Citizenfour — фильм, рассказывающий историю Эдварда Сноудена, — можно назвать документальным триллером. Достаточно необычно для фильма такого жанра до такой степени завораживать и держать в напряжении. В маленькой, полной клаустрофобии комнатке в гостинице Гонконга разыгрывается драма, последствия которой изменят весь мир.
Редко можно увидеть, как бесконечная цепная реакция начинается из очень конкретного закрытого пространства, и как те, кто стоят у истока цепочки, наблюдают за тем, как она раскручивается. Фильм подкупает обыденностью этой интеракции. Еще никому не известный Сноуден рассказывает журналистам кто он, и начинает потихоньку открывать вершину айсберга раскрываемого им океана информации. А заодно совершает короткий ликбез по информационной безопасности (или, скорее, по информационной уязвимости) для широкого круга зрителей.
По сути, действие разыгрывается в двух пространствах. С одной стороны, это история журналистского расследования. С другой — история самого Сноудена. Второе, конечно, намного интереснее. Мы видим на экране человека, который полностью отказывается от своего прошлого и не знает, что его ждет.
VICE | Эдвард Сноуден показывает как защититься от прослушки
Словно в античной трагедии, над героем нависает злой рок, катастрофа и, по правилам жанра, он должен поплатиться за свои поступки, как Прометей, восставший против произвола богов. Подобное ощущение нависшего рока делает значимыми любые детали — будь то борьба Сноудена с укладкой прически или подходы к окну, которые проводят границу между внешним сломанным миром, и пространством, в котором герой пытается этот мир починить. При этом сам Сноуден постоянно подчеркивает, что главное для него — это не закрыть интересом к своей персоне суть того, что он делает.
Журналисты для него не только посредники для передачи информации, а прежде всего эксперты в области того, что и как должно быть донесено до публики: ”Я мог бы это выложить сам, но я не знаю как это правильно сделать. Вам принимать решение что и как публиковать.”
Фильм создает ощущение петли, которая затягивается вокруг гостиничного номера. Успеет ли герой выполнить свою миссию до того как мышеловка захлопнется? С этой точки зрения, катарсисом является момент, когда миссия выполнена, мир исправлен и фокус переключается с миссии героя на его судьбу. На первый план выходят тревога и обреченность, готовность героя принести себя в жертву.
Добровольный отказ от работы, семьи, девушки, прошлого и будущего. Пожалуй, единственное, что «портит» трагедию — это ее относительно счастливый конец, когда герой воссоединяется с возлюбленной в некой семейной идиллии. Казалось бы, фильм должен закончится сценой Сноудена, прикованного к скале, и орла, клюющего его печень, ан нет….
16 лет Он скрывался от ЦРУ изучая математику в лесу, и вот чем это закончилось…
Возможно, именно это заставляет отнестись критически к дискурсу греческой трагедии в истории Сноудена. Возникает двойственное ощущение. С одной стороны, трагедия захватывает, а с другой — создается ощущение, что что-то не так. Законы античной драмы не работают. То, что должно быть трагедией, превращается в голливудскую историю.
И этот диссонанс в фильме, пожалуй, наиболее интересен.
Сitizenfour позволяет идентифицировать ключевой вопрос в истории утечки документов – является ли Сноуден продуктом системы или ее врагом. С одной стороны, налицо история противостояния системы и индивида. Однако Сноуден выращен этой системой, и аргументируя свои поступки, объясняя свои действия, он апеллирует именно к системным ценностям. Его задача не разрушить систему (и этим он отличается от анархистов типа Ассанжа и Аппельбаума), а исправить ее траекторию. Сноуден, с его точки зрения, не бросает вызов системе, а пытается ее защитить.
В фильме Сноуден объясняет, что работает в NSA системным администратором. Это важно и буквально, и метафорически. Буквально — потому, что его место дает ему доступ к информации вне иерархии доступов секретности. Метафорически — потому, что все, что делает Сноуден, можно свести к более широкому пониманию администрирования системы.
Теория сложности и синергетика утверждает, что когда внутри системы растет ошибка и она достигает критического порога, то рождается фактор, который должен позволить системе избежать коллапса. По сути, это внутренний механизм регуляции, своего рода система сдержек и противовесов (checks and balances), которая позволяет системе себя сбалансировать в случае серьезного отклонения от нормы. Иными словами, господин Сноуден, будучи администратором системы, не идет против системы. Он ее защищает. Он и есть система.
