Зад.1. Прочитайте предложения. Заполните пропуски. Поставьте в выделенных словах ударения.
1. Согласно учредительному договору уставн…й капитал нашей фирмы составил 12,8 млн. руб.2. Вчера мой коллега прислал электронн… счёт-фактуру на поставку итальянских жалюз… . 3. На Большом проспекте открылся бутик, в этом бутике продаёт одежду известн… французск…кутюрье. 4. Мы заказали у бармена горяч… капучино, свеж… буше и шотландск… виски.5.
Мне нужны драйвер… для принтера и сканера. 6. Вы предпочитаете бел… или розв… мартини? 7. Ремонт делали первоклассные мастер… . 7. На занятиях по информатике мы изучали мастер… шаблонов программы Word.
Зад.2. Замените цифры словами, употребляя числительные и существительные в нужном падеже.
1. В олимпиаде по физике предложено участвовать 75 (участники). 2. Фруктовый сад разбит на 590 (гектары). 3. В 2010 (год) он окончил школу. 4. Длина реки равна 1715 (километры). 5. От 964 отнять 89.
6. В Индии говорят приблизительно на 845 (диалекты). 7. Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные. 8. Областной бюджет пополнился 957 000 (рубли).
Основные инструменты программы Word
Зад.3. Отредактируйте предложения, исправив ошибки.
1. В очерке журналист описывает о жизни в деревне. 2. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 3. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтёров. 4. В своей речи оратор указал об этих недостатках. 5. Приведённые примеры говорят за возможность применения этого метода. 6. Лётчик-космонавт был удостоен высокой наградой.
7. Не приходится доказывать о том, как важно очистить дороги от снега. 8. Прошу дать разъяснение о том, положен ли нам отпуск. 9. Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса. 10. Комитет самостоятельно образует и распоряжается средствами. 11.
Указ регламентировал и вносил порядок во взаимоотношения властных структур. 12. Мы помним и отдаём дань уважения жертвам борьбы с фашизмом. 13. Избиратели надеются и верят своему депутату. 14.
Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий.
Зад.4. Сгруппируйте приведенные слова по типу стилистической окраски (разговорная – нейтральная – книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.
Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, дуализм, зачетка, иждивение, забота, ион, иск, искатель, книга, книжка, книжонка, косинус, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, норма, нормальный, отлынивать, периметр, пневмония, работать, рот, трудиться, усыновитель, усыновить, уста, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.
Зад.5. Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. Заполните таблицу 1.
Материал для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.
Вебинар «Мастер-класс по созданию рабочих листов в рамках организации качественной самост. работы»
Стилистически окрашенные языковые единицы и единицы, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте
Языковой уровень | Научный стиль | Официально-деловой стиль | Публицистический стиль | Разговорный стиль |
Лексика | ||||
Морфология | ||||
Синтаксис |
Зад.6. Прочитайте текст выступления студента на семинаре (курс «Концепции современного естествознания»). Отредактируйте текст: Замените слова и выражения, не соответствующие ситуации, близкими по значению. Запишите свой вариант.
Слушайте внимательно. Рассказываю сегодня о пираньях. Пираньи – жутко кровожадные зверюги. Живут в Амазонке и впадающих в нее речушках. Их еще зовут «рыбы-волки». Пираньи чертовски опасны, потому что зубы у них как бритва. Стая этих малявок в три плевка может слопать здоровенного быка.
Говорят, что 19 сентября 1981 г. 300 граждан в один присест были сожраны пираньями, после того как набитое народом пассажирское судно потонуло у причала бразильского порта Обидос. Тамошние индейцы говорят, что «три пираньи – это уже один здоровенный крокодилище».
Источник: lektsia.com
Русский язык и культура речи. Практикум для академического бакалавриата под редакцией
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 0.49 Mb.
кутюрье. Мы заказали у бармена горяч… капучино, свеж… буше и шотландск… виски. Мне нужны драйвер… для прин- тера и сканера. В новую кофейню в Гостином дворе требуются барист…; опыт работы желателен. Мы купили в гостиную нов… бра.
Вы предпочитаете бел… или розов. мартини? Ремонт делали первоклассные мастер… На занятиях по информатике мы изучали мастер…шаблонов программы Word.
17
Задание 2. «Переведите» на литературный русский:
На всякого промоутера найдется свой супервайзер.
Куплю маму и клаву. Недорого.
Задание 3. Напишите заявление на имя заместителя декана с просьбой раз- решить досрочную сдачу курса «Русский язык и культура речи».
Задание 4. «Позвоните» на радио, представьтесь, передайте привет своим друзьям или родным и закажите для них песню.
Задание 5. Объясните значение следующих слов: лакуна, статус кво, экспрес- сия, канон, нотариус, штатный, штатский, адаптация. Проверьте себя по словарю.
Темы рефератов
1. Речевые ошибки в речи публичных политиков.
2. Культура речи в русской и других национальных традициях.
литература
1. Винокур Г. О. Из бесед о культуре речи // Русская речь. 1967. № 3.
2. Горбаневский М. В., Караулов Ю. Н., Шаклеин В. М. Не говори шершавым языком. М., 1999 (или подборка всех версий на: http://www.gramota.ru/negovori.
html).
3. Костомаров В. Г., Леонтьев А. А. Некоторые теоретические принципы культуры речи // Вопросы языкознания. 1966. № 4.
4. Лингвистическая энциклопедия. М., 1990.
5. Попова Е. П. К вопросу о формировании речевой культуры в вузе //www.
ncstu.ru/content/_docs/pdf/_trudi/_hs/
6. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. М., 2003.
7. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.
1.2. Основные единицы речевого общения
• Из этого раздела вы узнаете, что такое речевое взаимодействие, речевая ситуация и речевое событие, а также при каких условиях речь становится эф- фективной.
• Вы научитесь обращать внимание на конкретные компоненты речевой ситуации, влияющие на выбор языковых средств.
• Вы овладеете навыками учета речевой ситуации при выборе средств вы- ражения, что поможет вам впоследствии сделать свою речь более эффективной.
Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: речевое взаимодействие, речевая ситуация, речевое событие.
Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного кон- такта между людьми посредством речи. Речевое взаимодействие вклю- чает следующие компоненты:
• адресанта (отправителя информации);
• адресата (получателя информации);
• речевое событие;
• средства взаимодействия.
18
Обратим внимание, что речевое взаимодействие — это процесс
взаимодействия
двух субъектов: говорящего или пишущего адресанта и слушающего или читающего адресата.
Помимо непосредственных участников речевого взаимодействия, которые в ходе общения обычно меняются местами, необходим пред-
мет речи — то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией.
Элементарной формой речевого взаимодействия является речевое
событие (речевой акт). Для отправителя и для получателя информа- ции речевое событие проявляется по-разному: со стороны адресанта оно заключается в говорении (отправлении акустических сигналов в виде языковых знаков) либо письме (кодировании речевых сигна- лов с помощью графических символов). Речевое событие со стороны адресата — это слушание (восприятие речевых акустических сигналов и их понимание) либо чтение (декодирование графических знаков и их понимание).
Отсюда следует, что речевое взаимодействие предполагает как коди- рование, так и декодирование информации. Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования — при слушании и чтении.
Средство речевого взаимодействия — это язык, знаковая система, известная и адресанту, и адресату.
В результате речевого взаимодействия рождается текст. Цель взаи- модействия состоит в передаче смысла текста — конкретной инфор- мации (логической, эмоциональной, эстетической и т.д.), выраженной речью и при ее участии сформированной в сознании человека. Через тексты мы знакомимся с речью, из текстов извлекаем языковые пра- вила, на тексты-образцы ориентируемся, создавая собственные рече- вые продукты.
Существуют различные классификации текстов: по времени их соз- дания, сфере использования, а также принципам текстовой организа- ции. С основными классификациями и практическими возможностями их применения вы познакомитесь в главе 2.
Речевое событие как основная единица коммуникации включает два компонента: 1) вербальные (собственно речь) и невербальные
(мимику, жесты и т.п.) элементы общения; 2) речевую ситуацию, конкретные обстоятельства речевого взаимодействия. Иначе говоря, то, как говорится, зависит от того, что, кому и где говорится. Напри- мер, если аудитория малоподготовленная (невысокий уровень обра- зования, низкий социальный статус), следует говорить медленнее, использовать вопросно-ответную форму изложения, приводить много примеров, случаев из жизни, представлять конкретные результаты, чет- кую аргументацию, начинать с более сильных аргументов, ссылаться на авторитеты, многократно повторять основные тезисы. На подготов- ленную аудиторию произведет впечатление более эмоциональная речь, насыщенная риторическими фигурами. Чем выше уровень владения
19
предметом у вашей аудитории, тем важнее структура выступления: вы должны начинать с того, что нового узнают слушатели из вашей речи; кроме того, необходимо максимально использовать диалогичность, приводить противоречивые точки зрения и т.д.
Почти любое речевое взаимодействие имеет внеязыковую причину, вызвано внеязыковыми обстоятельствами. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия, стимулирует речь или ее отсутствие. Мы говорим, чтобы выразить просьбу, разделить с кем-то свою радость или боль, сдать экзамен, просто убедиться, что мы не одни. В более развернутое описание речевой ситуации включа- ются следующие компоненты:
• участники общения;
• место и время общения;
• предмет общения;
• цели общения;
• обратная связь между участниками общения.
Помимо адресата и адресанта в число участников общения могут вхо- дить наблюдатели или слушатели, присутствие которых накладывает свой отпечаток на речь. Совпадение или различие взглядов на пред-
мет общения
будет или стимулировать общение, или препятствовать ему. То, насколько предмет общения интересен обоим говорящим, насколько они оба с ним знакомы, значительно влияет на выбор слов, манеру изложения. Системный администратор говорит о компьютерах не так, как начинающий пользователь, а разговор родителей с детьми- подростками о целесообразности поездки на дачу в выходные строится иначе, чем диалог подростков о том, не провести ли на той же самой даче классную вечеринку.
Место общения
(разговор с преподавателем во время экзамена, в гостях у общих знакомых или на конференции) определяет жанр речи и выбор речевых средств. Инженер, пишущий инструкцию к сборке станка, будет использовать в речи полные предложения, специаль- ные термины, например, вот так: «Рекомендуется прикрепить деталь
№ 2502 к спинке, используя четыре винта 1/4 × 2 и ключ № 18 для затягивания». Тот же инженер, рабтающий в цехе над отладкой этого станка, не задумываясь, посоветует «эту пимпочку пришпандорить вон к той штуковине», и все его поймут.
В речевом взаимодействии играют роль время общения, точнее, совпадение или несовпадение момента передачи и получения инфор- мации (это так же важно, как для онлайновых или оффлайновых про- грамм). Сравните, например, общение в чате и с помощью обычных писем. В первом случае реплики следуют одна за другой почти как в обычном разговоре и собеседникам не нужно долго объяснять, что было ранее, сообщения коротки, подразумевают возможность немед- ленного комментария непонятных мест. Во втором же случае времен- ная дистанция от отправки письма до его получения достаточно велика, поэтому во избежание непонимания изложение здесь более подробно,
20
часты отсылки к предыдущим письмам, возврат к ранее описанным событиям.
Накладывают отпечаток на нашу речь и цели общения: интеллекту- альные, эмоциональные, контактоустанавливающие и др. В речевом общении обычно различают два вида целей: прямые, ближайшие, непо- средственно выражаемые говорящим, и косвенные, более отдаленные, долговременные, нередко воспринимаемые как целевой подтекст. Так, поддержание разговора часто служит долговременной цели установления добрых отношений, но может быть и формально вежливым. Критическое высказывание может иметь ближайшую цель — уточнить информацию, а также цель отдаленную — показать уровень своих интеллектуальных способностей, утвердить свое мнение, подчеркнуть свое «я».
Важнейшим структурным компонентом речевой ситуации явля- ется обратная связь. Реакция слушателя на высказывание говорящего составляет основу общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая реакции на заданный вопрос, человек чув- ствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекра- щает разговор. Более того, явно выраженный интерес слушающего к говорящему создает тот положительный фон, на котором происходит устное общение. При отсутствии такого интереса общение становится тягостным и прерывается. Отсюда следует, что культура речи подраз- умевает и культуру слушания.
Речевая ситуация диктует правила речевого общения и опреде- ляет формы его выражения. Эти формы различны в условиях пря-
мого
, или непосредственного, общения с активной обратной связью
(например, диалог) и опосредованного — с пассивной обратной связью
(например, письменное распоряжение). Они меняются в зависимости от количества участников и характера ситуации (в бытовом общении: разговор с близкими людьми либо частные письма и т.п., в деловом общении: доклад, лекция, дискуссия, переговоры и т.п.).
Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например категории вре- мени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и т.д.
Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и т.п.), выявлять при- чинные связи данного высказывания с другими событиями и т.п.
Практикум
Тест
1. Процесс установления и поддержания контакта между людьми с помощью речи называется: а) обратная связь; б) речевое взаимодействие; в) речевая ситуация;
г) речевой контакт.
21
2. Роль адресата в речевом событии — это: а) слушание или чтение; б) говорение или письмо; в) только слушание;
г) только говорение.
3. Средством речевого взаимодействия является: а) речь;
б) язык;
в) текст;
г) адресант.
Вопросы для самоконтроля
1. Кто такой адресант речи? адресат?
2. Какие компоненты включает речевое событие?
3. Что характеризует речевую ситуацию?
4. Какие цели различают в речевом общении?
5. Приведите примеры несовпадения различных целей в одном речевом событии.
6. Приведите примеры, подтверждающие важность обратной связи в рече- вом общении.
Темы рефератов
1. Способы установления обратной связи в диалоге.
2. Влияние речевой ситуации на речевое взаимодействие.
литература
1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // М. М. Бахтин. Собр. соч.:
В 7 т. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х годов. М., 1997. С. 159—206.
2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Б. Ю. Русский язык и культура речи: Справочное пособие. Ростов-н/Д., 2002.
1.3. литературная норма как основа,
обеспечивающая коммуникацию
• Из этого раздела вы узнаете, каковы условия успешной коммуникации, что такое языковая норма и ее типы: регистрирующий и предписывающий.
• Вы научитесь обращать внимание на эффективность собственной комму- никации в зависимости от речевой ситуации.
• Вы овладеете основами самоанализа в ситуации публичного общения и сможете выделять проблемные зоны в процессе передачи информации. Кроме того, вы получите навык сопоставления информации из разных справочных ис- точников и перестанете искать в словарях абсолютную истину.
Итак, язык представляет собой определенный код, служащий для коммуникации. Под коммуникацией будем понимать передачу инфор- мации (т.е. сообщения, включающего известную и новую части).
Давайте задумаемся, при каких условиях эта передача осуществляется наиболее эффективно (т.е. максимально быстро и надежно)?
22
Можно посмотреть на процесс коммуникации с точки зрения спе- циалиста-языковеда. Язык — основной инструмент общения, и от сте- пени владения этим инструментом, т.е. от культуры речи, во многом зависит эффективность речевого взаимодействия. Так, если речь хотя бы одного из собеседников лишена логики, недостаточно информа- тивна, неточна, она вряд ли может адекватно передать информацию.
Наличие цели стимулирует готовность субъектов общения вести беседу на данную тему в данное время, их взаимную коммуникативную заин- тересованность. Отсутствие этой заинтересованности снижает комму- никативную активность. Выбор формы и стиля общения зависит от сте- пени знакомства, возрастных или социальных различий участников общения. Та роль, которую играет говорящий в диалоге, определяет его речевую манеру поведения (истец и ответчик, проситель и тот, к кому обращаются с просьбой, и т.д.). Не менее важно учитывать ситуацию
общения
, поскольку ее изменение при неизменности прочих факторов существенно влияет на речевое поведение субъектов общения. Так, совершенно по-разному может протекать общение в ситуации диалога с глазу на глаз и в присутствии третьих лиц, обсуждение производ- ственного вопроса на совещании или в комнате отдыха. Чтобы речевое общение было эффективным, собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позво- ляют координировать их действия и высказывания. Чтобы понять эти принципы, посмотрим на речевое общение несколько глубже, с пози- ций общей теории информации.
Любой информационный контакт между людьми выполняется в соответствии с определенными правилами, которые устанавливают порядок обмена информацией, предусматривают возникновение оши- бок, перерывов в общении и т.д. В современных компьютерных сетях, например, большое значение имеет концепция «протокола» — фор- мальной процедуры взаимодействия. Протокол включает ряд обяза- тельных пунктов.
Во-первых, на языке теории информации общение возможно в «согласованной системе». Это значит, что оба собеседника пользуются
одинаковыми
физическими аппаратами для передачи и приема инфор- мации. Эти аппараты должны быть соединены каналом связи. В устном речевом общении роль аппарата передачи информации играет голо- совой аппарат (рот, язык, зубы, голосовые связки и др.), а роль при- емника — слуховой. В качестве канала связи может выступать воздух, по которому распространяются звуковые колебания.
Во-вторых, на физическом уровне необходимо договориться о типе сигналов, их наборе и значении, т.е. о коде. На машинном уровне это соответствует набору команд, используемых обеими машинами для связи. В естественном общении людей кодом, как уже говорилось, является язык.
В-третьих, для более высокого уровня коммуникации желательно использовать одинаковые законы объединения сигналов в определенной
23
последовательности
. В языке это законы грамматики, описывающие правила соединения морфем в слова, а слов — в предложения.
В-четвертых, существует уровень взаимопонимания, когда участ- ники общения договариваются об употребляемой терминологии, под- бирают в собеседники людей одного уровня квалификации и т.д. Это обеспечивает более высокую предсказуемость информации. Каждый из вас испытывал на себе, насколько легче говорить на знакомую тему с теми, кто в ней тоже разбирается, и как трудно объяснять различия между хип-хопом и рейвом человеку, который объединяет их в поня- тии «современная музыка». Вот пример такого межкультурного непо- нимания людей из романа Т. Устиновой «Персональный ангел»:
Он забыл, как зовут Катеринину сестру, и решил потихоньку спросить кого-нибудь об этом, но тут к нему привязалась бабушка-императрица с вопросом о внешней задолженности России. Попутно она поделилась с Тимофеем сведениями об этом во- просе, почерпнутыми у какой-то чрезвычайно осведомленной Веры Владимировны.
Тимофей смотрел на нее во все глаза, но заговорить не решался. Потом он все- таки робко спросил, как зовут вторую сестру.
— Даша, конечно! — воскликнула императрица с непонятным ему энтузиазмом. —
Как ее еще могут звать? Если старшая Катерина Дмитриевна, то младшая может быть только Дарьей Дмитриевной!
Из чего следовало, что младшая может быть только Дарьей Дмитриевной, Тимофей не понял. Начиная раздражаться, он смотрел на бабушку, ожидая пояснений, и тут ему на помощь пришла Катеринина мать.
Наклоняясь, чтобы поставить перед ним тарелку с картошкой, она сказала весело:
— Это Алексей Толстой, помните? «Хождение по мукам». Две девочки, Катя и Даша.
Катерина Дмитриевна и Дарья Дмитриевна.
Не помнил он никаких «хождений» Алексея Толстого! Был какой-то Толстой, он написал про то, как тетка под поезд угодила, или что-то в этом роде. А на него смо- трели так, как будто он обязан это знать, а он не знал.
Молодой мужик, муж этой самой Даши. смотрел на Тимофея как на экзотическую гориллу в зоопарке — с интересом и некоторым недоверием: что-то она выкинет, если отвернуться? Это тоже выводило Тимофея из себя, он не привык к подобным разглядываниям. Он вообще не привык ни к чему, кроме безоговорочного подчинения и душевного трепета, которые испытывали нормальные люди в его присутствии…
Все это было странно, настолько странно, что Тимофей так ни о чем и не поговорил с Катериной.
Тимофей Кольцов, ныне олигарх, а ранее — беспризорник, неожи- данно чувствует себя неуверенно и некомфортно во время визита в семью Катерины, и причина этого в непонимании и непредсказуемо- сти ситуации из-за несовпадения его знаний о мире и знаний людей другого круга.
Поскольку при передаче информации главное не в том, что передает отправитель, а в том, как ее понимает получатель (вспомним детскую игру в испорченный телефон), разберемся, в каких случаях возникают ошибки при передаче информации. Прежде всего, это ситуации, когда велики помехи или же нарушается какое-то из правил протокола.
При использовании разных аппаратов приема и передачи информации происходит разговор глухого со слепым в буквальном смысле слова.
Источник: topuch.com
Конспект урока-практикума по информатике в текстовом редакторе «Создание документа с помощью шаблона «Мастер календарей» и его стилевое форматирование»
учебно-методический материал по информатике и икт (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Урок написан для работы в текстовом процессоре Word 2003. Материал содержит три приложения.
Скачать:
![]() |
17.19 КБ |
![]() |
334 КБ |
![]() |
435.5 КБ |
![]() |
2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум в текстовом процессе Word 2003. Создание документа с помощью шаблона «Мастер календарей» и его стилевое форматирование
- Моисеева Ольга Евгеньевна, учитель информатики
Развитие навыков работы с текстовым редактором по созданию и применению стилей форматирования, умений работать по заданному алгоритму, развитие творческого мышления, формирование учебно-познавательных действий по работе с дополнительными источниками.
Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков).
Технические и программные средства:
Персональные компьютеры, подключенные к Интернету, интерактивная доска или проектор
Специально подготовленные презентации по данной теме:
- “Создание календаря с помощью шаблона “Мастер календарей” и замена рисунков” ( Приложение 1 )
- “Стилевое форматирование” ( Приложение 2 ).
Материал рассчитан на 2 урока.
- Организационный момент.
- Демонстрация документа ( Приложение 3 ) , который должен получиться в ходе изучения данной темы.
- Обсуждение вопроса: “Какие приёмы и методы использовались при создании календаря?”
- Объяснение нового материала.
- Выполнение практической работы.
- Заключительный этап урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление и объяснение темы и цели урока
2. Демонстрация документа.
Учитель демонстрирует на интерактивной доске или экране календарь, созданный в текстовом процессоре Word 2003.
3. Обсуждение вопроса:
“Какие приёмы и методы использовались при создании календаря?” это проверка усвоенных учащимися знаний и активизация работы на уроке.
4. Объяснение нового материала.
Учитель с помощью презентации ( Приложение 1 ) демонстрирует алгоритм создания календаря. После демонстрации учащиеся задают вопросы, которые возникли в ходе объяснения.
5. Выполнение практической работы.
Работа за персональным компьютером. Каждый учащийся может просмотреть презентацию ещё раз в удобном для него темпе. В ходе работы учащиеся создают два документа “Календарь 1” — творческая работа и “Календарь 2” — заданного образца для работы на следующем уроке, таким образом, они дважды проделывают одни и те же операции, запоминая последовательность действий.
6. Заключительный этап урока. Компьютеры подключаются к Интернету и учащиеся подбирают рисунки для своей творческой работы — “Календаря 1”. Работа по подготовке иллюстраций может быть продолжена и дома (поиск в Интернете, сканирование изображений и фотографий, создание собственных иллюстраций в графическом редакторе).
- Организационный момент.
- Демонстрация документа ( Приложение 3 ), который должен получиться в ходе изучения данной темы.
- Объяснение нового материала.
- Выполнение практической работы.
- Заключительный этап урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление и объяснение темы и цели урока
2. Демонстрация документа.
Используется для повторения и будет актуальна для детей, отсутствовавших на предыдущем уроке.
3. Объяснение нового материала.
Учитель использует материал учебника, уделяя особое внимание на теорию и технологию применения различных операций стилевого форматирования. Учитель с помощью презентации ( Приложение 2 ) демонстрирует алгоритм стилевого форматирования различных объектов. После демонстрации учащиеся задают вопросы, которые возникли в ходе объяснения.
4. Выполнение практической работы.
Работа за персональным компьютером. Каждый учащийся может просмотреть презентацию ещё раз в удобном для него темпе. Первоначально учащиеся работают по стилевому форматированию “Календаря 2” после чего возвращаются к своей творческой работе — “Календарю 1”, таким образом они осмысленно используют полученные знания для оформления творческой работы.
5. Заключительный этап урока.
Наиболее успешные работы демонстрируются на интерактивной доске или экране.
В качестве домашнего задания или творческой работы по желанию предлагается:
- создать титульный лист к календарю,
- создать календарь, включив в него гиперссылку на Дни рождения друзей, памятные даты и т.д.
Учебник “Информатика и ИКТ” Учебник 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф.Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполните команду « Файл » — « Создать ». Справа в диалоговом окне « Создание документа » выберите « Шаблоны » — « На моём компьютере » На диалоговой панели « Шаблоны » перейдите на вкладку « Другие документы » — « Мастер календарей » Создание календаря с помощью шаблона «Мастер календарей» и замена рисунков 1 2
4. Следуя указаниям мастера (кнопка « Далее ») задайте: Стиль календаря – любой из списка: «Строгий», «Стандартный», «Изысканный» Ориентация календаря – « альбомная », оставить место для рисунка – « да » Выберите начальный конечный и конечный месяц и год , например январь 2009 – декабрь 2010 1 2 3 4
Задание всех параметров подтвердите кнопкой « Готово ». В готовом документе выберите масштаб 50%. Просмотрите календарь. Сохраните календарь в своей папке под именем « Календарь 1 » Создайте ещё один календарь для следующей практической работы с заданными характеристиками: Стиль – « изысканный » Ориентация – « альбомная » Оставить место для рисунка – « нет ». Начальный и конечный месяц январь 2009 – декабрь 2009 Сохраните этот календарь также в своей папке под именем « Календарь 2 » 2 1
Измените внешний вид «Календаря 1» заменив картинки. Определите размер рисунка. Щелчком правой кнопки мыши на рисунке вызовите контекстно-зависимое меню и выберите « Формат рисунка… » затем вкладку « Размер » 1 2 Для календаря размер рисунка составляет по высоте 19,05 см и по ширине 8,89 см. Ширину можете округлить до 8,9 см. Черный рисунок удалите.
При поиске рисунков в Интернете для календаря выбирайте и сохраняйте большие рисунки (чтобы при масштабировании не терять качество изображения).
В среде любого графического редактора можете заранее изменить размер рисунка или выполнить это изменение средствами текстового процессора Word . Установите рисунок в выделенный объект командой « Вставка » — « Рисунок » — « Из файла ». Для 1 месяца – января рисунок можно взять из стандартной библиотеки рисунков Windows XP. Размер рисунка заранее не меняете. Рассмотрим, как изменить размер рисунка средствами Word. 1. По щелчку правой кнопки мыши на рисунке определите истинный размер рисунка. 1 Масштаб 100% Высота 15,88 см. 2 . Измените высоту рисунка до 19,05 см не снимая флажки « сохранять пропорции » и « относительно исходного размера » 2
Рисунок подойдёт по высоте, но по ширине будет больше. С помощью команды « Обрезка» на панели инструментов « Настройка изображения » отрежьте лишнее (перемещая маркеры ) Для каждого месяца установите свой рисунок В « Календаре 2 » рисунки расположите на отдельных страницах перед каждым месяцем используя команду « Вставка » — « Разрыв » — « На новую страницу ». 1 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стилевое форматирование Для работы со стилями предусмотрена панель задач « Стили и форматирование …». Её можно открыть щелчком по кнопке на панели инструментов « Форматирование » или с помощью команды « Формат » — « Стили и форматирование …» 1 2
Панель задач « Стили и форматирование » отображает список стилей и вариантов ручного форматирования. В поле « Показать » можно выбрать варианты отображения видов форматирования. В практической работе рекомендуется использовать виды « Доступные стили » или « Доступное », так как в этом варианте можно добавлять и удалять стили в списке форматирования. Практическая работа предусматривает изменение внешнего вида «Календаря 2» созданного на предыдущем уроке с заданными характеристиками: Стиль – « изысканный » Ориентация – « альбомная » Оставить место для рисунка – « нет ». Начальный и конечный месяц январь 2009 – декабрь 2009
Изменение стиля для элемента «год». 1. Щелкните на любом номере года — тогда в верхней части панели задач « Стили и форматирование » будет определён стиль – « Изысканный заголовок 2 ». Полное описание форматирования можно почитать при наведении курсора на строку с названием стиля или при выборе команды « показать форматирование » из контекстного меню по щелчку правой кнопкой на названии стиля. 1 2 3
2. Щелкните правой кнопкой мыши на имени стиля « Изысканный заголовок 2», выберите команду « Изменить …» 3. В диалоговом окне « Изменение стиля » посмотрите параметры стиля 4. Измените параметры стиля, щелкнув на кнопке « Формат », которая позволяет открыть диалоговое окно для изменения параметров. 5. Выберите команду « Шрифт …» и измените: цвет шрифта, начертание, добавьте эффект – тень, можете изменить название шрифта. 2 3 4 5
Пример изменения шрифта. Не рекомендуется сильно менять размер шрифта относительно исходного, так как для объекта выделен определённый размер рамки «Надпись». Подтвердите все изменения ОК. 1 2
Изменение стиля для элемента «Месяц». Щелкните на любом номере месяца — стиль данного объекта « Изысканный заголовок 4 », это можно прочитать при наведении указателя мыши на название стиля. 3 4 Изменение стиля для элемента «число» . Щелкните на любой цифре в числе, определите стиль и измените в этом стиле только шрифтовые параметры (название шрифта, начертание, цвет, размер.) Действия выполняйте по аналогии с изменением стиля для элемента «год».
В диалоговом окне « Изменения стиля » — « Формат » — « Шрифт » задайте новые параметры для месяца. Выделите месяц фоном Выберите команду в диалоговом окне « Изменения стиля » — « Формат » — « Граница и заливка » задайте на вкладке « Граница »: тип границы, тип линий, цвет линий, ширину. Установите на вкладке « Заливка » — цвет заливки , например, светло-бирюзовый. Изменение стиля для элементов «год» и «месяц» относились к изменению стиля абзаца.
Все числа каждого месяца расположены в отдельной таблице. Создайте новый стиль для фона чисел – стиль таблицы Установите курсор на любом пустом месте в области чисел, после чего щелкните на кнопке « Создать стиль …». Создание нового стиля для элемента «фон чисел». 1 2
2. Задайте параметры стиля: имя стиля – « Фон чисел », из раскрывающегося списка стилей – « Таблица ». основан на стиле – « Обычная таблица» (можно и любую другую), применить форматирование – « Вся таблица» В диалоговом окне « Стили и форматирование » в списке доступных полей появится стиль « Фон чисел ». 1 3 3 Выберите параметры таблицы (для календаря – цвет заливки, границы ) Установите флажок – добавить в шаблон. 2
Таблица и текст в таблице немного смещены влево. Для выравнивания измените созданный стиль «Фон числа». Щелкните на кнопке « Формат » и в появившемся диалоговом режиме установите в меню « Абзац » — « Выравнивание по центру ». 1 2 3
Подтвердите все изменения стиля « Фон чисел ». Примените данный стиль ко всем месяцам (на каждой странице месяца щелкните на любом поле с числами, после чего щелкните на имени созданного стиля). В диалоговом окне « Изменения стиля » щелкните на кнопке « Формат », выберите команду « Свойства таблицы » и установите « Выравнивание по центру ». Выравнивание текста в ячейках таблицы можно выполнить непосредственно в окне создания (изменения) стиля таблица
Создание стиля для элемента «День недели». (Создание стиля на основе выделенного фрагмента) В календаре день недели и числа к этому дню должны быть выровнены. При изменении размера шрифта в стиле для чисел или дней недели будет происходить сдвиг названий дней относительно чисел.
Для устранения этого недостатка наиболее удобно привести в соответствие дни недели и числа в одном месяце, создать новый стиль на основе на основе этого (выделенного) фрагмента и применить ко всем месяцам. Выделите строку с названиями дней недели. С помощью обычного форматирования задайте параметры: « Формат » — « Шрифт » — названия шрифта, начертание, размер, цвет. « Формат » — « Абзац » — все отступы = 0 « Формат » — « Граница и заливка » — цвет и тип границы и заливки. Дни недели отделены друг от друга точками табуляции. Перемещая позиции табуляции по линейке, добейтесь правильного размещения дня недели относительно чисел (это удобнее, чем задавать конкретные значения в меню « Формат » — « Табуляция »
Выделите строку с измененными расстояниями в названиях дней недели и не снимая выделения на панели задач « Стили и форматирование » щелкните на кнопке « Создать стиль …». В появившемся диалоговом окне задайте только имя стиля « День недели ». В списке доступных стилей появится имя созданного стиля Обозначение табуляции, и позиции табуляции по центру на линейке
Создан новый стиль «День недели» На каждой странице месяца щелкните на любой букве дня после, чего щелкните на имени созданного стиля « День недели » в списке доступных стилей. Календарь готов.
Источник: nsportal.ru