Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Младший школьный возраст является оптимальным для формирования духовно-нравственных качеств личности, так как в этом возрасте ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами, осознанно подходить и ощущать ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания, создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
В процессе воспитания и обучения школьников необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у учащихся представления о здоровье, основных условиях здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер защиты здоровья школьников.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Анализ методических разработок, опыта воспитательной работы учителей начальных классов показал, что данный аспект педагогической деятельности реализуется не на достаточно высоком уровне. Из чего вытекает противоречие между требованиями федеральных государственных стандартов начальной школы, нацеленных на достижение общенационального воспитательного идеала, через формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников как одного из важных качеств личности и отсутствием целенаправленного подхода к формированию данного качества в реальной практике начальной школы.
Представленная программа является одним из направлений педагогической деятельности, нацеленной на решение проблемы формирования навыков здорового и безопасного образа жизни обучающихся и формирование у участников образовательного процесса навыков здорового и безопасного образа жизни.
Цель: реализация программы формирования навыков здорового и безопасного образа жизни у участников образовательного процесса, через физическое, психологическое и социальное здоровье.
-82%
Источник: videouroki.net
Система работы общеобразовательной организации по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Согласно стандартам нового поколения на ступени начального общего образования в основной образовательной программе образовательного учреждения должна быть представлена разработанная и реализуемая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Это программа комплексная, целевыми приоритетами которой является формирование у школьников системы ценностей, установок, личностных ориентиров, знаний и опыта поведения, направленных и обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как основы познавательного и эмоционального развития ребёнка, достижения планируемых образовательных результатов.
ЛЕКЦИЯ: Формирование здорового образа жизни
Проектирование и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования осуществляется коллективом образовательного учреждения с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья школьников:
¾ социально-экономические и экологические условия;
¾ имеющиеся в образовательных учреждениях факторы риска, приводящие к ухудшению здоровья детей и подростков в процессе обучения;
¾ одновременная по своей природе чувствительность и инертность школьников к воздействиям, определяющая временной разрыв между воздействием и результатом. Как следствие — неблагополучные популяционные сдвиги в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
¾ благоприятный возрастной период (младший школьный возраст) для формирования комплекса знаний, установок, правил здравоохранительного поведения, позитивных привычек;
¾ особенности отношения младшего школьника к своему здоровью, связанного с отсутствием опыта «нездоровья» (исключение – дети с серьёзными хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями здоровья) и восприятием болезни чаще всего как ограничение свободы (постельный режим, лечение, ограничение в свободе действий);
¾ неосознанность ребенком последствий своего отношения к здоровью, что обусловливает игнорирование здоровьесберегающей деятельности как актуальной и значимой (на фоне стремления к удовлетворению актуальных потребностей).
Эффективным средством формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося является грамотная организация самостоятельной работы, выступающая в качестве основы его успешной социализации, обладающая ценностным развивающим потенциалом. Развивается способность оценивать свое состояние, применять разнообразные способы и варианты рационализации режима дня с учетом оптимизации двигательной активности, организации питания, следования правилам личной гигиены.
Разработка и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников должна базироваться на основе системности, научной обоснованности, последовательности, адекватности сообразно возрасту и социокультурной ситуации, безопасности и целесообразности, и должна быть представлена в пяти направлениях.
1.Инфраструктура образовательного учреждения
Организация учебной и внеучебной деятельности
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
Реализация дополнительных образовательных программ.
¾ Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Проектирование и реализация деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся предполагает осуществления четырех этапов:
1 этап – осуществление анализа состояния и планирования работы по всем выделенным направлениям здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Выделяются приоритеты в работе образовательного учреждения на основе результатов проведенного анализа, в соответсвии сними осуществляется планирование.
2 этап – проектирование комплексной программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» (на ступени начального общего образования, которая является обязательной составляющей Основной образовательной программы начальной ступени образования ОУ).
3 этап. Реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом:
1. просветительско-воспитательной работы с обучающимися;
2. просветительско- методической работы с педагогическими работниками, специалистами и родителями (законными представителями), с целью повышения здоровьесберегающей компетентности.
4 этап – диагностика эффективности здоровьеформирующей деятельности.
Основное общее образование
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни как стратегическое направление работы образовательного учреждения включено в реализацию комплексной программы воспитания и социализации обучающихся на основной ступени общего образования.
МОДУЛЬ 1 направлен на формирование способности обучающихся организовывать жизнедеятельность с точки зрения рационального распределения времени на различные виды активности и отдыха:
― составлять и следовать оптимальному и рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о природе работоспособности, утомления, переутомления, трудоемкости и напряженности разных видов деятельности с учетом учебных и внеучебных нагрузок.
― осуществлять планирование и рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в течении дня и в предэкзаменационный период; на основе знаний индивидуальных особенностей работоспособности осуществлять организацию различных видов деятельности в аспектах
― знать и использовать основы профилактики переутомления и перенапряжения.
МОДУЛЬ 2 направлен на формирование у школьников знаний, умений, опыта двигательной активности:
― формирование представлений о ее необходимости и достаточности, основных элементов и правил закаливания, физических нагрузках и их видах, правилах выбора сообразно возрасту; рисках применения неадекватных возрасту и индивидуальным особенностям нагрузок, использования биостимуляторов;
― развитие необходимой потребности динамических видов деятельности в т.ч. ежедневных занятиях физической культурой;
― формирование умений осознанно осуществлять выбор индивидуальных программ двигательной активности, в т.ч. зарядку и регулярные занятия спортом;
Реализации этого модуля будет более эффективной при условии интеграции с предметом физической культуры.
МОДУЛЬ 3 — позволяет сформировать у учащихся четкие представления о возможностях, путях и способах управления своим физическим и психологическим состоянием без применения медикаментозных и тонизирующих средств:
― навыки оценивания функционального состояния своего организма, таких как: напряжение, утомление, переутомление, на основе субъективных показателей (пульса, дыхания, состояния кожных покровов), индивидуальных особенностей;
― навыки деятельности в условиях ситуаций стресса;
― владение приемами и элементами саморегуляции в целях стабилизации эмоционального и физического состояния, снятия напряжения;
― навыки самоконтроля в ситуации стресса (стабилизация состояния, чувств);
― представление о влиянии эмоций на здоровье человека (как позитивных, так и негативных), снижении рисков негативных влияний;
― навыки проведения процедур эмоциональной разгрузки для использования в повседневной жизни;
― навыки самоуправления эмоциональным состоянием и поведением.
МОДУЛЬ 4 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
― представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
― знание правил этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
― интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
МОДУЛЬ 5 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающиеся способность к самостоятельной оценке и контролю своего рациона питания с позиций его оптимальности образу жизни (учебной и внеучебной нагрузки), а так же осуществлять профилактику разного рода зависимостей:
― развивать представления обучающихся о ценности здоровья, бережного отношения к нему; расширять знания о принципах и правилах здорового образа жизни, формировать готовность следования им;
― формировать адекватную самооценку, развивать навыки саморегуляции, стабилизации эмоционально-волевого состояния; умения осуществлять оценку ситуации и противостояния негативного давления со стороны окружающих;
― формировать представления о наркотизации как о явлении, являющемся опасным для здоровья; о неизбежности его негативных последствий для формирования, самореализации человека, возможности достижения успеха;
― создавать условия для включения учащихся в социально значимую деятельность в реализации потребности признания окружающих, проявления лучших качеств и способностей;
― формировать умение обучающихся рационально организовывать свое свободное время с учетом режима дня в разнообразных формах проведения досуга;
― развить способность осуществлять контроль времени, проведенным за компьютером.
МОДУЛЬ 6 — комплекс мероприятий, направленных на овладение обучающимися основами позитивного коммуникативного общения:
― способствовать развитию коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективность взаимодействия с ровесниками и взрослыми в повседневной жизни в разннообразных ситуациях;
― развить умения решать спорные вопросы, избегая конфликта;
― формировать умения самооценки своего состояния, поступков, поведения, а также анализа действий других людей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
На какой ступени реализуется программа формирования здорового и безопасного образа жизни
Подчеркивается актуальность изучения феномена здорового образа жизни на современном этапе развития общества. Приводится авторское понимание термина «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Отмечается наличие стадий приобщения к здоровому образу жизни среди различных социальных групп, проводится анализ современного критериального аппарата, позволяющего определять степень сформированности отдельных компонентов здорового образа жизни. Приводится компонентный состав становления здорового образа жизни у обучающихся. На основании проведенного анализа определены следующие критерии и показатели становления здорового образа жизни обучающихся: принятие здоровья и здорового образа жизни как ценности; наличие необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни; индивидуализация здорового образа жизни. Итогами текущего исследования стало выделение трех уровней становления здорового образа жизни у обучающихся: объектно-пассивного – низкого, объектно-активного – среднего, субъектного – высокого.
