7.1.2 Название МП должно отражать её направленность и область деятельности выпускника в отрасли народного хозяйства или науки. Не допускается разработка МП, тождественной по названию уже реализуемым МП или программам, находящимся в разработке.
2.7.1.3 В течение 3-х рабочих дней после получения служебной записки ОМ УПКВК письменно уведомляет разработчика:
а) о резервировании за кафедрой названия заявленной МП на срок 6 месяцев для подготовки документации программы, разработки и утверждения основного содержания МП;
б) об отказе в резервировании названия заявленной МП в случае нарушения требований к предполагаемому названию.
2.7.1.4 При получении уведомления от ОМ УПКВК о резервировании названия заявленной МП коллектив разработчиков начинает формирование основной документации по содержанию МП и документации для её введения.
2.7.1.5 Информация о начале разработки МП размещается на официальном сайте ДГТУ на странице отдела магистратуры УПКВК.
2.8 Этап 2: подготовка документации по МП.
2.8.1 При разработке МП необходимо учитывать требования ФГОС ВО по соответствующему направлению:
— к характеристике направления подготовки (область, объекты, виды профессиональной деятельности, результаты освоения МП);
— к структуре МП: нормативный срок обучения, структура учебного плана, объем максимальной аудиторной нагрузки, продолжительность каникул, трудоемкость дисциплин, факультативов, итоговой аттестации, практик и научно-исследовательской работы;
— к формам проведения занятий и формам оценок (индивидуальные, групповые, взаимооценки, экспертные оценки), вовлеченности представителей бизнеса, государственных и общественных организаций, экспертов и специалистов, возможности индивидуализации образовательной программы, удельному весу занятий, проводимых в интерактивной форме, применению инновационных технологий, преподаванию дисциплин в форме авторских курсов, наличию требуемых лабораторных практикумов и практических занятий;
— к вариативной части учебного плана, дисциплины которой должны соответствовать профилю МП. При формировании перечня дисциплин по выбору обучающихся необходимо придерживаться определенного принципа их объединения в соответствующие блоки;
— к кадровому обеспечению учебного и научно-исследовательского процесса;
— к руководителям магистерских диссертаций;
— к учебно-методической документации и материалам по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям);
— к материально-технической базе;
— к оценке качества освоения МП (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация).
2.8.3 При разработке МП должна быть проведена и описана в отдельно разделе АМП оценка ее актуальности, включающая:
— определение целевого сегмента программы;
— указание конкурентных преимуществ программы;
— обоснование востребованности выпускников программы.
Оценка актуальности программы, оценка ее содержания (дисциплин вариативной части учебного плана, включая дисциплины по выбору студента) и оценка компетентностной модели выпускника должны быть также указаны в заключении внешних рецензентов: 1) представителей бизнес-сообщества, 2) представителей образовательной среды или государственных органов исполнительной или законодательной власти.
2.8.4 Научно-методический совет направления на своем заседании принимает решение:
— об утверждении кандидатуры научного руководителя программы;
— о представлении документов для экспертизы в ЦНМО и ОП и УПКВК для оценки учебной и научной составляющих;
— о последующем ходатайстве перед Ученым советом Университета о начале реализации МП. При этом обязательно должно быть учтено, что реализация магистерской программы может быть начата только при наличии не менее 5 человек в группе по указанному профилю.
2.8.5 Для прохождения экспертизы разработчик МП комплектует основную документацию по МП.
2.8.6 Разработчик теряет право на разработку заявленной МП в следующих случаях:
— в течение 6 месяцев после резервирования названия МП в УПКВК не был представлен для экспертизы комплект документов;
— в течение установленного срока после экспертизы основной документации по МП не были устранены недостатки, выявленные в ходе экспертизы.
2.8.7 Для экспертизы МП на соответствие указанным в ФГОС ВО «Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров» в ОМ УПКВК в течение 6 месяцев с момента резервирования названия программы сдается полный комплект документов.
2.8.8 ОМ Управления подготовки кадров высшей квалификации и ЦНМО и ОП и производится экспертиза представленной документации по МП.
2.8.9 После получения положительных заключений от ЦНМО и ОП, ОМ УПКВК, проректора по УР и НО, проректора по МР программа представляется руководителем МП на заседании Научно-методического совета направления, заслушиваются заключение внутренних рецензентов и результаты экспертизы. Решение о ходатайстве о введении МП перед Ученым советом принимается большинством голосов.
2.8.10 В случае, если в решении Научно-методического совета направления было отмечено, что отдельные элементы программы требуют доработки, указанные программы должны быть разработаны/доработаны и представлены не позднее, чем за 6 месяцев до начала семестра, в котором реализуются соответствующая МП.
2.9 Этап 3: представление МП на Ученый совет Университета.
