Актуальность представленной программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе» обусловлена возрастающей потребностью в сотрудничестве дошкольного образовательного учреждения и семьи, поиском новых форм взаимодействия. Реализация содержания программы направлена на актвиное вовлечение родителей в жизнь детского сада, их участие в воспитательно-образовательной работе с детьми.
В целевом разделе программы подчёркиваются актуальность и значимость взаимодействия ДОУ и семьи, формулируются цели, задачи, принципы реализации программы. В содержательном разделе программы представлены направления, разнообразные формы работы с родителями, этапы и сроки реализации программы; разработаны перспективные планы работы с родителями на два учебных года (страшая и подготовительная группы). Для оценки достижения планируемых результатов реализации программы подробно описана система диагностики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
Адаптация к ДОУ Диагностика Работа с родителями
образовательное учреждение «Детский сад №81 «Островок»
Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»
Срок реализации программы: 2 учебных года (2020-2021; 2021-2022)
воспитатель Миннибаева И.В.
воспитатель Киреева Т.В.
Принципы реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы
Общая характеристика программы
Основные формы и направления работы по реализации программы
Этапы реализации программы
Перспективное планирование работы с родителями
Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы
Методическое обеспечение программы
Законодательно-нормативное обеспечение программы
Список используемой литературы
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа
была бы совершенно немыслима, если бы не система
педагогического просвещения, повышение
педагогической культуры родителей».
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного
образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным , так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», — гласит Закон РФ «Об образовании».
Работа с родителями в период адаптации
В основе разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.
В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:
— подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;
— интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
- знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
- приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
- привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
1.2. Принципы реализации программы
Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.
1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).
2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).
3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
5. Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
6 . Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
7. Принцип систематичности и последовательности ( систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ ( формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей, установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
- сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
- родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
- улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
2. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на 2 года: первый год – работа с родителями детей старшего дошкольного возраста, второй год – работа с родителями детей подготовительного к школе возраста. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.
Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОУ. Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ.
Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы даёт возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям.
2.2.Основные формы и направления работы по реализации программы
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
- Информационно – аналитическое
Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
- Наглядно – информационное
Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
- Организационно-методическое (досуговое)
Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Основные формы работы с родителями при реализации программы
Формы работы с родителями
Источник: nsportal.ru
Перспективное планирование работы с родителями воспитанников ДОУ
Работа с родителями. Цели, задачи, планируемые результаты.
Работа с родителями
Одним из важных принципов технологии реализации Программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошколь-ников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс сов-местного воспитания дошкольников (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы).
Публикация «Перспективное планирование работы с родителями воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Цель взаимодействия –создание необходимых условий для установления доверительных и партнерских отношений с семьями воспитанников
и развития компетентности родителей.
В старшем дошкольном возрасте мы строим свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителя-ми воспитанников. Именно в этот период педагогом корректируются детско-родительские отношения, помогая родителям и детям найти общие инте-ресы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания мы уделяем развитию совместной деятельности родителей и детей – игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с родителями деятельности он опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту лич-ностных достижений ребенка.
Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей – развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского со-общества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития детей группы. Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредственно связан с повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к шко-ле, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей подго-товки к школе каждого ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
• Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников – развитии любознательности, самостоятельности, ини-циативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
• Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы, развитию у детей умений безопасного поведения дома на улице, в лесу, у водоема.
• Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
• Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье. Поддержи-вать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
• Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельно-сти (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе, развитие желания трудиться, ответственности, стремление довести начатое де-ло до конца.
• Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств у старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам ис-кусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
В старшей группе, учитывая формирующиеся образовательные запросы родителей, стремимся учесть их пожелания, узнать их возможности в совместном воспитании дошкольников. С этой целью проводятся беседы за круглым столом с родителями, анкетирование, опросы.
Такие методы позволяют выявить интересы и потребности родителей, полученные знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания, их возможности конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада. Такая диагностика предваряет внесе-ние изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и поддержки семьи.
Для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей мы организуем разные формы взаимодействия — консультации, выставки, творческие гостиные. Беседуя с родителями старших дошкольников больше всего обращаем их внимание на развивающуюся самостоятель-ность детей, потребность в познавательном общении со взрослыми, признании своих достижений со стороны близких взрослых и сверстников, пока-зывая близким ребенка, что именно в старшем дошкольном детстве ребенок учится понимать позицию других людей, устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим.
Для расширения представлений старших дошкольников о социальном мире мы помогаем родителям организовать с детьми игры — беседы о профессиях родителей и близких родственников, познакомить детей с путешествиями по родной стране и другим странам мира. Совместная с педаго-гом деятельность способствует накоплению родителями позитивного воспитательного опыта.
Осуществляя педагогическое образование родителей, учитываем развивающиеся возможности родителей и детей, помогаем родителям устанав-ливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни. Для этого организуются встречи с родителями на тему: «Права ребенка и права родителей», «Знаете ли вы своего ребенка», «Развитие творчества у детей», «Приобщение детей к народным тради-циям», «Ребенок и компьютер», «Одаренный ребенок», «Тренируем пальцы — развиваем речь!» В ходе реализации образовательных задач мы исполь-
зуем такие формы, которые помогают занять родителю субъектную позицию – тренинги, анализ реальных ситуаций, показ и обсуждение видеомате-риалов. В общении с родителями считаем необходимым актуализировать различные проблемные ситуации, в решении которых родители принимают
непосредственное участие. В ходе совместной деятельности и родительских дискуссий происходит обогащение детско-родительских отношений, приобретение опыта совместной творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков детей и взрослых, развитие их эмоциональной отзыв-чивости. Вместе с тем, необходимо помнить, что к старшему дошкольному возрасту у части родителей уже сложилась своя воспитательная тактика, появились свои достижения в развитии ребенка. Поэтому важно создать условия для презентации их педагогического роста – проведение родитель-ских встреч.
• повышение педагогической компетентности у родителей;
• создание детско-родительских проектов по направлениям деятельности;
• овладение родителями педагогическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
• оптимизация детско-родительских отношений;
• формирование интереса у родителей к вопросам развития детей;
• обеспечение условий для активного участия в жизни детского сада.
План работы с родителями на 2021-2022 учебный год
Месяц Тема Форма мероприятий
1. «Что нам новый учебный год готовит (Возрастные особенности и задачи развития в условиях ФГОС ДО. Безопасное детство)»
Родительское собрание
2. «Быть здоровым здорово и модно» Неделя здоровья
3. «Очарованье осени»Выставка поделок из природного материала
1. «Осень, осень в гости просим!»Подготовка атрибутов к празднику
2. «Осторожно Грипп» (Значимость прививки)
Консультация для родителей
3. Неделя психологии
Консультация педагога-психолога по запросу
1. «Я мой город» Фотовыставка
2. «День Матери» Концерт для мам
3. «Как научить детей читать» Консультация для родителей
4. «Ребенок у компьютора: за и против» Консультация
5. «Социоигровоая технология как условие успешной социализации
дошкольника» Родительский клуб
1.«Откуда новый год пришел» Консультация для родителей
2. «Мастерская деда мороза» Выставка новогодних поделок
3. «Новогодний карнавал» Совместная подготовка атрибутов к празднику
1. «Папа, мама, я – читающая семья» Конкурс фотовыставка КВН
2. «Здоровье в наших руках» Консультация для родителей
1. «Папы всякие нужны, папы всякие важны»Конкурс детских рисунков
2. «Аты-баты шли солдаты» Спортивный праздник совместно с папами
3. «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через подвижные игры с нестандартным оборудованием» Консультация
4. «В мире прекрасного» (художественно-эстетическое развитие)
Открытое занятие НОД
1. «Пробуждение природы» Выставка рисунков
2. «Моя мама молодая, как весна красивая» Праздник, посвященный женскому дню
3. «Широкая масленица» Развлечение
1. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!» Памятка
2. «Неделя прививки» Консультация для родителей
3. «Земля – наш Дом!» Развлечение
1. «Победа. 77 лет спустя…» Выставка детских рисунков
2. «Чему мы научились за год» Творческий отчет
Публикации по теме:
Перспективное планирование на год по работе с родителями «Театральная деятельность» Предлагаю Вашему вниманию перспективный план на год по работе с родителями. Дата: Сентябрь: 1. Анкетирование родителей «Выявить индивидуальные.
Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.
Перспективное планирование работы по ОБЖ для детей 5–6 лет (продолжение) Декабрь Дорожная безопасность Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» ([2], стр. 76) Дидактические игры «Говорящие.
Перспективное планирование работы по познавательному развитию детей 6–8 лет Общая цель для всех НОД по познавательному развитию: — расширять и закреплять представления детей о мире природы, мире человека. Сентябрь1.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.
Перспективное планирование работы с родителями в средне-старшей группе Перспективный план работы с родителями в средне — старшей группе «Смешарики» на 2016 – 2017 г. Сентябрь1. Родительское собрание «Начало.
Перспективное планирование работы с родителями на 2014–2015 г. в старшей группе Сентябрь. 1. Родительское собрание «Будем знакомы!» 2. Анкетирование родителей. 3. Консультации «Психологические особенности детей шестого.
Перспективное планирование работы с родителями в подготовительной группе в осенний период Перспективное планирование работы с родителями в подготовительной группе в осенний период. Воспитатель: Гришина Елена Николаевна. Сентябрь.
Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе «Цыплята» МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».
Перспективный план работы с родителями (законными представителями) воспитанников Мероприятия. 1. Работа с документацией. Оформление социального паспорта группы. Беседы – консультации с родителями вновь поступивших детей.
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Источник: www.maam.ru
Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)
Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)
Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)».
Содержание и виды планирования работы воспитателя с семьей.
Создание плана работы педагога с семьей означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором четко определены задачи и средства их реализации, достижения.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть
ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:
ü направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;
ü прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;
ü координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;
ü контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;
работы» При грамотной организации планирования план станет не формальной
бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому прежде всего необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.
В практике работы педагогов детского сада выделяют следующие виды
планов
: годовой – план работы детского сада, включающий основные мероприятия учебного года, перспективный, который конкретизирует поставленные задачи в определенный момент времени с учетом запросов
родителей и уровня их педагогической грамотности. При необходимости составляются планы воспитательных мероприятий.
Планирование взаимодействия с родителями – одно из наиболее важных направлений работы по воспитанию дошкольников. Педагогам необходимо осознавать, что родители – это заказчики образовательных и воспитательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы в ходе воспитательного и обучающего процессов, осуществляемых в детском саду, уделялось достаточно внимания повышению педагогического уровня мам и пап. В планирование включены самые разнообразные формы и методы, используя которые, педагоги смогут быть уверенными в высокой эффективности работы с родителями. Годовой план учреждения содержит в себе основные направления, по которым осуществляется взаимодействие с родителями, педагогами и детьми, то есть со всеми субъектами и объектами педагогического процесса.
Коллективные (групповые, фронтальные) формы работы должны рационально сочетаться с индивидуальной работой с отдельными родителями. В планах непременно должны предусматриваться разнообразные виды деятельности, определяться методы и приемы организации и руководства.
В планировании содержания работы с родителями играет роль и, как правило, приоритетное направление ДОУ. Например, если это художественно-эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психолога, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности), проводить открытые просмотры детского творчества.
Планирование работы в ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основная цель планирования – обеспечить выполнение поставленных целей и задач.
Требования к планированию работы с родителями.
План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов родителей.
3. План – это результат совместного творчества педагогов, детей, родителей.
4. План работы предусматривает связь образовательного процесса с практикой.
5. Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает: а) разнообразие содержания и форм работы; б) положительное влияние на разные стороны, свойства личности;
в) включение родителей в разные виды деятельности; г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение.
6. План предусматривает создание условий для выбора родителями различных видов, форм деятельности.
7. При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.
8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.
Контроль знаний
по теме «Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)».
Вопросы:
1. Перечислите основные требования по планированию работы с родителями.
3. Виды планирования взаимодействия воспитателя с семьей.
Рекомендуемые темы к практическим занятиям:
1. Анализ годового плана работы детского сада с семьей.
2. Составление перспективного плана работы с родительской общественностью в ДОУ.
Для чего нужны планы
Не относитесь к планам исключительно как к отчетному документу, который нужно вести только потому, что этого требует начальство. Планы воспитателя — это рабочий инструмент, который помогает в достижении запланированных целей. Заранее составленный план позволит использовать все возможности для воспитания и избежать спешки, ошибок или чрезмерной нагрузки на детей. Ни одна важная задача не будет пропущена.
План облегчает воспитателю работу в группе — если каждая минута рабочего дня расписана, не нужно задумываться, что сделать сейчас и какие материалы для этого потребуются. Зная, что вы должны сегодня сделать, вы будете более собранны и спокойны.
Чтобы успешно планировать работу, используйте методические пособия, и рекомендации, которые дают старший воспитатель и методист, пройдите курсы повышения квалификации.
Общие рекомендации по планированию
- Составляйте план вместе со вторым воспитателем группы.
- Если ваша группа разновозрастная, нужен отдельный план для каждого возраста.
- Учитывайте общий уровень развития детей, их интересы и потребности, а также индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Дорабатывайте календарные планы в течение года по результатам наблюдения за детьми в группе и бесед с родителями.
- Не забывайте о регулярности, последовательности и цикличности мероприятий.
- Соблюдайте баланс интеллектуальной, физической и эмоциональной нагрузки. Помните, что детский сад — не школа.
- Обеспечьте взаимосвязь всех видов деятельности: обучения, игры, труда.
- Чтобы не забыть учесть пожелания специалистов, работающих с детьми, например, логопеда или психолога, запишите индивидуальные рекомендации в свой план.
- Планируйте работу с родителями.
- Готовые методические материалы и планы для детского сада можно брать за основу, но полностью копировать их не нужно. Планируйте свою деятельность самостоятельно, учитывая особенности и интересы детей.
- Заведите картотеку с описанием различных занятий и регулярно ее пополняйте. В любой момент вы сможете найти в ней нужную информацию для решения своих задач.
Что включить в календарный план
- Список детей.
- Расписание занятий на неделю в соответствии с программой и СанПиН:
- для малышей до 3 лет — не более 10 занятий по 8–10 минут в подгруппах по 5–6 человек;
- в младшей группе (от 3 до 4 лет) — 11 занятий по 15 минут;
- в средней группе (от 4 до 5 лет) — 12 занятий по 20 минут;
- в старшей группе (от 5 до 6 лет) — 15 занятий по 25 минут;
- в подготовительной группе (от 6 лет) — 17 занятий по 30 минут.
Половину времени должны занимать физкультурно-оздоровительные занятия.
Планирование различных видов деятельности
Ежедневный план удобнее всего разделить на три части — утро, день, вечер. И начать каждую из них с режимных моментов, после чего подробно описать различные виды деятельности.
1. Специально организованные занятия — это форма обучения детей дошкольного возраста. Их цель — формирование определенных навыков или знаний, разностороннее развитие ребенка. Для таких занятий четко определено время и место (согласно расписанию).
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми включает индивидуальные беседы с каждым из детей, развивающие и спортивные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, чтение и рассматривание иллюстраций, двигательную активность на улице и в группе, наблюдения за природой, труд, художественное творчество, прослушивание музыки.
3. Самостоятельная деятельность детей. На нее отводится около 40 % всего времени. Это свободная деятельность детей, которую они выбирают по своим интересам. Задача воспитателя детского сада — организовать для детей развивающую среду, в которой каждый ребенок может выбрать для себя занятие: играть в настольные или ролевые игры, строить дом или рисовать. Воспитатель может направлять детей, вмешиваться при возникновении конфликтов.
К самостоятельной деятельности также относится формирование гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Что еще учесть при составлении плана
Отдельного внимания требует планирование прогулок и работы воспитателя ДОУ с родителями.
►Прогулки обычно проводятся два раза в день. Они снимают напряжение и помогают детям восстановить силы после занятий.
С чего начать прогулку? Если перед ней были активные занятия, то начинают ее с наблюдений за природой, людьми, транспортом. Если занятия были спокойные, то прогулку лучше начать с подвижных игр. В старшей и подготовительной группе прогулки иногда могут заменяться экскурсиями или походами. Не забудьте оставить детям часть времени для свободного выбора занятий.
►Работа воспитателей с родителями может принимать различные формы: родительские собрания, консультации, тематические выставки, беседы, участие родителей в жизни группы (включая экскурсии и походы).
Источник: abvgd-ka38.ru