Уважаемые родители! Многое в нашей образовательной системе изменилось за последние годы. Понятие Новой школы стало всеобъемлющим. Изменяется формат экзаменационных испытаний, система финансового обеспечения школ, принципы работы учителей.
Родился ребенок в семье и вместе с радостью своего бытия сразу же возникли проблемы: в каком детском саду он будет воспитываться, по какой развивающей программе заниматься в школе, какие дополнительные кружки и секции посещать, в какое учебное учреждение отдать и – по окончании 9-ого класса — какой профиль ему выбрать
О том, что такое профильное обучение и как в нем сориентироваться родителю и ученику
Сегодня профильные классы ежегодно открываются в том или ином среднем общеобразовательном учреждении (школе, гимназии, лицее, центре образования). И все чаще можно услышать от педагогов, от классных руководителей о том, что в школе, в 10-11 классе открываются классы (группы) гуманитарные (или математические, исторические, биологические, спортивные…). Почти во всех школах каждый класс (группа) в параллели имеет свое «профильное» название (филологический, социально-экономический, физико-математический, химико-биологический и т.д.).
Особенности реализации ФГОС среднего общего образования 14 05 2020
Многолетняя практика убедительно показала, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Целесообразно исходить из необходимости развития в учебно-воспитательном процессе у учащихся индивидуальных особенностей, центральным моментом которых являются способности. Обязательным видится выявление и развитие способностей каждого учащегося, и создание условий для такого развития на каждом возрастном этапе.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, . отработки гибкой системы профилей». Согласно «Концепции…», основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что здесь оно должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
К концу 9-го класса учащиеся должны определиться с местом дальнейшего обучения. Получение 9-классниками документа об основном (общем) образовании позволяет выбрать разные маршруты: продолжить обучение в 10-ом классе школы (необязательно той же самой), поступить в учреждение среднего профессионального образования (например, колледж), начать трудовую деятельность.
Сделать верное профессиональное самоопределение школьникам помогают взрослые: родители, учителя, психологи, в том числе специалисты по профориентации. Школьники могут обратиться за помощью к школьному педагогу-психологу или в окружной Центр профориентации: http://www.extern90.ru
Из выпускников 9-ых классов осуществляется комплектование профильных классов. При зачислении в профильные классы допускается изучение наклонностей школьников по специальным методикам и тестирование учащихся по профильным предметам.
Как указывалось, профильные классы открываются на III ступени обучения (10-11-ые классы). К ним же относятся классы с ориентацией на профессию, развитие профессионального самоопределения. Здесь реализуются общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе программы расширенного (углубленного) изучения предметов по профилю.
Что такое учебный план?
Организация образовательного процесса в профильных классах строится на основе базисного учебного плана, индивидуального учебного плана школы, разработанного педагогическим коллективом самостоятельно или совместно с соответствующими кафедрами вузов, с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки обучающихся и методических рекомендаций, разработанных для классов данного вида. Учебные планы включают в себя блок профильных предметов (два и более), позволяющий учащимся получить более глубокие и разносторонние теоретические знания и практические навыки по избранному профилю.
На их изучение выделяется до 50% всего учебного времени. Остальные обязательные предметы изучаются на базовом (минимальное количество часов) уровне. Для подкрепления профиля и для индивидуализации образовательного процесса ученика в 10-11 классах в обязательном порядке вводятся элективные курсы (обязательные курсы по выбору обучающегося). Каждому ученику предлагается выбрать из существующего списка курсы, которые ему нужны и интересны. Эти курсы могут быть направлены на расширение или углубление профиля, на подготовку к сдаче ЕГЭ по базовым предметам и т.д.
Учебно-воспитательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей, самостоятельной работы, профессионального самоопределения. Внеурочная воспитательная работа в профильных классах также строится с учетом специфики избранного профиля.
Обучение профильным предметам, как правило, ведется малыми группами (класс делится на подгруппы). По профилирующим предметам часто проводится промежуточная аттестация (т.е. по этим предметам могут проводиться контрольные работы и экзамены при переходе из 10-го в 11-ый класс).
За учащимися 10-х профильных классов сохраняется право перехода на другой профиль в своей школе или перехода в другую школу. Причинами перехода могут быть систематическая неуспеваемость по профилирующим предметам, личное нежелание учащегося. Но администрация школы имеет право протестировать такого учащегося и составить для него индивидуальный план сдачи зачетов по вновь выбранным профильным дисциплинам.
В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией на определенную профессию, специальность.
Профильное обучение в нашей школе началось с открытияв 2009 году в 10 классе двух профильных групп: физико-математической и гуманитарной. Этому открытию предшествовал мониторинг запросов обучающихся 9-х классов и их родителей.
Профильными предметами в гуманитарной группе является русский язык (3 часа в неделю + 1 час элективный курс) и обществознание (4 часа в неделю + 1 час элективный курс). Профильными предметами в физико-математической группе являются алгебра и начала анализа (5 часов в неделю + 1 час элективный курс) и физика (5 часов в неделю + 1 час элективный курс). Преподавание по профильным предметам ведется раздельно по группам.
Учебно-методическое обеспечение в 10-11 классах
Предмет | Автор, комплект | Кол-во часов в неделю |
Алгебра и начала анализа | С.М. Никольский, М.К. Потапов — 11 класс. Базовый и профильный уровни. Просвещение. | 5 часов |
Физика | Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский — 11 класс. Профильный и базовый уровень. Просвещение. | 5 часов |
Русский язык | А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова — 10-11 класс. Вербум-М | 3 часа |
Обществознание | Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. — 11 класс Просвещение | 4 часа |
Элективные курсы в 10-11 классах по профильным предметам
Учащиеся должны выбрать не менее двух элективов. В 2011/12 учебном году планируется ввести больше элективных курсов по выбору учащихся.
Занятия учащихся по выбору в 10-11 кл., были в 2010/11 году представлены следующими элективными курсами:
- «Замечательные неравенства и их применение» (математика) 10- класс. 35 часов. автор С.А. Гомонов, НФПК. издательство «Вита-пресс». Москва 2004 год.
- «Русское правописание: орфография и пунктуация.» 10-11 класс. 68 часов. автор С.И. Львова.
- «Методы решения физических задач» ( физика) 10-11 класс, 68 часов, авторы В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. Профильное обучение/ сост. В.А. Коровин. издательство Дрофа. 2005 год.
- «Изистории государства и права России». 10-11 класс. 68 часов. автор Терещенкова Т.С.
- «Уравнения и неравенства с параметрами» 11 класс. 34 часа. автор А.Х. Шахмейстер
- «Основы бизнеса и предпринимательства» 11 класс. 34 часа. автор Липсиц И.В., издательство Вита-Пресс, 2008 год.
Сотрудничество с ВУЗами
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Существует целевой прием в МАДИ на технические специальности, обеспечивающий 100% поступление в ВУЗ при условии сдачи ЕГЭ по физике и математике на минимум баллов. При поступлении в МАДИ наши выпускники имеют реальные преимущества на технические специальности.
Преподавание профильных предметов будет осуществляться в следующем году следующими учителями
10 класс
- русский язык — Авласова Е.К.,
- обществознание — Козаченко М.Г.,
- математика — Викуленкова Н.А.,
- физика — Чупина Т.Н.
11 класс
- русский язык — Андреева И.Б.,
- обществознание — Дейниченко В.Г.,
- математика — Викуленкова Н.А.,
- физика — Чупина Т.Н.
Источник: www.school158.ru
Организация системы профильного обучения учащихся 10-11 классов в контексте ФГОС СОО
олимпиад и конкурсов, в том числе на б азе вузов города, р егиона, ст раны.
Проведение ежегодной городской научно — практической конференции
школьников «Шаги в н ауку XXI век а», р еализация партнерских п рограмм
сетевого взаимоде йствия с эколого — биологич еским ц ентром «Крестовск ий
остров» (для химико — биологических классов), с Хим ико — фа рмацевтической
академией (на базе которой проводятся практические занятия, семинары,
конференция), сетевое взаимодействи е с ГДТЮ и РАНХ иГС (о бучающие
программы для филологических классов), ГБНОУ «Академией талантов» и
Академией цифровых технологий (для физико — математически х классов)
обеспечивают высокое качество сопровождения и поддержки одаренных детей,
увлеченных п редметами выб ранного профиля обучения.
Инновацион ность системы профильного обучения состоит в оптимальном
сочетании качестве нного общего гим назического образо вания с широким
спектром дополнительн ого образования (таб . 1) . Дополнительные
образовательн ые программы сп особству ю т углублению знаний учащихся п о
выбранному про фил ю, сближению теории с практикой и н аправлены на
удовлетворени е познавательных интересов, по тре бностей, о бучающи хся в
допрофессиональ ной подгот овке и успешной с даче экзамен ов.
Выпускники 11 классов знако мятся с основами профессий,
востребованность ю их на рынке тру да и проходят диагностику готовности к
продолжению о бразования по изб ранному направлению дея тельности.
Таким образом, критериями эффективности профильног о обучения
учащихся ста рших классо в слу жат: владение знан иями, сформированность
умений и мотивац ионно — ценностн ые ориентации учащи хся.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЕЙ
Обязательные
Профильные
Дополнительные
общеобразовательные
Социально — экономический профиль
Русский язык, литература, английский
язык(у), математика (у) история,
астрономия, ОБЖ физическая культура +
физика, биология химия +инд . п роект.
Обществознание,
экономика (у)
Доп. главы словесности,
математическая логика.
Гуманитарный профиль (социально — гуманитарное направление)
Русский язык, литература, английский
язык(у), математика (у), история,
астрономия, ОБЖ физку льт ура , + физика,
биология, химия + инд . проект.
Обществознание,
экономика (у)
Доп. главы словесности,
главы права
Гуманитарный профиль (филологическое направление)
Русский язык (у), литерату ра ( у ),
английский (у), математика (у), история
(у), астрономия, ОБЖ, физкультура, +
физика, биология, химия +инд. п роект.
Обществознание
курсы по выбору:
второй ин . язык
(французский,
Доп. главы словесности,
МХК, экономика
Технологический профиль (ф изико — математическое направление)
Русский язык, литература, английский (у),
математика (у), история, астрономия,
ОБЖ, физк у льтура, + биология, химия,
обществознание +инд. проект.
Информатика,
Доп. главы словесности,
математическая логика,
доп. главы геометрии,
Технологический профиль (информационно — математическое направление)
Русский язык, литература, английский (у),
математика (у), история, астрономия, ОБЖ
физкультура + биология, химия,
обществознание +инд . проект.
Информатика (у),
Доп. главы словесности,
математическая логика,
доп. главы геометрии,
Технологический профиль (техничес кое напр авление)
Русский язык, литература, английский (у),
математика (у), история, астрономия, ОБЖ
физкультура + биология, химия, физика,
обществознание +инд . проект.
Информатика,
Курсы по выбору:
информатика/физ
Доп. главы словесности,
математическая логика,
доп. главы геометрии,
ИКТ /доп. главы физики
Естественнонаучный профиль (химико — биологическое направление)
Русский язык, литература, английский (у),
математика (у), история, астрономия, ОБЖ
физкультура + информатика, физик а,
обществознание +инд . проект.
Биология (у),
Доп. главы словесности,
доп. главы геометрии,
доп. главы химии, доп.
главы биологии
Естественнонаучный профиль (естественно — научное направление)
Русский язык, литература, английский (у),
математика (у), история, астрономия,
физическая культура, ОБЖ +
информатика, физика, обществознание
+инд . проект.
Курсы по выбору:
биология/химия
Доп. главы словесности,
математическая логика,
доп. главы геометрии,
доп. главы физики
Примечание: (у) – предмет преподается на у гл у бленном уровне
Английский язык во всех профилях преподается на у гл у бленном уровне
Заключение
Построение содерж ания профилей обучения согласно требованиям ФГОС
СОО и ООП СОО с у четом запросов учащихся и родителей, и нтеграция
основного, дополнитель ного образования и внеурочной деятельности ,
расширение образовательн ого пространства гимназии за счет с вязи с
учреждениями ДО и В узами — парт нерами, оказание системной психолого —
педагогической поддержки и медико — социального сопровождения со сторон ы
психологическ ой слу жбы, предоставление учащимся возможностей участия в
широком сп ектре предметных, метапредметных о лимпиад, конкурсов,
интеллектуаль ных игр и соревнова ний способствую т достижению главных
целей создания си стемы профильного обучения в шко ле , профессиональному
самоопределе нию выпускников, успешно й сдаче экзаменов и поступлению в вуз.
Список литератур ы :
1.Артемова Л. К. «Профил ьное обучение»: опыт, пр облемы, пути
решения. М.: Школ ьные технол огии, 2003.
2. Баранников А. В. Профильное обу чение как у словие повышения
качества образ ования. М.: Профильная школа, 2006.
3 .Ермаков Д. Проф ильное обучение: проблемы и перспективы. М.:
Народное образ ование, 2004.
4. Госу дарственный образователь ный ст андарт среднег о (пол ного) общег о
образования (утверж ден приказом Ми нистерства образован ия и науки
Российской Фе дерации от «_ 17_» _мая_ 2012 г. № _413)
Сведения об авторе:
Лебедева Ирина Александровна, учитель биологии, к.п.н., почетный
работник общег о образован ия РФ
Место работы: Госуда рственное б юджетное обще образовательное
учреждение «Академиче ская гимназия №56» г. Санкт — Петербурга , e-mail :
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Педагогика — еще материалы к урокам:
- Реферат «Формирование лексических навыков обучающихся на уроках немецкого языка»
- Презентация итогового занятия в старшей группе «Правила пожарной и дорожной безопасности»
- Конспект итогового занятия в старшей группе «Правила пожарной и дорожной безопасности»
- Развитие памяти как один из факторов, влияющих на эффективную подготовку и сдачу ЕГЭ
- Сценарий юмористического развлечения, посвященного Дню смеха 1 апреля в группе дошкольного возраста
- Содержание гражданского воспитания в современной начальной школе
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 15-04-2019, 10:18 Методическая разработка «Организация смыслового чтения в начальной
- 1-04-2019, 19:49 Организация проектной деятельности как средство повышения качества
- 31-08-2018, 12:25 Технологии активных методов обучения в контексте ФГОС ДО
- 14-08-2018, 11:45 Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
- 31-05-2018, 16:43 Презентация «Организация предпрофильной подготовки и профильного
- 18-04-2016, 12:23 Контроль и оценка образовательных достижений учащихся основной школы
- 24-08-2015, 12:05 Презентация «Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при
- 17-08-2015, 19:23 Презентация «Организация обучения учащихся, испытывающих трудности
Источник: uchitelya.com
Профильные классы: профориентация школьников
Профильное обучение – это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами и способностями, а также в соответствии с теми предметами, вступительные экзамены по которым необходимо сдавать при поступлении в ВУЗы. В сложившейся практике обучение осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, технологическим. В последнее десятилетие школы стали «затачивать» учеников под определенные специальности, организовав обучение по профессиональному профилю – педагогическому, медицинскому, юридическому, экономическому, инженерному и так далее. Так, например, если в школе есть медицинский класс, дети идут туда целенаправленно, собираясь поступать в соответствующий ВУЗ.
Стоит ли детям выбирать профиль обучения или лучше остаться в общеобразовательном классе? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Учеба по общеобразовательной программе делает среднее образование более сбалансированным. В то же время, у профильного обучения есть свои преимущества.
Это, например, его профессиональная направленность, которая помогает старшеклассникам в выборе и освоении основ знаний по профессии. Поэтому выбор скорее зависит от целей ребенка. Конечно, в девятом классе он может не быть таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно, и родители, а также преподаватели и детский психолог, могут помочь ему в этом.
Профильное обучение также можно рассматривать как средство повышения качества и эффективности общего образования. При таком типе обучения в большей степени учитываются интересы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учебной мотивации. По статистике, большинство учащихся поступают в профильные классы в связи с интересом к профильным дисциплинам, и лишь около 30% – в связи с выбранной профессией. Это говорит о том, что профильное обучение в большей степени ассоциируется у школьников с углубленным изучением предметов. Еще один аргумент в пользу такого обучения – удовлетворенность учащихся старших классов обучением в профильных классах, связанная с получением более глубоких знаний и повышением конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения.
Как выбрать профиль обучения в школе
Нередко подросток выбирает профиль обучения, основываясь на том, что ему нравится учитель, или этот профиль выбрали друзья, или в данной школе нет желаемого профиля, а в другую школу переходить не хочется. Школьников необходимо заранее подготавливать к осознанному выбору профиля обучения. Начинается такая подготовка в восьмых-девятых классах.
Курсы по выбору учащихся
Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение учащихся, которое направлено на осознанный выбор профиля обучения. Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно-ориентированные и межпредметные курсы. Первые дают возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету.
Вторые способствуют его самоопределению относительно профиля обучения в старших классах, а в конечном итоге – профессии. Продолжительность одного курса – одна четверть. Это позволяет учащимся в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования. Задача родителей – помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать, в какой очередности.
Помощь родителей
Значительное влияние на профессиональный выбор ребенка оказывают его родители и ближайшие родственники. Взрослым следует понимать всю ответственность за те советы и пожелания, которые они адресуют своему чаду. Самое главное в таких случаях – помнить о том, что задача родных – помочь ребенку определиться с профессией, а не сделать выбор вместо него.
Чтобы этот выбор был не только самостоятельным, но и осознанным, важно подготовить к нему ребенка. Помогите ему найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней. Научите его обращать внимание свои ключевые способности и сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы.
Для диагностики интересов, способностей и личностных качеств существуют психологические тесты, многие из которых можно найти в свободном доступе и пройти самостоятельно. Предложите ребенку пройти тест на профориентацию. Пусть он не до конца поможет с выбором профессии, но так хотя бы подросток сможет определиться с общим направлением: техническим или гуманитарным.
Наблюдательный родитель может обойтись и без специальных инструментов диагностики. Для этого взрослым важно знать наиболее яркие качества ребенка (его интересы, способности, характер). Выпишите их на лист бумаги и попробуйте подобрать к ним наиболее подходящие профессии. Поможет в этой работе хороший кругозор и знание сути различных профессий. Узнать о том, как помочь ребенку выбрать профессию, вы можете узнать на портале «Я-родитель».
Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии могут приводить к серьезным конфликтам. Как разговаривать с подростком, если он, то молчит, то раздражается в ответ на ваши замечания? Ответ на этот вопрос дает семейный психолог Римма Теперик.
Мария Борисова,
специалист
Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
Пройдите данный тест вместе с ребенком и узнайте об особенностях вашего стиля воспитания, а также о том, что думает об этом подросток.
Источник: www.ya-roditel.ru
Профильное обучение
Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
- Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
- Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
- Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
Профильное обучение также внедряется в учреждениях НПО и СПО [1] .
18 июля 2002 года была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [2] .
Зачисление в профильные классы проводится на основе результатов ОГЭ [3] .
Источник: wiki2.org