здоровый образ жизни
становление
критерии и показатели становления здорового образа жизни
1. Большакова Е.Н. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ с позиции формирования у обучающихся, воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/node/35312 (дата обращения 25.10.2014 г.).
2. Малыгина О.А. Моделирование процесса формирования здорового образа жизни у подростков // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т. II, № 1. (Психолого-педагогические науки). – С. 41–43.
3. Носов А. Г. Сущность процесса разработки и реализации индивидуальной траектории становления здорового образа жизни / А. Г. Носов //Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 10). – С. 2282–2285.
4. Носов А.Г. Теоретико-концептуальный анализ компонентного состава здорового образа жизни в педагогической литературе / А.Г. Носов // Известия Саратовского государственного университета. Серия: акмеология образования, психология развития. – Саратов. – 2013. –№ 1(5). – С. 118–123.
5. Пипко Е.А. Педагогические условия формирования мотивационно-ценностного компонента здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе: диссертация кандидата педагогических наук (13.00.01) / Е.А. Пипко. – Ставрополь, 2007. – 191 с.
Актуальность изучения феномена здорового образа жизни в цивилизованном обществе по-прежнему неоспорима. Являясь панацеей от хронических и сезонных заболеваний, а также доминирующим фактором сохранения важнейшей социальной ценности – здоровья, здоровый образ жизни по сути представляет собой культурное достояние человечества.
Каждый автор, анализируя в своей работе термин «здоровье» и понятие «здоровый образ жизни» трактует их смысл исходя из своего образования, научных интересов, социокультурной ситуации и прочих факторов, среди которых как объективные обстоятельства, так и субъективная точка зрения. Мы рассматриваем в данной работе здоровую жизнедеятельность человека с позиций педагогической науки. Определяя здоровье человека как его способность к дальнейшему развитию в физическом, психическом и духовном направлениях, под здоровым образом жизни мы будем понимать деятельность, мотивом которой служит сохранение и приумножение здоровья за счет соответствующего поведения. Отметим, что поведение и привычки будут обусловлены множеством факторов, способных как обобщить людей, ведущих здоровый образ жизни в одну социальную группу, так и разделить их на разные социальные категории.
Сам процесс приобщения к здоровому образу жизни в современном обществе разделен сегодня учеными на стадию формирования основ, становление и последующее развитие данного феномена человеческой деятельности. Чтобы сузить научные изыскания и ввести конкретику в данной работе мы рассмотрим феномен становления здорового образа жизни у такой социальной категории как обучающиеся. Отметим также, что процесс обучения в большей степени присущ молодому поколению. Молодежь по определению это социальная группа, ограниченная возрастом 14–35 лет.
При определении уровней, критериев и показателей становления здорового образа жизни мы основывались на работах Е.Н. Большаковой, С.А. Закопайло, М.А. Лоскутова, О.А. Малыгиной, Е.А. Пипко, Д.Ю.
Сорокина, В.М. Сорокиной, Е.Б. Черниковой и др.
Отметим, что в работах Е.А. Пипко обоснованы следующие критерии сформированности здорового образа жизни студентов: когнитивный (основывается на полноте и прочности усвоения знаний; полноте и прочности овладения умениями; принятии знаний на личностном уровне); эмоционально-волевой (представлен следующими показателями: качеством отношений к таким видам деятельности, которые обеспечивают здоровый образ жизни; эмоциональная устойчивость, преодоление трудностей на эмоционально-положительном фоне в достижении различных целей; волевая регуляция поведения; стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию); поведенческий, который включает выполнение различных рекомендаций по здоровому образу жизни; выполнение необходимого двигательного режима; оптимизацию уровня работоспособности; улучшение сна, аппетита и активности [5].
Показатели сформированности здорового образа жизни, выделенные Е.Н. Большаковой, включают в себя систему гуманистических ценностей и жизненных целей; морально-нравственные и правовые ориентации в сфере здоровья и безопасности; ценностные установки на здоровье и здоровый образ жизни; активную жизненную позицию; мотивацию достижения успеха в сфере здоровьесберегающей деятельности [1].
В работах О.А. Малыгиной, посвященных здоровой жизнедеятельности обучающихся, автор описывает следующие критерии и показатели сформированности здорового образа жизни: мотивационный (предполагающий желание вести здоровый образ жизни, уровень мотивации к ведению здорового образа жизни); когнитивный (знания, связанные со здоровым образом жизни); предметно-практический (показателями являются умения и навыки по основным направлениям здорового образа жизни); эмоциональный (уровень тревожности подростка, поскольку именно он определяет устойчивость нервно-психических процессов и определяет, насколько эффективными будут воздействия, направленные на подростка во время воспитательной работы) [2].
На основании изученных литературных источников нами были определены следующие критерии и показатели становления здорового образа жизни обучающихся: принятие здоровья и здорового образа жизни как ценности; наличие необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни; индивидуализация здорового образа жизни.
Такой критерий как принятие здоровья и здорового образа жизни как ценности, определяется следующими показателями: осознание здоровья как ценности, отношение к здоровому образу жизни как к потребности.
Следующий критерий, обозначенный нами как наличие необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни предполагает следующие показатели: бытийные и научные знания о внутренней и внешней среде, о потребностях человека и их влиянии на образ жизни, понимание зависимости здоровья от образа жизни, знание своих особенностей и способностей.
Критерий, определенный нами как индивидуализация здорового образа жизни, включает в себя такие показатели, как организация жизнедеятельности с учетом здорового образа жизни и индивидуальной траектории становления здорового образа жизни. Степень реализации индивидуальной траектории становления здорового образа жизни – физическая подготовленность.
Продолжая исследование, проанализируем ряд научных работ, содержащих описание уровней сформированности здорового образа жизни у обучающихся.
Рассматривая сформированность здорового образа жизни у старшеклассников и студентов, С.А. Закопайло, Д.Ю. Сорокин и В.М. Сорокина определяют три уровня данного феномена: высокий, средний и низкий. В своих трудах М.А. Лоскутов и Е.Б. Черникова обоюдно используют уровневый подход, однако рассматривают различное их количество: три и четыре соответственно.
Е.А. Пипко описывает четыре уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента здорового образа жизни студентов: критический, вербально-репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный.
При рассмотрении вопросов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Е.Н. Большакова выделяет три уровня. Высокий уровень данной культуры характеризуется автором как гармоничное развитие всех компонентов, обеспечивающих здоровьесберегающее и безопасное поведение обучающегося.
На этом уровне четко выражены ответственное отношение к сохранению здоровья и жизни, интерес и мотивация к изучению различных вопросов здорового образа жизни. Наблюдается присутствие динамичной системы знаний по вопросам безопасности и здоровья, логически взаимосвязанной с системой социальных и психологических знаний. Сформирован комплекс умений высокопродуктивной деятельности и навыков самоконтроля в сфере здорового образа жизни. Обучающиеся, обладающие высоким уровнем культуры здоровья, инициативны и активны в здоровьесберегающем процессе, у них наблюдается способность к научно-исследовательской и продуктивной творческой деятельности по данному направлению.
Средний уровень сформированности культуры обеспечивается выполнением большинства стандартных требований в сфере здоровьесберегающей деятельности. На этом уровне у обучающихся сформированы ценности здорового образа жизни наравне с ценностями другого порядка. Отношение к сохранению здоровья ответственное, но проявляется не всегда.
Мотивация к здоровьесберегающей деятельности носит прагматический характер. Преобладает периодический интерес к проблемам здоровья и здорового образа жизни. Среднее владение знаниями, умениями и навыками сохранения здоровья и безопасности.
На низком уровне сформированности культуры здорового образа жизни преобладает начальная степень развития ее компонентов. Наблюдается ситуативный интерес к проблемам здорового образа жизни. Отмечается фрагментарность и нелогичность в знаниях проблем здоровья. Не развиты самоорганизация, самоконтроль и самооценка. Обучающиеся на этом уровне сформированности культуры здоровья хотя и признают важность формирования здорового и безопасного образа жизни, но зачастую не проявляют необходимой активности в данном процессе [1].
В работах, опубликованных ранее, мы отмечали, что процесс становления здорового образа жизни у обучающихся отличен от подобных (например от формирования здоровой жизнедеятельности у школьников) степенью ответственности субъекта за индивидуальную деятельность по сбережению здоровья. Выражаясь в индивидуальной траектории становления здорового образа жизни, деятельность по ее разработке и дальнейшей реализации может говорить о том или ином уровне собственно становления здорового образа жизни у обучающегося [3].
Подводя итоги текущего исследования, выделим три уровня становления здорового образа жизни обучающихся: объектно-пассивный (низкий), объектно-активный (средний), субъектный (высокий).
Объектно-пассивный (низкий) уровень включает в себя: критерий принятия здоровья и здорового образа жизни как ценности; – здоровье в иерархии ценностей на низком уровне после материальных благ; отношение к своему здоровью носит потребительский характер, не наблюдается забота о его сохранении; – здоровый образ жизни отвергается, не осознается его необходимость; не наблюдается интерес к изучению и реализации средств сохранения здоровья. Критерий наличия необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни; – слабые представления о работе человеческого организма и о факторах, влияющих на здоровье; фрагментарные знания об элементах, составляющих здоровый образ жизни и о потребностях человека; – незнание своих антропометрических данных и особенностей нервной системы; непонимание влияния индивидуальных особенностей организма на образ жизни и состояние здоровья. Критерий индивидуализации здорового образа жизни; – не ведется разработка индивидуальной траектории становления здорового образа жизни, множество вредных привычек; отсутствуют навыки планирования в вопросах здорового образа жизни, отсутствует желание изменить свой образ жизни; – нет долгосрочных и краткосрочных жизненных целей, жизнедеятельность не организована; слабая физическая подготовка (1–2 балла по 5-балльной шкале), наблюдается регресс.
Объектно-активный (средний) уровень включает в себя: критерий принятия здоровья и здорового образа жизни как ценности; – здоровье в иерархии ценностей не на высшем уровне, после материальных благ; отношение к своему здоровью носит нейтральный характер, наблюдается эпизодическая забота о его сохранении; – здоровый образ жизни воспринимается как «стихийное» явление, не осознается его необходимость и систематичность; наблюдается равнодушное отношение к изучению и реализации средств сохранения здоровья. Критерий наличия необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни; – неполные представления о работе человеческого организма и о факторах, влияющих на здоровье; частичные знания элементов здорового образа жизни и потребностей человека, не осознана логика здорового образа жизни; – частичное знание своих антропометрических данных и особенностей нервной системы; неполное понимание влияния индивидуальных особенностей организма на образ жизни и состояние здоровья. Критерий индивидуализации здорового образа жизни; – не ведется разработка индивидуальной траектории становления здорового образа жизни или она фрагментарна, есть вредные привычки; не развиты навыки планирования в вопросах здоровьесберегающей деятельности, слабое желание изменить свой образ жизни; – жизненные цели не учитывают важность сохранения здоровья, жизнедеятельность организована недостаточно; средняя физическая подготовка (3–4 баллов по 5-тибалльной шкале), не наблюдается прогресс.
Субъектный (высокий) уровень включает в себя: критерий принятия здоровья и здорового образа жизни как ценности; – здоровье в иерархии ценностей на высшем уровне; отношение к своему здоровью носит ответственный характер, наблюдается забота о его сохранении; – здоровый образ жизни воспринимается как потребность, осознается его важность; наблюдается активное отношение к изучению и реализации средств сохранения здоровья. Критерий наличия необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни; – полные представления о работе человеческого организма и о факторах, влияющих на здоровье; полное знание элементов здорового образа жизни и потребностей человека, осознана логика здорового образа жизни; – знание своих антропометрических данных и особенностей нервной системы; понимание влияния индивидуальных особенностей организма на образ жизни и состояние здоровья. Критерий индивидуализации здорового образа жизни; – ведется разработка индивидуальной траектории становления здорового образа жизни, вредные привычки отсутствуют или ведется борьба с ними; развиты навыки планирования в вопросах здоровьесберегающей деятельности, наблюдается желание оптимизировать свой образ жизни; – жизненные цели учитывают важность сохранения здоровья, жизнедеятельность четко организована; хорошая физическая подготовка (4–5 баллов по 5-тибалльной шкале), наблюдается прогресс.
С учетом изложенного выше, данную работу можно завершить следующими выводами: критериальный аппарат для исследования процесса становления здорового образа жизни у обучающихся раскрыт и структурирован нами согласно определенному ранее компонентному составу и авторскому пониманию феномена здорового образа жизни. Опираясь на полученные в текущем исследовании результаты, считаем логичным в дальнейшей работе разработать и научно обосновать диагностический инструментарий, позволяющий определять уровень становления здорового образа жизни у обучающихся, получая при этом достоверные результаты.
Рецензенты:
Александрова Е.А., д.п.н., профессор кафедры методологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов;
Рахимбаева И.Э., д.п.н., профессор, директор Института искусств ФГБОУ ВПО «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Работа поступила в редакцию 05.12.2014.
Источник: fundamental-research.ru