Аннотации дополнительных профессиональных программ
Каждая аннотация содержит актуальность программы, её цели и задачи, требования к слушателям (категория, образование), планируемые результаты обучения на основе профессиональных стандартов, а также характеристику программы:
- Аналитическая деятельность педагога в контексте политики в сфере оценки качества образования
- Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов
- Информационные системы в управлении муниципальной системой образования в условиях реализации региональной информационной политики. ГИС «Образование в Челябинской области»
- Информационные системы в управлении образовательной организацией в условиях реализации региональной информационной политики. ГИС «Образование в Челябинской области» модуль «Сетевой Город. Образование»
- Информационные системы в управлении образовательной организацией в условиях реализации региональной информационной политики. ГИС «Образование в Челябинской области» модуль «Е-услуги. Образование»
- Непрерывное профессиональное развитие педагога в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации
- Непрерывное профессиональное развитие педагога в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования образовательной организации
- Обеспечение безопасности информации в образовательной организации
- Обеспечение информационной безопасности организации
- Обновление профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Оценочная деятельность педагога в условиях реализации федеральной и региональной политики в сфере оценки качества образования
- Оценочная деятельность педагога дошкольного образования в условиях федеральной и региональной политики в сфере оценки качества образования
- Проектирование урока в цифровой образовательной среде
- Совершенствование информационной компетентности педагога в условиях цифровизации образовательной среды дошкольной образовательной организации
- Совершенствование управления общеобразовательной организацией в условиях проведения олимпиад школьников
- Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе в контексте региональной политики в сфере оценки качества образования
- Управление качеством образования в образовательной организации в контексте региональной политики в сфере оценки качества образования
- Оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации как фактор непрерывного профессионального развития
- Проектирование внутренней системы оценки качества образования как аспект профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации
- Совершенствование компетентностей специалиста, обеспечивающего проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
- Технологическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
- Формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды
- Формирование информационно-управленческой культуры руководителя образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды
- «Аналитическая деятельность педагога в условиях введения профессионального стандарта (на основе использования результатов государственной итоговой аттестации обучающихся)»
- «Актуальные аспекты управления образовательной организацией во взаимодействии с профсоюзом»
- «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов»
- «Внутренняя система оценки качества образования дошкольной образовательной организации. Управление в условиях изменяющегося законодательства»
- «Внутренняя система оценки качества образования образовательной организации. Управление в условиях реализации изменяющегося законодательства»
- «Информационная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования и профессиональных стандартов. Эффективные приемы работы в Microsoft Excel»
- «Информационная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования и профессиональных стандартов»
- «Информационная компетентность педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и профессиональных стандартов»
- «Информационные системы в управлении образовательной организацией. Модуль Сетевой Город. Образование»
- «Информационные системы в управлении образовательной организацией. Модуль «Е-услуги. Образование»
- «Информационные системы в управлении образовательной организацией. ИС “Контингент”»
- «Обеспечение безопасности информации в образовательной организации»
- «Охрана труда работников системы образования»
- «Оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования и профессиональных стандартов»
- «Оценочная деятельность педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и профессиональных стандартов»
- «Проектно – целевое управление общеобразовательной организацией в условиях государственной итоговой аттестации»
- «Психолого-педагогическое сопровождение проектирования и реализации основных образовательных программ в образовательной организации»
- «Психолого-педагогическое сопровождение проектирования и реализации основных образовательных программ в дошкольной образовательной организации»
- «Совершенствование управления общеобразовательной организацией в условиях проведения олимпиад школьников»
- «Совершенствование профессионально значимых компетентностей педагога – участника проведения государственной итоговой аттестации обучающихся»
- «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования»
- «Технологическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего образования»
- «Экспертная деятельность в сфере оценки качества образования»
- «Обеспечение информационной безопасности организации»
- «Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования»
- «Экспертная деятельность в сфере государственной регламентации образовательной деятельности»
- Информация об образовательной организации
- Сведения об образовательной организации
- Сотрудники
- Устав и лицензии
- Структура
- Охрана труда
- Антикоррупционная деятельность
- Вакансии
- ГИА
- ГИА9
- Федеральные документы
- Региональные документы
- Федеральные документы
- Региональные документы
- Федеральные документы
- Региональные документы
- Документы ГБУ ДПО ЧИРО
- Региональные документы
- Федеральные документы
- Региональные документы
- Документы ГБУ ДПО ЧИРО
- Федеральные документы
- Региональные документы
- Документы ГБУ ДПО ЧИРО
- Федеральные документы
- Региональные документы
- Нормативные локальные акты ГБУ ДПО ЧИРО
- ГИА-9
- Итоговое собеседование
- Нормативные документы ГИА-9
- Инструктивно-методические материалы
- Результаты ГИА-9
- Итоговое сочинение
- Видеоконсультации
- Нормативные документы ГИА-11
- Федеральные документы
- Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
- Библиотека
- Бюллетень новых поступлений
- Документы
- Библиотека периодики
- Издания ГБУ ДПО ЧИРО
- Редакция
- Авторам
- Этика
- Архив
- Образовательная агломерация
- Проектные площадки
- Опорные площадки
- Менторы
- Формирование годового календарного учебного графика на 2022 г.
- Организация обучения специалистов, обеспечивающих проведение ГИА
- Договор с образовательной организацией
- Учебно-методические документы
- Учебно-тематические планы (ППК)
- Учебно-тематические планы (ППП)
- Аннотации дополнительных профессиональных программ
- Аннотации программ стажировок ДПП (ППК)
- Дошкольное образование
- Общее образование
- Дополнительное образование
- Нормативные документы
- Документы федерального уровня
- Документы регионального уровня
- Документы ГБУ ДПО РЦОКИО
- Новости
- Мероприятия
- Нормативные и методические документы
- Мероприятия
- Методические материалы
- ФИС ФРДО
- ФГИС ДДО
- ФИС ОКО
- ФГИС «Моя школа»
- РИС ГИА
- ГИС «Образование»
- Модуль «Сетевой Город. Образование»
- Дошкольное образование
- Общее образование
- Дополнительное образование
- Дошкольное образование
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Единая система оценки качества образования
- Циклограмма исследований
- Международные исследования качества образования
- TIMSS
- PISA
- PIRLS
- ВПР
- НИКО
- Оценка по модели PISA
- Дошкольное образование
- МКДО
- РИКО 4
- РИКО 7
- РИКО 10
- Проект адресной помощи ШНОР (500+)
- Мониторинг ФГОС ОО
- Мониторинг ФГОС ОВЗ
- Мониторинг ФГОС ДО
- Мониторинг качества результатов обучения
- Мониторинг состояния библиотек
- Мониторинг объективности процедуры
- Мониторинг функциональной грамотности
- Мониторинги общие
- Процедура аттестации педагогических работников
- Перечень должностей педагогических работников
- ИС «Аттестация»
- Плановые проверки
- Услуги
- Техническая поддержка
- Нормативные документы
- Мониторинг системы образования
- Инфографика ОКО
- Всероссийская
- Школьный этап
- Муниципальный этап
- Региональный этап
- Заключительный этап
- Видеоразбор заданий
- Муниципальный этап
- Областной этап
- Видеоразбор заданий
- Обучение
- Видеоконференция
- События ЦНППМП
- События Кафедры УКО
- Презентационный проект
Источник: rcokio.ru
Программы профессиональной переподготовки по направлениям
То, что профессиональная переподготовка – крайне полезный элемент системы последипломного образования, – неоспоримый факт. О том, как выбрать для себя оптимальную программу переподготовки, вы узнаете из статей раздела.
Специалист по работе с недвижимостью
Кадастровый инженер
Рабочие
Специалист по горному делу
Маркшейдер
Геодезист
Журналист
Слесарь
Токарь
Специалист сварочного производства
Специалист по управлению качеством
Специалист по автоматизации технологических процессов
Специалисты нефтегазовой отрасли
Специалист по промышленной безопасности
Курсы переподготовки по промышленной безопасности готовят специалистов, способных предотвратить или минимизировать последствия аварий на опасных производственных объектах.
Мастер производственного обучения
Лаборант химического анализа
Специалист по метрологии
Инструктор-методист
Тренер по плаванию
Спортивный тренер
Визажист
Эксперт по экологической безопасности
Эколог
Дизайнер одежды
Графический дизайнер
Искусствовед
Рекламный дизайнер
Театральный режиссёр
Эстрадный вокал
Звукорежиссер
Руководитель театрального коллектива
Актер театра и кино
Специалист по водоснабжению и водоотведению
Менеджмент в сфере культуры
Архитектор
Архитектор-реставратор
Специалист по ПГС
Строительный эксперт
Специалист по технадзору и строительному контролю
Специалист по эксплуатации зданий и сооружений
Специалист по управлению в сфере ЖКХ
Специалист по сметному делу
Риск-менеджер
Кризис-менеджер
Руководитель проекта
Финансовый директор
Руководитель образовательной организации
Специалист по транспортной безопасности
Автомеханик
Руководитель организации здравоохранения
Коммерческий пилот
Диспетчер автомобильного транспорта
Мастер производственного обучения вождению
Контролер технического состояния транспортных средств
Железнодорожники
Специалист по безопасности дорожного движения
Специалист по логистике
Электрик
Инженер-электрик
Переводчик
Финансы и кредит
Экономическая безопасность
Контрольно-ревизионная работа
Ландшафтные строители и архитекторы
Гостиничное дело
Туризм
Экономисты
Теплоэнергетика и теплотехника
Кадровики
Менеджмент
Организационное и документационное обеспечение управления
Маркетинг
Библиотекарь
Дизайнер интерьера
Хореограф
Инженеры
Инженер-сметчик
Патентовед
Инженер-конструктор
Инженер-энергетик
Инженер-эколог
Военнослужащие
Информационные технологии
Внутренний аудит
Бухучет
Налоги и налогообложение
Бухгалтерский учет и аудит
Программирование
Системный администратор
Администратор баз данных
Веб-дизайн
Пожарная безопасность
Военнослужащие ФСБ
ГО и ЧС
Техносферная безопасность
Информационная безопасность
Судьи
Государственное и муниципальное управление
Управление закупками
Контрактный управляющий
Судебная экспертиза
Юриспруденция
Медицинское право
Социальная работа
Курсы профессиональной переподготовки для тех, кто хочет стать специалистом по социальной работе и обеспечению.
Психолог-тренер
Педагогика и психология
Семейная психология
Психология дошкольного образования
Психоанализ
Специалист по работе с семьей
Руководители организаций соцобслуживания
Нейропсихология
Криминальная психология
Психотерапия
Специальная психология
Психолог-консультант
Спортивный психолог
Социальный психолог
Клиническая психология
Детский психолог
Для поваров
ПГС и строительство
Обученние строителей может осуществляться по различным программам. В итоге прохождения одной из таких образовательных программ, вы обретёте специальные знания, компетенции и навыки по работе в отрасли ПГС в рамках того или иного сегмента данной профессиональной сферы.
По психологии
Для того, чтобы вести профессиональную деятельность в сфере психологии, не обязательно получать высшее образование по данному профилю. При наличии у вас образования в другой отрасли, для этого достаточно пройти программу профессиональной переподготовки, тематика которой должна быть тесно связана с психологией.
Курсы переподготовки учителей
Они подойдут как практикующим школьным педагогам, желающим освоить преподавание новых предметов и дисциплин, так и лицам, обладающим профессиональным образованием не по педагогическому профилю, но желающим получить квалификацию, которая даст им официальное право вести профессиональную преподавательскую деятельность в школе.
Переподготовка «Менеджмент в образовании»
Менеджмент в образовании является важным составляющим элементом полноценного функционирования всей образовательной системы, ведь без менеджмента административные и управленческие процессы не могут реализовываться достаточно эффективно и качественно.
