На какой временной период разрабатывается программа по физической культуре

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ)

1) вид программы — спортивное соревнование по определенному виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которого осуществляется распределение мест и (или) медалей среди участников спортивного соревнования;

Примерная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» обновленных ФГОС

11) антидопинговое обеспечение — проведение мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 07.05.2010 № 82-ФЗ)

12) базовые виды спорта — виды спорта, включенные в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, а также иные виды спорта, развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях с учетом сложившихся исторических традиций развития спорта высших достижений, представительства спортсменов от субъектов Российской Федерации в составах спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта и участия данных команд во всероссийских и в международных официальных спортивных мероприятиях. Перечень базовых видов спорта утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее — федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта), в установленном им по согласованию с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России порядке; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)

2) вид спорта — часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование;

21) Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее также — комплекс ГТО) — программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 05.10.2015 № 274-ФЗ)

Реализация содержания учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с обновленным ФГОС ООО

3) военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта — виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее — лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, подготовкой граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 204-ФЗ)

31) добровольцы (волонтеры) — граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 05.02.2018 № 15-ФЗ)

31-1) детско-юношеский спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, посредством их участия в организованных и (или) самостоятельных занятиях, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, а также на подготовку спортивного резерва; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.06.2016 № 153-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ)

32) животные, участвующие в спортивных соревнованиях, — животные, участвующие в соответствии с правилами вида спорта в спортивных соревнованиях по данному виду спорта; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)

33) зрители — физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении такого соревнования; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 192-ФЗ)

34) контролер-распорядитель — физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, имеет удостоверение контролера-распорядителя, выданное в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 192-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 204-ФЗ)

35) корпоративный спорт — часть массового спорта, направленная на физическую подготовку, физическое развитие работников организаций, объединенных отраслевой принадлежностью или принадлежностью к профессии, государственных корпораций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, членов их семей и на организацию и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди указанных работников, членов их семей, в том числе реализуемая при содействии физкультурно-спортивных обществ; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 31.07.2020 № 273-ФЗ)

4) массовый спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;

41) место проведения официального спортивного соревнования — объект спорта, а также территории, специально подготовленные для проведения официального спортивного соревнования, включая природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, воздушное пространство над ними; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.07.2013 № 192-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 172-ФЗ)

5) национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся на территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 170-ФЗ)

6) общероссийская спортивная федерация — общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 257-ФЗ)

61) региональная спортивная федерация — региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации (далее — региональная общественная организация), или структурное подразделение (региональное отделение) общероссийской спортивной федерации, которые получили государственную аккредитацию и целями которых являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)

Читайте также:
Как сделать программу на java в exe

62) физкультурно-спортивное общество — некоммерческая организация, целью которой является развитие физической культуры и спорта в организациях, объединенных отраслевой принадлежностью или принадлежностью к профессии, государственных корпорациях, органах государственной власти и органах местного самоуправления и которая заключила соглашение, в том числе отраслевое, с одной из таких организаций, государственной корпорацией, одним из таких органов государственной власти, органов местного самоуправления либо объединением работодателей или профессиональных союзов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 31.07.2020 № 272-ФЗ)

7) объект спорта — объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества; (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 138-ФЗ)

71) олимпийская делегация Российской Федерации — олимпийская команда России, а также представители Олимпийского комитета России, органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских спортивных федераций, обеспечивающие участие членов олимпийской команды России в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 204-ФЗ)

72) олимпийская команда России — коллектив, состоящий из спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, принимающих участие от имени Российской Федерации в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 204-ФЗ)

72-1) оператор информационной системы идентификации болельщиков — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в случаях, определенных решениями Правительства Российской Федерации, обеспечивающий возможность проведения идентификации и аутентификации зрителей, участников официальных спортивных соревнований, иных лиц, задействованных в проведении таких соревнований; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.12.2021 № 462-ФЗ)

73) организатор спортивного соревнования — юридическое лицо, которое утверждает положение (регламент) спортивного соревнования, определяет условия и календарный план его проведения, условия допуска к участию в спортивном соревновании, порядок выявления лучшего участника или лучших участников, порядок организационного и иного обеспечения спортивного соревнования, обеспечивает финансирование спортивного соревнования в утвержденном им порядке, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 22.11.2016 № 396-ФЗ)

8) организатор физкультурного мероприятия — юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия; (В редакции Федерального закона от 22.11.2016 № 396-ФЗ)

9) официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия — физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

91) паралимпийская делегация Российской Федерации — паралимпийская команда России, а также представители Паралимпийского комитета России, органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских спортивных федераций, обеспечивающие участие членов паралимпийской команды России в Паралимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного паралимпийского комитета; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)

92) паралимпийская команда России — коллектив, состоящий из спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, принимающих участие от имени Российской Федерации в Паралимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного паралимпийского комитета; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 257-ФЗ)

93) персонифицированная карта для посещения спортивного соревнования (далее — персонифицированная карта) — электронный документ, оформляемый по итогам идентификации зрителя, участника официального спортивного соревнования, иного лица, задействованного в проведении такого соревнования, для аутентификации указанных лиц, осуществляемой в целях обеспечения безопасности государства, общественной безопасности и общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.12.2021 № 462-ФЗ)

10) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ)

101) программа развития вида спорта в Российской Федерации или субъекте Российской Федерации — программа, которая разрабатывается соответствующей общероссийской или региональной спортивной федерацией сроком на четыре года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, устанавливает перечень мероприятий, цели, задачи и целевые показатели деятельности соответствующей общероссийской или региональной спортивной федерации по развитию определенного вида спорта в Российской Федерации или субъекте Российской Федерации и утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.06.2015 № 204-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 524-ФЗ)

102) профессиональная спортивная лига — юридическое лицо, которое создается в предусмотренных законодательством Российской Федерации организационно-правовых формах, основными целями деятельности которого являются организация и (или) проведение профессиональных спортивных соревнований в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 22.11.2016 № 396-ФЗ)

103) профессиональные спортивные соревнования — спортивные соревнования по командным игровым видам спорта, участие в которых направлено на получение дохода и одним из условий допуска спортсмена к которым является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом, если иное не установлено организатором таких соревнований для отдельных категорий их участников. В иных видах спорта профессиональными спортивными соревнованиями являются спортивные соревнования, участие в которых направлено на получение дохода и которые определены в качестве таковых их организаторами в соответствии с положениями (регламентами) спортивных соревнований; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 22.11.2016 № 396-ФЗ)

104) профессиональный спортивный клуб — юридическое лицо, которое является участником профессионального спортивного соревнования или которое заявило в установленном организатором профессионального спортивного соревнования порядке об участии в таком соревновании; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 22.11.2016 № 396-ФЗ)

11) профессиональный спорт — часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований; (В редакции Федерального закона от 22.11.2016 № 396-ФЗ)

Читайте также:
Какие программы должен знать делопроизводитель

111) символика физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия — флаг, логотип, гимн, девиз организатора физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, официальное наименование физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и обозначения, связанные с таким организатором, образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения при упоминании с наименованиями соответствующих видов спорта и (или) указанных мероприятий; зарегистрированные в качестве товарных знаков такого организатора обозначения; охраняемые в качестве промышленных образцов и (или) объектов авторских прав такого организатора талисманы указанных мероприятий, плакаты, опознавательная символика, предметы дизайна указанных мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований; охраняемые в качестве объектов авторских прав такого организатора произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав такого организатора, содержащие обозначения, которые предназначены для индивидуализации указанных мероприятий; любые иные обозначения и объекты, разработанные организатором мероприятия для официального использования на указанных мероприятиях и

Источник: www.kremlin.ru

Вопрос Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

1) перспективное (как правило, на четыре года);

2) текущее (на один год);

3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие);

Перспективный план обычно составляется на 4 года. Это вызвано олимпийскими циклами подготовки. Перспективный план должен отражать основные разделы тренировки и предусматривать поступательный рост спортивно-технических показателей.

Перспективный план состоит из трех частей:

1. Краткая характеристика спортсмена (команды) и их состояние на данный момент (возраст, уровень физической, технико-тактической и волевой подготовленности; состояние здоровья и др.);

2. Цель и основные задачи многолетней подготовки спортсмена (команды), например, цель: стать чемпионом мира; задачи: повысить физическую подготовку, усовершенствовать тактику игры в атаке и обороне и др.

3. Планируемые показатели и их динамика, например: показатели тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня подготовленности спортсменов, эффективности соревновательной деятельности в положительной динамике в течение четырех лет.

На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по годам подготовки, планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. В плане отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

Перспективные планы составляются как для группы спортсменов (2-3 разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1–го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам – соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер, с возрастающими из года в год требованиями к различным сторонам подготовленности спортсмена. В него должны быть включены лишь основные показатели подготовленности спортсмена (без лишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний индивидуальный план подготовки спортсмена, команды.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

Программа, как правило, состоит из четырех разделов:

1) объяснительной записки, в которой определяются цели и задачи спортивной подготовки;

2) изложения программного материала (теоретического и практического);

3) контрольных нормативов подготовки;

4) рекомендуемой литературы.

Текущее планирование разрабатывается на один год в соответствии с перспективным планом. В отличие от перспективного текущий план более конкретен и детализирован.

Текущий план включает в себя следующие разделы:

1. Краткий анализ тренировочной и соревновательной деятельности за прошедший сезон.

2. Цель и задачи на предстоящий год.

3. Распределение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок по видам подготовки и этапам годичного цикла.

4. Основные направления воспитательной работы.

5. Основные направления научно-методического, медико-биологического и материально-технического обеспечения тренировочного процесса.

Годичный план подготовки состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Объем соревновательной нагрузки слагается из объема основных и подводящих соревнований за год в часах.

Объем тренировочной нагрузки в годичном цикле разбивается на частные объемы по видам подготовки и примерно составляет: физическая подготовка 25-30%; техническая – 20-25%; тактическая – 20% и соревновательная – около 30%. Эти соотношения являются усредненными и могут меняться в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (команды).

Оперативное планирование. Следующей ступенью единой системы планирования является оперативное планирование (на месяц, неделю, день, одно занятие). Оно представляет собой подробное распределение объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

План подготовки к отдельным соревнованиям должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности непосредственно на соревнованиях.

Структурно все тренировочные планы должны включать в себя:

1) персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды;

2) целевые установки для различных видов и этапов подготовки спортсмена (команды);

3) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

4) сроки соревнований, контрольных тестирований, спортивно-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Планирование в физическом воспитании

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длительный срок.

Текущее планирование охватывает этапы работы.

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время.

Требования к планированию в физическом воспитании

1 Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Читайте также:
Определите к какому классу программного обеспечения относятся следующие программы pascal abc

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю необходимо трезво оценить возможности для ее достижения.

2 Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3 Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда является эффективным, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания и на соответствующих указанным закономерностям педагогических принципах. В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4 Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.

Компоненты базисного учебного плана

В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент — не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10 процентов;

компонент образовательного учреждения — не менее 10 процентов.

Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.

2 Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания.

3 Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания.

Учебный план представляет собой основной документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа — это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах, который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физическая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру: 1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам, а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года. В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

План-график составляется для однородных учебных групп.

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания.

В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

План-график — это чисто организационный документ. Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

Рабочий план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.

При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:

1) придерживаться дидактического правила от простого к сложному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их систематических занятий;

2) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками, т. е. следует применять концентрированное во времени обучение;

3) всемерно использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания на одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;

4) на тех занятиях, на которых запланировано обучение двигательным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физического упражнения на организм, правилах обеспечения безопасности при его выполнении;

5) для решения задач физического воспитания следует использовать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;

План-конспект урока разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru