Педагог:Пигалкина Юлия Сергеевна, воспитатель ГБОУ ООШ № 23, СП «Детский сад №70» г.Сызрани
Описание работы:мастер-класс разработан для педагогов дошкольных организаций с целью повышения профессиональной компетенции. Развитие основ алгоритмики и программирования в современном мире является одной из приоритетных задач, так как современной образование направлено на развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста.
Актуальность темы:современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Формировать и развивать техническую любознательность, мышление, аналитический ум, формировать качество личности, обозначенное ФГОС, необходимо начиная с самого дошкольного возраста. Планируемый результат работы — это овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ, являются игры, направленные на развитие алгоритмики и программирования.
Козлова С.А. Особенности проектирования познавательно-исследовательской деятельности по ФЭМП
Целевая аудитория:педагоги дошкольных организаций
Цель:повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования.
Задачи:
— расширять представления педагогов о развитии технического творчества путем использования игр по алгоритмике и программированию;
— поделиться опытом использования игр в разных возрастных группах;
— формировать у участников мастер-класса желания использовать игры в своей работе.
Ожидаемые результаты мастер – класса:формирование интереса педагогов дошкольных организаций к играм на развитие основ алгоритмики и программирования, желания использовать их в своей работе с детьми.
Методы:объяснение, демонстрация, упражнение, рефлексия.
Материалы, оборудование, инструменты:мультимедийная презентация, игры «Настольный алгоритм», «Раскодируй предмет», «Разветвленный лабиринт с блоками Дьенеша».
Ход мастер-класса
Вступительная часть.
Уважаемые участники мастер-класса, сегодня я хочу поделиться опытом своей работы на тему «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования».
Цель моего выступления – показать вам влияние развивающих игр на формирование основ алгоритмики и программирования у дошкольников.
Что включает в себя понятие «алгоритмы и программирование»? Какие виды алгоритмов существуют и зачем надо учить ребенка программированию? И наконец, какие этапы ознакомления с алгоритмами в соответствии с возрастными особенностями дошкольников существуют? Эти вопросы я предлагаю вам рассмотреть в первой части нашего семинара. В практической части вы сможете выполнить несколько заданий-алгоритмов разной сложности и попробуете самостоятельно составить наглядный алгоритм, т.е научитесь основам элементарного программирования для детей разных возрастов.
КОД БОГА Самая запрещённая лекция ПРОФЕССОРА ГАРЯЕВА
Надеюсь, что данное занятие поспособствует формированию вашего интереса к играм на развитие основ алгоритмики и программирования, желанию использовать их в своей работе с детьми.
Теоретическая часть.
Сравним два понятия «алгоритм» и «программирование»
Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи (по другому сказать – это работа по готовой схеме, набору инструкций).
Программирование — процесс создания программ, то есть разработка программного обеспечения. Другими словами создание набора инструкций самим ребенком – это уже программирование. Таким образом, можно увидеть, что программирование без алгоритмов невозможно. Исполнителем алгоритма может быть как человек (кулинарные рецепты, различные инструкции, алгоритмы математических вычислений), так и техническое устройство.
Виды алгоритмов:
1.Линейные (из простых команд).
Например, алгоритм «Моем руки»
2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа). Предполагает выбор действий в зависимости от какого-либо условия. Например, алгоритм «Гуси-лебеди».
3.Циклические (если действия повторяются).Например, алгоритм «Сбор ягод». Циклические алгоритмы не используются в дошкольном возрасте.
Формы алгоритмов:
1. Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: указания, инструкция.
2. Наглядные:схемы, формулы.
Зачем учить ребенка программированию?Это требование времени. Азы программирования сегодня так же важны, как умение читать, считать и писать. Что дадут ребенку начальные навыки программирования? Они научат его логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия.
Сложно ли для детей программирование? Для ребенка — нет. Его жизнь — игра. Программирование он познает через игру. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Формировать и развивать техническую любознательность, мышление, аналитический ум, формировать качество личности, обозначенное ФГОС, необходимо начиная с самого дошкольного возраста. Планируемый результат работы — это овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать.
Существует много различных игр, направленных на развитие основ алгоритмики и программирования. Целью таких игр является формирование умения планировать свою деятельность и прогнозировать результат. Это такие игры как: «Построй поезд», «Найди ошибку в закономерности», «Настольный алгоритм», «Раскодируй предмет», «Разветвленный лабиринт с блоками Дьенеша».
Какие вы можете назвать игры на развитие основ алгоритмики? В своей работе я использую игры на занятиях по математике, в совместной деятельности с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста от простых к сложным. Как вы думаете, где еще можно использовать игры на развитие основ алгоритмики? (Также в старшем дошкольном возрасте игры на развитие основ алгоритмики использую как часть предварительной работы к образовательной деятельности по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Это такие игры как: «Найди свое место на трибуне», «Зажги фонари», «Найди дерево», «Морские камешки», «Лесные жители» и т.д. Более подробно хочу рассказать о некоторых играх.)
В младшей группе основной задачей является подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия). Состоит алгоритм не более чем из трех действий (шагов).
Например, игра «Собери бусы», где детям предлагается выложить бусы из кругов двух цветов. Ребенок должен собрать бусы по заданной закономерности, например, красный круг, синий круг и т.д.. Он должен выполнить 2-3 шага.
В средней группе количество действий (шагов) увеличивается до пяти. Используются специальные игры и упражнения на использование алгоритмов. В средней группы я начинаю знакомить детей с игрой «Настольный алгоритм».
Целью игры является знакомство детей с построением первых алгоритмов движения. Это поле, в каждой ячейке которого изображен предмет, геометрическая фигура, буква или цифра. Ребенку предлагается карточка с заданием, где в 1-м квадрате показано, с какой картинки начать движение и в каком направлении двигаться.
В последнем квадрате стоит знак вопроса, пройдя весь путь по маршруту ребенок приходит к определенной картинки и называет ее. Второй вариант игры: ребенку предлагается карточка с заданием пройти путь от одной картинки к другой. Ребенок должен не только пройти путь, но и описать свой маршрут. Также в эту игру можно играть вдвоем.
Один ребенок выстраивает маршрут движения, а другой ребенок его проходит. В этой игре ребенок осваивает роль помощника.
В старшем дошкольном возрасте ввожу упражнения на освоение алгоритмов, направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом. Используются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма — модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале. В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов). В старшей группе ввожу игры повышенной сложности, например «Раскодируй предмет».
Целью игры является формирование умения читать инструкцию, развивать психические процессы. Игра представляет собой игровое поле, на котором сверху вниз расположены цифры, слева направо буквы и зашифрованный код, где указано в какой клетке какая геометрическая фигура или деталь конструктора находится. В данной игре можно использовать любой вид конструктора, набор геометрических фигур. Я использую 7 набор Даров Фребеля. В итоге, если ребенок всё выкладывает правильно, у него получается рисунок из геометрических фигур.
Игру «Разветвленные лабиринты с блоками Дьенеша» использую в подготовительной к школе группе.
В этой игре дети закрепляют символы обозначения свойств фигур, умение соотносить блок и символы, правильно выбирать путь, конструировать заданный предмет. Игра начинается, как и в обычном лабиринте, с красной стрелки и выполняются ходы по заданному алгоритму на карточке, где изображены геометрические фигуры — блоки. Ребенок находит символы (цвет, форма, размер, толщина), соответствующие фигуре и двигается в заданном направлении.
Так он продолжает движение пока не дойдет до нарисованного предмета, который он должен будет выложить, используя блоки Дьенеша. После освоения данной игры ребенку предлагается самому составить карточку – задание для своих товарищей.
Практическая часть.
Предлагаю вам посмотреть данные игры в работе.
Комментирующая часть.
В ходе выполнения задания оказываю индивидуальную помощь при необходимости, комментирую выполнение.
Рефлексия.
Таким образом, используя эти игры, я заметила, что дети легко и успешно решают проблемы и задачи не только на занятиях, но и в повседневной жизни, они планируют свою деятельность для достижения определенного результата.
Подведение итогов.
При подготовке мастер-класса я использовала литературу: Михайлова З.А. — Игровые занимательные задачи дошкольников и интернет-ресурсы. Задумку игр брала у коллег-педагогов, перерабатывала игры под возможности своих детей и дидактические игры, и пособия, которые есть в нашем учреждении.
Список литературы:
Михайлова З.А. — Игровые занимательные задачи дошкольников
Интернет – ресурсы.
Презентация на тему: Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования
Источник: ped-kopilka.ru
Использование наглядного моделирования при организации познавательной деятельности
Актуальным направлением в области формирования предпосылок учебной деятельности считаю, овладение действиями наглядного моделирования.
Учитывая, что ведущий вид мышления наглядно-действенное и наглядно-образное, одним из ведущих, методов, используемых, педагогами при организации познавательной деятельностив процессе реализации образовательной программы, является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использоватьзнаково-символические средства получаемой информации (создание моделей, схем)
Публикация «Использование наглядного моделирования при организации познавательной деятельности» размещена в разделах
Различные программы воспитания и образования детей, а именно программа «Развития»под редакцией Л. А. Венгера предполагает использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности. Однако по объективным причинам, строить работу по программе «Развития»не представляется возможным. Наша образовательная дошкольная организацияработает по программе «От рождения до школы», поэтому частично используем элементы программы«Развития», трансформируя их под условия общей образовательной программы ДОУ.
Анализ практических и методических материалов показал ряд проблем и задач, для решения которых составили и реализовали план работы, позволяющий определить необходимые условия для развития универсальных предпосылок учебной деятельности детей.
Разработали игры со схемами для формирования навыков организованногоповедения в детском саду, дома, на улице.
Для развития коммуникативных навыков применяли схемы, мнемотаблицы, модели. Так как, использованиеданного опорного материала развивает у детей умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Например, для выбора удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Несущественны для данной деятельности их цвет и форма. Для этого используем моделирование.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. При неоднократном объяснении могут понять план помещения, и, пользуясь отметкой в плане. Находят в комнате спрятанный предмет.
Моделирование, как активная самостоятельная деятельность, используетсявоспитателем наряду с демонстрацией модели. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделямистановится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Развитие познавательной деятельностидошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. Воспитание познавательныхинтересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.
Публикации по теме:
Использование метода проектов в организации самостоятельной деятельности дошкольников Подготовила воспитатель МАДОУ№10 Г Ленинск-кузнецкий Пронькина Н. П. Использование метода проектов в организации самостоятельной деятельности.
Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.
Беседа с родителями «Использование наглядного материала в обучении грамоте старших дошкольников» В современном мире ознакомление детей с грамотой в дошкольном возрасте, является одной из основных задач. Эту задачу не возможно решить.
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старшей группе «Прогулка в лес» Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старшей группе «Прогулка в лес». Коррекционно-образовательные.
Использование метода наглядного моделирования при освоении букв русского алфавита В норме, в возрасте до шести лет доминирует правое, образное, полушарие головного мозга. И лишь к семи годам начинает активно включаться.
Использование схем последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников Использование схем последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников Корнеева А. А. ,.
Конспект по развитию познавательной активности и инициативности в процессе организации проектной деятельности с детьми Задачи: Формировать навыки складывания квадратиков, используя пооперационную карту, подбирая соответствующий цвет. Продолжать формировать.
Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений» «Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений» Цель: реализация практических аспектов метода наглядного.
Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» «Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей»В своей работе я применяю игровую образовательную.
Положение о смотре-конкурсе «Создание условий для организации познавательной деятельности детей в ДОУ» Приказ 02.02.2016 г. Троицк № ___ О проведении смотра — конкурса «Создание условий для организации познавательной деятельности детей.
Источник: www.maam.ru
Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенка.
В основе моделирование лежит замещение.
«Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов»( Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада, — М.,Просвещение , 1989г)
Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Многие из них довольно широко распространены.
Так, например, большая часть знаков дорожного движения используется во многих странах по всему миру. Привычный для нас с вами алфавит это тоже система символов, позволяющая предавать какую-либо информацию. Кириллица, как и большая часть алфавитов, строится на символах (буквах), Но в мире есть письменности, в основе которых, по прежнему, остается изображение предметов, явлений, действий с ними, оформленных в виде схематических картинок. Такие картинки могут быть наделены сходством с реальным предметом.
С развитием цифровых технологий процесс передачи информации, в том числе чувств и эмоций человека иногда превращается в демонстрацию универсальных символов, которые доступны для понимания людям незнакомым друг с другом и говорящим на разных языках. Например, всем известные «смайлики». Но особой смысловой нагрузки они за собой не несут. Это скорее, описание, выражение настроения, отношения к чему-либо.
Педагогическое моделирование, которое строится на замещении предметов, явлений условными символами, выполняет задачу развития мыслительных процессов, в частности, у детей дошкольного возраста.
Я хотела бы подробнее остановиться на одном из вариантов наглядного моделирования, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, начиная с раннего возраста – это алгоритмы действий.
У детей раннего возраста мыслительный процесс всегда связан с действиями, манипуляциями с предметами. Между тем уже в этом возрасте ребенок соотносит определенные картинки с действиями. Покажите ребенку ложку, и он, с очень большой вероятностью покажет движение рукой, как он будет ложкой кушать кашу.
Один из первых алгоритмов, с которыми я знакомлю детей с раннего возраста – это алгоритм одевания. Его я располагаю на уровне глаз ребенка в приемной группы детского сада. Сначала я выясняю, насколько дети понимают смысл этих картинок. Если ребенок не имеет ограничений в своих возможностях, он вполне быстро может одевать вещи или приносить их взрослому перед одеванием, опираясь на такую модель.
По такой же логике работает и алгоритм умывания. Каждый раз, приходя в умывальную комнату, обращаю внимание детей на понятные для них картинки. Конечно, перед тем, как использовать на практике такие модели, мы с детьми проговариваем, какой смысл они несут. Для раннего и младшего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша.
В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут» его действий, если вдруг не будет рядом взрослого.
Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым».
С младшего дошкольного возраста также начинаю использовать в деятельности с детьми алгоритм ухода за комнатными растениями. И в этой деятельности появляется новый вид модели – мнемотаблицы. В таких таблицах уже содержится информация, которая поможет ребенку выполнить верные действиях с растениями(полив, опрыскивание и т.д),а также наталкивает дошкольника на осмысление характерных особенностей растения( любит свет или любит тень, прихотливое в уходе или нет и т. д.)
Такой «паспорт» способствует наглядному сравнению особенностей роста и ухода разными видами растений, или, к примеру, подводит к анализу, чего не хватает растению для роста.
А алгоритм в уголке природы формируют посредством наглядности организацию деятельности ребенка.
К 4-5 годам у ребенка формируется наглядно — образное мышление. Дошкольник способен не только опираться на картинки, как это было в алгоритмах одевания и умывания, а представлять предметы, явления, действия в виде схем с использованием геометрических фигур, символов. В этот период элементы моделирования можно включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность( описание игрушек, животных, опорные схемы для заучивания стихотворений и развития связной речи при пересказе), игровую деятельность( как предметы-заместители) а также продолжать применение в ходе режимных моментов(дежурства по уголку природы, занятиям и т.д)
В заключение хотелось бы отметить, что универсальных методов в педагогике, элементы которых получили бы в образовании и воспитании детей широкое применение, не так много. Метод моделирования для развития умственных процессов детей помогает решать очень важные познавательные задачи. Использование моделирования не должно быть «стихийным», важно педагогу понимать возрастные, индивидуальные особенности ребенка и виды моделей, которые можно бы было применить в каждом конкретном случае. Тогда данный метод поможет дошкольнику в развитии умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.
Дата изменения: 17.11.11.2019
Источник: portal2011.com