На каком этапе разработки содержания результатом является содержание программы учебной дисциплины

Целью данной методики является получение проекта содержания образовательной программы, т.е. целостное описание объема и содержания учебного материала, входящего в предметы общеобразовательного, общепрофессионального и специального цикла.

Построение содержания учебного материала как системы (в целостном, нерасчлененном виде) позволяет осуществить ее многоцелевое применение на различных этапах процесса проектирования (для корректировки системы целей, для пересмотра состава учебных дисциплин, для разработки и совершенствования содержания предметов, для проектирования процесса обучения, для оценки его эффективности и т.д.).

Методика проектирования включает следующие компоненты:

1. Принципы отбора и структурирования общеобразовательной, общепрофессиональной и специальной подготовки.

2. Процедуры отбора содержания подготовки.

3. Процедуры общего структурирования содержания подготовки.

4. Процедуры экспертной оценки результатов проектирования.

Принципы отбора содержания должны, прежде всего, определять:

Рабочие программы воспитания разработка и реализация

создание достоверной, практически реализуемой системы целей;

включение обучаемых в те виды профессиональной деятельности, которые специалист выполняет в сфере производства;

обеспечение единства теоретического и практического обучения;

интеграцию в подготовке теоретико-познавательных и практико-преобразовательных компонентов профессиональной деятельности;

создание резерва для совершенствования предметной структуры подготовки.

Проектирование начинается с отбора необходимого содержания. Процедуры отбора можно разбить на ряд взаимосвязанных блоков.

Блок 1. Разработка системы стратегических целей подготовки.

Выполнение данной процедуры предполагает конкретизацию целей подготовки чрез стержневые качества личности специалиста. При таком способе постановки целей следует учитывать внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.д. развития студентов, вариативность и преемственность высшего образования в системе непрерывного профессионального образования.

Блок 2. Разработка нормативного состава учебной профессиональных задач, адекватных функционально-ролевому содержанию деятельности специалиста (с учетом профиля подготовки специалиста).

Исходным материалом для разработки задач служат реальные профессиональные задачи, выявленные в ходе предпроектного анализа.

Блок 3. Вычленение основных групп учебных элементов для проработки нормативных учебно-профессиональных задач.

Процедуры, входящие в данный блок, являются по своей сути первичной систематизацией содержания подготовки. Здесь должен быть получен ответ, какие именно знания, умения и навыки и из каких именно областей науки и техники определяют подготовку будущего специалиста того или иного профиля. Для упорядочения всего возможного разнообразия учебных элементов целесообразно воспользоваться следующими группами учебных элементов (УЭ): информационные УЭ, операционно-интеллектуальные УЭ, операционно-практические УЭ. В этих основных группах УЭ предстоит выделить подгруппы («ячейки») для последующего заполнения знаниями, умениями и навыками.

Разработка ООП НОО на основе федеральной образовательной программы начального общего образования

Информационные УЭ – это совокупность конкретных знаний (понятий и представлений). Данную группу УЭ образуют:

понятия о свойствах, функциях, структуре и иных сущностных сторонах изучаемых объектов (веществ, явлений, тел, устройств, сооружений, технологических процессов);

знания законов, закономерностей, теорий, концепций;

мировоззренческие идеи, понятия, обобщения;

представления о различных сторонах базового производства;

различного рода образцы художественные, пространственно-конструкторские, прогнозные, практического действия, поведенческие и др.;

знания методов научного познания и способов практической деятельности (требований, предписаний, правил, алгоритмов и т.п.);

знания условных графических изображений изучаемых объектов (символы, знаки, схемы, диаграммы, картограммы и т.п.);

знание нравственных ценностей, правовых, этических и других норм.

Операционно-интеллектуальные УЭ – это совокупность мыслительных операций, совершаемых над изучаемыми объектами с целью овладения ими и составляющие основу формируемого у студентов диалектического мышления. Данная группа УЭ включает такие операции, как:

распознавание, включая вычленение необходимой информации об изучаемых объектах;

декомпозиция (расчленение целостного объекта на составные части, элементы);

структурирование (установление логической обусловленности между элементами и частыми системы);

конкретизация (детализация, иллюстрирование, указание области применения);

слияние элементарных признаков в более сложные, соотнесение объектов, спецификация;

описание (общая характеристика изучаемого вопроса или наблюдаемого объекта. Подобная характеристика предшествует определению, теоретическому объяснению и обобщению);

объяснение (обстоятельный показ свойств, признаков составляющих отличительную особенность изучаемого явления, объекта);

преобразование, включая моделирование, проектирование конструирование, схематизацию, прогнозирований диагностирование, алгоритмизацию, формализацию, перекодирование, решение творческих задач и др.;

контролирование, в том числе различных выполняемый действий, эксплуатационных параметров и характеристик качества, годности, условий труда и технической безопасности и др.;

обобщение, включая свертывание и развертывание, сравнение, классификацию, варьирование, перенос в новые условия и др.

Операционно-практические УЭ – это совокупность формируемых у студентов общетрудовых (общеинженерных) и профессиональных умений. В эту группу УЭ входят следующие умения:

расчетные (расчеты, связанные с конструированием техники; расчеты, связанные с экономическими совершенствованием труда и производства; расчеты, связанные с организаций труда и производства; санитарно-гигиенические расчеты);

измерительные (электрические, тепловые, оптические, линейные и другие измерения параметров работы технических объектов; определение стандартов технических процессов; измерение физико-механических и других свойств и параметров материалов и изделий);

графические (чтение чертежей, кинематических, электрических и других схем, технологических карт и другой технической документации; выполнение эскизов и рабочих чертежей; деталирование сборочных чертежей; чтение и составление производственных графиков и таблиц);

Читайте также:
Принадлежит ли точка треугольнику программа на паскале

организационные (рациональная организация труда на рабочем месте и производственном участке; обеспечение технологической трудовой дисциплины; внедрение высокопроизводительных режимов и способов труда; учет передовых методов труда и т.д.);

коммуникативные (способы и приемы межличностного и межгруппового общения в ходе решения различного рода задач).

Блок 1. Определение списочного состава УЭ содержания подготовки.

Блок 2. Определение основных видов подготовки.

После определения нормативного перечня учебно-профессиональных задач и списочного состава УЭ появляется возможность определить объективно необходимые виды подготовки будущих специалистов, провести разграничений этих видов на основные и вспомогательные.

Виды общеобразовательной подготовки:

Технико-технологическая (по основным функциям технолога)

(по основным функциям организатора производства)

Проектно-конструкторская (по функциям инженера)

Информационно-исследовательская (по функциям инженера)

Структурирование подготовки связано прежде всего с поэтапным развертыванием его взаимосогласованного содержания. Покажем процедуры общего структурирования содержания укрупненно в виде блоков.

Блок 3. Определение логико-содержательной основы подготовки.

Процедуры данною блока направлены на выделение относительно обособленных и вместе с тем соподчиненных между собой частей (фрагментов) содержания, овладение которыми сопровождается качественными сдвигами в подготовке студентов. Общая структура как раз и есть логика свертывания учебного содержания, особая согласованность его частей с определенными этапами реализации.

Для того, чтобы выполнить такого рода согласование, установить строго определенную иерархию этапов, необходимо использовать базовые (эталонные) модели профессиональной деятельности, фиксирующие разные уровни этой деятельности.

Блок 4. Распределение содержания основных видов и подготовки по циклам учебных дисциплин.

Процедуры блока в данном случае ориентированы на очерчивание круга целей, которые могут взять на себя соответствующие циклы учебных дисциплин. При этом необходимо установить использование элементов содержания того или иного вида подготовки в общеобразовательных и профессиональных дисциплинах, в курсовом и дипломном проектировании. В итоге составляется общая схема использования элементов каждого вида общеобразовательной и профессиональной подготовки в установленном наборе учебных предметов (с указанием конкретных дисциплин, уровней использования). Важным результатом проделанной работы может быть также обоснование необходимости введения специальных курсов, семинаров и факультативов по тем или иным видам подготовки.

Блок 5. Определение возможностей учебного содержания дли создания интегративных курсов.

Процедуры блока направлены на определение целей и логико-содержательной основы интегративных дисциплин, на поиск и отбор взаимодополняющих структур в общеобразовательной и профессиональной подготовке.

Блок 6. Экспертная оценка и корректировка распределения учебного содержания но циклам учебных дисциплин.

Экспертная оценка осуществляется опытными преподавателями-методистами и специалистами отрасли.

Проектирование содержания образовательных программ, ориентированных на развитие творческой самостоятельности специалиста, должно быть направлено на:

1) формирование минимума фундаментальных знаний, знакомство со способами и средствами осуществления деятельности обучаемых, способными обеспечить им переход от усвоения знаний абстрактного характера к конкретному многообразию проявления (умений, навыков);

2) создание условий для развития профессионального творчества и опыта самостоятельной работы по усвоении содержания высшего профессионального образования;

3)формирование качеств личности, определяющих наиболее существенные человеческие черты, касающиеся творческой самостоятельности: мотивационная активность, профессиональная направленность, ответственность, трудолюбие и др.

Источник: studfile.net

Проектирование содержания образования в высшей школе

В.В.Краевский полагает, что в проектировании содержания необходимо «рационально отнестись к стандартам образования, которые не должны быть прокрустовым ложем для курса, это лишь ориентир для преподавателя, обозначающий минимальный круг содержания, ядро».

По мнению Я.С. Турбовского, образовательный стандарт изначально органически входит в единую государственную систему стандартизации и, следовательно, при сколь угодно значимой специфичности образования его определение должно быть тождественно единой общегосударственной трактовке. Стандарт- это измеритель, возможность целенаправленного, оперативного использования которого должна изначально отражать и фиксировать то, что подлежит измерению, в данном случае – качество образования.

Орлов А.А. вслед за В.В.Краевским, И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным предлагает пройти все уровни проектирования содержания — с первого по пятый.

На первом уровне выявляются теоретические представления о педагогическом знании. На этом фундаменте проектируется теоретическая концепция содержания дисциплин, допредметный минимум их содержания, определяются их состав, функции и структура (т.е. то, что должно стать сердцевиной госстандарта).

Четвертый уровень – уровень проектирования процесса обучения. Здесь разрабатывается и реализуется научно – методическое обеспечение процесса изучения дисциплин, важнейшим компонентом которого является учебно– методический комплекс.В него обычно включают: образовательный стандарт, программу учебного курса, учебник и учебно- методические рекомендации для преподавателя, учебно- методические пособия для студентов, образовательные технологии (формы и методы организации учебного процесса, ориентированные на достижение определенных дидактических целей, средства обучения.

Рассматривая пятый уровень проектирования содержания педагогической подготовки будущего учителя – структуру личности студента, ОрловА.А. опирается на позиции психологов, характеризующих студенческий возраст как ступень индивидуализации, время профессионального самоопределения.На данном этапе проектируется индивидуальная траектория изучения студентом дисциплин.

Читайте также:
Что значит индивидуальная программа

Принципы построения учебных планов и учебных программ

В дидактике высшей школы предлагаются основные принципы построения учебных планов подготовки специалистов:

· научность — принцип, предполагающий соответствие содержания обра­зования уровню и перспективам развития науки;

· систематичность и последовательность — принцип, требующий распола­гать учебные дисциплины с учетом логики изучаемой научной системы знаний и закономерностей развития научных понятий в сознании студентов;

· доступность -принцип, учитывающий уровень подготовки студентов;

· единство обучения, воспитания и развития;

· связь теории с практикой;

· политехнический, предусматривающий целостность общего политехнического и профессионально-политехнического образования и обеспечивающий профессиональную мобильность специалиста, его способность ориентироваться в системе общест­венного производства, в кратчайший срок адаптироваться к измене­ниям в организации и содержании труда;

· стабильность и динамичность -принцип, предполагающий наличие стабильной (базисной) части содержания учебных предметов и динамичной (специальной) части, изменяемой с учетом требова­ний производства к подготовке специалистов;

· унификация и дифференциация — принцип, обусловленный объективными особенностями и закономерностями характера и содержания труда специалистов данного профиля и квалификации и учитывающий индивидуальные особенности студентов;

· преемственность содержания образования данной ступени с предшествующей и последующей ступенями, а также с раз­нообразными видами неформального образования и самообразова­ния;

· информационная технологичность обучения, ориентированная на применение в воспитательно-образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной, компьютер­ной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных и знаний, компьютерных экспертных систем и т.п.).

Учебные программы по предметам, обеспечивающим профессио­нальную подготовку специалистов, разрабатываются в тесной взаимосвязи с целью обеспечения целостного овладения учебным материалом, необходимым для успешного выполнения профессио­нальной деятельности, предупреждения возможного дублирования, учета межпредметных связей при определении последовательности изучения учебных предметов.

На стадии решения дидактической задачи — проектирования целей и содержания обучения, как уже упоминалось, руководству­ются КХ. После определения целей и адекватного содержания учебного предмета разрабатывают проект типовой программы по учебному предмету, а после выбора необходимых форм обучения составляют рабочие программы.

Для разработки учебной программы предлагается использовать следующую схему ориентировочной основы действий:

Первый этап разработки связан с определением назначения
учебного предмета в подготовке специалиста и целей его изучения.

Второй этап формирования учебного предмета связан с определе­нием его состава и структуры. Главным системообразующим элемен­том при определении структуры предмета является объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста.

Дальнейшее структурирование предмета внутри раздела осуществ­ляется на основе выделения информации, необходимой и достаточной для всесторонней характеристики объектов изучения предмета с точки зрения профессиональной деятельности. Структурирование предмета неразрывно связано с выявлением внутрипредметных связей. На основе взаимосвязей между темами происходит система­тизация: установление недостающего учебного материала, последова­тельности изучения учебных тем. Структура предмета отражается в примерном тематическом плане программы.

Третий этап работы связан с определением требований к знаниям и умениям по каждой теме, которые представляют собой дальней­шую конкретизацию образовательных целей учебного предмета. Они должны быть сформулированы таким образом, чтобы после окон­чания изучения темы можно было проверить, усвоили ли студенты, соответствующие знания и овладели ли необходимыми умениями. Каждое требование к знаниям и умениям по предмету должно быть конкретизировано и обеспечено требованиями к знаниям и умениям по темам

Пятый этап разработки учебных программ связан с определением
объема и содержания самостоятельной работы студентов. Ее совершенствование зависит от увеличения объема самостоятельных ауди­торных и внеаудиторных занятий, формирования навыков и умений самостоятельной работы, разнообразия ее видов, усиления профес­
сиональной направленности выполняемых самостоятельно заданий.

Шестой этап связан с определением содержания курсового
проекта (работы) и времени его выполнения с учетом требований стандарта (квалификационной характеристики) и общих требова­ний к знаниям и умениям по предмету.

Заключительный этап — составитель программы на основе сложившегося опыта и достижений педагогической науки разраба­тывает рекомендации по рациональному выбору форм организа­ции обучения. Имеются в виду «кие формы, как лекции, семина­ры, экскурсии, консультации, репные типы занятий. Эти рекомен­дации включаются в пояснительную записку к учебной программе.

При проектировании учебной программы следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. На титульном листе наименование дисциплины и ее шифр берутся из Государственного образовательного стандарта на специальность. Если дисциплина изучается во всех специализа­циях, то указывается только специальность. Если дисциплина изучается во всех специальностях направления, то указывается только направление.

2. Минимальный объем учебных часов, требуемый для изуче­ния дисциплины, устанавливается на основании РОС и учебного плана.

3. В содержании учебной программы указываются наименования основных разделов (тем) дисциплины. Наименова­ния разделов должны соответствовать основным разделам (главам) учебника по дисциплине.

4. В состав рекомендуемой литературы вносится только учебная литература, имеющая соответствующий гриф Госкомвуза или рекомендации учебно-методического объединения (УМО) и доступная для студентов.

Читайте также:
Какая кнопка панели рисование в программе powerpoint меняет цвет контура фигуры

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Система подготовки дипломированного специалиста должна рассматривать вопросы проектирования учебной дисциплины с позиций управления качеством образования. При проектировании содержания учебной дисциплины в настоящее время необходимо обратить внимание на формирование системных знаний и профессионализма будущего специалиста.

Одной из основных проблем в обеспечении качества высшего образования (качества подготовки специалистов) в вузах Российской федерации является проблема состояния законодательной и нормативной базы и ее ориентация на решение проблем качества подготовки специалистов (качества высшего образования) в вузах РФ. В том числе рабочие программы, требования к преподавателям и студентам согласно Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Для обеспечения высокой мотивации обучения студентов и повышения качества подготовки специалиста необходимо составлять рабочие программы по всем дисциплинам в зависимости от конкретных профессиональных задач, которые должен будет решать специалист, работая на производстве.

Процесс интегрирования знаний и подготовка к разработке рабочих программ по дисциплинам должны состоять из следующих этапов:

1. Изучение ГОС ВПО для данной дисциплины и определение задач, которые должен решать будущий специалист, разделение задач на подзадачи или деятельность на действия и выделение подзадач и отдельных действий, относящихся к данной дисциплине;

2. Определение умений по предметно — содержательному основанию, связанному с выделением задач и умением их решать применительно ко всем объектам и процессам, представленных в знаниях по данной учебной дисциплине. Для этого необходимо выделить конечные и промежуточные умения в подготовке специалиста и провести их конкретизацию в зависимости от места общих умений по дисциплине.

Преподаватель, проектирующий курс обучения, по той или иной дисциплине должен помнить, что данная дисциплина занимает неотъемлемое место в системе, и ее изучение предполагает наличие исходных для нее умений, и в то же время формирует умения, необходимые для изучения последующих дисциплин или для работы по специальности.

Кроме задания умений необходимо также определить и уровни усвоения действий, которые должны быть достигнуты к концу обучения.

3. Определение знаний для приобретения наборов умений по дисциплине.

Учебные вопросы темы по содержанию знаний по дисциплине можно разделить на три вида:

— введение в тему;

— знание об объектах и процессах и их характеристик;

— знания о способах действия с объектами и процессами и решение типовых задач, связанных с анализом, оценкой, расчетом, конструированием и изменением рассматриваемых объектов.

Таким образом, качественно составленные рабочие программы по каждой дисциплине являются залогом качественной подготовки специалистов.

В Сызранском филиале СамГТУ в 2004 году было начато обучение по специальности 030500.06 Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии). При этом одной из основных дисциплин, оказывающих влияние на формирование профессиональной компетентности учащихся, является «Информатика». Для организации обучения по данной дисциплине планируется сформировать целевую программу по формированию профессиональной компетенции. Для этого необходимо решить следующие проблемы:

— смоделировать процесс обучения и выбрать диагностируемые показатели качества;

— выбрать форму организации содержания;

— подобрать методы реализации содержания, гарантирующие достижение показателей качества [1].

Проектирование содержания должно учитывать компетенции, которые будут сформированы в результате изучения дисциплины «Информатика», в связи с чем ведется работа по выявлению профессиональных компетенций для вышеуказанной специальности и формированию матрицы компетенций с привлечением студентов.

Матрица компетенций позволит определить уровни усвоения того или иного учебного элемента (объекта учебной деятельности — явления, процесса, свойства и т.п.), на основе которых определяется степень фундаментальности изучаемого материала в данной дисциплине.

В ходе проектирования должны быть учтены также эргономические требования, т.е. должны учитываться физические, умственные, психологические, эмоциональные свойства студентов, проявляющиеся у них в процессе обучения. Это недопущение перегрузок, соблюдение норм взаимодействия студентов с компьютером, учитывать интенсивность информационной емкости подачи учебного материала.

Не стоит забывать, что образовательная система, реализуемая техническими университетами, занимает особое место в жизни общества, определяя по существу, его способность к устойчивому развитию. Заинтересованными в качественном функционировании технических университетов оказываются огромное количество граждан страны, удовлетворяющих в рамках этой системы к повышению инженерного образования, государство и общество в целом, которым необходимы члены общества, желающие и способные участвовать в накоплении и воспроизводстве знаний, культурных ценностей, в реализации программы развития страны.

  1. Чернова Ю.К., Щипанов В.В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика. Учебное пособие / Под науч. ред. А.И. Субетто — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002.
  2. Горшенина М.В., Сухинин В.П. Проектирование специальных дисциплин на основе международных стандартов качества. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2002.

Источник: top-technologies.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru