Ваша идея является лишь отправной точкой. На данный момент у вас должны быть уже придуманы поворот событий и предпосылки. Теперь вы будете превращать их в увлекательный рассказ.
Давайте вернемся к шаблону идеи, приведенному ранее:
(Название вашей истории) — это (жанр) о (описание вашего героя), который после того, как (события, которые с ним происходят), хочет (какие цели приследует ваш герой) путем (каков план героя). Это оказывается непростой задачей, потому что (какие преграды и трудности стают на его пути).
«Беглец» — это драма о невиновном враче, которому, после его ошибочного осуждения за убийство жены, удается бежать, и который пытается доказать свою невиновность и найти настоящих убийц. Это оказывается непростой задачей, поскольку его разыскивает полиция, идя по горячим следам.
Набросок сценария
Многие начинающие сценаристы делают одну общую ошибку, начиная писать свою историю с первой страницы, и заканчивая последней. На 60-й странице они вдруг осознают, что все идеи закончились, теряют настрой и сдаются.
7 частых ошибок начинающих сценаристов
Эта стратегия может работать для писателей художественной литературы, но сценарий — это совсем другое. Писатели могут потратить время на объяснения характеров персонажей, а для сценариста нужно попадать в рамки строгой формы представления сюжета для удовлетворения ожиданий зрителя.
Наиболее опытные сценаристы используют структурированный подход к написанию сценария. Ниже приведен один подход, который был описан несколькими сценаристами. Попробуйте воспользоваться им и посмотрите, работает ли он. Затем по мере приобретения собственного опыта вы можете менять его в соответствии со своей техникой.
Первым шагом будет представление вашей главной идеи в форме шаблона, приведенного ранее. Когда у вас будет готова данная формулировка, и вы исследовали идею на предмет увлекательности и заинтересованности потенциальным зрителем, переходите на следующий этап.
Название сценария
Следующим шаг — это дать название вашему сценарию. Он может меняться с течением времени, но обладание рабочим названием рассказа является хорошим шагом, т.к. придает вашей истории большую реалистичность.
Название должно быть понятным и не очень длинным.
План сценария
Начните писать свой сценарий в виде набросков, постепенно формируя предварительную версию. План сценария — это ряд предложений, примерно описывающих последовательность событий, которые по вашей идее происходят в истории. Предварительный сценарий — это всего лишь план в расширенной форме, где каждый параграф описывает итоговую версию каждой сцены. План и предварительная версия — ваши рабочие документы, и их не обязательно показывать кому бы то еще.
Потратьте несколько минут на изучение описания истории, представьте ее в виде 3 актов, чтобы понять, как сформировать общий образ картины. В первой акте вы представляете зрителю актеров и окружающую среду героев. В текстовом редакторе начните со списка актеров и особенностей окружающего мира, соберите все вместе в примерный план действий и событий, которые будут начинать ваш рассказ. Включите общее описание о том, что, когда, где и с кем происходит.
Во втором акте между персонажами возникает некий конфликт или противоречие при попытке добиться некоторых задач. Следующая страница вашего документа будет содержать описание конфликтных ситуаций, которые, по вашему мнению, переживают герои.
В третьем акте между персонажами происходят какие-то заключительные столкновения, приводящие к разрешению конфликта. Придумайте некоторые события, которые, как вам кажется, смогут привести к логичному завершению вашей истории, и запишите их в текстовый редактор.
Многие сценаристы любят писать финальную историю прежде, чем придумают середину рассказа. Как это обычно бывает, середину истории труднее всего сделать интересной и увлекательной, тогда как хорошее начало и конец придумать намного проще.
Теперь у вас есть примерные наброски плана. Самое время перейти к вашим персонажам.
Главная идея сценария
Уделите некоторое время на обдумывание того, что вы хотите рассказать вашей историей. Запишите, какие вы пытаетесь показать детали человеческой сущности. Ваши мысли могут сильно поменяться с течением написания сценария, но здесь важно начать обдумывать предпосылки с самого начала.
Также на главную идею фильма оказывает влияние выбранный вами жанр фильма.
Персонажи сценария
Любая история развивается тем или иным образом в зависимости от характера и поведения героев. Опишите краткую биографию каждого героя, включая подробности физического описания, возраста, пола, а затем напишите некоторые интересные факты о каждом персонаже, включая информацию о том, что в этом человеке есть такого, что вызывает конфликт между героями.
Возможно, вы захотите добавить дополнительных персонажей, если в ваших планах ввести побочную сюжетную линию. Побочная сюжетная линия — это элемент сценария, служащий для завязывания и развязывания сложностей в базовом сюжете, а также для демонстрации дополнительных деталей основной идеи фильма.
Продолжаем разворачивать сценарий
Не забывайте о дополнительных идеях и способах формирования сюжетной линии. Главная идея должна быть максимально обусловлавливаться конфликтом персонажей, поэтому уделите больше внимания взаимоотношениям между героями, а не просто обрисовыванию главной идеи.
Попробуйте представить ваших героев с противоположной стороны. Допустите, что мужчина будет женщиной, а женщина — мужчиной. Сделайте героя злодеем, а злодея — героем. Будет ли история более интересной в другом жанре? Сделают ли эти изменения вашу историю более увлекательной?
Воспользуйтесь вашим воображением в полной мере, чтобы обдумать максимальное количество вариаций вашего сценария.
Попробуйте включить хотя бы 6-8 резких и неожиданных поворотов, сюрпризов, секретов в ваш рассказ, которые изменят ход развития событий, что позволит сформировать более глубокий конфликт или проблему, а достичь поставленных целей окажется труднее.
Постепенно ваш рассказ станет больше и богаче.
Прочитайте историю друзьям
Когда вам покажется, что все ваши идеи слились вместе в интересную историю, предложите оценить ее одному-двум друзьям. Выслушайте и запишите их реакцию. Вслушайтесь в каждую их интересную мысль, которая может сделать фильм лучше. Продолжайте работать и интересоваться отзывами друзей, пока ваша история не превратится в достаточно увлекательный небольшой рассказ.
Затем на несколько дней отложите это занятие в сторону, займитесь чем-то другим. Потом снова вернитесь к работе и свежим взглядом оцените рассказ, возможно, добавляя новые идеи, пришедшие вам в голову во время перерыва.
Расширяем набросок до предварительной версии сценария
Этот шаг предполагает разбиение вашего наброска на 50-60 пунктов, которые описывают каждую сцену фильма. Если у вас нет стольких сцен, то вам, пожалуй, нужно добавить некоторые второстепенные сюжетные линии, неожиданные события и сюрпризы, иначе ваша картина не будет достаточно богатой и насыщенной интересными моментами для 2-часового просмотра.
В результате у вас должен появиться документ с отдельным пунктом для каждой сцены, и ваш рассказ будет описан достаточно подробно, чтобы сама по себе история звучала увлекательно.
Пишем сценарий
Когда предыдущий шаг пройден, вам пора будет браться за написание сценария в подобающем формате.
Последовательность действий, приведенных выше, используют большинство сценаристов, но не всеми. Если вы начинающий, используйте этот вариант. Если данная схема вам не подошла,
вносите поправки в нее, пока не наработаете рабочий стиль, который заработает.
Источник: snimifilm.com
Этапы работы над сценарием неигрового фильма
Первый этап предполагает заявление автором темы и определение им собственного замысла (авторской идеи) будущего фильма. Разберёмся с понятиями. Тема — это нечто общее. А замысел, идея раскрытия темы всегда индивидуальна, определяется самим автором.
Иногда замысел автора, написанный в форме «тематической заявки», бывает таким четким и ясным, что если его потом сравнить с готовым фильмом, то принципиального различия не увидишь. Но чаще всего бывает, что замысел требует более тщательной и подробной разработки.
В конечном итоге традиционное понятие «сценарий» в документальном фильме заменяет форма подробного «развёрнутого синопсиса». Даже тематическая заявка на создание фильма должна быть достаточно подробной, для того чтобы дать представление о концепции автора, герое, жанре, местах будущих съёмок. Определиться с жанром будущего фильма не просто.
Можно снять острый репортаж, проблемный очерк, драматический фильм-портрет или публицистический фильм. Автор должен также решить: предусматривается ли форма диалогов с героем (героями), интервью или сюжетообразующий дикторский текст? А может быть, и то и другое вместе? Какое музыкальное решение видит автор, какое направление в музыке он избрал?
Также сразу нужно ответить себе на два важных вопроса: что я хочу транслировать зрителю (генеральная идея моего фильма) и для какой аудитории он предназначен? Каким бы ни была форма и жанр фильма, самое важное с первых шагов точно определить его «сверхзадачу» и «целевую аудиторию», то есть думать о зрителе, который будет смотреть фильм. Есть такое понятие как «целевая аудитория».
Очень редки случаи, когда удается создать фильм одинаково интересный самой широкой аудитории. Если вы правильно определили свою аудиторию, то вы на полпути к успеху. Разработка темы может идти медленно и проясняться шаг за шагом, по мере погружения в материал. Постепенно идея фильма будет проясняться.
Кстати, в этом одна из причин того, что лучше начинать с тематической заявки, а не сразу браться за подробный сценарий. Форма тематической заявки. Это половина, максимум страница текста, где автор, как правило, от первого лица, в свободной форме излагает: о чем или о ком будет его фильм, кто будет героем (-ями) фильма, где он будет сниматься, для кого предназначен, его жанр, хронометраж и сроки производства.
Также автор в заявке заявляет о важности, актуальности этой темы и почему тема так волнует автора. Тематическая заявка, помимо краткого изложения всего вышеперечисленного, призвана зажечь потенциальных продюсеров, единомышленников и всех, от кого может зависеть судьба будущего фильма. Написание тематической заявки — это очень важный этап прежде всего для автора фильма.
Это формулирование, конкретизация, уяснение и прояснение собственного замысла фильма и плана его реализации. После определения темы, своего отношения к теме, героев, жанра и хронометража фильма начинается очень ответственная и интереснейшая работа – сбор и изучение материала. Когда Заявка сформулирована, можно переходить к более детальной разработке сюжета.
Самое первое знакомство с материалами, имеющими отношение к теме будущего фильма, состоялось уже раньше. Но теперь наступает этап «погружения», изучения всего-всего, что нужно и для сюжета фильма и для съемок его. Необходимо собрать всю информацию, которая будет в той или иной степени использована в фильме, проверить ее достоверность. Если предстоит ехать в экспедицию в съёмочном периоде, заранее ознакомиться с местами будущих съемок. Если такой возможности на этапе написания сценария нет – изучить места по другим источникам (интернет, видео, фото и проч.) Если съездить заранее невозможно, нужно связаться с людьми на местах, которых предполагается снимать, с которыми придется работать.
Сбор материала и его изучение должно завершиться первым кратким вариантом сценария или так называемым «Синопсисом». Быть может, придется еще работать над многими вариантами, но чаще всего у опытных авторов первый вариант после дополнений и доработки становится основным, базовым. Синопсис – это результат этапа более подробного изучения материала будущего фильма.
Результат подготовительного периода к съемкам. Синопсис, написанный авторами – принимаемая к рассмотрению форма «развернутой тематической заявки на фильм».
Синопсис является проектом фильма и вместе с предварительной сметой рассматривается на предмет производства различными студиями-производителями, фондами, финансирующими неигровое кино (в том числе Министерством культуры РФ), разными организациями-грантодателями, телеканалами. Синопсис вместе с прилагаемой сметой рассматривает финансовое жюри на публичных представлениях-конкурсах (питчингах) кинопроектов.
Из чего состоит Синопсис (проект) документального фильма? «Синопсис документального фильма» – это написанная в произвольной литературной форме развёрнутая тематическая заявка, где повторяется информация тематической заявки с представлением темы, идеи, героев, актуальности, но уже более конкретно. Есть уже сюжетный план + описываются 2-3 эпизода будущего фильма, которые обязательно предполагается снять (в том числе ключевой, кульминационный или главный). Также к синопсису прилагается вторая часть так называемая «режиссерская экспликация». В ней конкретно по пунктам указываются режиссерские творческие и технологические решения – визуальная, монтажная стилистика и художественные приемы (например, фильм монолог или отсутствие слов, плавающая или статичная камера. черно-белое решение и т.д.), хронометраж, календарные сроки и места производства, возможное использование кинохроники и других архивных материалов, наличие-отсутствие закадровых текстов, стилистика музыкальных решений, привлечения композитора, необходимость компьютерной анимации и спецэффектов и т.д.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Найдите 2 минуты и прочитайте про:
Методы педагогических исследований Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей.
ДЕЙСТВИЯ С ОРУЖИЕМ ПО ПОДАВАЕМЫМ КОМАНДАМ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА: По команде «Магазин снарядить» сотрудник снаряжает магазин (магазины) патронами и удерживает.
Полномочия Президента РФ Ст. 80 Конституции Российской Федерации гласит: 1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент.
Фотографирование при проведении следственных действий (общие правила). Возможности судебно-оперативной фотографии используются чаще всего при проведении следственных действий.
Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ХИРУРГИИ Задача № 1 В хирургическом отделении находится пациент с диагнозом: заболевание желудка.
Сейчас читают про:
Источник: studopedia.ru
Как написать сценарий документального фильма
На свете есть огромное количество литературы и сайтов, посвященных тому, как создать сценарий игровой картины, но гораздо меньше руководств и тем более книг с подробным описанием работы над сценарием документального фильма. Строгих канонов в этом деле нет. Считается, что документалист не обязан писать сценарий для своего фильма, поскольку план действий находится у него в голове. И все же формализовать этот план можно.
Выберите тему
Как всегда, всё начинается с вопроса: «Почему я хочу снять именно этот фильм?» Если вы одержимы какой-то темой, преследующей вас в течение нескольких лет, то, скорее всего, вы напишите отличный сценарий и снимите хороший документальный фильм. Если же такой темы нет, а желание снимать имеется, можно поискать вдохновение в прессе, социальных сетях или на городских улицах.
Однако не каждый сюжет потянет на полноценный документальный фильм, и возникает второй вопрос: «А можно ли из этой темы сделать драматическую историю?» В основе хорошего документального фильма, как писал британский документалист Алан Розенталь, должен лежать «крепкий повествовательный стержень». Нужно понимать, насколько целесообразна ваша идея, интересны герои, актуальны события, а главное, каким может быть бюджет.
Профессионал должен ответить также еще на один жизненно важный вопрос: «Смогу ли я продать свою блестящую идею фильма?» Точно сформулированные ответы нужны не только вам, но и пригодятся на этапе защиты проекта на питчинге или конкурсе, чтобы привлечь инвесторов.
Оцените аудиторию
Кадр из фильма «На пороге страха». По идеологическим причинам некоторые фильмы сложно показать в той стране, где их снимали. Так получилось с документальной картиной Герца Франка и Марии Кравченко«На пороге страха», рассказывающей про известного израильского заключённого, которого ненавидят во всей стране
Определившись с темой, будет полезно представить себе потенциальную аудиторию: общий состав, возраст, политические и религиозные взгляды, место жительства (город-миллионник или село), уровень образования. Понимание этих аспектов позволит вам говорить со зрителем на равных, не поднимаясь выше или не опускаясь ниже его уровня. Заранее стоит подумать и том, где будут показывать ваш фильм: если на ТВ, то следует учесть возрастные ограничения и, возможно, смягчить сценарий; если вы планируете участвовать в международных фестивалях, то нужно помнить о культурных различиях.
Исследуйте материал
Обстоятельное исследование темы можно разделить на четыре этапа:
1. Изучение источников — предстоит найти ключевые библиографии, статьи из газет и журналов, записи из открытых дневников, письма, судебные протоколы и т.д. Чтобы сэкономить время, лучше обратиться к специалисту по профилю и попросить его порекомендовать источники, либо перевести наукообразный материал на обычный человеческий язык. Важно не просто найти книги по теме, но и познакомиться с первоисточниками — исходными документами.
Фильм итальянского режиссёра Давиде Феррарио «Суп дьявола» (La zuppa del demonio) сделан полностью на материалах уникальной итальянской (с вкраплениями советской) хроники, найденной в давно забытых заводских архивах
2. Работа с архивными материалами — вы можете не только раздобыть в архивах уникальную информацию, но также использовать фото- и видеоматериалы в будущем фильме (тут, конечно, важно позаботиться о разрешении на воспроизводство).3. Беседа — на этом этапе нужно отобрать как можно больше специалистов и людей по вашей теме, пообщаться с ними, сделать аудио- и видеозаписи разговоров. Итак, у вас появились ценные сведения для сценария и первые материалы для фильма.
4. Натурное исследование — заключительный этап подготовки, на котором вы изучаете место действия будущего фильма. Тут надо не просто зарядиться атмосферой, но и заранее просчитать потенциальные проблемы, понять, где лучше провести съемку, в какое время и с кем ее нужно согласовать.
Из всего собранного вами исследовательского материала в фильм войдет только небольшая часть. Но исследование, наверняка, откроет неожиданные варианты развития вашей истории, и вы начнете лучше понимать своих героев. Но прежде, чем садиться писать, стоит сделать паузу, чтобы информация уложилась в голове, а лишний мусор ушел.
Структурируйте историю
Перед тем как описывать будущие кадры и сцены, необходимо построить скелет истории.
Кадр из фильма «В поисках сахарного человека». Картина Малика Бенджеллуля, один из лучших примеров захватывающих документальных фильмов с четкой структурой и крепкой драматической историей
Определиться с концепцией, подходом, стилем, формой и структурой. Все сценарии, независимо от типа, имеют схожую структуру, которую можно изложить в следующих пунктах:
1. Экспозиция — описание места и времени действия, знакомство с главными героями.
2. Завязка — начало действия, проявление поступков героев. Зарождение конфликта между ними, между героем и обществом, между героем и природой и т.д.
3. Развитие действия — в полной мере раскрываются все события, в которых участвуют персонажи, через их поступки яснее проявляются черты характера и взаимоотношения, напряжение растет, усиливается драматизм ситуации.
4. Кульминация — самый напряженный и волнующий момент. Происходит «пробуждение» героя, осознание истинной сути событий или какой-то неожиданный поворот, который кардинально меняет отношение к раннее увиденному.
5. Развязка — итог раннее произошедшего конфликта, объяснение причин, породивших его.
Раскидайте эпизоды в соответствии с этим планом и особенно тщательно продумайте, что потенциально может стать кульминацией и финалом. В сценарии и документального, и игрового фильмов конфликт всегда должен быть персонифицирован и выражен в образах конкретных людей. Подумайте, сможет ли ваш герой раскрыть неожиданную точку зрения по заданной теме, выдать интересную оценку. О характере персонажей зритель должен судить не по описаниям, а по поступкам и поведению в различных ситуациях.
Создайте черновой сценарий
Теперь, когда вы познакомились с местом и героями, собрали огромное количество информации и структурировали историю, можно максимально подробно её описать. Конечно, необходимо учитывать специфику вашего фильма и метода работы. Если это научно-популярный или телевизионный проект, то без подробного сценария с покадровым описанием реплик и действий вам не обойтись. Если же камера наблюдает за героем в течение длительного времени, то едва ли вы вообще дойдете до этапа написания сценария.
Важно помнить, что в сценарии нет места различным авторским отступлениям. Вы должны четко и емко передать свои мысли, конфликты и действия персонажей.
Можно оформить свои идеи по типу режиссерского сценария, сократив количество столбцов до двух: в левой колонке — видеоряд, в правой — звук или дикторский текст.
Пример из книги Алана Розенталя «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес»:
Видеоряд | Аудиоряд |
Ипподром Аскот. | Когда-то это был спорт королей. |
Загон для лошадей. | Люди приходили, потому что у них было состояние, свободное время и красивая любовница. |
Элегантно одетая публика наблюдает бега. | |
Простолюдины и рабочие в джинсах и заношенных футболках, с пивом и гамбургерами. | Теперь спорт королей стал досугом пролетариев. |
Еще один пример подобного типа сценария:
Другой способ – писать эпизодами или смысловыми блоками, расположенными в хронологическом порядке, по схеме (пример из книги «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес»):1. Центральная идея: Дети в парке играют в футбол; женщина бросает копье; профессиональный бейсбольный матч; состязание борцов. Спортивный мотив является очевидным объединяющим элементом, но центральная идея сценариста заключается в том, что спорт берет свое начало в войне.
2. Пейзаж (антураж): Скалистые горы. Заоблачные вершины, водопады, бурные реки. Непроходимые джунгли. Огромные леса.
Общим элементом здесь является пейзаж и великолепие природы.
3. Действие: Студентка выходит из дома, едет в университет, встречается с друзьями, пьет кофе, входит в аудиторию. Все действия, предшествовавшие входу в аудиторию, составляют единое целое. Кадры, снятые в классе, скорее всего, станут началом нового эпизода.
4. Настроение: Началась война. Идут танки. Плачут женщины. Видны отдаленные контуры разрушенных зданий. Группы мужчин обсуждают новости. Одинокий мальчик бродит по улицам.
В данном случае стержневым элементом является не только начало войны (идея), но и серое, унылое настроение людей и места действия.
При помощи нескольких таких элементов можно создать один самостоятельный эпизод, а позднее определить его место. Самое главное, постоянно спрашивать себя, в чем смысл этого эпизода, как его лучше раскрыть при помощи видеоряда, музыки, звуковых эффектов или авторского комментария.
Описав все возможные эпизоды и кадры, нужно решить, что оставить, а от чего придется отказаться. Это неизбежная операция. При чем важно следить за ритмом ваших эпизодов, который может пропасть в следующих случаях: затянутость, отсутствие связи между фрагментами, множество одинаковых эпизодов следуют друг за другом, слишком много сцен с действием и слишком мало отражения, нарушается логический или эмоциональный порядок.
Напишите дикторский текст (актуально для ТВ)
Если в фильме есть закадровый голос, самое время прописать дикторский текст. Он, конечно, еще изменится на этапах монтажа и съемок, но нужно заранее подумать о том, что будет сопровождать ваш видеоряд. Есть на этот счет золотое правило Сида Филда.
Цитата из книги Сида Филда «Сценарий. Основы сценарного мастерства»: «Не говорите то, что вы показываете» – это был простой, но эффективный девиз, позволивший нам расширить нашу тематику. Если мы показывали парад армии, например, и в центре нашего внимания – был Гарри Трумэн, то у нас дикторский голос рассказывал о том, что Трумэн бегал по галантерейным магазинам, в то время как он мечтал о том, чтобы пойти добровольцем на Первую мировую войну. Таким образом мы расширяли знание зрителя о герое. То, что говорилось, не имело ничего общего с тем, что показывалось».
Сделайте чистовой вариант сценария (актуально для ТВ)
Если у вас есть на руках весь материал (записи интервью, кадры из архивов, съемки на месте действия), вы прописали закадровый текст, подобрали музыку и т.д., то пора составить чистовой вариант сценария, на который будут ориентироваться продюсер, монтажер, помощник режиссера и другие члены съемочной группы. В этой версии вы полностью даете расшифровку интервью, синхронов, закадрового голоса, указываете фрагменты из архива, которые будете использовать, титры и переходы. При этом уместны стандартные сокращения: СНХ (синхрон), ЗК (закадровый голос), INT. (съемка в интерьере), EXT. (съемка на натуре), ЗТМ (затемнение) и т.д.
Пример отрывка из сценария телевизионного фильма «Бой с фобией» из портфолио агентства «Медиа Гильдия»:
Документальный фильм можно снять без предварительного сценария, но без концепции нельзя. Более подробные ответы на волнующие вас вопросы вы найдете в следующих источниках:
- Алан Розенталь. «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес».
- Сид Филд. «Сценарий. Основы сценарного мастерства».
- Майкл Рабигер. «Режиссура документального кино и постпродакшн».
- James R. Martin. «Create Documentary Films, Videos and Multimedia: A Comprehensive Guide to Using Documentary Storytelling Techniques for Film, Video, the Internet and Digital Media Projects».
- Г.М. Фрумкин. «Сценарное мастерство».
- Ульям Зинсер. «Как писать хорошо».
Источник: www.rabotnikitv.com