Сценарий мастер-класса по информатике с использованием
кейс-технологии
- Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
- Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути
Цели и задачи учебного проекта
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
- Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения.
- Развитие интереса к процессу познания на уроках информатики
При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение так называемой кейс-технологии.
ВСЯ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ БЕЗ ТУПЫХ ОШИБОК | МАСТЕР-ГРУППА | ИНФОРМАТИКА
Суть “кейс”-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.
Сценарий мастер-класса
Раздел программы : Информационные технологии. Microsoft Office Publisher.
Тема урока : Создание собственных публикаций. Проект: “Визитка для директора”
Используемые технологии : Метод проектов с использованием кейс-технологии
Оборудование: набор учебно-методических материалов (кейс) для самостоятельного изучения темы, мультимедиапроектор, ПК
- Научить использовать заготовки публикаций, поставляемых с Microsoft Office Publisher, и модифицировать заготовку для создания собственной публикации
- Развитие интереса к процессу познания на уроках информатики
- Воспитание культуры труда, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Выполнение мини-проектов
- Защита проектов. Рефлексия
- Вы – дизайнер, требуется выполнить заказ: создать макет визитки для директора школы.
- Защита проектов (Представить свой проект заказчику). Рефлексия.
Приложение 1.
Разработка собственных профессиональных публикаций
- Обзор программы………………………………………………………….…….3
- Заготовки публикаций………….………………………………………….……3
- Независимые, перемещаемые элементы……….………………………………4
- Проверьте себя……………………………………………………….…….……..4
- Использование полей……………………………………………………………5
- Добавление текста…………………………………………………………….….5
- Проверьте себя……………………………………………………………..…….7
- Использование рамок…………………….………………………………….…..8
- Добавление нового рисунка………..……………………………………………8
- Перемещение рисунка и изменение его размеров…………..…………………9
- Изменение внешнего вида рисунка………………….………………….……..10
- Управление обтеканием текста вокруг рисунка……………………………….11
- Проверьте себя……………………………………………………………………11
В состав модуля включены:
Топ шаблонов ЕГЭ по информатике | Информатика ЕГЭ | Умскул
-
- Три урока для самостоятельного изучения
- Три практических задания
- Небольшой тест в конце каждого урока; баллы за ответы не выставляются.
По завершении этого модуля вы научитесь:
- Использовать заготовки публикаций, поставляемые с Publisher, и модифицировать заготовку для создания собственной публикации.
- Добавлять текст в публикацию, видоизменять и перемещать текст, создавать колонки и продолжать статью на другой странице.
- Добавлять в публикацию рисунки, изменять внешний вид рисунков и управлять обтеканием текста вокруг рисунков.
Узнайте, как в Microsoft® Office Publisher 2003 выбрать заготовку публикации и, изменяя заготовку, создать на профессиональном уровне собственные бюллетени, брошюры, визитные карточки, веб-узлы и многое другое.
Преимущество Publisher
Publisher сильно упрощает процесс создания публикаций, предоставляя сотни профессиональных макетов для начала работы.
В Publisher включены макеты для информационных бюллетеней, брошюр, веб-страниц, почтовых и поздравительных открыток, наклеек, визитных карточек, объявлений, подарочных сертификатов, резюме, каталогов и т.д.
Publisher включает множество заранее созданных публикаций, дающих возможность сразу приступить к делу. Все публикации состоят из независимого текста и элементов рисунков, которые предоставляют неограниченные гибкие возможности в создании макета страницы.
В этом уроке рассказывается, как приступить к созданию новой публикации, используя заранее созданную, как определять элементы независимого дизайна и как изменять дизайн в соответствии с вашим стилем.
При выборе типа создаваемой публикации в Publisher отображаются эскизы доступных заготовок, например эскизы этих бюллетеней. Для разработки публикации на основе одной из заготовок, достаточно щелкнуть ее эскиз.
Любой тип публикации поддерживается большим числом готовых профессиональных заготовок. Чтобы начать, просто откройте понравившуюся заготовку.
- Независимые, перемещаемые элементы
Все элементы публикации, разрабатываемой в Publisher, включая блоки текста, не зависят друг от друга. Любой элемент можно размещать точно в требуемом месте, и имеется возможность управления размером, формой и внешним видом каждого элемента.
Например, первая страница бюллетеня, расположенная слева, содержит 23 независимых элемента: 16 текстовых элементов и 7 графических элементов, включая поля, образующие общий заголовок, линии, определяющие левый край колонки, и рисунок.
Так как любой из этих элементов является независимым, с каждым из них можно работать по отдельности. Например, если изменяется размер и цвет линии, определяющей колонку, это не влияет на общий заголовок. Или, если изменяется размер шрифта и цвет заголовка бюллетеня, другие заголовки и основной текст остаются без изменений.
Пройдите следующий тест, чтобы проверить, как вы поняли материал.
Вы не дизайнер, тем не менее с помощью программы Publisher вы сможете получать публикации профессионального уровня. Как это объяснить?
- При покупке программы Publisher предоставляется право на бесплатные консультации с профессиональным дизайнером.
- Программа Publisher включает созданные профессиональными дизайнерами заготовки публикаций, на основе которых можно создавать собственные публикации.
Почему возможности работы с макетом в Publisher можно охарактеризовать как чрезвычайно гибкие?
- В публикации, создаваемой с помощью Publisher, любой элемент, включая блоки текста, может перемещаться, форматироваться и изменяться иным образом независимо от других элементов.
- В Publisher обеспечивается поддержка множества разных типов публикаций, включая брошюры, бюллетени, веб-узлы и многое другое.
5.Использование полей
И бюллетень, и отчет, показанные выше, содержат текстовые поля, размещенные на странице.
В бюллетене каждая колонка является отдельным текстовым полем, причем тестовые поля соединяются, чтобы текст перетекал из одной колонки в следующую.
С другой стороны, отчет состоит из одного большого текстового поля, которое занимает почти всю страницу.
6.Добавление текста
Чтобы добавить новое текстовое поле, выполните следующие действия:
Нажмите кнопку Текстовое поле на панели инструментов Объекты. (При открывании Publisher панель инструментов Объекты располагается по умолчанию вертикально вдоль левой стороны окна Publisher.)
Создайте на странице прямоугольник, выполнив процедуру перетаскивания.
Введите с клавиатуры текст в созданное текстовое поле (окруженное круглыми маркерами).
Даже если публикация создается на основе одной из заготовок в Publisher, может возникнуть необходимость в добавлении полностью нового блока текста.
Добавление нового текста выполняется за два шага:
- Вначале создается новое текстовое поле, служащее контейнером для текста.
- Затем вводится требуемый текст.
Создавая текстовое поле, не беспокойтесь о его точном расположении и размерах. В любой момент текстовое поле можно переместить в произвольное место на странице (или за ее пределами), кроме того, можно изменить размер текстового поля.
В приводимой ниже таблице показано три простых способа изменения текстового поля, после того как оно создано на странице.
Цель: Перемещение текстового блока | |
Начальное действие | Установите указатель на границе текстового поля. |
Последующее действие | Когда указатель примет вид крестообразной стрелки , нажмите кнопку мыши и перетащите поле. |
Цель: Изменение размеров текстового поля | |
Начальное действие | Щелкните текстовое поле и установите указатель на одном из круглых маркеров |
Последующее действие | Когда указатель примет вид двунаправленной стрелки , нажмите кнопку мыши и перетащите границу поля. |
Цель: Поворот текстового поля | |
Начальное действие | Щелкните текстовое поле и установите указатель на зеленый маркер поворота. |
Последующее действие | Когда указатель примет вид кружка , нажмите кнопку мыши и перетащите маркер в требуемом направлении поворота. |
Совет. При изменении размеров текстового поля часть текста может не вмещаться в измененном поле. Чтобы при изменении размеров текстовых полей в публикации текст оставался видимым, включите в Publisher автоматическое изменение размеров текста, последовательно выбрав в меню Формат пункты Автоподбор текста и По ширине .
Пройдите следующий тест, чтобы проверить, как вы поняли материал.
Чем текст в Publisher отличается от текста в текстовом процессоре?
- В Publisher каждый блок текста находится в перемещаемом контейнере с изменяемыми размерами, который называется текстовым полем.
- В Publisher публикация никогда не создается с нуля. Разрабатываемые публикации основываются на готовых моделях, в которых на страницах уже помещен текст заполнителя.
Как добавить самообновляющиеся уведомления «Продолжение» в связанные текстовые поля?
- Набрать уведомление «Продолжение на странице…» внизу первого текстового поля, а вверху второго текстового поля набрать уведомление «Начало на странице…» .
- Щелкнуть все связанные текстовые поля и затем выбрать в меню Формат пункт Текстовое поле для доступа к вкладке Текстовое поле .
8.Использование рамок
Термин рисунок используется для обозначения различных графических форматов и источников графики, включая следующие графические элементы:
прямоугольник, круг, стрелка, линия или автофигура;
отдельные графические файлы в форматах, таких как GIF (Graphics Interchange Format), JPEG (Joint Photographic Experts Group), BMP (Bitmap), WMF (Windows Metafile Format), TIF (Tagged Image File Format) и PNG (Portable Network Graphics);
сканированные фотографии или изображения, снятые цифровым фотоаппаратом.
Из предыдущего урока вы узнали, что весь текст в Publisher находится в своеобразных контейнерах, называемых Текстовыми полями . Таким же образом каждый рисунок располагается в контейнере, называемом Рамка . Рамки дают вам тот же контроль над рисунками, что и текстовые поля над текстом. Вы можете разместить рисунок в нужном месте страницы, включая текстовое поле, изменить его размер и вид.
В этом уроке рассказывается, как добавлять рисунки к публикациям, как перемещать их и изменять их размер, как изменять вид рисунков и как контролировать способ размещения текста вокруг рисунка.
9.Добавление нового рисунка
Существует два способа добавления нового рисунка в публикацию:
- Замена рисунка-заполнителя в существующей рамке с помощью команды Изменить рисунок .
- Создание новой рамки с помощью кнопки Рамка рисунка и вставка в нее рисунка.
В обоих случаях на первом шаге выбирается источник нового рисунка.
Откроется область задач Коллекция картинок , где можно найти для вставки картинку.
Откроется диалоговое окно Добавить картинку , в котором можно выбрать требуемый графический файл.
10.Перемещение рисунка и изменение его размеров
Изменение размеров рисунка позволяет увеличивать или уменьшать изображение.
Обрезка выполняется с целью удаления ненужных частей рисунка или для акцентирования внимания на остающейся части изображения.
После того как рисунок помещен в рамку на странице публикации, можно изменять его местоположение и размеры, выполняя действия, описанные в следующей таблице.
Цель: Перемещение рисунка | ||
Выполняемые действия | Перетащите рисунок в новое место. | |
Цель: Изменение размеров рисунка с сохранением исходных пропорций | ||
Выполняемые действия | Нажмите клавишу SHIFT и, не отпуская ее, перетащите угловой маркер. | |
Цель: Обрезка рисунка для удаления ненужных частей | ||
Выполняемые действия | Нажмите кнопку Обрезка на панели инструментов Картинка . Установите указатель средства обрезки на черный маркер обрезки и перетащите его. |
11.Изменение внешнего вида рисунка
Сравните две страницы вверху, чтобы увидеть как можно применять средства панели управления Картинка для изменения внешнего вида рисунка.
На верхнем рисунке вокруг его рамки добавлена цветная граница.