Впрочем, больше всего в фильм мне запомнилась деталь другого порядка. Когда Сноуден вводит код для доступа к базе данных, он забирается с головой под гостиничное одеяло. Мне это напомнило любимый мной в детстве рассказ Роберта Шекли «Призрак V», где герои спасаются от кошмарного чудовища, спрятавшись под одеялом. «Самая надежная защита: одеяло над головой», — говорит герой Шекли. Действительно, в сегодняшнем мире одеяло – это пожалуй, последнее средство безопасности… особенно если оно пуховое.
Источник: zimamagazine.com
Драма «Сноуден» (Snowden)
Режиссер — Оливер Стоун . Сценарий — Киран Фицджералд , Оливер Стоун, Анатолий Кучерена , Люк Хардинг . В ролях — Джозеф Гордон-Левитт , Шейлин Вудли , Рис Иванс , Николас Кейдж , Тимоти Олифант , Закари Куинто . Франция, Германия, США . 2016.
Через 20 лет Ирак будет адской дырой, на которую всем будет наплевать.
Терроризм – краткосрочная угроза.
Реальные угрозы будут исходить от Китая, России, Ирана и это будут взломы сетей и вредоносные программы.
Корбин.
Меня вся история со Сноуденом до этого фильма озадачивала двумя вопросами о неисправимом дебилизме американской разведки (как они такого сотрудника умудрились из-под колпака потерять) и судьбе самого бравого айтишника, ведь всё-таки предать родную страну это поступок странный. Теперь Оливер Стоун раскрыл мне глаза.
Сноуден не предатель, а борец за демократические ценности, диссидент и «узник совести». Ведь борьба за демократию не признаёт границ и государственной безопасности, что, вот это поворот, России оказалось на руку. Фильм качественный, далеко не шедевр, но добротно и интересно снят. Оливер Стоун умеет снимать картины среднего уровня, но до такого среднего многим как до Луны. Посмотреть стоит.
Картина о жизни Эдварда Сноудена (Джозеф Гордон-Левитт) начинается с момента его вербовки в ЦРУ. Вообще-то он хотел стать морпехом и даже в армию пошёл, но здоровье подвело (опять умник в очках в учебном лагере, привет «Цельнометаллической оболочке»). Тем не менее неудавшийся морпех оказался талантливым самоучкой-программистом, благодаря своей настойчивости попал в поле зрения ЦРУ и был определён в соответствующую службу по кибербезопасности. Параллельно развивается романтическая линия (ну куда без неё): Сноуден знакомится в интернете, а затем и в живую, с девушкой по имени Линдси (Шейлин Вудли) – молодым фотографом без определённого рода деятельности.
В црушной учебке Эдвард проявляет свой талант и становится лучшим на курсе. Его руководитель, Корбин (Рис Иванс), пророчит ему большое будущее, а пока Сноуден несколько лет работает в Швейцарии, вскрывает там всякие вражеские, и не очень, сети и скучает. Но подворачивается возможность стать оперативником.
Его приятель, полевой агент ЦРУ (Тимоти Олифант), предлагает поучаствовать в вербовке одного арабского бизнесмена, и Эдвард соглашается. По результатам операции оказывается, что из него плохой агент, от слова «совсем». В процессе, увидев воочию возможности некоей программы тотальной слежки за населением, он начинает боятся за Линдси, заклеивать камеры в ноутбуке и мучиться совестью. В конце концов он решает уволиться из ЦРУ.
И как говориться: спецслужбисты бывшими не бывают. Сноуден немедленно устраивается в другую контору – АНБ и переезжает в Японию, где возглавляет проект по созданию тайной программы слежки аж за всей Страной восходящего солнца, а заодно и полного контроля её инфраструктуры, развернулся в общем паренёк. Попутно он мучается той же совестью, отношения с Линдси приходят к разрыву.
Всё как обычно: карьера в гору, семья под неё. В конце концов через несколько лет, после отъезда из Японии, воссоединения с Линдси и обнаружения у себя эпилепсии наш герой оказывается на Гавайях (бывший наставник помог), где работает ценным специалистом уже над новой программой. Теперь Эдвард создал ещё более матёрую систему киберслежки якобы против китайцев. Но внезапно он обнаруживает, что за собственной страной он следит гораздо больше, чем за Китаем.
И тут… О, да! Снова просыпается проклятая совесть, видимо эпилепсия её усилила. И вроде бы жизнь удалась: жена, огромная зарплата, Гавайи, ан нет, не даёт совесть патриоту спать спокойно.
Последней каплей стала информация о том, что за Линдси ведётся круглосуточная тотальная слежка, и, о ужас, кто-то, наверняка, рассматривает её фотки голышом, которые она заботливо хранит на своём ноутбуке. Тут уже сердце нашего героя не выдержало. Надо что-то делать. Дальше мы и сами знаем из новостей (по телеку все смотрели): побег в Гонконг с кучей секретной информации, встреча с журналистами, всемирный скандал, попытка свалить в Латинскую Америку, сидение в аэропорту «Шереметьево» и, в конце концов, дружеские объятия ФСБ. Добегался.
В очередной раз убедился, что о мерзких американских спецслужбах хорошо снять могут только сами американцы, особенно когда в кресле грамотный режиссёр. Огромная, мощная организация с неограниченными ресурсами тиранит всех кого попало и тихо готовиться к установлению диктатуры, но, вот сюрприз, не в состоянии уследить за собственными подчинёнными, которые спокойно тырят суперсекретные сведения и бегут в Россию.
Что-то явно прогнило в Цитадели свободы. Хотя и приятно посмотреть, ради разнообразия, шпионский фильм о рутинной работе спецслужб. Никаких перестрелок, погонь и сексапильных шпионок нет, за этим к Джейсону Борну и Джеймсу Бонду. Зато есть обычная, тупая и не очень, работа: слежка, вербовка, сбор и анализ информации, программирование и офисная бытовуха. За близость к реальности – твёрдая четвёрка.
Повторюсь — фильм добротный. Стоун даже из пропаганды делает картину, которую можно смотреть без пива. Один раз, но можно. Актёрский состав работает, именно работает, не выкладывается, но и не сильно филонит. Льюит понравился, звёзд с неба не хватает, но патриотического ботаника в очках изображает достоверно.
Николасу Кейджу досталась всего пара эпизодов, но это хорошо. актёр он сложный, снимать его надо уметь (у Коэнов получалось), а иначе он сделает печальное выражение лица, типа изображает страдание, и ходит так весь фильм, здесь ему провернуть этот фокус не дали. Вудли страдает, Иванс с хитрым выражением лица выдаёт идеологические монологи, а Олифант мерзко щурится — каждый делает то, что умеет. В общем игра на тройку.
Что касается идейной составляющей, то Оливер Стоун часто снимает картины на злободневные политические темы и этот фильм не исключение. У него свои твёрдые жизненные принципы и свой взгляд на положение в США, что заслуживает уважение.
И в «Сноудене» он высказывается соответственно своим взглядам: США катиться куда-то в сторону свирепой диктатуры, ЦРУ сходит с ума и осуществляет какие-то зловещие планы, у власти дураки и двуличные сволочи (включая президента), но есть ещё здоровые силы в стране и надо бороться. Кстати в своих интервью он так и говорит: «Трамп чокнутый: сначала он говорит одно, на следующий день — другое.
Да, он опасен. Но что заставляет вас думать, что Хиллари Клинтон менее опасна? Говорят, что она либеральна? Она сторонница политики вмешательства. Я бы хотел видеть в Белом доме кандидата от демократов, обращенного к миру.
Но она стоит во главе воинственно настроенной партии. Берни Сандерс лучше воплощает традицию Демократической партии.» ( https://russian.rt.com/inotv/2016-11-06/Oliver-Stoun-Tramp-choknutij-Obama ) Вот такой он демократ и либерал, за спиной которого стоит какая-то часть демократической партии США, иначе бы фиг ему дали деньги на такой фильм (не верьте, что в США нет цензуры).
Надо также заметить, что это тот редкий голливудский фильм, где русских не поливают грязью. Отношение что-ли к нам меняется?
Сноуден, конечно, не Юлиус и Этель Розенберги, которые своим героическим поступком (передали СССР секретные материалы по американскому атомному проекту) сильно ускорили работы по созданию ядерной бомбы в нашей стране, чем уберегли мир от катастрофы, но какую-то пользу он, наверняка, России принёс. Вот только не надо думать, что ему просто так разрешили у нас остаться.
У спецслужб есть свои методы вытягивания информации и выбор у бывшего црушника был не велик: или сам расскажешь при минимальном воздействии со стороны специально обученных психологов и врачей, или всё равно расскажешь, но уже по-плохому. А рассказать есть что, особенно о методах работы киберподразделений США. Возможен, конечно, и другой вариант. Может быть вся эта история с побегом хитрая провокация ЦРУ и Сноуден – подсадная утка, то есть дезинформатор. Но тут возможны только беспочвенные догадки, всё равно никакой информации нет.
Источник: www.vestikamaza.ru
Герой или предатель: правда и вымысел в «Сноудене»
15 сентября в российский прокат вышел фильм Оливера Стоуна «Сноуден» об известном разоблачителе американских спецслужб. Лайф посмотрел картину и выяснил, что в фильме правда, а что — вымысел.
Экранизация жизни экс-шпиона ЦРУ уже успела засветиться в скандале. Фильм базируется на полуавтобиографическом романе «Время спрута», написанном адвокатом Сноудена Анатолием Кучереной. Согласно информации The New York Times, последний был уличён в манипулировании голливудским режиссёром, заставив Стоуна купить за баснословную сумму (по данным Wikileaks, $1 млн) права на адаптацию его книги взамен на доступ к своему клиенту, тогда как сам именитый режиссёр не собирался экранизировать книгу Кучерены. Адвокат эту информацию опровергает. Как бы то ни было, источником для фильма также служит книга журналиста The Guardian Люка Хардинга «Файлы Сноудена», а сам Кучерена лично появляется в картине с весьма запоминающимся камео.
«Сноуден» фокусируется на биографии экс-сотрудника ЦРУ до того, как его разоблачения о повсеместной слежке США прогремели на весь мир. В фильме показаны его отношения с девушкой Линдси Миллс, а фабула затрагивает моменты жизни шпиона со служения в армии до передачи секретных файлов журналистам в Гонконге.
Сам Сноуден после просмотра фильма заявил, что картина довольно верно отображает его жизнь. Надо понимать, что новое творение Стоуна — художественный, а не документальный фильм (лучше тогда посмотреть оскароносный «Гражданин четыре» Лоры Пойтрас), в фильме некоторые реальные события искажены для усиления драматизации. Предлагаем разобраться, какие. Внимание: спойлеры.
Личность Сноудена
Джозефу Гордону-Левитту, исполнившему заглавную роль, удалось довольно точно передать манеры, а особенно голос известного шпиона. Это подтверждают как критики, так и сам Сноуден. Для подготовки к роли актёр проигрывал перед сном записи со своим персонажем, чтобы лучше их перенять. Однако в фильме главный герой всё время носит очки, что не совсем соответствует действительности. Сам Сноуден в жизни их не носит, предпочитая надевать их только для публичных выступлений дабы «сохранить какую-то часть своей личности для себя».
Перелом ног
В фильме показано, что Эдвард Сноуден ломает обе ноги, неудачно спрыгнув утром с кровати в один из дней армейской подготовки. В целом этот факт, из-за которого экс-шпиону пришлось закончить армейскую службу, верен. Однако инцидент произошёл во время одной из тренировок, а не в случае нелепой случайности.
Хэнк Форрестер
Во время прибытия в лагерь для обучения новых рекрутеров Сноуден знакомится с потерявшим себя сотрудником АНБ, который выступает ментором для будущих сотрудников агентства. По предположению Business Insider, герой, сыгранный Николасом Кейджем, основан на другом известном разоблачителе госструктур — Уильяме Бинни. После 30 лет службы в АНБ он предал гласности информацию о деятельности агентства и не раз выступал с критикой администраций как Буша, так и Обамы из-за вопросов приватности. Как и Форрестер, Бинни положительно оценил то, что сделал Сноуден.
Корбин О’Брайен
Один из боссов в АНБ, которого сыграл Рис Иванс, — полностью выдуманный персонаж. Именно он нанимает Сноудена на службу в ЦРУ и содействует своему протеже на протяжении всей его карьеры. Стоун вдохновился романом «1984» ещё в детстве, поэтому очевидно, что имя персонажа было дано в честь главного антагониста книги Джорджа Оруэлла. В фильме О’Брайен предстаёт собирательным образом, воплощающим Большого Брата в лице правительства.
База АНБ на Гавайях
В фильме показаны зарисовки работы Сноудена в филиале АНБ в Оаху, Гавайи. Именно это место стало последним в карьере для будущего разоблачителя. Первое, что бросается в глаза, — это само устройство здания: ни дверей, ни ключей, между отделами — стеклянные перегородки, как в обычном офисе.
При этом команды, отвечающие за разные задачи — Сноуден осуществляет защиту сетей от китайских хакеров, а команда рядом взламывает инфраструктуры КНР, — могут спокойно общаться и быть в курсе дел друг друга. В действительности же сотрудники, занятые в секретных проектах государственного масштаба, могут даже не знать, чем занимаются их соседи. К тому же вряд ли они могли построить такие тёплые отношения и даже прикрывать Сноудена, заподозрив что-то неладное, как сделал один из персонажей в фильме. Согласно последнему расследованию, информатора и вовсе называют склочным коллегой.
Кубик Рубика
По сценарию Сноудену удаётся пронести файлы под грифом «Секретно» в SD-карте, спрятанной в обычном кубике Рубика. Эта кульминационная сцена также отражена в трейлере. Конечно, это фантазия кинематографистов. Однако не в чистом виде их. Как рассказал Оливер Стоун на пресс-конференции Comic-Con, подобную деталь порекомендовал сам прототип картины.
На самом деле Сноуден никогда не рассказывал, как именно ему удалось незаметно для всех вынести секретные документы. По информации Reuters, экс-сотрудник ЦРУ собирал информацию для разоблачения задолго до своей работы на Гавайях: он начал сохранять данные, работая ещё в Dell, с апреля 2012 года, — за год до передачи документов журналистам в июне 2013 года.
Примечательно, что кубик Рубика всё же сыграл какую-то роль во всей этой истории: именно по нему документалист Лора Пойтрас в жизни нашла Сноудена при первой встрече.
«Я больше не имею доступа к секретным данным»
Эту фразу в фильме произносит главный герой и удаляет всё содержимое со своего лэптопа. Доподлинно неизвестно, обладает ли Сноуден лично ещё какой-либо информацией касательно спецслужб: как сообщается, экс-сотрудник ЦРУ мог унести с собой 1,77 млн секретных документов АНБ, тогда как Пойтрас и Гринвальду было передано около 200 тыс. файлов. Если и имеются неопубликованные материалы, то их местонахождение неизвестно.
Программы слежения
При этом в фильме довольно доступно и верно показана суть некоторых программ АНБ. К примеру, картина наглядно объясняет, зачем всё-таки надо клеить скотч на камеру ноутбука. В одной из сцен коллега Сноудена Сол показывает новоиспечённому шпиону, как американские спецслужбы могут получить доступ к любой камере и таким образом подглядывать за гражданскими. В 2014 году СМИ рассказали о программе Optic Nerve Центра правительственной связи Великобритании, органа радиоэлектронной разведки. Утверждалось, в частности, что спецслужбы могли перехватывать записи вебкамер через приложение Yahoo.
Также в картине точно передана работа программы XKeyscore — в своём роде поисковая система для чтения и прослушивания всех интернет-коммуникаций: имейлов, постов в соцсетях, сессий в чатах и прочее. XKeyscore позволяет аналитику АНБ искать людей по почте, телефону, IP-адресу или ключевому слову. Похожие функции выполняла и программа PRISM, благодаря которой американские спецслужбы имели доступ к серверам Microsoft, Google, Facebook, Yahoo, Apple и т.д.
Heartbeat и Epic Shelter, показанные в фильме, были действительно созданы Сноуденом.
Найденная уязвимость
Согласно «твиттеру» Сноудена, такие события имели место быть и в жизни. Он сообщил начальству о найденной уязвимости в сетевой инфраструктуре агентства, однако взамен получил выговор.
Неавторизованный доступ
По словам бывших коллег Сноудена, информатор всё же просматривал программы и документы, на которые он не имел права доступа. Для этого он пользовался чужими паролями. Сам экс-шпион это отрицает, в фильме этот момент отражён в виде сцены с коллегой Солом, которой и знакомит Сноудена с XKeyscore.
Линдси Миллс
Верную подругу Сноудена играет Шейлин Вудли. Как рассказывал Стоун, медиа совершенно неправильно подавали образ Линдси, тогда как в своей картине он попытался показать её с более человечной стороны. Известно, что Миллс — акробатка родом из Мэриленда, увлекается пол-дэнсом (танец у шеста). Она действительно не знала, что собирается сделать Сноуден, что и отражено в фильме. До разоблачений она довольно активно вела профили в социальных сетях (сейчас у неё есть «Инстаграм», на некоторых фотографиях из которого можно заметить и Эда).
Источник: life.ru