На какой период разрабатывается программа пэк

Содержание

Текущее положение дел в экономике России и всего мира складывается так, что текущая деятельность производственных организаций зачастую наносит серьезный ущерб состоянию окружающей среды. В целях реализации контроля за уровнем такого воздействия и максимального восстановления благоприятной экологии в нашей стране предусмотрены особые надзорные меры.

Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды

В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2021 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2021 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

Разработка программы ПЭК по новому Приказу

  • приказ Минприроды от 16 октября 2021 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
  • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
  • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

Кого касается подготовка Программы ПЭК Программа ПЭК раздел 1 Программа ПЭК раздел 2 Программа ПЭК раздел 3 Программа ПЭК раздел 4 Программа ПЭК раздел 5 Программа ПЭК раздел 6 Программа ПЭК раздел 7

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

Производственный экологический контроль в 2021 году

Содержание комплекс работы по организации ПЭК на предприятии и требования к нему должны пребывать в прямой зависимости от категории организации по уровню воздействия на экологию. Компании, отнесенные к I, II и III категориям, обязаны составлять отдельный документ, который содержит комплексное описание работы предприятия в этом направлении. Компании IV категории согласно статье 67 федерального закона № 7-ФЗ освобождены от этой обязанности. Такой документ именуют программой ПЭК.

Наиболее опасные предприятия, отнесенные к I категории, обязаны внедрять в своих организациях особую систему автоматизированного контроля за генерируемым отрицательным влиянием на экологию. Правила разработки и эксплуатации такой системы для этой категории компаний определены постановление Правительства РФ от 13.03.2019 N 262. На ее активацию дается четыре года с момента получения организацией комплексного экологического разрешения.

Итоги работы компаний в рамках разработанной системы экологического контроля подлежат подаче в уполномоченный контролирующий орган в форме отчетной документации установленного образца. Он приведен в приказе Минприроды от 14.06.2018 N 261. Правила заполнения этого документа зафиксированы в приказе ведомства № 522.

Программа ПЭК

Итак, в 2021 году программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:

  • общие сведения о компании и принципы организации производственного экологического контроля на предприятии;
  • информация о выполнении инвентаризации источников вредных выбросов в атмосферу и характере таких выбросов;
  • информация о выполнении инвентаризации источников вредных сбросов в окружающую среду и характере таких сбросов;
  • данные о выполнении инвентаризации отходов, получаемых в ходе технологического процесса, и порядке их размещения;
  • информация об уполномоченных лицах и органах, которые отвечают за осуществление плановых мер в компании;
  • сведения об испытательных лабораториях, которые привлекаются к выполнению оценки вредоносного действия предприятия на окружающую среду. такие лаборатории могут входить в состав организации или привлекаться к выполнению требуемых по договору. При этом во всех ситуациях они должны в установленном порядке пройти процедуру аккредитации согласно правилам действующего законодательства;
  • сведения о применяемых правилах выполнения оценки экологического воздействия компании, порядке отбора образцов и проб анализируемых веществ и методиках выполнения необходимых измерений.

Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию.

Правила разработки программы

Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:

  • актуальные нормативы в области природоохранного законодательства;
  • параметры производственной, хозяйственной и иной деятельности компании;
  • типы вредоносного действия, оказываемого компанией на текущее состояние окружающей среды, и масштабы такого влияния;
  • список уже выполненных операций, целью которых было обеспечение благоприятного состояния экологии в месте работы компании;
  • список запланированных мер, нацеленных на сохранение и поддержание благоприятного состояния экологии;
  • действующие разрешенные параметры вредоносного действия организации на окружающую среду;
  • итоги выполненных действий, осуществленных в рамках системы производственного экологического контроля в предыдущие годы работы компании;
  • полученные организацией предписания, направленные государственными органами, выполняющими контроль и надзор в анализируемой сфере.
Читайте также:
Режим пользовательского интерфейса программы установки не поддерживается

При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры.

Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы.

Осуществление ПЭК на предприятии

Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, в 2021 году могут осуществляться следующими способами:

  • инспекционный контроль, то есть текущая проверка параметров производственной активности компании с точки зрения ее воздействия на окружающую среду. Операции в рамках такого контроля могут выполняться в плановом и внеплановом порядке. Внеплановые проверки организуются в случае получения соответствующих предписаний от контролирующих органов или руководства компании, выявлении сбоев в работе организации или превышении допустимых параметров вредоносного действия на экологию, а также появления неблагоприятных природных или метеорологических условий;
  • инструментальный эколого-аналитический контроль на производстве (ПЭАК). Основной целью такой проверки становится контроль уровня вредных выбросов, реализуемых в рамках технологического цикла компании. В большинстве случае она выполняется посредством эксплуатации автоматизированных инструментов, которые используются по утвержденному плану-графику. Однако ПЭАК может входить в состав инспекционного контроля на предприятии;
  • экологический мониторинг на производстве (ПЭМ). Основной задачей такого мониторинга становится контроль за состоянием текущих параметров окружающей среды, которые подвергаются вредоносному влиянию в результате производственной активности комании. Правила выполнения этого вида контроля устанавливаются согласно нормативам национального стандарта РФ ГОСТ Р 56059-2014.

Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2021 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.

Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.

Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:

  • положение о ПЭК;
  • планы-графики организации и выполнения ПЭАК;
  • программа выполнения ПЭМ;
  • должностные инструкции для сотрудников, занятых в выполнении мер, утвержденных программой ПЭК.

Пересмотр программы

  • изменение характера технологических процессов, применяемых в организации;
  • замена применяемого производственного оборудования;
  • замена типа применяемого сырья;
  • другие существенные изменения.

Пересмотр программы в перечисленных случаях потребуется, если результатом описанных изменений стало существенное усиление или ослабление вредоносного действия производства на данном предприятии на состояние окружающей среды. При этом в качестве существенного рассматривается изменение интересующих параметров более чем на 10%. Если это так, дожидаться очередного пересмотра программы по установленному в организации графику нельзя: произошедшие корректировки необходимо отразить в ней в течение 60 дней после наступления таких обстоятельств.

Отчетность по результатам ПЭК

Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:

  • все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
  • остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.

Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.

Ответственность за невыполнение требований экологического законодательства в части оформления документации

Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:

  • рядовые работники организаций штрафуются на сумму 1-2 тысячи рублей, однако в отдельных ситуациях штраф может быть заменен предупреждением;
  • должностные лица, в обязанности которых входит составление отчетной документации или контроль за организацией этой работы, штрафуются на сумму 2-5 тысяч рублей;
  • юридические лица, допустившие нарушение правил составления документации, связанной с вредоносным действием предприятия на окружающую среду, штрафуются на сумму 20-100 тысяч рублей.

При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:

  • для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
  • для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
  • для организаций – 20-80 тысяч рублей.

Принимая во внимание серьезные размеры штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством, а также весьма сложные требования к оформлению необходимых документов, многие руководители организаций предпочитают обращаться для их составления к услугам специализированных компаний.

Лаборатории

В данном разделе обязательно указать, имеет ли предприятие собственную аккредитованную лабораторию или привлекает стороннюю лабораторию для выполнения аналитических исследований.

В обязательном порядке указывать наименования и адреса испытательных лабораторий (центров) и реквизиты соответствующих аттестатов аккредитации с указанием информации об области их аккредитации. Если сотрудничаете с несколькими испытательными центрами – пишите все, но удостоверьтесь в действительности аттестата аккредитации.

Источник: ecotoplivo-msk.ru

ГОСТ Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

Текст ГОСТ Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 56061-2014

Читайте также:
В какой программе можно задать полетную миссию для квадрокоптера

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Требования к программе производственного экологического контроля

Industrial ecology control. Requirements for program of industrial ecology control

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 710-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК) субъектами хозяйственной и иной деятельности (далее — организациями).

Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством [1].

Положения настоящего стандарта могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и природопользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56062 Производственный экологический контроль. Общие положения

ГОСТ Р 56063 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 56062.

4 Общие требования к программам производственного экологического контроля

4.1 Программа ПЭК утверждается руководством организации и входит в состав документации ПЭК в соответствии с ГОСТ Р 56062.

4.2 Программу ПЭК разрабатывают на период, как правило, не менее одного календарного года, исходя из специфики хозяйственной и иной деятельности организации, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемой природоохранной деятельности.

4.3 При разработке программы ПЭК учитывают:

— характеристики хозяйственной и иной деятельности организации;

— виды и масштабы оказываемого организацией негативного воздействия на окружающую среду;

— планируемые и выполненные мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

— установленные нормативы допустимого негативного воздействия на окружающую среду;

— результаты ПЭК за предыдущие периоды;

— предписания органов государственного и муниципального экологического надзора.

4.4 Выполнение программы ПЭК должно обеспечивать достижение целей ПЭК и решение поставленных задач в соответствии с ГОСТ Р 56062.

4.5 Программа ПЭК подлежит пересмотру и корректировке в случае изменений в работе организации, приводящим к расширению или уменьшению перечня видов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, изменению его масштабов, получения результатов ПЭК, свидетельствующих о необходимости корректировки программы.

4.6 Программа ПЭК включает следующие основные разделы:

— «Объекты производственного экологического контроля»;

— «Планирование производственного экологического контроля»;

— «Оформление результатов производственного экологического контроля и отчетность».

4.7 В разделе «Общие сведения» приводят общую информацию об источниках воздействия на окружающую среду, включая данные инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и объектов размещения отходов производства и потребления.

4.8 В разделе «Объекты производственного экологического контроля» приводят перечень, краткое описание и местоположение объектов контроля.

4.9 В разделе «Планирование производственного экологического контроля» приводят планы-графики инспекционных проверок и планы-графики ПЭАК с указанием сроков или периодичности контроля, ответственных должностных лиц и подразделений.

Планы-графики ПЭАК составляют по видам оказываемого организацией негативного воздействия на окружающую среду. В них указывают сведения о периодичности и методах ПЭАК, местах отбора проб и методах выполнения измерений.

4.10 В разделе «Оформление результатов производственного экологического контроля и отчетность» указывают:

— периодичность предоставления отчетности;

— должностных лиц, ответственных за предоставление отчетности;

— форма отчетности о результатах инспекционного контроля (актов проверок) и ПЭАК, а также порядок их оформления, или приводятся ссылки на документы, их утверждающие. Формы могут быть представлены в приложении к программе ПЭК;

— форма представления информации в орган государственного экологического надзора о результатах ПЭК;

— форму представления информации в орган государственного экологического надзора о выявленных нарушениях требований законодательства об охране окружающей среды, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества других лиц, а также об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Формы представления результатов ПЭМ приводят в отдельной программе ПЭМ в соответствии с ГОСТ Р 56063.

Документация, отражающая результаты проведения ПЭК, включает:

— документированные данные, полученные по результатам ПЭК;

— документированные данные о процессах, технологиях, оборудовании производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, о применяемых топливе, сырье и материалах, сведения об их составе, используемые для определения фактических объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства и потребления;

— документированные сведения об обращении с отходами производства и потребления;

— порядок определения и документированные сведения о фактических объемах негативного воздействия на окружающую среду;

— документированные сведения о наличии подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителей и специалистов организации, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

— сведения о наличии разрешительной природоохранной документации (с указанием реквизитов и срока действия);

— иные документы и документированные сведения, наличие которых предусмотрено законодательством.

4.11 Выделяют следующие виды отчетности по результатам ПЭК:

— отчеты, представляемые руководству организации;

— результаты ПЭК, представляемые в соответствующий орган государственного экологического надзора;

— результаты ПЭК, предоставляемые населению и другим заинтересованным сторонам в соответствии с законодательством (в т.ч. на добровольной основе).

Читайте также:
Как сделать программу в облаке

Библиография

[1] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Ключевые слова: производственный экологический контроль, программа

Электронный текст документа

allgosts.ru

Превью ГОСТ Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

Источник: allgosts.ru

Программа производственного экологического контроля

Большая часть производственных организаций, осуществляя свою деятельность, так или иначе наносит вред природе. На таких производствах в обязательном порядке требуется оформление программы ПЭК.

Что это такое

Программа экологического контроля — это перечень мероприятий, цель которых сохранение окружающей среды и минимальное негативное воздействие на нее в ходе производственного процесса. Создается она на большинстве предприятий, где что-либо производят, так как именно они попадают под надзор государства в плане экологии.

Работа завода, загрязняющего атмосферу

Для чего предприятиям необходимо разрабатывать программу экологического контроля

Программа контроля экологической ситуации нужна в рамках требований законодательных актов, которые четко регламентируют действия на производстве для обеспечения экологической безопасности. Сюда входят различные мероприятия по охране окружающей среды, а также оформление всей необходимой документации при этом, передача и хранение всех полученных данных. Все требования к оформлению и сроки передачи отчетной документации устанавливаются Роспотребнадзором. Также в обязанности этого органа власти входит и функция надзора за соблюдением всех норм и правил экологической безопасности на производстве.

Обратите внимание! Правильно составленная и оформленная система экологической безопасности поможет не только организовать производство, максимально ограничив вред окружающей среде, но и избежать различных штрафов и санкций со стороны правительственных органов надзора.

Кем и когда разрабатываются

На производстве данная программа представлена документом, который составлен на основе законодательства, действующего в данной сфере. Предприятия, имеющие в производстве объекты 1, 2 и 3 класса экологической опасности, обязаны составлять ее. Ее разработкой занимаются уполномоченные специалисты, а также руководители соответствующих отделов. Принимает и утверждает документ руководитель предприятия.

Структура ответственных должностных лиц

Что включает в себя программа ПЭК

ПЭК в обязательном порядке разрабатывается для следующих объектов, имеющих:

  • системы, применяемые для очистки газовых смесей;
  • узлы очистки водных стоков;
  • складские помещения, где находится готовые продукты, сырье и материалы;
  • производственные места, где происходит скопление отходов (например, мастерские и цеха);
  • производственные места, где в атмосферу происходит выброс вредных химических соединений;
  • источники загрязнений, где происходит сбрасывание вредных веществ в водную или канализационную систему;
  • загрязненные опасными соединениями водные и неземные объекты;
  • зоны особого санитарного внимания.

В любом случае, когда на предприятии присутствуют объекты или технологии, которые могут нанести любой вред окружающей среде, обязательно оформление программы экологического контроля. При ее разработке должны учитываться не только общие законодательные акты, касающиеся охраны экологии, но и специфика данного производства.

Важно! Соблюдение норм и правил, даты проверки и других различных мероприятий по защите должны регистрироваться в специальном журнале.

Разработка программы производственного экологического контроля (ППЭК)

Разработка системы может проводиться самостоятельно силами сотрудников предприятия либо быть заказана у профессиональных компаний соответственной специализации. В любом случае программа должна содержать следующий перечень бумаг и положений:

  • список должностных лиц, которые несут ответственность за разработку, внедрение, осуществление и результат работы системы на производстве в форме приказа. Здесь указывается не только должность ответственного лица, но и степень его ответственности и возможные санкции, к нему применяемые;
  • график и план обучения персонала, непосредственно связанного с работой на опасных для среды объектах;
  • перечень всех производственных отходов, образующихся на предприятии, с указанием количества и объекта, являющегося его источником;
  • количество и источники химических загрязнений атмосферы и водной среды;

Титульный лист программы

  • мероприятия, запланированные для изучения возникновения загрязнений и нацеленные на снижение их количества;
  • мероприятия, которые направлены в целом на улучшение экологической ситуации на производственных объектах;
  • данные инвентаризации отходов;
  • характеристика осуществленных действий для улучшения экологической ситуации;
  • формальные сведения: наименование компании, место нахождения, время принятия документа и список лиц, которые разработали и утвердили программу.

Жестких требований насчет содержания программы в законодательстве не имеется, однако в Приказе № 74 от Министерства природы указан именно этот перечень бумаг.

Важно! Программа даже в одной и той же компании отдельно разрабатывается и утверждается для каждого объекта, загрязняющего окружающую среду.

Нужно ли программу ПЭК согласовывать или утверждать в госорганах

Согласования в государственных органах программы ПЭК не требуется. В Росприроднадзор требуется лишь вовремя отправлять отчеты для контроля работы предприятия. При составлении программы стоит руководствоваться действующим законодательством, касающимся этого вопроса.

Какой срок действия программы ПЭК

Программа производственного экологического контроля принимается один раз уполномоченными сотрудниками и действует бессрочно. Если каким-то образом меняется производственная часть: происходит смена оборудования, используется другая технология обработки и проч., нужно заново разрабатывать программу с учетом всех произошедших изменений. Сделать это необходимо в течение 60 дней. В противном случае к компании будут применяться санкции, сходные с теми, которые накладываются за отсутствие данной программы.

Программа производственного экологического контроля 2018 г., образец

Ответственность за отсутствие программы и несвоевременное предоставление отчетности о ее выполнении

Функция надзора за соблюдением положений программы лежит на Росприроднадзоре. Данный процесс осуществляется путем передачи данных представителями предприятия в этот государственный орган в форме отчета.

Несвоевременная отправка отчетности, как и полное отсутствие программы (а также ее несоответствие фактическим параметрам производства) наказывается административными санкциями. Они регламентируются ст. 14.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ. На предприятия различного класса накладываются разные наказания.

  • Организация обязана выплатить штраф в размере от 100 тыс. до 250 тыс. руб*. Данный вид наказания в некоторых случаях заменяется временной остановкой работы производства на срок до 90 дней.
  • Индивидуальный предприниматель обязан выплатить штраф меньшего размера, чем другие типы фирм. Размер колеблется от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Для ИП также предусмотрена в некоторых случаях замена штрафа приостановкой деятельности на срок не более 90 дней.
  • Лицо, ответственное за разработку, внедрение и исполнение программы, при таких издержках штрафуется на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Еще одним видом наказания иногда более сурового, чем штрафы, является конфискация продукции и опечатывание вредных объектов. Данное мероприятие понимается достаточно широко.

Также еще одной трудностью при отсутствии программы производственного экологического контроля является невозможность получения справок от СанПиНа и СЭС. Это создает очень большие помехи в работе предприятия, а порой и вовсе вынуждает остановить ее до принятия программы и получения справок из вышеуказанных органов.

Важно! В случае просрочки отчета или отсутствии программы нужно срочно предпринять меры по устранению этой проблемы, чтобы не допускать повторного нарушения. В противном случае размер штрафов вырастает до миллиона рублей, а ответственность отдельных лиц может возрасти вплоть до уголовной.

Оформление программы производственного экологического контроля — важное мероприятие для объектов, где происходит или может происходить загрязнение окружающей среды 1, 2, 3 класса вредности. Правильное оформление поможет избежать различных проблем с органами надзора. Передавать данные для отчетности в эти органы нужно вовремя, иначе могут последовать санкции, начиная от штрафов, заканчивая приостановкой деятельности и уголовной ответственностью уполномоченных лиц.

*Цены указаны на август 2019 г.

Источник: ohranatryda.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru