Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ)
1) вид программы — спортивное соревнование по определенному виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которого осуществляется распределение мест и (или) медалей среди участников спортивного соревнования;
Примерная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» обновленных ФГОС
11) антидопинговое обеспечение — проведение мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 07.05.2010 № 82-ФЗ)
12) базовые виды спорта — виды спорта, включенные в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, а также иные виды спорта, развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях с учетом сложившихся исторических традиций развития спорта высших достижений, представительства спортсменов от субъектов Российской Федерации в составах спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта и участия данных команд во всероссийских и в международных официальных спортивных мероприятиях. Перечень базовых видов спорта утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее — федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта), в установленном им по согласованию с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России порядке; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)
2) вид спорта — часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование;
21) Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее также — комплекс ГТО) — программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 05.10.2015 № 274-ФЗ)
Реализация содержания учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с обновленным ФГОС ООО
3) военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта — виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее — лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, подготовкой граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 204-ФЗ)
31) добровольцы (волонтеры) — граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 05.02.2018 № 15-ФЗ)
31-1) детско-юношеский спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, посредством их участия в организованных и (или) самостоятельных занятиях, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, а также на подготовку спортивного резерва; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.06.2016 № 153-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ)
32) животные, участвующие в спортивных соревнованиях, — животные, участвующие в соответствии с правилами вида спорта в спортивных соревнованиях по данному виду спорта; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)
33) зрители — физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении такого соревнования; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 192-ФЗ)
34) контролер-распорядитель — физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, имеет удостоверение контролера-распорядителя, выданное в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 192-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 204-ФЗ)
35) корпоративный спорт — часть массового спорта, направленная на физическую подготовку, физическое развитие работников организаций, объединенных отраслевой принадлежностью или принадлежностью к профессии, государственных корпораций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, членов их семей и на организацию и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди указанных работников, членов их семей, в том числе реализуемая при содействии физкультурно-спортивных обществ; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 31.07.2020 № 273-ФЗ)
4) массовый спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
41) место проведения официального спортивного соревнования — объект спорта, а также территории, специально подготовленные для проведения официального спортивного соревнования, включая природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, воздушное пространство над ними; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 192-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 172-ФЗ)
5) национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся на территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 170-ФЗ)
6) общероссийская спортивная федерация — общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 257-ФЗ)
61) региональная спортивная федерация — региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации (далее — региональная общественная организация), или структурное подразделение (региональное отделение) общероссийской спортивной федерации, которые получили государственную аккредитацию и целями которых являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)
62) физкультурно-спортивное общество — некоммерческая организация, целью которой является развитие физической культуры и спорта в организациях, объединенных отраслевой принадлежностью или принадлежностью к профессии, государственных корпорациях, органах государственной власти и органах местного самоуправления и которая заключила соглашение, в том числе отраслевое, с одной из таких организаций, государственной корпорацией, одним из таких органов государственной власти, органов местного самоуправления либо объединением работодателей или профессиональных союзов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 31.07.2020 № 272-ФЗ)
7) объект спорта — объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества; (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 138-ФЗ)
71) олимпийская делегация Российской Федерации — олимпийская команда России, а также представители Олимпийского комитета России, органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских спортивных федераций, обеспечивающие участие членов олимпийской команды России в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 204-ФЗ)
72) олимпийская команда России — коллектив, состоящий из спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, принимающих участие от имени Российской Федерации в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 204-ФЗ)
72-1) оператор информационной системы идентификации болельщиков — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в случаях, определенных решениями Правительства Российской Федерации, обеспечивающий возможность проведения идентификации и аутентификации зрителей, участников официальных спортивных соревнований, иных лиц, задействованных в проведении таких соревнований; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.12.2021 № 462-ФЗ)
73) организатор спортивного соревнования — юридическое лицо, которое утверждает положение (регламент) спортивного соревнования, определяет условия и календарный план его проведения, условия допуска к участию в спортивном соревновании, порядок выявления лучшего участника или лучших участников, порядок организационного и иного обеспечения спортивного соревнования, обеспечивает финансирование спортивного соревнования в утвержденном им порядке, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 22.11.2016 № 396-ФЗ)
8) организатор физкультурного мероприятия — юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия; (В редакции Федерального закона от 22.11.2016 № 396-ФЗ)
9) официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия — физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
91) паралимпийская делегация Российской Федерации — паралимпийская команда России, а также представители Паралимпийского комитета России, органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских спортивных федераций, обеспечивающие участие членов паралимпийской команды России в Паралимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного паралимпийского комитета; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)
92) паралимпийская команда России — коллектив, состоящий из спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, принимающих участие от имени Российской Федерации в Паралимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного паралимпийского комитета; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)
93) персонифицированная карта для посещения спортивного соревнования (далее — персонифицированная карта) — электронный документ, оформляемый по итогам идентификации зрителя, участника официального спортивного соревнования, иного лица, задействованного в проведении такого соревнования, для аутентификации указанных лиц, осуществляемой в целях обеспечения безопасности государства, общественной безопасности и общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.12.2021 № 462-ФЗ)
10) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ)
101) программа развития вида спорта в Российской Федерации или субъекте Российской Федерации — программа, которая разрабатывается соответствующей общероссийской или региональной спортивной федерацией сроком на четыре года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, устанавливает перечень мероприятий, цели, задачи и целевые показатели деятельности соответствующей общероссийской или региональной спортивной федерации по развитию определенного вида спорта в Российской Федерации или субъекте Российской Федерации и утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.06.2015 № 204-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 524-ФЗ)
102) профессиональная спортивная лига — юридическое лицо, которое создается в предусмотренных законодательством Российской Федерации организационно-правовых формах, основными целями деятельности которого являются организация и (или) проведение профессиональных спортивных соревнований в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 22.11.2016 № 396-ФЗ)
103) профессиональные спортивные соревнования — спортивные соревнования по командным игровым видам спорта, участие в которых направлено на получение дохода и одним из условий допуска спортсмена к которым является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом, если иное не установлено организатором таких соревнований для отдельных категорий их участников. В иных видах спорта профессиональными спортивными соревнованиями являются спортивные соревнования, участие в которых направлено на получение дохода и которые определены в качестве таковых их организаторами в соответствии с положениями (регламентами) спортивных соревнований; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 22.11.2016 № 396-ФЗ)
104) профессиональный спортивный клуб — юридическое лицо, которое является участником профессионального спортивного соревнования или которое заявило в установленном организатором профессионального спортивного соревнования порядке об участии в таком соревновании; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 22.11.2016 № 396-ФЗ)
11) профессиональный спорт — часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований; (В редакции Федерального закона от 22.11.2016 № 396-ФЗ)
111) символика физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия — флаг, логотип, гимн, девиз организатора физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, официальное наименование физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и обозначения, связанные с таким организатором, образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения при упоминании с наименованиями соответствующих видов спорта и (или) указанных мероприятий; зарегистрированные в качестве товарных знаков такого организатора обозначения; охраняемые в качестве промышленных образцов и (или) объектов авторских прав такого организатора талисманы указанных мероприятий, плакаты, опознавательная символика, предметы дизайна указанных мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований; охраняемые в качестве объектов авторских прав такого организатора произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав такого организатора, содержащие обозначения, которые предназначены для индивидуализации указанных мероприятий; любые иные обозначения и объекты, разработанные организатором мероприятия для официального использования на указанных мероприятиях и
Источник: www.kremlin.ru
Вопрос Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе.
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:
1) перспективное (как правило, на четыре года);
2) текущее (на один год);
3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие);
Перспективный план обычно составляется на 4 года. Это вызвано олимпийскими циклами подготовки. Перспективный план должен отражать основные разделы тренировки и предусматривать поступательный рост спортивно-технических показателей.
Перспективный план состоит из трех частей:
1. Краткая характеристика спортсмена (команды) и их состояние на данный момент (возраст, уровень физической, технико-тактической и волевой подготовленности; состояние здоровья и др.);
2. Цель и основные задачи многолетней подготовки спортсмена (команды), например, цель: стать чемпионом мира; задачи: повысить физическую подготовку, усовершенствовать тактику игры в атаке и обороне и др.
3. Планируемые показатели и их динамика, например: показатели тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня подготовленности спортсменов, эффективности соревновательной деятельности в положительной динамике в течение четырех лет.
На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по годам подготовки, планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. В плане отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.
Перспективные планы составляются как для группы спортсменов (2-3 разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1–го разряда и более высоких результатов).
Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам – соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.
Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.
Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер, с возрастающими из года в год требованиями к различным сторонам подготовленности спортсмена. В него должны быть включены лишь основные показатели подготовленности спортсмена (без лишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний индивидуальный план подготовки спортсмена, команды.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.
Программа, как правило, состоит из четырех разделов:
1) объяснительной записки, в которой определяются цели и задачи спортивной подготовки;
2) изложения программного материала (теоретического и практического);
3) контрольных нормативов подготовки;
4) рекомендуемой литературы.
Текущее планирование разрабатывается на один год в соответствии с перспективным планом. В отличие от перспективного текущий план более конкретен и детализирован.
Текущий план включает в себя следующие разделы:
1. Краткий анализ тренировочной и соревновательной деятельности за прошедший сезон.
2. Цель и задачи на предстоящий год.
3. Распределение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок по видам подготовки и этапам годичного цикла.
4. Основные направления воспитательной работы.
5. Основные направления научно-методического, медико-биологического и материально-технического обеспечения тренировочного процесса.
Годичный план подготовки состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Объем соревновательной нагрузки слагается из объема основных и подводящих соревнований за год в часах.
Объем тренировочной нагрузки в годичном цикле разбивается на частные объемы по видам подготовки и примерно составляет: физическая подготовка 25-30%; техническая – 20-25%; тактическая – 20% и соревновательная – около 30%. Эти соотношения являются усредненными и могут меняться в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (команды).
Оперативное планирование. Следующей ступенью единой системы планирования является оперативное планирование (на месяц, неделю, день, одно занятие). Оно представляет собой подробное распределение объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки.
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
План подготовки к отдельным соревнованиям должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности непосредственно на соревнованиях.
Структурно все тренировочные планы должны включать в себя:
1) персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды;
2) целевые установки для различных видов и этапов подготовки спортсмена (команды);
3) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;
4) сроки соревнований, контрольных тестирований, спортивно-медицинских обследований.
Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Планирование в физическом воспитании
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее и оперативное.
Перспективное планирование — это планирование на длительный срок.
Текущее планирование охватывает этапы работы.
Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время.
Требования к планированию в физическом воспитании
1 Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя использовать то, что непосредственно служит реализации цели.
Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю необходимо трезво оценить возможности для ее достижения.
2 Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
3 Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда является эффективным, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания и на соответствующих указанным закономерностям педагогических принципах. В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.
4 Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
Компоненты базисного учебного плана
В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:
федеральный компонент — не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10 процентов;
компонент образовательного учреждения — не менее 10 процентов.
Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
2 Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания.
3 Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания.
Учебный план представляет собой основной документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа — это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах, который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физическая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Учебные программы имеют следующую типовую структуру: 1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам, а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.
План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года. В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
План-график составляется для однородных учебных групп.
Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания.
В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.
План-график — это чисто организационный документ. Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.
Рабочий план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.
При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:
1) придерживаться дидактического правила от простого к сложному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их систематических занятий;
2) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками, т. е. следует применять концентрированное во времени обучение;
3) всемерно использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания на одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;
4) на тех занятиях, на которых запланировано обучение двигательным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физического упражнения на организм, правилах обеспечения безопасности при его выполнении;
5) для решения задач физического воспитания следует использовать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;
План-конспект урока разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.
Источник: studfile.net