Наблюдение не имеет заранее установленных рамок и программы и процедуры

Методология – это учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук, также это культура научного исследования.

Разработка методологии психологии была и есть актуальным вопросом.

В переводе с греческого языка слово методология означает путь исследования. Это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, система способов, а также учение об этой системе. Другими словами, методология является учением о методе.

Функция методологии двояка – с одной стороны она дает возможность описать и оценить деятельность человека с точки зрения внутренней организации, а с другой стороны – в методологических рамках вырабатываются рекомендации и правила или нормы познания и деятельности.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1

Необходимые достоверные сведения ученые получают с помощью методов, которые являются приемами и средствами познания, благодаря которым изучается предмет любой науки.

20. Наблюдение и возникновение наблюдателя.

Методика содержит в себе описание объекта и процедуру его изучения и отвечает конкретным целям и задачам исследования. В методике содержится способ обработки полученных данных и способ фиксации результатов. На основании одного метода можно создать множество методик.

Перед современной психологией стоит важнейшая задача, суть которой заключатся в том, чтобы используемые методы и методики рассматривать как единую систему, в рамках системного подхода. Тот или иной предмет надо рассматривать с разных сторон, что позволяют сделать различные методы и на разных уровнях методологического анализа.

Любой предмет науки познается с помощью способа познания. Этим способом является метод. С помощью методов психологии познаются внутренние психические явления через анализ внешних психологических факторов. Все методы психологического исследования имеют общую цель, которая заключатся в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов. Это накопление эмпирических, опытных данных необходимо для дальнейшего теоретического анализа.

«Методология и методы в психологии»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Для проведения психологических исследований психологи используют такие методы, как наблюдение, различные формы эксперимента, беседу, тесты, анализ продуктов деятельности ребенка, социально-психологические методы и др. Для каких-либо конкретных исследований используется несколько взаимодополняющих и контролирующих друг друга методов. Базой конкретных методов исследования являются методологические принципы, исходящие из теоретических положений науки.

Характеристика методов психологии

К основным методам психологических исследований относится метод наблюдения, являющийся основным эмпирическим методом любого исследования.

Существует несколько вариантов этого метода:

  • внешнее наблюдение, при котором необходимая информация о человеке собирается в результате прямого наблюдения со стороны;
  • внутренне наблюдение или самонаблюдение используется в том случае, когда задача психолога заключается в изучении интересующего его явления, которое непосредственно представлено в сознании человека;
  • свободное наблюдение, не имеющее установленных заранее рамок, программы и процедуры. Проводится это наблюдение тогда, когда признаки изучаемого явления исследователю заранее не известны;
  • стандартизированное наблюдение, наоборот четко определено в отношении наблюдаемого объекта;
  • включенное наблюдение – исследователь выступает в роли непосредственного участника процесса и за его ходом ведет наблюдения, чтобы дать правильную оценку и прочувствовать самому;
  • стороннее наблюдение не предполагает непосредственного участия наблюдателя.

Следующим методом является опрос, при котором человек должен ответить на ряд задаваемых вопросов. Опросы могут быть устными и письменными, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Читайте также:
Программа 60 минут ведущие супруги или нет

Космонавты, скорее на борт. Большое космическое путешествие

Применение устного опроса происходит в тех случаях, когда наблюдение желательно вести за поведением и реакциями человека, который отвечает на вопросы. Устный опрос помогает проникнуть в психологию человека значительно глубже, но требует специальной подготовки и значительных затрат времени. При этом опросе личность экспериментатора и особенности испытуемого играют большую роль.

Вопросы и возможные ответы, заранее предусмотренные, а также ограниченные узкими рамками используются при стандартизированном опросе – он экономичен в материальных затратах и во времени.

Следующий метод психологической диагностики – тестирование. Метод использует стандартизированные вопросы, которые имеют определенную шкалу значений. С помощью тестирования с известной вероятностью определяется актуальный уровень развития у индивида личностных характеристик и необходимых знаний, умений и навыков. С помощью тестов можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Отличительной особенностью тестов является четкая процедура сбора и обработки первичной информации и своеобразие её последующей интерпретации. Тестовый метод позволяет изучать и сравнивать психологию разных людей, а также давать сопоставимые дифференцированные оценки.

Еще одним основным методом является эксперимент, специфика которого состоит в том, что он целенаправленно и продуманно создает искусственную ситуацию. Изучаемое свойство в созданной ситуации выделяется, проявляется и оценивается лучше. Эксперимент дает возможность делать выводы о причинно-следственных связях свойств личности, которые необходимо исследовать. Используется эксперимент реже по сравнению с другими методами, потому что его организация и проведение, на практике оказываются достаточно сложными.

Выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Первый проводится в естественных условиях, а второй – в искусственно созданной ситуации.

Классификация методов

К классификации методов психологического исследования применяется несколько подходов.

Например, Б.Г. Ананьев выделяет несколько групп методов:

  • организационные методы, включающие сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы;
  • эмпирические методы сбора первичной информации – обсервационные (наблюдение и самонаблюдение, эксперименты), психодиагностические методы – беседа, интервью, тесты, опросники, социометрия, анкета);
  • праксиметрические методы, к которым относится хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;
  • метод моделирования;
  • биографический метод;
  • методы обработки данных – статистический метод и метод дифференциации, метод анализа, позволяющий установить закономерности, скрытые от прямого восприятия;
  • интерпретационные методы, включающие генетический метод, предполагающий исследование генетических связей;
  • структурные методы, к которым относятся психография, психологический профиль, типологическая классификация.

Более упрощенную классификацию психологических методов тпредлагает И. Б. Гриншпун.

Рисунок 1. Классификация психологических методов И. Б. Гриншпун. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник: spravochnick.ru

Классификация методов психологического исследования. Наблюдение: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное

Наблюдение: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное.

Опрос: устный, письменный, свободный стандартизированный

Тесты: проективные, тест-опросник, тест-задание

Эксперимент: естественный, лабораторный

Моделирование: математическое, логическое, техническое кибернетическое

Наблюдение имеет несколько вариантов.Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека,отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.

Читайте также:
Как называется программа для работы в такси

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

10.Классификация методов психологического исследованя.

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

Методы по сбору обработки данных

Организационные методы включают в себя:

Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)

Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)

Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)

Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)

Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

Методы качественного описания

Методы математико-статистического анализа данных

Интерпретационные методы:

Фило- и онтогенетический

Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Свободное наблюдение, как метод и инструмент педагогического воздействия

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Свободное наблюдение может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания или предпочтения наблюдателя.

Свободное наблюдение характеризуется тем, что сбор информации осуществляется без заранее заданной схемы. Например, исследователь фиксирует все доступные в конкретной ситуации особенности поведения. Свободное наблюдение используется главным образом в ситуациях, когда исследователь затрудняется идентифицировать изучаемую проблему или необходимо описать какой-либо процесс или явление для проведения их качественного анализа. Формулируемые с помощью свободного наблюдения выводы являются, по сути, лишь гипотезами.

По способу восприятия объекта выделяют персональное и не персональное наблюдение. Персональное наблюдение предполагает, что события отмечаются лично наблюдателем.

При не персональном наблюдении события регистрируются с помощью технических средств. Это дает возможность снизить субъективность восприятия и интерпретации событий, получить дополнительные или более точные данные, снизить трудоемкость сбора информации. Кроме того, некоторые виды наблюдения (например, за психологическими реакциями человека) могут осуществляться только с использованием специальных приборов.

Чаще всего несистематическое (свободное) наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Если обратиться к педагогике, то мы заметим, что наблюдение — основа работы любого педагога и воспитателя: все начинается с восприятия.

Но наблюдать можно по-разному.

Когда мы наблюдаем закат, ведем себя по-другому: ничего не ищем

Читайте также:
Fap описание параметров программы

специально, просто остаемся эмоционально открытыми всему, что придет: оттенкам красок на небе, формам плывущих облаков, быстро меняющейся картине прекрасного зрелища.

Когда мы начинаем наблюдение за детской группой, то обнаруживается такая закономерность: сначала спонтанно начинается сканирующее детекторное наблюдение, и только потом, если вспомнишь и настроишься заново, можешь перейти к наблюдению открытому: пусть придет все, что придет.

Закрытое детекторное наблюдение всегда сфокусировано на чем-то внешнем, поверхностном. Этому детекторному наблюдению обучать не нужно, все мы владеем им, часто не осознавая, от чего зависят сегодня наши критерии допустимого / недопустимого. Когда мы применяем установки открытого наблюдения, то поначалу ничего непонятно.

Для того, чтобы педагогу было легче овладеть методом свободного наблюдения, ему следует соблюдать некоторые правила, а именно:

  • 1. Принять решение смотреть открыто, настроиться.
  • 2. Быть бдительным по отношению к своим предубеждениям (вспомнить о ловушке подозрительности).
  • 3. Оставаться сосредоточенным, пока что-то подоброму не затронет души.
  • 4. Дать прийти впечатлению.
  • 5. Проверить его (а вдруг это проекция?).
  • 6. Записать, что увидел, и свое впечатление в протоколе открытого наблюдения. В оформлении отчета отдельно зафиксировать, что было (максимально безоценочно и объективно), а затем ответить на вопрос: «Что я увидел?», «Чем по сути (по существу) было происходящее?». Сформулировать впечатление в максимально субъективной манере.

Критерием того, что увиденное вами было именно открытым наблюдением, будет неожиданное чувство удивления: ну надо же! И это будет «удивление со знаком плюс».

При использовании педагогом метода свободного наблюдения при работе с детьми стоит помнить о типичных ошибка, которые разделены на две группы — ошибки процесса наблюдения и ошибки описания результатов открытого наблюдения.

К ошибкам процесса мы будем относить такие ошибки, как:

  • 1. Открытым взглядом встречаться с каким-то ребенком в ситуации — на этом наблюдение заканчивается, так как взгляд является очень сильным воздействием.
  • 2. Мысли: «С этим что-то нужно делать» (открытое наблюдение исключает импульс по реализации каких-либо намерений).
  • 3. Воспоминания о прошлом или будущем: «Рита и вчера носилась, как угорелая».
  • 4. Вынесение оценок: «Таня и Рита бегают слишком громко!», за оценками, как правило, тут же следует реакция: «Девочки! Потише, вы прыгаете по головам нижнего этажа!», — в момент, когда начинаются действия, открытое наблюдение заканчивается.

В ошибки описания результатов мы включаем:

  • 1. Употребление в протоколе квантеров: «всегда», «никогда», «ничего», «постоянно», «все время» и т. п.
  • 2. Описание того, чего ребенок не делает, например: «Лиза не привлекает к себе внимания и не кокетничает, а Таня специально не толкала Лизу».
  • 3. Обобщения: «Таня в своей обычной манере…»
  • 4. Не использовать слова заинтересованно, агрессивно, радостно…

Кроме того овладение педагогом методом свободного наблюдения формирует в нем одно очень важное умение — оценивать потребность ребенка во вмешательстве взрослого.

Опытный взрослый должен научиться главному: помогать ребенку, когда нужно, и не вмешиваться, когда не просят. Если взрослый не помогает, когда без него не обойтись, он бросает ребенка на произвол обстоятельствам. Это очень непрофессионально.

Даже если ситуация нам самим кажется простой и обычной, ребенок может переживать ее с очень большой долей драматизма, как травмирующую, ведь дети разные, и они слабее взрослых.

Но вмешиваться, когда не просят, тоже очень опасно. Детям нужно давать столько свободы, сколько они просят, только так мы сможем сделать их самостоятельными, а их Я — сильным [29].

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru