Вопреки прогнозам и ситуации в стране, рынок онлайн-образования в 2022 году вырос на почти 18%, хотя еще весной он показывал падение. Forbes Life пообщался с онлайн-школами и экспертами в сфере EdTech и выяснил, какие изменения произошли в сфере, на кого идут учиться люди и что ее ждет в этом году
В 2022 году многие российские специалисты стали искать новые профессии и другие варианты развития, которые могут стать основой для более стабильного будущего. По оценке CEO образовательной платформы «Хекслет» Кирилла Мокевнина, за этот период интерес к ней вырос в два раза (общий рост рынка онлайн-образования в 2022 году составил в 17,9%). Как отмечает Мокевнин, сейчас многие студенты приходят учиться в IT, потому что хотят иметь востребованную профессию, которая позволит работать из любой точки мира. «Даже несмотря на то, что спрос на джунов, то есть работников с минимальным опытом, по некоторым направлениям снизился, на рынке программирования все еще недостаточно кадров по многим специализациям», — подчеркивает СЕО «Хекслета».
Как узнать, какой товар пользуется спросом? | Александр Федяев
Чтобы поддерживать спрос, в 2022 году «Хекслет» увеличил объем рекламы в интернете и сконцентрировался на продвижении продуктов. «Мы начали активнее использовать доступные источники для привлечения и охвата новой аудитории, интересующейся программированием. Например, мы усилили наше развитие коммуникаций с потенциальными студентами в социальных сетях, а также увеличили свое присутствие в контекстной и таргетированной рекламе, инфлюенс-маркетинге. При этом одни из самых сильных каналов, которые мы используем, были и остаются — органика и рекомендации», — говорит Мокевнин.
Оценку Мокевнина отчасти подтверждает и статистика. По итогам 2022 года, суммарная выручка топ-100 компаний рейтинга Edtechs составила 87 млрд рублей — хотя во втором квартале он показывал падение на 14,5% в сравнении с первым. Общие показатели выросли благодаря образовательным продуктам для взрослой аудитории. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) показало значительный рост: суммарно выручка компаний ДПО выросла на 44% по отношению к третьему кварталу и составила 10 млрд рублей. По словам CEO «Яндекс Практикум» Ильи Курмышева, в 2022 году «самыми популярными остались наши флагманские направления: программирование (его выбрало 59% студентов) и аналитика данных (21% студентов)».
Кандидат наук об образовании и директор международного Конкурса инноваций в образовании (КИвО) Диана Королева в разговоре с Forbes Life подчеркнула, российский рынок коммерческого онлайн-образования крайне разнообразен и динамичен, в этом плане он выигрывает у европейского, но еще не достает до показателей Китая и США. Однако снижение покупательской способности, качества кредитных условий и инвестиций в 2022 году оставило отпечаток и на этой индустрии.
КАК 100% ПРОВЕРИТЬ СПРОС НА ТОВАР [РАБОЧАЯ СХЕМА]
Источник: www.forbes.ru
Спрос ПО растущей цене
На фоне ухода с российского рынка крупнейших зарубежных разработчиков корпоративные заказчики начали массово закупать отечественное программное обеспечение (ПО). В частности, спрос на офисные пакеты приложений за последнюю неделю вырос более чем на 600%, говорят разработчики. Но увеличивается и стоимость их решений — в среднем уже на 20%: некоторые программы работают в связке с зарубежным оборудованием, а из-за дополнительной нагрузки компании вынуждены повышать зарплату разработчикам.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
“Ъ” ознакомился с отчетом «Марвел-Дистрибуции» о росте спроса на российское ПО за неделю с момента введения санкций со стороны западных стран в ответ на военные действия России на Украине (начались 24 февраля). По оценке компании, за этот период спрос на отечественные решения вырос на 300% по отношению к аналогичному периоду 2021 года.
Больше всего заказов приходится на офисные приложения, например «Р7-Офис» и «МойОфис», операционные системы (ОС) Astra Linux, BaseAlt, «Роса» и др. и системы управления базами данных.
В последнем сегменте лидирует Postgres Professional, на продукты компании приходится около 80% среди российских решений (примерно 10% при учете зарубежных решений), отмечают в «Марвел-Дистрибуции». Пользуются спросом также решения по виртуализации — в России их предлагает НИИ «Масштаб» (входит в ГК «Ростех»).
Работу в России приостановили крупнейшие зарубежные вендоры программного обеспечения, в том числе Microsoft, Oracle, Cisco, VMware, Autodesk и SAP. Последняя уточнила, что сохранит поддержку действующих клиентов, но останавливает все поставки новых решений российскому бизнесу.
В сфере продаж отечественных ОС в ближайшее время произойдет значительный рост, считает гендиректор «Марвел-Дистрибуции» Алексей Мельников.
«Но позиции лидеров будут сохраняться, а новые компании вряд ли появятся и смогут составить какую-либо конкуренцию»,— отмечает он. По разным оценкам, первые позиции среди российских ОС занимают Astra Linux (50–60%), BaseAlt (20–30%).
Опрошенные “Ъ” участники российского рынка разработки ПО подтверждают растущий интерес бизнеса к их продуктам. «За последнюю неделю спрос на три варианта продукта «Р7-Офис» в среднем вырос на 680% — это облачный офис, корпоративный сервер, который можно разместить в локальной сети компании, и мобильные приложения на iOS»,— рассказали в компании. Основной запрос приходится на миграцию с облачных аналогов на российское решение — таких запросов стало больше на 840%, говорят в «Р7-Офис».
Существенный рост спроса как на продукты, так и на сервисы наблюдают и в «Лаборатории Касперского». «Компании в России стремятся увеличить киберзащиту»,— говорят там. Сейчас реестр отечественного ПО насчитывает около 13 тыс. продуктов по всем классам, отметил исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.
В результате некоторые разработчики уже начали поднимать цены.
Издание Baza 5 марта сообщило о повышении стоимости продуктов «1С» в десять раз на программы, использующие носители USB для запуска. В «1С» объяснили, что планировали поднять цены на программы именно с устаревшей аппаратной защитой USB в связи с тем, что эти комплектующие импортные, их запас ограничен, а поставки под вопросом. С 9 марта цены вернутся на прежний уровень, но свободная продажа продуктов с USB прекращается до возобновления поставок необходимых комплектующих, уточнил представитель компании. Он подчеркнул, что «цены на наиболее популярные решения не изменились».
Власти обсуждают отмену ответственности за использование нелицензированного ПО
В компании «Контур» (разрабатывает ПО для бизнеса) рассказали, что цены на софт расти не будут, но они могут меняться, например, на токены, фискальные накопители и кассовое оборудование. «Мы его не производим, поэтому приходится ориентироваться на цены поставщиков»,— отмечают там.
Собеседник “Ъ” на рынке софтверной разработки говорит, что в целом рост цен на разные категории софта вне зависимости от оборудования уже составил в среднем 10–20%. Эти цены будут актуальны примерно до лета, затем их снова пересмотрят, говорит он. Рост цен на российское ПО, объясняет собеседник, связан и с необходимостью повышать оплату труда разработчикам, столкнувшимся с дополнительной нагрузкой.
- Газета «Коммерсантъ» №39/С от 09.03.2022, стр. 10
- Татьяна Исакова подписаться отписаться
- IT-рынок подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Рынок разработки 2023: прогноз TexTerra
Чат-боты станут сложнее, мобильные версии получат приоритет перед десктопными, а разрабы начнут учитывать… стоимость трафика.
Дата публикации: 5 января 2023
Время чтения: 6 минут
Редакция «Текстерры» Редакция «Текстерры»
Заказов от малого бизнеса будет больше
Сергей Бахинский, руководитель отдела продаж TexTerra:
«IT-компании, даже те, что имеют свой пул специалистов по разработке в штате, в декабре очень активизировались. Тут две причины. Внутренние специалисты у них fulltime загружены улучшением и оптимизацией собственных продуктов – это во-первых. Во-вторых, при разработке сайта, который продвигал бы их товары и услуги, необходимо учитывать нюансы SEO и маркетинга в целом, а также пользовательский опыт (UX) – и вот этих компетенций у них не всегда хватает. Тогда они идут к нам.
Приходят еще, например, российские производители чего угодно — начиная от одежды и аксессуаров и заканчивая сложными техническими штуками (генераторами, бесперебойниками, оборудованиями для «облаков» и т. д.). А еще все чаще приходит малый бизнес: барбершопы, юристы, автосервисы – правда, больше заразработкой лендингов, сайт для них часто дорог».
Гарантированно приведем клиентов
на ваш новый лендинг
Деньги будут в игровой индустрии
Облачный гейминг развивается, потому что для современных игр необходим мощный компьютер, приобрести который сейчас сложно и очень дорого. Прибавьте еще к этому расходы на электроэнергию – и вы поймете преимущество облачного гейминга. Ну а учитывая повсеместный переход на мобильные устройства, гейминг этот тоже часто – мобильный.
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки TexTerra:
«В этом году активизировался рынок так называемых игровых ценностей. Геймеры хотят приобрести для своих игровых персонажей какие-то новые скины, расширенные функции или оборудование, например, новый тип вооружения – и в помощь им такие платформы.
Поэтому у нас был рост запросов на разработку ресурсов, где игроки могут приобретать что-то для прокачивания своего персонажа в разных играх. Например, мы с нуля делалисайт для платформы продажи игровых ценностей Frostyboost. Плюс к этому в 2022 мы много разрабатывали дизайн-интерфейса разных игр – вотпример нашего дизайна для 3D-шутера– то есть спрос на это сейчас точно есть».
Mobile может стать не только first – но и only
Принцип mobile first (то есть фокус прежде всего на мобильную версию), который главенствует в разработке уже несколько лет, продолжает крепнуть и шириться. Пользователи все больше и больше «сидят» только с мобильных устройств – их процент на некоторых из наших проектов достигает 80. Значит, важно понимать, как сайт будет работать на мобилке, – а для этого надо изучить пользовательские сценарии и заложить удобство еще на этапе прототипирования.
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки TexTerra:
«Появляется на некоторых проектах и такой подход: давайте сначала ориентироваться на мобилку, а десктопную версию делать во вторую очередь – это тоже имеет место быть. Первые опыты в этом направлении мы начали больше года назад, и иногда это действительно оправданно».
Еще одна интересная тенденция – различные решения с мобилок перебираются в десктоп. Появилось много сайтов, которые выглядят как мобильная версия, адаптированная под десктоп. Например, у них кнопки на всю ширину контейнера. Вообще так принято делать на мобильных версиях… вернее, былопринято только на них, – но теперь такое решение будет встречается на десктопах все чаще.
Приложений станет больше… еще больше!
Мобильные версии все равно зависят от мобильного трафика, а пользователям не очень нравится его тратить. Приложение же может загружаться и без этого, а трафик расходовать только на подтягивание нового контента и на обновления. Поэтому когда у бизнеса есть бюджет – он и заказывает разработку приложения.
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки TexTerra:
«Приложение лучше браузерной версии еще по одной причине – тут шире возможности для маркетинга. Заходили бы вы так часто посерфить от скуки на Wildberries, если бы надо было каждый раз загружать сайт из закладок браузера, а не нажимать на значок приложения? Вряд ли. Опять же, здесь проще настроить корректные пуш-уведомления… ну и многое другое. Через приложение на смартфоне клиента вы как бы находитесь в постоянном контакте с ним».
Изобретение примерно пятилетней давности – PWA-приложения – начинают, наконец, уверенно завоевывать рынок разработки. Здесь тоже все ресурсы приложения хранятся на клиенте, а по сети передается только меняющийся контент.
Иван Беляков, project-менеджер отдела разработки TexTerra:
«Если совсем простыми словами, то PWA – что-то среднее между полноценным приложением и ярлыком сайта. В разработке это проще, а для пользователя визуально почти никакой разницы – только экономия трафика».
Самописные чат-боты станут полноценными магазинами
Большинство простых чат-ботов собраны на конструкторе – но у них очень ограниченный набор функций. Это не данность, которую стоит принимать как есть, если нужен более «умный» и сложный бот. Например, мы без проблем разрабатываем самописных чат-ботов – таких, которые учитывают особые пожелания заказчика.
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки TexTerra:
«В проекте, который мы только что завершили, основной задачей было автоматизировать оформление заказов. Раньше оно происходило в полуручном режиме, теперь пользователи могут выбрать из линейки необходимый товар, его количество, место доставки, время доставки и прочее. То есть мы заменили одним ботом целый отдел продаж.
Единственное, чего пока в боте нет – это автоматизации приема платежей. Но на самом деле этого просто не было в техзадании, а так с этим проблем нет, нужно будет – сделаем и это».
Заменять таким ботом одного-двух сейлзов, возможно, и нецелесообразно (хотя со временем по деньгам отобьется и это), а вот отдел продаж из, скажем, десяти специалистов – однозначно дешевле. Поэтому для некоторых бизнесов просто must.
Технический подход будет меняться медленно
Самая сложная для перестройки область – собственно, техническая. Взять и начать применять новые веяния дизайна просто, а вот начать кодить как-то принципиально иначе – нет, потому что возникают проблемы с совместимостью.
Михаил Манченко, project-менеджер отдела разработки TexTerra:
«Например, казалось бы, jQuery давно пора перестать использовать – эта библиотека сильно грузит страницу. И на новых проектах ее действительно давно вытеснили другие фреймворки и расширения. Но так как в 2016–17 годах был просто бум jQuery, на ней много чего написали, то поддерживать долгоиграющие проекты тоже приходится на ней. В целом, обычная проблема legacy».
Или вот еще один пример – адаптация контента не по ширине сайта, а по ширине контейнера. Очень удобно, очень здорово – только вот поддерживают эту модель пока всего около 75 % браузеров. А это маловато.
Источник: texterra.ru