Методология – это учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук, также это культура научного исследования.
Разработка методологии психологии была и есть актуальным вопросом.
В переводе с греческого языка слово методология означает путь исследования. Это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, система способов, а также учение об этой системе. Другими словами, методология является учением о методе.
Функция методологии двояка – с одной стороны она дает возможность описать и оценить деятельность человека с точки зрения внутренней организации, а с другой стороны – в методологических рамках вырабатываются рекомендации и правила или нормы познания и деятельности.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1
Необходимые достоверные сведения ученые получают с помощью методов, которые являются приемами и средствами познания, благодаря которым изучается предмет любой науки.
20. Наблюдение и возникновение наблюдателя.
Методика содержит в себе описание объекта и процедуру его изучения и отвечает конкретным целям и задачам исследования. В методике содержится способ обработки полученных данных и способ фиксации результатов. На основании одного метода можно создать множество методик.
Перед современной психологией стоит важнейшая задача, суть которой заключатся в том, чтобы используемые методы и методики рассматривать как единую систему, в рамках системного подхода. Тот или иной предмет надо рассматривать с разных сторон, что позволяют сделать различные методы и на разных уровнях методологического анализа.
Любой предмет науки познается с помощью способа познания. Этим способом является метод. С помощью методов психологии познаются внутренние психические явления через анализ внешних психологических факторов. Все методы психологического исследования имеют общую цель, которая заключатся в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов. Это накопление эмпирических, опытных данных необходимо для дальнейшего теоретического анализа.
«Методология и методы в психологии»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Для проведения психологических исследований психологи используют такие методы, как наблюдение, различные формы эксперимента, беседу, тесты, анализ продуктов деятельности ребенка, социально-психологические методы и др. Для каких-либо конкретных исследований используется несколько взаимодополняющих и контролирующих друг друга методов. Базой конкретных методов исследования являются методологические принципы, исходящие из теоретических положений науки.
Характеристика методов психологии
К основным методам психологических исследований относится метод наблюдения, являющийся основным эмпирическим методом любого исследования.
Существует несколько вариантов этого метода:
- внешнее наблюдение, при котором необходимая информация о человеке собирается в результате прямого наблюдения со стороны;
- внутренне наблюдение или самонаблюдение используется в том случае, когда задача психолога заключается в изучении интересующего его явления, которое непосредственно представлено в сознании человека;
- свободное наблюдение, не имеющее установленных заранее рамок, программы и процедуры. Проводится это наблюдение тогда, когда признаки изучаемого явления исследователю заранее не известны;
- стандартизированное наблюдение, наоборот четко определено в отношении наблюдаемого объекта;
- включенное наблюдение – исследователь выступает в роли непосредственного участника процесса и за его ходом ведет наблюдения, чтобы дать правильную оценку и прочувствовать самому;
- стороннее наблюдение не предполагает непосредственного участия наблюдателя.
Следующим методом является опрос, при котором человек должен ответить на ряд задаваемых вопросов. Опросы могут быть устными и письменными, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Космонавты, скорее на борт. Большое космическое путешествие
Применение устного опроса происходит в тех случаях, когда наблюдение желательно вести за поведением и реакциями человека, который отвечает на вопросы. Устный опрос помогает проникнуть в психологию человека значительно глубже, но требует специальной подготовки и значительных затрат времени. При этом опросе личность экспериментатора и особенности испытуемого играют большую роль.
Вопросы и возможные ответы, заранее предусмотренные, а также ограниченные узкими рамками используются при стандартизированном опросе – он экономичен в материальных затратах и во времени.
Следующий метод психологической диагностики – тестирование. Метод использует стандартизированные вопросы, которые имеют определенную шкалу значений. С помощью тестирования с известной вероятностью определяется актуальный уровень развития у индивида личностных характеристик и необходимых знаний, умений и навыков. С помощью тестов можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Отличительной особенностью тестов является четкая процедура сбора и обработки первичной информации и своеобразие её последующей интерпретации. Тестовый метод позволяет изучать и сравнивать психологию разных людей, а также давать сопоставимые дифференцированные оценки.
Еще одним основным методом является эксперимент, специфика которого состоит в том, что он целенаправленно и продуманно создает искусственную ситуацию. Изучаемое свойство в созданной ситуации выделяется, проявляется и оценивается лучше. Эксперимент дает возможность делать выводы о причинно-следственных связях свойств личности, которые необходимо исследовать. Используется эксперимент реже по сравнению с другими методами, потому что его организация и проведение, на практике оказываются достаточно сложными.
Выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Первый проводится в естественных условиях, а второй – в искусственно созданной ситуации.
Классификация методов
К классификации методов психологического исследования применяется несколько подходов.
Например, Б.Г. Ананьев выделяет несколько групп методов:
- организационные методы, включающие сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы;
- эмпирические методы сбора первичной информации – обсервационные (наблюдение и самонаблюдение, эксперименты), психодиагностические методы – беседа, интервью, тесты, опросники, социометрия, анкета);
- праксиметрические методы, к которым относится хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;
- метод моделирования;
- биографический метод;
- методы обработки данных – статистический метод и метод дифференциации, метод анализа, позволяющий установить закономерности, скрытые от прямого восприятия;
- интерпретационные методы, включающие генетический метод, предполагающий исследование генетических связей;
- структурные методы, к которым относятся психография, психологический профиль, типологическая классификация.
Более упрощенную классификацию психологических методов тпредлагает И. Б. Гриншпун.
Рисунок 1. Классификация психологических методов И. Б. Гриншпун. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Источник: spravochnick.ru
Классификация методов психологического исследования. Наблюдение: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное
Наблюдение: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное.
Опрос: устный, письменный, свободный стандартизированный
Тесты: проективные, тест-опросник, тест-задание
Эксперимент: естественный, лабораторный
Моделирование: математическое, логическое, техническое кибернетическое
Наблюдение имеет несколько вариантов.Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека,отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
10.Классификация методов психологического исследованя.
Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.
По его классификации, все методы делятся на 4 группы:
Методы по сбору обработки данных
Организационные методы включают в себя:
Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)
Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)
Эмпирические методы:
Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)
По способу обработки данных:
Методы качественного описания
Методы математико-статистического анализа данных
Интерпретационные методы:
Фило- и онтогенетический
Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Свободное наблюдение, как метод и инструмент педагогического воздействия
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Свободное наблюдение может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания или предпочтения наблюдателя.
Свободное наблюдение характеризуется тем, что сбор информации осуществляется без заранее заданной схемы. Например, исследователь фиксирует все доступные в конкретной ситуации особенности поведения. Свободное наблюдение используется главным образом в ситуациях, когда исследователь затрудняется идентифицировать изучаемую проблему или необходимо описать какой-либо процесс или явление для проведения их качественного анализа. Формулируемые с помощью свободного наблюдения выводы являются, по сути, лишь гипотезами.
По способу восприятия объекта выделяют персональное и не персональное наблюдение. Персональное наблюдение предполагает, что события отмечаются лично наблюдателем.
При не персональном наблюдении события регистрируются с помощью технических средств. Это дает возможность снизить субъективность восприятия и интерпретации событий, получить дополнительные или более точные данные, снизить трудоемкость сбора информации. Кроме того, некоторые виды наблюдения (например, за психологическими реакциями человека) могут осуществляться только с использованием специальных приборов.
Чаще всего несистематическое (свободное) наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Если обратиться к педагогике, то мы заметим, что наблюдение — основа работы любого педагога и воспитателя: все начинается с восприятия.
Но наблюдать можно по-разному.
Когда мы наблюдаем закат, ведем себя по-другому: ничего не ищем
специально, просто остаемся эмоционально открытыми всему, что придет: оттенкам красок на небе, формам плывущих облаков, быстро меняющейся картине прекрасного зрелища.
Когда мы начинаем наблюдение за детской группой, то обнаруживается такая закономерность: сначала спонтанно начинается сканирующее детекторное наблюдение, и только потом, если вспомнишь и настроишься заново, можешь перейти к наблюдению открытому: пусть придет все, что придет.
Закрытое детекторное наблюдение всегда сфокусировано на чем-то внешнем, поверхностном. Этому детекторному наблюдению обучать не нужно, все мы владеем им, часто не осознавая, от чего зависят сегодня наши критерии допустимого / недопустимого. Когда мы применяем установки открытого наблюдения, то поначалу ничего непонятно.
Для того, чтобы педагогу было легче овладеть методом свободного наблюдения, ему следует соблюдать некоторые правила, а именно:
- 1. Принять решение смотреть открыто, настроиться.
- 2. Быть бдительным по отношению к своим предубеждениям (вспомнить о ловушке подозрительности).
- 3. Оставаться сосредоточенным, пока что-то подоброму не затронет души.
- 4. Дать прийти впечатлению.
- 5. Проверить его (а вдруг это проекция?).
- 6. Записать, что увидел, и свое впечатление в протоколе открытого наблюдения. В оформлении отчета отдельно зафиксировать, что было (максимально безоценочно и объективно), а затем ответить на вопрос: «Что я увидел?», «Чем по сути (по существу) было происходящее?». Сформулировать впечатление в максимально субъективной манере.
Критерием того, что увиденное вами было именно открытым наблюдением, будет неожиданное чувство удивления: ну надо же! И это будет «удивление со знаком плюс».
При использовании педагогом метода свободного наблюдения при работе с детьми стоит помнить о типичных ошибка, которые разделены на две группы — ошибки процесса наблюдения и ошибки описания результатов открытого наблюдения.
К ошибкам процесса мы будем относить такие ошибки, как:
- 1. Открытым взглядом встречаться с каким-то ребенком в ситуации — на этом наблюдение заканчивается, так как взгляд является очень сильным воздействием.
- 2. Мысли: «С этим что-то нужно делать» (открытое наблюдение исключает импульс по реализации каких-либо намерений).
- 3. Воспоминания о прошлом или будущем: «Рита и вчера носилась, как угорелая».
- 4. Вынесение оценок: «Таня и Рита бегают слишком громко!», за оценками, как правило, тут же следует реакция: «Девочки! Потише, вы прыгаете по головам нижнего этажа!», — в момент, когда начинаются действия, открытое наблюдение заканчивается.
В ошибки описания результатов мы включаем:
- 1. Употребление в протоколе квантеров: «всегда», «никогда», «ничего», «постоянно», «все время» и т. п.
- 2. Описание того, чего ребенок не делает, например: «Лиза не привлекает к себе внимания и не кокетничает, а Таня специально не толкала Лизу».
- 3. Обобщения: «Таня в своей обычной манере…»
- 4. Не использовать слова заинтересованно, агрессивно, радостно…
Кроме того овладение педагогом методом свободного наблюдения формирует в нем одно очень важное умение — оценивать потребность ребенка во вмешательстве взрослого.
Опытный взрослый должен научиться главному: помогать ребенку, когда нужно, и не вмешиваться, когда не просят. Если взрослый не помогает, когда без него не обойтись, он бросает ребенка на произвол обстоятельствам. Это очень непрофессионально.
Даже если ситуация нам самим кажется простой и обычной, ребенок может переживать ее с очень большой долей драматизма, как травмирующую, ведь дети разные, и они слабее взрослых.
Но вмешиваться, когда не просят, тоже очень опасно. Детям нужно давать столько свободы, сколько они просят, только так мы сможем сделать их самостоятельными, а их Я — сильным [29].
Источник: studwood.net