Начальная туристская подготовка программа

Дополнительная общеразвивающая программа «Туристята» по содержательной и тематической части является программой туристско-краеведческой направленности туристского направления.

Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеразвивающей программы являются:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.;

постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41от 04.07.2014;

приказ Министерства образования и науки Российской «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 1008 от 29 августа 2013 г;

Лекция «Питание». Программа подготовки инструкторов-проводников по пешему туризму

приказ Рособрнадзора от29.05.2014№785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формат представления на нем информации»;

приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;

приказ Минобрнауки России от 11.05.2016№536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015№ 09-3242;

устав муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества;

положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества.

Актуальность программы. Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами туристской и краеведческой деятельности, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни. Занятия по данной программе помогут дошкольникам расширить свой кругозор, знания по краеведению, развить умение работать в коллективе и проявить такие личные качества, как ответственность, дисциплинированность, творческий подход к делу.

Педагогическая целесообразность. Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма и краеведения в непосредственной взаимосвязи с окружающей и социальной средой. А это в свою очередь оказывает влияние на двигательную, эмоциональную, познавательную, творческую сферу учащихся.

НТП начальная туристическая подготовка от клуба «ТОП-ТОП»

Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни, желания жить в согласии с природой, замечать и любить красоту родного края.

— формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

— формировать представление о значимости туризма для формирования здорового образа жизни;

— развивать самостоятельность детей в выполнении действий по самообслуживанию в полевых условиях (в походах, спортивных соревнованиях);

— формировать у ребенка мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

— формировать начальные туристские знания, умения, навыки.

Возраст учащихся. Программный материал рассчитан на обучение ребят в возрасте от 5 до 7 лет. Количество учащихся в группах 10-15 человек. Вновь прибывший воспитанник зачисляется в группу на первый год обучения, также он имеет возможность начать обучение по программе с более сложного уровня.

Календарный учебный график:

Программой предусмотрено проведение занятий в один год обучения по 1 часу два раза в неделю (72 годовых часа, 72 часа по программе). Количество учебных недель по программе – 36.

Занятия по программе в праздничные дни, установленные производственным календарём, не проводятся. Каникулы программой не предусмотрены.

Сроки реализации программы. Содержание программы рассчитано на один год обучения с детьми старшего дошкольного возраста, проявляющих интерес к физической культуре, туризму и краеведению. Педагог имеет возможность исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы.

Читайте также:
Программы которые удаляют майнеры

Формы и режим занятий. Объем и срок реализации программы

количество часов

Источник: www.art-talant.org

Начальная туристская подготовка

Самодеятельный туризм – трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело, учит бережному отношению к родной природе, памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию, способствует развитию самостоятельности учащихся.

Воспитывая в школьниках самостоятельность, педагог помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым и зависимость от других всё больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.

Утверждение подростком себя как взрослой личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей:

● в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих возможностей, стимулируемом к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка);

● в самореализации (раскрытии своих возможностей и личностных качеств, а также в предъявлении их окружающим);

● в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).

В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет её характер, во многом зависит от той среды, которая окружает школьника, общности, с которой он себя идентифицирует и деятельности, в которую он включен. Всё вместе это образует некое пространство его личностного самоутверждения. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание всё испытать самим, неуёмную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости, самостоятельности, потребности проявить себя среди других.

На наш взгляд, в наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной природной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь учащимся предоставляются дополнительные ниши, где они могут реализовать свои природные свойства и актуальные устремления.

В таких условиях школьники в большей степени по сравнению с семьёй или школой ощущают собственную независимость от взрослых. Ослабевает влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для автономного бытия учащихся, их самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них проявляется возможность проверить себя, что-то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучием ради других.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать, как возрастные задачи, которые встают перед учениками подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Программа рассчитана на 54 часа и может быть реализована в работе педагога дополнительного образования, как с отдельно взятым отрядом, так и с группой учащихся из разных отрядов и параллелей. Режим занятий не более 2-х часов (теории), 3-4 часа практических занятий в один день.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование тем и разделов Количество часов
Всего в т.ч. теории в т.ч. практики
1. Вводное занятие, ТБ
2. Поход-знакомство
3. Безопасность юного туриста
4. Быт юного туриста
5. Кухня юного туриста
6. Песни юного туриста
7. Легенды и были родного края
8. Ориентирование на местности
9. Топография
10. Туристские узлы и их назначение
11. Преодоление препятствий
12. Туристские игры
13. Туристская стенгазета
14. Природоохранные акции
15. Краеведение
16. Итого:

1. Вводное занятие (2ч). Техника безопасности. Что такое туризм и его значение в физическом и духовном развитии ученика. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной гигиены.

2. Поход-знакомство (6ч). Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности, правила гигиены, групповое и личное снаряжение, цель и маршрут ознакомительного похода. Анализ (в группе) состоявшегося ознакомительного похода: самочувствия туристов, полученных впечатлений, проведённой ими работы. Фотоотчёт о состоявшемся походе «Наше первое приключение».

Читайте также:
Содержание и структура программы воспитательной работы

3. Безопасность юного туриста (2ч). Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.

4. Быт юного туриста (2ч). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Установка палаток разного типа.

Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

5. Кухня юного туриста (2ч). Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Туристская посуда.

Уход за котлами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

6. Песни юного туриста (4ч). Бардовская песня, туристская песня. Песни Ю.Визбора, В.Высоцкого, А.Городницкого, О.Митяева, В.Егорова, Б.Окуджавы о человеке, судьбе, профессии. Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, прослушивание песен в авторском исполнении (в записи). История песни. Обсуждение песни.

Разучивание и исполнение полюбившейся песни (проводится как открытое занятие, которое могут посетить все желающие).

7. Легенды и были родного края (2ч). Интересные страницы истории родного края. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.

8. Ориентирование на местности (4ч). Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтоб не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности.

Карта. Масштаб. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут.

9. Топография (4ч). Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд.

Топографический диктант.

10. Туристские узлы и их назначение (4ч). Узлы и их назначение и применение в походе. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».

11. Преодоление препятствий (6ч). Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, болота, ручьи и реки. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам.

Навесная переправа.

12. Туристские игры (4ч). Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.

13. Туристская стенгазета (4ч). Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвящённых совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли).

14. Природоохранные акции (4ч). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близ лежащих лесопарках и скверах; расчистка близ лежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников.

15. Краеведение (4ч). Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы краеведческой олимпиады.

Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край».

Ожидаемые результаты реализации программы

Приобретение учащимися знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, памятникам истории и культуры; организация коллективной творческой деятельности.

Формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностного отношения учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, другим людям.

Приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия: приобретение учащимися опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими участниками туристских мероприятий; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтёрской деятельности.

Источник: megalektsii.ru

Начальная туристская подготовка

Для того , чтобы избежать любых
неприятных ситуаций со здоровьем
участника на маршруте проводится
мед.осмотр каждого из участников
похода .
При каких – либо выявленных серьезных
заболеваниях , участника не допускают в
поход с соответствующей справкой .

8. Оформление документов.

Маршрутная книжка .
Приказ на поход.
Медицинские справки.
Справки о предыдущих походах .
Разрешение родителей ( детям).
Разрешение на доступ в запретную
зону .

9. Распределить обязанности на поход.

Постоянные:
Руководитель.
Зам. Руководителя.
Топограф.
Летописец.
Фотограф.
Ответственный за
питание.
Ответственный за
снаряжение .
Временные :
Костровой .
Дежурный по кухне.
Дежурный
проводник.

Читайте также:
Что дает регистрация программы для эвм в роспатенте

10. Подготовка снаряжения .

Снаряжение бывает :
Личное
Групповое
Специальное

11. Подготовка снаряжения

Личное :
Рюкзак .
Коврик туристический .
Спальный мешок .
Личные вещи.
КЛМН.
Фонарик.
Индивидуальная аптечка в герметичной
упаковке .
Средства личной гигиены .
Иголка , нитки .

12. Подготовка снаряжения . Личные вещи .

Одежда ходовая:
Две пары обуви .
Несколько пар теплых
носков.
Минимум двое штанов.
Комплект нижнего
белья .
Две кофты .
Верхняя легкая куртка.
Головной убор .
Одежда спальная:
Носки шерстяные .
Термобелье или
другая теплая
одежда.
Шапка .

13. Подготовка Снаряжения .

Групповое :
Палатка
Компас и набор карт
Топор / ручная пила
Групповая аптечка
Посуда для приготовления пищи
Рем.набор
Средства связи

14. Подготовка снаряжения .

Специальное :
Веревки .
Карабины.
Жумары .
Обвязки .
Кошки .
Ледорубы .
Каски .

15. Распределение продуктов .

Подготовка меню .
Распределение продуктов по
участникам .
Упаковка и хранение продуктов .

16. Меню

Завтрак
КАША РИСОВАЯ
ГРЕЧНЕВАЯ
ПШЕНИЧНАЯ
Рис 60—80
Гречка 60—80
Пшенка, 60—80
Молоко сухое 20
Мясная начинка 30
Молоко сухое 20
Масло 15
Масло 15
Масло 15
Сухари 15
Сухари 15
Сухари 15
Чай
Чай
Чай
Сахар 50
Сахар 50
Сахар 50
Конфеты 30
Конфеты 30
Конфеты 30
Баранки 50
Печенье 50
Вафли 50
Обед (перекус)
БУТЕРБРОДЫ
Колбаса копченая 60 Корейка 60
Сало 50
Сухари 15
Сухари 15
Сухари 15
Щербет 50
Халва 50
Козинаки 50
Сухофрукты 50
Сухофрукты 50
Сухофрукты 50
Печенье 50
Пряники 50
Баранки 50
Ужин
РОЖКИ
СУП
СУП
Рожки 60—80
Суп овощной 60 — 80 Суп рисовый 60 — 80
Мясная начинка 30
Мясная начинка 30
Мясная начинка 30
Сухари 15
Сухари 15
Сухари 15
Томат 5
Сыр 50
Чай
Чай
Чай
Сахар 50
Сахар 50
Сахар 50
Вафли 50
Итого: 640—680
680—720
660—700
Масло 15

17. Раскладка на 1 человека на 1 день (в граммах сухого продукта)

Завтрак
Обед
Ужин
Манка 40
Сухое молоко 80
Изюм 30
Топленое масло 20
Какао 15
Сахар 30
Сыр 60
Соль 2
Шоколад 20
Суп (концентрат) 20
Вермишель 20
Сухари 25
Колбаса 70
Чай 5
Сахар 30
Фасоль 90
Корейка 50
Лук 40
Печенье 40
Чай 5
Сахар 30
Соль 2

18. Смета похода

составляется для
подсчета общих расходов ( продукты ,
покупка/аренда снаряжения , проезд ,
плата за разрешения и т.д ).

19. Инструктаж по техники безопасности

проводится с обязательной росписью в
журнале , тем самым участник похода
обязывается выполнять все правила
техники безопасности включительно во
избежание каких-либо происшествий .

20. Встать на учет в МЧС

В случае каких-либо серьезных
происшествий во время похода МЧС
должно предпринять необходимые
меры для безопасности участников .

21. Группа на маршруте.

22. Группа на маршруте

Самое удобное движение группы
цепочкой — колонной по одному.
В
конце колонны идет замыкающий наиболее опытный и сильный участник,
задача которого не допускать разрыва
группы.
Впереди идет проводник .

23. Темп и скорость движения .

Темп и скорость движения зависит от трудности проходимого
места .
Как правило при наборе высоты группа движется медленно ,
чтобы не сбить ритмичное дыхание и как можно меньше устать
физически .
При ходьбе по равнинному месту группа движется чуть быстрее .
Также темп и скорость движения ровняется на ходьбу самого
слабого участника .

24. Ориентирование в походе.

25. Ориентирование по карте .

Ориентирование по карте осуществляется при
том случае , когда нужно найти нужный объект на
местности , так же можно определить свою точку
стояния по окружающим признакам местности .
Можно определить высоту любого места , рельеф
и т.д.
Имея необходимый набор карт , можно
безошибочно пройти маршрут без каких –либо
отклонений .

26. Ориентирование по компасу .

С помощью компаса можно определить :
Стороны сета .
Гениральное направление .
Местоположения объекта относительно
сторон света в градусах.

27. Ориентирование по природным признакам .

28. Засечка по измеренным (построенным) углам (способ Болотова). Определение точки стояния .

Выполняется в такой последовательности:
На прозрачной бумаге ставят точку принимая эту точку за
точку стояния от нее проводят линии. направленные на три
ориентира, выбранными вокруг места на котором
находишься и четко изображенными на карте; При этом
бумагу нельзя двигать .
Накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое
прочерченное на ней направление прошло через условный
знак того ориентира, на который оно проведено при
визировании или построено по измеренным углам;
Совместив все направления с соответствующими им
условными знаками ориентиров, перекалывают на карту
намеченную на листе бумаги точку, при которой построены
направления. Эта точка и будет точкой стояния.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru