Разработка ИС – это трудоемкий, длительный и динамический процесс, состоящих из нескольких этапов.
Проектирование имеет целью обеспечить эффективное функционирование ИС и её взаимодействие со специалистами, использующими в сфере деятельности конкретного экономического объекта ПЭВМ и развитые средства коммуникации для выполнения своих профессиональных задач и принятия управленческих решений.
Процесс создания АИС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных и объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания системы, отвечающей заданным требованиям.
Рассмотрим подробнее соответствующие стадии и этапы.
1. Стадия формирования требований к АИС.
Этапы: обследование объекта и обоснование необходимости построения системы; формирование требований пользователя к ней; оформление отчета и заявки на ее разработку (тактико-техническое задание).
2. Стадия разработки концепции АИС.
Этапы: изучение объекта; выполнение необходимых научно-исследовательских работ (НИР); разработка вариантов концепции АИС и выбор того из них, который удовлетворяет требования пользователя; оформление отчета о проделанной работе.
Тестировщик с нуля / Урок 7. Модели разработки ПО. Водопадная, итерационная и V-модель
3. Стадия разработки технического задания.
Этапы: разработка технического задания и его утверждение.
4. Стадия эскизного проектирования.
Этапы: разработка предварительных проектных решений относительно системы и отдельных ее частей.
5. Стадия технического проектирования.
Этапы: разработка проектных решений относительно системы и ее частей; разработка документации АИС и ее частей; разработка и оформление документации на поставление или разработку изделий для комплектования системы; разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта автоматизации.
6. Стадия рабочего проектирования.
Этапы: разработка рабочей документации на систему и ее части; создание или адаптация программ.
7. Стадия внедрения системы в действие.
Этапы: подготовка объекта автоматизации к внедрению АИС; подготовка персонала; комплектования АИС (программными и техническими средствами, информационными изделиями); строительно-монтажные работы; пусконаладочные работы; предварительные испытания; опытная эксплуатация; приемочные испытания.
8. Стадия сопровождения.
Этапы: выполнение работ по гарантийным обязательствам и послегарантийное обслуживание.
В зависимости от сложности автоматизированных процессов и задач не все стадии одинаково обязательны. С первых трех стадий обязательна третья, результатом выполнения которой должен быть утвержден документ «Техническое задание» — ТС. Разрабатывает его, как правило, заказчик. ТС делится на 9 разделов и определяет требования к автоматизированным функциям и задачам и к видам обеспечения; регламентирует организацию разработки, размеры расходов, сроки выполнения стадий и этапов работ и тому подобное. ТС определяет также очередность разработки и внедрения системы (пусковые комплексы, очереди и т.д.).
«Модели жизненного цикла программного обеспечения»
Охарактеризуем кратко главные разделы ТЗ.
1. Общие сведения. Подаются полная и условная названия работы, заказчика и объекта.
2. Назначение и цели работы. Выясняются назначения и цель автоматизации, например сокращение сроков обработки данных, минимизация затрат.
3. Характеристика предметной области. Приводятся сведения об объекте управления и процессы, которые нужно автоматизировать, об условиях выполнения заданий.
4. Основные требования. Этот раздел самый важный в ТС. Формулируются требования к искомым решениям и системы в целом, к взаимосвязям и взаимодействиям различных комплексов задач друг с другом и с другими системами; до уровня автоматизации, технического, программного, информационного и других видов обеспечения.
В следующих разделах уточняются объемы и сроки выполнения работ, определяются другие параметры создаваемой системы.
На стадии рабочего проектирования – РП — к наиболее трудоемким операциям относятся разработка и отладка рабочих программ.
Заметим, что в случае объединения стадий технического и рабочего проектирования объем документации уменьшается (примерно на 20%).
На стадии внедрения системы происходит ее пробная эксплуатация, на основании которой исправляются выявленные недостатки и ошибки. В то же время определяются объемы выполненных работ и устанавливаются соответствия полученных результатов требованиям технического задания.
Организация разработки автоматизированного решения отдельных задач или их комплексов в том случае, когда на объекте работает АИС, имеет свою специфику, поскольку тогда, как правило, технический комплекс и базовое программное обеспечение — ПО — уже заданы. При таких условиях рассматриваемый процесс разработки автоматизированного решения задач разделяют на 8 этапов.
1. Формулировка требований — аналог ТС.
2. Постановка задачи — элемент ТП.
3. Построение алгоритма решения задачи — элемент ТП.
4. Разработка контрольного примера (КП) — элемент ТП.
5. Разработка машинной блок-схемы и программы — элемент РП.
6. Отладка разработанных программ на контрольном примере — элемент РП.
7. Отладка разработанных программ на реальных данных (пробная эксплуатация). Принятие в промышленную эксплуатацию.
Источник: studfile.net
Проектирование информационных систем — тест 3
nbsp
nbsp
nbsp
Номер 2
Решение каких задач обеспечивается внедрением методологии проектирования ИС?
nbsp
nbsp
nbsp
Номер 3
Укажите составляющие этапа проектирования ИС.
nbsp
nbsp
nbsp
nbsp
nbsp
Упражнение 4: Номер 1
К какому классу ТПР относится используемая в ИС СУБД?
nbsp
nbsp
nbsp
Номер 2
Что отражают бизнес-правила при модельно-ориентированном проектировании?
nbsp
nbsp
Номер 3
Что отражает модель функций при модельно-ориентированном проектировании?
Источник: eljob.ru
Этапы разработки и внедрения информационно-аналитической системы
Согласно ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания» выделяют следующие основные стадии создания и этапы разработки автоматизированной системы (АС):
- Формирование требований к АС.
- Разработка концепции АС.
- Техническое задание.
- Эскизный проект.
- Технический проект.
- Рабочая документация.
- Ввод в действие.
- Сопровождение АС.
Как правило, этапы стадий формирования требований к автоматизированной системе объединяют с этапами разработки технического задания, а этапы разработки концепции — с этапами эскизного проектирования. Также к приведенным стадиям создания АС добавляют стадию подготовки к началу проекта.
Ниже представлены стадии создания информационно-аналитической системы – корпоративного хранилища данных. Также дана оценка длительности каждого из этапов внедрения системы.
Стадия I. Организация проекта
Заключение контракта | Контракт на разработку системы заключен | 10 |
Стадия II. Формирование требований и разработка технического задания
- требуемых отчетах, показателя, измерениях
- возможных системах-источниках данных
- системном ландшафте
- сетевом окружении
- альбом показателей
- альбом измерений и иерархий
- альбом отчетности
- определены источники данных для каждого показателя
Стадия III. Эскизный проект
- Логическая модель данных.
- Определен состав сущностей области постоянного хранения (System of Record, Summary Area, Data Marts).
- Окончательно сформирован состав реализуемых показателей, измерений и отчетов.
- Предварительные регламенты взаимодействия согласованы с разработчиками и администраторами систем-источников данных.
- Определен состав сущностей области временного хранения (Staging Area) и области обмена данными (Data Exchange Interface).
Стадия IV. Технический проект
Определение функциональной и технической архитектур | Описание функциональной архитектуры (включая описание каждой функции, задачи, методов реализации). Описание технической архитектуры (включая описание размещения технических средств, условий эксплуатации, режима функционирования, организации резервного копирования и т.д.) |
15 |
Формирование плана развертывание системного ландшафта | План развертывания системного ландшафта | 10 |
Разработка физической модели данных | Физическая модель данных — описание таблиц БД, индексов, секций и других объектов БД | 10 |
Разработка и согласование регламентов взаимодействия информационных систем | Согласованный и утвержденный набор регламентов взаимодействия, включающих описание интерфейсов, периодичности и т.п. | 10 |
Проектирование процессов ETL | Описание процессов извлечения данных, алгоритмов трансформации и обеспечения качества данных, процессов загрузки и агрегации данных | 20 |
Проектирование интерфейсов пользователя | Описание бизнес-слоя данных, интерфейсов ввода и предоставления данных, разграничения прав доступа | 15 |
Оформление технического проекта | Пояснительная записка к техническому проекту | 20 |
Согласование и утверждение | Согласованная и утвержденная пояснительная записка к техническому проекту | 5 |
Стадия V. Рабочая документация
- Ведомость эксплуатационных документов
- Ведомость машинных носителей информации
- Паспорт
- Общее описание системы
- Технологическая инструкция
- Руководство пользователя
- Описание технологического процесса обработки данных (включая телеобработку)
- Инструкция по формированию и ведению базы данных (набора данных)
- Состав выходных данных (сообщений)
- Каталог базы данных
- Программа и методика испытаний (ПИМ)
- Спецификация
- Описание программ
- Текст программ
- Развернуты экземпляры БД. Созданы необходимые объекты БД
- Разработаны процессы ETL и процессы обеспечения качества данных. Выставлено расписание запуска процессов
- Реализованы дополнительные приложения
- Реализованы витрины данных и отчетность
- Настроены профили пользователей и прав доступа
Стадия VI. Ввод в действие
Подготовка объекта автоматизации к вводу системы в действие | Создание у Заказчика службы сопровождения системы (при необходимости) | 10 |
Подготовка персонала | Обучение пользователей и администраторов системы | 10 |
Комплектация системы поставляемыми изделиями | Закупка и завоз необходимого оборудования и программного обеспечения. Для снятия рисков поставки данный этап обычно выполняется на предыдущей стадии | 20 — 100 |
Строительно-монтажные работы | Оборудование смонтировано в выделенном для этого помещении и подключено к каналам передачи данных | 20 |
Пусконаладочные работы | Прошла наладка технических и программных средств. ПО системы перенесено в зону тестирования/промышленной эксплуатации. Настроена система резервного копирования. Проведена загрузка исторических данных в систему. Запущены процессы извлечения данных из систем-источников |
20 |
Проведение предварительных испытаний | Испытания системы на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с ПИМ проведены. Устранение неисправностей и внесение изменений в документацию в соответствии с протоколом испытаний проведено. Акт приёмки системы в опытную эксплуатацию оформлен и подписан |
10 |
Проведение опытной эксплуатации | Опытная эксплуатация проведена. Устранение неисправностей, доработка ПО и дополнительная наладка технических средств проведены | 30 — 60 |
Проведение приёмочных испытаний | Испытания системы в соответствии с ПИМ проведены. Устранение неисправностей и внесение изменений в документацию проведено. Акт передачи системы в промышленную эксплуатацию оформлен и подписан |
5 |
Завершение работ | Акт завершения работ подписан | 5 |
Стадия VII. Сопровождение
Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами | Выявленные недостатки системы устранены | 365 |
Послегарантийное обслуживание | Система работает стабильно, без сбоев. Выявленные недостатки устранены | — |
Степень ответственности каждого члена проектной команды за выполнение той или иной задачи на каждом из этапов проекта определяется матрицей ответственности.
Источник: www.prj-exp.ru