2.9.1 Для принятия решения о введении программы в Ученый совет представляются:
— выписка из протокола заседания НМСН об утверждении научного руководителя программы и ходатайстве о введении программы;
— учебный план с графиком учебного процесса, подготовленный в программе «УП ВПО» (в 2 экземплярах, подписанных руководителем магистерской программы и заведующим выпускающей кафедры);
— сведения о научном руководителе магистерской программы;
— справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов в соответствии с ФГОС.
Выписка из протокола заседания НМСМС представляется секретарю Ученого совете Университета с последующим включением в план заседаний.
2.9.2 На заседании Ученого совета Университета представление об утверждении и начале реализации МП докладывается проректором по УР и НО.
2.10 Магистерские программы проходят государственную аккредитацию в установленном порядке.
Источник: megalektsii.ru
Правила оформления магистерской диссертации — 2022
Как оформить магистерскую диссертацию по правилам и требованиям?
Вопрос, которым ежегодно задаются десятки тысяч магистрантов и бакалавров всех учебных заведений.
Магистерская диссертация – это вид научной работы, который позволяет получить степень магистра выбранной специальности и является одной из выпускных квалифицированных работ. Она подтверждает готовность соискателя степени к научной и преподавательской работе.
Выполнение магистерской диссертации необходимо для выпускников, так как является обязательным критерием для получения диплома и завершения магистратуры.
Место обучения: Филадельфия, штат Пенсильвания, США
University of Pennsylvania совместно с ЮНЕСКО выдают две стипендии для программ магистратуры IEDP masters, длительность которой 1,5 года.
Дедлайн: 1 февраля 2022
Место обучения: Гент, Бельгия
Гентский университет предлагает стипендии студентам из развивающихся стран, которые будут поступать на обучение на одну из магистерских программ (master) или на программу master-after-master. Обучение ведется на английском языке.
Дедлайн: 1 марта 2022
Место обучения: провинция Саскачеван, Канада
Стипендия предоставляется университетом на исследования студентам магистратуры и аспирантуры. В рамках программы ученые смогут сосредоточиться на своих исследованиях, изучить Канаду, а также посетить международные классы.
Дедлайн: 28 февраля 2022 года
Место обучения: Румыния
Страна предлагает 85 стипендий иностранным студентам на обучение в Румынии. Стипендию можно получить на обучение на программе бакалавриата и магистратуры или аспирантуры.
Дедлайн: 15 марта 2022 года
В материале использовано фото Depositphotos.
Источник: the-steppe.com
Общие требования к основной образовательной программе подготовки магистров
4.1 Магистерская программа разрабатывается на основании соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки.
4.2 Для каждой магистерской программы необходимо сформулировать цели в области обучения и воспитания личности, определить результаты обучения.
4.3 Цели магистерской программы в области обучения определяют получение углубленных знаний в избранной сфере деятельности, позволяющие выпускнику успешно работать в выбранной отрасли, обладание универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда.
4.4 Цели магистерской программы в области воспитания личности является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, коммуникабельности, толерантности, эрудированности и т. д.
4.4 В соответствии с требованиями ФГОС ВО для каждой магистерской программы должны быть определены области1 профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки, объекты2 и виды3 профессиональной
1 Область профессиональной деятельности — совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения
2 Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие
3 Вид деятельности – основная часть профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.
СМК ДГТУ | Положение о магистратуре и магистерской подготовке | Редакция 2 |
стр. 14 | из 46 |
деятельности (педагогическая, проектная, аналитическая, производственно-технологическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая и др.).
4.5 При разработке и реализации программы магистратуры Университет ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Программа магистратуры формируется в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы: ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа академической магистратуры); ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа прикладной магистратуры).
4.7 Программы подготовки магистров должны состоять из учебных модулей. Для магистерских программ, соответствующих одной укрупненной группе специальностей (УГС), учебные модули унифицируются в пределах циклов. Модули образовательной программы могут состоять из одной или нескольких обязательных или элективных дисциплин, а также включать практику, НИР.
4.8 Модуль, включающий общенаучные, коммуникативные, экономические и управленческие дисциплины является обязательным для учебных планов магистерских программ всех направлений подготовки. Перечень дисциплин данного модуля определяется необходимыми к формированию компетенциями,
СМК ДГТУ | Положение о магистратуре и магистерской подготовке | Редакция 2 |
стр. 15 | из 46 |
определяемыми ФГОС направления и запросами работодателей, объем — ЦНМО и ОП.
4.9 К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла обязательно должны привлекаться действующие руководители и ведущие работники профильных организаций, предприятий и учреждений.
4.10 Направленность магистерской программы обеспечивается конкретизацией составляющих результатов обучения, выбором соответствующих элективных дисциплин (модулей) вариативной части базового учебного плана, тематикой научных исследований, практик и выпускной квалификационной работы.
4.13 Выпускающие кафедры должны обновлять магистерские программы не реже одного раза 1 раз за два года с учетом уровня развития соответствующего направления науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Источник: studopedia.ru