На нижнем рисунке изменены цвета и добавлен цветной фон в рамку рисунка.
После того как рисунок помещен в рамку на странице публикации, можно изменять его внешний вид, выполняя действия, описанные в следующей таблице.
Увеличить контрастность
Уменьшить контрастность
Увеличить яркость
12.Управление обтеканием текста вокруг рисунка
Приведенные выше примеры показывают стандартные варианты обтекания текстом:
По верхнему и нижнему краю Текст прерывается на верхнем крае рамки рисунка и продолжается после нижнего края рамки.
По контуру Текст обтекает вокруг контура рисунка, а не вокруг рамки.
Вокруг рамки Текст обтекает вокруг рамки, а не вокруг рисунка.
Отсутствует Текст размещается так, как если бы рисунок отсутствовал.
Управляя обтеканием текста вокруг рисунка, можно устанавливать разные варианты взаимного расположения рисунков и текста.
Чтобы выбрать режим обтекания текстом, нажмите кнопку Обтекание текстом на панели инструментов Картинка .
Пройдите следующий тест, чтобы проверить, как вы поняли материал.
В чем состоит основное сходство текста и рисунков в программе Publisher?
- Внешний вид и текста и рисунков изменяется с помощью кнопок на панели инструментов Картинка .
- И текст и рисунки находятся внутри контейнеров, у которых можно изменять местоположение, размеры и форматирование.
Как быстро и легко заменить рисунки-заполнители собственными рисунками?
- Нажмите кнопку Формат рисунка на панели инструментов Картинка .
- Щелкните правой кнопкой мыши рисунок и выберите команду. Изменить рисунок .
Мастер-класс “Кейс-технологии на уроках информатики”
Свидетельство о регистрации МИНЮСТ РОССИИ № 7714058502,
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 041008
Роскомнадзор — МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 — 75452.
Источник: xn--80agabe1dc1k.xn--p1ai
Разработка мастер-класса по информатике «Использование практико-ориентированных заданий на уроках»
Разработка позволит объяснить, что такое практико-ориентированные задания, научит отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий.
Путятина Татьяна Юрьевна
Описание разработки
Информатика, как наука, имеет прикладной практико-ориентированный характер. Именно эта ее особенность позволяет перевести обучение из плоскости знаний в плоскость деятельности.
Применение технологий проектного и кейсового обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы с материалами кейса или над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.
Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.
Ход мастер-класса.
Цель класса:
Создать условия для формирования навыка формулирования практико-ориентированных заданий
Приветствие слушателей мастер-класса.
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!(Озвучить цель мастер-класса. )
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.
Постановка задач мастер-класса.
Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
объяснить, что такое практико-ориентированные задания;
отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий;
формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;
видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на своих уроках.
Шаг первый. Что это такое?
Мастер: Для начала давайте определимся с понятием, что такое практико-ориентированные задания (выслушиваются мнения присутствующих).
Практико-ориентированные задания:
новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.
Мастер: Предлагаю Вам темы занятий по информатике и разные виды заданий по этим темам. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются практико-ориентированными и обоснуйте Вашу точку зрения. (Приложение 1)
Шаг второй. Сформулируй по образцу.
Мастер: Предлагаю Вам несколько тем из курса информатики. Выполните предложенное практико-ориентированное задание. Попробуйте составить 1-2 практико-ориентированных задания для этой темы. (Приложение 2)
Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай.
Мастер: Придумайте несколько практико-ориентированных заданий по своему предмету, не забыв указать тему урока.
Шаг четвертый. Отсроченный во времени.
Мастер: Познакомьтесь с одним из вариантов использования практико-ориентированных заданий на уроках (Урок по информатике с мультимедиа презентацией на тему «Информационные процессы»(Приложение 3 и Приложение 4)
Д/З: Разработайте и проведите урок с применением практико-ориентированных заданий.
Поделитесь своими впечатлениями об изменениях в результатах деятельности учащихся.
Шаг пятый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
Мастер предлагает слушателям представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана.
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
Разработка мастер — класса «Использование практико-ориентированных заданий на уроках»
Учитель информатики Путятина Т. Ю.
Информатика, как наука, имеет прикладной практико-ориентированный характер. Именно эта ее особенность позволяет перевести обучение из плоскости знаний в плоскость деятельности.
Применение технологий проектного и кейсового обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы с материалами кейса или над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.
Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Цель класса: Создать условия для формирования навыка формулирования практико-ориентированных заданий
Приветствие слушателей мастер-класса
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!( Озвучить цель мастер-класса.)
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.
Постановка задач мастер-класса
Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
- объяснить, что такое практико-ориентированные задания;
- отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий;
- формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;
- видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на своих уроках.
- являются интегрированными,
- новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.
- База данных мастер-классов http://www.openclass.ru/master_classes
- Задания Международной Олимпиады по основам наук http://www.urfodu.ru/index.php
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
- Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой
- Как подготовить и провести мастер-класс http://www.openclass.ru/wiki-pages/51793
- Копилочка активных методов обучения http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
- Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
- Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
-82%
Источник: videouroki.net
Статья «Использование методов проекта на уроках информатики»
мере его вхождения в мировую сообщество нарастает потребность в воспитании детей, способных жить в современном обществе, которые умеют общаться и взаимодействовать, и имеют целостное представление о мире и его информационную единство. Современное общество заинтересован в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к жизни, постоянно меняются. Современная школа должна создать условия для формирования такого лица. И эта задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов. Современное поколение молодых людей имеет возможность использовать широкий спектр средств коммуникации, обработки и хранения информации: персональные компьютеры, подключенные к Интернет, кабельное и спутниковое телевидение, мобильная связь, Web-технологии, дистанционное и виртуальное обучение, доступ через сеть Интернет в крупнейших библиотек мира, электронную почту, непосредственное общение со всем миром в реальном времени.
Стремительное развитие компьютерной техники и ее разнообразного программного обеспечения — это одна из характерных примет современного периода развития общества.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
Ø гибко адаптироваться в переменных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
Ø самостоятельно критически мыслить;
Ø грамотно работать с информацией;
Ø быть комуникабельными;
Ø самостоятельно работать над развитием личной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Информатика — это предмет, который не стоит на месте, а развивается.
Содержание учебного курса «Информатика» направлен на овладение учащимися методами и средствами информационных технологий решения задач, формирование навыков рационального и мотивированного использования компьютеров в своей учебные, а позже и профессиональной деятельности.
Технологии, основной частью которых является компьютер проникают практически во все сферы человеческой деятельности. То, что еще недавно было фантастикой, сейчас стало реальностью. Компьютер стал непременным атрибутом рабочего места работников банков, налоговых инспекций, библиотек, врачей.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы применения метода проектов в процессе обучения как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников раскрыты в трудах М.Ю.Бухаркинои, В.В. Гузеева, М.В. Моисеевой А.П. Орешко, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И. Д. Чечель и др.
Анализ исследований показывает, что метод проектов эффективно используется в преподавании таких отдельных учебных дисциплин, как иностранный язык, украинский язык, трудовое обучение, математика, физика, информатика (программирование) и способствует интенсификации индивидуализации образовательного процесса, активизации и формированию умений, навиков познавательно-исследовательской деятельности учеников. При этом недостаточно привлекаются знания из других смежных областей. В целом констатируем, что проблема применения в учебном процессе общеобразовательной школы данного метода, оценка его педагогической значимости не рассматривается комплексно, системно. Также и была обнаружена необходимость четче определение сути содержания и структуры учебных проектов, дидактических условий их применения в учебном процессе, оценки педагогической ценности этого метода.
Таким образом возникает педагогическая проблема: с одной стороны, в связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) в разные сферы человеческой деятельности современного общества, предъявляет особые требования к информационной культуры личности, способной самостоятельно решать поставленные перед собой задачи; с другой стороны недостаточно разработаны технологии и методы обучения, учитывающие процесс информатизации общества, и формированию умений оперировать информацией (знаниями), самостоятельно ее приобретать, превращать и применять на практике. Решения данного противоречия мы видим в использовании метода проектов при изучении информатики с привлечением знаний из предметных областей, изучаемых школьниками.
Поэтому целью статьи является разработка технологии использования метода проектов во время изучения информатики в старшей школе.
Изложение основного материала. При преподавании предмета информатика проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение позволяет обучать самостоятельном мышлению и деятельности, системном подхода в самоорганизации, дает возможность обучать групповые взаимодействия.
Использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов не является новым для украинских школ. Он является одним из измерений культуры прошлого века.
Первым применил понятие «метод проектов», а также научно описал его и попытался классифицировать американский профессор В.Килпатрик. Им было провозглашено основная задача школы «воспитание свободных граждан», которое должно состоять из «системы целевых проектов». В частности он выделил четыре типа школьных проектов:
1) Воплощения идеи или плана в наружную форму.
2) Преодоление интеллектуальной преграды.
3) Получение новых знаний и опыта.
4) Получение эстетического наслаждения.
В ХIХ веке в США для обучения сельскохозяйственных рабочих стали использовать проект на определенную тему (например, «Как стричь овец ножницами»), в ходе которых ученики получали не только теоретические знания, но и приобретали практических умений.
Джон Дьюи в начале ХХ века использовал метод проектов в прагматические педагогике для организации целенаправленного деятельности детей с учетом их личных интересов.
В 60-70 годах в США развернулась критика этого метода, поскольку его масштабное применение привело к снижению уровня теоретических знаний учеников общеобразовательных школ. Но, несмотря на это, уже более 80 лет по проектной технологией работают педагоги многих западноевропейских стран и США. В 1987 возникло новое направление в образовании — продуктивное обучение, основанный на методе проектов.
Метод проектов, на который возлагались большие надежды в модернизации украинской образования, взволновал Украинский педагогический сообщество в начале прошлого века. Идеи школы будущего Джона Дьюи, реализованы Вильямом Килпатриком, были реконструированные советскими педагогами-новаторами в виде трудового метода обучения. «Сейчас не так важно, что будут ученики изучать в школе, важно, чтобы школа дала умение им самостоятельно учиться и работать, и тогда они смогут в течение жизни, в зависимости от необходимости, овладевать те или иные знания», — писала Н. Крупская в 1922 г..
Метод проектов распространился в педагогике и практике украинской школы в 20-х годах, во времена масштабного реформирования школьного образования. Дальнейшее развитие этого метода в отечественных школах связано с именами отечественных педагогов (В. Шульгин, А.Ф. Петровича, Л. Миловидова, М.В. Крупенина, В.В.
Игнатьева и др.). Сторонники метода проектов объявили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни. В 20-е годы в советской школе активно используется метод проектов.
В 1931 году, метод проекта в Украине было осуждено и запрещено, закрыты и отбросить. В 30-е годы школа была полностью переведена на традиционное обучение и был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. С тех пор у нас не делали каких-либо серьезных попыток возродить метод проектов. Приобретенный за это время отечественный опыт проектной формы организации образовательного среды не стал предметом изучения и обобщения на научно-теоретическом уровне и не получил распространения на практике.
Я предлагаю рассмотреть методику использования учебных проектов на предмете информатика для изучения одной темы или крупного тематического блока содержания по следующим определяющих моментах:
• Выбор или разработка учебного проекта;
• Информационно-техническое обеспечение учебного проекта;
• Терраса учебного проекта в учебном процессе;
• Адаптация учебного проекта;
• Разработка учебного проекта;
• Задача учебного проекта;
• Этапы работы методом проектов.
В первом семестре изучения курса информатики в 11 классе предлагается изучение раздела «основы алгоритмизации и программирования».
Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как школа готовит человека прежде всего к активной деятельности в различных сферах экономики, культуры и политической жизни общества.
Современные информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
— гибко адаптироваться в переменных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
— самостоятельно критически мыслить;
— грамотно работать с информацией;
— самостоятельно работать над развитием личной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для этого необходимы прежде всего возможности привлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого ученика, применение на практике полученных знаний и четкого осознания где, каким образом и для которых целей эти знания могут быть применены . Это возможность работать вместе, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные комуникативные умения, возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования личной независимой, но аргументированного мнения по той или иной проблемы, возможности ее всестороннего исследования. Реализация данной цели требует современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений.
Содержание учебного курса «Информатика» направлен на овладение учащимися методами и средствами информационных технологий . Но во время учебы возникает целый ряд проблем, которые связаны с низкой мотивацией учебной деятельности, неравномерности общей подготовки учеников.
Как заинтересовать? Что сделать?
Достичь этого можно только четкой организацией учебного процесса, созданием атмосферы доброжелательности на уроках, предоставлением каждому ученику возможности проявить свое «Я», почувствовать собственную значимость. Изучая современные педагогические теории по организации учебного процесса, в частности личностного ориентированного обучения, я заинтересовался методом проектов.
Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализации личности, развитие ее возможностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя.
Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы строить свои уроки на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развивать ситуацию успеха, творчества, уважать интересы каждого. Индивидуальные и групповые проекты развивают способности учеников: поисковые, творческие .
Моя работа в процессе обучения информатики направлена на конкретную ЦЕЛЬ — сформировать у учащихся знания и умения по каждой теме школьного курса информатики. Благодаря использованию метода проектов этой цели можно добиться на более высоком уровне. В процессе работы над проектом ученики имеют устойчивую мотивацию к учебной деятельности, происходит процесс закрепления полученных навыков работы над конкретной темой.
Я использую метод проектов как творческую, индивидуальную или групповую деятельность учащихся в течении одного урока, или изучения Конкретно темы. Такая работа формирует навыки самообразованием учащихся и состоит из нескольких этапов:
— Подготовительный, который связан с формирование проблемы, обоснование ее социальной и практической значимости, а также выдвижение гипотез относительно ее решения;
— Исследовательский этап — планирование работы, определение методов исследования, распределение обязанностей между разработчиками проекта;
— Защита проекта — обсуждение проекта и процесса его выполнения.
При выборе темы, я не навязываю ученикам тематические будущей работы. Ведь выбор темы это одна из составляющих первого этапа разработки проекта. При этом ученики имеют сами определить название и подобрать материал, который позволит проиллюстрировать возможности той приложения на основе которой будет создан проект. Разнообразие тематик проектов, демонстрируют личные интересы и приоритеты учеников.
Во время работы над проектом ученики используют:
— ресурсы Интернета, с помощью которых ученики также приобретают навыков правильно формировать запросы для поиска данных, обрабатывать полученную информацию;
— вспомогательная литература: статьи из журналов и газет, научно-техническая литература, лекционные и практические материалы уроков.
Выбрав тему, определяем вместе с учениками идею и вместе обсуждаем ее. Предварительно продумываем возможные варианты проблем, которые важно исследовать. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с моей подачи. На данном этапе использую «мозговой штурм» с последующим коллективным обсуждением. После формирования групп (если это групповые проекты), распределения обязанностей (учитывая способности), обсуждаем возможные методы исследования, поиска информации, способы оформления конечных результатов (презентация, защита, творческие работы и т. Д.).
Рассмотрим реализацию данной интерактивной технологии, метода проектов, на уроках информатики на примерах изучения конкретных тем.
Тема: Текстовый редактор.
Проект: Я хочу рассказать .
При изучении данной темы рассматриваю следующие вопросы:
— Системы обработки текстов, их классификация, назначение и основные функции. Загрузка текстового процессора. Система указаний текстового процессора. Считывания текста с внешних носителей и его сохранения на внешних носителях;
— Редактирование текста. Использование буфера обмена. Работа с фрагментами текста — выделение, копирование, удаление, вставка, перемещение, поиск и замена фрагментов текста
— Форматирование текста. Работа со шрифтами.
Шаблоны документов и работа с ними
— Использование таблиц в текстах. Создание таблиц, редактирование и форматирование
— Работа с графическими объектами в среде текстового процессора. Автофигуры
— Работа со встроенными объектами в среде текстового процессора. Введение формул, построение диаграмм, создание структурных схем. Структура документа. Печать документа.
— Итоговое занятие по теме «Текстовый процессор».
Тип проекта: информационный.
Ожидаемый результат: созданный и оформленный средствами программы документ.
Цель: ученики должны использовать навыки ввода, редактирования и форматирования текста, работы с таблицами, графическими объектами и самостоятельно создать документ, по выбранной теме.
На первом уроке во время мотивации изучения данной темы, общей характеристики темы, ученикам объявляется, что результатом изучения данной темы Станне создания и защиту индивидуальных проектов. В качестве проектов могут быть развертки, брошюры, пресс-релизы, газеты, рекламные плакаты и тд., С любой темы, которая выбрана самими учащимися, согласно их интересов. А потому, на следующих уроках процесс приобретения новых умений и навыков происходит с большим интересом и активностью, так как ученики понимают, что все это необходимо применить к реализации своего собственного проекта. В процессе изучения данной темы, я контролирую, координирую промежуточные этапы работы над проектом (выбор темы, подбор материала, таблиц и т.д.).
Важным этапом при работе с проектом является выбор темы, поскольку ученик должен выбрать тему, которая интересна НЕ только ему лично, но и учесть интересы других и возможность заинтересовать учеников при защите своей работы. Кроме того, ученики должны учесть специфику программы и подобрать материал, который соответствует определенным требованиям, с которыми ученики знакомятся в начале изучения темы.
Другим важным этапом создания проекта является его реализация на компьютере. Они приобретают опыта работы с программой, который подкреплений интересом и желанием создать лучший продукт.
Во время защиты ученики рассказывают о причинах актуальности выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность описывают те проблемы, которые возникли во время создания проекта и пути их устранения и представляют собственный проект. После этого происходит обсуждение данного проекта, ученики высказывают свои замечания и рекомендации, выставляется оценка. Таким образом ученики приобретают не только определенных умений и навыков, но и имеют возможность самостоятельно создать достаточно качественный продукт.
Вот результаты, которые мы видим в ходе выполнения проектов.
1.Формируются и отрабатываются:
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство);
Умение представить информацию в доступном, эстетическом виде;
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
• Умение работать в группе, в команде;
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения;
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. повышается уровень информационной культуры, включая работу с разной техникой (принтер, сканер, микрофон и так далее)
4. Ученик основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше — программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
1. Учитель должен возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться в внекласной работе, на уроках.
2. повышается уровень учителя как энтузиасты, специалиста, консультанта,
руководителя, координатора, эксперта
3. Учитель перестает быть «наглазником», а становится педагогом широкого
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную деятельность.
Применение метода проектов способствует формированию у старшеклассников следующих компетенций:
— Коммуникативная (навыки и желание работать совместно,
взаимодействовать нести взаимную ответственность, сотрудничать)
— Информационно-коммуникационных (с помощью приобретения опыта поиска нужной информации, в частности через интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов)
— личных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).
Выводы. Современное общество требует от педагогов поиска,
внедрение новых методов обучения, тех методов, которые значительно лучше готовить учеников к жизни в постиндустриального (информационном)
обществе. Метод проектов НЕ только учебная технология, но и воспитывающая, способствующая формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai