Программа коррекционной работы, направленная на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию с учетом ведущего заболевания
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает получения образования в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе с использованием надомной формы обучения.
Организация услуги по воспитанию детей в специальной (коррекционной) школе-интернат
В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Программа коррекционной работы сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МБОУ «СОШ №3» г. Невельска Сахалинской области .
Светлана Мамаева: Коррекционные программы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ | Вилла Папирусов
Цель программы : обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей — инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико — педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТМПМПК);
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные классы, группы.
Основные виды деятельности
обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого – медико — педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— ранняя диагностика отклонений в развитии и
анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке от специалистов разного профиля;
— определение уровня развития и эмоционально — волевой сферы обучающегося;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка;
коррекционно — развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа
обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных
действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— выбор оптимальных коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями;
— организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно -развивающих занятий;
— социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни;
— системное воздействие на учебно — познавательную деятельность ребёнка направленное на формирование универсальных учебных действий.
обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого — педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы;
— консультирование педагогов по выбору
индивидуально — ориентированных методов и приёмов работы с такими детьми;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора
стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно — просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и неимеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы) для обучающихся, родителей, педагогов;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению особенностей развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
I этап (май – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Механизм взаимодействия – психолого-педагогический консилиум, психологическое и педагогическое сопровождение.
2) Коррекционные классы
3) Индивидуальный и дифференцированный подход
4) Индивидуальное обучение (обучение на дому)
Отдел социальной защиты
Отдел опеки и попечительства
Требования к условиям реализации программы
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ТМПМПК;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы (психолога, педагога), инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения.
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №3» г. Невельска Сахалинской области школа имеет право на обучение детей, имеющих протоколы ТМПМПК, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII и VIII вида. В школе обучаются 4 человека по общеобразовательной специальной (коррекционной) программе VII вида и 15 человек по общеобразовательной специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Из них – 3 находятся на индивидуальном обучении на дому. С целью организации условий обучения детей данной категории в школе имеются: кабинет психолога, медицинский кабинет, игровая. Работают специалисты: педагог – психолог, фельдшер, социальный педагог. В рамках внеурочной деятельности организован кружок «Звуки, буквы и слова», руководит которым специалист – логопед. Создан класс, где обучаются дети по общеобразовательной специальной (коррекционной) программе VIII вида 5 класс.
Основным механизмом взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий является школьный психолого- медико- педагогического консилиум. С детьми данной группы работает социальный педагог, который тесно взаимодействует с семьей. Классные руководители, психолог отслеживают динамику развития и достижений обучающихся через карты динамического наблюдения. Учителя – предметники, планируя тематические блоки, ориентируются на индивидуальные особенности обучающихся данной группы, которые отмечают в приложении к календарно-тематическому плану; разрабатывают индивидуальные дидактические материалы, направленные на корректировку, выявленных затруднений у обучающихся.
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Виды и формы деятельности,
Источник: nsportal.ru
Коррекционная направленность обучения
Получение образования в соответствии со способностями и возможностями детей; адаптация и интеграция в общество.
Поскольку психофизическое развитие учащихся, обучающихся в коррекционной школе, имеет свои особенности, а именно: мышление у таких детей тугоподвижное, нарушены процессы анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей затруднено; внимание неустойчивое, рассеянное; память нарушена, как правило, она кратковременная; у всех детей отмечается нарушение речи системного характера. Все перечисленные особенности затрудняют овладение учебными навыками и умениями.
В связи с этим, условием достижения цели специального образования является коррекционная направленность обучения. Под коррекцией недостатков психического и физического развития школьников с интеллектуальным недоразвитием понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.
Целью коррекционной работы является исправление присущих детям с ОВЗ недостатков психофизического развития.
Психологической основой коррекции дефектов детей с ОВЗ являются положения о возможностях их развития под влиянием обучения и о единстве законов развития нормально развивающегося ребёнка и ребенка с интеллектуальным недоразвитием, впервые выдвинутые Л. С. Выготским.
Л. С. Выготский подчеркивал, что умственно отсталый ребенок — прежде всего ребенок, и, следовательно, способен к развитию, хотя этот процесс отличается своеобразием.
На основе исследования особенностей детей с ОИН Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и с интеллектуальным недоразвитием, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные
виды психической деятельности. Развитие ребенка с ОВЗ, как и нормального, совершается главным образом за счет развития высших психических функций.
Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения и развития, Л. С. Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой.
Из положений Л.С. Выготского были выведены следствия, которые применяются в педагогической практике .
Коррекционная работа должна проводиться во всём процессе обучения и воспитания
Педагогические приёмы должны быть направлены на развитие у учащихся умений выполнять мыслительные операции и действия в процессе усвоения знаний
Обучение должно проходить в зоне ближайшего развития – уровне, на котором ребёнок может выполнять действия с помощью взрослого ).
Общие выводы из этих исследований сводятся к тому, что основным условием как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся является учебная деятельность, что нужна особая направленность учебного процесса, чтобы получить наибольший эффект в развитии учеников.
В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для всех детей с ОВЗ ( общая коррекция ) и направленность на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция).
Общая коррекционная работа со всеми учениками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне. Но надо помнить, что восприятие учащихся с ОВЗ также несовершенно и над его коррекцией и развитием следует работать. Конкретно это выражается в специальной организации наблюдений учащихся на всех уроках при изучении любого учебного материала. Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов.
Известно, что у детей с ОВЗ речь как орудие мышления и регулятор практической деятельности не выполняет с должным эффектом своих функций. Поэтому необходимо приучать детей в процессе учебных занятий пользоваться речью: повторять за учителем объяснение, сопровождать речью предметные действия, делать отчет о выполненном задании.
Таким образом, система учебных занятий с учащимися должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий.
Общая коррекционная работа дополняется индивидуальной коррекцией недостатков, которые характерны для отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода.
Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся отдельных психофизических функций. В связи с этим в практике обучения учащихся коррекционных школ наблюдается большая неравномерность в овладении знаниями, умениями и навыками, особенно заметная на уроках русского языка, математики, трудового и профессионального обучения. Мало того, в пределах содержания одного и того же предмета один и тот же ученик может показывать разные результаты в обучении.
Выявление причин ошибок и затруднений учащихся при овладении учебным материалом помогает точнее определить направленность индивидуальной коррекции и найти соответствующие коррекционные приемы обучения. Известно, что на уроках русского языка, математики и профессионально-трудового обучения есть учащиеся, которые в два раза медленнее выполняют учебные задания по сравнению с другими. Однако причины медлительности весьма различны: у одних это связано со значительными нарушениями моторики, у других — быстрой истощаемостью, т. е. низкой работоспособностью, у третьих — значительной сниженностью уровня интеллектуального развития. Поэтому меры индивидуальной коррекции для этих групп учащихся разрабатываются, исходя из причин выявленных нарушений.
Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только выраженных недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т. е. различных сторон психики школьников.
Далее я хотела бы остановиться на коррекционной работе, которая проводится на логопедических занятиях. Нарушения речи учащихся коррекционной школы являются очень распространёнными и имеют стойкий характер
Нарушения речи у наших детей носят системный характер, т.е. затрагивают все стороны речи: фонетико-фонематическую: у детей нарушено звукопроизношение, при том все группы сложных звуков; а так же затруднено звукоразличие; лексико-грамматическую: словарный запас крайне ограничен, связная речь не сформирована, дети затрудняются в построении даже простого предложения; нарушена смысловая сторона речевой деятельности: зачастую дети первого класса не понимают смысла слова или высказывания. Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, штриховка…)
Развитие психических процессов (внимание, память, мышление)
Развитие артикуляционного аппарата ( Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Постановка, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова , р азвитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов. )
Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…) , р азвитие грамматического строя речи
профилактика и коррекция дисграфии.
Далее предлагаю вашему вниманию коррекционные приёмы и виды работы, которые провожу на занятиях по представленным направлениям
Как я уже упоминала ранее, дети, поступающие к нам, не знают названий многих предметов, явлений окружающего мира, словарный запас детей ограничен. С целью устранения данных недостатков проводим работу по лексическим темам: времена года, животный мир, растительный мир, предметный мир и т.д.
Данная работа не только расширяет знания об окружающем мире и обогащает словарь, но и способствует развитию психических процессов в целом, т.к. включаются задания на воображение, мышление, память и т.д.
С целью обучения детей построению фразы, связного высказывания используем схемы и алгоритмы, которые учат детей соблюдать последовательность, не упустить главное в рассказывании. Данная работа помогает развивать речь с опорой на зрительное восприятие.
Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у наших детей нередко имеются параличи (расстройство двигательной функции вследствие поражения нервной системы) , парезы речевой мускулатуры (ослабление произвольных движений мышц, не полный паралич) , аномалии в строении артикуляционного аппарата. В связи с этим нарушения звукопроизношения с трудом поддаются коррекции, коррекция с такими детьми является длительным процессом и на протяжении всей работы сопровождается артикуляционной гимнастикой. Для повышения мотивации к выполнению упражнений используем фотографии, картинки, символы, сказки.
Усвоение артикуляционных позиций для каждой группы звуков – одно из условий успешной постановки звуков. Кроме этого дети должны слышать место того или иного звука в словах, т.е. параллельно идёт развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Когда звук у ребёнка поставлен, сформирован артикуляционный уклад, начинается работа по закреплению звуков в речи, т.е. автоматизация.
Сначала звуки закрепляются в слогах и словах.
Далее закрепление звуков проходит на чистоговорках, предложениях.
Надо отметить, что в данном направлении, т.е. постановка звуков и их автоматизация налажена связь с учителями начальных классов. Каждый из них на своих уроках использует основной комплекс артикуляционной гимнастики, а также занимательный речевой материал для закрепления звуков.
Так же важна связь с родителями, особенно первоклассников. Родители первого класса с пониманием относятся к рекомендациям логопеда, контролируют выполнение детьми полученных заданий.
На данном слайде вы видите виды домашних заданий на закрепление звуков. Опять же с учётом особенностей развития, подбираются такие задания, которые охватывают не только работу над звуками, но и способствующие развитию моторики пальцев рук,……..
… ..далее, на следующем слайде вы видите задания на составление рассказа по картинкам, запоминание и т.д. Т.е. задания, направленные на системное развитие ребёнка.
В целях профилактики и коррекции дисграфии большое внимание уделяется звукобуквенному анализу, т.к. дети очень часто допускают ошибки на пропуск, перестановку, замену букв на письме. У детей формируется понятие звук, буква, слог, слово. Идёт работа на дифференциацию: гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий и глухой, ударный и безударный. Так же обращается большое внимание на парные гласные буквы (гласные, обозначающие мягкость рядом стоящего согласного; гласные, обозначающие твёрдость рядом стоящего согласного), парные согласные звуки (звонкие и глухие). Эта работа является основой совершенствования навыков письма.
Таким образом, можно выделить особенности коррекционной логопедической работы:
— Максимальное включение анализаторов
— Использование красочной разнообразной наглядности
— Использование занимательного материала
— Частая повторяемость логопедических упражнений, продолжительная по времени работа
— Связь с родителями, учителем и воспитателем
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Специальные (коррекционные) учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития
В настоящее время в России действует широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с проблемами в интеллектуальном развитии. Большинство из них государственные (см. Постановление № 288 от 12 марта 1997 г. и дополнение № 212 к Типовому положению от 10 марта 2000 г. (Приложение № 1).
Все государственные учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития находятся в различных ведомственных государственных структурах (см. табл. 1). Помощь детям и подросткам с нарушением интеллекта оказывается с учетом возраста, степени снижения интеллекта и всегда носит комплексный характер, т.е. вопросы диагностики, развития, коррекции, образования и воспитания рассматриваются специалистами: олигофренопедагогами, логопедами, специальными психологами, психоневрологами и другими врачами — по мере необходимости.
Дети с нарушением интеллекта раннего возраста, воспитывающиеся в семье, получают коррекционную помощь в центрах психического здоровья (специализированных яслях) для детей с органическим поражением центральной нервной системы, в центрах раннего вмешательства, в центрах абилитации.
Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в домах ребенка, а в возрасте трех-четы-рех лет переводятся в коррекционные детские дома для детей с нарушением интеллекта.
Работа с детьми раннего возраста направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного и речевого развития.
Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется через родителей, так как в младенческом и раннем возрасте для ребенка важен эмоциональный контакт с близким взрослым. Задача олигофренопедагога состоит в том, чтобы
научить родителей взаимодействовать со своим малышом и шаг за шагом продвигать вперед его развитие (Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина).
Для дошкольников с нарушением интеллекта открыты дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида с круглосуточным пребыванием детей, коррекционные детские дома, специализированные психоневрологические санатории, компенсирующие группы детских садов комбинированного вида, дошкольные группы в коррекционных школах VIII вида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа. Новой формой помощи дошкольникам с нарушением интеллекта являются гр
уппы кратковременного пребывания при дошкольных образовательных
Типы государственных учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта
Возраст | Министерство образования | Министерство здравоохранения | Министерство труда и социального развития |
Ранний | Дома ребенка, центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением ЦНС, центры раннего вмешательства | — | |
Дошкольный | Дошкольные образовательные учреждения (ЦОУ) компенсирующего вида, группы кратковременного пребывания, коррекционные детские дома, компенсирующие группы для детей с нарушением интеллекта в детских садах комбинированного вида, дошкольные группы в специальных (коррекционных) школах VIII вида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа, центры диагностики и консультирования, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. | Специализированные психоневрологические санатории, детские отделения психоневрологических больниц | Дома-интернаты для инвалидов детства |
Школьный | Специальные (коррекционные) школы VIII вида, школы-интернаты для детей с нарушением интеллекта, классы для детей с нарушением интеллекта в массовых школах, реабилитационные центры, учреждения дополнительного образования | Детские отделения психоневрологических больниц | Дома-интернаты для инвалидов детства |
Постшкольный | Коррекционные группы производственных училищ, учреждения дополнительного образования, реабилитационные цеха, подсобные хозяйства при образовательных учреждениях | Отделения психоневрологических больниц | Психоневрологические интернаты для взрослых (после 18 лет) |
учреждениях компенсирующего вида.
В ДОУ компенсирующего вида созданы все условия для развития детей с нарушением интеллектуального развития и коррекции их недостатков. Малая наполняемость групп (10—12 человек), деление группы на подгруппы для проведения занятий позволяют осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Здесь дошкольникам с нарушением интеллекта оказывается комплексная помощь. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями, логопедом, музыкальным работником, невропатолог оказывает детям психологическую помощь, а медицинская сестра и методист по ЛФК (лечебной физкультуре) ответственны за лечебно-профилактические мероприятия.
В этих учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим, который реализуется в создании в каждой группе доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждении конфликтных ситуаций, учете особенностей каждого ребенка.
В ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта решаются следующие задачи: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные. Диагностические задачи реализуются в комплексном подходе к изучению ребенка: его обследуют олигофренопедагог, психолог, логопед, психоневролог; они определяют первостепенные задачи в коррекционной работе с ним. На основании диагностического изучения воспитанников формируются подгруппы для проведения занятий, планируется индивидуальная и фронтальная коррекционная работа, делаются выводы об эффективности проведенного обучения. Если педагог сомневается в правильности диагноза, например, наблюдает значительное продвижение воспитанника в развитии в процессе обучения, то он обязан произвести повторную психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) с целью уточнения диагноза. В конце каждого учебного года на базе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта работает ПМПК, в задачи которой входят обследование выпускников и подготовка рекомендаций о выборе типа школы для каждого ребенка.
Воспитательные задачи направлены на формирование дошкольников с нарушением интеллекта нравственных качеств выработку привычек правильного поведения, а также на их социализацию.
Коррекционно-развивающие задачи реализуются в ходе всех режимных моментов ДОУ компенсирующего вида. Вследствие нарушения познавательных процессов, снижения интереса : окружающему миру ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, не делает обобщений, как это происходит у нормально развивающихся детей.
Часто имеющиеся представления у дошкольников с нарушением интеллекта не только неполные и неточные, а ошибочные. Поэтому в развитии этих детей неизмеримо возрастает роль организованного обучения. Количество занятий в ДОУ компенсирующего вида в 2,5 раза превышает количество занятий в массовом детском саду. Развитие дошкольников осуществляется в следующих направлениях: укрепление здоровья и физическое развитие, познавательное развитие, формирование деятельности (обучение игре, изобразительной деятельности, конструированию, труду), социальное развитие, эстетическое развитие.
Образовательные задачи направлены на формирование у дошкольников с нарушением интеллекта системы знаний и представлений о ближайшем окружении, умений ориентироваться в нем, на развитие познавательной активности, на формирование всех видов детской деятельности, свойственных этому возрасту. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которое проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Работа в коррекционных детских домах осуществляется по тем же программам, что и в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
В специализированные психоневрологические санатории направляются дошкольники с осложненными формами умственной отсталости: эписиндромом, шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские психоневрологические больницы. В психоневрологических санаториях наряду с лечебными мероприятиями олигофренопедагоги, логопеды проводят педагогическую работу, оказывают психологическую помощь.
Дошкольные группы при специальных (коррекционных) школах VIII вида создаются для дошкольников шести-семи лет с нарушениями интеллекта, не посещавших ранее специальные дошкольные оразовательные учреждения. Основные задачи обучения в этих группах — формирование системы знаний и представлений, необходимых для усвоения программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, формирование элементарных учебных умений, адаптация в условиях школы.
Дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени с семи-восьми лет поступают учиться в специальные (коррекционные) школы VIII вида. Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и возможности их обучения, оно продолжается девять—одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика. Это достигается малой наполняемостью классов — по десять — двенадцать человек в каждом, широким использованием индивидуального и дифференцированного подхода.
Важное место в специальных (коррекционных) школах VIII вида отводится трудовому обучению. Оно уже в средних классах носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии: столярное, слесарное, штукатурно-малярное, швейное, картонажно-переплетное дело и другие. Благодаря этому юноши и девушки после окончания школы могут трудоустроиться по полученной профессии или продолжить обучение в специальных группах производственных училищ.
В последние годы возникла проблема трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Это связано с экономическими преобразованиями в стране, вследствие чего уменьшился рынок труда. Лица с различными нарушениями, инвалиды зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко создаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства. Но это лишь частичное решение проблемы. Необходимо обеспечение гарантированных рабочих мест для лиц с нарушением интеллекта, так как общественно полезный труд важен для их психического и социального развития, для их самореализации.
Другой проблемой, с которой сталкиваются выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида, являются недостаточные практические умения и навыки для самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без попечения родителей,
выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, поэтому часто становятся жертвами обмана. Необходимо более длительное сопровождение выпускников специальных кол социальным педагогом.
Дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости воспитываются в специальных домах-интернатах для инвалидов детства, эти учреждения, как правило, работают по режиму пятидневки. Основные задачи этих учреждений — развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция этих недостатков, формирование при-5ычек правильного поведения, эмоциональное и коммуникативнoe развитие, привитие навыков самообслуживания, подготовка посильным видам труда, бытовая и социальная ориентировка.
В последние годы получила развитие сеть диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка. В этих центрах : детьми работают учителя-олигофренопедагоги, логопеды, специальные психологи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность.
Для детей с нарушением интеллектуального развития открыты учреждения дополнительного образования, где созданы условия для их реабилитации с помощью различных видов художественно-творческой, спортивно-игровой деятельности как на базе образовательных учреждений, так и на дому (Республика Карелия, Вологодская, Московская, Пермская, Самарская, Тверская области, Москва). С этими целями разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, направленные на различные формы их социальной адаптации, формирование у них необходимых навыков для жизни, приобщение этих детей к подготовке и проведению праздников, выставок и других массовых мероприятий.
Наряду с государственными учреждениями для детей и подростков с нарушением интеллекта с 90-х гг. стали открываться негосударственные учреждения. Так, в Москве успешно функционируют Центр лечебной педагогики, центр «Родник», школа Святого Георгия, детский дом Марии Терезы и другие учреждения.
В настоящее время для людей с нарушениями в развитии созданы общины (деревня «Светлана» в Волховском районе Ленинградской области, деревня «Надежда» в Черемшанском районе Республики Татарстан, деревни «Семейная усадьба» и «Талисман» в Иркутской области, «Крестьянская община» в г. Могоча Читинской области). Общины являются уникальным образцом интегрированного обучения, воспитания, помощи и поддержки лиц с проблемами в развитии. Они являются шансом полноценной жизни для
многих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Вопросы и задания
1. Что изучает олигофренопедагогика?
2. Охарактеризуйте понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».
3. Охарактеризуйте современную классификацию умственной отсталости по степени снижения интеллекта.
4. Какие задачи стоят перед олигофренопедагогикой как наукой?
5. Охарактеризуйте методы исследования в олигофренопедагогике.
6. Кто из деятелей русской общественности принимал активное участие в выработке отношения к детям с нарушениями интеллекта?
7. Назовите основных деятелей медицины, педагогики, принимавших активное участие в создании учреждений для умственно отсталых детей.
8. Перечислите основные мероприятия по организации обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
9. Кто из ученых занимался обучением и воспитанием детей с нарушениями интеллекта?
10. Какие концепции легли в основу обучения детей с нарушениями интеллекта?
11. Охарактеризуйте развитие ребенка с нарушением интеллекта в младенческом и раннем возрасте.
12. Перечислите особенности развития различных видов деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта.
13. Охарактеризуйте развитие познавательных процессов у школьника с нарушением интеллекта.
14. Назовите особенности деятельности у школьников с нарушениями интеллекта.
15. Раскройте особенности развития личности у школьников с нарушениями интеллекта.
16. Раскройте принцип комплексного подхода в оказании помощи детям и подросткам с нарушениями интеллекта.
17. В каких учреждениях оказывается помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы?
18. Перечислите учреждения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
19. Какие задачи решаются в ДОУ компенсирующего вида?
20. Назовите учреждения, осуществляющие помощь детям школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. институтов / под ред. В.В.Воронковой — М., 1994.
В.Г.Петровой. — М., 1981.
Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. — М., 2003.
Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения / X. С. Замский. — М., 1999.
Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. — М., 1998.
Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г.В.Цикото. — М., 2003.
Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. — М., 1999. — Ч. 2.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / под ред. Б.П.Пузанова. — М., 2000.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. — М., 1965.
Петрова В. Г. Психология умственно отсталого школьника: Олиго-френопсихология / В.Г.Петрова, И.В.Белякова. — М., 1996.
Программы для 5 — 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. — Сб. 1. — М., 2000.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн. — М., 1979.
РАЗДЕЛ II .
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Глава 2
Источник: megaobuchalka.ru