Студент, трудоустраивающийся для прохождения производственной или преддипломной практики, – это и потенциально перспективный будущий сотрудник, и лишняя «головная боль» для руководства, поскольку статус такого работника не всегда понятен и определен. В Трудовом кодексе нет ясно выписанных норм трудовых отношений с практикантами. Постараемся разобраться, как оформлять такие правоотношения, какие существуют нюансы принятия на работу студентов-практикантов, на что обратить внимание работодателю при составлении документации. Как оформить стажера и практиканта?
Какими законодательными актами руководствоваться
- Любые отношения, которые можно считать трудовыми, не должны входить в противоречие с Трудовым кодексом Российской Федерации.
- Министерство образования РФ своим приказом №1154 от 25 марта 2003 г. утвердило «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
- Подобный документ для учреждений среднего звена – «Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования», утверждено Министерством образования Российской Федерации от 21 июля 1999 г. приказ №1991.
- Дополняет два последних акта письмо-разъяснение Министерства образования Российской Федерации №16-51-198/16-15 от 16 сентября 1999 г. «Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Вопрос: Студент самостоятельно обратился в организацию с просьбой о предоставлении места для прохождения производственной практики. С ним был заключен срочный трудовой договор на время прохождения оплачиваемой производственной практики.
Организация стажировки на рабочем месте в соответствии с порядком обучения 2464
После заключения трудового договора с практикантом руководитель организации издает приказ о приеме на работу и заносит запись в трудовую книжку. При окончании срока трудового договора работодатель решил продолжить трудовые отношения на время каникул студента. Как правильно оформить продление договора? Какую следует внести запись в трудовую книжку?
Посмотреть ответ
Учеба или уже работа?
Поскольку Трудовой кодекс РФ не предоставляет четкого алгоритма оформления практики студентов, сотрудников отдела кадров беспокоит вопрос статуса и документального оформления таких отношений. Какой договор нужно заключать с практикантами?
Вопрос: На производственную практику придут студенты училища. Как это оформлять и обязательно ли с ними заключать трудовой договор?
Посмотреть ответ
Если изучить нормы приведенных нормативных актов, можно найти два важных положения, дающие логичный ответ на поставленный вопрос:
- если должностные обязанности совпадают с требованиями практики и в организации есть соответствующие вакантные места, студентов разрешается зачислить на них;
- практику можно проводить в составе студенческих отрядов, индивидуального обучения, если квалификация соответствует.
Таким образом, практику можно трактовать в одних случаях как учебу, а в других – как полноценную работу. Соответственно, и документальное оформление будет разным: в первом случае – стандартный трудовой договор, во втором – ученический.
Где Пройти Практику и Как это правильно сделать
А можно вообще без договора?
В приведенных нормативных актах о трудоустройстве практикантов сказано, что работодатель может оформить с ними договор. Значит, это не требование, а только возможность, и оформление договора не является обязательным.
Трудовой договор обязательно заключать, если между практикантом и работодателем устанавливаются фактически трудовые отношения, а именно:
- студент исполняет трудовые обязанности, указанные в должностной инструкции той вакансии, которая есть в штатном расписании (унифицированная форма т-3);
- студент подотчетен правилам трудового распорядка, принятым в организации;
- студенту своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата.
Если таких отношений не возникает, значит, практикант не работает, а только проходит обучение. В этом случае можно составить ученический договор или не заключать никакого.
ВАЖНО! Заключенный трудовой договор может быть только срочным: ведь практика имеет четко обозначенные сроки начала и завершения. Ст. 59 ТК РФ говорит о том, что стажировка и индивидуальное обучение требуют заключения именно срочного трудового договора.
Особенности трудоустройства студентов
Нюансы трудоустройства практикантов связаны с возможным несовершеннолетием и продолжением очного обучения во время работы. Поэтому нужно принять во внимание такие обязанности работодателя:
- если студент является очником, работодатель должен будет предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с продолжением учебы;
- если студент трудоустраивается впервые (чаще всего это именно так), работодатель должен оформить ему трудовую книжку (в ней делается стандартная запись) и СНИЛС (если этот документ еще не оформлен);
- если в штатном расписании нет подходящих вакантных единиц, можно их ввести на время практики, а затем сократить либо ввести их специально «под практикантов», если студенты проходят практику на постоянной основе, регулярно;
- студенту-практиканту приказом руководителя назначается наставник от организации;
- если студент получает стипендию, он сохраняет на нее право и трудоустроенным.
Длительность рабочего дня практиканта
Важным моментом договора является установление продолжительности рабочего дня оформляемого на практику студента. На время прохождения практики закон требует устанавливать такое рабочее время для студентов:
- молодым студентам (до 16 лет) разрешается трудиться не более 24 часов еженедельно;
- практиканты старше 16 лет могут работать не более 35 часов в неделю;
- студенты техникумов, колледжей и других средних специальных учебных заведений, не выполняющие на практике физической работы, должны трудиться 36 часов в неделю независимо от возраста.
Если речь идет о преддипломной профессиональной практике, то есть студенты работают именно по будущему профилю, а не просто оттачивают профессиональные навыки, время может быть увеличено:
- для юных (16-18 лет) – до 35 часов в неделю;
- для более старших практикантов – до 40 часов в неделю.
Сколько платят практикантам
Вопрос о заработной плате студентам, проходящим практику, обязательно должен быть отражен в тексте трудового договора. П. 20 вышеуказанного Положения говорит о том, что определение зарплаты для практикантов выполняется в соответствии с законами, принятыми для данной отрасли, а также договорами с соответствующими учебными заведениями. Студент-практикант, подписавший трудовой договор, имеет право на те же выплаты, что и обычные работники:
- вознаграждение за труд;
- оплата временной нетрудоспособности;
- отпускные и др.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если студенты не выполняют трудовые функции, а только обучаются, оснований для выплаты им трудового вознаграждения не возникает.
Если студенту нет 18
Заключая трудовой договор с практикантом, который еще не достиг 18-летия, работодателю необходимо принимать во внимание требования к трудоустройству несовершеннолетних – статьями 69-70, части четвертой ст. 92 и главы 42 ТК РФ. Принять на работу юного студента можно исключительно:
- после прохождения медицинского осмотра;
- не устанавливая испытательный срок;
- с сокращенной продолжительностью рабочего дня;
- не требуя работы по ночам.
Плюсы и минусы трудоустройства практиканта для работодателя
Принятие на работу студента-практиканта имеет некоторые преимущества для нанимателя, но и чревато некоторыми возможными рисками.
Плюсы трудоустройства студентов:
- законная возможность платить меньшую заработную плату, по сравнению со штатными сотрудниками;
- воспитание будущих кадров, если практикант в перспективе войдет в штат;
- обеспечение лояльности работника;
- возможность отточить навыки опытных сотрудников с помощью наставничества.
Минусы для работодателя:
- неполный рабочий день для студента;
- дополнительный отпуск для продолжения учебы (на это время его обязанности должен кто-то выполнять);
- невозможность привлечения к сверхурочным и ночным работам;
- отсутствие у практиканта необходимого опыта, отсюда дополнительные траты времени, более низкая результативность, риск ошибок, брака и т.п.
Источник: assistentus.ru
VI . Производственная характеристика студента 2 курса БелГУ
За время прохождения прохождении производственной практики в период с 21.01.2019 по 20.03.2019 г. на базе кафедры общей и клинической психологии факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ» Бобух Оксана Александровна выполнила такие виды деятельности практического психолога, как психологическое просвещение и профилактика, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование.
За время прохождения практики магистрантка продемонстрировала хороший уровень теоретической подготовки, умение применять полученные во время учебы знания для решения поставленных практических задач. Оксана Александровна зарекомендовала себя с положительной стороны: показала свою организованность, компетентность, ответственное отношение к выполняемой работе.
Руководитель практики Карнаухов В.А.
VII . Записи руководителя практики от университета в период проверки выполнения программы практики
За время прохождения производственной практики Бобух Оксана Александровна, магистрантка 2 курса группы 02061761 факультета психологии Педагогического института, закрепила, расширила и углубила полученные в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы теоретические знания по дисциплинам направления и специальным дисциплинам магистерской программы.
В рамках психологического просвещения и профилактики магистранткой были подготовлено занятие (на базе эмперического исследования магистерской диссертации) для студентов-выпускников по профессиональному самоопределению, занятие по профилактике аддиктиктивного поведения среди студентов, тренинговые занятия по командообразованию. Проведена психодиагностика обучающихся, состоящих на внутреннем учете, с целью установления индивидуально-психологических особенностей личности и причин девиантного поведения, по результам которой составлены заключения и даны практические рекомендации родителям, преподавателям и педагогу-психологу по коррекции поведения обучающихся, развитию самосознания, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Подготовлена коррекционно-развивающая программа, состоящая из семнадцати занятий, проведено четыре занятияя. Также совместно с педагогом-психологом техникума Марченко А.В. проведено социометрическое исследование членов Совета обучающихся, по результатам которого проведена серия тренинговых занятий, направленных на командообразование студенческого совета.
Оксана Александровна показала хороший уровень теоретической подготовки, умение применять знания, полученные в университете, для решения поставленных практических задач. Зарекомендовала себя с положительной стороны: показала свою организованность, компетентность, ответственность.
Руководитель практики Ковалева О.Л.
VIII . На каком рабочем месте студент проходил практику и его соответствие программе
Производственную практику магистрантка 2 курса группы 02061761 Бобух Оксана Александровна в период с 21.01.2019 по 20.03.2019 г. на базе кафедры общей и клинической психологии факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». Этапы прохождения практики (ознакомление с программой производственной практики, производственный инструктаж, выполнение производственных заданий и осуществление учебно-профессиональной деятельности в соответствии с основными видами деятельности практического психолога, подготовка отчета) были выполнены в срок и соответствуют целям, задачам и содержанию производственной практики.
Отчет о результатах прохождения практики
Я, Бобух Оксана Александровна, магистрантка 2 курса факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ», проходила практику на базе кафедры общей и клинической психологии факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ».
В ходе практики мною были выполнены поставленные программой задачи, а именно:
1. Осуществление самостоятельной профессиональной деятельности;
2. Развитие навыков практической деятельности психолога в среднем профессиональном образовательном учреждении;
3. Выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельности психолога;
4. Совершенствование профессиональных умений и навыков практического психолога, связанных с планированием, организацией, осуществлением и анализом психодиагностической, консультационной, психопрофилактической, коррекционной, развивающей и просветительской деятельности.
За время прохождения практики мною были выполнены такие виды деятельности психолога, как психодиагностика детей, состоящих на внутреннем учете техникума (на базе эмперического исследования магистерской диссертации) (Приложение 2), по результатам которой даны рекомендации преподавателям и родителям (Приложение 3), проведено социометрическое исследование членов Совета обучающихся, составлена коррекционно-развивающая программа по коррекции девиантного поведения студентов, развитию самосознания, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков (Приложение 4), проведено четыре занятия, серия тренинговых занятий, направленных на командообразование членов студенческого совета. Также мною была осуществлена просветительская, профилактическая (Приложение 1) и консультативная работа.
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 345 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
практика. Отчет о прохождении производственной учебной профессиональноознакомительной практики

Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 135.5 Kb.
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
Отчет
(наименование вида и типа практики)
обучающегося 1 курса, группы 10002212
направление подготовки 42.03.02 Журналистика
профиль мультимедийная интернет-журналистика
(Ф.И.О. обучающегося в родительном падеже)
2. Основная часть отчета
Цель практики:
- формирование способности выполнять под контролем профессиональные функции в области журналистской деятельности, а также готовности работать в творческой команде,
- освоение методов, приемов, средств и способов получения, хранения и переработки информации в журналистике,
- овладение навыками работы в печатных СМИ, а также в информационных агентствах и т.п.
- овладение элементарными навыками медиапланирования,
- приобретение навыков сбора, проверки и селекции необходимой информации,
- приобретение навыков саморедактирования в процессе подготовки журналистских материалов: выбор и формулирование актуальной темы публикации, формирование замысла и определение хода дальнейшей работы; выбор соответствующих теме и жанру публикации языковых средств;
- знакомство с организационной структурой редакции или редакционного подразделения;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий на всех этапах производственного процесса.
3. Заключительная часть отчета
Результат практики: текст* + материалы практики.
*Текст о прохождении практики пишется в свободной форме: чем занимался, что выполнено, какие умения и навыки сформированы, что не удалось.
Я проходила учебную профессионально-ознакомительную практику в телерадиокомпании «Мир Белогорья».
За период практики мне удалось поучаствовать в коллективной подготовке 4 видеосюжетов, а также познакомиться с процессом их редактирования и монтажа, а также получить важные советы и замечания от действующего журналиста — моего руководителя практики от организации Ю.П. Иванова.
Элементарный практический опыт, полученный мной в ТРК «Мир Белогорья», оказался действительно полезным: я научилась видеть некоторые недостатки моих работ и понимаю, как их надо исправлять.
Сотрудники службы новостей телерадиокомпании отнеслись ко мне доброжелательно, поддерживали советами и готовы были передавать свой опыт. В начале практики для меня провели экскурсию по редакции, разрешили понаблюдать за работой сотрудников разных отделов и посетить музей, посвященный региональному телевидению. В телерадиокомпании «Мир Белогорья» поддерживали мои предложения и инициативы, поэтому я могла не только выполнять задания редактора, но и предлагать свои темы для подготовки информационных материалов.
В целом организацией практики и её результатами удовлетворена.
Обучающийся ______________ /__________________/
(подпись) (фамилия имя отчество)
4.Отзыв к отчету о прохождении практики обучающимся по направлению 42.03.02 Журналистика (профиль подготовки…)
(Далее в этот файл добавляются отзыв руководителя практики от организации и сканы материалов, подготовленных в период учебной практики, допускается также использование активных ссылок на объемные материалы, размещенные на различных сервисах)
федеральное Государственное автономное образовательное учреждение
«белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Институт общественных наук и массовых коммуникаций
Кафедра журналистики
Дневник практики
42.03.02 Журналистика
Студента 1 курса 10002212 группы
Гудилиной Валерии Романовны
Ф.И.О.
Место прохождения практики КЦ «Октябрь»
Срок практики: с______________ по________ 20___ г.
с______________ по________ 20___ г.
Вид и тип практики Учебная
профессионально-ознакомительная практика
Руководитель практики от кафедры
Ф.И.О._________________________________
Руководитель практики от организации-базы практики
Ф.И.О. Алдаев Дмитрий Николаевич
Белгород, 2023
I. Инструкция студенту-практиканту
1. Цели и задачи практики
1. Практика студентов является важнейшей частью подготовки специалистов в организациях (в учреждениях).
2. Практика студентов имеет своей задачей сочетание теории с практикой, проверку и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, приобретение практических знаний и навыков работы по направлению подготовки.
Основная задача практики обучающихся по направлению 42.03.02 Журналистика состоит в приобретении опыта, умений навыков профессиональной деятельности.
Практика осуществляется в таких видах практик, как учебная и производственная (в том числе преддипломная).
Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков и предполагает ознакомление с организацией деятельности СМИ, создание собственных журналистских материалов информационно-новостного характера.
Основная цель учебной профессионально-ознакомительной практики — формирование компетенций, обеспечивающих развитие умения работать с источниками журналистской информации; формирование первичных профессиональных умений и навыков в процессе подготовки публикаций в информационно-новостных жанрах.
- формирование способности выполнять под контролем профессиональные функции в области журналистской деятельности, а также готовности работать в творческой команде,
- освоение методов, приемов, средств и способов получения, хранения и переработки информации в журналистике,
- овладение навыками работы в средствах массовой информации
- овладение элементарными навыками медиапланирования,
- приобретение навыков сбора, проверки и селекции необходимой информации,
- приобретение навыков саморедактирования в процессе подготовки журналистских материалов: выбор и формулирование актуальной темы публикации, формирование замысла и определение хода дальнейшей работы; выбор соответствующих теме и жанру медиапродукта языковых средств
- знакомство с организационной структурой редакции или редакционного подразделения
- использование современных информационно-коммуникационных технологий на всех этапах производственного процесса.
Производственная практика направлена на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Основная цель производственной практики — закрепление практического опыта работы в редакциях, формирование компетенций, обеспечивающих углубленную профессиональную подготовку студентов в средствах массовой информации, пресс-службах государственных учреждений и общественных организаций. В период производственной практики обучающийся может начать подготовку собственных материалов для будущей выпускной квалификационной работы.
Цель преддипломной практики — сбор и обработка теоретического и эмпирического материала и подготовка выпускных дипломных работ. Студенты , готовящие творческие дипломные работы, могут совмещать их подготовку с работой в средствах массовой информации, пресс-службах государственных и общественных организаций.
Помимо обязательных учебной и производственной практик, предусмотренных учебным планом, поощряется самостоятельное сотрудничество студентов с редакциями СМИ, пресс-службами и другими организациями, осуществляющими коммуникационную деятельность, в целях развития индивидуальных творческих способностей и профессиональных практических навыков.
Общее руководство практикой студентов осуществляют преподаватели кафедры журналистики. Методическое руководство практикой и контроль её прохождения осуществляет кафедра журналистики, текущую организационную работу — руководитель практики от кафедры, назначенный соответствующим приказом.
Материалы практики представляются к защите за два-три дня до окончания практики. Зачёт с оценкой выставляется по результатам оценки выполнения обязательной программы практики в последний день практики.
3. Студенты при прохождении практики обязаны:
а) самостоятельно работать на рабочих местах, характер которых устанавливается программой учебной профессионально-ознакомительной практики;
б) до занятия рабочего места пройти производственный инструктаж с обязательным изучением правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности и охраны труда, утвержденными в организации;
в) полностью подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка, включая и правила табельного учета;
г) представлять кафедре письменный отчет о результатах практики с отзывом руководителя практики соответствующей организации (учреждения) и дневник практики с характеристикой руководителя практики от кафедры.
4. По окончании работы на рабочем месте студенты сдают соответствующий отчет, целью которого является выявление степени овладения практическими навыками.
5. В течение всего периода практики студент ведет дневник, в котором фиксируется его деятельность. К моменту окончания практики студент подготавливает письменный отчет о выполнении программы практики. На составление отчета (по усмотрению руководства практики от университета) отводится не более двух-трех дней в конце практики. Основным материалом для составления отчета по практике должен служить дневник практики.
6. Получение неудовлетворительной оценки или непредставление отчета влечет за собой повторное выполнение задач практики, а в случаях проявления студентом недобросовестного отношения к практике, нарушения дисциплины или выявления полной неподготовленности по программе практики — оставление на повторное обучение или исключение из числа студентов в зависимости от характера нарушения.
2. Указания по ведению дневника
1. Дневник является неотъемлемой частью отчета по практике. Отчет по производственной практике без дневника не может быть принят кафедрой.
2. Записи в дневнике производятся ежедневно, независимо от того, что установленное планом задание может выполняться на протяжении нескольких дней. В дневнике записывается фактически выполненная в течение дня работа
4. В колонке «Отметка руководителя практики о качестве выполненной работы» делаются записи руководителя практики от кафедры, который осуществляет контроль прохождения практики, за каждое отдельное задание.
5. График прохождения программы практики составляется руководителем практики от университета совместно с руководителем практики от Организации. В графике указывается рабочее место и объем работы на каждый день.
6. Производственная характеристика студента вносится в дневник практики руководителем практики от кафедры и заверяется его подписью.
3.Организационные вопросы
1. Практика проводится в период, утвержденный учебным планом, в соответствии с приказом ректора университета.
2. Перед прохождением практики студенту необходимо получить направление на практику, задания, дневник и другие рекомендации.
3. Студент обязан явиться на место практики не позднее 9.00 часов утра первого дня практики.
4. Если практика проводится вне структурных подразделений НИУ «БелГУ», то по прибытии на место практики студент должен явиться в отдел кадров, который приказом (распоряжением) руководителя Организации оформляет студента на практику.
5. По прибытии в университет после окончания практики студент обязан сдать на кафедру отчет о производственной практике, представить заполненный дневник с отзывом руководителя практики от кафедры о качестве проведенной студентом практики.
II. График прохождения практики
№
Источник: topuch.com