На основе чего строится любая программа

Нотации – графические модели, которые используются, чтобы фиксировать бизнес-процессы, анализировать их и оптимизировать. По сравнению с текстовыми описаниям, графические модели занимают меньше места, помогают увидеть алгоритм наглядно, представить, как он проходит от начала до конца. Однако, в отличие от текстового описания, графическая модель хуже передаёт детали.

Нотации применяются, чтобы сотрудники могли понять и запомнить схему, по которой они должны, к примеру, обрабатывать заявку на поставку партии товара. А руководителю схема будет полезна, чтобы он мог найти проблемные или избыточные элементы (этапы, сотрудников), внести нужные корректировки. Часто это помогает ускорить или удешевить работу компании.

По аналогии с языками программирования, нотации называют языками моделирования бизнес-процессов.

Сегодня в мире наиболее популярны 3 нотации:

Когда возникли нотации?

Первая, IDEF0, возникла в армии, точнее – в ВВС США, произошло это в 1980-х годах. Целью была оптимизация работы предприятий, выпускающих военную продукцию.

ChatGPT создаст любое приложение за считанные секунды

Вторая, EPC (Event-driven Process Chain), появилась на 10 лет позднее. Её название (“цепочка событийных процессов”) даёт понять, что фокус сделан именно на событие.

Нотация BPMN – часть концепции BPM (управления бизнес-процессами). Впервые она возникла в 2004 году (версия 1.0) и несколько раз модернизировалась в 2008, 2009, 2011 и 2013 годах. Самая последняя версия – BPMN 2.0.2.

Рассмотрим особенности каждой из нотаций и их отличия.

 виды нотаций бизнес-процессов

Нотация IDEF0

  • Структуру системы.
  • Функции.
  • Потоки ресурсов, информации.

Модель IDEF0 разворачивается одновременно слева направо и сверху вниз, по диагонали. Объекты, расположенные левее / выше, доминируют над теми, которые находятся правее / ниже. Доминирующие объекты могут включать в себя зависимые: например, доставка заказа – это элемент, входящий в состав более масштабного процесса управления заказами. Также доминирующие объекты могут являться предшествующими этапами для зависимых: получение заявки – согласование заявки.

  • Прямоугольники – действия или этапы.
  • Стрелки – ресурсы, исполнители, необходимые для совершения действия или прохождения этапа.

Главное достоинство IDEF0 – крайне высокая степень детализации, можно создать модель, которая будет учитывать на каждом этапе практически все ресурсы, сотрудников, которые потребуются даже для самых сложных алгоритмов. Недостатком является то, что графическая модель занимает очень много места, её тяжело читать, не имея специальных навыков.

Ещё один минус: с помощью IDEF0 лучше всего описываются модели, где бизнес-процесс представляет собой одну цепочку, без развилок. Если на пути он встречает множественные “или”, работать с IDEF0 становится очень сложно.

Нейросеть пишет скрипты для роблокса #shorts

Нотация EPC

Она использует значительно больше элементов – разноцветных фигур.

  • Розовые фигуры – события.
  • Зелёные – функции (действия).
  • Жёлтые — исполнители.
  • Серые – ресурсы.
  • Оранжевые – информационные системы.

Модель разворачивается сверху вниз, более высокие элементы предшествуют более низким.

В качестве соединительных элементов используются, помимо стрелок, разделители “и”, “или”, “исключающее или”. Благодаря этому EPC лучше подходит для ветвящихся бизнес-процессов.

Чтобы выстроить схему, сначала определяются стартовое / финальное событие, затем – промежуточные события, необходимые для них исполнители, ресурсы.

Достоинство EPC – простота для восприятия. Разноцветные элементы делают модель более “живой”, приятной для глаз, а это немаловажно, если требуется нарисовать схему для сотрудников или провести презентацию.

В отличие от предыдущей нотации, эта позволяет выстроить сложные развилки и длинные параллельные ряды событий. Каждый элемент можно разложить на более мелкие элементы, построив для него отдельную схему.

Главный недостаток EPC в том, что её структурной единицей является событие, поэтому приходится создавать события для любых, даже самых незначительных этапов. EPC справедливо критикуют и за обилие тавтологических элементов: задача “определить исполнителей” – событие “исполнители определены”, задача “согласовать договор” – событие “договор согласован”. Если схема длинная и сложная, такие элементы её перегружают, как и многочисленные стрелки от “исполнителей” к “”событиям”, особенно если один исполнитель отвечает за множество событий, или на одно событие назначено несколько сотрудников.

Нотация BPMN

Её центром является именно бизнес-процесс, и она используется, чтобы показать алгоритм его прохождения.

  • Задача (прямоугольник).
  • Событие (круг).
  • Шлюз, развилка (ромб).
  • Поток, ход (стрелка).
  • Базы данных, документы.
  • Сноски.
  • Пулы.

Базовая нотация BPMN включает не более 10 типов значков и помогает описать алгоритм в такой форме, которая будет понятна бизнес-пользователю, не прошедшему специального обучения. Расширенная BPMN содержит около 100 значков и позволяет сделать регламент машиночитаемым, причём не допуская разночтений.

Читайте также:
Арткам как писать программы

Главное преимущество BPMN – она лучше всего подходит, если нужно описать именно бизнес-процесс, сделав его понятным даже для рядовых сотрудников. Сегодня BPMN пользуется популярностью: большинство вендоров, предлагающих системы BPM, предусматривают работу c BPMN: схему, созданную с её помощью, можно сделать исполняемой, подключив возможности информационной системы.

Недостаток BPMN в том, что она зациклена на бизнес-процессах и плохо подходит для описания структуры предприятия или дерева целей. При использовании расширенной версии схема усложняется, и понять её человеку без специальных навыков будет уже сложно.

В целом BPMN сегодня наиболее распространена, именно она пользуется наибольшим уважением в международной Ассоциации BPM-профессионалов (ABPMP). Выбор нотации для конкретного случая зависит от того, что именно будет описываться с её помощью, а также от информационных систем, которые планируется применять.

Low-code BPM платформа от Comindware обеспечивает возможность моделирования исполняемых бизнес-процессов на основе нотации BPMN, а также строить высокоуровневые бизнес-процессы с помощью Архитектурных диаграмм.

Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.

Источник: www.comindware.ru

Структурное программирование

Структурное программирование — методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков.
Одним из первых идеологов его был профессор Э. Дейкстра. В 1965 году он высказал мысль, что «оператор GOTO может быть исключен из языков программирования». Идея эта была разработана и дополнена в 70-х годах XX века Н. Виртом.
Структурное программирование основано на модульной структуре программного продукта и типовых управляющих структурах алгоритмов обработки данных различных программных модулей.
Модульность — в языках программирования — принцип, согласно которому программное средство (ПС, программа, библиотека, web-приложение и др.) разделяется на отдельные именованные сущности, называемые модулями. Модульность часто является средством упрощения задачи проектирования ПС и распределения процесса разработки ПС между группами разработчиков. При разбиении ПС на модули для каждого модуля указывается реализуемая им функциональность, а также связи с другими модулями.
В любой типовой структуре блок, кроме условного, имеет только один вход и выход, безусловный переход на блок с нарушением иерархии запрещён (оператор языка программирования типа GOTO в структурном программировании не используется). Основная идея структурного программирования — это ограничение допустимых управляющих структур. В работах Бома и Джакопини было показано, что их необходимо всего две. Согласно их работе для написания любой программы требуется всего три основных составляющих блока: два управляющих и один «исполнительный». В таблице ниже приведены виды основных управляющих структур структурного программирования:

Эти блоки также называют:

· Функциональный, или исполняющий, блок.

· Конструкция принятия двоичного или дихотомического, решения (IF — THEN — ELSE).

· Конструкция обобщенного цикла (DO — WHILE).

Обычно этот список расширяют структурами выбора (CASE) и цикла с пост условием (REPEAT), являющимися производными от уже описанных конструкций.
Структурные программы, в отличие от обычных, неструктурированных, имеют простую древовидную форму, в них нет «клубка» переходов вперед-назад. Для изображения структурированных программ используют также диаграммы Несси-Шнейдермана, включающие в себя следующие структуры:
► Следование.
► Двоичное решение.
► Циклы с предусловием и постусловием.
В отличие от структурных схем Дейкстра, схемы Несси-Шнейдермана вообще не позволяют изобразить оператор безусловного перехода.

В соответствии с методологией структурного программирования:
1. Любая программа представляет собой структуру, построенную из трёх типов базовых конструкций:
• последовательное исполнение — однократное выполнение операций в том порядке, в котором они записаны в тексте программы;
• ветвление — однократное выполнение одной из двух или более операций, в зависимости от выполнения некоторого заданного условия;
• цикл — многократное исполнение одной и той же операции до тех пор, пока выполняется некоторое заданное условие (условие продолжения цикла).
В программе базовые конструкции могут быть вложены друг в друга произвольным образом, но никаких других средств управления последовательностью выполнения операций не предусматривается.
2. Повторяющиеся фрагменты программы (либо не повторяющиеся, но представляющие собой логически целостные вычислительные блоки) могут оформляться в виде так называемых подпрограмм (процедур или функций). В этом случае в тексте основной программы, вместо помещённого в подпрограмму фрагмента, вставляется инструкция вызова подпрограммы. При выполнении такой инструкции выполняется вызванная подпрограмма, после чего исполнение программы продолжается с инструкции, следующей за командой вызова подпрограммы.
3. Разработка программы ведётся пошагово, методом «сверху вниз».
Последнее означает, что в структурном программировании сначала пишется текст основной программы, в котором, вместо каждого связного логического фрагмента текста, вставляется вызов подпрограммы, которая будет выполнять этот фрагмент. Вместо настоящих, работающих подпрограмм, в программу вставляются «заглушки», которые ничего не делают.

Полученная программа проверяется и отлаживается. После того, как программист убедится, что подпрограммы вызываются в правильной последовательности (то есть общая структура программы верна), подпрограммы-заглушки последовательно заменяются на реально работающие, причём разработка каждой подпрограммы ведётся тем же методом, что и основной программы.

Читайте также:
В каком году началась программа окна

Разработка заканчивается тогда, когда не останется ни одной «заглушки», которая не была бы удалена. Такая последовательность гарантирует, что на каждом этапе разработки программист одновременно имеет дело с обозримым и понятным ему множеством фрагментов, и может быть уверен, что общая структура всех более высоких уровней программы верна. При сопровождении и внесении изменений в программу выясняется, в какие именно процедуры нужно внести изменения, и они вносятся, не затрагивая части программы, непосредственно не связанные с ними. Это позволяет гарантировать, что при внесении изменений и исправлении ошибок не выйдет из строя какая-то часть программы, находящаяся в данный момент вне зоны внимания программиста.

К достоинствам структурного программирования следует отнести:
• уменьшение трудностей при тестировании;
• более высокую производительность работы за счет того, что действие каждой управляющей структуры хорошо известно и нет необходимости его обдумывать;
• ясность и читабельность программ;
• более высокую эффективность за счет глобальной оптимизации программы.

Источник: cyberpedia.su

Python Стили программирования — выбираю подходящие.

Пламенный привет посетителям этой страницы, пришедшим из социальных сетей! С апреля 2021-го года наблюдаю удивительное явление: обильный поток посетителей из 4-х социальных сетей. В связи с этим настоятельно рекомендую всем неоднократно и регулярно посещать сайт rtbsm.ru — там в общих чертах изложена Российская Теннисная Балльная Система Марии (Шараповой).

Python Стили программирования — мне известны три основных стиля программирования: Процедурный, Объектно-ориентированный, Функциональный и Структурный.

Процедурный Стиль программирования — это программирование, основанное на использовании процедур:

Процедурное программирование — программирование на императивном языке, при котором последовательно выполняемые операторы можно собрать в подпрограммы, то есть более крупные целостные единицы кода, с помощью механизмов самого языка.

Процедурное программирование является отражением архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена Фон Нейманом в 1940-х годах.

Теоретической моделью процедурного программирования служит абстрактная вычислительная система под названием машина Тьюринга.

Основные сведения

Выполнение программы сводится к последовательному выполнению операторов с целью преобразования исходного состояния памяти, то есть значений исходных данных, в заключительное, то есть в результаты.

Таким образом, с точки зрения программиста имеются программа и память, причём первая последовательно обновляет содержимое последней.

Процедурный язык программирования предоставляет возможность программисту определять каждый шаг в процессе решения задачи. Особенность таких языков программирования состоит в том, что задачи разбиваются на шаги и решаются шаг за шагом.

Используя процедурный язык, программист определяет языковые конструкции для выполнения последовательности алгоритмических шагов.

Привожу разъяснение особенностей императивных языков программирования:

  • в исходном коде программы записываются инструкции (команды);
  • инструкции должны выполняться последовательно;
  • при выполнении инструкции данные, полученные при выполнении предыдущих инструкций, могут читаться из памяти;
  • данные, полученные при выполнении инструкции, могут записываться в память.
  • использование именованных переменных;
  • использование оператора присваивания;
  • использование составных выражений;
  • использование подпрограмм;
  • и др.

Объектно-ориентированный Стиль программирования — это стиль, который удовлетворяет трём изложенным ниже требованиям:

  • Необходимо обратить внимание на следующие важные части этого определения:
  • 1) объектно-ориентированное программирование использует в качестве основных логических конструктивных элементов объекты, а не алгоритмы;
  • 2) каждый объект является экземпляром определенного класса;
  • 3) классы образуют иерархии.

Основные понятия

Абстракция данных

Абстрагирование означает выделение значимой информации и исключение из рассмотрения незначимой. В ООП рассматривают лишь абстракцию данных (нередко называя её просто «абстракцией»), подразумевая набор значимых характеристик объекта, доступный остальной программе.

Инкапсуляция

Инкапсуляция — свойство системы, позволяющее объединить данные и методы, работающие с ними, в классе. Одни языки (например, С++, Java или Ruby) отождествляют инкапсуляцию с сокрытием, но другие (Smalltalk, Eiffel, OCaml) различают эти понятия.

Наследование

Наследование — свойство системы, позволяющее описать новый класс на основе уже существующего с частично или полностью заимствующейся функциональностью. Класс, от которого производится наследование, называется базовым, родительским или суперклассом. Новый класс — потомком, наследником, дочерним или производным классом.

Полиморфизм подтипов

Полиморфизм подтипов (в ООП называемый просто «полиморфизмом») — свойство системы, позволяющее использовать объекты с одинаковым интерфейсом без информации о типе и внутренней структуре объекта. Другой вид полиморфизма — параметрический — в ООП называют обобщённым программированием.

Класс

Класс — универсальный, комплексный тип данных, состоящий из тематически единого набора «полей» (переменных более элементарных типов) и «методов» (функций для работы с этими полями), то есть он является моделью информационной сущности с внутренним и внешним интерфейсами для оперирования своим содержимым (значениями полей).

В частности, в классах широко используются специальные блоки из одного или чаще двух спаренных методов, отвечающих за элементарные операции с определенным полем (интерфейс присваивания и считывания значения), которые имитируют непосредственный доступ к полю.

Читайте также:
Программа наши люди отзывы

Эти блоки называются «свойствами» и почти совпадают по конкретному имени со своим полем (например, имя поля может начинаться со строчной, а имя свойства – с заглавной буквы).

Другим проявлением интерфейсной природы класса является то, что при копировании соответствующей переменной через присваивание, копируется только интерфейс, но не сами данные, то есть класс – ссылочный тип данных.

Переменная-объект, относящаяся к заданному классом типу, называется экземпляром этого класса.

При этом в некоторых исполняющих системах класс также может представляться некоторым объектом при выполнении программы посредством динамической идентификации типа данных.

Обычно классы разрабатывают таким образом, чтобы обеспечить отвечающие природе объекта и решаемой задаче целостность данных объекта, а также удобный и простой интерфейс.

В свою очередь, целостность предметной области объектов и их интерфейсов, а также удобство их проектирования, обеспечивается наследованием.

Объект

Сущность в адресном пространстве вычислительной системы, появляющаяся при создании экземпляра класса (например, после запуска результатов компиляции и связывания исходного кода на выполнение).

Функциональный Стиль программирования подробно описан в таком тексте:

Что такое функциональное программирование?

  • Функции — объекты первого класса. Т. е. всё, что можно делать с «данными», можно делать и с функциями (вроде передачи функции другой функции в качестве параметра).
  • Использование рекурсии в качестве основной структуры контроля потока управления. В некоторых языках не существует иной конструкции цикла, кроме рекурсии.
  • Акцент на обработке списков (lists, отсюда название Lisp — LISt Processing). Списки с рекурсивным обходом подсписков часто используются в качестве замены циклов.
  • «Чистые» функциональные языки избегают побочных эффектов. Это исключает почти повсеместно распространенный в императивных языках подход, при котором одной и той же переменной последовательно присваиваются различные значения для отслеживания состояния программы.
  • FP не одобряет или совершенно запрещает утверждения (statements), используя вместо этого вычисление выражений (т. е. функций с аргументами). В предельном случае одна программа есть одно выражение (плюс дополнительные определения).
  • FP акцентируется на том, что должно быть вычислено, а не как.
  • Большая часть FP использует функции «высокого порядка» (функции, оперирующие функциями, оперирующими функциями).

Структурный стиль программирования:

Структурное программирование — методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 1970-х годах Э. Дейкстрой и др.

В соответствии с данной методологией любая программа строится без использования оператора goto из трёх базовых управляющих структур: последовательность, ветвление, цикл; кроме того, используются подпрограммы. При этом разработка программы ведётся пошагово, методом «сверху вниз».

Методология структурного программирования появилась как следствие возрастания сложности решаемых на компьютерах задач, и соответственно, усложнения программного обеспечения.

В 1970-е годы объёмы и сложность программ достигли такого уровня, что традиционная (неструктурированная) разработка программ перестала удовлетворять потребностям практики.

Программы становились слишком сложными, чтобы их можно было нормально сопровождать. Поэтому потребовалась систематизация процесса разработки и структуры программ.

Методология структурной разработки программного обеспечения была признана «самой сильной формализацией 70-х годов».

По мнению Бертрана Мейера, «Революция во взглядах на программирование, начатая Дейкстрой, привела к движению, известному как структурное программирование, которое предложило систематический, рациональный подход к конструированию программ.

Структурное программирование стало основой всего, что сделано в методологии программирования, включая и объектное программирование».

Подробная информация про Структурное программирование содержится на странице Python Структурное программирование.

Python Стили программирования — это и Процедурный, и Объектно-ориентированный, и Функциональный, и Структурный стили программирования, ибо Python допускает использование всех четырёх стилей программирования.

Привожу информацию, наглядно показывающую разницу между императивным и функциональным стилями программирования:

  • Рефал (для этой категории, представленной единственным языком, нет общепринятого названия);
  • Аппликативные (Лисп, ML, Tcl, Rebol);
  • Комбинаторные (APL/J/K, FP/FL);
  • Бесточечные (чистые конкатенативные) (Joy, Cat, Factor, подмножество PostScript).

Чтобы ещё больше запудрить Вам мозги, привожу информацию об Основных моделях программирования, а также о Подходах и приёмах:

Основные модели программирования

  • Императивное программирование
  • Декларативное программирование
  • Структурное программирование
  • Функциональное программирование
  • Логическое программирование
  • Объектно-ориентированное программирование
  • Программирование, основанное на классах
  • Программирование, основанное на прототипах
  • Субъектно-ориентированное программирование

Подходы и приёмы

  • Структурное программирование
  • Процедурное программирование
  • Аппликативное программирование
  • Обобщённое программирование
  • Доказательное программирование
  • Порождающее программирование
  • Аспектно-ориентированное программирование
  • Агентно-ориентированное программирование
  • Рекурсия
  • Автоматное программирование
  • Событийно-ориентированное программирование
  • Компонентно-ориентированное программирование
  • Грамотное программирование

Чтобы разобраться во всех особенностях современных методов, подходов и приёмов программирования, нужно годами заниматься программированием профессионально и сильно перестроить своё мышление.

У меня нет сил и времени на это, да и мозги перестраивать нет желания, поэтому буду заниматься Процедурным и Структурным программированием. ООП не потяну и принципиально не хочу его осваивать.

Приглашаю всех высказываться в Комментариях. Критику и обмен опытом одобряю и приветствую. В хороших комментариях сохраняю ссылку на сайт автора!

Python Стили программирования

И не забывайте, пожалуйста, нажимать на кнопки социальных сетей, которые расположены под текстом каждой страницы сайта.
Продолжение тут…

Источник: ep-z.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru