Увязнув в массе проблем, связанных с завершением года в режиме дистанта, с неопределенностью в вопросах сдачи ЕГЭ, мы немножко забыли о другой проблеме: отмена ОГЭ (радостно воспринятая девятиклассниками) поставила в тупиковую ситуацию администрацию школ в вопросе формирования 10-х профильных классов, отбор в которые ранее проводился с учетом результатов ГИА. Как формировать профильные классы в сегодняшних условиях отсутствия этих результатов?
Как формировать 10-е профильные классы в 2020 году?
А. Ломов, почетный работник общего образования Российской Федерации, заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе».
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства России от 07.09.2010 № 1507-р с 1 сентября 2020 года все школы обязаны осуществлять разработку и реализацию программ среднего общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее — ФГОС СОО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413.
Особенности организации профильного обучения при переходе на ФГОС среднего общего образования
Согласно требованиям ФГОС СОО школа обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный) (п. 18.3.1. ФГОС СОО).
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области (п. 18.3.1. ФГОС СОО).
Обращаем внимание, что ФГОС СОО не содержит критериев ни для учебных планов с углубленным изучением предметов, ни для учебных планов классов, которые ранее назывались «общеобразовательными». Логично сделать вывод, что такие учебные планы следует отнести к планам универсального профиля.
Исходя из ФГОС СОО с 1 сентября 2020 года программа среднего общего образования может быть реализована исключительно как профильное обучение, в том числе универсальное (включающее углубленное изучение менее трех предметов).
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон)).
Таким образом, в 2020 году комплектование 10-х классов (которые в соответствии с ФГОС будут исключительно профильными) должно осуществляться либо на основании индивидуального отбора (в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации) либо на общих основаниях, установленных Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 (при отсутствии региональных нормативных требований).
Особенности реализации ФГОС среднего общего образования 14 05 2020
Как показал анализ регионального законодательства, размещенного в свободном доступе в Интернете, в большинстве регионов в качестве одного из основных критериев индивидуального отбора фигурируют итоги государственной итоговой аттестации по профильным предметам. Ни в одном из проанализированных нормативных актов не указано, что отсутствие результатов государственной итоговой аттестации по профильным предметам является основанием для отказа в приеме в эти классы.
Угроза распространения коронавируса привела к тому, что проведение государственной итоговой аттестации (возможность и сроки проведения, количество и перечень предметов, выносимых на аттестацию) длительное время оставалось под вопросом. Наконец, 21 мая Президент России озвучил информацию, что в 2020 году ОГЭ проводиться не будет (хотя до сегодняшнего дня (29 мая) никаких федеральных нормативных актов, закрепляющих эту информацию, нет).
Законодатели в регионах не озаботились тем , чтобы своими нормативными актами урегулировать порядок комплектования 10-х профильных классов в этом году (при отсутствии результатов ОГЭ), предоставив директорам самостоятельно разруливать ситуацию, создавшуюся в условиях пандемии, в рамках правового поля «мирного времени» .
Как же поступить директору в данной ситуации?
Поскольку, как было сказано выше, «новых» документов нет, будем ориентироваться на «довирусные» документы.
В зависимости от регионального законодательства, действовать необходимо по одному из трех вариантов формирования 10-х профильных классов (в том числе классов универсального профиля, включая классы с углубленным изучением менее трех предметов).
Первый вариант.
Школы тех регионов, где региональным законодательством был установлен порядок индивидуального отбора при формировании профильных классов с учетом результатов государственной итоговой аттестации по профильным предметам, вправе формировать такие классы (в том числе универсального профиля) в соответствии с этими нормами, ориентируясь на все остальные (кроме результатов ГИА) критерии: участие в олимпиадах по профильным предметам, средний балл по аттестату, средний балл по профильным предметам, портфолио учащегося и т.д.
Понятно, что в такой ситуации поступающие в 10-й класс, проходившие государственную итоговую аттестацию в предыдущие годы (например, девятиклассник после выпуска проучился один год в колледже и решил вернуться в школу), получают за счет этого преимущество, но это будут настолько единичные случаи, что мы не будем акцентировать на них внимание.
Второй вариант.
Школы тех регионов, где региональным законодательством не был установлен порядок индивидуального отбора при формировании профильных классов, вправе формировать такие классы без проведения индивидуального отбора в соответствии Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32.
Третий вариант.
Школы тех регионов, где региональным законодательством был установлен порядок индивидуального отбора при формировании профильных классов изначально без учета результатов государственной итоговой аттестации по профильным предметам, вправе формировать такие классы в соответствии с этими нормами.
P.S. Надежда умирает последней: следите за региональным законодательством, возможно, что какие-то из регионов и издадут новые документы на этот счет.
Источник: direktoria.org
Профильное обучение в 10-11 классах
С 1 сентября 2018 учебного года учащиеся 10 классов ГБОУ гимназии № 498 перешли на обучение по новому федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.
Одной из особенностей нового стандарта среднего общего образования является профильный принцип образования. В соответствии с образовательными запросами учеников определены 4 профиля обучения:
Учебный план профиля обучения должен содержать не менее 3 учебных предметов на углубленном уровне изучения.
Профиль
гуманитарный
социально-экономический
технологический.
естественнонаучный
Предметы, изучаемые на профильном уровне — количество часов в неделю
Литература — 5 часов
Математика — 6 часов
Математика — 6 часов
Математика — 6 часов
Английский язык — 6 часов
Информатика — 4 часа
Биология – 3 часа
Экономика -2 часа
Физика — 5 часов
Обязательными для включения в учебные планы всех профилей являются следующие учебные предметы:
- Русский язык
- Литература
- Английский язык
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия
- История
- Физическая культура
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Астрономия
Телефон горячей линии по вопросам профильного обучения в ГБОУ гимназии № 498: 417 — 31 — 81
Ответственный за профильное обучение в гимназии заместитель директора по УВР Зорина Инна Евгеньевна.
Количество мест в профильные классы на 2020-2021 год — 0 мест.
Профильное обучение в Невском районе Санкт-Петербурга
Выбираем школу
Обучение в IX классе и успешная сдача государственной итоговой аттестации завершаются для каждого выпускника получением аттестата об основном общем образовании.
Теперь выпускник может самостоятельно определять свой образовательный маршрут — выбирать образовательное учреждение и программу обучения. Кто-то из выпускников предпочтет продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования — колледже, техникуме, профессиональном лицее, кто-то, кто еще не определился с выбором своей будущей профессии, продолжит обучение в X классе по программам универсального (непрофильного) обучения, а те выпускники, кто уже точно определил для себя область своих будущих профессиональных интересов и ориентирован на продолжение образования в высшем учебном заведении, могут продолжить обучение в X классе по программе профильного (углубленного) изучения предметов.
Углубленное изучение отдельных предметов возможно как в специализированных школах, так и в общеобразовательных школах, где в X-XI классе организуется профильное изучение отдельных предметов. Профильное обучение предполагает реализацию образовательных программ общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам, по предметам технического, естественнонаучного и гуманитарного профиля.
Образовательное пространство Невского района Санкт-Петербурга предоставляет подросткам широкие возможности выбора программы обучения в X-XI классе.
. НОВОЕ Образовательное пространство Невского района
Реализуемое в 2020/2021 учебном году профильное обучение в образовательных учреждениях Невского района Санкт-Петербурга Скачать
Кто и на каких условиях имеет возможность продолжить обучение в школах с углубленным изучением отдельных предметов и в профильных классах?
Прежде всего, это выпускники, окончившие в указанных школах IX класс. Они переводятся в X класс, никаких ограничений для продолжения образования нет.
Индивидуальный отбор обучающихся допускается во вновь открываемые классы общеобразовательных учреждений, а также на свободные места вне зависимости от места жительства обучающихся. Индивидуальный отбор допускается только для граждан, не являющихся обучающимися данного общеобразовательного учреждения.
Правила отбора устанавливаются общеобразовательной организацией по согласованию с администрацией Невского района Санкт-Петербурга.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно устанавливает:
— сроки проведения индивидуального отбора обучающихся;
— формы индивидуального отбора обучающихся;
— процедуру проведения индивидуального отбора обучающихся;
— порядок работы комиссии по индивидуальному отбору обучающихся;
— порядок подачи апелляции и работы апелляционной комиссии.
Ознакомиться с условиями приема в школы с углубленным изучением отдельных предметов и школы, реализующие профильные программы обучения, а также получить информацию о наличии свободных мест для приема обучающихся можно на официальных сайтах общеобразовательных учреждений в сети «Интернет» и непосредственно при обращении в учреждения.
Дополнительную информацию об организации профильного обучения можно получить в отделе образования администрации Невского района Санкт-Петербурга по адресу: пр. Обуховской Обороны, д.163; тел. 417-37-42 или на официальном сайте по адресу: http://nevarono.spb.ru/.
Чалганская Любовь Ивановна,
начальник отдела образования
администрации Невского района Санкт-Петербурга
ВНИМАНИЕ! Важная информация!
Уважаемые родители (законные представители) учащихся 1-4 х классов. Информируем вас о режиме работы гимназии для учащихся 1-4х классов в период с 21 декабря по 27 декабря 2022 года :
8:30 — 13:30 — развивающие занятия, игры, прогулка (в зависимости от погодных условий)
13:30 — 15:30 — внеурочная деятельность
15:30 — 18:30 — работа в группах продленного дня
ВАЖНО! Начальная школа!
Уважаемые родители (законные представители) учащихся 1-4 х классов. По распоряжению Комитета по образованию от 15.12.2022 № 2522-р каникулы в 1-4х классах начинаются 21 декабря! Внеурочные занятия с 21 декабря по 27 декабря будут проходить согласно расписанию (с 13:30 до 15:30).
Информационные материалы
Уважаемые посетители сайта, в целях усиления информационной кампании по информированию населения о мерах личной и общественной профилактики гриппа, ОРВИ и коронавирусной инфекции (COVID-2019) просим вас ознакомиться с информационными материалами, представленными Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу ИМ_от_РПН_1
Телефоны «Горячей линии»
Уважаемые посетители сайта. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 в учреждениям социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга организована работа телефонов «Горячей линии» по предоставлению консультаций и срочных социальных услуг для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга»: 417-52-87 и 895-78-57
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района Санкт-Петербурга»: 576-10-72
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга»: 576-10-48
День открытых дверей
Уважаемые родители (законные представители), в прикрепленном файле размещен скорректированный план проведения общегородского дня открытых дверей в ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга 3 декабря 2022 года. Тема «Сотрудничество семьи и школы». Формат проведения – очный. Список кабинетов для проведения мероприятий в приложении.
Источник: gym498.ru
Организация профильного обучения
Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- 1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
- 2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
- 3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
- 4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения.
В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные — на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.
Модели организации профильного обучения
1) Модель внутришкольной профилизации
Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной.
Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам — в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп — в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
2) Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами — учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах дистанционные курсы, заочные школы, Малые Академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.).
Источник: vuzlit.com
2.2 Профильное обучение старшеклассников
Суть концепции «профильного обучения» заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения — универсальный профиль.
Однако, все предлагаемые министерством учебные планы — примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный — литературы, русского и иностранных языков [40 C. 193].
Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель — самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование — это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:
Источник: studfile.net