Линейной называется программа, все операторы которой выполняются в том порядке, в котором они записаны. Это самый простой вид программ.
Переменные
Переменная — это величина, которая во время работы программы может менять свое значение. Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описания переменных, начинающемся со служебного слова var . Для каждой переменной задается ее имя и тип, например:
var number : integer; x, y : real; option : char;
Имя переменной определяет место в памяти, по которому находится значение переменной. Имя дает программист. Оно должно отражать смысл хранимой величины и быть легко распознаваемым.
Тип переменных выбирается исходя из диапазона и требуемой точности представления данных.
При объявлении можно присвоить переменной некоторое начальное значение, то есть инициализировать ее. Под инициализацией понимается задание значения, выполняемое до начала работы программы. Инициализированные переменные описываются после ключевого слова const .
Информатика 8 класс: Типы переменных в языке Паскаль
const number : integer = 100; x : real = 0.02; option : char = ‘ю’;
По умолчанию все переменные, описанные в главной программе, обнуляются.
Выражения
Выражение — это правило вычисления значения. В выражении участвуют операнды, объединенные знаками операций. Операндами выражения могут быть константы, переменные и вызовы функций. Операции выполняются в определенном порядке в соответствии с приоритетами, как и в математике. Для изменения порядка выполнения операций используются круглые скобки, уровень их вложенности практически не ограничен.
Результатом выражения всегда является значение определенного типа, который определяется типами операндов. Величины, участвующие в выражении, должны быть совместимых типов. Например, допускается использовать в одном выражении величины целых и вещественных типов. Результат такого выражения будет вещественным.
Ниже приведены операции Паскаля, упорядоченные по убыванию приоритетов.
Функции, используемые в выражении, вычисляются в первую очередь.
ВНИМАНИЕ Константа и переменная являются частными случаями выражения.
Примеры выражений:
Порядок вычисления первого выражения такой: сначала выполняется обращение к стандартной функции sin и результат делится на 2, затем получившееся число умножается на x , и только после этого выполняется сложение с переменной t . Скобки в третьем выражении необходимы по той причине, что приоритет операций отношения ниже, чем логической операции and .
Структура программы
Программа на Паскале состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов.
program имя; < заголовок – не обязателен >разделы описаний begin раздел операторов end. (* программа заканчивается точкой *)
Программа может содержать комментарии, заключенные в фигурные скобки < >или в скобки вида (* *). Комментарии служат для документирования программы — компилятор их игнорирует, поэтому на их содержимое никаких ограничений не накладывается. Операторы отделяются друг от друга символом ; (точка с запятой).
Информатика 8 класс (Урок№13 — Основные сведения о языке программирования Паскаль.)
В разделе операторов записываются исполняемые операторы программы. Ключевые слова begin и end не являются операторами, а служат для их объединения в так называемый составной оператор, или блок. Блок может записываться в любом месте программы, где допустим обычный оператор.
Разделы описаний бывают нескольких видов: описание модулей, констант, типов, переменных, меток, процедур и функций. Модуль — это подключаемая к программе библиотека ресурсов (подпрограмм, констант и т. п.).
Раздел описания модулей, если он присутствует, должен быть первым. Описание начинается с ключевого слова uses , за которым через запятую перечисляются все подключаемые к программе модули, как стандартные, так и собственного изготовления, например:
uses crt , graph, my_module;
Количество и порядок следования остальных разделов произвольны, ограничение только одно: любая величина должна быть описана до ее использования. Признаком конца раздела описания является начало следующего раздела. В программе может быть несколько однотипных разделов описаний.
В разделе описания переменных необходимо определить все переменные, которые будут использоваться в основной программе. Раздел описания констант служит для того, чтобы вместо значений констант можно было использовать в программе их имена. Такие константы называют именованными, например:
const MaxLen = 100; g = 9.8; koeff = 5;
Применение именованных констант при осмысленном выборе имен улучшает читабельность программы и облегчает внесение в нее изменений. А еще в разделе описания констант описываются переменные, которым требуется присвоить значение до начала работы программы:
const weight : real = 61.5;
Синтаксически такая переменная отличается от константы наличием типа. Впоследствии ею можно пользоваться так же, как и другими переменными.
Раздел описания меток начинается с ключевого слова label , за которым через запятую следует перечисление всех меток, встречающихся в программе. Метки служат для организации перехода на конкретный оператор с помощью оператора безусловного перехода goto . Метка — это либо имя, либо положительное число, не превышающее 9999. Метка ставится перед любым исполняемым оператором и отделяется от него двоеточием:
label 1, 2, error;
Оператор присваивания
Присваивание — это занесение значения в память. В общем виде оператор присваивания записывается так:
Здесь символами := обозначена операция присваивания. Механизм выполнения оператора присваивания такой: вычисляется выражение и его результат заносится в память по адресу, который определяется именем переменной , находящейся слева от знака операции:
Примеры операторов присваивания:
a := b + c / 2; b := a; a := b; x := 1; x := x + 0.5;
Обратите внимание: b := a и a := b — это совершенно разные действия!
ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы не перепутать, что чему присваивается, запомните мнемоническое правило: присваивание — это передача данных ‘налево’.
Правая и левая части оператора присваивания должны быть совместимы по присваиванию (о совместимости мы поговорим в конце третьей лекции). Например, выражение целого типа можно присвоить вещественной переменной.
Источник: intuit.ru
Раздел описания переменных (var)
Каждая встречающаяся в программе переменная должна быть описана. Описание обязательно должно предшествовать использованию переменной. Раздел описания переменных начинается зарезервированным словом var (variable — переменная), затем через запятую перечисляются имена переменных и после двоеточия следуют их тип и точка с запятой.
В рассматриваемом примере программы три переменные A, B и Sum, которые могут принимать целочисленные значения, описаны следующим образом:
var A, B, Sum: integer;
Переменные вводятся в программу для хранения и передачи данных внутри нее. Все переменные, которые предполагается использовать в программе должны, прежде всего, быть определены в разделе описания переменных. Описание переменных начинается со служебного слова VAR, вслед за которым располагается последовательность самих определений переменных.
Определение переменной заключается в указании ее имени (идентификатора) и типа. Имя и тип разделяются двоеточием. После объявления и описания переменной должен стоять символ «; «. Концом блока описания будет начало какого-либо другого блока программы или описание процедур и функций.
Синтаксис описания переменных:
VAR
ИмяПеременной1: ИмяТипа1;
ИмяПеременной2: ИмяТипа2;
.
ИмяПеременнойN: КонструкцияТипа;
VAR
ИмяПеременной1,
ИмяПеременной2,
ИмяПеременной3: ИмяТипа;
Имя типа может быть именем стандартного типа языка или введенного программистом в предшествующем блоке описания типов TYPE.
Однотипные переменные могут перечисляться через запятую перед объявлением их типа.
Вопрос 30.
——————————————————————————————
Пример 6.2.
Объявление нетипизованных констант.
Const
E = 2.7115;
I = 10000;
Eps1 = 0.0001;
Eps2 = Eps1 / 100.0;
Pi1 = -2 * Pi;
Типизованные константы аналогичны инициализированным
переменным.
Инициализированные переменные – это переменные, которым при входе
в блок присваиваются начальные значения.
Различают скалярные и структурные типизованные константы.
Синтаксис объявления типизованных констант представляет рисунок 6.8.
На данном рисунке < Ид.>- идентификатор типизованной константы.
< Константа>представляет собой скалярную типизованную константу.
Остальные виды констант – это структурные типизованные константы. 136
Структурные типизованные константы будут детально представлены в
подразделах, описывающих соответствующие типы данных.
Рисунок 6.8 – Синтаксическая диаграмма
описания типизованных констант
Типизованные константы можно использовать аналогично переменным
того же типа. Их значения можно изменять в процессе вычислений. Они могут
использоваться в левой части оператора присваивания.
Типизованные константы инициализируются только один раз – в начале
выполнения программы или подпрограммы. При каждом новом входе в
подпрограмму типизованные константы заново не инициализируются.
Типизованные константы из всех подпрограмм располагаются в сегменте
данных. Поэтому их общий объем ограничен 64К байтами.
Вопрос 31.
Оператор перехода Goto
Его еще называют оператором безусловного перехода.
Тестирование по языку программирования паскаль. Тест «Основы программирования на языке Pascal». На конце программы ставится…
Алгоритмом называется?
A. Упорядоченная последовательность действий;
B. Инструкция для компьютера по выполнению задания, написанная на специальном языке;
C. Процедура вывода оператора;
D. Создание исполнимых файлов.
2. Что означает в Турбо Паскале точка с запятой:
A. Конец цикла;
B. Конец программы;
C. Отделяет операторы друг от друга;
D. Конец строки программы;
3. Укажите правильно записанное имя программы:
A. Рисунок 1;
B. Ugrant 1;
C. grant2;
D. 1 рисунок;
4. Операторные скобки записываются с помощью
A. Else then;
B. Begin end;
C. Input output;
D. Write read;
5. Команды, из которых состоит программа на Паскале, называются:
A. Компиляторами;
B. Интерпретаторами;
C. Операторами;
D. Редакторами;
6. Каким служебным словом описываются дробные переменные:
A. INTEGER;
B. REAL;
C. CHAR;
D. BOOLEAN;
7.Чем заканчивается программа?
8.Формат полного оператора ветвления следующий:
9. Оператор для организации ветвления в языках программирования – это…
A.Оператор для организации диалога с пользователем;
B.Условный оператор, оператор выбора;
1. К какому виду языков программирования относится Турбо Паскаль?
A. Естественные;
B. Алгоритмические;
C. Логические;
D. Объектно-ориентированные;
2. Что означает знак:= в языке программирования ПАСКАЛЬ?
A. Присваивание;
B. Сравнение;
C. Равенство;
D. Деление;
3. Переменные какого типа описываются служебным словом INTEGER:
A. действительные числа;
B. целые числа;
C. символьные переменные;
D. логические переменные;
4. Найдите правильный вид строки заголовка:
A. Programm grant;
B. Program ugrant
C. Program grant2;
D. Program 1 grant;
5. Раздел описаний VAR используется для описания:
A. Констант;
B. Переменных;
C. Функций;
D. Меток;
6. Какой оператор является оператором ввода с новой строки:
A. WRITE
B. READLN
C. WRITELN
D. READ
7. С помощью какой опции запускается выполнение программы:
A. Open;
B. Run;
C. Exit;
D. Paste;
8. Как записывается оператор вывода?
D.Write()
9.Чем характеризуется переменная?
A.Именем, типом, значением.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Исилькуля Омской области
учитель математики и информатики
Данный тест можно использовать как итоговый тест по теме «Программное управление работой компьютера» по учебнику, «Информатика и ИКТ 9: учебник для 9 класса».
Ключ к тесту:
I вариант: 1г; 2г; 3г; 4а; 5в; 6а; 7в; 8б; 9б; 10б.
II вариант: 1б; 2г; 3б; 4б; 5г; 6а; 7в; 8г; 9б; 10а.
1. Для отделения операторов друг от друга в языке Паскаль используют:
а) пробел; б) двоеточие; в) запятую; г) точку с запятой.
2. Из предложенных заголовков программы правильным является:
а) Program сумма; в) programm сумма;
б) programm summa; г) program summa.
3. Для вывода результатов в языке программирования Паскаль используют ключевое слово:
а) VAR; б) READ; в) BEGIN; г) WRITE.
4. Квадратный корень числа вычисляет функция:
5. Конечное значение переменной У в результате выполнения следующих действий:
У:=5;
У:=(У-2*Х)/2+Х
будет равно:
а) 0,5; б) 2; в) 2,5; г) 5.
6. В результате выполнения программы
program my _ klass ;
begin
write (25/2,5*2);
writeln (‘улыбок’);
end .