Охрана труда
Очные и дистанционные программы профпереподготовки для специалистов по ОТ (раньше их называли инженерами по охране труда).
Врачей и медицинских работников
Реализуется в рамках программ ДПО. Законодательством РФ определено, что она должна проводиться не реже, чем один раз в три года. При этом, работники государственных медицинских учреждений могут участвовать в данных курсах бесплатно, за счет средств федерального бюджета.
Дошкольное образование
Профессиональная переподготовка воспитателей сегодня очень актуальна, ведь согласно новым стандартам, требования к квалификации педагогов детских дошкольных учреждений были ужесточены. Теперь, чтобы занимать должность воспитателя, недостаточно просто обладать профильным педагогическим образованием. Важно иметь квалификацию «дошкольное образование».
Функциональная диагностика в профессиональной переподготовке
Функциональная диагностика – одно из приоритетных направлений профессиональной переподготовки медицинских работников. Даже студенту-первокурснику понятно, что правильная постановка диагноза – залог успешного лечения.
Учимся работать с тендерами
Прежде всего, вам следует определиться, зачем вам нужна профессиональная переподготовка. Если вы четко определите цель, ваши ожидания будут оправданы. А для определения цели, необходимо знать следующее:
- Профессиональная переподготовка бывает двух видов;
- Программ переподготовки очень много, в самых разных сферах деятельности;
- Каждая из программ содержит передовые теоретические и практические знания в той или иной отрасли;
- Цель любой отдельной программы – внедрить новейшие знания, инновационные методы работы и профессиональные навыки по теме курса.
Виды программ
Для выполнения нового вида профессиональной деятельности:
- Длительность – 500 часов и более;
- Знания совершенствуются в рамках специализации слушателя;
- Программа обучения ориентирована на требования к компетентности по тем или иным профессиям в рамках специализации участников курса;
- Допускаются к прохождению программы лишь граждане, обладающие оконченным профессиональным образованием;
- В конце проводятся аттестационные мероприятия. Если они пройдены успешно, слушателю выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Для получения дополнительной квалификации (это тоже переподготовка, не путайте с повышением квалификации):
- Длительность занятий – 1000 часов и более;
- Допускаются к прохождению программы не только лица, обладающие средним или высшим образованием, но и граждане, являющиеся студентами третьих или четвертых курсов профессиональных учебных заведений;
- После успешного прохождения, слушатель получает диплом о дополнительном (среднем или высшем) образовании. Такая квалификационная степень ценится работодателем достаточно высоко, но все-таки ниже второго высшего.
Грубо говоря, программы первой категории быстрее и дешевле, зато программы второй категории – престижнее, насыщеннее, глубже и масштабнее. Выбор за вами.
Источник: edunews.ru
Дополнительная профессиональная образовательная программа
Найдено научных статей по теме — 14
Дополнительные образовательные профессиональные программы в структуре вуза
Сенашенко В. , Кузнецова В.
Практико-ориентированная образовательная программа дополнительного профессионального образования, ка
Коновалова Елена Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного профессионального образования.
Дополнительная образовательная программа как источник развития профессиональных компетенций бакалавр
Варданян Юлия Владимировна, Лежнева Екатерина Александровна
В статье обосновывается необходимость включения дополнительных образовательных программ в образовательный процесс вуза.
Компетентностный подход в реализации образовательных программ дополнительного профессионального обра
Данченок Л. А., Мамедова Н. А.
В данной статье рассмотрен вопрос о внедрении компетентностного подхода при формировании и реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Оценивание образовательных программ в дополнительном профессиональном образовании в контексте Закона
Овчинников Александр Владимирович
В статье исследуется текущее состояние оценивания образовательных программ дополнительного профессионального образования в Российской Федерации.
Место и роль дополнительных профессиональных образовательных программ в процессе формирования общеку
Учайкина Наталья Ивановна
В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации дополнительного профессионального образования в современных условиях.
Формирование и реализация основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в обла
Борщ Виталий Викторович, Демин Василий Александрович, Сазонова Зоя Сергеевна
Современные методы решения задач в области логистики, перевозок и управления цепями поставок создают принципиально новые возможности для повышения эффективности процессов предприятий.
Дополнительная образовательная программа как средство «Перезагрузки» профессионального мышления взро
Пивоваров Александр Анатольевич
В современных условиях перед организациями дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) ставится задача приведения содержания курсовой подготовки в соответствии с новыми запросами педагогического сообщест
Методические аспекты оценки качества образовательных программ дополнительного профессионального обра
Кузьмина Евгения Евгеньевна
в статье рассмотрены методические аспекты оценки качества дополнительных профессиональных программ.
Отбор содержания образовательной программы дополнительного профессионального образования на основе о
Сваталова Тамара Александровна
Стандартизация образования изменяет подходы к формированию содержания образовательных программ повышения квалификации.
Проектирование оценочного модуля дополнительной профессиональной образовательной программы (повышени
В статье рассматриваются изменения в оценке результатов освоения программ повышения квалификации педагогов в инновационном развитии образования.
Логвинова И.М.
Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: вы
Федоров Олег Дмитриевич, Журавлева Ольга Николаевна, Полякова Татьяна Николаевна
Для совершенствования подготовки педагогов и выполнения новых требований к качеству общего образования важно выявлять затруднения педагогов и актуализировать потенциал отечественной системы дополнительного профессионального образо
К содержанию образовательной программы по семейному воспитанию для дополнительного профессионального
Ванданова Эльвира Леонидовна
В статье представлена теоретико-методологическая основа разработки программы по семейному воспитанию для дополнительного профессионального образования, включающей положения культурно-исторической концепции и системно-деятельностно
Источник: didacts.ru
Направляем работника на получение дополнительного образования
Виды основного образования
- среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
- высшего образования – программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки.
3. Профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Дополнительное образование
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации двух дополнительных профессиональных программ (ст. 76 Закона № 273-ФЗ).
Вид дополнительного образования
Цель дополнительного образования
Совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
Получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации
Содержание дополнительной программы определяется образовательной программой с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное обучение. При установлении содержания программы нужно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе.
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профстандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица:
- имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется:
- единовременно и непрерывно;
- поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании;
- полностью или частично в форме стажировки.
Сроки стажировки руководство организации, направляющей стажеров, определяет самостоятельно, исходя из целей обучения, и согласовывает с руководством организации, где стажировка проводится.
Формы обучения и сроки освоения дополнительных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
К сведению: минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов (п. 12 Порядка).
Освоение дополнительных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Если дополнительная программа осваивается параллельно с получением среднего профессионального или высшего образования, эти документы выдаются одновременно с соответствующим документом об образовании и о квалификации.
По результатам стажировки выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
Порядок направления на обучение
Работодатель в зависимости от своей потребности вправе заключить с работником или лицом, ищущим работу, ученический договор о прохождении профессионального обучения, получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования (ч. 1 ст. 196, ч. 1 ст. 198 ТК РФ).
Однако прежде, чем заключать ученические договоры, необходимо совершить ряд мероприятий.
1. Установить условия и порядок получения образования в коллективном договоре (соглашениях, трудовом договоре) (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). При выборе форм подготовки работников и составлении перечня необходимых профессий и специальностей учитывается мнение профсоюза (ч. 3 ст.
196 ТК РФ).
2. Составить план повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на год, указав основания и цели дополнительного образования.
Отметим: в рамках внедрения профстандартов Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 было предусмотрено, чтодо начала 2020 года государственные и муниципальные учреждения должны в том числе составить планы подготовки работников и их дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.
3. Заключить договор с организацией,осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (п. 12 Порядка).
После этого уже можно заключать ученический договор. Заключить его можно не только с работником организации, но и с лицом, не обладающим необходимой квалификацией и только что принятым на должность с условием о соответствующем обучении.
В силу ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать:
- наименования сторон (Ф. И. О. ученика (работника), наименование организации, Ф. И. О. руководителя и сведения о документе, на основании которого он действует);
- указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником (если обучение проводится силами работодателя, данные сведения вносятся на основании ЕКС, ЕТКС, профессиональных стандартов);
- обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором (например, можно предусмотреть освобождение на период обучения от работы, изменение режима работы);
- обязанность работника пройти обучение;
- обязанность проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре в соответствии с полученной квалификацией;
- срок ученичества;
- размер оплаты труда (выплачиваемой стипендии) в период ученичества;
- другие условия.
Заключительный момент – издание приказа (распоряжения) о направлении на обучение. Его оформляют произвольно, но помимо Ф. И. О. и должности работника, срока и места обучения целесообразно отразить основания необходимости обучения (например, план обучения).
Если работник направляется для обучения в другую местность, ему оформляется командировка.
По окончании обучения на основании представленного работником документа следует внести запись в трудовую книжку и личную карточку (ч. 6 п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69). Так, в графе 3 книжки делается запись вида «С 14.01.2019 по 15.03.2019 проходил обучение на курсах повышения квалификации», а в графе 4 указываются соответствующее удостоверение или свидетельство и его номер и дата. В личной карточке для записей об обучении можно использовать два раздела – V «Повышение квалификации», VI «Профессиональная переподготовка».
Расходы, связанные с обучением
Работнику, направленному на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования, выплачиваются следующие суммы:
- средняя зарплата за время обучения по основному месту работы (ч. 1 ст. 187 ТК РФ);
- командировочные расходы (на проезд, проживание и др.), если обучение проходит в другой местности (другом городе) (ч. 1 ст. 187 ТК РФ);
- стипендия (не ниже МРОТ). Ее конкретный размер определяется ученическим договором (ч. 1 ст. 204 ТК РФ);
- оплата по установленным расценкам работы, которую такой работник выполняет на практических занятиях (ч. 2 ст. 204 ТК РФ). Расценки могут быть установлены ученическим договором;
- дополнительные выплаты, предусмотренные локальным нормативным актом, трудовым или коллективным договором, соглашением (ч. 5 ст. 196 ТК РФ).
Если сотрудник совмещает обучение с работой на условиях неполного рабочего времени, ему выплачивается зарплата, рассчитываемая пропорционально отработанному времени или в зависимости от объема выполненных работ (ч. 3 ст. 93 ТК РФ).
Обратите внимание: оплачивать стоимость дополнительного профессионального образования работодатель должен, если это предусмотрено федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Например, повышение квалификации медицинского работника, фармацевта (п. 2 ч. 1 ст.
72, п. 8 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В остальных случаях вопрос оплаты решается по соглашению сторон в порядке, установленном коллективным или трудовым договором, соглашением (ч. 1, 2 ст. 196 ТК РФ).
Если обучение полностью оплачивал работодатель, в силу ст. 249 ТК РФ он может вернуть затраченные на обучение сотрудника средства. В частности, это возможно, если тот увольняется без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым или ученическим договором об обучении за счет средств работодателя: в таком случае сотрудник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Обратите внимание: возмещение командировочных расходов работникам, направляемым с отрывом от работы на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в другую местность, гарантировано Трудовым кодексом. Эти суммы не включаются в затраты, понесенные работодателем на обучение работника, и не возмещаются работодателю, если работник увольняется без уважительных причин до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении (Обзор практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника, утвержденный Президиумом ВС РФ 05.12.2018).
При этом, как рекомендовал Роструд в Письме от 18.10.2013 № 852-6-1, во избежание споров лучше заранее определить уважительные причины увольнения и закрепить их в трудовом договоре или соглашении об обучении. А с учетом того, что порядок возмещения затрат (в частности, порядок расчета отработанного после окончания обучения времени), связанных с обучением работника, не урегулирован трудовым законодательством, его следует закреплять в соответствующем соглашении об обучении – ученическом договоре. Если такой порядок установлен не был, взыскивать придется через суд.
Источник: www.audit-it.ru